Житие и почитание святителя Иннокентия Пензенского, иконография и молитвы


Свт. Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский и Саратовский

Иннокентий (Смирнов)
(1784 — 1819), епископ Пензенский и Саратовский, святитель Память 10 октября в день кончины, 11 сентября на обретение мощей в 1998 году [1] и в Соборе Саратовских святых

В миру Смирнов Иларион Дмитриевич [2], родился 30 мая 1784 года в селе Павлове Богородского уезда Московской губернии (ныне город Павловский Посад Московской области), в семье бедного псаломщика Воскресенской церкви Дмитрия Егорова [3].

С детских лет отличался исключительно кротким нравом. Поэтому в Московской Перервинской семинарии он был прозван Смирновым за кротость и безукоризненное поведение.

Окончив Перервинскую семинарию лучшим учеником, Иларион был переведен в Лаврскую семинарию, где продолжил образование по классам: историческому, философскому, богословскому и иностранных языков.

В 1805 г., еще до окончания семинарии, он, как один из способнейших воспитанников, был назначен учителем в начальном грамматическом классе этой же семинарии. Затем ему было поручено преподавать поэзию, одновременно он занимался истолкованием воскресных Евангелий и преподавал для всей семинарии….

С 1809 года начал читать в семинарии курс философии и в это же время был назначен префектом семинарии.

Любовь к науке, усердие в исполнении обязанностей, простота сердца, верность в слове — вот что характеризовало молодого преподавателя.

13 октября 1809 года Иларион, с ранних лет полюбивший уединение, был пострижен в монашество с именем Иннокентия митрополитом Платоном (Левшиным) в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. На следующий же день он был рукоположен во иеродиакона, затем — во иеромонаха.

6 августа 1810 года был назначен игуменом Николаевского Угрешского монастыря, а 14 октября был переведен в Московский Знаменский монастырь.

22 января 1812 года по представлению Комиссии духовных училищ ему было предложено место преподавателя богословия в Санкт-Петербургской духовной академии.

30 августа 1812 года был возведен в сан архимандрита.

В сентябре 1813 года был утвержден ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии и профессором богословия, а также членом Комитета духовной цензуры, оставаясь в то же время преподавателем церковной истории в академии. В этот же период он был назначен настоятелем Сергиевой пустыни.

Находясь в Санкт-Петербурге на чреде священнослужения в 1813-1814 годах, архим. Иннокентий прославился как замечательный проповедник. Его проповеди были исполнены силы слова евангельского. Он говорил с живостью, с воодушевлением, с жаром. Его пламенные чувства проникали в сердца слушателей.

Замечательна деятельность архим. Иннокентия как преподавателя церковной истории. Он не шел по проторенному пути, а, по возможности, проверял исторические данные по их источникам. В результате неутомимых трудов в этой области он составил «Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в.», изданное в 1817 году в качестве учебного пособия для классического преподавания. Не менее важное значение имели его труды: «Богословие деятельное подлежательное и практическое», «Опыт изъяснения первых двух псалмов», «Изъяснение Символа веры».

Его неутомимая деятельность в распространении духовного просвещения была отмечена Комиссией духовных училищ. В 1814 году архим. Иннокентию была присвоена степень доктора богословия.

7 апреля 1817 года он был назначен членом Главного правления народных училищ.

Свт. Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский и Саратовский

С юных лет он отличался христианскими добродетелями смирения, благочестия, покорности, безупречной чистоты жизни. Он сам был строгим судьей всех своих слов, дел и поступков. Осторожность во всяком деле и слове превратилась у него в непрестанное духовное бдение. Никто из его уст не слышал ни одного праздного слова. Лицо его всегда выражало спокойствие духа, умиление и благоговение. Он обладал исключительным даром проницательности, читая внутренние чувства человека. В своей жизни больше всего избегал он осуждения как со своей стороны, так и со стороны других, умело прерывая собеседника, пытавшегося рассказывать ему о недостатках других. С нуждающимися он делил последнее, что имел.
В марте 1819 года был хиротонисан во епископа Пензенского и Саратовского в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Это назначение имело и другую сторону — оно под видом повышения явилось благородной высылкой Иннокентия из Петербурга. Причем первоначально по распоряжению государя его должны были назначить в Оренбург, но по ходатайству Св. Синода в связи со слабым состоянием здоровья назначаемого, Оренбург был заменен на Пензу. Причиной тому послужила интрига министра духовных дел кн. Голицына за то, что Иннокентий выступил против модного в то время неправославного мистицизма.

Покорно выехал владыка к месту своего нового назначения. Непрестанные труды в Санкт-Петербурге по распространению духовного просвещения истощили его слабое от природы здоровье. К тому же однажды он сильно простыл, что усугубило его болезнь. Однако слабый здоровьем, он с нетерпением спешил в свою епархию.

21 июня 1819 года еп. Иннокентий прибыл в Пензу. За короткий период управления Пензенской епархией он успел снискать доверие и уважение своей паствы. Во все воскресные и праздничные дни он, несмотря на слабость своего здоровья, сам совершал Божественную литургию и произносил назидательные поучения. Его поучения при всей своей простоте носили отпечаток духовной благодати и мудрости.

За короткий период архипастырской деятельности епископ Иннокентий успел осмотреть почти все церкви, занялся благоустройством архиерейского дома, лично присутствовал на экзаменах в духовных учебных заведениях епархии.

В августе 1819 года при поездке в Саратов он сильно заболел и уже не смог подняться с одра болезни. Кроткий и терпеливый он не произносил ни единой жалобы, никто не слышал стона его. Ослабев до такой степени, что не мог держать в руках даже стакан, еп. Иннокентий не прекращал заниматься епархиальными делами.

