Вселенский патриарх — титул предстоятеля Константинопольской православной церкви.

Вселенский патриарх – предстоятель Константинопольской церкви. Исторически сложилось, что он считается первым из равных среди предстоятелей всех поместных церквей. Что это значит и как сложилась эта история, поговорим чуть позже. Теперь же узнаем, кто является Вселенским патриархом. Итак, 22 октября 1991 года этого титула удостоился Варфоломей I (в миру Димитриос Арходонис), он же Его Божественное Всесвятейшество Архиепископ Константинополя (старое название города Новый Рим).

Патриарх

Этот титул образовался тогда, когда в Византийской империи город Константинополь стал столицей. Первый Вселенский патриарх Акакий (472-489) был титулован после Четвертого Вселенского собора (451 г., Халкидон). Тогда в правилах 9, 17 и 28 была провозглашена общеимперская юрисдикция епископа Нового Рима, по важности занявшая вторую позицию после Римского.

К концу VI века роль и титул принимаются окончательно как в гражданских, так и в церковных актах Византийской империи. Но папский престол Рима 28-е правило не принял. Это только в связи с унией на VII Вселенском соборе (1438-1445 гг.) Рим наконец-таки поставил после себя на вторую роль Константинопольский патриархат.

Империя как Вселенная


Прежде всего необходимо разобраться с самим словом «вселенная» — по-гречески οἰκουμένη. Это пассивное причастие от глагола οἰκέω «жить, обитать, населять» при обычно опускаемом существительном «земля», то есть буквально — «обжитое человеком земное пространство». Так древние греки называли знакомый им мир, в отличие от далеких областей, либо необитаемых, либо населенных дикими варварами. Обычно под «вселенной» понимался далеко не весь мир, но лишь та его часть, где существовала цивилизация. Правителей больших царств именовались «царями вселенной» — как, например, Кир Персидский в Библии (2 Ездр 2:2). И когда греко-римская цивилизация оказалась объединенной под властью римских императоров, «вселенной» стала именоваться Римская империя. Именно в таком смысле употребляет это слово св. Апостол Лука, когда повествует о Рождестве Христа: «Бы́сть же во дни̑ ты̑ѧ, и҆зы́де повелѣ́нїе ѿ ке́сарѧ А҆́ѵгуста написа́ти всю̀ вселе́нную» (πᾶσαν τὴν οἰκουμένην — Лк 2:1). Термин «ойкумена» означал не столько заселенное, сколько окультуренное пространство античной цивилизации. У других культур были свои «вселенные» — и это понимание сохранялось веками. Например, когда в 1262 году болгарский правитель Иаков Святослав прислал митрополиту всея Руси Кириллу II список Кормчей книги, он писал: «Да ся словом твоим вселенная Руская просвѣтитъ» — «Да просветится словом твоим русская вселенная!»

Когда святой равноапостольный император Константин Великий созвал в 325 г. в Никею епископов со всех концов своей Империи для обсуждения общецерковных проблем, это собрание получило название «Вселенского Собора». Так родился институт всеимперского уровня, на котором по призыву императоров в особо важных случаях собирались епископы со всех концов огромного римского государства — под председательством наиболее авторитетных архиереев, которых со временем стали называть «начальниками отцов» — Патриархами.

Особенно широкое распространение эпитет «вселенский» в смысле «общеимперский, общегосударственный» получил в законодательстве Юстиниана Великого (527-565). В его законах постоянно встречаются слова «вселенная, вселенский» как указание на всю территорию Империи. А в 109-й новелле 541 года император дает исчерпывающее объяснение высших церковных институтов — Вселенских Соборов и Патриархатов: «Еретиками же и отцы назвали, и мы называем тех, кто принадлежит к различным ересям … и вообще всех, кто не суть члены Святой Божией Кафолической и Апостольской Церкви, в которой все святейшие Патриархи всей Вселенной — и западного Рима, и сего царственного града, и Александрии, и Теуполя (Антиохии — П.К.), и Иерусалима, и все подчиненные им преосвященнейшие епископы — согласно возглашают апостольскую веру и предание»[3].

