Начнём с того, что Гроб Господень не является «гробом» в привычном значении этого термина — то есть ящиком для мёртвого тела, который можно было бы перемещать с места на место. Вот как описывал усыпальницу Иисуса игумен Даниил, посетивший Святые места в начале XII века: «Это как бы маленькая пещерка, высеченная в камне, с небольшими дверцами, через которые может, став на колени, войти человек… И когда входишь в эту пещерку через маленькие дверцы, по правую руку — как бы скамья, высеченная в том же пещерном камне: на той скамье лежало тело Господа нашего Иисуса Христа. Сейчас та святая скамья покрыта мраморными плитами».
«Погребение Христа»,картина Дирка Боутса
Распятый и воскресший
Размеры скамьи, на которой покоилось тело Христа: длина — 2 метра, ширина — 0,8 метра и высота — 0,6 метра. Над всей высеченной в скале пещерой возвели как бы «футляр» — Кувуклию. После падения Рима хозяевами Иерусалима были арабы, крестоносцы, османы. В 1555 году скамью-ложе Христа накрыли новой плитой. В 1809-1810 годах Кувуклию пришлось перестраивать заново после пожара, а в 1927 году — после землетрясения (укрепив снаружи стальными балками и стяжками). Тело Иисуса находилось в этой усыпальнице меньше трёх суток. В составляющих Новый Завет четырёх Евангелиях события излагаются следующим образом. Христос был распят на Голгофе и умер на кресте через несколько часов. Чтобы мучения не растягивались на 2-3 дня, казнённым перебивали голени, после чего, потеряв точку опоры, они умирали от удушья. Когда голени перебивали двум распятым рядом разбойникам, Иисус был уже мёртв (возможно, его добил копьём легионер Лонгин). Пилат разрешил выдать Его тело Иосифу Аримафейскому и Никодиму. Те обвили Его пеленами и уложили в гробницу, рядом с которой остались мать Иисуса и Мария Магдалина. Иудейские первосвященники попросили у Пилата выставить у гробницы охрану. Аргумент был таков — апостолы выкрадут тело Своего учителя и будут говорить о Его воскресении. Пилат ответил им с раздражением: «Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете». Какую-то охрану действительно выставили. Но воскресным утром грянул гром, сошёл ангел, могильная плита отодвинулась, а стражники поверглись в прах. Первыми пришедшие к гробу Мария Магдалина, Пётр и Иоанн увидели в усыпальнице только пелены, ставшие впоследствии ещё одной христианской святыней, известной как Туринская плащаница.
Примерно так выглядела высеченная в Гробу полка, на которой лежал Иисус.
Прежде чем Он на 40-й день вознёсся на небо, Иисус явился двум Мариям, апостолам и ещё примерно пяти сотням человек. Верующие принимают слова Евангелия как бесспорную истину. Неверующие, разумеется, выдвигают другие версии, например, в духе высказанной британским историком и писателем Робертом Грейвсом — мол, Иисус принял некий препарат, позволивший имитировать смерть, затем пришёл в себя, явился ученикам и ушёл, оставив после Себя легенду. В 70 году войска будущего императора Тита после долгой осады взяли Иерусалим, подавив так называемое Иудейское восстание. В тонкости верований иудеев римляне не вдавались, а потому поруганию подверглись также места, связанные со смертью Иисуса. Его гробницу засыпали мусором, позже замостили камнем, а при Адриане возвели на этом месте храм Венеры.
Кувуклия храма Гроба Господня
В 313 году император Константин принял христианство, а ещё через 13 лет его мать, императрица Елена, организовала в Иерусалиме работы, в ходе которых храм Венеры снесли и построили усыпальницу Иисуса. Тогда же, стараниями Елены, и началось создание огромного архитектурного комплекса, который на сегодня включает Голгофу, а также Кафоликон (кафедральный соборный храм Иерусалимской православной церкви), подземный храм Обретения Животворящего Христа, храм Святой Равноапостольной Елены, приделы шести христианских церквей, представляющих три ветви христианства. Главное сооружение всего комплекса — Кувуклия, часовня размером 6 на 8 метров, возведённая непосредственно над Гробом Господним.