Рака с мощами свт. Иннокентия, еп. Пензенского, в Успенском соборе г. Пензы. Фотография. 2008 г. С сайта ПЭ

За день до кончины, 9 октября 1819 года, он во сне видел видение, о котором рассказал своему келейнику. «Казалось мне, — говорил он, — что небеса отверзлись. Двое светлых юношей в белых одеждах, слетев с высоты, предстали предо мною и с любовию смотря на меня, взяли меня немощного и вознесли с собою на небо. Сердце мое исполнилось несказанной радости, и я пробудился».
С благоговением готовясь к отшествию в вечность, он 10 октября 1819 года попросил совершить над ним таинство елеосвящения. По совершении этого священнодействия язык Иннокентия стал неметь, дыхание начало прерываться, он сам сложил на груди руки крестообразно и в 6 часов вечера тихо скончался. Погребен 13 октября 1819 года в Казанской соборе.

Причислен к лику святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Житие святителя Иннокентия Пензенского

Родился Иннокентий Пензенский в семье причетника Воскресенской церкви Димитрия Егорова в 1784 году. Семья проживала в Богородском уезде Московской губернии. При крещении мальчика нарекли Иларионом, что в переводе означает «тихий». Это имя удивительным образом соответствовало характеру ребенка — с малых лет он отличался тихим нравом и смирением.

Когда мальчик немного подрос, родители отправили его на обучение в Московскую Перервинскую семинарию, где за свой нрав он получил прозвище Смирнов. По окончании этого учебного заведения юноша продолжил обучение в семинарии Троице-Сергиевой лавры, которую блестяще окончил в 1805 году. Способный выпускник был оставлен в учебном заведении на должности учителя, а уже спустя 4 года получил место инспектора. Тогда же Иларион принял решение стать иноком, чтобы ничто земное не отвлекало его от служения Господу.

Обряд пострига в монахи проводил митрополит Платон в Троице-Сергиевой лавре, молодой инок получил имя Иннокентий. На следующий же день после принятия пострига Иннокентия рукоположили на иеродиакона, а спустя некоторое время — на иеромонаха.

Летом 1810 года святитель получил назначение на должность игумена и взял на себя руководство Николаевским Угрешским монастырем, однако уже в октябре того же года преподобного перевели на служение в Московскую Знаменскую обитель.

Прошло два года, и святитель Иннокентий, по рекомендации Комиссии духовных училищ, стал преподавателем богословия в духовной академии Санкт-Петербурга. В этот же момент его рукополагают на архимандрита. Спустя год работы на новой должности преподобный становится ректором Санкт-Петербургской духовной академии и получает степень профессора богословия. Также Иннокентий становится постоянным членом Комитета духовной цензуры. В этот же период жизни и служения архимандрита назначают настоятелем Сергиевой пустыни.

В 1813-1814 годах, участвуя в служениях, святитель проявил себя как талантливый проповедник Слова Божьего. Его речи были наполнены Святым Духом и воодушевлением, поэтому быстро проникали в сердца слушателей. Занимая должность преподавателя церковной истории, он не использовал уже готовые материалы, а старался всю информацию проверять по первоисточникам. В это время им написан такой труд, как «Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в.». Изданная в 1817 году книга стала учебником для классического преподавания.

На Казанском Соборе, прошедшем в 1819 году в Санкт-Петербурге, на архимандрита Иннокентия возложили обязанности епископа Пензенского и Саратовского. Однако такое повышение имело и другую сторону — честный и прямолинейный святитель Иннокентий, открыто высказывающийся против новомодных религиозных течений и сектантства, стал не угоден при дворе, и по сути, это была высылка. Вначале его хотели отправить в Оренбург, однако Священный Синод ходатайствовал об отмене такого решения из-за слабого здоровья священнослужителя.

Несмотря на плохое самочувствие, владыка покорно и с радостью выехал в свою новую епархию. Правда, недолго ему суждено было управлять ею. Однако даже за то короткое время святитель Иннокентий успел заслужить любовь и доверие своей паствы, которая с благоговением слушала проповеди нового епископа. И хотя здоровье Иннокентия было слабым, он все равно самостоятельно совершал все праздничные и воскресные богослужения. Его наставления паствы были простыми, но при этом имели отпечаток Божественной мудрости и благодати. За небольшой промежуток времени управления епархией святитель успел лично посетить все храмы и занялся благоустройством архиерейского дома. При этом он старался всегда лично присутствовать на экзаменах, проходивших в духовных заведения Пензы и Саратова.

Во время одной из поездок в Саратов преподобный сильно простудился и слег. Те, кто были рядом со святителем в тот момент, свидетельствуют, что он с кротостью и смирением переносил всю боль и немощи и никогда не жаловался. Даже когда Иннокентий настолько ослаб, что с трудом держал стакан с водой в руках, он не переставал вникать во все дела епархии и отеческим советом помогал принимать важные решения.

За один день до смерти святому было послано видение, о котором он сразу же рассказал своему келейнику.

Преподобный Иннокентий сказал, что видел отверстые небеса, откуда спустили два юноши в белых одеяниях. Они подхватили святителя под руки и вознесли на небо. При этом сердце преподобного наполнилось невыразимой радостью, после чего он проснулся.

На следующий день епископ, чувствуя свою кончину, попросил провести над ним обряд елеосвящения, после которого сложил руки на груди и спустя несколько часов отошел в вечность к Господу. Произошло это 10 октября 1819 года. Похоронили святителя в Спасском соборе.

Святитель Инноке́нтий Пензенский (Смирнов), епископ

Служба святителю Иннокентию, епископу Пензенскому и Саратовскому

Текст утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви 9 июля 2022 года (журнал № 82)
Месяца октября в 10-й день

Святителя Иннокентия, епископа Пензенскаго и Саратовскаго

На велицей вечерни

На Господи, воззвах: стихиры, глас 1.

