Псалом 49 «Бог богов Господь глагола»


Текст псалма 49

Самыми популярными вариантами молитвы являются церковнославянская и русская, современный перевод. Первый текст христиане слышат в храмах во время богослужений, его также не запрещено использовать для келейного обращения к Единому Творцу. Второй – достойная альтернатива, с которой неподготовленные праведники могут лучше понять смысл древнего произведения.

С ударениями на церковнославянском языке

На русском языке

Текст молитвы псалом 49

На церковнославянском языке с ударениями

Псалом Асафу

1 Бог бого́в Госпо́дь глаго́ла и призва́ зе́млю от восто́к со́лнца до за́пад.

2 От Сио́на благоле́пие красоты́ Его.

3 Бог я́ве прии́дет, Бог наш, и не премолчи́т: огнь пред Ним возгори́тся, и о́крест Его бу́ря зе́льна.

4 Призове́т Не́бо свы́ше и зе́млю разсуди́ти лю́ди Своя́.

5 Собери́те Ему преподо́бныя Его, завеща́ющыя заве́т Его о же́ртвах.

6 И возвестя́т небеса́ пра́вду Его, я́ко Бог судия́ есть.

7 Услы́шите, лю́дие мои́, и возглаго́лю вам, Изра́илю, и засвиде́тельствую тебе́: Бог, Бог твой есмь Аз.

8 Не о же́ртвах твои́х обличу́ тя, всесожже́ния же Твоя́ предо Мно́ю суть вы́ну.

9 Не прииму́ от до́му Твоего́ тельцо́в, ниже́ от стад твои́х козло́в.

10 Яко мои́ суть вси зве́рие дубра́внии, ско́ти в гора́х и воло́ве.

11 Позна́х вся пти́цы небе́сныя, и красота́ се́льная со Мно́ю есть.

12 Аще вза́лчу, не реку́ тебе́: Моя́ бо есть вселе́нная и исполне́ние ея́.

13 Еда́ ям мяса́ ю́нча или́ кровь козло́в пию́?

14 Пожри́ Бо́гови же́ртву хвалы́ и возда́ждь Вы́шнему моли́твы Твоя́.

15 И призови́ Мя в день ско́рби твоея́, и изму́ тя, и просла́виши Мя.

16 Гре́шнику же рече́ Бог: вску́ю ты пове́даеши оправда́ния Моя́ и восприе́млеши заве́т Мой усты́ твои́ми?

17 Ты же возненави́дел еси́ наказа́ние и отве́ргл еси́ словеса́ Моя́ вспять.

18 Аще ви́дел еси́ та́тя, текл еси́ с ним, и с прелюбоде́ем уча́стие твое́ полага́л еси́.

19 Уста́ Твоя́ умно́жиша зло́бу, и язы́к твой сплета́ше льще́ния.

20 Седя́, на бра́та твоего́ клевета́л еси́ и на сы́на ма́тере твоея́ полага́л еси́ собла́зн.

21 Сия́ сотвори́л еси́ и умолча́х, вознепщева́л еси́ беззако́ние, я́ко бу́ду тебе́ подо́бен. Обличу́ тя и предста́влю пред лице́м твои́м грехи́ Твоя́.

22 Разуме́йте у́бо сия́, забыва́ющии Бо́га, да не когда́ похи́тит, и не бу́ет избавля́яй.

23 Же́ртва хвалы́ просла́вит Мя, и та́мо путь, и́мже явлю́ ему спасе́ние Мое́.

На русском языке

Псалом Асафа

1Бог Богов, Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада.

2 С Сиона, который есть верх красоты, является Бог,

3 грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря.

4 Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой:

5 «соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве».

6 И небеса провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог.

7 «Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог.

8 Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною;

9 не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих,

10 ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор,

11 знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною.

12 Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее.

13 Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?

14 Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои,

15 и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня».

16 Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои,

17 а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?

18 когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься;

19 уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство;

20 сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь;

21 ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои].

22 Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, — и не будет избавляющего.

23 Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие».

