Архиеп. Иоанн (Шаховской) |
Иоанн (Шаховской)
(1902 — 1989), архиепископ б. Сан-Францисский (Православная Церковь в Америке). В миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской, родился в Москве 23 августа 1902 года. Князь происходил из старинного дворянского рода Шаховских, ведущего свое начало от Рюрика и святого князя Владимира, через святых благоверных князей Феодора Смоленского и его сыновей, Давида и Константина Ярославских. Его дед, генерал Иван Леонтьевич Шаховской, принимал участие в Бородинском сражении. «Чувством русскости», по его собственному признанию, он был более всего обязан своему отцу, Алексею Николаевичу, предводителю дворянства в городе Венев Тульской губернии и камергеру Двора [1].
Первое образование получил в Санкт-Петербургском Александровском лицее [2].
В 1919 году Димитрий участвовал в боях в составе Белой Гвардии.
Летом 1920 года покинул Россию из Крыма.
Начал учиться в 1921 году и в Париже в Ecole Libre des Sciences Politiques.
Следующее образование получил в Бельгии, в знаменитом старинном Лувенском католическом университете, за 3 года пройдя курс исторического отделения философско-словесного факультета [3].
Сотрудничал с русскими журналами, публиковал стихи. Студентом издавал журнал «Благонамеренный» (1926 г.).
Именно в Бельгии, в 1926 году, ранней весной он «был призван к монашеству» [4].
23 августа 1926 года «в день своего исполняющегося 24-х летия, на рассвете, я был пострижен в одной из церковных параклисов Пантелеймоновского монастыря и наречено мне было имя Иоанна, в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. С Афона я уехал в новую жизнь в новой одежде»
[5].
Затем была учеба в Богословском институте преподобного Сергия Радонежского (Париж). С принятием священного сана от митрополита Вениамина (Федченкова) он получил благословение настоятелем в русскую общину города Белая Церковь (Сербия), где был законоучителем Крымского Корпуса, преподавателем Пастырской школы и основателем Православного Миссионерского книгоиздательства «За Церковь!».
После этого он около года пребывает в Париже, где помог положить начало Спасскому приходу в Аньере. В 1932 году назначается настоятелем Свято-Владимирского храма в Берлине.
Позднее архиепископ Иоанн вспоминал:
«Мой берлинский приход св. кн. Владимира был не только местом моей приходской работы, но … стал центром работы печатной, миссионерской и благовестнической. За эти годы пришлось издать много книг и посетить все, кроме Албании, страны Европы со словом благовествования людям русского рассеяния. Особенно утешительными и плодотворными были мои лекционные поездки в Латвию, Эстонию и Финляндию, где оставалось коренное русское население»
[6].
Издавал журнал «За Церковь!» (Берлин, 1932-1936). Во время войны вел миссионерскую работу среди русских военнопленных. Его издательское дело ликвидирует гестапо, конфискуется даже православное издание Библии [7].
По завершении войны тогда еще архимандрит Иоанн переезжает в Париж, а в начале 1946 года — в Соединенные Штаты Америки ходатайством своего духовного сына, известного авиаконструктора И. И. Сикорского. Через год Архиерейский Собор Американской Митрополии избирает его во епископы.
Войдя в состав «Американской митрополии» митрополита Феофила, 11 мая 1947 в Нью-Йорке рукоположен в сан епископа Бруклинского с назначением деканом Свято-Владимирской Православной Богословской Академии в Нью-Йорке.
На сайте www.ancestry.com
удалось отыскать любопытный документ: оказывается еще в октябре 1949 года Владыка значился как STATELESS, то есть «не имеющий гражданства». И в то же время в графе национальность отмечен как American. Это мы узнаем из документа: Passanger Manifest; Pan American Airways, Inc. Aircraft N-1031 V U.S.A. Flight no. 101/2 London, England to New York, U.S.A. October 2nd 1949. Из 55 пассажиров 45-ое место за Владыкой: «SHAHOVSKOY, JOHN». А его домашний адрес записан следующим образом: «59.E. 2nd St., N.Y.C.».
В декабре 1947 года был подвергнут суду Собора епископов Московской Патриархии и Священным Синодом наложено на него запрещение за упорное противление к воссоединению с Московской Патриархией и за незаконное анафематствование архиепископа Макария, воссоединившегося с Московской Патриархией.
С 1948 года периодически, с 1951 года регулярно, а с 1953 года еженедельно вел на радиостанции «Голос Америки» свои «Беседы о вере». Владыка так говорил:
«Каждый воскресный день с начала пятидесятых годов я имел радость входить словом своим во многие дома и корабли мира, где понятно русское слово, и слух человека открывается к великой истине о Боге, Отце людей, и о живой, бессмертной человеческой душе
.
За это он попал в СССР в разряд антисоветчиков, и на архипастыря было возведено гонение со стороны советских журналистов и партийных функционеров (см. журналы :Юность», «Коммунист» за 1960-е годы).
5-8 декабря 1950 года участвовал в VIII Всеамериканском Соборе митрополии в Нью-Йорке как епископ Бруклинский [8], но в том же году был назначен Сан-Францисским и Западно-Американским.
В 1961 году был возведен в сан архиепископа.
Принимал участие, как делегат Американской Митрополии, в главных экуменических конференциях. Заведовал Южноамериканской епархией и заграничными делами Митрополии. Окормлял православных американцев в ходе войны в Корее, которая велась с участием США и СССР.
