- Этапы жизни Моисея
- Рождение
- Воспитание во дворце Фараона
- Гибель кебитянина от рук Моисея
- Муса помогает девушкам
- Работа пастухом и женитьба
- Пророческая миссия
- Прибытие в Египет и чудеса Моисея
- Исход иудеев из Египта, ниспослание Торы (Тауры) на горе Синай
- Ниспослание Торы
- Пророк Муса и Пророк Мухаммад ﷺ
Пророк Моисей, в арабской интерпретации Муса (Musa) упоминается сто тридцать шесть раз в Священной Книге Коран. И особое внимание обращается в Коране на историю его жизни. Моисей — третий пророк Всевышнего Аллаха, которому была ниспослана Божественная книга евреев Тора (Таурат) и Заповеди Бога. Муса приходился потомком пророкам Ибрахиму и Якубу: он родился спустя пять веков после пророка Ибрахима. Моисей прожил сто двадцать лет.
Этапы жизни Моисея
Коранический сюжет об истории жизни Мусы является одним из самых длинных, ему уделено большое внимание. Во многом история Моисея дополнена и в хадисах Пророка Мухаммада ﷺ.
История жизни пророка Мусы подразделяется на пять этапов:
- время, когда Муса родился, оказался во дворце египетского Фараона, где проходило его детство;
- время, когда он переселился из Египта в Мадиану, где он прожил при пророке Шуайба больше десяти лет;
- время, когда на него была возложена Богом пророческая миссия, он возвратился в Египет и начал борьбу с египетским Фараоном и его сторонниками;
- время, когда произошел исход Моисея и его племени из Египта, а преследовавший их египетский Фараон со своей армией погибли под волнами Красного моря;
- время, когда пророк Моисей получил знамение на горе Синай, поиски земли обетованной и началось противостояние Моисея и сынов Израиля, народа, который пошел за ним и следовал за ним по пустыне.
Чудеса
Дорога через пустыню была трудной. Народ израильский часто роптал на Моисея, вспоминая свою жизнь в Египте. Пророк, данной ему Господом силой, совершал чудеса для спасения людей. В Аравийской пустыне люди страдали от жажды, вода была горькой от соли. По велению Моисея в воду бросили дерево, и она стала сладкой. Скот погиб в пустыне, и нечего стало есть. Малодушный народ стал требовать мяса. Бог, по молитве Моисея, в течение всего времени исхода посылал для пропитания манну небесную.
По прошествии нескольких лет манна приелась, евреи стали требовать мяса. Разгневанный Бог наслал стаю перепелов, которых стали с жадностью поедать, а затем умирать от обжорства. Когда амалекитяне напали на стан евреев, пророк молился все время битвы, сидя на горе с поднятыми руками, потому что когда он от усталости опускал руки, то враг начинал побеждать.
Путь к земле обетованной мог бы закончиться намного быстрее, если б отправленные Моисеем соглядатаи не сообщили, что земли, к которым их привел Моисей по указанию Господа, заселены великанами. Рассерженные евреи хотели убить пророка и вернуться в Египет. После этого Иегова осудил их и назначил бродить по пустыне 40 лет, пока не умрут те, кто вышел из Египта.
С наступлением сорокового года евреи вышли к границе страны Иудемейской, в пустыне Син. Из-за сильной жажды они снова начали роптать на Моисея. По указу Господа он должен был один раз ударить жезлом по скале, из которой забьет источник. Но Моисей усомнился в словах Бога и ударил два раза. За неверие в силу Божию, Иегова предрек ему, что он и Аарон умрут вне земли обетованной.
10 заповедей
На горе Синай пророк увидел Бога и получил от него наставления. На третий месяц исхода евреи подошли к подножию горы Синай. По повелению Иеговы Моисей один взошел на гору, запретив остальным приближаться к ней.
Три дня сверкали молнии, гремел гром. Царь Небесный провозгласил десять заповедей для своего избранного народа. После чего Моисей спустился вниз и записал их в Книгу. По велению Бога он снова поднялся на Синай, где 40 дней и ночей не ел, не пил, молился Господу. Господь дал ему наставления о сооружении скинии и начертал ему заповеди на двух каменных плитах (скрижалях). Первые 4 заповеди раскрывают отношения человека и Бога, остальные 6 – между людьми.
Золотой телец
В отсутствие Моисея народ решил создать себе египетского идола, отлив Золотого Тельца. Изготовление Тельца было нарушением первой Заповеди, вероотступничеством. Спустившийся с горы пророк в гневе разбил скрижали, Золотого Тельца сжег и развеял его пепел. По его велению было убито 3000 зачинщиков.
После этого Моисей вернулся на вершину Синая и в течение 40 суток молил Иегову простить его народ. Господь внял его просьбе и повелел вернуться на гору с новыми скрижалями. Еще 40 дней и ночей постился и молился Моисей. Господь явился ему, он упал ниц, но божественный отблеск сохранился на его лице.
Сооружение скинии
Спустя 6 месяцев была сооружен походный храм (скиния), как повелел Бог. Священнослужителем был определен Аарон со своими сыновьями. Моисей поместил туда скрижали с Заветом Господа и накрыл завесой. На храм опустилось божественное облако для освящения скинии. Никто не мог войти внутрь собрания. Когда облако покинуло храм, израильтяне продолжили свой исход.
Смерть
Подходил к концу сороковой год странствий. Моисей испросил у Бога, кому передать бразды правления народом израильским, благословил его и поднялся на вершину горы Нево. Господь показал ему землю обетованную, обещанную Аврааму, Исааку и Иакову. После этого Моисей умер и был похоронен у Иордана, близ Иерихона. Тридцать дней оплакивал пророка его народ.
Ежегодно Православная Церковь чтит память Моисея 17 сентября.
Рождение
История рождения Моисея связана с историей Фараона по имени Рамсес, которому стало известно о том, что скоро придет пророк из сынов Израиля, который лишит его могущества и власти. Поскольку Рамсес был человеком очень властолюбивым и гордым, при котором общество в Египте делилось на себитян и кебитян, то есть униженных евреев, сынов Израиля, и египетских аристократов, ситуация в обществе на тот момент все накалялась, однако приближенные Фараона кебитяне, не желали, чтобы их привилегированное положение хоть как-то менялось.
Когда Рамсесу приснился сон о том, что Египет настигло огненное пламя со стороны Шама (Сирия), правитель усмотрел в этом знак того, что именно из среды израильтян, евреев придет погибель ему и его власти, которая разрушит выстроенную им систему правления. Его опасения подтвердили предсказатели и колдуны, пояснив, что среди сынов Израиля родится вскоре еврейский ребенок, который и станет тем человеком, который разрушит престол Фараона и его прежний мир.
Испугавшись предзнаменования, Фараон издал приказы о том, чтобы в ночь, которую колдуны и предсказатели определили как ночь зачатия будущего пророка, еврейских женщин отделили от их мужей, чтобы между ними не произошло близости: мужчин евреев для этого отправили за город, а женщин строго контролировали в их домах, чтобы они к своим мужьям не приближались. Жена Имрана (это имя отца Моисея), который охранял дворец Фараона, в ту ночь отправилась его навестить, и между ними произошла близость, и они зачали ребенка, а муж сказал Юкабад, своей жене, что может случиться так, что Бог определил с помощью такого случая, чтобы именно у них родился этот ребенок, поэтому беременность свою ей следует скрыть, чтобы не подвергать себя опасности.
В 28-ой суре Корана приводится рассказ о том, как фараон приказал погубить всех евреев мальчиков младенцев, родившихся у женщин народа Израиля, для чего за израильскими женщинами была установлена слежка и постоянные осмотры акушерок, и за тот страшный период двенадцать тысяч или по другой версии девяносто тысяч мальчиков евреев было убито.
Мать Мусы Юкабад очень волновалась о своей судьбе и судьбе своего ребенка, проводила время в размышлениях о том, как спасти своего ребенка, когда он родится. Ей удавалось скрыть свою беременность от посторонних глаз, а также ей очень помогла ее подруга, которая была повивальной бабкой и не выдала свою беременную подругу властям и помогла ей в родах.
Когда родился Моисей, от него исходил такой необыкновенный свет, что повивальная бабка призналась, что поначалу он хотела сообщить властям о рождении мальчика в народе сынов Израиля и получить награду за это, но при взгляде на него у нее зародилась такая к нему любовь, что она берется защищать этого ребенка. Но шпионы Фараона заметили, что из дома Юкабад вышла повивальная бабка, и решили войти в дом и проверить, нет ли там новорожденного ребенка: матери удалось с помощью сестры Мусы утаить ребенка в печи, когда вошли солдаты, и Господь Бог сделал так, что огонь в печи не причинил ребенку никакого вреда. Мать Моисея молилась Богу о том, чтобы Всевышний указал ей способ уберечь своего сына от смерти: она доверила сына Всевышнему Аллаху: положила ребенка в корзину, обмазанную смолой, и опустила на волны реки Нил.
