10 неожиданных фактов о Греческой Православной Церкви


История возникновения Греческой (Элладской) православной церкви

Официально Греческая Церковь — одна из самых молодых в православном мире. Но история христианства на этих землях насчитывает 2 тыс. лет.

Основание

Православие принёс на греческие земли апостол Павел. Прибыв на македонское побережье, проповедник обратился со Словом Божием к жителям городов Кавала и Филиппы. В последнем городе под влиянием проповеди апостола приняла крещение семья богатой горожанки Лидии. Они были первыми христианами на европейском континенте.


Святой апостол Павел был первым миссионером на греческих землях

Затем любимый ученик Христа отправился на юг, где обратил в истинную Веру жителей Афин, Фесалонников и Коринфа. Он окаймлял эти общины до конца своего земного пути. Также христианство в Греции распространяли апостолы Лука, Иоанн Богослов и Андрей Первозванный.

Через столетие христианские общины распространились по всей Греции. До IX в. подчинялись власти Римского епископа. При этом с середины тысячелетия на Пелопоннес начало оказывать влияние молодое Византийское государство. Официально греческие епархии вошли в состав Константинопольского патриархата. В это же время зарождается центр православного монашества на острове Афон.

Средние века — время испытаний для Элладской Церкви. В период Раннего Средневековья православие подверглось гонениям со стороны крестоносцев. С середины XV в. вся территория Балканского полуострова попала под иго османов, разгромивших Византийскую империю.

Важно! Почти 400 лет христиане гибли от рук мусульман-османов. При этом именно церковнослужители приложили множество усилий для сохранения греческих традиций, языка и национального самосознания. Они встали во главе народного сопротивления, которое привело к свержению османского владычества и образованию независимого Греческого государства.

Провозглашение независимости

В 1833 г. по инициативе светских властей была образована автокефальная Греческая церковь. Её главой провозгласили правящего монарха. Эта организация до 1850 г. не признавалось ни Вселенским Патриархом, ни Поместными Церквями.

На протяжении следующих 100 лет складывалось территория поместной церкви, а также её внутренние традиции. Вторая мировая война принесла греческому духовенству новые испытания: нехватка священников, большое количество разрушенных храмов. В этих условиях заботы о Православной Церкви взяло на себя правительство государства. В Конституции 1975 г. официально закрепился государственный статус православия.

Мученики

Греческая церковь выстояла, несмотря на жестокие гонения в 13-14-х веках от крестоносцев, оккупировавших значительные по масштабу территории Эллады. В 15-м же веке началось тяжелое для страны османское иго. С падением Византии в 1453 году и правлением султанов произошел расцвет эпохи новомучеников, которая длилась 400 лет. Сотнями тысяч люди отдавали жизнь за греческую церковь и свою веру.

Учения о православии зачастую были тайными – монахи и клирики в тайне от правящего режима организовывали подпольные общества, действовавшие по ночам.

Иерархия элладской православной церкви

Церковная иерархия также закрепляется в главном государственном документе Греции. В соответствии с ним главным органом управления церковными институтами осуществляет Священный Собор, который состоит из глав всех греческих епархий, пребывающих в сане митрополитов.


Иероним ІІ — архиепископ Афинский и Всея Эллады

Они назначаются правительством государства. Собрание архиереев выбирает главу, получающего титул архиепископа Афинского и Всея Эллады. Выбранного священнослужителя в течение 5 дней должен утвердить глава государства, после чего назначается торжественная интронизация.

На постоянной основе церковными делами управляет Священный Синод, состоящий из архиепископа Афинского и 12 митрополитов. Они занимают пост на сменной основе.

Современная Элладская Церковь состоит из 81 епархии. При этом считается, что 30 из них находятся под юрисдикцией Вселенского патриарха. Следует отметить, что территории островов Крит, Додеканес и Афон, в политическом плане принадлежащие Греции, находятся под прямым управлением Константинопольского владыки.

Интересно! Деление на исконные и новые земли находит отражение в составе Священного Синода. 6 из 12 митрополитов представляют епархии, относящиеся к константинопольской юрисдикции.

