Вологодская митрополия — это довольно древняя митрополия Русской православной церкви. В состав входят три епархии: Вологодская и Кирилловская, Череповецкая и Белозерская, Великоустюжская и Тотемская епархии.
Троицкая церковь в городе Тотьма Вологодской области, относится к Вологодской митрополии
История
До учреждения Вологодской епархии северо-западный район её входил в состав Новгородской епархии, а южный и восточный — в состав Ростовской епархии[1].
В 1492 году архиепископ Новгородский Геннадий уступил Пермской епархии Вологду. По постановлению собора 1589 года кафедра была перенесена в Вологду и архиереи стали именоваться Вологодскими и Великопермскими[1].
В последние десятилетия XVIII века границы епархий были приведены в соответствие с границами губерний. Ряд территорий Вологодской епархии, оказавшихся в Костромской, Тверской, Новгородской, Архангельской губерниях, перешли соответствующим епархиям.
В 1918 году прекратились занятия в Вологодской Духовной Семинарии, духовном училище и епархиальном женском училище. В 1918—1919 годы в Вологде были закрыты все домовые церкви (за исключением крестовой церкви при архиерейском доме) и городские монастыри, в большинстве монастырских храмов, ставших приходскими, богослужения совершались до конца 20-х гг.
В 1921—1922 года вологодское духовенство активно включилось в сбор средств в пользу голодающих в Поволжье. В 1921 года проходили сборы в храмах, в феврале 1922 года состоялись два духовных концерта в пользу голодающих. Однако это не помешало властям провести в губернии массовое изъятие церковных ценностей. Из храмов Вологодской губернии было изъято 4 фунта 42 золотника золота, 393 пуда 20 фунтов серебра, 5 фунтов 86 золотников серебра с жемчугом, 5003 драгоценных камня, 4 фунта 21 золотник жемчуга, 29 фунтов 10 золотников жемчуга в шитье.
16 декабря 1929 года Президиумом ВЦИК принимает постановление «Об урегулировании колокольного звона в церквях», фактически его запрещавшего. В Вологде 29 декабря 1929 года на заседании президиума Вологодского горсовета было принято постановление о запрещении колокольного звона во всех церквях города, а также выработано предложение во ВЦИК с просьбой разрешить снятие колоколов с городских храмов и передачу их в фонд цветной металлургии.
На в 1929—1930 годы пришлась внушительная по своим масштабам была волна по закрытию церквей.
В 1937 году была образована Вологодская область — с 1939/1940 до осени 1942 года на её территории служба совершалась в единственном храме — нижней церкви Богородского кладбища Вологды. В 1944 году епархиальные границы привели в соответствие с областными. К 1948 году на территории епархии действовали 17 храмов.
23 октября 2014 года решением Священного Синода из состава Вологодской епархии были выделены две новые: Череповецкая и Белозерская епархия и Великоустюжская и Тотемская епархия[2].
В Вологодскую епархию входят 10 благочиний, имеются 2 кафедральных собора
В Вологодскую епархию входят такие районы, как Вожегодский, Верховажский, Кирилловский, Грязовецкий, Сокольский, Харовский и другие.
Также в епархию входит 10 благочиний, в которые входят 105 храмов области. Кафедральных храмов у епархии всего 2.
Софийский собор
По-другому Собор Софии Премудрости Божией — это одно из древнейших каменных сооружений на территории Вологды. А также считается одной из крупнейших построек эпохи Ивана Грозного. Построен в 1568 — 1570 год по распоряжению самого Ивана Грозного. С 1587 года храм считается кафедральным в Вологодской епархии. В соборе сохранились фрески 17 века и иконостас первой половины 18 века.
Софийский собор Вологодской епархии — одно из крупнейших построек эпохи Ивана Грозного
Воскресенский собор
Еще один кафедральный собор города Вологды. Построен был в 1772 году как теплый храм. Строительство произошло по повелению архиепископа Иосифа Золотого. В настоящее время собор — архитектура феодального значения.