В Священной Книге Коран сказано, что Господь Бог внушил матери пророка Мусы посредством Откровения: «…Корми его грудью. Когда же станешь опасаться за него, то брось его в реку. Не бойся и не печалься, ибо Мы вернем его тебе и сделаем одним из посланников» (сура Аль-Касас, 7 аят).
Когда матери Моисея открылась подсказка от Бога бросить своего новорожденного сына в реку, она заказала плотнику сундучок, который поинтересовался, для чего он ей нужен. Женщина не привыкла врать, и ответила чистую правду, что она является представительницей народа Израиля и у нее родился сын, которого она собирается в этом сундуке спрятать. Плотник был кебитянином и тут же отправился к палачам фараона, чтобы рассказать о женщине и ее сыне, но, когда он открыл рот, чтобы начать рассказ, в его сердце поселился такой страх, что он не смог и слова сказать. Попытавшись объясниться с палачами на языке жестов, плотник был принят ими за клоуна, его избили и прогнали. Так он трижды предпринимал попытки рассказать о женщине палачам, но у него ничего не вышло, и ему пришлось сделать сундук. Мать Мусы положила сына в сундук и пустила по реке, и ее сердце разрывалось при виде того, как волны уносят ее сына все дальше, но Господь Бог ниспослал ей утешение, и сундук вскоре прибило к берегу.
История Церкви Подзаконной 163
Бог дал чрез Моисея законы нравственные, богослужебные и гражданские
.
Нравственные законы
кратко изложены в десяти заповедях. Сущность этих законов выражается в следующих двух изречениях закона Моисеева: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6:5). «Люби ближнего своего, как самого себя» (Лев. 19:18).
В законах богослужебных
Бог определил
место, лица, времена и действия
, посвященные Богослужению.
Местом
общественного Богослужения Бог назначил скинию свидения и только при ней повелел приносить Себе жертвы (Лев. 17:1–9; Втор. 12).
Лица
, определенные Богом для служения при скинии, были: первосвященник, или иерей великий, священники и левиты.
Звание первосвященника
после Аарона должно было принадлежать главе потомства Ааронова. Посвящение в первосвященника отличалось обильным излиянием освященного мира на главу посвящаемого. В полном облачении первосвященник мог, по вдохновению свыше, давать ответы вопрошающим о воле Божией (Исх. 28:30; Чис. 27:21–23; 1Цар. 23:9–28; 1Цар. 28:6; 1Цар. 30и далее; 1Езд. 2:63; Неем. 7:65)253. Он распоряжался священнодействиями, приносил жертвоприношения, в день очищения входил с кровью очищения во Святое Святых. Первосвященник не мог жениться на вдове, не мог оплакивать даже умерших близких родственников254. Он был прообразом Великого Архиерея, Иисуса Христа.
Священниками
были потомки Аарона, законнорожденные, не имеющие телесных недостатков, женатые на деве или вдове священника. Посвящение их отличалось окроплением священным миром, смешанным с кровью. Они обязаны были приносить жертвы, очищать священнодействиями проказу и другие нечистоты, наставлять народ в Законе Божием и трубить в трубы для созыва народа в праздники и на войну. Священникам запрещалось пить вино пред священнодействиями, прикасаться к мертвым, исключая близких родственников, и, в знак печали, брить голову, подстригать бороду и делать нарезы на теле своем (Лев. 10:9; 21; Чис. 10:1–10, 18:1–7).
Для исполнения низших обязанностей при скинии посвящены были, вместо первенцев израильских, левиты
(потомки Левия, исключая фамилию Аарона). Они обязаны были служить и помогать священникам в исполнении их обязанностей, охранять и носить скинию со всеми ее принадлежностями (Чис. 3, 4, 8).
Для содержания
первосвященника, священников и левитов, которым отведены были в разных коленах города с выгонами для скота, но не было отведено полей для земледелия, Бог назначил части жертв, посвященное и обреченное Богу, начатки десятины. К начаткам относились первенцы от человека до скота, весь плод молодого дерева в четвертый год по насаждении его, начатки полевых произведений. За первенцев из людей и за первородное из скота нечистого евреи должны были приносить к скинии выкуп255; прочие начатки должны были представлять натурою256. Десятину (десятую часть) евреи должны были представлять от стад257, от произведений садов и полей. Десятины были представляемы левитам, а левиты десятину из представленных им десятин должны были отдавать первосвященнику и священникам258 (Исх. 22:29, 30; Чис. 18:8–32; Втор. 18:1–8).
К священным лицам причислялись еще назореи (посвященные Богу). Они обязывались или на всю жизнь, или на известное время не есть винограда, не пить ничего составленного из винограда и ничего опьяняющего, не стричь волос и не прикасаться к мертвым. По окончании обета назорейства, назореи сжигали свои волосы на жертвеннике (Чис. 6:1–21).
Священные времена
, в которые должно было совершать Богослужение, были: утро и вечер каждого дня, суббота, новомесячия (новолуния – ред.), праздник труб, Пасха, праздник опресноков, пятидесятница, день очищения, праздник кущей, субботний год и юбилей.
Утром и вечером
каждого дня приносили жертву всесожжения из агнца, муки, елея, вина и фимиама (Исх. 29:38–42) Вечером зажигали на всю ночь светильник в Святилище (Лев. 24:2–3; Чис. 28:1–8).
Суббота
(покой), в память окончания творения Богом мира, праздновалась в седьмой день седмицы. Праздник этот, как и другие праздники евреев, начинался с вечера259. В этот день запрещалось работать, даже зажигать огонь; но не запрещалось делать дела необходимости, и должно было совершать дела благотворительности и служения Богу, собираться к скинии и приносить жертвы Богу (Исх. 23:12; Лев. 23:3; Чис. 28:9–10).
Новомесячия
, или новолуния, праздновались в первый день каждого месяца приношением жертв260 (Чис. 28:11–14).
Торжественнее всех новолуний праздновалось седьмое новолуние, или первый день седьмого месяца261, праздник труб
, который назывался так потому, что в этот день, в воспоминание трубного звука на горе Синай, священники трубили в серебряные трубы. Этот день был первым днем нового гражданского года (Лев. 23–25; Чис. 29:1–6).
Пасха Господня
(прохождение Господа мимо, избавление), в память спасения от смерти первенцев еврейских в Египте и в память освобождения евреев от рабства египетского, праздновалась вечером 14-го дня первого церковного месяца, авива262. В этот праздник евреи должны были вкушать пасхального агнца с опресноками и горькими травами. Агнец пасхальный прообразовал Иисуса Христа распятого, кровью Которого мы спасаемся263 (Исх. 12:24–27, 43–49; Лев. 23:5; Чис. 28:16; Втор. 16:1–8).
Праздник опресноков
, в память исхода евреев из Египта, начинался на другой день после Пасхи, 15 дня первого месяца, и продолжался семь дней. В первый и седьмой день было народное собрание: в первый день – в воспоминание исхода евреев из Египта, в седьмой день – в воспоминание потопления фараона с воинством. В этот праздник евреи должны были употреблять хлеб только пресный и не вкушать ничего квасного, и приносить жертву Богу. Во второй день праздника опресноков должно было приносить Богу264 сноп ячменя как начаток жатвы. Прежде этого приношения нельзя было употреблять нового хлеба265 (Исх. 13:6–11; 23:15, 34:18; Лев. 23:6–14; Чис. 28:17–25; Втор. 16:8).
Пятидесятница 266
, в память Синайского законодательства, праздновалась через 7 седмиц, т.е. в 50-й день, считая со второго дня опресноков, в который приносили сноп. В этот праздник должно было, кроме жертвы, приносить Богу267 два кислых хлеба, в благодарность Богу за новые хлебные плоды (Исх. 23:16; 34:22–23; Лев. 23:15–21; Чис. 28:26–31; Втор. 16:9–12).
День очищения
был 10-й день 7-го месяца. Это был день поста и покаяния. В этот день первосвященник приносил в жертву за свои грехи тельца, и с кровью его входил во Святое Святых, и кропил ею на очистилище и перед очистилищем. Потом ставил пред скиниею двух козлов; по жребию одного из них закалывал в жертву за грехи народа, с кровью его также входил во Святое Святых и кропил ею на очистилище и пред очистилищем268. Козел этот был сжигаем вне стана. Над другим козлом первосвященник, возложив на голову его руки свои, исповедовал пред Богом грехи народа и повелевал изгнать его в пустыню269 (Лев. 16, 23:27–32; Чис. 29:7–11).