Крыша Храма Гроба Господня
Общие сведения
Храм Гроба Господня в Иерусалиме или, как его еще именуют, Воскресения Христова входит в список наиболее значимых святынь не только Иерусалима, но и всего религиозного мира. Он представляет собой огромный комплекс построек, сооруженных на месте казни, захоронения и восхождения Сына Божьего Иисуса Христа. Первые упоминания о храме, расположившемся в Христианском квартале исторической части города, относятся к 4 ст. н. э. Уже тогда он был объектом массового паломничества боговеров, прибывающих в Израиль с самых разных государств.
В наши дни культовый храмовый комплекс принадлежит сразу шести православным конфессиям – сирийской, греческой, коптской, римско-католической, армянской и эфиопской. Каждая из них имеет не только свои пределы, но и часы для молитв. Помимо этого в управленческом крыле Храма действует головной офис христианской церкви Иерусалима. Но главное – именно здесь проводится ежегодный ритуал схождения Благодатного (Священного) Огня, телевизионная трансляция которого совершается по всему миру.
Верить — не верить
Именно в Кувуклии на Пасху и происходит чудо схождения Благодатного огня. Патриарх Иерусалимский, в одной рубашке и предварительно обысканный представителями других конфессий, входит внутрь часовни, откуда появляется через некоторое время с огнём, как считается, посланным самим Господом. Вся территория комплекса жёстко разграничена между представителями христианских церквей, в соответствии с подписанным ещё в 1852 году фирманом турецкого султана. Строго определён порядок богослужений. Ни одна лампадка или икона не могут быть сдвинуты или заменены без согласования с «соседями». Разумеется, то, что Божественный огонь даруется только православному патриарху, всегда вызывало ревность и раздражение. Но когда его отстраняли от церемонии, огонь не сходил и верующие начинали нервничать, боясь наступления конца света. В общем, от подобных попыток отказались. Но в самой Кувуклии патриарх находится не один, а, как правило, в сопровождении нескольких «нейтральных» свидетелей, на глазах у которых склоняется в молитве перед закрывающей Гроб Господень плитой. Через какое-то время находящийся у него в руках пучок свечей вспыхивает пламенем. Часто звучат высказывания о том, что свечи загораются от лампад, причём такие высказывания звучат как от адептов, так и от противников православия. Первые говорят не о чуде, а о церемонии с использованием лампады и носящей символичный смысл. По мнению вторых, речь идёт о «ловком фокусе», когда для возгорания свечей также используется лампада, заранее спрятанная в стене. Другие скептики пытаются объяснить «фокус», вспоминая об эффекте самовозгорания, который происходит при соприкосновении некоторых веществ с воздухом. Здесь уже каждый сам решает — верить или не верить. Но когда в октябре 2016 года археологи начали работать в гробнице, в какой-то момент вся функционировавшая в храме измерительная аппаратура вышла из строя. Вырубил её некий мощный поток энергии неизвестного происхождения.
Главный вход в храм Воскресения Господня. Слева от входа — Колонна Святого Огня. Справа вверху — часовня Богородицы Скорбящей.
Святой Гроб
Гроб Господень находится под храмом его имени. По древней традиции, пришедшей к ранним христианам из иудаизма, гробница высечена в скале, и изначально представляла собой пещеру. Сейчас сохранилась лишь часть изначальной пещеры, а вокруг самого гроба выстроена Кувуклия (подземная часовня).
Реликвия являет собой массивное каменное ложе, на которое некогда возложили тело Христа. Святой Гроб был сильно поврежден древними паломниками, и чтобы защитить реликвию от разрушения, её запечатали мраморной плитой. Последний раз мраморная плита менялась в 1555 году. В 2016 году плиту сняли, чтобы провести археологическое исследование Святого Гроба.
Для Храма Воскресения Христова гробница – это главный алтарь. Хотя на территории храма действуют шесть церквей, только греко-Православная, Католическая и Армянская апостольская церкви проводят богослужения у Гроба Господня.