Архиепископ Иоанн был одним из главных ратников за Автокефальную Американскую Церковь. По этому поводу он имел свою точку зрения: Америка достойна иметь свою Православную Церковь, которая сможет объединить разноплеменные народы. И в 1970 году Русская Православная Мать-Церковь даровала автокефалию американцам. Однако до сих пор ряд Поместных Церквей не согласны с решением русских, во главе этого неприятия стоит Константинопольский Патриархат.
С 1978 г. на покое, жил в Санта-Барбаре.
Скончался 30 мая 1989 года, похоронен в Санта-Барбаре, на сербском кладбище.
Вера. Бог и человек:
Вера есть вхождение в высшую реальность.
Иов говорит удивительное слово… «Нет между нами (между Богом и им, человеком) посредника, который положил бы руку свою на обоих нас» (Иов.9:33)… падший мир алчет посредника, который, как звено, соединил бы небо и землю… все те религиозные мировые учителя, которые появлялись в человеческой истории, как Будда, Магомет, и другие, клали свою руку только на человека. Они были, может быть, исполнены добрых намерений, но они были людьми и не могли поэтому подлинно соединить человека с Богом. Только истинный, совершенный Богочеловек, Альфа и Омега мироздания, Слово Божие, Логос, образ Ипостаси Отчей, Воплощенное Сияние Божьего Лица, Господь. Единый мог раз навсегда и навеки соединить Божество с человечеством. И в Нем Едином теперь совершается всякое соединение Бога с человеком, с теми сынами человеческими, которые, подобно Иову, жаждут сыновства Божьего, узнают и слышат голос Небесного Отца.
Первый темный страх человека есть боязнь увидеть Бога… Второй темный страх человека – это боязнь увидеть человека… Как страшится человек не найти Бога, так страшится он и найти Бога, увидеть своего Спасителя внутри себя и внутри другого человека. Страшится иногда человек найти высшую человечность в себе и в брате… Убегание от человека есть лишь второй этап ухода от Бога. Ушедшие от Бога, но еще не ушедшие от человека, близки к возвращению к Богу…
Человек страшится встретить самого себя, потому что, найдя себя, человек может найти Бога.
Ужасом своего несоответствия Богу, иногда очень глубоко живущим, объясняется неверие человека, эта темная человеческая боязнь обнаружить у себя или где-либо в мире Бога. «Нет Бога!»… «Не может быть Бога в мире, где столько зла и страданий!» Ведь это уже есть знание о Боге, и уже трепет пред своим и мировым несоответствием Ему. В неверии есть ужас возможности встречи с Богом. Страх отодвигается, душа успокаивается неверием…
…страшно огорчить Любимого! Это – страх учеников Христовых. Человек тогда страшится уже не мучений своей неверности Богу, но потери этих мучений…
пресса
В 1925 — 1926 редактировал в Брюсселе литературный журнал «Благонамеренный». Вышло два номера.
В 1928 — 1930 — директор православно-миссионерского издательства «За Церковь». Издавал в Париже газету «Борьба за Церковь» (вышло несколько номеров). Редактор бюллетеня «За Церковь», журнала «Летопись: Орган православной культуры».
В 1931 архиеп. Феофан (Быстров) отзывался об Иоанне (Шаховском):
О деятельности иеромонаха о. Иоанна (Шаховского) я не имею никаких точных сведений. Знаю только, что он занимается издательством книжек и листков религиозно-нравственного содержания. Приводит меня несколько в недоумение выбор содержания этих книжек. Например, издал он выдержки из Исаака Сирианина под цветистым заглавием «Пламень вещей». — По суждению старцев, — св. Исаак Сирианин не может быть рекомендован для первоначального чтения мирян[1].
Постоянный автор журнала «Путь», «Вестника РХД». Автор газеты «Возрождение».
С 1948 вел на радиостанции «Голос Америки» передачу «Беседы с русским народом». С марта 1951 выпускает «За Церковь» — приложение к Сан-Францисской газете «Русская жизнь».
Постоянный автор «Нового русского слова» (Нью-Йорк), «Русской жизни» (Сан-Франциско).
Автор предисловия к первому изданию романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова (1967, YMCA-Press). Назвал творчество Булгакова метафизическим реализмом и отметил, что впервые в условиях Советского Союза русская литература серьезно заговорила о Христе, как о Реальности, стоящей в глубинах мира.
25 октября 1974 присутствовал в Париже на концерте Александра Галича.
Вел переписку с о. Александром Менем (в 1979 — 1980), автор предисловия к книге «Таинство, слово и образ».