Праздник кущей
совершался в память странствования евреев по пустыне и в благодарность Богу за плоды деревьев и винограда и за все произведения земные. Он начинался в 15-й день седьмого месяца и продолжался 7 дней. В эти дни евреи должны были жить в кущах (палатках)270. В 8-й день было отдание праздника. В этот день евреи возвращались из кущей в дома свои (Исх. 23:16, 17; Лев. 23:34–43; Чис. 29:12–39; Втор. 16:13–17).
Год субботний
был каждый 7-й год. В этот год заповедано было не обрабатывать землю271, родившееся само собой на полях и в садах предоставлять всем нуждающимся людам, также скотам и зверям, прощать долги единоплеменникам и в праздник кущей читать пред народом Закон Божий (Исх. 23:10, 11; Лев. 25:1–7; Втор. 15:1–11).
Год юбилейный 272
, или лето оставления, был год, следующий после семи семилетий, то есть 50-й год. В этот год, кроме того, что заповедано было для субботнего года, должно было возвращать наследственные земли и дома в селениях первоначальным их владельцам и отпускать на свободу с женами и детьми рабов из евреев, чтобы они могли возвратиться к своему роду и наследственному имению273 (Лев. 25:8–55).
Священнодействия
, заповеданные Богом, были: жертва всесожжения, жертва бескровного приношения, жертва спасения или мира, жертва о грехе и жертва повинности274.
Жертва всесожжения
была самая употребительная. Она означала, что приносящий ее всего себя предает Богу для освящения, и прообразовала, что Христос всем Собою имел пожертвовать для спасения людей. В жертву всесожжения предписано было приносить или тельца, или овна, или козла, или горлицу, или голубя. Приведшие в жертву четвероногое животное должны были пред алтарем возлагать на голову его свои руки, перенося на него грехи свои. Потом должно было заколоть жертву. Кровью жертвы священник кропил со всех сторон на жертвенник пред скиниею, части жертвы омывал, солил и сжигал на жертвеннике. Кожа отдавалась священнику.
В жертву бескровного подношения
предписано было приносить муку в разных видах, елей, ладан и вино. Елей, ладан, вино и соль присоединялись ко всякому приношению. Без соли завета нельзя было приносить никакой жертвы275. Часть этих приношений должно было сжигать, а остальное отдавать священникам. Только кислый хлеб никогда не сжигался на жертвеннике, а мед никогда не был приносим Богу276.
Жертву мира или спасения
положено было приносить или в благодарность Богу, или для испрошения какого-либо благодеяния от Него, или по обету и от усердия. В жертву мира Бог заповедал приносить крупного и мелкого скота обоего пола. Приносящий должен был возложить руки свои на голову жертвы и заколоть ее, а священники кровью ее кропили на жертвенник со всех сторон; тук, сальник, покрывающий печень, и почки сжигали на жертвеннике. Грудь должно было приносить Господу чрез обряд потрясения и потом отдавать священникам. Правое плечо тоже должно было отдавать священникам, прочие части есть при скинии приносящему.
Жертву за грех
Бог заповедал приносить за грехи, сделанные по ошибке и немощи человеческой. Для этой жертвы священники или целое общество должны были представлять тельца, возлагать на голову его руки свои и закалать. Кровью его священник семь раз кропил пред внутреннею завесою скинии и помазывал роги (столбы на углах) жертвенника курений; остальную кровь священник проливал у жертвенника всесожжения; тук, сальник на печени и почки сжигал на жертвеннике, остальное – вне стана. Начальник народа должен был предоставлять козла, простолюдин – козу или овцу, возлагать руки свои на голову жертвы и закалывать. Часть крови ее священник возлагал на роги жертвенника всесожжений, остальную выливал у этого жертвенника; тук сжигал на жертвеннике. Прочие части съедаемы были священниками во дворе скинии. Бедные должны были приносить двух горлиц или двух молодых голубей, из которых один приносим был в жертву за грех, а другой во всесожжение, или немного муки, горсть которой сжигалась на жертвеннике, а остальное отдавалось священнику.
Жертву повинности
Бог заповедал приносить за такие преступления, которые требовали удовлетворения, например, за кражу, присвоение найденного, замедление и неисправность взноса начатков, десятин и т. п. (Лев. 5:15). В ней предписано было приносить овна с теми же почти обрядами, как и жертву о грехе. Если виновный присвоил чужое, то обязан был возвратить присвоенное и прибавить к этому еще пятую часть.
Приносившие жертву за грех или жертву повинности должны были предварительно исповедать свои грехи пред священником (Лев. 5:5, 6; Чис. 5:5–8).
Во всякую жертву должно было приносить животных без пороков (Законы о жертвах: Лев. 1–7; 22; Чис. 15:1–29).
Жертвоприношения соединялись с молитвою к Богу и оканчивались священническим благословением277 (Чис. 6:22–27).
Жертвоприношения были угодны Богу не сами по себе, но потому, что прообразовали Иисуса Христа, имевшего принести Себя на кресте в жертву Богу за грехи людей, и выражали веру приносящих в Искупителя, сердечное сокрушение их о грехах и любовь к Богу.
Каждый израильтянин должен был являться к скинии пред лицо Божие не с пустыми руками, а с даром в руке своей (Исх. 23:15, 34:20; Втор. 16:16, 17).
Кроме изложенных священнодействий, Бог чрез Моисея подтвердил закон об обрезании, данный Аврааму278, и установил обряд очищения нечистых
посредством жертв и кропления водою очищения (Лев. 14, 15; Чис. 19);
обряд ревнования
, в котором жена, подозреваемая мужем в неверности, должна была пить так называемую
воду обличения
(Чис. 5);
обряд очищения общества от подозрения в человекоубийстве
(Втор. 21:1–9);
обряд назорейства
, в котором назорей, по исполнении времени назорейства, приносил жертвы и сжигал на жертвеннике свои волосы279 (Чис. 6:1–21);
обеты, зароки 280
и
заклятия 281
. Кто дал обет посвятить душу свою Господу, имея на то право, тот должен был исполнить обет или дать положенный выкуп. Обещавший Богу что-либо из имения мог выкупать обещанное с прибавлением пятой части ценности его, кроме жертвенных животных, которых не дозволялось выкупать. Отданное Богу с заклятием не могло быть выкупаемо (Чис. 30; Лев. 27; Втор. 23:21–23).
Законы, касающиеся семейного состояния
. Моисей определил степени родства, в которых нельзя вступать в брак282, и объявил, что бездетными умрут те, которые решились бы вступить в брак в близком родстве283 (Лев. 18:1–18, 20:11–21; Втор. 27:20, 23); запретил брак и родство с иноверными, чтобы они не соблазняли к идолопоклонству (Исх. 34:16; Втор. 7:3, 4); впрочем, дозволил жениться на пленницах, с тем, чтобы, если жена из пленниц не понравится, то не продавать ее в рабство, а отпускать на волю (Втор. 21:10–14). Моисей осудил многоженство (Втор. 17:17), но, уступая закоренелым обычаям, чувственности и грубости народа, допустил жениться не на одной жене (Исх. 21: 5–11; Втор. 21:15) и разводиться, даже кроме случая супружеской неверности. В случае развода с женою Моисей повелел давать ей разводное письмо и, если она выйдет в замужество, и другой муж разведется с нею или умрет, то не брать ее опять в жену себе (Втор. 24:1–4). Удовлетворяя сильному желанию евреев иметь потомство, Моисей утвердил древний закон ужичества (деверства). Закон ужичества состоял в том, что если женатый умирал, не оставив после себя сына, то вдова его могла требовать, чтобы деверь (брат ее мужа) или другой ближайший родственник ее мужа взял ее за себя и восстановил потомство умершему, и затем первородный из прижитых с нею сын должен был считаться сыном умершего. Если же деверь или родственник не хотел брать ее за себя, то она имела право вести его к воротам города284, к старейшинам, здесь при всех снять сапог с ноги его и плюнуть ему на лицо285 (Втор. 25:5–10; Руф. 4).
Законы о пище
. В пищу евреям Моисей назначил из животных только кротких286 и тех, употребление которых боле полезно для здоровья. Из четвероногих животных назначил есть только имеющих раздвоенные копыта и при этом отрыгающих жвачку; из животных, живущих в воде, разрешил есть имеющих перья и чешую287; из птиц – не хищных; из насекомых – только некоторые породы саранчи. Этих животных Моисей признал чистыми. Прочих же животных признал нечистыми и запретил не только употреблять их в пищу, но даже прикасаться к трупам их, чтобы не оскверниться288 (Лев. 11; Втор. 14:3–20). Запретил есть мертвечину, растерзанное зверем (Исх. 22:31; Лев. 17:15, 16; Втор. 14:21). Запретил варить козленка в молоке его матери289 (Исх. 23:19; 34:26; Втор. 14:21). Запретил, под страхом смерти, употреблять в пищу кровь, потому что она посвящена была Богу (Лев. 17:10–14). Из плодов запретил употреблять плоды молодых дерев до трех лет и сами деревья повелел этого времени почитать необрезанными (Лев. 19:23–25).