Воскресенский собор Вологодской епархии — в настоящее время архитектура феодального значения
Архиереи
- Иоасаф I (1558—1570)
- Макарий (1568—1574)
- Варлаам I (1576—1584)
- Св. Антоний (11 октября 1585 — 26 октября 1587)
- Иона (Думин) (июнь 1588—1603)
- Иоасаф II (декабрь 1603 — упом. май 1609)
- Сильвестр (июль 1611 — 11 июля 1613)
- Нектарий Грек (25 июня 1613—1616)
- Макарий (9 февраля 1617 — 22 июля 1619)
- Корнилий (6 февраля 1620 — 17 марта 1625)
- Нектарий Грек (май 1625 — 3 июня 1626)
- Варлаам II (8 октября 1626 — январь 1645)
- Св. Маркелл (16 января 1645 — 22 марта 1663)
- Симон (23 октября 1664 — август 1684)
- Гавриил (Кичигин) (7 сентября 1684 — 30 марта 1707)
- Иосиф (17 октября 1708 — 18 января 1716)
- Павел (Васильев) (29 января 1716 — 5 ноября 1725)
- Иоаким (16 марта — 22 апреля 1726)
- Афанасий (Пауссиус-Кондоиди) (9 октября 1726 — 17 сентября 1735)
- Амвросий (Юшкевич) (2 февраля 1736 — 29 мая 1740)
- Пимен (Савёлов) (29 июня 1740 — 26 мая 1753)
- Серапион (Лятошевич) (29 октября 1753 — декабрь 1761)
- Иосиф (Золотов) (16 декабря 1761 — 25 декабря 1774)
- Ириней (Братановский) (26 апреля 1775 — 23 апреля 1796)
- Арсений (Тодорский) (15 августа 1796 — 15 июня 1802)
- Антоний (Знаменский) (5 июля 1802 — 13 февраля 1803)
- Феофилакт (Слонецкий) (26 апреля 1803 — 3 января 1808)
- Евгений (Болховитинов) (24 января 1808 — 19 июля 1813)
- Онисифор (Боровик) (22 февраля 1814 — 28 ноября 1827)
- Моисей (Богданов-Платонов-Антипов) (28 ноября 1827 — 29 ноября 1828)
- Стефан (Романовский) (24 ноября 1828 — 1 марта 1841)
- Св. Иннокентий (Борисов) (1 марта — 31 декабря 1841)
- Иринарх (Попов) (12 января 1842 — 12 ноября 1844)
- Евлампий (Пятницкий) (22 ноября 1844 — 15 июня 1852)
- Феогност (Лебедев) (13 июля 1852 — 31 июля 1856)
- Христофор (Эммаусский) (31 июля 1856 — 17 июня 1866)
- Павел (Доброхотов) (21 августа 1866 — 7 июля 1869)
- Палладий (Раев-Писарев) (15 июля 1869 — 13 июня 1873)
- Феодосий (Шаповаленко) (13 июня 1873 — 22 августа 1883)
- Израиль (Никулицкий) (25 октября 1883 — 23 апреля 1894)
- Антоний (Флоренсов) (30 апреля 1894 — 12 июня 1895)
- Алексий (Соболев) (12 июня 1895 — 21 апреля 1906)
- Никон (Рождественский) (25 апреля 1906 — 29 мая 1912)
- Антоний (Быстров) (1911) в/у, еп. Вельский
- Св. Александр (Трапицын) (16 мая 1912 — март 1921)
- Александр (Надеждин) (март 1921 — ноябрь 1922) уклонился в обновленчество
- Павел (Вильковский) (26 августа — октябрь 1923) на кафедре не был
- Павел (Кратиров) (4 сентября — 22 октября 1923) в/у
- Сильвестр (Братановский) (22 октября 1923—1928) Николай (Караулов) (1925) в/у, еп. Вельский
- 1940—1944 — епархия вдовствовала
Церковь Ильи Пророка в Каменье
Церковь Ильи Пророка в Каменье – православный храм, недействующий, адрес: ул. Засодимского, 14Б.