Подобен: Начало ныне положим:

Ныне время наста, о празднолюбцы,/ во псалмех и пениих прославити/ Бога, дивнаго во святых Своих,/ воздвигшаго нам днесь Иннокентия преславнаго,/ молящагося тепле о душах наших.

Песненными добротами/ украшается днесь Церковь первородных,/ воспевающи невинности тезоименитаго,/ святителя Пензенскаго и Саратовскаго,/ яко предивна своего ходатая/ и молитвенника о душах наших.

Троицы Пребезначальныя служителя предобра/ и лжемудрствований посрамителя изрядна/ память ныне нам наста./ Темже убо стецемся, людие,/ похвалити сего тщащеся,/ яко велика земли нашея светильника/ и молитвенника о душах наших.

Ины стихиры, глас 4:

Сияет, яко солнце, светлостию/ память святителя Твоего, Господи, Иннокентия,/ обличившаго нечестие златословесными глаголы,/ человекоугодие и высоковыйных превозношение посрамившаго,/ кротких землю достигшаго,/ егоже молитвами даруй нам грехов очищение,/ яко Благ и Человеколюбец.

Врачуеши страсти и души просвещаеши верных,/ притекающих ко святей раце мощей твоих,/ ангелов собеседниче, архиереев сопрестольниче,/ апостолов единонравне, исповедников равностоятелю,/ преподобных сожителю, благоверия поборниче,/ предстателю наш, славне Иннокентие.

Многим воздержанием, святителю, жизнь твою украсив,/ путь, ведущий в жизнь вечную, указал еси/ и евангельским учением шествовал еси,/ жестоким же житием плоть твою изнуряя,/ гордаго змия воздержанием победил еси./ Темже, на Небесех водворяяся,/ Богови предстоиши, святе Иннокентие,/ Егоже моли согрешений оставление даровати/ чтущим любовию святую память твою.

Слава, глас тойже:

Радуйся и веселися о Господе/ богоизбранная паство святителя,/ ныне песньми венчаемаго,/ яко, таковаго светильника и отца себе имущи,/ духовная чада нарекостеся,/ егоже прослави Бог знаменьми и чудесы преславными,/ обильно исцеления приходящим к нему дарующа./ Темже, припадающе, ему возопиим:/ о, всеблаженне Иннокентие, отче наш,/ непрестанно моли Всесвятую Троицу,/ да Небеснаго Царствия улучити сподобимся.

И ныне, Богородичен: Иже Тебе ради:

Вход. Прокимен дне. И чтения три святительская.

На литии стихира, глас 4:

Суетная мудрования отложше, блаженне,/ Православия держатися неотступно научал еси/ и, стеснения скорбная претерпевая,/ восприятие будущия радости провидел еси,/ да многотрудным житием и ученьми/ источник приснотекущий небесныя сладости/ нам, недостойным, покажеши.

Слава, глас тойже:

Вся убо могий о укрепляющем тя Христе,/ болезни и немощи смиренно претерпевая,/ на Бога все упование возложил еси,/ мирскаго же пристрастия гнушаяся/ и сущая мира, яко не сущая, вменяя,/ чистым умом и немятежным сердцем выну Богу послужил еси,/ темже, сосуд Святаго Духа явився,/ моли, святителю Иннокентие, помиловатися душам нашим.

И ныне, Богородичен:

Несть душам нашим ослабы, ниже избавления,/ токмо молитвами Твоими, Мати Дево,/ и милостию от Тебе Воплощшагося Спаса Христа,/ к Нему же взываем,/ на ходатайство Твое надежду крепку имуще,/ да спасет и сохранит всех нас,/ песньми Тя, яко Богородицу, величающих.

На стиховне стихиры, глас 1:

О, блаженне святителю Иннокентие,/ егда суемудреннии восташа на Церковь Божию,/ мечем обоюдоострым учения истиннаго сих посекл еси,/ верныя же щитом правоверия оградил еси,/ сего ради поношения претерпел еси,/ да земли Русской явишися/ новое и преславное украшение.

Стих: Нога моя ста на правоте,/ в церквах благословлю Тя, Господи.

О, пречудне отче Иннокентие,/ ныне Церковь Русская ублажает тя,/ яко тверда исповедника веры,/ чудес обильных реку источающаго,/ и святителя всечестна,/ паству твою добре упасшаго,/ мы же, земнороднии,/ яко чада ко отцу, тебе вопием,/ еже помиловатися нам в День судный.

Стих: Суди ми, Господи,/ яко аз незлобою моею ходих.

О, славне Иннокентие,/ егда скорбныя нахождения во смирении претерпел еси,/ тогда глас Господень пресладкий на тебе исполнися,/ яко изгнаннии правды ради блажени суть,/ сего ради, венцем нетленным украсився,/ дерзновение велие от Владыки приял еси,/ еже молитися о душах наших.

Слава, глас 8:

Земля Русская, духовно процветши,/ яко крин прекрасный износит днесь/ святителя пречудна Иннокентия,/ иже молитвами своими облагоухавый ю,/ явися нам великий заступник/ и ходатай о душах наших.

И ныне, Богородичен, глас тойже: Безневестная Дево:

Тропарь, глас 5:

От юности смиренным нареченный,/ во иночестве же чистоте тезоименный,/ духовныя мудрости любитель явился еси,/ златовещанный благочестия учителю/ и лживых пагубных учений обличителю,/ за Истину нечестивыми гонимый,/ незлобие и кротость проповедавый/ и паству Пензенскую ревностне пасый,/ святителю всечестне Иннокентие,/ моли Христа Бога умудрити нас во спасение.