Законы об одежде, о волосах 290
на голове, бороде и вообще о наружности. В предотвращение роскоши, Моисей запретил соединять в одежде шерсть и лен. (Вообще он запретил делать неестественное соединение разнородностей как расстройство и смешение установленных Богом в природе порядков и различий, например: сеять вместе семена различных растений, смешивать породы скота, запрягать вместе осла и вола.) Предписал приделывать к четырем углам верхней одежды голубые кисти на шнурках из голубой шерсти, которая усвоена была ризам первосвященническим, чтобы это напоминало обязанность исполнять закон Господень; в предохранение целомудрия запретил носить одежду другого пола; запретил подстригать бороду, стричь голову кругом, делать нарезы и накалывать письмена на теле ради умерших, чтобы не подражать язычникам (Лев. 19:19, 27, 28; Чис. 15:38–41; Втор. 22:5, 9–12).
Законы о чистоте телесной и здоровье народном
. Для сохранения чистоты и своего здоровья израильтяне обязаны были избегать прикосновения ко всему нечистому. Нечистыми признаны были недавно родившие женщины, прокаженные люди и вещи, умершие люди и издохшие животные291. Закон признавал нечистым и того, кто прикасался к нечистому, и то, к чему прикасался нечистый. Родившая младенца мужского пола признавалась нечистою до 40 дней, а родившая младенца женского пола – до 80 дней. По исполнении дней очищения, она должна была приносить к скинии в жертву агнца и молодого голубя или горлицу, а в случае бедности – пару горлиц или голубей. Священник очищал ее принесением жертвы Богу. Если человек подвергался проказе, то священник, освидетельствовав его, должен был объявлять его нечистым, и он обязан был жить отдельно от других, вне стана, до выздоровления. Если какая-либо вещь шерстяная, или льняная, или кожаная подвергалась проказе, то по освидетельствовании священником, должно было сжечь ее. Если проказа появлялась на стенах каменного дома292, то, по освидетельствовании от священника, стены должно было выскоблить и обмазать снова. Если после этого проказа не возобновлялась, то священник очищал дом узаконенными обрядами; если же возобновлялась, то дом должно было разломать. Вообще нечистые не должны были сообщаться с людьми и прикасаться к чему-либо священному. По освобождении от нечистоты, нечистые являлись к священнику, и он очищал их узаконенными обрядами (Лев. 11–15).
Гражданские законы. Образ правления.
Образ правления, данный Богом чрез Моисея евреям, был теократический (Богоправление). Бог как Царь еврейского народа, постоянно присутствовал среди своего народа, имея свой престол на херувимах ковчега завета, давал евреям законы и постановления, производил верховный суд, распоряжался миром и войною и поставлял своему народу вождей. Бог открывал еврейскому народу волю свою чрез первосвященника и чрез пророков. Будучи невидимым Царем, Бог заповедал евреям, чтобы они, когда займут землю Ханаанскую, поставили себе и земного царя из среды братий своих, по избранию Божию, дабы он был представителем Бога, сидя на престоле Господнем (Втор. 17:14–20; 1Пар. 29:23).
Законы о принятии в общество Господне
. В общество Господне не могли войти: скопцы; люди, имеющие некоторые повреждения телесные; люди развратные, незаконнорожденные, даже и десятое поколение их; семь хананейских народов; аммонитяне и моавитяне, даже и десятое поколение их. Но дети идумеян и египтян в третьем поколении могли войти в общество Господне (Втор. 23:1–8).
Законы об имении
. Моисей заповедал, чтобы участок земли обетованной, по жребию доставшийся известному колену и роду, принадлежал навсегда этому колену и роду. Поэтому наследницы земли должны были выходить в замужество в своем колене и женившийся на наследнице должен был переходить в род своего тестя и записываться в его сыновья. Посему запрещено было передвигать межу. Посему купивший у кого-либо наследственную землю должен был в юбилейный год бесплатно возвратить ее первоначальному владельцу. Этот закон относился и к домам в селениях293 (Лев. 25; Чис. 27:1–11, 35, 36; Втор. 19:14). Первородный сын имел право получать двойную часть наследства и за это обязан был, как глава семейства, заботиться о нуждах не только матери, но и сестер своих до их замужества (Втор. 21:16, 17). Нашедший потерянное кем-либо должен был бесплатно представлять это хозяину (Втор. 22:1–3).
Законы о бедных
. Бог чрез Моисея запретил евреям, под опасением истребления, притеснять бедных, вдов, сирот и пришельцев (Исх. 22:21–24); запретил, как грабительство, удерживать плату наемника до утра (Лев. 19:13; Втор. 24:14, 15); заповедал во всем помогать бедным; не дожинать полосы в поле до края, не собирать дочиста виноградных ягод на винограднике, не обивать дочиста маслины и оставшиеся или забытые в поле и в саду плоды предоставлять бедным; дозволять бедным есть в чужом винограднике ягоды досыта, только в сосуд свой не класть; рвать колосья в чужом поле руками, но не заносить серпа на жатву (Лев. 19:9–10; 23:22; Втор. 23:24–25, 24:19–22). Родившееся в поле и в саду без посева и насаждения в субботний юбилейный год заповедал предоставлять всем, также прощать в эти годы долги бедным единоплеменникам (Лев. 25; Втор. 26:12, 13). Заповедал не брать с бедных единоплеменников рост (прибыль) и необходимые вещи (напр. жернова) в залог; не входить в дом бедного, чтобы взять с него залог, а ждать у дверей дома, когда он сам вынесет его; не удерживать на ночь заложенной одежды, чтобы бедный имел чем прикрыться от холода ночного (Исх. 22:25–27; Лев. 25:36, 37; Втор. 23:19–20, 24:6, 10–13). Если бедный еврей продан был другому или сам продал себя, то господин не должен был считать его своим рабом, налагать на него рабскую работу; а в седьмой год работы должен был отпустить его на волю даром и не с пустыми руками, а дав ему плодов от полей и садов, но без жены и детей, если жену дал ему господин его. Если бы он сам захотел остаться у господина, любя его, жену свою и детей, то господин должен был в присутствии судей поставить его к двери или косяку и проколоть ему шилом ухо. После этого он обязан был оставаться у господина. В юбилейный год господин должен был отпустить на волю всех купленных им евреев с женами и детьми. Рабами у евреев могли быть только иноплеменники, но и с ними они должны были обходиться человеколюбиво, например, давать им отдых в субботу, не выдавать жестокому господину бежавшего от него раба (Исх. 21:1–6; Лев. 25:39–55; Втор. 5:14–15, 23:15–16).
Законы о сострадании к животным
. Чтобы евреи были добрее, мягче душою, Моисей дал особые законы даже о сострадании к животным: заповедал не заграждать (не завязывать) рта молотящему волу294 (Втор. 25:4), не заставлять скот работать в субботу (Втор. 5, 14), поднимать чужого осла или вола, упавшего под тяжестью, не брать из гнезда мать вместе с ее яйцами или птенцами (Втор. 22:4, 6–7), не колоть коровы и овцы в один день с порождением их (Лев. 22:28), не варить козленка в молоке матери его (Исх. 23:19, 34:26), не кастрировать (не уродовать) животных (Лев. 22:24).
Законы о войне и мире
. Начинать войну и заключать мир евреи должны были не иначе, как вопросив Господа. На войну должны были выходить все мужчины от 20 до 50 лет, способные носить оружие. Но относительно недавно женившихся сказано было в законе: «Если кто взял жену недавно, то пусть не идет на войну, пусть он остается свободен в доме своем в продолжение одного года и увеселяет жену свою, которую взял» (Втор. 24:5). В военном стане не должно было иметь нечистых и должно было соблюдать чистоту, чтобы Бог не отступил от стана (Втор. 23:9–14). Пред сражением приставники должны были объявлять народу: «Кто построил дом и не обновил его, пусть идет домой, кто насадил виноградник и не пользовался им, пусть возвратится в дом свой; кто обручился с женою и не взял ее, пусть возвратится к ней; кто боязлив и малодушен, пусть идет домой, дабы не сделать робкими сердца братьев своих». Потом избирали военных начальников. Пред началом сражения должен был подойти к народу священник и сказать: «Слушай, Израиль, вы теперь вступаете в сражение с врагами, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, и не смущайтесь, и не ужасайтесь их, ибо Господь Бог наш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими и спасти вас» (Втор. 20:1–9). Во время выступления евреев против неприятеля священники должны были трубить тревогу в серебряные трубы, «Да будут вспомянуты израильтяне пред Богом и спасены от врагов» (Чис. 10:8–9). При осаде неприятельского города запрещено было истреблять и портить плодовые деревья около города (Втор. 20:19–20). Если неприятельский город был в пределах земли Ханаанской, то должно было истребить или изгнать всех жителей его, чтобы они впоследствии не соблазнили народ Божий к нечестию. Если же город был за пределами земли обетованной, то жителей, если они добровольно сдадутся, облагать данью и порабощать себе; если же не сдадутся, то, по взятии города, истреблять, кроме женщин (Исх. 23:31–33, 34:11–16; Втор. 20:10–20).