Итак, с точки зрения имперского законодательства, православная вера согласно возглашается пятью «Патриархами Вселенной» и подчиненными им епископами — и именно для свидетельства этого согласия собираются императорами Вселенские Соборы. Порядок почитания Патриархов определен канонами (2 Всел. 3; 4 Всел. 28; Трул. 36) и закреплен в законах Римской империи (Codex Iustiniani, I.1.7, I.2.16; Novella Iustiniani 131 и др.): Рим — Константинополь — Александрия — Антиохия — Иерусалим. Важно отметить, что этот перечень пяти патриарших престолов отнюдь не исчерпывает число автокефальных Поместных Церквей: за его рамками оказываются не только Православные Церкви, находившиеся в ту эпоху за пределами Империи (Грузинская, Аквилейская), но и независимые Церкви внутри ее границ (Кипрская, Карфагенская, Юстинианы Первой). Пентархия, по Юстиниану, символизировала единство Православной Церкви, гарантами которого выступали предстоятели самых авторитетных архиерейских престолов Империи.

И, что самое важное, все пять Патриархов считались «Вселенскими».

Патриаршество на Руси

Но в 1453 году Византия пала после осады Константинополя турецкими войсками. При этом Вселенский Константинопольский патриарх смог сохранить свою позицию лидера христианского мира, но уже существовал под Османской империей. Номинально он оставался главой Русской православной церкви, но был очень ослаблен и истощен в материальном плане, пока патриаршество не было учреждено в Русском государстве (1589 г.). При правлении Бориса Годунова, как известно, первым патриархом на Руси стал Иов (1589 г.).

После Первой мировой войны Османская империя перестала существовать. В 1923 году Константинополь перестает быть столицей, в 1930 году переименовывается в город Стамбул (Istanbul).

Патриархи Константинопольские (с 451 г.)

451–998

  • 46. Геннадий I (458–471)
  • 47. Акакий (471–488)
  • 48. Fravitta (488–489), также Флавиан II
  • 49. Евфемий (489–495)
  • 50. Святой Македоний II (495–511)
  • 51. Тимофей I (511–518)
  • 52. Иоанн II каппадокийский (518–520)
  • 53. Епифаний (520–535)
  • 54. Anthimus I (535–536)
  • 55. Menas (536–552)
  • 56. Евтихий (552–565)
  • 57. Иоанн III Схоластик (565–577) Евтихий (577–582), восстановлен.
  • 58. Иоанн IV Нестейтс (582–595)
  • 59. Кириак II (596–606)
  • 60. Святой Фома I (607–610)
  • 61. Сергий I (610–638)
  • 62. Пирр I (638–641)
  • 63. Павел II (641–653)
      Пирр I (653–654), восстановлен
  • 64. Питер (654–666)
  • 65. Томас II (667–669)
  • 66. Джон V (669–675)
  • 67. Константин I (675–677)
  • 68. Теодор I (677–679)
  • 69. Георгий I (679–686)
  • 70. Павел III (687–693)
  • 71. Каллиник I (693–705)
  • 72. Сайрус (705–711)
  • 73. Иоанн VI (712–715)
  • 74. Германус I (715–730)
  • 75. Анастасий (730–754)
  • 76. Константин II (754–766)
  • 77. Никита I (766–780)
  • 78. Павел IV (780–784)
  • 79. Святой Тарасий (784–806)
  • 80. Никифор I (806–815)
  • 81. Феодот I Касситерас (815–821)
  • 82. Антоний I (821–836)
  • Эта страница иконописец Хлудов Псалтырь
    иллюстрирует строку «Они дали мне желчь есть; и когда я хотел пить, они дали мне уксус пить »с изображением солдата, предлагающего Христу уксус на губке, прикрепленной к столбу. Иоанн VII Grammaticus изображает стирающего картину Христа такой же губкой, прикрепленной к столбу. Иоанн изображен карикатурно, здесь, как и на других страницах, с неопрятными прямыми волосами, торчащими во все стороны, что византийцы считали смешным.

    • 83. Иоанн VII Grammaticus (836–843)
    • 84. Мефодий I (843–847)
    • 85. Игнатий I (847–858)
    • 86. Святой Фотий I Великий (858–867) Игнатий I (867–877), восстановлен
    • Святой Фотий I Великий (877–886), восстановлен
  • 87. Стивен I (886–893)
  • 88. Антоний II Каулеас (893–901)
  • 89. Николай I Мистикос (901–907)
  • 90. Евфимий I Synkellos (907–912)
      Николай I Мистик (912–925), восстановлен
  • 91. Стефан II Амасейский (925–928)
  • 92. Трифон, также Трифоний (928–931)
  • 93. Теофилакт (933–956)
  • 94. Polyeuctus (956–970)
  • 95. Василий I Скамандрен (970–974)
  • 96. Антоний III Студит (974–980)
  • 97. Николай II Хризобергес (984–996)
  • 98. Сисинний II (996–999)
  • 999–1453