статья «Близок час»
Приветствовал вторжение Гитлера в СССР. В газете «Новое слово» от 29 июня 1941 архиеп. Иоанн (Шаховской) писал в статье «Близок час»:
«В крови и грязи пришедшее, уйдет в крови и грязи. Человеконенавистническая доктрина Маркса, вошедшая в мир войной — Войной исходит. „Я тебя породил, я тебя и убью!“ — кричит сейчас война большевизму. До каких дней желанных, и подсоветской , и Зарубежной России довелось дожить. Не сегодня-завтра откроются пути свободной жизни, свободного исповедания веры Христовой, свободных слов о Боге. Пред своей кончиной в Москве, в начале большевизма, Афонский старец, праведный Аристоклий сказал такие, буквально записанные (людьми; автору сих строк близкими) слова: „Спасение России придет, когда немцы возьмутся за оружие“. И еще пророчествовал: „Надо будет русскому народу пройти через многие еще унижения, но в конце он будет светильником веры для всего мира“. Кровь, начавшая проливаться на русских полях 22 июня 1941 года, есть кровь, льющаяся вместо крови многих тысяч русских людей, которые будут скоро выпущены из тюрем, застенков и концлагерей Советской России. Одно это уже исполняет сердце радостью. Лучшие пастыри будут отданы Церкви, лучшие ученые — русской науке, лучшие писатели — народу, отцы — детям своим, и дети — родителям, к женам вернуться с далекого севера любимые мужья; сколько друзей разосланных вновь соединятся… Невозможно себе представить, сколько будет радости людям… Промысел избавляет русских людей от новой гражданской войны, призывая иноземную силу исполнить свое предначертание. Кровавая операция свержения третьего интернационала поручается искусному, опытному в науке своей германскому хирургу. Лечь под этот хирургический нож тому, кто болен, незазорно. У каждого народа есть свои качества и дары. Операция началась, неизбежны страдания ею вызываемые… Было Провидено далее не выжидать свержения безбожного интернационала рукою связанных на всех своих местах русских людей. Невозможно более ждать, что за эту задачу возьмутся те, так называемые, „христианские правительства“, которые в недавней испанской борьбе были и материально и идеологически не на стороне защитников христианской веры и культуры. Обессиленные и закрепощенные по лагерям, заводам и колхозам русские люди, были бессильны подняться против международной атеистической силы, засевшей в Кремле. Понадобилась железно-точная рука германской армии. Ей ныне поручено сбить красные звезды со стен русского Кремля. И она их собьет, если русские люди не собьют их сами. Эта армия, прошедшая своими победами по всей Европе, сейчас сильна не только мощью своего вооружения и принципов, но и тем послушанием Высшему Зову, Провидением на нее наложенному сверх всяких политических и экономических расчетов. Сверх всего человеческого действует Меч Господень. Новая страница русской истории открылась 22 июня в день празднования русской Церковью — памяти „Всех Святых, в земле Русской просиявших“. Не ясное ли это даже для самых слепых знамение того, что событиями руководит Высшая Воля. В этот чисто русский (и только русский) праздник, соединенный с днем Воскресения, началось исчезновение демонских криков „Интернационала“ с земли русской… Внутреннее воскресение зависит от сердца человеческого; оно подготовлено многими молитвами и терпеливым страданием. Чаша исполнена до краев. „Великое землетрясение“ начинает „колебать основания темницы и скоро у всех узы ослабеют“ (Деян. 16:26). Скоро, скоро русское пламя взовьется над огромными складами безбожной литературы. Мученики веры Христовой и мученики любви к ближнему и мученики правды человеческой выйдут из своих застенков. Откроются оскверненные храмы и осветятся молитвой. Священники, родители и педагоги будут вновь открыто учить детей истине Евангелия. Иван Великий заговорит своим голосом над Москвой и ему ответят бесчисленные русские колокола. Это будет „Пасха среди лета“, о которой сто лет тому назад, в прозрении радостного духа пророчествовал великий святой русской земли, преп. Серафим. Лето пришло. Близка русская Пасха…»
Милосердие, любовь, доверие, эгоизм, страх:
Истинное чудо есть жалость.
Истинное милосердие всегда просто и деятельно. Оно есть воля, готовая на всякий труд, сердце, соглашающееся перенести всякую скорбь ради любви.
Любящий перестает страшиться. «Любовь побеждает страх» (1Ин.4:18)… Но это относится только к истинной любви. Неверная, движущаяся страстью или похотью любовь не знает бесстрашия; она не побеждает страха, но усиливает его, т. к. усиливает самость человека.
Достигший же любви обладает всякой вещью, не похищая ее. Это есть Царство Божие. «Ничего не имеем, и… всем обладаем» (2Кор.6:10).
Если нет единящей любви, чужое всегда остается чужим…
Похищение… есть грех к смерти, – ибо против Любви, Жизни.
Тайна беззакония Прометея не в том, что он похищает огонь, а в том, что он похищает.
Всякий похититель чужого, потому беззаконен, что не может сделать это чужое – своим…
Обидчик обижает, прежде всего, себя.
«Активный эгоист» обижает, «пассивный» обижается.
Любовь любит самого человека; не его грехи, не его безумие, не его слепоту…
Да, можно любить, и – не доверять. Но, не есть ли доверие признак души открытой, и не есть ли открытость свойство любви? Нет, любовь – шире открытости. И без открытости души, в этом мире, может быть любовь…
Злое утаивать надо, чтобы никого не замарать. Доброе утаивать надо, чтобы не расплескать. Утаивать надо ради пользы всех. Скрывание душой своего зла иногда бывает необходимостью духовной; скрывание своего добра почти всегда бывает мудростью…
Не всякая «непрямота» есть неправда; и не всякое «недоверие», есть измена последнему доверию.
Последнее доверие можно иметь лишь к Богу…
Не к самому человеку надо, конечно, иметь недоверие, но к данному его состоянию.
Главное страдание ушедшего от Бога человека есть самолюбие.
Страх есть агония отлучаемой или себя от Бога отлучающей души. Страх есть агония одиночества.
Таков закон духа: забывая Бога, человек забывает свое собственное лицо, деперсонализирует себя. Теряя истину, человек теряет с нею и жизнь. И все трудности и все неудачи человеческие (особенно в брачной и семейной жизни) связаны с этим.
Ушедший от Бога, уходит и от самого себя.