Церковь Ильи Пророка – небольшой белый кубический каменный храм, выполненный в очень привлекательном и гармоничном исполнении благодаря именно своей простоте. Украшением церкви является лишь рельефный карниз и одна главка классической формы.
Построена церковь была в 1698 году и такой сохранилась до наших дней. А вот дата постройки предшествующей деревянной церкви неизвестна, ведь летопись Ильинского монастыря (куда входила церковь Ильи Пророка) началась лишь с приездом Ивана Грозного (середина XVI века). В 1738 году Ильинский монастырь был упразднен, и церковь стала приходской.
Приписка «в Каменье» появилась, вероятно, благодаря хранению в этих местах запасов камней для строительства Вологодского кремля. Также есть предположение, что ранее на этом месте находился каменный языческий идол.
Монастыри
- Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь (мужской; Вологда)
- Кирилло-Белозерский монастырь (мужской; Кириллов)
- Горицкий Воскресенский монастырь (женский; село Горицы, Кирилловский район)
- Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь (мужской; Грязовецкий район)
- Спасо-Каменный монастырь (мужской, Устьянское сельское поселение, Усть-Кубинский район)
- Ферапонтов Белозерский монастырь (мужской; село Ферапонтово)
- Заоникиевская Богородице-Владимирская пустынь (женский; деревня Лучниково, Вологодский район)
- Горне-Успенский монастырь (женский; Вологда)
- Нило-Сорская пустынь (мужской; местечко Пустынь, Кирилловский район)
- Рабангский Спасо-Преображенский монастырь (мужской; деревня Слобода, Сокольский район)[3]
недействующие
- Корнилиево-Комельский монастырь (мужской)
- Александро-Коровинская пустынь (Грязовецкий район)
Череповецкая епархия содержит 13 благочиний, 83 храма и 2 монастыря
Теперь рассмотрим другие 2 епархии входящие в состав Вологодской митрополии. В Череповецкую епархию входят такие районы, как Бабаевский, Кадуйский, Устюженский, Белозерский, Чагодощенский, Вашкинский и другие.
Правящий архиерей — епископ Флавиан, имеет титул Череповецкий и Белозерский. В состав епархии входит 13 благочиний, в которых 83 храма и 2 монастыря. В Череповецкой епархии находится два кафедральных собора.
Правящий архиерей — епископ Флавиан, имеет титул Череповецкий и Белозерский
Кафедральный собор во имя преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких
Верхний престол храма освящен в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, а нижний престол — в честь преподобных Афанасия и Феодосия и Череповецких.
Кафедральный собор во имя преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, относится к Череповецкой епархии
В нижнем храме, на цокольном этаже находится крестильная купель. Также в этом месте совершается отпевание и панихида. Верхний больше, чем нижний, он выглядит более торжественно. В нем проходят утренние и вечерние литургии, молебны.
Спасо-Преображенский собор
Время постройки отходит в 1668 году. Это четырехстолпный храм с пятью луковичными куполами. В соборе сохранился многоярусный иконостас конца 18 века.
Спасо-Преображенский собор Череповецкой епархии — дата постройки отходит в 1668 году, в настоящее относится к городскому музею
Богослужения проходили в нем до августа 1937 года. В ходе террора всех священников арестовали и расстреляли в Ленинграде. После закрытия храма его внутреннее убранство поддерживали в надлежащем состоянии. В настоящее храм относится к городскому музею.
Церковь Св. Иоанна Златоуста
Церковь во имя Святителя Иоанна Златоуста – православный храм, действующий, адрес: Набережная VI армии, 105.
Церковь Св. Иоанна Златоуста, также именуемая Жен Мироносиц, была построена в период 1650—1700 гг. и входит в число древнейших каменных церквей Вологды. Она, как же, как и многие другие церкви Вологды, поделена на холодную и теплую части.