    • 99. Сергий II (1001–1019)
    • 100. Евстафий (1019–1025)
    • 101. Алексий I Студит (1025–1043)
    • 102. Михаил I Керуларий (1043–1058)
    • 103. Константин III Лейхудес (1058–1063)
    • 104. Иоанн VIII Ксифилин (1063–1075)
    • 105. Kosmas I (1075–1081)
    • 106. Евстратий Гаридас (1081–1084)
    • 107. Николай III Грамматик (1084–1111)
    • 108. Иоанн IX Агапет (1111–1134)
    • 109. Лев Стиппейот (1134–1143)
    • 110. Майкл II Куркуас (1143–1146)
    • 111. Косма II Аттикус (1146–1147)
    • 112. Николай IV Музалон (1147–1151)
    • 113. Феодот II (1151–1153)
    • 114. Неофитос I (1153–1154)
    • 115. Константин IV Хлиарен (1154–1156)
    • 116. Люк Хризобергес (1156–1169)
    • 117. Михаил III Анхиала (1169–1177)
    • 118. Харитон (1177–1178)
    • 119. Феодосий I Борадиот (1178–1183)
    • 120. Василий II Каматерос (1183–1186)
    • 121. Гора Никита II (1186–1189)
    • 122. Досифей (1189) (9 дней)[1]
    • 123. Лев Богородицы (1189) Досифей (1189–1191), восстановлено
  • 124. Георгий II Ксифилин (1191–1198)
  • 125. Джон Икс Каматерос (1198–1206)
  • 126. Михаил IV Автореян (1206–1212)
  • 127. Теодор II Эйреникос (1214–1216)
  • 128. Maximos II (1216)
  • 129. Мануэль I Карантенос Харитопулос (1216–1222)
  • 130. Герман II (1223–1240)
  • 131. Мефодий II (1240)
      вакантный
      (1240–1244)
  • 132. Мануэль II (1244–1255)
  • 133. Арсений Автореян (1255–1259)
  • 134. Никифор II (1260–1261)
      Арсений Автореян (1261–1265), восстановлен
  • 135. Герман III (1266)
  • 136. Иосиф I Галезиотес (1266–1275)
  • 137. Иоанн XI Беккос (1275–1282)
      Иосиф I Галезиот (1282–1283), восстановлен
  • 138. Григорий II Киприус (1283–1289)
  • 139. Афанасий I (1289–1293)
  • 140. Иоанн XII (1293–1303)
      Афанасий I (1303–1310), восстановлен
  • 141. Нефон I (1310–1314)
  • 142. Иоанн XIII Гликис (1314–1320)
  • 143. Герасим I (1320–1321)
  • 144. Исайяс (1321–1334)
  • 145. Иоанн XIV Калекас (1334–1347)
  • 146. Исидор I (1347–1350)
  • 147. Каллист I (1350–1354)
  • 148. Филофей Коккинос (1354–1355)
      Каллист I (1355–1363), восстановлен
  • Филофей Коккинос (1363–1376), восстановлен
  • 149. Макарий (1376–1379)
  • 150. Нилус Керамеус (1379–1388)
  • 151. Антоний IV (1388–1390)
      Макарий (1390–1391), восстановлено
  • Антоний IV (1391–1397), восстановлен.
  • 152. Каллист II Ксантопулос (1397)
  • 153. Матфей I (1397–1410)
  • 154. Евфимий II (1410–1416)
  • 155. Иосиф II (1416–1439)
  • 156. Метрофан II (1439–1443)
  • 157. Григорий III Маммас (1443–1450)
  • 158. Афанасий II (1450–1453)
  • 29 мая 1453 г. Падение Константинополя, отмечая тем самым конец Византийской империи. В Вселенский Патриархат стал предметом Османская империя.