После войны
Во время войны возглавлял миссионерский комитет Средне-Европейского митрополичьего округа РПЦЗ.
В феврале 1945 г. переезжает в Париж, а в начале 1946 г. — в США, при помощи Игоря Сикорского. Принят в юрисдикцию Американской митрополии. В 1946-1947 гг. — настоятель храма в Лос-Анджелесе. С 11 мая 1947 г. — еп. Бруклинский, викарий митр. Феофила (Пашковского), ректор Свято-Владимирской духовной семинарии (до 1950 г.).
В декабре 1947 г. был подвергнут суду Собора епископов Московской Патриархии . На него наложено запрещение за сопротивление воссоединению с Московской Патриархией.
С 1950 г. — еп. Сан-Францисский и Западно-Американский. С 1961 — архиепископ. Заведовал также Южноамериканской епархией и заграничными делами Митрополии.
С 1948 г. вел на радиостанции «Голос Америки» передачу «Беседы с русским народом». С марта 1951 г. архиеп. Иоанн (Шаховской) выпускает “За Церковь” – приложение к Сан-Францисской газете “Русская жизнь”.
Активный участник экуменического движения, член ЦК Всемирного совета церквей от Американской митрополии с 1954 по 1968 г.
Архиеп. Иоанн (Шаховской) принимал участие во 2-й генеральной ассамблее ВСЦ, проходившей в 1954 г. в Эванстоне (Иллинойс, США). Участник ген. ассамблеи в Нью-Дели (Индия) в 19 ноября – 5 декабря 1961 г.
Архиеп. Иоанн (Шаховской) на ассамблее Всемирного совета церквей, 1961 г. Нью-Дели.
На ассамблее в Нью-Дели вместе с др. деятелями буд. “американской автокефалии” вступает в первые контакты с митр. Никодимом (Ротовым). С 1963 г. вместе с оо. А. Шмеманом, И. Мейендорфом участвует в тайных переговорах с митр. Никодимом (Ротовым) и др. о даровании “автокефалии” Американской Митрополии.
В 1970 г. архиеп. Иоанн (Шаховской) стал одним из основателей так называемой “Американской автокефальной церкви”, модернистской корпорации, непризнанной ни одной Поместной Церковью, кроме Московской Патриархии.
Доктор богословия Свято-Владимирской семинарии и Колумбийского университета (1976), в 1979 г. – доктор богословия Калифорнийского университета в Беркли. почетный президент международного общества им. Ф.М. Достоевского (International Dostoevsky Society).
В 1973 г. ушел на покой, временно вернулся в 1975 г. С 1979 окончательно на покое.
Автор предисловия к первому изданию романа “Мастер и Маргарита” М.А. Булгакова (1967 г., YMCA-press). Назвал творчество Булгакова метафизическим реализмом и отметил, что впервые в условиях Советского Союза русская литература серьезно заговорила о Христе, как о Реальности, стоящей в глубинах мира.
Вел переписку с о. Александром Менем (в 1979-1980 гг.), автор предисловия к книге “Таинство, слово и образ”.
Выступил против прославления св. Царственных мучеников Русской Зарубежной Церковью в 1981 г.
Характер человека. Гордыня и тщеславие. Трезвомыслие и смирение:
…характер формируется и складывается от свободных человеческих реакций на окружающий мир… Так сам человек лепит из своих душевных качеств и способностей или образ человеческий, или звериный.
Тщеславие есть признак не только нравственного, но и умственного застоя.
И в жизни обществ и народов «гордыня идет перед погибелью». Уровень культуры – прямо пропорционален скромности общественной и международной.
…душа наша должна знать… свои духовные пределы.
Мы не вольны избежать того что нам дается независимо от нашей воли; но мы всегда свободны всякое жизненное событие и слово претворить в свет, сделать нужным для себя и других. В этом дело нашей свободы. Чрез все события, все горести и радости человек имеет и власть и счастье идти к Божьей правде, которой нет конца… Нет «рока», нет «слепой судьбы». Есть Недреманное Око Божией любви и наша свобода быть в ней.
образование
Окончил Севастопольскую морскую телеграфную школу.
Учился в Школе политических наук в Париже (1920 — 1922), окончил историческое отделение философско-филологического факультета Лувенского университета (1926).
В 1926 поступил в Парижский богословский институт, не окончил. Преподаватель Пастырской школы в Белой Церкви (Югославия). Законоучитель при Донском кадетском корпусе.
Выступал с лекциями-беседами на религиозных собраниях Братства преподобного Сергия Радонежского, Богословских курсах, в объединении «Православное дело».
Совершает поездки с лекциями по Европе, в частности, в Латвию, Эстонию и Финляндию. Здесь произошло его столкновение с сщмч. Иоанном (Поммером):
«В последние годы травля Владыки Иоанна (Поммера) велась главным образом по линии так называемого Русского Студенческого Православного Движения (РСХД). Владыка, очень любивший детей и молодежь, вначале отнесся к нововозникшему единению очень сочувственно, однако, когда стала вырисовываться сущность этой организации с международными связями, он отошел от нее, а члены единения примкнули к травле (хотя не были ее зачинщиками)… Особенно обострилась эта травля после пребывания в Риге архимандрита Иоанна (Шаховского), которому Владыка не разрешил служить в Риге, очевидно справедливо рассудив, что столь непостоянное (в смысле подчинения) духовное лицо не должно быть поощряемо. Кажется, архимандрит уехал взбешенный… Но он-то уехал, а его многочисленные сторонники (и, главным образом, многочисленные поклонницы), большей частью члены единения, приложили в дальнейшем все усилия, чтобы отравить жизнь Владыки».