Кубический храм увенчан пятью главами, закомары отделены линией карниза, окна украшены разнообразными наличниками. Колокольня шатрового типа установлена на непропорционально массивном четверике. Благодаря тому, что в Советское время церковь использовалась как склад, удалось сохранить не только саму историческую постройку, но и фрагменты настенных росписей и лепнины.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Наволоке
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Наволоке – православный храм, действующий, адрес: Набережная VI армии, 119.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы была выстроена в качестве теплого храма рядом с холодным Димитрия Прилуцкого, образуя один Дмитриевский приход. Дата постройки – 1750 год.
Зимняя Успенская церковь имеет совсем небольшие размеры и сильно вытянута в длину, что очень типично для теплых храмов Севера. С западной стороны пристроена барочная колокольня. Ее вертикальная композиция представлена четвериком, служащим папертью, двумя восьмериками, поставленными друг на друга, и главкой. На входе в церковь установлен массивный портал.
Храм Покрова Богородицы на Торгу
Церковь Покрова Богородицы на Торгу – православный храм, действующий, адрес: Торговая площадь, 8.
Церковь Покрова на Торгу была построена в 1778 — 1780 гг. на месте более древней деревянной церкви Иоакима и Анны, которая находилась внутри территории Вологодского кремля и являлась домовой церковью царя Ивана Грозного. Топоним «на Торгу» вошёл в употребление в связи с находившейся рядом обширной торговой площади, которая являлась центром торговли города.
Покровская церковь выполнена традициях древнерусского зодчества: простая кубическая форма с одной главой, низкая трапезная с двумя главками и невысокая шатровая колокольня. Во второй половине XIX в. церковь украсили массивным крыльцом в псевдорусском стиле. Хотя церковь и была закрыта в советское время, она дошла до наших дней без каких-либо существенных повреждений и перестроек.
Церковь Зосимы и Савватия Соловецких
Церковь Зосимы и Савватия Соловецких – православный храм, недействующий, адрес: Пречистенская набережная, 21.
Церковь Зосимы и Савватия Соловецких была построена в промежуток 1759 — 1773 гг. Церковь выглядела очень нарядно и пользовалась большим покровительством губернских властей. Построена она была в духе раннего московского барокко: многоуровневая колокольня с высоким шпилем, нарядные наличники и красно-белая цветовая гамма. Позднее к церкви была пристроена двухэтажная паперть в неорусском стиле.
С 1930 года церковь сильно изменилась в облике: была разобрана глава и колокольня, паперть лишена неорусского декора, четвери перестроен в восьмерик. И теперь кажется, что от прежнего здания не осталось и следа. Сейчас в церкви Зосимы и Савватия расположен театр кукол «Теремок».
Церковь Святителя Николая Чудотворца на Глинках
Церковь Святителя Николая на Глинках – православный храм, действующий, адрес: ул. Предтеченская, 74.
Церковь Святителя Николая на Глинках до начала XVII века называлась Флора и Лавра в Рассыльщичьей слободе. В слободе жили «рассыльщики» – люди, занимавшиеся рассыльным (курьерским) промыслом. Церковь стоит как раз на том месте, где начинается выкопанная по приказу Ивана Грозного река Золотуха, служившая в качества рва для Вологодского кремля. С началом работ по выкапыванию русла реки, на этом месте складировалась глина, отсюда и название «на Глинках».
Каменная церковь была построена в 1676 году, кирпичи делались как раз из добытой глины. Церковь множество раз перестраивали: изначально она была пятиглавой, с 1770 года – одноглавая. Колокольню тоже перестроили: из шатровой в шпилевидную.
Соборная мечеть Аль-Джума
Соборная мечеть Аль-Джума – мусульманский храм, действующий, адрес: ул. Горького, 5.
Вологодская соборная мечеть Аль-Джума считается самой северной храмовой мечетью европейской части России.
Деньги на строительство мечети в Вологде пытались собирать с 1910 года, когда в городе проживало не более сотни мусульман, однако, в прошении неоднократно было отказано по причине малочисленности верующих. Большая просторная мечеть была построена лишь в 2001 году, до этого мусульманской общине приходилось арендовать различные помещения.