Последнее ложе Спасителя
Столкнулись археологи и с другими загадками. Больше всего их удивила скамья в усыпальнице. Под накрывавшей её плитой находился слой каменных обломков, затем ещё одна плита — мраморная, с вырезанным на ней крестом, — и уже под ней сама поверхность скамьи, на которой лежало тело Христа. Что означало это каменное крошево? Возможно, охрана отнимала у паломников осколки камня, которые они норовили унести с собой на память, и оставляла в пещере. При реконструкции 1555 года само ложе для лучшей сохранности накрыли мраморной плитой, сложили на эту плиту скопившиеся осколки и сверху накрыли ещё одной плитой — каменной. Но самое удивительное заключалось в том, что поверхность ложа Спасителя оказалась нетронутой, а ведь её «современники» — боковые стены пещеры — были уничтожены ещё в начале I тысячелетия, при перестройке раннего храма Гроба Господня. Археолог Фредерик Хиберт делился впечатлениями в одном из интервью: «Это абсолютно поразительно. У меня дрожат колени, потому что я не ожидал такого… Мы не можем со стопроцентной уверенностью говорить, но, на первый взгляд, есть явные доказательства того, что гробница не пострадала за все это время». Дальнейшие исследования показали, что скамья, на которой лежал Иисус, не имела каких-либо механических повреждений, сколов или деформаций, и при этом от неё шло удивительное благоухание. Научные и ремонтные работы были благополучно завершены, но вряд ли их результаты могут как-либо повлиять на взгляды верующих и неверующих. Самому невероятному чуду неверующий найдёт объяснения, точно так же как верующий отвергнет самые логичные и убедительные доводы атеистов. При этом в истории Гроба Господня есть много лакун и неясных моментов. Одна из самых интригующих тайн связана с Русью.
Камень помазания
Краткая история
Гора, на которой возведен Храм Гроба Господня в Израиле, считается одним из самых давних мест поклонения – к ней начали приходить еще со 2 века. К сожалению, ученым не удалось установить, что именно находилось здесь в те далекие времена. Но согласно самой популярной версии на вершине стоял храм, посвященный богине красоты Афродите.
Церкви Св. Елены
Ситуация изменилась лишь спустя несколько тысячелетий, когда мать императора Константин I Елена приказала возвести на месте языческого алтаря христианскую базилику. В процессе раскопок, проведенных перед началом строительства, именно ей посчастливилось найти уникальные святыни, связанные с Иисусом! Речь шла о Животворящем Кресте Господнем, 4 гвоздях, табличке с надписью INRI и пещере, в которой предположительно был похоронен Сын Божий. Именно эти находки и послужили причиной посвятить церковь Мессии. Освящение нового комплекса прошло в 335 году в присутствии императора, членов его семьи и священников, прибывших в Израиль из других стран.
В начале 11 столетия Храм Воскресения Христова был почти полностью снесен по приказу «безумного египетского халифа» Аль-Хаким-Амруллаха. Потери были настолько большими, что последующая реконструкция сооружения заняла почти полвека. Но это далеко не все испытания, которые выпали на долю главной святыни Иерусалима. Впереди были погромы, природные катаклизмы и серьезные пожары. Последний, случившийся в 1808 году, нанес урон всем постройкам и элементам декора. Это не только повлекло за собой очередные ремонтные работы, но и привело к большим переменам «во внешности».
После того, как Иерусалим был завоеван войсками Саладина, комплекс перешел во владение мусульман. Несмотря на то, что Храм был, остается и будет меккой для всех христиан, ключи от него хранятся в древней мусульманской семье. Главной причиной для такого решения стало желание религиозной верхушки избежать появления конфликтных ситуаций между представителями разных конфессий.
Архитектура храма
На фото Храма Гроба Господня в Израиле, представленных в туристических проспектах, четко видно, что он состоит из нескольких архитектурных сооружений. Рассмотрим лишь основные.
Главный вход
Фасад церкви со стороны главного входа считается одним из лучших образчиков романской архитектуры 12 столетия. Изначально соединенные между собой люнеты портала были украшены мраморными панно, изображающими Захоронение Спасителя и Вход Господа в Иерусалим. Позже они были пожертвованы Музею Рокфеллера.