    1453–1466

    • 159. Геннадий II Схоларий (1454–1456)
    • 160. Исидор II Ксантопулос (1456–1462)

    Ученые выдвигают различные предположения относительно преемственности патриархов с 1462 по 1466 год. Основные позиции следующие:

    По словам Киминаса (2009):[2]
    • 161. Иоасаф IАпрель 1462 — Апрель 1463
    • Геннадий II, апрель 1463 — июнь 1463
    • 162. Софроний I, Июнь 1463 — август 1464
    • Геннадий II, авг. 1464 — авт. 1465
    • 163. Марк II, авт. 1465 — авт. 1466
    • 164. Симеон I, au. 1466 — конец 1466 г.
    По словам Лорана (1968):[3]
    • Иоасаф I, апрель 1462 — апрель 1463
    • Геннадий II, апрель 1463 — май 1463
    • Софроний I, май 1463 — июль 1464
    • Геннадий II, авг. 1464 — авт. 1465
    • Симеон I, осень 1465 г.
    • Марк II, нач. 1466 — авт. 1466
    По словам Геманоса из Сардеиса (1933–38):[4]
    • Геннадий II, сумма. 1462 — сумма. 1463
    • Софроний I, август 1463 — август 1464
    • Геннадий II, авг. 1464 — авт. 1464
    • Иоасаф I, умоляю. 1465 — нач. 1466
    • Марк II, нач. 1466 г. — середина 1466 г.
    • Симеон I, середина 1466 г. — конец 1466 г.