Законы о суде
. Производство суда было весьма короткое. Местные старейшины или судьи, а в более важных случаях, вместе с ними и священники, рассматривали дело на месте, по показаниям свидетелей, которых требовалось не менее двух, и по фактам (обстоятельствам дела) произносили приговор295 (Исх. 18:17–27; Чис. 35:30; Втор. 16:18, 17:6, 19:15, 21:1–9). В особенно важных и затруднительных случаях представляли дело на решение служащего при скинии священника и судьи народа. Решение это было окончательное; кто не признавал его, подвергался смерти. (Втор. 17:8–13). Суд был один для всех: для туземца и для пришельца (Лев. 24:22). Для производства суда священникам и старейшинам вручен был закон Моисеев (Втор. 31:9).
Когда дело не могло быть разрешено судом человеческим, его представляли на суд Божий. Например, если муж подозревал жену свою в измене, то приводил ее к скинии: здесь с некоторыми обрядами священник давал ей пить воду обличения, от которой она делалась больна, если была виновата в неверности мужу (Чис. 5:11–31). Если найден был убитый на поле, то старейшины ближайшего города должны были с некоторыми обрядами умывать руки в свидетельство того, что они не виноваты в убийстве и не знают убийцы (Втор. 21:1–9).
Законы о наказаниях
. Наказания за преступления законом Моисеевым определены были следующие:
за преступления против первых четырех заповедей
– богохульников, совращающих поклоняться ложным богам и идолам, поклоняющихся ложным богам и идолам, волхвов, чародеев, обаятелей, знахарей, чревовещателей, прорицателей, гадателей, ворожей, вызывателей духов, вопрошателей мертвых повелено было побивать камнями до смерти (Исх. 22:18, 20; Лев. 19:26, 20:2, 6, 27, 24:10–16; Чис. 15:35; Втор. 17:2–7, 18:9–22). За совращение в идолопоклонство должно было побивать всякого, хотя бы это был пророк, сновидец, чудотворец. Свидетели его преступления должны были первые бросать в него камень, хотя бы он был им ближайший родственник, дорогой друг; а за ними должно было совершать казнь все общество (Втор. 13, 17:2–7). Смертная казнь определена была за нарушение субботы (Исх. 31:14; Чис. 15:32–35). Истребление из среды народа Божия определено было за оставление обрезания (Быт. 17:14), пасхального торжества (Чис. 9:13), поста и покаяния в день очищения (Лев. 23:29), за употребление кислого в Пасху (Исх. 12:19), за употребление крови, за употребление жира жертвенных животных (Лев. 7:25, 27) и за другие нарушения обрядового закона, если эти нарушения делались по дерзости (Лев. 19:8; Исх. 30:33, 38; Чис. 15:30).
За преступление против 5-й заповеди
: если родители приводили сына своего к старейшинам и жаловались на него, что он не покорен, буен, злословит их, мот и пьяница, то все жители города должны были побить его камнями. Если кто не признавал суда первосвященника или вождя народа, то его должно было предать смерти (Исх. 21:15, 17; Лев. 20:9; Втор. 17:8–13; 21:18–21).
За преступление против 6-й заповеди
: злонамеренного убийцу должно было предавать смерти. Если кто убивал вора, подкапывающего ночью дом, то освобождался от суда. Если кто нечаянно убивал ближнего, то должен был скрываться в городах убежища до смерти первосвященника, потому что родственники убитого имели право как мстители за кровь убить его296. Но если суд находил его виноватым, то должен был брать его из города убежища и даже от алтаря и предавать смерти. Если чей-либо вол, известный бодливостью, убивал человека, то должно было убить вола и хозяина его или, вместо смертной казни хозяина, взять с него только наложенный судом выкуп. Если же вол, убивший человека, не был бодлив, то должно было убить только вола (Исх. 21:12–14, 28–32, 22:2; Лев. 24:17; Чис. 35:16–34; Втор. 19:1–13). Если кто убивал раба, то подлежал наказанию за убийство; если же раб после побоев прожил день, то бивший его не подвергался наказанию как убийца. Ударивший в драке ближнего так, что он слег в постель, должен был вылечить его и заплатить ему за остановку в его работе. Изувечивший ближнего подвергался сам тому же увечью, которое сделал ближнему297. Изувечивший раба должен был отпустить его на волю. Ударивший беременную женщину так, что она от того выкинула, но не потерпела другого вреда, должен был заплатить пеню, какую наложит муж женщины (Исх. 21:18–27; Лев. 24:20).
За преступления против 7-й заповеди
: за обольщение чьей-либо жены или обручницы или за измену мужу или обручнику, за вступление в брак в близком родстве определено было побивать камнями. Если кто брал за себя мать и дочь, то определено было сжечь всех троих виновных лица. Если кто обольстил девицу, то должен был дать ей вено, жениться на ней, и лишался права развестись с нею. Если же отец девицы не соглашался выдать дочь свою за него, то он должен был заплатить отцу денег столько, сколько полагается на вено девице (Исх. 22:16, 17, 19; Лев. 18:22–30, 20:10–21; Втор. 22:13–30).
За преступления против 8-й заповеди
: укравший, но сам добровольно сознавшийся в преступлении, должен был возвратить хозяину украденное с прибавлением пятой части. Укравший и другими обличенный в воровстве должен был возвратить вдвое. Укравший и заколовший или продавший вола и овцу должен был заплатить за вола пять волов, а за овцу – четырех овец. Если вор не мог заплатить за покражу, то должно было продать его самого и заплатить за покражу обкраденному им. Кто украл человека, поработил и продал его в рабство, того должно было предать смерти. За потерю, за растрату, за повреждение чужой собственности по неосторожности, виновный должен был заплатить столько, сколько стоила собственность. Сделавший это по злонамеренности должен был заплатить вдвое. Если это случилось без всякой вины человека, то он освобождался от уплаты (Исх. 21:16, 33–36, 22:1–15; Лев. 24:18; Втор. 24:7).
За нарушение против 9-й заповеди
: кто ложно свидетельствовал на ближнего своего, того должно было подвергнуть тому наказанию, которому он умышлял подвергнуть ближнего (Втор. 19:16–21).
Смертная казнь обыкновенно совершалась чрез побиение камнями и через избиение мечом. Если труп казненного вешали для позора на дереве, то не должно было оставлять его на дереве на ночь, а в тот же день погребать. Если кто подлежал наказанию палками, то определено было давать не более 40 ударов (Втор. 21:22–23, 25:1–3).
Воспитание во дворце Фараона
Ребенок волей Бога попал во дворец к жене фараона Асие, которая взяла его к себе на воспитание. Служанки жены фараона, увидев, что по реке плывет сундук с ребенком, подобрали его и забрали во дворец, принеся ребенка Асие, которая увидев его, озаренное пророчеством, личико, упросила своего супруга оставить мальчика в живых в надежде, что мальчик может оказаться полезен их семье. Приближенные фараона говорили ему о том, что этот ребенок может стать источником проблем для него, поэтому его следует бросить в море, но его жена сделала все, чтобы спасти этого ребенка. Моисей остался жить во дворце, но ни одна из кормилиц, что были при дворце, не смогли кормить этого младенца, поскольку их грудь начинала гореть огнем, и тогда для мальчика нашли кормилицу-иудейку, которой, по велению Бога, стала мать Моисея. Разлука со своей матерью была недолгой: Всевышний Аллах исполнил обещание и вернул ребенка матери.
Фараон относился к ребенку с недоверием, а когда однажды ребенок схватил его за бороду, чуть не вырвав клок волос, фараон разозлился и кликнул палачей, чтобы они казнили младенца. Жена упросила помиловать Моисея и сказала, что малыш еще не понимает, что он делает.
Когда Моисей вырос и стал совершеннолетним, Господь ниспослал ему озарение: Муса увидел, насколько правитель притесняет его народ, и тогда Моисей стал обличать фараона в том, что он проявляет по отношению к еврейскому народу несправедливость.