Не меньшего внимания заслуживает и территория, расположенная по правую сторону от двери. Там можно увидеть деревянный люк, который прикрывает гробницу Филиппа д’Обинье, французского рыцаря, защищавшего императора Фридриха II при въезде в город. К слову, возраст самой двери насчитывает не одну тысячу лет – она была заложена еще при Салах-ад-Дине.
Колонна Святого Огня
Следующей достопримечательностью храмового комплекса является коринфская колонна, выполненная из белого мрамора и украшающая левую часть портала. В отличие от других точно таких же пилястров в одну из Великих суббот она просто раскололась. Возможно, причины этого явления можно было бы легко объяснить с точки зрения физики, однако религиозная община склонна верить в божественное происхождение этого дефекта. Дело в том, что в те времена между армянами-антихалкидонитами и православными велись яростные споры по поводу пасхалии. Последние отмечали Пасху на целых 7 дней раньше. В результате османский правитель приказал запереть Храм и не пускать православных на ежегодную службу. Возмущенные таким решением верующие во главе со священнослужителями Афанасием и Парфением пришли молиться к дверям. Внезапно поднялся ветер, собрались темные тучи и раздался мощный грохот. Он и расколол колонну, из середины которой вдруг возник Святой Огонь.
Часовня Скорбящей Божьей Матери
Часовня Скорбящей Богоматери представляет собой небольшое сооружение, возвышающееся в восточной оконечности двора и служившее прихожей Голгофского придела. Ее часто называют франконской каплицей или капеллой Совлечения риз – это связано с событиями, произошедшими после казни Иисуса Христа. Ученые считают, что именно в этом помещении римские солдаты занимались дележкой вещей умершего Мессии.
Триумфальная арка
Живописные фото Храма Гроба Господня в Иерусалиме (Израиль) указывают на то, что Триумфальная арка или Арка Мономаха, совмещенная с внутренними помещениями только небольшой ступенькой, является одним из самых красивых сооружений комплекса. Ее построили в память о Константине IX, римском правителе, проводившем восстановление церкви в 1048 году.
Главным украшением этого сооружения можно назвать балконы, обустроенные по обе стороны от прохода и повернутые к Кувуклии. До 1917 года в них размещались консулы, президенты и почетные гости из главных православных государств, приезжавших в Израиль на торжественные богослужения. Помимо этого под аркой можно увидеть каменную перемычку с надписью, прославляющей «Матерь Церквей Божих».
Камень помазания
Камень помазания в Храме Гроба Господня, лежащий прямо у входа, скрыт за плитой из белого мрамора. К ней желает прикоснуться каждый, кто сюда приходит, ведь именно на этом месте, если верить древним преданиям, лежал распятый Христос. Над священной реликвией горит 8 лампадок, символизирующих сферы влияния религиозных конфессий. Камень мироточит смесью, в состав которой входит 40 не встречающихся в природе компонентов. К ним относятся и благовония, которыми наши предки очищали тела умерших перед погребением.
В течение нескольких десятков лет ученые пытаются понять природу этого явления. Но ни круглосуточные видеосъемки, ни пристальное наблюдение за камнем, ни всевозможные анализы так ничего и не дали. Однако тысячи паломников, приезжающие в Израиль, ищут здесь не научные доказательства и объяснения, а успокоение и возможность исцелиться.
Внутреннее убранство
Храм Гроба Господня в Иерусалиме, фото которого присутствуют в большинстве туристических проспектов Израиля, состоит из 3 частей.
Храм Воскресения
Храм Воскресения Господня или Кафоликон, расположившийся в центральной части комплекса, отгорожен от других не достающими до потолка стенами. Первоначально он включал в себя несколько святилищ, однако греческая реконструкция кардинально изменила общую структуру сооружения. Помимо боковых стен, которые также появились по ее окончанию, в церкви установили высокий иконостас, два 2 тронных места (для Патриарха Израиля и его эпитропа), а также галерею с тремя балкончиками, с которых священник читает тексты Евангелия.