    1466–1833

    • 165. Дионисий I (конец 1466–1471 гг.) Симеон I Трапезундский (1471–1475), первая реставрация.
  • 166. Рафаэль I (1475–1476)
  • 167. Максимус III (1476–1482)
      Симеон I Трапезундский (1482–1486), восстановлен во второй раз.
  • 168. Нефон II (1486–1488)
      Дионисий I (1488–1490), восстановлен
  • 169. Максимус IV (1491–1497)
      Нефон II (1497–1498), первая реставрация.
  • 170. Иоахим I (1498–1502)
      Нефон II (1502 г.), восстановлен 2-й раз
  • 171. Пахомий I (1503–1504)
      Иоахим I (1504 г.), восстановлен
  • Пахомий I (1504–1513), восстановлен
  • 172. Феолепт I (1513–1522)
  • 173. Иеремия I (1522–1524)
  • 174. Иоанникий I (1524–1525)
      Иеремия I (1525–1546), восстановлен
  • 175. Дионисий II (1546–1556)
  • 176. Иоасаф II (1556–1565)
  • 177. Метрофан III (1565–1572)
  • 178. Иеремия II Транос (1572–1579)
      Метрофан III (1579–1580), восстановленный
  • Иеремия II Транос (1580–1584), первая реставрация.
  • 179. Пахомий II (1584–1585)
  • 180. Теолепт II (1585–1586)
      Иеремия II Транос (1587–1595), восстановлен во второй раз.
  • 181. Матфей II (1596)
  • 182. Габриэль I (1596)
      Феофан I Карикес (местоблюститель
      , 1596)
  • Мелетий I Пегас (местоблюститель
    , 1597)
  • 183. Феофан I Карикес (1597)
  • 184. Мелетий I Пегас (местоблюститель
    , 1597–1598)
      Матфей II (1598–1602), первая реставрация.
  • 185. Неофитус II (1602–1603)
      Матфей II (1603 г.), восстановлен 2-й раз
  • 186. Рафаэль II (1603–1607)
      Неофит II (1607–1612), восстановлен
  • 187. Кирилл I Лукарис (местоблюститель
    , 1612)
  • 188. Тимофей II (1612–1620)
      Кирилл I Лукарис (1620–1623), первая реставрация.
  • 189. Григорий IV (1623)
  • 190. Anthimus II (1623)
      Кирилл I Лукарис (1623–1633), восстановлен во второй раз.
  • 191. Кирилл II Контарес (1633)
      Кирилл I Лукарис (1633–1634), восстановлен в третий раз.
  • 192. Афанасий III Пателарос (1634)
      Кирилл I Лукарис (1634–1635), реставрированный 4-й раз.
  • Кирилл II Контарес (1635–1636), первая реставрация.
  • 193. Неофит III Никейский (1636–1637)
      Кирилл I Лукарис (1637–1638) реставрирован в пятый раз.
  • Кирилл II Контарес (1638–1639), реставрирован второй раз.
  • 194. Парфений I (1639–1644)
  • 195. Парфений II (1644–1646)
  • 196. Иоанникий II (1646–1648)
      Парфений II (1648–1651), восстановлен
  • Иоанникий II (1651–1652), восстановлен 1 раз.
  • 197. Кирилл III (1652–1652)
      Афанасий III (1652 г.), восстановлен
  • 198. Паисий I (1652–1653)
      Иоанникий II (1653–1654), восстановлен во второй раз.
  • Кирилл III (1654 г.), восстановлен
  • Паисий I (1654-1655), восстановлен
  • Иоанникий II (1655–1656), восстановлен в третий раз.
  • 199. Парфений III (1656–1657)
  • 200. Габриэль II (1657)
  • 201. Парфений IV (1657–1659)
  • 202. Феофан II (1659)
      вакантный
      (1659–1662)
  • 203. Дионисий III (1662–1665)
      Парфений IV (1665–1667), первая реставрация.
  • 204. Климент (1667)
  • 205. Мефодий III (1668–1671)
      Парфений IV (1671 г.), восстановлен 2-й раз
  • 206. Дионисий IV Муселим (1671–1673)
  • 207. Герасим II (1673–1674)
      Парфений IV (1675–1676) восстановлен в третий раз.
  • Дионисий IV Муселим (мусульманин) (1676–1679), восстановлен 1 раз
  • 208. Афанасий IV (1679)
  • 209. Джеймс (1679–1682)
      Дионисий IV Муселим (мусульманин) (1682–1684), восстановлен во второй раз.
  • Парфений IV (1684–1685) реставрировал 4-й раз.
  • Джеймс (1685–1686), восстановлен в первый раз
  • Дионисий IV Муселим (мусульманин) (1686–1687), восстановлен в третий раз
  • Джеймс (1687–1688), восстановлен во второй раз
  • 210. Каллиник II (1688)
  • 211. Неофитус IV (1688)
      Каллиник II (1689–1693), первая реставрация.
  • Дионисий IV Муселим (мусульманин) (1693–1694), восстановлен 4-й раз.
  • Каллиник II (1694–1702), восстановлен во второй раз.
  • 212. Габриэль III (1702–1707)
  • 213. Неофитус V (1707)
  • 214. Киприан (1707–1709)
  • 215. Афанасий V (1709–1711)
  • 216. Кирилл IV (1711–1713)
      Киприан (1713–1714), восстановлен
  • 217. Косма III (1714–1716)
  • 218. Иеремия III (1716–1726)
      Каллиник III (1726)[5]
  • 219. Паисий II (1726–1732)
      Иеремия III (1732–1733), восстановлен
  • 220. Серафейм I (1733–1734)
  • 221. Неофитус VI (1734–1740)
      Паисия II (1740–1743), реставрирован 1 раз.
  • Неофит VI (1743–1744), восстановлен
  • Паисия II (1744–1748), реставрирован второй раз.
  • 222. Кирилл V (1748–1751)
      Паисия II (1751–1752), реставрирован во второй раз.
  • Кирилл V (1752–1757), первая реставрация.
  • 223. Каллиник IV (1757)
  • 224. Серафейм II (1757–1761)
  • 225. Иоанникий III (1761–1763)
  • 226. Самуил I Чатцерес (1763–1768)
  • 227. Мелетий II (1769–1769)
  • 228. Феодосий II (1769–1773)
      Самуил I Чацерес (1773–1774), восстановлен
  • 229. Софроний II (1774–1780)
  • 230. Габриэль IV (1780–1785)
  • 231. Прокопий (1785–1789)
  • 232. Неофит VII (1789–1794)
  • 233. Герасим III (1794–1797)
  • 234. Григорий V (1797–1798)
      Неофит VII (1798–1801), восстановлен
  • 235. Каллиник V (1801–1806)
      Григорий V (1806–1808), первая реставрация.
  • Каллиник V (1808–1809), восстановлен
  • 236. Иеремия IV (1809–1813)
  • 237. Кирилл VI (1813–1818)
      Григорий V (1818–1821), восстановлен во второй раз.
  • 238. Евгений II (1821–1822)
  • 239. Anthimus III (1822–1824)
  • 240. Хризанф I (1824–1826)
  • 241. Агафангел I (1826–1830)
  • 242. Констанций I (1830–1834)
  • 23 июля 1833 г. Церковь Греции заявил о себе автокефальный. Затем последовал Румынская Православная Церковь в 1864 г. Болгарский экзархат в 1872 г., а Сербская Православная Церковь в 1879 г., тем самым уменьшив территориальную протяженность Вселенский Патриархатюрисдикция России.