На утрени

На Бог Господь: тропарь святаго дважды. Слава, и ныне, Богородичен.

По 1-м стихословии седален, глас 3:

Человецы ликовствуют духовно, обретоша бо молитвенника и предстателя и, похвальными венцы Иннокентия украшающе, яко угодника Христова прославляют. Егоже молитвами, Господи, от страстей и бед избави нас.

Слава, и ныне, Богородичен:

Избави нас молитвами Твоими, Владычице, согрешений бездны, демонскаго озлобления, языческаго пленения и злонравных лукавнейшаго вреда, да Тя, яко Избавительницу нашу, величаем.

По 2-м стихословии седален, глас 4:

Страдания за истину подъем, святителю, теми душу твою очистил еси, ныне же Христа Бога моли, да в доброделании нас укрепит, грехов очищение подаст и спасет души наша.

Слава, и ныне, Богородичен:

Настави ны на путь покаяния, уклоняющияся присно в безпутие зол и Преблагаго прогневавшия Господа, Неискусобрачная Благословенная Марие, Заступнице Усердная рода христианскаго.

По полиелеи седален, глас 2:

Отребие миру, погружаему в пучине лжеучения, вменился еси, святе Иннокентие, но обаче не возможе тя разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе, Господе нашем, ни скорбь, ни теснота, ни самая смерть.

Слава, и ныне, Богородичен:

Востани, Пречистая Мати, и воздежи руце Твои молебне к Сыну Твоему и Богу купно со святителем Иннокентием, да избудем многих бед и зол, присно по грехом нашим обуреваемии.

Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Священницы Твои облекутся в правду/ и преподобнии Твои возрадуются. Стих: Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Всякое дыхание: Евангелие от Луки, зачало 64.

По 50-м псалме стихира, глас 6:

Святителю отче Иннокентие,/ тобою мнози грады и обители хвалятся,/ Московския бо земли славное прозябение явился еси,/ град же святаго Петра и Новаграда честная обитель Юрьевская/ постническими подвиги твоими украшаются,/ земля Пензенская и пределы Саратовския/ процветоша, словесы твоими напаяеми,/ ныне же, во Граде Небеснем вселяяся,/ поминай нас, чтущих память твою.

Канон, глас 2, егоже краегранесие: Нищету духовную стяжати сподоби, отче.

Песнь 1

Ирмос: Грядите, людие,/ поим песнь Христу Богу,/ раздельшему море и наставльшему люди,/ яже изведе из работы египетския,/ яко прославися.

Небесный Царю, смиренную душу мою от скверн очисти и слова благодать низпосли, да возмогу достойно воспети угодника Твоего, преславнаго Иннокентия.

Имуще тя предстателя добра к щедрому Богу, нас, напастьми и обстоянии скорбными одержимых, укрепи, подая руку спасения, святителю милостиве Иннокентие.

Щедр и незлобив пастве своей явился еси, отче Иннокентие, темже, Духа Божия исполненный, ума моего омрачение отжени, страстей бурю утиши, к безстрастия пристанищу управи и от злых устен защити твоих молитв покровом.

Богородичен: Егда Божиим повелением от временныя жизни отъити хощу, Пречистая, бесовския руки мя свободи, Ангелы в спутники подаждь и рая вкусити сподоби, идеже Иннокентий святитель с безплотными лики сладости божественныя наслаждается.

Песнь 3

Ирмос: На камени мя веры утвердив,/ разширил еси уста моя на враги моя,/ возвесели бо ся дух мой, внегда пети:/ несть свят, якоже Бог наш,/ и несть праведен, паче Тебе, Господи.

Припев: Святителю отче Иннокентие, моли Бога о нас.

Тя, смиренне Иннокентие, всесветла светильника, не под спудом, но на высоте свещника Церкве Христовы поставлена, усердно молим: светоносными лучами глубокую тьму греха отжени, неверных к познанию Истины настави, шатания умов низложи, нас же во Православии укрепи.

Уставил еси, премудре Иннокентие, струями твоего богоглаголиваго языка ложныя токи суемудренных, иже, яко безсильнии, не возмогоша мутными водами лжеучения потопити ны. Темже вопием ти: токи страстей наших изсуши и ко благочестию настави.

Духа Божия исполнився, зловония века сего низложил еси, кадильнице благовонная, Иннокентие блаженне, и паству твою учением Православныя Церкве облагоухал еси. Темже тя, яко наставника предобра, верно восхваляем.

Богородичен: Упование и стена и тихое пристанище еси людем Твоим, Пресвятая Дево, Всесвятаго Сына Твоего умоли спасение нам улучити, да непрестанно в невечернем свете славу Триединому Богу воспеваем.

Ин кондак, глас 3.

Подобен: Дева днесь:

Днесь святитель Христов Иннокентий/ предстоит Престолу Божию/ и с лики святых за ны молится Богу,/ емуже ныне со умилением покланяемся/ и во псалмех и пениих величаем,/ обретохом бо молитвенника ко Превечному Богу.

Седален, глас 3:

О, неизреченныя благости Божия! О, неизглаголаннаго Его смотрения! Честныя мощи святителя Иннокентия ныне обретошася, души верных утешающе и на брань противу козней лукаваго укрепляюще. К нимже припадающе, усердно вопием: ущедри нас молитвами твоими, святителю Бога Всещедраго.

Слава, и ныне, Богородичен:

Иже Отцу Сопрестольный Сын на земли воплощся, яко человек, из утробы Твоея, Чистая, пройде, порфирою кровей Твоих в наше оболкийся естество, да падшия ны человеки возставит и Небеснаго Сиона гражданы явит.

Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи,/ славное Твое смотрение/ и прославих, Человеколюбче,/ непостижимую Твою силу.