Отношение

Так, в российских реалиях простые верующие, приходя в храм, подвергаются ощущению оторванности священников от повседневного мира. Они представляются отдельной кастой, которая отгорожена от прихожан некой стенкой. В греческих же традициях священнослужители находятся в близких отношениях с приходом. В повседневности Греции принято глубокое уважение к священникам – им принято уступать места в общественном транспорте. Нередко даже к самым молодым представителям священного сана в общественных местах обращаются с просьбой о благословении. Такого в российской действительности нет.

Отличия греческого православия от русского

Русский и греческий народ являются единоверцами. Православие в России и в Греции имеют общие догматические основы и служебные каноны. Незначительные отличия лежат во внешних обрядовых атрибутах Веры.

Статус священства

Русская традиция выделяет служителей Церкви в особое сословие. Часто они дистанцируются от обычных мирян, общаясь с ними только в церковных стенах. При этом отношение к церковнослужителям в русском православии отличается некоторым безразличием. Священники и монахи в Греции более приближены к простому народу, являясь его частью.


Православие является официальной религией в Греции

К ним можно подойти на улице и попросить благословения. Часто после проведения службы священник и прихожане садятся за общий стол и устраивают чаепития. При этом греческие служители Господа, независимо от возраста, пользуются всеобщим уважением. Даже молодому человеку в рясе в транспорте уступят место, на улице попросят благословения.

Одеяния и внешние атрибуты

Облачение русских священников отличаются пышностью и богатством. В зависимости от богослужения используют одежды разных цветов. Греческие одежды отличаются минимализмом и лаконичностью. В торжественных случаях используются рясы белого цвета.

Крест в русской традиции — показатель статуса священнослужителя. В соответствии с этим различается внешний вид этого христианского символа. Для греческих священнослужителей крест — награда за прилежную службу. Его не носят в повседневной жизни, одевая лишь на архиерейские богослужения.

Обратная ситуация складывается с головным убором — камилавкой. Греческий головной убор — деталь повседневного облачения священника. Она изготавливается только в чёрном цвете и имеет расширение в верхней части. Камилавка в России — награда. Она представляет собой головной убор в виде цилиндра, цвет которого зависит от типа службы.

Служебные традиции

Богослужение в Греции длится 1-1,5 часа. Большая часть службы проводиться при открытых Царских вратах на виду у прихожан. Греки стараются еженедельно принимать причастие. Право причастия имеют самые низкие церковные сановники — диаконы. При этом таинство исповеди миряне проходят 3-4 раза в год.


Библия в Греческой церкви по составу книг отличается от церковнославянской

Крестный ход в элладской православной традиции сопровождается звуками духового оркестра. Он идёт по улицам к центральной площади поселения, где служится торжественный молебен. Заканчивается праздник народным гуляние и салютами.

Православие — не единственная религия в Греции, есть католики, мусульмане, иудеи и др.

Нельзя однозначно сказать, какой веры греки. Эта страна с множеством культур. Православие преобладает, но есть и представители других религий. Ряд источников, ссылаясь на греческий сайт, приводит такую статистику:

Верховный Совет Этнических Эллинов Официальный сайт где приведена статистика

  • мусульмане — 230000 человек;
  • католики — 58000 человек;
  • протестанты — 400000 человек;
  • свидетелей Иеговы — 30000 человек;
  • иудеев — 5000 тысяч человек.

Свидетели Иеговы здесь не случайно названы не сектой, а религией. Отношение к тому или иному вероучению и исповедующей его организации определяет государство. В России они запрещены, Греция придерживается своей позиции.

Также есть 2 тысячи человек, которые следует этнической религии Греции — поклоняются Зевсу, Гере и т.д.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Россия и Греческая церковь: история взаимоотношений

Русская и Элладская Церковь тесно связаны друг с другом. Их взаимоотношения прошли несколько этапов.