Под куполом Кафоликона, возвышающимся над его северной частью, находится «мезомфалос». Он представляет собой мраморную полусферу, размещенную на специальной подставке и указывающую на так называемый «пуп Земли». Сам купол украшен мозаикой, изображающей 12 святителей, Деву Марию, Св. Иоанна и двух главных ангелов-хранителей — Гавриила и Михаила. Ниши между окнами декорированы портретами ангелов, сделанными в наши дни. Храм Господнего Воскресения окружают широкие галереи. В одной из них можно увидеть Аркаду Девы – величественные 4-х гранные обелиски и колонны, среди которых виднеются остатки мраморного строения императора Адриана.
Храм на Голгофе
Попасть в эту зону храмового комплекса можно по лестнице из 13 ступеней, расположенной у входа в Кафоликон. Здесь находятся 2 нефа (для православных и католиков) и отверстие в земле, откуда изъяли крест (обозначено кругом серебристого цвета). Опустив руку в углубление, можно коснуться Голгофы, места, где казнили Христа. Рядом с серебряным кругом есть 2 черных – они указывают на кресты преступников, убитых вместе с Пророком. В близстоящей скале есть довольно заметная трещина. Говорят, что она появилась одновременно с последним вздохом мученика.
Кроме того с Голгофой в Израиле связано еще одно интересное придание. Считается, что на месте будущего распятия был захоронен Адам, прародитель всего человечества, выгнанный из Рая по причине грехопадения. Кровь Христа, просочившаяся сквозь землю, попала на останки первого человека и искупила грехи.
Часовня Гроба Господня
Мраморная Кувуклия, сооруженная над Гробом Господним, включает в себя две части – пещеру, ставшую усыпальницей Иисуса, и Ангельский придел. Именно здесь в Пасхальную Субботу зажигают Священный огонь, который затем разносится по всей планете.
Посреди часовни стоит пьедестал с куском священного камня, отломанным ангелом. Во время литургии его используют в качестве престола. Вдоль стены горят лампадки – 15 штук в 3 ряда (по количеству исповеданий). Вход в Кувуклию декорирован мраморным порталом, по одну сторону которого изображен архангел Гавриил, а по другую – жены-мироносицы. Не меньшего внимания заслуживает и мраморный полог, расположенный в верхней части портала. Нанесенная на него надпись указывает на воскрешение Сына Божьего.
Главной же достопримечательностью часовни является Тридневное каменное ложе Христа, установленное в небольшой камере. Когда-то оно находилось в вольном доступе, но в 1812 году было закрыто мраморной плитой, защищающей святыню от вандалов. На полках, прибитых около Тридневного ложа, стоят иконы Воскресения – по одной от каждой православной конфессии.
Как добраться?
Храм Гроба Господня в Иерусалиме (Израиль) находится по адресу 1 Helena Str., Old City, P.O.B. 186, Jerusalem. Попасть в него можно несколькими способами.
Способ 1. Пешком со Старого города
Пройти на территорию главной израильской святыни можно как с Христианского квартала, так и с ул. Сук Хан аз-Зейт.
Способ 2. На автобусе:
- №99, 13, 41, 19, 30, 20 транспортной – ходят до Яффских ворот Старого Иерусалима;
- №38 – курсирует до Еврейского квартала;
- №1, 2, 3 и 21 – останавливаются у Дамасских ворот.
Важно! Маршрут лучше уточнить на ресепшене отеля.
Способ 3. На легком метро
Надземное метро Иерусалима, больше напоминающее обычный трамвай, представлено одной веткой – «City Hall» — «Damascus Gate». Первая станция находится около Новых ворот. Вторая – возле Дамасских.
Способ 4. На такси
Этот вариант считается не только самым удобным, но и самым дорогим. Тем, кто хочет сэкономить, советуем выходить около Новых ворот – они ближе всего к Храму.
Время работы
График работы храмового комплекса в Израиле зависит от времени года.
Лето (апрель – сентябрь):
- Пн.-сб. – с 5.00 до 21.00;
- Вс. – с 5.00 до 20.00.