    1834–1923

    • 243. Констанций II (1834–1835)
    • 244. Григорий VI (1835–1840)
    • 245. Anthimus IV (1840–1841)
    • 246. Антимус V (1841–1842)
    • 247. Герман IV (1842–1845)
    • 248. Мелетий III (1845)
    • 249. Антимус VI (1845–1848) Антимус IV (1848–1852), отреставрирован
    • Герман IV (1852–1853), восстановлен
    • Антимус VI (1853–1855), первая реставрация.
  • 250. Кирилл VII (1855–1860)
  • 251. Иоахим II (1860–1863)
  • 252. Софроний III (1863–1866)
      Григорий VI (1867–1871), восстановлен.
  • Антимус VI (1871–1873), реставрирован второй раз.
  • Иоахим II (1873–1878), восстановлен
  • 253. Иоахим III (1878–1884)
  • 254. Иоахим IV (1884–1887)
  • 255. Дионисий V (1887–1891)
  • 256. Неофит VIII (1891–1894)
  • 257. Антимус VII (1895–1896)
  • 258. Константин V (1897–1901)
      Иоахим III (1901–1912), восстановлен
  • 259. Германус V (1913–1918)
      вакантный
      (1918–1921)
  • 260. Мелетий IV (1921–1923)
  • 24 июля 1923 г. Османская империя распущен, заменен Турецкая республика.

    1923 – настоящее время

    • 261. Григорий VII (1923–1924)
    • 262. Константин VI (1924–1925)
    • 263. Василий III (1925–1929)
    • 264. Фотий II (1929–1935)
    • 265. Бенджамин I (1936–1946)
    • 266. Максимус V (1946–1948)
    • 267. Афинагор I (1948–1972)
    • 268. Деметриос I (1972–1991)
    • 269. Варфоломей I (1991 – настоящее время)

    Борьба за власть

    В начале 1920 года Константинопольский патриархат в своих правящих кругах начинает формировать концепцию о том, что вся православная диаспора церквей должна полностью подчиниться Константинопольскому патриарху. Так как именно он, по мнению собрания греческой элиты так называемых фанариотов, отныне имеет первенство чести и власти, поэтому может вмешиваться в любые внутренние дела других церквей. Эта концепция сразу подверглась неоднократной критике и именовалась «восточный папизм». Однако де-факто была утверждена практикой церкви.

    Вселенский патриарх Варфоломей I: биография

    Варфоломей по этническому происхождению грек, который появился на свет 29 февраля 1940 году на турецком острове Гекчеада в деревне Зейтинли-кею. По окончании средней школы в Стамбуле он продолжил учиться в Халкидонской богословской школе и в 1961 году был рукоположен во диакона. Потом отслужил два года в турецкой армии.

    С 1963 по 1968 год — время обучения в Папском восточном институте Рима, потом учился в университете Швейцарии и Мюнхене. Затем преподавал в Папском Григорианском университете, где и получил степень доктора богословия.

    В 1968-м состоялось рукоположение в пресвитеры, в котором участвовал патриарх Афинагор I. В 1972 году, уже при патриархе Димитрии, был назначен на должность управляющего Патриаршим кабинетом.

    В 1973 году хиротонисан во епископа Митрополита Филадельфийского, а в 1990-м стал митрополитом Халкидонским. С 1974 года до своей интронизации в патриарха был в составе Синода и ряде синодальных комитетов.

    В октябре 1991 года был избран как Вселенский патриарх Константинопольской церкви. Интронизация прошла 2 ноября того же года.

    Епископы Византия (до 330)

    • 1. Апостол Андрей (38), основатель
    • 2. Святой апостол Стахис (38–54)
    • 3. Святой Онисим (54–68)
    • 4. Поликарп I (69–89)
    • 5. Плутарх (89–105)
    • 6. Sedecion (105–114)
    • 7. Диоген (114–129)
    • 8. Элевферий (129–136)
    • 9. Феликс (136–141)
    • 10. Поликарп II (141–144)
    • 11. Афинодор (144–148)
    • 12. Euzois (148–154)
    • 13. Лоуренс (154–166)
    • 14. Алипий (166–169)
    • 15. Пертинакс (169–187)
    • 16. Олимпиан (187–198)
    • 17. Марк I или Маркус I (198–211)
    • 18. Филадельфус (211–217)
    • 19. Кириак I (217–230)
    • 20. Castinus (230–237)
    • 21. Евгений I (237–242)
    • 22. Тит (242–272)
    • 23. Дометий (272–284)
    • 24. Руфин I (284–293)
    • 25. Пробус (293–306)
    • 26. Святой Митрофан (306–314)
    • 27. Святой Александр (314–337)