Храм Всесвятаго Духа, добродетельми сияяй, мирови явился еси, святителю честный, научение книжное прилежно стяжав, тайны неизреченныя судеб Божиих постигл еси, и списанием дел времен минувших верныя премудро во благочестии даже доныне наставляеши, да зовем благодарне: слава силе Твоей, Господи.

Оружием мудрости божественныя препрел еси нечестивых, исповедниче честный. Поношения и гонения за истину благодушне претерпевая, земную мудрость нивочтоже вменяя, непрестанно взывал еси: слава силе Твоей, Господи.

В Небесныя чертоги Ангели Божии вознесоша чистую душу твою, блаженне, идеже со святители и исповедники Престолу Всевышняго предстоиши, укрепльшему тя на подвиги велия, непрестанно взывая: слава силе Твоей, Господи.

Богородичен: Недвижимое утверждение веры и яко многоценный дар душам нашим, Богородицу во псалмех и пениих духовных восхвалим, вернии, да избавит от мук вопиющих к Рождшемуся из Нея: слава силе Твоей, Господи.

Песнь 5

Ирмос: Света Подателю и веков Творче, Господи,/ во свете Твоих повелений настави нас:/ разве бо Тебе, иного бога не знаем.

Укрепляемь силою Троическою, преблаженне, проповедник велегласный пастве Саратовской явился еси, вопия: возвеличите Господа со мною, и вознесем Имя Его вкупе. Темже и мы Владыку Небесе и земли величаем: инаго бо разве Тебе бога не знаем.

Юность свою постом и молитвою благоукрасил еси, мудре, и священства благодать непорочно стяжати сподобился еси. И ныне, Престолу Вседержителя предстоя, молися, славне Иннокентие, да от языка лукаваго и озлобления свободимся и огня вечнаго избавимся.

Святителей удобрение и исповедников похвало, чудес источниче, умоли Зиждителя, Егоже пришествие при дверех есть, обрести нам грехов оставление.

Твоих словес наставления, еже Православие в чистоте всем содержати, чужеземным же лжеучением никакоже прилеплятися, объяша всю землю Русскую, ты бо Вышнему выну взывал еси: инаго бо разве Тебе бога не знаем.

Богородичен: Яже мирови мир подавшая и Начальника тишины рождшая, укроти волнение страстей моих, Чистая, и на камени безстрастия мя утверди, Сыну Твоему взывающа: инаго бо разве Тебе бога не знаем.

Песнь 6

Ирмос: Ко Господу от кита Иона возопи:/ Ты мя возведи из глубины ада, молюся,/ да, яко Избавителю, во гласе хваления/ истины же Духом пожру Тебе.

Житием твоим, а не токмо ликом, святителю Димитрию Ростовскому подобяся, душу твою, блаженне, яко рай богонасажденный, сотворил еси; безумнии же, яко сор, отринуша тя, не терпяще силы словес твоих. Темже, отче, и нас темных падений греховных избави.

Архиерей чуден и нравов исправитель и душ устроитель показался еси, ревностне о людех твоих пекийся, мирским же начальником противустал еси, злоковарство и лихоимство тех обличая, святе Иннокентие.

Туне есть тщание наше достойное пение тебе сотворити, Иннокентие предивне, но, яко Христос прият вдовицы две лепте, тако и ты не возгнушайся похвальных словес наших и малый сей труд приими, в похвалу тебе приносимый.

Богородичен: Избавльшеся Тобою от бед и скорбей, Мати Безневестная, и Тебе ради радость получивше, Тя, яко Подательницу благую и Заступницу верную, вси величаем.

Кондак, глас 8:

Священнаго и боговещаннаго проповедника/ и дивнаго премудрости учителя/ вчинил еси, Господи, в наслаждение благих Твоих и покой,/ труды бо онаго и блаженную кончину/ паче всякаго всеплодия прием,/ едине Прославляяй святыя Своя.

Икос:

Житие непорочное явил еси, святителю Иннокентие, невинности тезоименный, и, веры ради скорбных нахождения претерпев, чистою душею к Престолу Господню притекл еси, прехвальне. Ныне же, райския пищи наслаждаяся, о иже на земли поющих тя Владыку Христа умоли, знаменьми и чудесы Прославляющаго святыя Своя.

Песнь 7

Ирмос: Образу златому, на поли Деире служиму,/ трие Твои отроцы небрегоша безбожнаго веления,/ посреде же огня ввержени, орошаеми, пояху:/ благословен еси, Боже отец наших.

Скорбная искушения и лютая обстояния смирением попрал еси, тех и нас молитвами твоими избави, блаженне, вопиющих: благословен еси, Боже отец наших.

Пение псаломское воспеша людие, и при словесех: аз же, Господи, уповаю на Тя, душа твоя святая от тела разлучися. Нас же, на всемощныя молитвы твоя надеющихся, утверди непрестанно взывати: благословен еси, Боже отец наших.

О нас милостивныя твоя длани ко Владыце молебне простирай, святе Иннокентие, и, соблазнов избавляя, неотлучно с нами духом пребывай, отче преподобне, наставляя в молитве звати Творцу: благословен еси, Боже отец наших.

Богородичен: Да человеки падшия обожит, явися Сын Твой, Владычице, совершен Человек. Сего убо моли причастники Божества сотворити поющия: благословен еси, Боже отец наших.

Песнь 8

Ирмос: В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго/ и пламень в росу преложшаго Бога/ пойте, дела, яко Господа,/ и превозносите во вся веки.

О всеславнем прославлении твоем, святителю, людие Русстии возвеселишася, явился бо еси чудотворец изящный и ходатай пред Богом предивный, Того умоляя о вопиющих: пойте, дела, яко Господа, и превозносите во вся веки.