Зима (октябрь – март):
- Пн.-вс. с 4.00 до 19.00.
Важно! Более подробную информацию можно получить на официальном сайте: churchoftheholysepulchre.net/
Полезные советы
Решив посетить святыню, обязательно учтите несколько важных моментов:
- Наименьший наплыв туристов наблюдается ранним утром (около 8.00) и под вечер (16.00-17.00). В это время можно спокойно осмотреть достопримечательности, сделать снимки на память и прикоснуться к камню миропомазания в Храме Гроба Господня;
- Комплекс часто закрывают чуть позже указанного времени, поэтому не спешите покидать его территорию;
- Перед поездкой узнайте, не припадают ли на период вашего пребывания в Иерусалиме большие христианские праздники. Из-за огромного количества паломников попасть в церковь будет сложно;
- На ежедневных богослужениях могут присутствовать все желающие. Единственное условие – надлежащий внешний вид и соблюдение основных правил;
- В храме действует дресс-код, поэтому во время его посещения нельзя надевать короткие юбки, шорты, платья с декольте, обувь на каблуках, а также облегающие и слишком яркие наряды. Женщинам необходимо прикрыть голову платком;
- Не забудьте подобрать удобную и максимально закрытую обувь – ходить здесь придется много;
- Если вы хотите, чтобы ваших близких упомянули во время молитвы, напишите их имена на листе бумаги и отдайте его одному из монахов. Имен должно быть не более 10, падеж – именительный, текст – на кириллице. Лишних слов быть не должно, ведь записки читают священнослужители, не знающие русского языка.
И еще один нюанс. После посещения комплекса многие спрашивают, как использовать свечи из Храма Гроба Господня. Во-первых, нужно отметить, что продают их пучками по 33 штуки в каждом. Иерусалимские свечи принято поджигать от Благодатного Огня и гасить специальным колпаком либо голыми руками (задувать пучок нельзя). Далее связку везут домой, ни в коем случае не разделяя ее на части. Считается, что иерусалимские свечи хранят в себе животворящую силу и являются невероятно мощным оберегом. Мало того, эти же качества получает каждая свеча, зажженная от священной связки.
Храм Гроба Господня в Иерусалиме (Израиль) – это не только важная историческая достопримечательность, но и главный символ христианской религии. Здесь все настолько пропитано духом того времени, что даже законченные атеисты начинают ощущать небесную благодать. Не верите?! Что ж, у вас есть все шансы испытать это на себе. Удачного вам отдыха и новых удивительных открытий!
Автор: Ольга Мусиенко
Разгром крестоносного «спецназа»
Считается, что самая ранняя плита, покрывавшая ложе Спасителя, была отправлена в столицу Византийской империи. Однако в 1204 году, получив рапорт от захвативших Константинополь крестоносцев, папа Иннокентий III с ужасом обнаружил, что в списке трофейных святынь эта плита отсутствует. Куда же она делась? В одной из новгородских былин рассказывается о том, как Василий Буслаев увёз на Русь крышку Гроба Господня. Былина, конечно, произведение художественное, да Буслаева нельзя со всей ответственностью назвать лицом историческим. Но вот запись из IV Новгородской летописи, датированная «В лето 6719» (то есть в 1211 году), где говорится о персонаже, существовавшем в реальности: «Тогда же было пришёл Добрыня Ядрейкович из Цареграда и привезе с собою Гроб Господень, а сам пострижен на Ху-тыни у Святого Спаса». Итак, некий новгородский боярин Добрыня Ядрейкович, вернувшись на родину через семь лет после захвата Царь-града «латинянами», привёз с собой «Гроб Господень». Логично предположить, что речь шла всё-таки не о Гробе, а о закрывавшей последнее ложе Христа плите. При разорении Царьграда бравый новгородец постарался спасти святыню от крестоносцев, в которых он (учитывая тогдашние конфликты между православными и католиками) видел не столько защитников, сколько поругателей веры Христовой. Такое деяние требовало великой награды, и, в общем, понятно, что, постригшись в монахи, он вскоре становится настоятелем едва ли не самой почитаемой