  1. На начальном этапе Греческая Церковь играла для русских земель роль проводника в христианский мир. Она способствовала формированию государства на территории восточных славян. Первые руководители Русской Церкви имели греческое происхождение.
  2. Ситуация изменилась после завоевания Византии османами. Россия к этому времени укрепила свои позиции и стала оказывать покровительство греческим священнослужителям. В XVII-XVIII вв. чаще отказывалась материальная поддержка. К концу XVIII столетия Россия оказывает активную военную помощь национальному освободительному движению в балканских странах.
  3. Сегодня на отношения единоверцев оказывает сильное влияние мировая политическая ситуация. Раскол начался в 2022 г., после раскола разрыва отношений между РПЦ и Константинопольской патриархией, которая оказывает сильное влияние на Элладскую церковь. В связи с этим русским священникам запрещено проводить совместные службы с греческим духовенством.

Пышность

Любого иностранца поражают пышные богослужения, проводимые в России. В обрядах греческих церквей во всем чувствуется демократичность и простота. Все богослужения длятся максимум 1,5-2 часа, в то время как русские литургии могут длиться больше 3 часов. В Греции есть обычай вслух произносить все тайные молитвы.

Значительно отличается и порядок произнесения молитв. Такого большого количества свечей, как в российских церквях, никогда не бывает ни в одном храме Греции. Греческие хоры никогда не включают в состав женские голоса. Хотя в российских реалиях такое повсеместно практикуется.

Литургия

Ортодоксальная церковь проводит богослужения по византийскому (греческому) обряду. Оно предполагает существование закрытого иконостаса, за которым осуществляется таинство евхаристии. Причащение совершается не облаткой, а просфорой (квасным хлебом) и вином (преимущественно кагором). Литургическое богослужение состоит из четырех кругов: суточного, седмичного, неподвижного и подвижного годовых. Но некоторые ортодоксальные церкви (например, Антиохийская и Русская православная за рубежом) с ХХ века стали использовать латинский обряд. Богослужения проводятся на синодальном варианте старославянского языка.

Обряды

Сильно отличаются в традициях этих двух стран причастие и исповедание. Причастие у греков принято проводить каждое воскресенье, а исповеди имеют место единожды в год. Российские православные не причащаются с такой же частотой. Правила Церкви в Греции дают право проводить исповедование лишь благословленным на это иеромонахам, прибывшим из монастырей. В российских традициях такой строгости нет.

В греческих храмах никогда не встретишь привычные русскому приходу длинные очереди для прохождения процедуры исповедования. Первым выводом может стать отсутствие здесь исповедей как таковых. Однако все дело в том, что на исповеди люди Греции приходят в заранее оговоренное индивидуальное время, что исключает возможность возникновения суеты. Греки, оказавшиеся в русских церквях, недоумевают по поводу очередей на исповеди. Многие не понимают, как священник за раз способен весь приход из нескольких сотен людей исповедовать.

Большое влияние оказала на традиции греческие католическая церковь. Так, влияние Запада отразилось в том, что Православие в Греции использует новоюлианский календарь. То есть греки отмечают православные празднества на 13 дней раньше русских, живущих по юлианскому календарю. Появились в греческих храмах и стасидии вместо скамей и лавок, характерных для России.

дальнейшее чтение

  • Адерни, Вальтер Ф. Греческая и Восточная церкви
    (1908) онлайн
  • Константелос, Деметриос Дж. Понимание греческой православной церкви: ее вера, история и практика
    (Сибери Пресс, 19820
  • Фортеск, Адриан. Православная Восточная Церковь
    (1929)
  • Хасси, Джоан Мервин. Православная церковь в Византийской империи
    (Издательство Оксфордского университета, 2010 г.) онлайн
  • Кефала, Евфросиния. Церковь греческого народа прошлого и настоящего
    (1930)
  • Латурет, Кеннет Скотт. Христианство в революционную эпоху, II: Девятнадцатый век в Европе: протестантские и восточные церкви.
    (1959) 2: 479-484;
    Христианство в эпоху революции, IV: ХХ век в Европе: Римско-католическая, протестантская и восточная церкви
    (1958)
  • Макгукин, Джон Энтони (ред.). Энциклопедия восточного православия
    . 2 тт. (Wiley-Blackwell, 2011).