Ректор Свято-Владимирской духовной семинарии (1947 — 1950).
Доктор богословия Свято-Владимирской семинарии и Колумбийского университета (1976), в 1979 — доктор богословия Калифорнийского университета в Беркли. Почетный президент Международного общества Достоевского.
Добро и зло:
…тьма не существует, как что-то противоположное свету, но заключается лишь в воле богопротивления Богу, в нелюбви свободного творения. Ибо свободное творение не может быть вынуждено к любви. Зла нет, как чего-то противоположного Богу. Зло заключено в свободной воле, как воплощенного, так и невоплощенного духа.
Особенно трудным становится нравственное состояние человека когда его душа, словно зараженная апокалиптической «трихиной», включается в какое-либо коллективное зло мира… В коллективном зле нравственная извращенность имеет больше поводов для самооправдания, хотя самооправдание, психологически, не требует обычно никаких поводов.
Воля бесов обращается на свиней…
Бесы гадаринские, теряя человека, хотят вампирически насладиться хоть какой-либо тварью… Лишь бы не остаться им в этом страшном одиночестве собственной злобы и не находящей для себя предмета похоти — самости, в самой себе терзающейся мучениями ада… Поистине ужасна эта бездна, не имеющая никуда выхода из самой себя и не желающая открыться Богу.
Как гадаринские духи, мы, слепые люди, на земле живущие, не обращаем лица ко Господу – Солнцу Правды и Жизни, но ищем себе «свиней», – лишь бы не обнаружилась пред нами самими наша пустота… «Свинья» – это всякое заполнение пустоты своей – не Господом.
Почему человек не принимает Господа?.. Гадаринцы опечалились гибелью своих свиней.
Нетерпимость:
Ригоризм и пуританство чужды евангельскому духу. Фарисейская праведность без любви – более темна в очах Божиих, чем всякий грех. Но и теплохладность христиан в исполнении заповедей – так же темна. Как фарисействующие, так и торгующие и курящие в храме Божьем – одинаково изгоняются из храма.
Человеческий узкий, гордый, больной разум, не преображенный в Духе Божием, одинаково стремится к разделению и ищет повода к нему, кому бы он ни принадлежал этот разум – православному или сектанту.
Православие не сияет в православном обществе, в том, которое гордится своим Православием.
Нельзя Православие защищать по-язычески.
Православие… есть дух и жизнь и имеет плодом своим – только жизнь.
… дух сектантства… есть дух душевной (не духовной) ревности. Это – рационализация веры, блюдение чистоты веры и потеря глубины. Это ущерб любви.
создание Православной Церкви в Америке
На Третьей Генеральной ассамблее ВСЦ в Нью-Дели вместе с другими деятелями будущей «американской автокефалии» вступает в первые контакты с митр. Никодимом (Ротовым). С 1963 вместе с оо. Александром Шмеманом и Иоанном Мейендорфом участвует в тайных переговорах с митр. Никодимом (Ротовым) и другими о даровании автокефалии Американской Митрополии.
В 1970 архиеп. Иоанн (Шаховской) становится одним из основателей Православной Церкви в Америке, модернистской корпорации, непризнанной ни одной Поместной Церковью, кроме Московской Патриархии.
Жизнь, время и вечность, суета мира, социальные потрясения и конфликты:
Только мгновение настоящего есть точка соприкосновения человека с реальностью Вечного. Только настоящее, собственно и есть у человека, у его свободной воли… Понятие «будущего» менее всего похоже на «вечное» – говорит Льюис. «Будущее» есть самая «временная», самая нереальная часть времени человека.
Шум – единственная самозащита зла от голоса тихой человеческой совести, от тихого Слова Божьего… Шумные лозунги ткут легенду «будущего»… Только о смерти своей забыл человек… не закрыться от зла и смерти никаким шумом. Есть одно только спасение: Христос Воскресший.
Евангельская греховность это «пастушеская свирель», по сравнению с назойливой, оглушительной и бесстыдной музыкой греха наших дней. Не только единично, но и коллективно восстают люди нашего века против – Духа Божия. Белое так настойчиво называется в ми-ре черным, и черное – белым. «Горы падите на нас и холмы покройте нас» (Лк.23:30)!
Целью революции для блага всех, оправдываются великие обиды людям. Гуманными фразами оперируют бездушные планировщики, не видящие живого человека.
… средство немыслимо оправдать целью.
…человеку, прежде всего, надо стать настоящим человеком, чтоб начать в лучшую сторону изменять мир. А когда нравственно слепые люди «изменяют мир», они его изменяют в худшую сторону. Они хотят «изменить» мир, не зная этого мира, не веря в нравственную сущность ни его, ни человека. Как улучшить мир не улучшив человеческого сердца? Океан крови пролился и продолжает проливаться ради отвлеченных проектов будущего.
…идея материализма, как чуждая нравственного понимания мира и человека, не может создать настоящей общности между людьми; идея материализма противоположна самой сути духовной настоящей общности людей и углубляет разделение человеческое.