    Варфоломей и РПЦ

    После интронизации Вселенский патриарх Варфоломей I в 1993 году посещает Русского патриарха. После раскола в России 1922 года (когда Константинополь оказал свои симпатии церковным преступникам, а не канонической церкви) это означало потепление в их отношениях. Тем более что в РПЦ опять произошел раскол, поддержанный украинскими властями, тогда появился самопровозглашенный Киевский патриархат во главе с Филаретом. Но в этом моменте Варфоломей I поддержал канонического митрополита Киевского Блаженнейшего Владимира (Сабодана).

    В 1996 году возникает острый конфликт с Эстонской апостольской православной церковью. Не признала канонической Москва церковную структуру Константинопольского патриархата в Эстонии. Имя Варфоломея на некоторое время было даже исключено из диптихов РПЦ.

    Архиепископы Константинополя (330–451)

    • 28. Святой Павел I («Исповедник») (337–339)
    • 29. Евсевий Никомидийский (339–341) Павел I (341–342), восстановлен 1 раз.
  • 30. Македоний I (342–346)
      Павел I (346–350), восстановлен во второй раз.
  • Македоний I (351–360), восстановлен
  • 31. Евдоксий Антиохийский (360–370)
      Флорентий (ок. 363)
  • 32. Демофил (370–380)
  • 33. Евагрий (370 или 379)
  • 34. Максимус I (380)
  • 35. Святой Григорий I Назианзин Богослов (380–381)
  • 36. Нектарий (381–397)
  • 37. Святой Иоанн Златоуст (398–404)
  • 38. Арсакий из Тарса (404–405)
  • 39. Аттикус (406–425)
  • 40. Сисинний I (426–427)
  • 41. Несторий (428–431)
  • 42. Максимиан (431–434)
  • 43. Святой Прокл (434–446)
  • 44. Святой Флавиан или Флавиан (446–449), также Флавиан I
  • 45. Святой Анатолий (449–458) (Патриарх с 451 г.)
  • Встречи

    В 2006 году назрела конфликтная ситуация в Сурожской епархии МП на Британских островах. В итоге епископ Василий, бывший ее управляющий, был принят в лоно Константинопольской церкви, однако так же скоро оттуда удалился по желанию вступить в брак.

    В 2008 году в честь 1020-летия крещения Руси президент Украины В. Ющенко ждал одобрения у патриарха Варфоломея на то, чтобы произошло объединение украинских церквей в единую поместную, но не получил его.

    В 2009-м Московский патриарх Кирилл официально посетил резиденцию Константинопольского патриарха. В ходе переговоров обсуждалось много важных вопросов, при этом Варфоломей пообещал не вмешиваться в церковную ситуацию, создавшуюся на Украине.

    Потом, в 2010 году, была ответная встреча в Москве, где обсуждалась тема Великого Всеправославного собора. Варфоломей также призвал сомневающихся верующих Украины вернуться к канонической церкви.

    Отношение патриарха Варфоломея с Римско-Католической церковью

    В 2006 году Варфоломей пригласил к себе в Стамбул папу Бенедикта XVI, и встреча состоялась. Вселенский Православный патриарх в разговоре скорбел о том, что две церкви до сих пор еще не соединились.

    В 2014 году встреча патриарха и папы Франциска произошла в Иерусалиме. Она была расценена как частная, беседы в основном велись в экуменистической направленности, за что его сейчас очень сильно критикуют.

    Удивительным фактом этой встречи стало и то, что папа Франциск в знак смирения поцеловал руку патриарху, который, в свою очередь, вежливо и толерантно ответил крестообразным лобызанием.

    Смотрите также

    • Амвросий
    • Апостольское преемство
    • Афанасий Александрийский
    • Василий Кесарийский
    • Константинополь
    • Кирилл Иерусалимский
    • Восточное православие
    • Вселенский Патриарх Константинополя
    • Евсевий Кесарийский
    • Григорий Нисский
    • Хилари Пуатье
    • Джером
    • Иоанн Дамаскин
    • Латинский Патриарх Константинополя
    • Список армянских патриархов Константинополя
    • Никифор Каллист Ксантопулос
    • Патриарх
    • Папа Григорий I
    • Сократ Схоластик
    • Созомен
    • Теодорет
    • Винсент Леринский
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]