История псалма 49

49-ый псалом стоит рассматривать, как сборник нравоучительных стихов, написанных Асафом в период правления пророка Давида. В этом произведении автор поднимает такие важные темы: поклонение людей Господу, исполнение заповедей. По требованию царя богослужение проводилось в торжественной ослепляющей блеском обстановке. Так, правитель делал акцент на том, что исполнять ритуалы крайне важно.

С этим Асаф не согласен, его цель – рассеять ложный взгляд. Самостоятельно рассеял их и сам Давид, случилось это при перенесении Ковчега Завета на гору Сион, тогда пророк требовал от народа нравственной чистоты. Содержание псалма 49 можно сравнить с содержанием песен, написанных царем. Это навело экспертов на мысль, что Асаф был современником знаменитого псалмопевца.

История написания и значение псалма

Послание к Творцу, наполненное нравоучительными стихами, написано Асафом, одним из левитов, священником во время правления царя Давида. Асаф представил свой псалом двумя темами: поклонение Богу людьми и исполнение 10 Заповедей Господних.


Пророк Асаф принадлежал к сословию священников и был начальником музыкального хора

Два греха особенно высветил левит при храме:

  1. Формальное, без приложения сердца, поклонение Богу.
  2. Лицемерное, не на основе 10 заповедей, отношение к ближним.

Псалом 49 написан для христиан, которые познали силу любви Господа, считают себя чадами Церкви, но продолжают безрассудно грешить. Часто служение и поклонение Всевышнему Создателю превращается в лицемерное ритуальное служение под личиной благочестия.

Важно! В хвале и прославлении Творца христиане должны не забывать о милости один к другому, в любви, чтобы словами псалмопевца при необходимости наставить или предостеречь от греха друг друга.

Назначение Псалма 49:

  • порицание тех людей, которые при внешнем исполнении религиозного долга ведут мирскую жизнь, убрав из нее молитвенные воззвания и хвалу Богу;
  • пророческое возвышение прославления будущего Мессии;
  • представление времени Суда, на котором Творец от каждого потребует отчет, как ты славил Господа, приносил Ему жертву хвалы и почему лицемерием заменил искреннюю любовь.

Читая псалом 49, каждый верующий должен «примерять» его к своей православной жизни, чтобы в один день быть готовым ответить за все поступки и мысли.

Когда читают псалом 49?

Молитва-предостережение была актуальна для древних евреев, таковой она является и сейчас, в глазах православных христиан. Часто бывая в церкви, принимая участие в таинствах, человек не обязательно имеет в душе главное – истинную искреннюю веру. Автор псалма 49 призывает людей сосредоточиться на внутреннем подвиге. Другими словами, он просит праведников задуматься о своей жизни, принять ответственность за свои помыслы, слова, поступки.

Келейно песнь читают в таких случаях:

  • когда необходимо наставить на путь неверующих;
  • для вразумления близких без риска возникновения конфликта.

Произносить молитву можно на русском и на церковнославянском, принципиального значения это не имеет.

Толкование

Многие специалисты настаивают на том, чтобы псалом 49 называли назиданием, но не молитвой или хвалебной песней. Таким образом, в тексте его имя Господа прославляется, но акцент сделан на необходимости предостережения праведниками друг друга. Автор адресует строки тем, кто относится к религии, как к ритуальному служению.

Он осуждает жертвоприношение, которое сопровождается искренним покаянием. Обличению подвержены и те, кто называет себя чадами Церкви, но в жизни не стесняются лицемерить, не придерживаться Божьих заповедей. Такой путь для христиан, по мнению псалмопевца, является гибельным.

Асаф описывает страшный суд, по ходу которого Бог Господь строго разбирает деяния избранного народа. Он обвинит евреев в служении Ему «формально», ведь вместе с приношением жертв от смиренных сердец они лицемерно относились к ближним.