«Происшествие» для человека есть нечто, столь же необходимое в жизни, как хлеб. Извращенная природа человеческая созерцает мир не как отражение небесной гармонии, где каждая мелочь драгоценна своим непосредственным отношением к великому целому Божьего мира; падшая природа человека созерцает мир как скучную бессмысленность, где можно лишь отыскивать себе различные приятности и где непрестанно происходят различной любопытности события. Люди устремляются к «новостям»… «Новостями» закрыт в мире вход к Божественным Тайнам.
Цивилизация, неуравновешенная и не скрепленная высшим смыслом жизни, ведет к гибели человечество, все более усложняет, затрудняет и разоряет свой собственный мир.
ИОАНН
(Шаховской Дмитрий Алексеевич; 23.08.1902, Москва — 30.05.1989, Санта-Барбара, шт. Калифорния, США), архиеп. Сан-Францисский и Западноамериканский Православной Церкви в Америке, духовный писатель. Происходил из древнего княжеского рода, отец был действительным статским советником. В 1912 г. поступил в Царскосельскую школу Левицкой. В 1915 г. принят в Императорский Александровский лицей, где учился до 1917 г. С лета 1918 г. находился в белых добровольческих частях, был контужен в боях под Царицыном. В 1919 г. назначен радистом на крейсер «Алмаз». Летом 1920 г., как не достигший 18-летнего возраста, переведен радистом в Русское об-во пароходства и торговли. В том же году эвакуирован в К-поль, затем выехал в Париж. Жил у родственницы, кнг. М. А. Шаховской. В 1921 г. И. поступил в парижскую Свободную школу политических наук (École Libre des Sciences Politiques). В том же году познакомился с И. А. Буниным, Б. К. Зайцевым и М. А. Алдановым. В 1922 г. стал студентом экономического фак-та Лёвенского (Лувенского) ун-та в Бельгии, но вскоре перевелся на историческое отд-ние философско-словесного фак-та. Прихожанин ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Брюсселе, настоятелем к-рой был прот. Петр Извольский.
Иоанн (Шаховской), архиеп. Сан-Францисский. Фотография. 60-е гг. ХХ в. Иоанн (Шаховской), архиеп. Сан-Францисский. Фотография. 60-е гг. ХХ в.
В мае 1922 г. опубликовал первые стихи в ж. «Русская мысль», редактируемом П. Б. Струве. В следующем году выпустил в Париже первый поэтический сб. «Стихи», за которым последовали «Песни без слов» (Брюссель, 1924) и «Предметы» (Брюссель, 1926). Начал интересоваться рус. религ. философией, выступал со статьями в журнале Н. А. Бердяева «Путь». В 1924 г. в Брюсселе стал членом бельгийского Пен-клуба, где общался с известными поэтами и писателями Г. К. Честертоном, П. Клоделем, П. Валери, братьями Торо, В. Бласко Ибаньесом. В том же году решил издавать религиозно-философский сборник, а затем журнал. Вел по этому вопросу переписку с братьями П. Е. и Е. Е. Ковалевскими, К. Э. Керном (впосл. архим. Киприан) и Н. М. Зёрновым. В 1926 г. стал редактором вышедших в Брюсселе 2 выпусков лит. ж. «Благонамеренный», в к-ром сотрудничали А. М. Ремизов, Ф. А. Степун, М. И. Цветаева, С. Я. Эфрон, В. Ф. Ходасевич, М. Л. Гофман, Алданов, критики Д. И. Святополк-Мирский и К. В. Мочульский.
По словам Д. Шаховского, «в этот последний период моей светской жизни со мной стали происходить не бывшие ранее значительные явления и пневматологические феномены, смысл и религиозную важность которых я понял только позже. Эти мистические реальные феномены были внутренним отделением меня от моего всецело отданного литературе пути». Он стал духовным сыном еп. Вениамина (Федченкова; впосл. митрополит), исполнявшего в 1925 г. обязаности преподавателя и инструктора Православного богословского института преподобного Сергия Радонежского в Париже. 5 сент. 1926 г., в день своего 24-летия, по благословению еп. Вениамина Д. Шаховской принял монашеский постриг в Русском великомученика Пантелеимона монастыре на Афоне с именем Иоанн в честь св. ап. Иоанна Богослова. В том же году, по возвращении с Афона, И. поступил в парижский Сергиевский ин-т. Здесь он познакомился с прот. Сергием Булгаковым, под руководством к-рого написал работу «Об Именах Божьих», посвященную имяславию. 2 дек. 1926 г. митр. Евлогием (Георгиевским) в парижском соборе св. блгв. Александра Невского И. был рукоположен во диакона.
В нач. 1927 г. он выехал в Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 Югославия) к еп. Вениамину, назначенному Предстоятелем Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) митр. Антонием (Храповицким) на должность начальника богословско-пастырских курсов и настоятеля рус. прихода в г. Бела-Црква. Некоторое время И. жил в серб. мон-ре Петковица близ г. Шабац. 6 марта рукоположен еп. Вениамином во иерея. Состоял 2-м священником храма во имя вмч. Георгия при Крымском кадетском корпусе в г. Бела-Црква. После ухода еп. Вениамина на покой в Петковицкий мон-рь И. стал с сент. 1927 г. настоятелем Георгиевского храма и законоучителем кадетского корпуса. Не одобрил решение еп. Вениамина о переходе в каноническое подчинение Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому; впосл. Патриарх Московский и всея Руси); написал письмо митр. Сергию, в к-ром защищал отмежевание от него зарубежного духовенства.