в новгородских землях Варлаамо-Хутынской обители. Однако известие о том, что плита от Гроба Господня находится у схизматиков, конечно, дошло до «латинян» и должно было вызвать у них ярость. Не этим ли объясняется странный поход «псов-рыцарей» 1240 года, закончившийся Невской битвой? Слишком уж много вопросов он вызывает и по своей мотивации, и по немногочисленности крестоносного войска, и по огромному резонансу, который в масштабах Руси вызвала пограничная, в сущности, стычка. Всё становится на свои места, если предположить, что отряд крестоносцевсобирался не покорять Новгород, а лишь захватить важную для всего христианского мира святыню. Но, высадившись в устье Ижоры, европейский «спецназ» расслабился, а местные жители предупредили князя Александра. Тот воспользовался расслабленностью противника, нанёс внезапный удар и одержал победу, которая в глазах соплеменников воспринималась как свидетельство того, что Бог ещё не оставил Русь Святую. Однако, учитывая, что Русь находилась под игом монголов, нарываться на дополнительные неприятности как-то не хотелось, и факт обладания столь важной святыней новгородцы старались лишний раз не афишировать. Могло всё быть именно так? А почему бы и нет?
Конфессии и установленные ими порядки
Так как храм является основой христианства, шесть конфессий имеют права на проведение службы внутри него. У всех из них есть собственный придел, каждой отведены определенные часы для молитв. Так, православной церкви отданы Голгофа и Кафоликон. Литургия в Кувуклии проводится по очереди в разные часы.
Чтобы царила мирная ситуация во взаимоотношениях конфессий, ключи от храма переданы мусульманской семье с 1192 года. Право открывать врата отдано другой мусульманской семье. Хранители ключей неизменны, а обязанности в обоих случаях передаются по наследству.
Московский след
После 1492 года упоминания о пребывании святыни в Новгороде из летописи исчезают, но, в общем, не так сложно предположить, куда она могла деться — в Москву. И храниться, конечно, она должна была в главном соборе Кремля — Успенском. В 1610-1612 годах в Кремле разместился польско-литовский гарнизон, предводители которого при первом же случае не преминули бы отправить подобную реликвию к себе на родину. Но, видимо, этой возможностью не воспользовались. Историк Андрей Синельников отметил, что в современных описаниях Успенского собора фигурирует экспонат, обозначенный как «шатёр для реликвий». Надпись на нём гласит: «Божиею милостию по благословению и по повелению великого господина святейшего патриарха Филарета… при державе благоверного и благородного христолюбивого великого государя… Михаила Фёдоровича Всея Руси самодержца… в трое на десятое лето государства.. , в шестое лето патриаршества Филарета Патриарха Московского и Всея Руси зделанное бысть сия решётка в соборую церковь около Гроба Господня в лето 7133 года месяца сентября 30 дня». То есть получается, что шатёр предназначался именно для хранения крышки Гроба Господня, и в 1625 году (7133 год в надписи) она ещё имелась в наличии. Но вот куда делась потом? Виноваты ли в этом московский пожар 1812 года или богоборческая кампания большевиков в 1920-х — 1930-х? Впрочем, не исключено, что и сегодня эта святыня хранится в Успенском соборе среди не атрибутированных — или не афишируемых — предметов.
Сенсация или ошибка?
В 1980 году в иерусалимском районе Восточный Талпиот был найден склеп, который, по мнению документалиста Симхи Якобовича и автора «Титаника» Джеймса Кэмерона, является настоящей усыпальницей не только Иисуса, но и членов его семьи. В склепе находились оссуарии — каменные ящики, в которые укладывали кости усопших после того, как они иссушатся, пролежав на полке в гробнице. Из надписей на оссуариях следует, что в них похоронены останки «Иисуса, сына Иосифа», одного из его братьев — Иосии, останки двух Марий, какого-то Мати (возможно, апостола Матфея) и человека, называемого «Иуда, сын Иисуса».
Автор: Максим Лукошков
Журнал: Загадки истории №13, март 2022 года