Божиим Промыслом сохранены быша от поругания святыя мощи твоя, святителю Иннокентие, аще и храм, идеже погребено бысть тело твое, от безбожных разорися. Ныне же целы явишася и, яко звезда пресветлая, просвещают всех притекающих к ним и Богу зовущих: пойте, дела, яко Господа, и превозносите во вся веки.

Избави нас, святителю Христов, сетей вражиих молитвами твоими и окорми живот наш силою Всещедраго Бога, Емуже с тобою покланяемся, велегласно вопиюще: да благословит тварь вся Господа и превозносит во вся веки.

Богородичен: Отеческия славы не отступль, волею к нашей худости снизшел еси, Сладчайший Иисусе, и от Девы плоть приял еси. Еяже молитвами избави рабы Твоя от бед и скорбей.

Песнь 9

Ирмос: Безначальна Родителя Сын, Бог и Господь,/ воплощся от Девы, нам явися,/ омраченная просветити, собрати расточенная./ Тем Всепетую Богородицу величаем.

Тело твое честное, священне Иннокентие, с верою приступающим исцеления источает, страстей различных тьму отгоняет и светом невечерним просвещает всех, хвалящих тя.

Чистоту ума стяжав, Духа Святаго жилище был еси, богоблаженне, благодать же святительства прием, проповедник изящный и учитель искусный показался еси, научая люди православно исповедати в Троице Единаго Бога.

Едине Блаже, Христе Многомилостиве, в молитву Тебе ныне приводим угодника Твоего Иннокентия. Не презри ходатайства его грех наших ради, но помилуй нас, верою взывающих: заступничеством святителя нашего, Господи, помилуй нас.

Троичен: Тебе неприступному Богу и Славы Царю Трисолнечному, Строителю и Промыслителю всяческих, Единому Благому и Сущему, Божества державу имущему, песнь Трисвятую воспевающе, покланяемся присно и непрестанно величаем.

Богородичен: Отроковице Всенепорочная, Мати, Дево Пречистая, Сына и Бога Твоего милостива сотвори нам и страстей лютых избави.

Светилен:

Веселится ныне земля Саратовская, людие же Пензенстии тебе покланяются и Христа величают, обретоша бо великое сокровище.

Слава, и ныне, Богородичен:

Владычице Всемилостивая, просвещение помраченных душ наших, Свет истинный миру рождшая, со святителем пречудным Иннокентием Сына Твоего и Бога умоли о всех нас.

На хвалитех стихиры, глас 4:

Жительство наше есть на Небесех,/ сице божественный Павел рече,/ ты же, святе Иннокентие,/ весь ум твой к Горним возвысив,/ прекраснаго онаго рая, еще в телеси сый, вкусити сподобился еси./ Темже ныне, с Горними лики водворяяся,/ нас, еще долу сущих,/ молитвами твоими присно ограждай.

Сила Божия в немощи совершается,/ тако глаголет Господь,/ ныне зрим слов сих на тебе преславное сбытие,/ яко немощен плотию,/ Духа усердный ратоборец показался еси,/ лжеименных учений усердный обличитель и доблестный отгнатель./ Испроси и нам, отче Иннокентие,/ от Подвигоположника Христа мужества дар,/ во еже противостати духу мира сего,/ и молитвами твоими нас присно ограждай.

Ины стихиры, глас 2.

Подобен: Егда от Древа:

Егда душа твоя разлучашеся/ от тленнаго сего жития,/ тогда псалмопевца слышати сладчайший глас,/ еже упование твое на Господа есть,/ сподобился еси, предивне Иннокентие./ Ныне же, в раи сладости вчиняяся,/ уже не в сениих и гаданиих,/ но лицем к лицу зриши Господа/ и прославляеши Святую Троицу.

Егда страдания за истину претерпевал еси,/ тогда во отребие и уметы себе самаго вменил еси,/ святителю смиренне, отче Иннокентие,/ Бог же, зряй вся тайная,/ на свещнице святительства тебе устави/ и венец нетленный тебе подаде./ Днесь же, небесными и земными гласы ублажаемь,/ Господеви помолися, исповедниче,/ от всяких лютых нам избавитися.

Слава, глас 5:

Единому токмо Богу нашему/ всякую славу, честь и поклонение/ в дусе и истине приносити верно подобает,/ тако от Церкве Божия научены есмы,/ но, яко подобие Его в себе возрастившия,/ да почтутся от нас святии Его,/ яко приснии Божии друзи и доблии венечницы,/ в ихже сонме, яко пресветлая звезда,/ Иннокентий святитель нам возсия./ Мы же к нему днесь тепле вопием:/ яко дерзновение стяжавый ко Спасу нашему,/ от всяких лютых молитвами твоими нас ограждай.

И ныне, Богородичен:

Земля Русская,/ дом Пречистыя Богородицы от лет древних нареченная,/ многия милости Ея улучи,/ темже и мы с верою и упованием сице вопием:/ не престай заступати нас, Царице и Владычице,/ пучины греховныя избавляющи/ и спасение душам нашим подающи.

Славословие великое, ектении и отпуст.