С 1928 г. И. одновременно являлся директором Православно-миссионерского изд-ва в Бела-Цркве. По воспоминаниям современников, ежедневно совершал богослужения, навещал больных и нуждающихся, которым оказывал посильную помощь. На Пасху, Рождество и Крещение беседовал с прихожанами о вере, проповедовал. Был организатором строительства и первым настоятелем рус. храма во имя св. ап. Иоанна Богослова в Бела-Цркве, преподавателем в Пастырской школе и детском приюте. В 1928 г. И. посетил Охридского еп. св. Николая (Велимировича), который стал для И. образцом «служения апостольства наших дней, пастырем, чуждым условностей, стремящимся к непосредственности веры». Дружба И. с еп. Николаем продолжалась до конца его дней.
И. пропагандировал идею «белого иночества» — тайные пострижения в монашество женщин, к-рые оставались жить в миру. Для расширения миссионерской деятельности он организовал книгоиздательство «За Церковь!», к-рое называл православно-миссионерским. В изд-ве были опубликованы избранные тексты творений св. отцов, отрывки из дневника св. прав. Иоанна Кронштадтского, детская церковная лит-ра, богослужебные книги и др. На ротаторе (механическом копировальном аппарате) И. печатал для паствы миссионерские «Белоцерковские листки». Вскоре вышел 1-й сборник его статей «Церковь и мир» (Белая Церковь, 1929), публиковавшихся ранее в выпусках одноименной рус. газеты в Белграде. И. также издал 2 выпуска газ. «Борьба за Церковь» (подзаголовок «Однодневная газета борьбы за Русское Духовное Восстановление»).
Проводившиеся И. тайные пострижения не были одобрены Архиерейским Синодом РПЦЗ. В 1931 г. митр. Антоний (Храповицкий) запретил И. печататься в парижских журналах «Путь», «Вестник Русского студенческого христианского движения», «Сергиевские листки», а также писать рецензии на книги, издававшиеся YMKA-Press. В июне 1931 г. И. перешел в юрисдикцию главы Западноевропейского Экзархата рус. приходов К-польского Патриархата митр. Евлогия (Георгиевского). Причины перехода И. изложил в брошюре «Почему я ушел из юрисдикции митр. Антония» (П., 1931). Митр. Евлогий благословил И. заниматься миссионерством на Сергиевом подворье в Париже. В кон. июля 1931 г. И. по поручению митр. Евлогия служил разъездным священником походной церкви: он ездил на автомобиле окормлять рус. общины, удаленные от храмов; стал одним из организаторов правосл. прихода в пригороде Парижа Аньере, первым настоятелем аньерской ц. во имя Всемилостивого Спаса. Первые богослужения совершались в зале музея лейб-гвардии Казачьего полка в Аньере.
В февр. 1932 г. И. был назначен благочинным рус. приходов в Германии, находившихся в юрисдикции Западноевропейского Экзархата. С 1 апр. того же года он стал настоятелем Свято-Владимирского храма в Берлине. В это время русская диаспора увлекалась оккультными науками, И. объяснял прихожанам несовместимость Православия с ложными учениями, прочитал цикл лекций с критикой эзотерических взглядов, веры в переселение душ, перевоплощение и др. Активно вел миссионерскую деятельность, издавал миссионерский бюллетень «За Церковь: Борьба (затем «Бюллетень борьбы») за православное духовное восстановление» (Берлин, 1932-1936), печатал проповеди, беседы, избранные тексты из творений св. отцов. и др. правосл. лит-ру. И. часто ездил с проповедями по Европе, совершал поездки с лекциями в Латвию и Эстонию. В 1935 г. возведен в сан игумена, в 1937 г.- в сан архимандрита. В 1937 г., во время гражданской войны в Испании, И. посещал с целью пастырского окормления рус. добровольцев, служивших в армии ген. Франко. С кон. 30-х гг. нем. власти негативно относились к деятельности правосл. приходов Западноевропейского Экзархата в Германии, считали их недостаточно лояльными к нацизму. И. неоднократно вызывали на допросы в гестапо. Под давлением нем. властей он был вынужден перейти в юрисдикцию Берлинского еп. Серафима (Ляде), с 1942 г. входил в состав епархиального совета Германской епархии РПЦЗ. В нач. 1941 г. И., несмотря на запрещение властей, издал в Лейпциге полный текст Библии, а также Нового Завета и Евангелия от Марка, сославшись на то, что это необходимо для богослужений.
С началом Великой Отечественной войны И. решил, что нем. оккупация СССР положит конец коммунистическому режиму, и выступил с соответствующими заявлениями, но позже он изменил т. зр. В своем приходе И. организовал общину сестер милосердия, детский приют, амбулаторию, сбор и отправку теплых вещей на оккупированные территории. Тайно от нацистских властей в Россию пересылались свечи, иконы, крестики, вино для причастия, правосл. лит-ра. По воскресеньям в Свято-Владимирском храме совершались венчания — до 25 пар и крещения — до 80 чел. за день. Также И. часто проводил отпевания умерших советских военнопленных и депортированных на работы в Германию, к-рых, как правило, хоронили в общих могилах. В 1942 г. И. посещал лагерь для военнопленных близ г. Бад-Киссингена. Вместе со свящ. Александром Киселёвым, служившим с 1941 г. с И. в Свято-Владимирской ц., он исповедовал и причащал советских военнопленных. В годы войны И. обращался к нем. лютеран. и католич. епископам с просьбой помочь в прекращении уничтожения советских военнопленных и истребления правосл. сербов в Хорватии. Был связан с герм. церковным сопротивлением, участвовал в проведении тайных христ. собраний на квартире берлинского пастора Унгнада. В нач. 1943 г. гестапо произвело обыск на квартире И., а также на книжном складе миссионерского изд-ва «За Церковь!». Вещи, книги, бумаги и письма И. были опечатаны или конфискованы. С И. взяли подписку о невыезде из Берлина, запретили посылать религ. лит-ру и вести издательскую деятельность.