Сотворение первых людей.
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.» Имя мужчины было Адам, а женщины — Ева. Господь создал их красивыми и счастливыми. Они очень любили своего Творца, и Бог любил их. Господь отдал им всю созданную тварь. чтобы они заботились о ней. Благословив Адама и Еву, «посадил Господь рай в Едеме, на востоке; и поместил там человека, которого создал». Господь поручил им возделывать и хранить этот сад. Адам и Ева постоянно пребывали в общении со своим Создателем. На картинке вы видите, что их глаза обращены к Богу — поэтому они счастливы. Когда наши глаза и сердца устремляются к Господу, мы тоже становимся счастливыми. —— *Почему Бог сказал: «Сотворим?» Потому что Бог един в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Поэтому в Первой книге Моисеевой, при сотворении человека, Бог говорит во множественном числе: «Coтворим».
— Страница 1 —
- В начало
- Назад
- 1
- Вперед
- В конец
Гибель кебитянина от рук Моисея
Описывается случай, как Мойсей шел по городу и увидел, как один из кебитян дерется с израильтянином, который обратился за помощью к проходящему Мусе. Моисей поспешил на помощь, чтобы не допустить несправедливости и жестокости, поскольку знал о том, что кебитяне, которые в то время считались аристократической категорией населения, обращались с израильтянами жестоко. Есть также версия, по которой Муса потому столкнулся с кебитянином, что тот отказывался оплачивать труд израильтянина. Во время драки Муса сильно ударил в грудь своего противника, и тот упал замертво. У Мусы не было намерения убивать его, поскольку это было чревато проблемами не только для него, но и для израильтянина. Моисей сразу же раскаялся в непреднамеренном убийстве, и стал просить прощения у Всевышнего. Этот случай положил начало восстанию себитян, что заставило Мусу сильно нервничать: он ожидал беды каждую минуту, ведь его драка стала достоянием общественности.
Люди из окружения Фараона и жрецы высказывали недовольство тем, что говорил Муса, и стали плести интриги против него. И об этом событии рассказали Фараону, который отдал приказ казнить Моисея. У фараона был родственник, которого звали Хезикл, он предупредил Моисея о грозящей для него опасности. Муса спешно покинул город и бежал на юг Шама в город Мадиан, поскольку на этот город власть фараона не распространялась.
Муса помогает девушкам
У Моисея не было никаких припасов, и он отправился в дорогу, уповая только на Всевышнего и моля его о том, чтобы Господь спас его от нечестивых людей. Восемь дней добирался Муса до земли Мадиана из Египта – он шел пешком весь этот путь, питался растениями, которые попадались на пути, и кореньями, которые добывал в земле. Приблизившись к Мадиану, он встретил нескольких людей возле колодца, которые поили овец водой. Среди этих людей были две девушки, которые стояли в стороне и не поили овец, ждали, когда уйдут мужчины. Когда пастухи завершали поить свой скот, они закрывали колодец большим камнем, чтобы убрать который понадобилась бы сила десяти мужчин. Моисей поднял этот камень и отодвинул его в сторону, после чего девушки смогли напоить своих овец, а сам Муса обратился ко Всевышнему с мольбой: «Господи! Воистину, я нуждаюсь в любом благе, которое Ты ниспошлешь мне» (Аль-Касас (Рассказ), 24-й аят).
После того, как девушки вернулись к отцу своему и рассказали о том, какую помощь им оказал чужестранец, их отец, а это был пророк Шуайб, сказал одной из них, которую звали Сафура, чтобы она пошла и пригласила к ним в дом этого человека, чтобы Шуайб мог отблагодарить его. Следуя за девушкой, Муса был смущен тем, как ветер поднимал полы ее платья, и предложил идти впереди нее, поскольку потомки Йакуба, к которым он себя причислял, нескромных взглядов на женщин не бросали.
Работа пастухом и женитьба
Пророк Шуайб встретил с уважением и гостеприимством Моисея и сказал ему, чтобы тот не горевал на чужбине, а уповал на Бога, и все обязательно наладится. В хадисах Пророка Мухаммада ﷺ рассказывается, что, когда Муса вошел, Шуайб сидел за столом и ел, но когда он предложил Мусе присоединится к нему, тот отказался, поскольку боялся, что такими способом Шуайб хочет расплатиться с ним за помощь, оказанную его дочерям, а он сделал этого не за плату, а из добрых побуждений. Но Шуайб сказал ему, что оказывать уважение и гостеприимство гостю – это их обычай, и только тогда Моисей сел и поел вместе с ним.
Пророк Шуайб стал для Мусы мудрым учителем, а Муса стал для Шуайба хорошим учеником. Когда дочь пророка Шуайба рассказала ему о том, как они шли с Моисеем вместе домой, Шуайб сделал вывод, что Моисей – благочестивый, хороший и верный человек, и предложил ему жениться на одной из своих дочерей, при условии, что Муса выполнит одно условие: ему необходимо будет наняться к пророку Шуайбу на работу пастухом и отслужить у него восемь лет. Моисей принял предложение Шуайба и женился на его дочери Сафуре, после чего занялся скотоводством, работая у Шуайба. Когда же срок договора истек, Муса решил вернутся в Египет.
Прожив десять лет в доме пророка Шуайба, Моисей сказал ему, что ему нужно вернуться домой, чтобы навестить своих родных, свою мать, и спросил, заработал ли он что-то, служа у Шуайба. Тогда Шуайб ответил ему, чтобы он взял себе каждую овечку, у которой в стаде черно-белый окрас. А поскольку в этом году черно-белыми были все овцы, то Мусе стало принадлежать целое стадо. Когда же Муса со своей семьей собрался в путь, он попросил Шуайба дать ему один из посохов, и тот предложил пойти в дом и выбрать себе посох самому. Об этом посохе упоминается в священной Книге Коран: «Господь Бог Мусе сказал: «А что это у тебя в правой руке, о Муса?» Муса ответил: «Это — мой посох; я опираюсь на него при ходьбе и сбиваю им листья с деревьев для моих овец. Годится он и для других моих нужд». Аллах повелел: «Брось его, о Муса!» Он бросил, и посох превратился в огромную змею, которая поползла. Аллах повелел: «Бери ее и не опасайся: Мы обратим ее в прежнее состояние» (сура Та Ха, 17-21-й аяты).
Пророческая миссия
Отправившись в Египет, Муса заблудился по пути – он не нашел дороги и не смог разжечь костер, с помощью которого они могли бы согреться со своей семьей и приготовить себе пищу. Это случилось с ним по велению Всевышнего Аллаха, ведь в эту ночь суждено было ниспослание пророчества Моисею. Когда Муса увидел огонь, он приказал своей семье оставаться на месте, а сам поднялся на гору, чтобы попросить огонь. Они не могли пойти все вместе, поскольку жена Моисея была беременной и ей трудно было подниматься в гору. Подойдя же к тому месту, где Моисей видел огонь, он увидел настолько чудесное зрелище, что из всех, описанных в Коране чудес, оно было самым невероятным: это не было огнем – свет исходил из большого дерева с колючками, и это зрелище очень удивило Мусу. Когда же он приблизился к этому дереву, он услышал Глас Божий, и нет таких слов, которыми можно было описать эту непосредственную речь между Всевышним Аллахом и человеком, и сравнить ее можно разве что лишь с речью Пророка Мухаммада ﷺ в ночь исра валь миградж.
Глас Божий произнес: «О Муса! Воистину, Я – твой Господь. Сними же свою обувь. Ты находишься в священной долине Тува. В долине, называемой – Тува, на горе – Тур» (сура Та Ха, 12-й аят). Тогда пророк Муса (Моисей) снял свою обувь. Тогда Всевышний Аллах спросил у Мусы, что у него в руке, и Муса ответил, что это посох, на который опирается он во время пути и сбивает им листья, чтобы накормить овец, а также использует его для других целей. В другом аяте сказано, что Всевышний приказал Мусе бросить его посох. И Муса увидел, что посох стал извиваться и двигаться с быстрой скоростью, превратившись в змею. Муса испугался и убежал с того места, но Всевышний позвал его и приказал ему не бояться, успокоив его, что он находится в безопасности.
Когда пророк Муса вернулся, Всевышний приказал ему взять посох, который превратился в змею, но Муса боялся, поскольку змея была очень большая, но Всевышний приказал ему не бояться и сказал, что скоро змея снова станет посохом.
Тогда Всевышний сказал: «Прижми свою руку к боку, и она выйдет белой, без следов болезни. Вот тебе еще одно знамение!» (сура Та Ха, 22-й аят). И тогда Муса сунул руку в щель своего одеяния так, что достал до своей подмышки, а когда он снова достал руку, от нее исходил свет. Всевышний повелел Моисею отправиться к фараону с пророческой миссией, сказав, что оба этих чуда – доказательства для Фараона и его знати. Господь сказал о Фараоне и его приближенных, что они являются нечестивцами и преступили границы дозволенного.