На Литургии

Блаженна от канона, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 1: Уста моя возглаголют премудрость,/ и поучение сердца моего разум. Стих: Услышите сия, вси языцы,/ внушите, вси живущии по вселенней. Апостол ко Ефесеем, зачало 233. Аллилуиа, глас 4: Уста праведнаго поучатся премудрости. Стих: Язык его возглаголет суд. Евангелие от Иоанна, зачало 36. Причастен: В память вечную будет праведник:

Молитва

О, угодниче Божий, святителю Христов Иннокентие! Призри от славы твоея Горния и приими молитвы нас, грешных и недостойных рабов твоих, зде пред образом твоим честным [или святыми мощьми твоими] припадающих и тепле молящихся, и принеси я ко Престолу вся содержащаго в руце Своей Бога, Емуже ты во вся дни жизни твоея усердно послужил еси. Моли, угодниче Божий, Всемилостиваго Спаса Христа за богоданную паству твою, отжени от земнаго Отечества твоего вся соблазны, раздоры и нестроения, Церковь Христову и град наш святыми твоими молитвами от расколов, прельщения иноверием и наветов злых человек огради. Всех же нас в единомыслии и любви друг ко другу соедини, да едиными усты и единем сердцем воспоем всесвятое и единодержавное Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Литература

  • Троицкий Д. Иннокентий еп. Пензенский. Пенза, 1882.
  • Сергий, архиеп. Историч. опис. Московского Знам. м-ря, с. 98.
  • Смирнов История Троицкой семинарии,с. 498.
  • Чистович История Петербургской дух. акад., с. 248.
  • Елагин Н. Жизнь гр. Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. СПб, 1853, с. 27-28.
  • Жмакин Н. Иннокентий, еп. Пензенский и Саратовский. СПб, 1885.
  • Чистович И.А. Руководящие деятели дух. просвещ. в России в I-й половине текущего столетия, с. 199-200.
  • Бриллиантов Иннокентий (Смирнов) еп. Пензенский и Сарат. (биографич. очерк). СПб, 1912.
  • Чернавский Н. Оренбургская епархия, вып. II Оренбург, 1903, с. 212-216.
  • Поселянин Е. Русские подвижн. XVIII в., 1-е изд. СПб, 1900, с. 26-38; 3-е изд. доп. СПб, 1910, с. 28-40.
  • Его же На молитве. СПб, 1916, с. 470.
  • Его же Идеалы христ. жизни, с. 202.
  • Булгаков, с. 1407, 1408.
  • Толстой Ю., № 230.
  • Строев П., с. 48, 193, 208, 273, 953, 979.
  • Денисов, с. 417, 571.
  • Голубинский, с. 326.
  • Н. Д., с. 70.
  • Списки архиереев, № 230.
  • Жизнеописание преосвящ. Иннокентия, еп. Пензенского и Саратовского. СПб, 1845.
  • Письма митр. Филарета к А.И. Муравьеву, с. 1-8.
  • Д. Б. Угреша. М., 1875.
  • Саратов. еп. вед., 1867, № 7, 13.
  • Пенз. еп. вед., 1872, № 16.
  • Русск. старина, 1876, октябрь, с. 305-308.
  • -«- 1878, август, с. 561-565.
  • -«- 1880, январь, с. 120; сентябрь, с. 4.
  • -«- 1883, апрель , с. 37-60; июнь, с. 557-572; июль, с. 134-135.
  • -«- 1886, июнь, с. 462, 710; март, с. 593-596.
  • Истор. вестн., 1881, ноябрь, с. 562.
  • -«- 1893, сентябрь, с. 734-736, 742 п/с. 2.
  • -«- 1895, февраль, с. 641.
  • -«- 1896, ноябрь, с. 673.
  • Русский инок, 1916, № 10, с. 532-534, 514 п/с; № 11, с. 564-568.
  • Русск. паломник, 1912, № 18, с. 267-268; № 19, с. 279-280; № 20, с. 295-298; № 21, с. 314-315.
  • Душеп. чтен., 1908, июнь, с. 368-375.
  • Душеп. собесед., 1895, апрель, с. 119, 120.
  • Церковный вестн., 1891, № 33, с. 517.
  • Христ. чтен., 1884, март-апрель, с. 420; май-июнь, с. 771; июль-август, с. 75-98.
  • -«- 1890, январь-февраль, с. 113.
  • -«- 1902, июнь, с. 164, 166-167.
  • Рус. архив, 1871, № 12, с. 2070.
  • -«- 1889, кн. 2-я, с. 185 (Письма Киевск. митр. Евгения к В.Г. Анастасевичу).
  • -«- 1895, кн. 1-я, № 2, с. 172; кн. 3-я, № 12, с. 489, 490, 491.
  • -«- 1899, кн. 2-я, № 6, с. 201, п/с. 4,
  • -«- 1904, кн. 1-я, № 1, с. 68 п/с. 3.
  • Ж. М. П., 1945, № 10, с. 52, 53.
  • -«- 1954, № 11, с. 15-19.
  • -«- 1959, № 11, с. 39.
  • БЭЛ, т. V, с. 953.
  • БЭС, т. I, с. 944; т. II, с. 1790.
  • РБС, т. VIII, с. 123.
  • Юбилейный сборник, с. 299, 300.
  • Обзор рус. дух. лит., с. 424-426.

Поиск

Экзаменационная программа для ставленников:

I. Необходимо знать наизусть: 1. тропари и кондаки двунадесятых праздников; 2. тропари и кондаки святителю Иннокентию Пензенскому и священноисповеднику Иоанну Оленевскому; 3. «Во гробе плотски…», 50 псалом; 5. входные молитвы; 6. молитвы на облачение; 7. молитву на умовение рук; 8. молитву св. Ефрема Сирина («Господи и Владыко живота моего…»); 9. диалоги: — на проскомидии — перед началом Литургии — на чтениях Апостола и Евангелия — на Херувимской — на Евхаристическом каноне 10. а) готовящимся к рукоположению в сан диакона: малую ектенью; б) готовящимся к рукоположению в сан священника: молитву на благословение кадила. Рекомендуемая литература: 1 и 2 часть Служебника, Тропарион. II. Готовящимся к рукоположению в сан священника необходимо знать: 1. Таинства, их значение и чинопоследование. Виды священнодействий и их значение. Рекомендуемая литература: 1. Дебольский. Г.С., прот. Православная Церковь в ее таинствах, богослужении, обрядах и требах. М., 1994. 2. Нефедов Генадий, прот. Таинства и обряды Православной Церкви. М., 2002. 3. Малков П.Ю. Введение в Литургическое Предание. Таинства Православной Церкви. М., 2006. 2. Богослужебную практику священнослужителя. Рекомендуемая литература: Левченко Владислав, свящ. Практическое руководство для пастырей. Ч. 1-2. Воронеж, 2000.