Каноническое устройство

Епархии

См. также Епископат Элладской Православной Церкви

  1. Афинская
  • Митрополии «Старой Эллады»:
  • Артская
  • Арголидская
  • Глифадская
  • Гортининская
  • Димитриадская
  • Закинфская
  • Идрская
  • Илийская
  • Илионская
  • Калавритская
  • Каристийская
  • Карпенисийская
  • Керкирская
  • Кесарианийская
  • Кефаллинийская
  • Кифирская
  • Кифисийская
  • Коринфская
  • Ларисская
  • Левкасская
  • Манийская
  • Мантинийская
  • Мегарская
  • Месогейская
  • Мессинийская
  • Монемвасийская
  • Навпактская
  • Никейская
  • Новоионийская
  • Новосмирнская
  • Паронаксийская
  • Патрская
  • Перистерийская
  • Пирейская
  • Сиросская
  • Стагская
  • Триккская
  • Трифилийская
  • Фивская
  • Фессалиотидская
  • Фирская
  • Фокидская
  • Фтиотидская
  • Халкидская
  • Этолийская
  • Митрополии «Новых земель» (управляются, в каноническом подчинении патриарху Константинопольскому):
  • Александропольская
  • Верийская
  • Гревенская
  • Гуменисская
  • Дидимотихская
  • Драмская
  • Дриинопольская
  • Елассонская
  • Елевферопольская
  • Зихнийская
  • Иерисская
  • Кассандрийская
  • Касторийская
  • Китрская
  • Ксанфская
  • Лангадская
  • Лимнская
  • Маронийская
  • Митилинская
  • Мифимнская
  • Неапольская
  • Никопольская
  • Новокринская
  • Парамифийская
  • Полианийская
  • Самосская
  • Сервийская
  • Серрская
  • Сидирокастрская
  • Сисанийская
  • Фессалоникийская
  • Филиппская
  • Флоринская
  • Хиосская
  • Эдесская
  • Янинская
  • Кафоличность – что это?

    Христос сказал своим ученикам: «Там, где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я среди них буду» (Матф. 18:20). Это означает, что церковь есть везде, где существует хоть одна, даже самая малочисленная община. «Кафоличность» — слово греческое. Оно означает «всецелый», «всеобщий». Тут также можно вспомнить завет, который Иисус дал своим апостолам: «Идите, проповедуйте всем народам». В географическом смысле кафоличность означает «всемирность».

    В отличие от современника ранней церкви, иудаизма, который был национальной религией евреев, христианство претендовало на охват всей ойкумены. Но универсальность кафоличности имела и другой смысл. Каждая часть церкви обладала всей полнотой святости. Это положение разделяли оба направления христианства. Римская церковь стала называться католической (кафолической). Но ее канон утверждал верховную власть папы как викария Христа на земле. Греко-кафолическая ортодоксальная церковь тоже претендовала на распространение по всему миру. Однако, хоть во главе ее и стоял патриарх, поместные церкви имели полную независимость друг от друга.