Смысл произведения открывается тем, кто находит время для тщательного разбора толкования стихов псалма 49:

  • Стих 1 и 2: величается Всевышний, правящий миром.
  • Стих с 3 по 6: описывается судьба христиан, называющих себя праведниками, но не являющихся таковыми. Автор подчеркивает, что их ждет справедливый суд.
  • Стих с 7 по 13: рассуждения на тему отношения Бога к евреям. Он осуждает их за формальный характер служения, совершенные ритуалы жертвоприношения. В последних, по мнению автора, Господь не нуждается, ведь все живое, включая скот и зверей в лесу, и так принадлежит Ему. Таков ритуал изначально был учрежден для людей, которые уповают на Него.
  • Стих 14 и 15: Всевышний нуждается в искренней вере человечества в Него. Главной жертвой людей должна стать жертва благоговения, то есть, христианам нужно жить по заповедям, восхвалять Бога.
  • Стих с 16 по 23: евреи погрешили безнравственностью и лицемерием, в чем их и обвиняет автор. Господь знает об истинных помыслах рабов Своих, поэтому нет смысла надеяться на то, что грехи человека останутся незаметными для ока Всевышнего. Спасение будет даровано тем, кто не останавливается на восхвалении Господа, кто стремится к благочестивой жизни.

Читаем Псалтирь. Псалом 49

Аудио

Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири. – Дорогие братья и сестры, мы с вами будем разбирать 49-й псалом. Как и прочие, он имеет надписание: «Псалом Асафу», одному из тех, кто руководит псалмопевцами. Он перекликается с 48-м псалмом – так же говорит о последних временах и об ответственности человека перед Господом, о Суде, перед которым он предстанет и будет отвечать за прошедшую жизнь.
«Бог богов Господь глагола и призва землю от восток солнца до запад». Каких богов? Мы должны четко понимать, что богами здесь называются праведные люди, идущие за Богом, и те начальствующие, которые возглавляют суды, правят народом и прислушиваются к слову Божию, исполняя Его Закон. «Бог богов Господь глагола…», то есть Господь обращается ко всем людям, живущим на земле. «…и призва землю от восток солнца до запад». Когда говорится «от востока солнца до запад», этим показано, что Господь объемлет всю землю и обращается ко всем, живущим на земле.

«От Сиона благолепие красоты Его». Здесь говорится о духовной красоте и о Сионе как о месте, где Господь принимает особое служение, где построен дом Бога Живого. Иерусалим, Сион – это все синонимы благодатного места, а в Ветхом Завете самое благодатное место – там, где был Иерусалимский храм как место пребывания Живого Бога. О какой же красоте здесь говорится? Мы всегда говорим, что Псалмопевец не просто делится некими впечатлениями; он пророк, пророчествует о будущих временах – здесь он пророчествует и о христианской Церкви, которая будет распространена по всей земле: она тоже место, где пребывает Живой Бог.

«Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна». «Бог яве приидет…» – здесь псалмопевец Давид говорит о Пришествии Христа Спасителя на землю: Он «яве» пришел, но в то же время Его Первое Пришествие было тайное, сокрытое и от человека, и от врага рода человеческого, который не смог Его узнать. «Ты ли еси Сын Божий?», – вопрошает он Его. «Если Сын Божий, то сделай то-то и то-то». То есть для него тоже было сокрыто явление Христа. А вот Второе Пришествие Христово будет явным: «Бог яве приидет…», то есть явным образом придет Бог, «…и не премолчит», ведь Он – Бог наш. Каким будет Его явление? Действительно явным для всех – все народы и концы земли, вся вселенная увидят нашего Бога. Как молния, явится Господь, от одного края до другого, будет явным и видимым Его Пришествие. «…огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна». Как невозможно пройти мимо бури, чтобы ее не увидеть, так невозможно будет не увидеть явления Господня. Его Второе Пришествие будет как гром, молния, сотрясание воздуха – все это привлекает внимание человека, как сотрясание самой земли: не будет ни одного человека, который не увидит Христа, пришедшего на землю.