III. Практика церковно-славянского чтения. Проверка умения пользоваться богослужебными книгами

IV. Богослужебный Устав и Литургика. Вопросы по Богослужебному Уставу 1. Понятие о богослужении. Цель и виды богослужения. 2. Святой престол. Облачение, принадлежности, символика. 3. Жертвенник. Облачение, принадлежности, символика. 4. Священнические одежды. Последовательность облачения и символика. 5. Цвета богослужебного облачения. 6. Обряды, наиболее употребляемые при богослужении. 7. Богослужебные книги: служебник, архиерейский чиновник. 8. Святые Евангелие и Апостол: деление на главы и зачала; приложения. 9. Октоих. Дни пения, приложения. 10. Минея. Виды Миней. 11. Часослов и Ирмологий. 12. Псалтирь. Виды Псалтири и приложения. 13. Триодь: Постная и Цветная. 14. Требник. Виды Требников. 15. Типикон. Общее разделение; значение. 16. Праздничные знаки имеющиеся в Типиконе 17. Суточный круг богослужения. 18. Седмичный круг богослужения. 19. Годичный круг богослужения. 20. Служба святому без праздничного знака. 21. Служба 2-м малым святым. 22. Служба шестеричному святому. 23. Служба святому с Великим Славословием. 24. Особенности Всенощного бдения. 25. Служение в предпразднство и попразднство. 26. Понятие о катавасии. Катавасии в течении всего года. 27. Посты однодневные и многодневные. Сплошные седмицы. Значение поста. 28. Чинопоследование Божественной Литургии свт. Иоанна Златоуста. 29. Чинопоследование Божественной Литургии свт. Василия Великого.

Вопросы по Литургике 1. Понятие о литургике как науке: место литургики среди других богословских наук 2. Двунадесятые праздники. Общие отличия и особенности богослужения двунадесятых праздников Господских и Богородичных. 3. Праздничные антифоны и входной стих – время и место их применения. 4. На каких богослужениях и в какие дни поется Трисвятое и заменяющие его песнопения. 5. В какие дни поется задостойник на литургии в течение всего года. 6. Особенности богослужения праздника Сретения Господня. 7. Последование и особенности богослужения в Навечерие праздника Рождества Христова. 8. Составные части Всенощного бдения праздника Рождества Христова. 9. Особенности богослужения в Навечерие Богоявления. 10. Последование Всенощного бдения праздника Крещения Господня. 11. Особенности богослужения на праздник Преображения Господня. 12. Особенности богослужения на праздник Воздвижения Креста Господня. 13. Период пения Постной Триоди. Пост св. Четыредесятницы – древность его установления и значение. 14. Подготовительные недели перед Великим Постом: содержание песнопений и евангельских чтений этих недель. 15. Суббота мясопустная: возможность и причина перенесения поминовения усопших на “ин день”. 16. Особенности богослужения Сыропустной седмицы. 17. Чинопоследование богослужения вечерни Сыропустной недели. 18. Круг церковных служб св. Четыредесятницы и их общие особенности. 19. Особенности великопостной вечерни. 20. Особенности великопостной утрени. 21. Чинопоследование великопостных, царских и пасхальных часов. 22. Литургия Преждеосвященных Даров, ее происхождение и дни, в которые она совершается. 23. Особенности богослужения в Лазареву субботу. 24. Утреня недели Ваий; особенности. 25. Особенности богослужения праздника Благовещения. 26. Особенности служб первых трех дней Страстной седмицы. 27. Особенности службы в Великий Четверток. 28. Особенности службы в Великий Пяток. 29. Особенности службы в Великую Субботу. 30. Богослужение на Святую Пасху. 31. Особенности богослужений на пасхальной седмице. 32. Неделя Антипасхи – особенности богослужения. 33. Особенности служб воскресных и седмичных дней от недели Антипасхи до отдания Пасхи. 34. Пение и чтение тропаря “Христос Воскресе“ – особенности, время его употребления. 35. “Воскресение Христово видевше…” – особенности этого песнопения, время его употребления. 36. Праздник Преполовения Пятидесятницы – его особенности. 37. Праздник отдания Пасхи и его особенности. 38. Вознесение Господне – особенности службы. 39. Особенности богослужения праздника Пятидесятницы; вечерня в день праздника. 40. На каких службах и как выносится на середину храма Животворящий Крест Господень?

Рекомендуемая литература: 1. Вениамин (Румовский). архиеп. Новая скрижаль или объяснение о Церкви, о литургии и всех службах и утварях церковных. М., 1912. 2. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 1995 (С изд. 1917). 3. Дмитриевский И. Историческое, догматическое таинственное изъяснение Божественной Литургии. М., 1993 (Репринт изд. 1897 г.) 4. Муравьев А.Н. Письма о богослужении. Т. 1, М., 1993 (Репринт изд. 1882 г.) 5. Настольная книга священнослужителей. Т. 1, М., 1977. 6. Настольная книга священнослужителей. Т. 4, М., 1983. 7. Никольский К.Т. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. 8. Никольский К.Т. Обозрение богослужебных книг Православной Российской Церкви по отношению их к церковному Уставу. СПб., 1858. 9. Мазур И., свящ. Пособие по Литургике для студентов 3 курса. Л., 1979.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]