Тогда Муса обратился к Всевышнему с мольбой: «Господи! Раскрой для меня мою грудь! Облегчи мою миссию! Развяжи узел на моем языке, чтобы они могли понять мою речь» (сура Та Ха, 25-28 аяты), говоря о том, что его речь не чиста, имелось ввиду, что он не обладал достаточным красноречием, и люди могли не воспринять его призывы всерьез. В ответ на его мольбы Всевышний сделал так, когда Муса начинал призывать к вере и речь его лилась предельно красноречиво, а когда он просто разговаривал, то данное красноречие покидало его.
Муса также обратился к Всевышнему Аллаху с ходатайством за своего брата Харуна (Аарона): «Назначь мне помощника из моей семьи — Харуна, моего брата. Умножь благодаря ему силу мою, и позволь ему разделить со мной мою миссию, чтобы мы славили Тебя многократно и поминали Тебя многократно. Воистину, Ты видишь нас» (сура Та Ха, 29-35 аяты), и Всевышний Аллах назначил Аарона помощником Моисея, с помощью которого умножил силу пророка Моисея и сделал его брата Аарона также пророком, чтобы он разделил с Моисеем его миссию.
Краткая биография
Моисей – самый знаменитый из ветхозаветных пророков, через которого Бог общался с евреями, как богоизбранным народом. Предположительный период жизни – 1500-1300 лет до Р. Х.
Происхождение
Моисей родился в Египте. Его родители, Амрам и Иохаведа, были из колена (племени) Левия. Как все левиты, отец был священнослужителем и не имел земли и скота. Еврейский народ, когда-то добровольно переселившийся в Египет и имевший значительные льготы, к этому времени был низведен до положения рабов. Фараон, чтобы ограничить рождаемость евреев, приказал убивать новорожденных мальчиков.
Мать Моисея 3 месяца прятала ребенка, но вынуждена была положить его в корзину и пустить плыть по Нилу. Корзинку с плачущим младенцем прибило к берегу в том месте, где купалась дочь фараона. Она велела служанкам достать малыша. Данное ребенку имя означает «взятый из воды».
Детство и юность
Старшая сестра Моисея, Мариам, находилась неподалеку, наблюдая, кто увидит и возьмет корзину с ребенком. Она предложила дочери фараона найти кормилицу, на что та согласилась. Ребенок вернулся в родной дом, где его никто не мог теперь обидеть.
Когда Моисею исполнилось 2 года, его привели к дочери правителя Египта, которая сделала его своим приемным сыном. Моисей получил хорошее образование, постигнув знания, доступные египтянам.
Житие
До 40 лет он жил при фараоне, наблюдая, как угнетают его соплеменников. Случай жестокого обращения с евреем надсмотрщика заставил его вмешаться и убить египтянина. Спасаясь от наказания, Моисей сбежал в Мадиамскую землю, где его приютил местный священнослужитель Рагуил. Вскоре Моисей женился на его дочери Сепфоре.
Терновый куст
Прошло 40 лет в стране мадианетян. Однажды Моисей пас овец в пустыне и увидел на священной горе Хорив огонь. Непреодолимая сила заставила его подняться наверх. Вид пылающего без жара, но не сгорающего куста терновника привел его в ужас. Моисей услышал голос, приказавший ему снять обувь и не приближаться к огню. Испуганный Моисей разулся и закрыл лицо руками. Голос из терновника сказал ему, что он Бог потомков Адама от его сына Иакова и имя его Сущий (Иегова).
Неопалимая Купина стала символом Святой Церкви: огонь означал страдания евреев, в горниле которого он очищался, и прообразом Боговоплощения. Явившийся пастуху Бог сказал, что стенания евреев дошли до него, и долг Моисея – спасти народ израилев. Оробевший Моисей смиренно сказал, что немощен и косноязык, но услышал в ответ, что Бог будет всегда рядом с ним, вложит в его уста убедительные речи.
В доказательство Бог явил два чуда: превратил посох в змею, а на руке появилась и пропала проказа. Тем самым он дал Моисею власть над еврейским народом и наделил способностью чудодействовать. В помощники Моисею Иегова определил его старшего брата Аарона.
10 казней
Для выполнения наказа Господа Аарон с Моисеем явились к фараону и от имени Бога потребовали отпустить евреев в пустыню для выполнения праздничных обрядов. Но фараон не признавал веру израильтян и отказал. Для доказательства силы Господней Аарон бросил свой жезл на землю, и он превратился в змею. Жрецы египетские сделали то же самое, и их жезлы преобразились в гадов. Но жезл Аарона поглотил жезлы язычников. Фараон не воспринял предостережение Господа, и египтяне испытали на себе силу Божьего гнева.
Десять казней обрушил Иегова на народ египетский, прежде чем фараон пошел на уступки. Казнь первая. Аарон ударом посоха по воде Нила перед лицом правителя превратил всю воду в Египте в кровь. Лишь евреи могли брать воду из реки, и египтяне вынуждены были покупать ее у них. Но фараон разгневался, так как посчитал это колдовством.
Через 7 дней Аарон простер руку, и земля покрылась жабами. Фараон стал просить Моисея, чтобы он умолил Бога об избавлении от жаб. Моисей выполнил его просьбу, и Господь очистил землю. Фараон не отпустил евреев. Третья казнь. Аарон ударил посохом, и на египтян, и их скот напали москиты. Фараон не воспринял это, как Божье наказание, несмотря на убеждения жрецов.
Господь велел Моисею сказать фараону, что если он не выполнит его повеление, то на египтян нападут песьи мухи. Так и случилось. Вся земля египетская страдала от нашествия лютых насекомых, кроме местности, где жили евреи. Напуганный правитель согласился отпустить евреев и обещал принести жертву Богу, но после избавления от мух снова не выполнил обещание.
Пятую казнь Бог совершил без посредничества Моисея и Аарона, напустив на скот египтян моровую язву. Моисей бросил горсть пепла над собой. Ветер разнес пылинки, и все египтяне и скот покрылись нарывами. Но Господь ожесточил сердце правителя, чтобы он еще сильнее почувствовал кару небесную. Бог сказал фараону, что завтра он нашлет град и молнии, каких не видела земля египетская. Моисей был исполнителем наказания. Все поля и сады египтян уничтожил град, страшные раскаты грома напоминали глас Божий. Не пострадали земли, где проживали евреи. Фараон покаялся и молился Господу. Но Бог не хотел, чтобы он отпустил евреев из страха и ожесточил его.
Восьмая казнь заключалась в нашествии саранчи, которую принес восточной ветер после указания Моисеевым жезлом. Фараон готов был опять покаяться, но Бог послал в его сердце ненависть, чтобы египтяне запомнили обрушившиеся на них бедствия до скончания веков. Поднял Моисей руки, и упала на Египет ночь, продолжавшаяся 3 суток. Напрасно жрецы взывали к богу Ра, тьма поглотила страну язычников. Фараон согласился отпустить евреев, если они не заберут свои стада, но Моисей не согласился, провозгласив, что следующая кара будет еще страшнее.
Наступил месяц авив (с середины марта до середины апреля). Евреи готовились к исходу. Бог повелел им в 14 день авива зарезать ягненка и помазать его кровью двери в дома. В ночь на 15 число Бог послал Ангела Смерти в землю египетскую. Он убил всех первенцев людей и скота, пройдя мимо еврейских жилищ, помеченных кровью агнеца.
Учреждение праздника Пасхи
С того времени день заклания агнеца евреи стали отмечать, как праздник, назвав его Пэсах (Пасха), что означает «избежать чего-то». В этот день они не едят дрожжевой хлеб, а готовят опресноки (пресный хлеб).
Ветхозаветная традиция имеет символичное значение.
Кровь ягненка предвосхищает кровь, пролитую Христом на Кресте за грехи людей. Агнец Божий (Иисус Христос) своей смертью искупил первородный грех Адама, защитив человеческий род от гнева Господнего.
Отказ от употребления в пищу традиционного дрожжевого теста означает, что народ израилев не принял языческие традиции. Несложный и быстрый рецепт приготовления пресного теста свидетельствует о силе Бога, с какой быстротой он освободил народ от угнетения. Пасхальная традиция также требует, чтобы на столе был ягненок, зажаренный целиком, без отделения головы.
Исход
Устрашенный Промыслом Божиим фараон призвал Моисея и Аарона и приказал им вывести евреев из Египта. Перед началом пути Господь повелел крестить всех спасшихся первенцев, от людей до скота. Он назначил, что перворожденные должны быть освящены и отданы на служение Богу.