«Призовет Небо свыше и землю разсудити люди Своя». Чтобы обличить людей и явить суд над ними, Господь призовет Небо свыше и землю. Святые отцы немного расходятся или друг друга дополняют в толковании этого места Священного Писания. То есть Господь призовет и праведников, и грешников во свидетельство, чтобы осудить людей, Небо и землю, – ничто невозможно будет утаить от Бога, но все будет явным и будет свидетельствовать о жизни человека, о его добрых делах или его неправде, совершенной им на земле. Помните, в Священном Писании говорится: «Если человек умолчит, то камни возопиют о делах Божиих»? О делах человеческих будут говорить даже неодушевленные предметы, они будут свидетельствовать о совершенных человеком добрых делах. По этому поводу в Церкви есть много различных иносказаний, когда даже кирпич, положенный в церковное здание за какого-то человека, будет свидетельствовать о молитве за этого человека и за доброе дело, сделанное во имя его. Вот почему в Церкви есть традиция именных кирпичиков, вложенных в церковное здание или в ограду церковную: на них пишется имя человека – во имя кого влагается этот кирпич или этот камень. И эти камни будут свидетельствовать. Есть предание, что некий добрый человек совершал доброе дело – убирал в церкви, мыл церковный пол и стены, которые потом свидетельствовали об этом добром деле, совершенном во имя Господа и спасения собственной души. То есть все доброе, что совершает человек, и злое, что он творит, – все это впитывает в себя неодушевленный, вещественный мир, и он тоже будет свидетельствовать на Страшном Суде о нашей жизни, о наших делах, и ничто не будет утаено от Господа. Господь, чтобы правильно обличить человека, рассудить его, призовет Небо свыше и землю. Все святые отцы говорят, что если призовет Небо и землю, то ангелы Божии тоже будут свидетельствовать о жизни нашей и всех делах, совершенных в течение всей жизни. Ангелы-хранители, неотступно пребывающие с нами, будут свидетельствовать о жизни человека.

«Соберите Ему преподобныя Его, завещающыя завет Его о жертвах. И возвестят небеса правду Его, яко Бог судия есть». Кого же здесь называет преподобными Господь? Праведных людей, которые уподоблялись во всем Богу, жили и исполняли во всем Закон Божий, «завещающыя завет Его о жертвах», то есть выполняли завет Бога о жертвах и поступали так, как предписывалось Законом. Если мы отмечаем, что этот псалом больше говорит о жизни иудеев, то, естественно, мы должны четко понимать, что для них было свято, а свято для них было исполнение Закона. Он предписывал приносить жертвы: если ты жертвы не приносишь, то ни о какой праведности не следует говорить. Но если ты исполняешь все это, то уподобляешься Богу.

«И возвестят небеса правду Его, яко Бог судия есть». Почему небеса возвестят правду? Да потому, что Бог судия есть, Он имеет право судить человека, все во власти Бога, Он – Творец и Создатель, и Ему подчиняется вся вселенная. Он может изменить законы, Он спрашивает за исполнение Закона. И если Он судия, то мы должны сказать Богу о своей жизни. Через все это мы посвящаемся Богу. Если мы посвящены Богу, значит, мы должны жить согласно тем обетам, что даем.

«Услышите, людие мои, и возглаголю вам, Израилю, и засвидетельствую тебе: Бог, Бог твой есмь Аз». Здесь Бог обращается к людям. Очень важно, и Господь всегда на это обращает внимание, чтобы каждый слышал Бога: «Всякий, имеющий уши, да слышит». И Бог не случайно обращается к людям: «Услышите, людие мои…», то есть не просто послушайте и пропустите эту фразу мимо своего сознания, а именно услышьте – каждое слово мы должны принимать, когда к нам обращается не кто-нибудь, а Бог. «Услышите, людие мои…», и подчеркивает, что вы – люди Мои. Он не обращается к тем, кто не познал Его, Он не обращается к язычникам, неверным, несущим скверну в эту жизнь, но Он обращается к Своим людям. В данном случае, если Бог обращается через пророка Давида уже к сегодняшнему времени, то Он обращается к каждому из нас. А кто является людьми Божиими? Те, кто приняли таинство Крещения. Мы – люди Божии, это к нам обращается Господь. Он хочет нам сказать что-то важное, и мы должны внимать этому слову.

«…и возглаголю вам…». Кому возглаголю? Израилю. Господь очень четко подчеркивает через псалмопевца Давида, что люди Его – Израиль: «…и засвидетельствую тебе: Бог, Бог твой есмь Аз». «Не кто-нибудь к тебе обращается. Почему ты должен обратить свое внимание, напрячь слух свой, внимать? Ты – народ Мой, ты – Израиль Мой, а Я – Бог Твой, Творец, Создатель. Я – тот, Кто делает тебе благо в течение всей жизни. Я выводил тебя из плена, спасал тебя из рук вражьих, избавлял от работы рабской. Я благо делаю тебе и на частном уровне, лично каждому. Я посылаю тебе милость и прощаю грехи твои. Я – Бог твой. Поэтому Я сейчас буду говорить, а ты на это обрати внимание как Мое творение, потому что Сам Творец говорит тебе».