    Рекомендации

    1. Аргиропулу, Кристина (2015): Γλώσσα και εξουσία μέσα από ποικίλα κείμενα στην καθαρεύουσα και τη δημοτική μορφήτσιςκληλνλ. Ρκυνα: Επιθεώρηση Εκπαιδευτικών
      7: 52–69.
    2. Деметриос Х. Константелос, Понимание Греческой Православной Церкви, Священный Крест Православная Пресса, 3-е издание (28 марта 2005 г.)
    3. Л. Раштон, Голуби и сороки: деревенские женщины в греческой православной церкви
      Женский религиозный опыт, Крум Хелм, 1983
    4. Пол Юзик, The Украинская Греческая Православная Церковь Канады, 1918–1951, Университет Оттавы, 1981
    5. Деметриос Х. Константелос, Греческая Православная Церковь: вера, история и практика,
      Сибери Пресс, 1967
    6. Дэниел Б. Уоллес: Уоллес, Дэниел Б. (1996). Греческая грамматика помимо основ: экзегетический синтаксис Нового Завета, стр. 12
      . ISBN 9780310218951 .Зондерван, 1997.
    7. Роберт Х. Штайн: Штейн, Роберт Х. (январь 1994 г.). Метод и послание учений Иисуса, стр. 4
      . ISBN 9780664255138 .Вестминстер Джон Нокс Пресс, 1994.
    8. Бойд, Келли (8 августа 1999 г.). Энциклопедия историков и историков
      . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781884964336 — через Google Книги.
    9. Эдвин Груш, Разрушение Греческой Империи и история взятия Константинополя турками,
      Дом Хаскелл, 1968 год.
    10. ^ аб
      Миллар, Фергус (2006).
      Греческая Римская империя: власть и вера при Феодосии II (408–450 гг.)
      . Калифорнийский университет Press. п.279 страниц. ISBN 0-520-24703-5 .
    11. Таннер, Норман П. Соборы Церкви,
      ISBN 0-8245-1904-3
    12. Византийское наследие в Православной церкви
      Джон Мейендорф — 1982
    13. Хью Вибрю, Православная литургия: развитие евхаристической литургии в византийском обряде
      – 1990
    14. Христианские церкви Востока,
      Vol. II:
      Церкви, не связанные с Римом
      , к Дональд Аттуотер – 1962
    15. Дж. Мейендорф, Византийское богословие: исторические тенденции и доктринальные темы
      (1987)
    16. Джоан Мервин Хасси, Православная Церковь в Византийской империи,
      1990
    17. Власто, А. П. (1970). Вхождение славян в христианский мир: введение в средневековую историю славян
      . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521074592 . OCLC 637411069.
    18. Пантев, Андрей Лазаров (2000). Българска история в европейски контекст
      (на болгарском языке). ИК «Христо Ботев». ISBN 9544456708 . OCLC 45153811.
    19. Джанет Зальцман Чафец; Хелен Роуз Эбо (18 октября 2000 г.). Религия и новые иммигранты: преемственность и адаптация в иммигрантских общинах
      . АльтаМира Пресс. п. 155. ISBN 978-0-7591-1712-9 . Получено 2 сентября 2013. Отличительными чертами Греческой Православной Церкви являются чувство преемственности с древней Церковью Христа и Апостолов и ее неизменность. Православная церковь ведет свое существование через рукоположение епископов непосредственно к апостолам, а через них — к Иисусу.
    20. Салли Брюнель; Алан Дж. Пэджетт (2003). Введение в христианство
      . Книги Орбис. п. 7. ISBN 978-1-60833-134-5 . Получено 2 сентября 2013. Восточная Православная и Римско-католическая церкви являются самыми старыми, корни которых уходят корнями в самые ранние христианские группы.
    21. Бенджамин Джером Хаббард; Джон Т. Хэтфилд; Джеймс А. Сантуччи (2007). Пособие для преподавателя по религиозным убеждениям и обычаям Америки
      . Библиотеки без ограничений. п. 63. ISBN 978-1-59158-409-4 . Получено 2 сентября 2013. Православная церковь берет свое начало от церквей, основанных апостолами на Ближнем Востоке и на Балканах в первом веке.
    22. Роберт Л. Пламмер (6 марта 2012 г.). Путешествие веры: евангелизм, восточное православие, католицизм и англиканство
      . Зондерван. п. 128. ISBN 978-0-310-41671-5 . Получено 2 сентября 2013. Католицизм считает, что если церковь утверждает, что она христианская, то она должна быть способна показать, что ее лидеры — ее епископы и ее пресвитеры (или священники) — являются преемниками апостолов. Вот почему католическая церковь принимает православные хиротонии и таинства как действительные, хотя восточное православие не находится в полном общении с Римом.