В последнюю ночь евреи отметили Пасху, забрали все свое имущество, скот, кости патриархов и в количестве более двух миллионов человек ушли из Египта. Путь в землю обетованную евреям определил Бог. Днем и ночью он двигался впереди колонны в виде огненного столпа. Фараон увидел, что его страна обеднела без трудолюбивых рабов-евреев, и, забыв о карах Господних, собрал войско и пустился за ними вслед.
Переход через море
Неминуемая смерть или возвращение в Египет грозили израильтянам: впереди было море, позади – воины фараона. Господь повелел Моисею ударить жезлом по воде. Подул сильный восточный ветер, море расступилось, обнажив дно. Евреи пошли по земле, между застывших с обеих сторон водяных глыб. Когда они прошли половину моря, на берегу появилось войско фараона. Правитель, не раздумывая, отдал приказ следовать за колонной израильтян. Колесницы с воинами мчались по дну Красного моря, но не успели догнать евреев. Очутившись на берегу, Моисей снова ударил жезлом по воде. Морские волны сомкнулись, оставив в пучине преследователей.
Прибытие в Египет и чудеса Моисея
Пророк Муса, прибыв в Египет, попытался призвать Фараона уверовать во Всевышнего Аллаха, демонстрируя ему самые разные чудеса, одним из которых было чудо, когда посох превратился в змею, а рука пророка Моисея становилась белой, после того как он вынимал ее из своей одежды. Фараон приказал созвать всех лучших колдунов Египта, надменно заявив, что чудеса пророка Мусы — это не что иное, как колдовство.
Колдуны, собравшись у фараона, попросили его о награде для себя, после того, как они одержат вверх в состязании с Мусой и получили подтверждение от фараона, более того он пообещал сделать их своими приближенными людьми. Но колдовство, которое попытались совершить египетские колдуны было развеяно, а посох, брошенный пророком Мусой и превратившийся в змею, поглотил всех иллюзорных змей колдунов. Увидев такое чудо сами колдуны осознали истину и немедленно приняли религию пророка Моисея, пав ниц, раскаявшись в своем колдовстве: «Колдуны пали ниц и сказали: «Мы уверовали в Господа Харуна (Аарона) и Мусы (Моисея)!» (сура Та Ха, 70 аят).
В Аллаха в результате пророческой миссии Мусы уверовали многие, даже жена Фараона, но сам Фараон не уверовал и начал преследовать Мусу и его единоверцев. Бог, в качестве кары, наслал разные бедствия на Египет, и тогда Фараон испугался и пообещал, что отпустит Моисея, а также его народ, разрешит покинуть Египет, но слова своего правитель не сдержал.
Исход иудеев из Египта, ниспослание Торы (Тауры) на горе Синай
Моисею пришлось выводить своих соплеменников иудеев под покровом ночи, а когда перед ними встало Красное море, пророк Моисей, по велению Всевышнего Аллаха, ударом посоха раздвинул морские волны и перешел по морскому дну со своим народом на другой берег. Фараон, узнав о бешстве израильтян, собрал армию и бросился в погоню, когда же войска Фараона, возглавляемые правителем, устремились вслед за еврейским народом по морю, морские воды сомкнулось над ними, и они погибли в его волнах. Благодаря помощи Господа исход иудеев из Египта состоялся успешно и они были спасены от мучений и гибели от египтян.
Сам же фараон, увидев как морские волны стали смыкаться над ним и осознав свою погибель, уверовал Господа, осознав Его Могущество и свою неминуемую кару, однако его покаяние было слишком запоздалым, Господь сохранил тело фараона, как знамение для следующих поколений и это также стало одним из великих чудес: «Мы переправили сынов Исраила (Израиля) через море, а Фараон и его войско последовали за ними, бесчинствуя и поступая враждебно. Когда же Фараон стал тонуть, он сказал: «Я уверовал в то, что нет Бога, кроме Того, в Кого уверовали сыны Исраила (Израиля). Я стал одним из мусульман». Аллах сказал: «Только сейчас! А ведь раньше ты ослушался и был одним из распространяющих нечестие. Сегодня Мы спасем твое тело, чтобы ты стал знамением для тех, кто будет после тебя». Воистину, многие люди пренебрегают Нашими знамениями» (сура Йунус, 90-92 аяты).
Капризы погоды
На протяжении тысячелетий событие, описанное в Библии, для последователей иудаизма, а позже и для христиан являлось ещё одним доказательством безграничной силы Всевышнего, сотворившего чудо. Однако во второй половине XX века английские учёные-климатологи, обратив внимание на библейское описание ветра, дувшего всю ночь над Красным морем, выдвинули предположение, что повлиять на уровень воды и тем способствовать успешной переправе израильтян мог именно мощный поток воздуха. Уже в нынешнем столетии учёные Санкт-Петербургского филиала Института океанологии РАН, развивая гипотезу английских коллег, заявили, что описанный в Библии переход Моисея мог произойти в районе Суэцкого залива, отделяющего Африку от Синайского полуострова. Именно в этом месте на глубине семи метров находится поперечный риф, который в библейские времена был, скорее всего, на четыре метра выше. Математические расчёты описанной в Ветхом Завете ситуации показали, что в случае совпадения таких природно-климатических явлений, как отлив и ураганный ветер, скорость которого должна быть не менее 35-40 метров в секунду, уровень воды в районе рифа может в течение нескольких часов существенно понизиться. В результате этого появляется реальная возможность осушения рифовой отмели, шириной до четырёх километров, по ней-то и могли пройти израильтяне. Догонявшие их тяжёлые колесницы египтян увязли в илистом дне, после чего мощная возвратная волна прилива обрушилась на них, поглотив непобедимую армию. Однако подобное стечение обстоятельств, по утверждениям учёных, случается крайне редко, примерно один раз в 50 тысяч лет. И то, что Моисей с соплеменниками оказался именно в это время на берегу моря, можно без преувеличения назвать чудом.
Ниспослание Торы
Когда пророк Моисей и его народ достиг горы Синай, Господь Бог ниспослал Моисею на горе Синай Тору или Таурат – это иудейское божье священное Писание, которое также называется «Пятикнижие Моисея», потому что состоит из пяти книг. Когда Моисей получил на горе Синай скрижали, на которых были начертаны заповеди, Моисей позвал свой народ отправиться за ним дальше, пообещав их привести в Землю обетованную.
В Священной Книге Коран упоминается о том, как среди народа Пророка Мусы, во время перехода по пустыне происходили случаи, когда люди отходили от веры и даже устраивали мятеж, как поклонялись золотому тельцу и выступали с требованиями предъявить им доказательства того, что пророческая миссия Моисея истинна. По причине ослушания израильтян, совершения ими пагубных грехов иудейскому народу в качестве наказания пришлось ходить по пустыне сорок лет в поисках Святой земли.
Исход: боги и сайлоны
Телесериал «Звёздный крейсер „Галактика“», а точнее — его вторую версию 2004–2009 годов с её богатым мистико-религиозным подтекстом можно смотреть как Книгу Исхода в антураже космической оперы. Остатки человечества, уничтоженного разумными роботами-сайлонами, в поисках легендарной Земли — это, в общем-то, тот же самый избранный народ на пути к Земле Обетованной.
Вот только Моисеев у него два. Первый — командующий крейсером «Галактика» Уильям Адама, который однажды заявил людям, что поведёт их к Земле, хотя сам не знал, где она находится. Второй, точнее, вторая — президент Двенадцати колоний Лора Розлин, мессия из Пророчества Пифии («умирающий лидер приведёт человечество к спасению»). Как и было предсказано, неизлечимо больная Розлин успела увидеть Землю, прежде чем умереть, — как и Моисей.
Пророк Муса и Пророк Мухаммад ﷺ
История жизни пророка Мусы больше всего напоминает жизнь пророка Мухаммада ﷺ, который тоже являлся лидером своей общины и все свои усилия прикладывал для того, чтобы обратить арабских язычников в Мекке в единобожие.
Священная Книга Коран, повествуя об истории жизни Мусы, проводит параллели с истории пророческой миссии Мухаммада ﷺ: Мусу не хотел слушать Фараон, а Мухаммада ﷺ не желали слушать мекканцы. Как и Пророк Мухаммад ﷺ, Пророк Муса привнес в мир великий Божий закон, который был ниспослан ему на горе Синай.
Для мусульман Муса является почитаемым и великим Пророком, истинным носителем пророческой миссии. Из истории Пророка Мусы и его народа мусульмане берут много полезных примеров и наставлений, которые приводятся, как в Священном Коране, так и в хадисах Пророка Мухаммада ﷺ.