«Не о жертвах твоих обличу тя, всесожжения же твоя предо Мною суть выну». О чем Господь будет говорить? Не о жертвах. Да, жертвы нужны Богу, и ты приносишь их, ты все делаешь по Закону, правильно; эти жертвы всесожжения действительно возгораются пред Ним, и Он их видит. Но важность заключается не в этом. А в чем же?

«Не прииму от дому Твоего тельцов, ниже от стад твоих козлов». Господь говорит, что и язычники приносят жертву – с холодным сердцем, без какого-то внимания, без работы над собой. Ему не нужно такое исполнение внешнего закона, Он не примет именно такой жертвы: она должна приноситься, но не таким образом. Бог заповедал ветхозаветному человеку жертвоприношение не ради того, что оно нужно Богу, а ради того, чтобы человек не забывал Бога, чтобы он шел внешней канвой, но прилагал к этому большее усердие, то есть продолжал совершенствоваться. Это как молитва: если она совершается внешне, то она не принимается Богом. «Устами чтут Меня, – говорит Господь в Новом Завете, – а сердце далече отстоит от Меня». К внешней жертве должна прилагаться внутренняя работа каждого, кто верит в истинного Бога, почитает Его – он должен стремиться исполнять Закон Его, но исполнять его во всей правде, в чистоте, прилагая всяческие усилия.

«Яко мои суть вси зверие дубравнии, скоти в горах и волове. Познах вся птицы небесныя, и красота сельная со Мною есть». «Все Мое, – говорит Господь. – Вы думаете, Я питаюсь этими жертвами, которые вы приносите? Нет, Я – Господин, Я – Создатель этого мира, и все то, что вы Мне приносите, Я и Сам могу взять. Все из того, что вы приносите в жертву, Мне принадлежит». Надо сказать, что ветхозаветный человек приносил в жертву Богу овец, козлов, тельцов, птиц небесных. «…и красота сельная со Мною есть» – это плоды, созревающие на поле. И елей приносили в жертву Богу и возжигали его, поэтому Господь перечислил все это, чтобы люди не думали, что Он этим питается; все и так принадлежит Ему.

И дальше Он говорит: «Аще взалчу, не реку тебе: Моя бо есть вселенная и исполнение ея. Еда ям мяса юнча или кровь козлов пию?» То есть Господь говорит: «Если бы Я взалкал, то все, что есть на этой земле, Я в любой момент мог взять Себе – это Мне принадлежит». Ветхозаветная жертва – это прообраз Единой Жертвы, Пасхи нашей, когда Господь уже Сам Себя приносит в Жертву. Поэтому жертва сохраняется, и до конца Ветхого Завета Господь не упраздняет ее. Видя соблазны и искушения, видя перекос ветхозаветного человека только в одну сторону, что тот исполняет внешний Закон, но духовно не возрастает, Господь все равно не отменяет ее, но большего хочет от человека. И через пророка Давида говорит: «Не ищите внешней жертвы, не думайте, что Я питаюсь этим, Я – Господин вселенной и все в этом мире принадлежит Мне».

«Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы Твоя. И призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя». Что такое «пожри Богови жертву хвалы»? Богу нужно прославление Его, служение. Прославляется Бог через наши дела и поступки. «И воздаждь Вышнему молитвы твоя» – нужна сугубая, усердная молитва. Святые отцы говорят, что под молитвой здесь понимается не только молитва как общение с Богом, но еще и те добрые дела, которые человек должен творить. Ведь молитва – и есть то добро, которое мы несем в жизнь. Когда мы прославляем Бога? Когда открываем Его людям. Когда мы совершаем добрые дела, тогда начинаем в полноте, истине и правде общаться с Богом. И само служение должно быть истинным, глубоким – только в полноте служения Богу мы получаем оправдание. И полнота служения – через добрые дела, через славословие, хваление, благодарение – должна быть истинному Богу. А кто есть Бог? Как имя Бога? Какому Богу мы должны служить? И вот здесь Псалмопевец пророчествует о Святой Троице, говоря: «Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы Твоя. И призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя». То есть: «Послужи Богу Отцу и воздаждь Вышнему (то есть Богу Сыну) молитвы Твоя. И призови Мя (Духа Святого) в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя». Вот так здесь раскрывается глубочайший смысл служения Святой Троице. Бог всегда явит тебе помощь и никогда не оставит тебя, и ты всегда можешь прославлять Бога, когда истинно почитаешь Его.

«Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими?» Господь говорит грешнику: «Почему ты только устами чтишь Меня? Говоришь одно, а поступаешь по-другому, только внешне почитаешь Меня, а внутренне никак не служишь Мне? Одно говоришь, а другое делаешь». Здесь, конечно, обличение и книжников, и фарисеев – они говорили одно, а жили совершенно другой жизнью. И Господь осуждает все это и предупреждает, чтобы мы никогда не впадали в грех неправды. Господь осудил даже какое-то малое слово фарисея, который указал на мытаря. Никогда не нужно указывать на человека, совершающего грех и неправду.

«Ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси словеса Моя вспять». Что значит «возненавидел наказание»? То есть наказ, то, что Господь дал: изучение и исполнение Закона Божиего. «Одно дело, ты приносишь жертву Мне, но другое дело – ты должен всячески стремиться исполнить Закон, который Я дал тебе. В этом заключается смысл твоего служения».

«Аще видел еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал еси». Господь обличает не того, кто сам совершает воровство и прелюбодеяние, но того, кто видел и не остановил такого, промолчал, тем самым вместе с ним совершая этот грех. Здесь святые отцы говорят и о новозаветном времени, что мы всячески должны стремиться исполнять Закон Божий сами и останавливать человека, который совершает грех, то есть не утаивать его перед духовником, священником, чтобы человека остановили перед тем, как он принесет жертву служения Богу.

«Уста Твоя умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения». То есть уста твои умножили всякую неправду, и язык твой тоже говорит всякое лукавство.

«Седя, на брата твоего клеветал еси и на сына матере твоея полагал еси соблазн». Вот здесь Псалмопевец очень четко говорит, чтобы каждый из нас не смеялся над грехом брата и не разглашал его – каждый из нас несет ответственность за сказанное слово, но разглашение греха другого может причинить тому духовное поражение, а не исправление. Здесь каждый должен заботиться больше о себе, нежели о разглашении греха брата своего.

«Сия сотворил еси и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен. Обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи Твоя». Господь в этих словах очень хорошо говорит, что возненавидел беззаконие и до поры молчит, видя, что человек согрешает, не говорит о грехах, но ждет, когда человек принесет исправление. Не потому, что Он не видит, не хочет подчеркнуть грех человеческий, но ждет, когда человек сам исправится, поймет свой грех и отойдет от этого пути.

«Разумейте убо сия, забывающии Бога, да не когда похитит, и не будет избавляяй». Господь, даже если человек грешит, все равно заботится о нем, стремится, чтобы он пришел в покаяние, исправился, чтобы враг его не похитил, не погубил, чтобы возможно было принести покаяние. Бог и о грешном человеке заботится.

«Жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю eму спасение Мое». Здесь больше говорится, что Господь принимает всякую жертву от человека, но жертву внутреннюю, духовную, и эта жертва должна быть связана с сокрушением и смирением его духа. «Жертва хвалы прославит Мя…» О какой жертве хвалы говорит Господь? Конечно, здесь говорится о Единой Жертве, которую Господь наш Иисус Христос принес за весь мир и за все человечество. «…и тамо путь, имже явлю eму спасение Мое» – и в этой Жертве заключается путь всякого человека. Кто приемлет эту Жертву, кто соединяется с ней, тот получает спасение и будет прославлен во все веки.

Удивительный и замечательный псалом. Он дарит нам духовную бодрость и говорит о нашей ответственности за нашу жизнь. Чтобы мы свое служение Богу не принимали как внешнее: для Бога не внешнее служение важно. Для Него самое важное – это наша внутренняя жизнь, наше сокрушенное и смиренное сердце.

Записала Елена Кузоро

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]