    23. Уильям А. Дирнесс; Вели-Матти Кярккяйнен (25 сентября 2009 г.). Глобальный богословский словарь: ресурс для всемирной церкви
      . InterVarsity Press. п. 244. ISBN 978-0-8308-7811-6 . Получено 2 сентября 2013. Эта связь очевидна через историческую преемственность епископов церквей в конкретном географическом регионе и верность учению апостолов (ср. Деян. 2:42) и жизни, как она развивалась в святоотеческой традиции и была сформулирована семью вселенскими советы.
    24. Хайди Кэмпбелл (22 марта 2010 г.). Когда религия встречает новые медиа
      . Рутледж. п. 13. ISBN 978-0-203-69537-1 . Получено 2 сентября 2013. В христианстве есть три ветви: католическая, восточно-православная и протестантская. … Христианская церковь берет свое происхождение и корни со времен Иисуса Христа и апостолов в 25–30 гг. Н. Э. И рождения церкви в Пятидесятницу в …
    25. ^ аб
      Венди Донигер (январь 1999 г.).
      Энциклопедия мировых религий Мерриам-Вебстер
      . Мерриам-Вебстер. п. 309. ISBN 978-0-87779-044-0 . Получено 2 сентября 2013. ВОСТОЧНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ, одна из основных ветвей ХРИСТИАНСТВА, характеризующаяся своей преемственностью с апостольской церковью, ее литургией и территориальными церквями.
    26. «Вселенский Патриархат». Получено 2009-03-09.
    27. «Архиепископия Фиатейра и Великобритании — Главная». Получено 2009-03-11.
    28. «Святая православная архиепископия Италии и Мальты». Архивировано из оригинал на 2012-02-26. Получено 2009-03-11.
    29. Греческую православную архиепископию Америки не следует путать с Православная Церковь в Америке, чья автокефалия — предоставлена Русская Православная Церковь — не признан Вселенским Патриархатом Константинополя и многими другими церквями Восточно-Православного Причастия.
    30. «Греческая православная архиепископия Австралии». Получено 2010-01-14.
    31. «Официальный сайт Греческого Православного Патриархата Александрии и всей Африки». Получено 2009-03-09.
    32. «Греческий Православный Патриархат Антиохии и всего Востока». Получено 2019-04-03.
    33. «Иерусалимский Патриархат». Архивировано из оригинал на 2012-04-18. Получено 2009-03-09.
    34. «Святая обитель Богомолова горы Синай, монастырь Святой Екатерины». Архивировано из оригинал на 2009-03-02. Получено 2009-03-09.
    35. «Ecclesia — Интернет-сайт Церкви Греции». Получено 2009-03-09.
    36. «Церковь Кипра» (на греческом). Получено 2009-03-09.
    37. «О Кипре — Города и население». Правительственный веб-портал — области интересов
      . Правительство Кипра. Получено 19 января 2010.
    38. «Кипр». Всемирный справочник
      . Центральное Разведывательное Управление. Получено 19 января 2010.
    39. Рудометоф Виктор (2002). Коллективная память, национальная идентичность и этнический конфликт
      . Гринвуд Пресс. п. 179. ISBN 9780275976484 . единственные нерешенные вопросы между двумя сторонами касаются степени, в которой представители меньшинств должны иметь равные права с остальными албанскими гражданами, а также вопросы собственности и церковной автономии Греческой Православной Церкви Албании.
    40. Торнберри, Патрик (1987). Право меньшинств и прав человека
      (1-е изд.). Лондон: Группа по правам меньшинств. п. 36. ISBN 9780946690480 .
    41. «Нападение на албанскую церковь» акт религиозной ненависти'». Мировые религиозные новости. Получено 12 июн 2012.

    Символ веры

    Греко-ортодоксальная церковь учит, что спасти душу можно лишь в ее лоне. Первый символ – вера в единого Бога и в равенство всех ипостасей Троицы. Далее религия почитает Христа, сотворенного до начала времен, пришедшего в мир и воплотившегося в человеке, распятого во искупление первородного греха, воскресшего и грядущего в Судный День. Церковь учит, что первым ее священником был Иисус. А потому и она сама свята, едина, кафолична и непорочна. Наконец, на Седьмом Вселенском Соборе был принят догмат о почитании икон.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]