В 1945 г. нек-рое время И. жил в имении герцогов Лейхтенбергских в Баварии, позже переехал во Францию. В янв. 1946 г., получив приглашение от авиаконструктора И. И. Сикорского, прибыл в США, присоединился к неканонически объявленной самоуправляющейся Православной Американской митрополии (с 1970, после дарования РПЦ автокефалии, Православная Церковь в Америке). В том же году митр. Сан-Францисским и всея Америки и Канады Феофилом (Пашковским) назначен настоятелем Свято-Богородицкого храма в Лос-Анджелесе. 11 мая 1947 г. в Нью-Йорке Архиерейским Собором Американской митрополии хиротонисан во епископа Бруклинского с назначением деканом Свято-Владимирской правосл. богословской академии в Нью-Йорке. Активно выступал за автокефальность Американской митрополии. Постановлением Свящ. Синода РПЦ от 12 дек. 1947 г. вместе с митр. Феофилом и др. епископами неканонической митрополии запрещен в священнослужении и определен быть преданным архиерейскому суду «за упорное противление призывам Матери-Церкви к общению: за вовлечение своей паствы в раскол» (ЖМП. 1948. № 1. С. 11). С 1948 г. (с 1953 еженедельно) в течение 40 лет вел пастырскую радиопередачу «Беседы с русским народом» на радиостанции «Голос Америки».
С 1950 г. епископ Сан-Францисский и Западноамериканский. Посещал русские приходы в странах Юж. Америки, заведовал заграничными делами Американской митрополии. Во время войны в Корее в июле 1953 г. совершил визит в Сеул с целью передать благословение правосл. воинам, находившимся в амер. частях в составе войск ООН, а также посетить разрушенную в ходе боев Корейскую духовную миссию. В 1961 г. И. возведен в сан архиепископа. В 1954-1968 гг. представлял Православную Американскую митрополию в Центральном комитете Всемирного Совета Церквей.
И. интересовался событиями в России, встречался с бывавшими в США соотечественниками. В 1967 г. написал предисловие к книге М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (П., 1967), в 1971 г.- к сборнику стихов А. А. Галича «Поэма России: Стихи и песни советского подполья» (П., 1971), а в 1980 г.- к труду прот. А. Меня «Таинство, Слово и образ: Богослужение Восточной Церкви» (Брюссель, 1980). В мае 1975 г. ушел на покой, жил в Санта-Барбаре. По-прежнему выступал на радио, вел переписку, в т. ч. с прот. Александром Менем. Продолжал лит. творчество под псевдонимом Странник.
И.- автор многочисленных трудов, в к-рых тесно переплетались вопросы христ. веры, всемирной и рус. культуры, судьбы России и ее народа в ХХ в. Как духовный писатель обращался гл. обр. к жанрам апологетических бесед, адресованных широкому кругу читателей, и лит. портрету; размышлениям о выдающихся рус. писателях, о влиянии их творчества на духовную жизнь страны. Эссе, написанные И., опираются на традиции агиографии и пастырских поучений, обращенных к верующим, на авторитет Свящ. Писания, они кратки и имеют нравственно-проповедническую направленность. Цель автора — показать в действии силу заповеди: «Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6. 33). Работы И. издавались на рус., англ., нем., серб., итал. и япон. языках.
Похоронен на серб. правосл. кладбище Санта-Барбары.
Арх.: РГВА. Ф. 500. Оп. 3. Д. 450, 453; Ф. 1470. Оп. 1. Д. 17.
Соч.: Собр. избр. трудов: В 5 т. Н.-Й.; П., 1965-1977; Слава Воскресения. Белая Церковь, 1928; Церковь и мир: Очерки. Белая Церковь, 1929. Таллин; Берлин, 1934; О назначении человека и о путях философа // Путь. П., 1931. № 31. С. 53-69; Почему я ушел из юрисдикции митр. Антония. П.; Нови Сад, 1931; Белое иночество. Берлин, 1932, 1937; О перевоплощении: Диалог. Брюссель, 1932; Притча о неправедном богатстве. Берлин, 1932; Благословляй Бога за все. Берлин, 1933. Калистога (Калиф.), 1971; Рождение света: (Мистическая пьеса) // За Церковь. Берлин, 1933. № 20; Возможно ли братство религий? П., 1934; Иудейство и Церковь по учению Евангелия. Берлин, 1934; Жизнь: (Созерцание). П., 1935; Разговор семи православных о Софии. Берлин, 1936; Воля Божия и воля человеческая. Берлин, 1937; О прославлении о. Иоанна Кронштадского. Берлин, 1938; Правило духа. П., 1938; Пророческий дух в рус. поэзии: Лирика Алексея К. Толстого. Берлин, 1938; Путь на север. Берлин, 1938; Размышления о религиозности Пушкина. Берлин, 1938; Философия правосл. пастырства: Путь и действие. Берлин, 1938. СПб., 1996; Испанские письма. Берлин, 1939; Семь слов о стране Гадаринской. Берлин, 1939; Толстой и Церковь. Берлин, 1939; Сирены. Брюссель, 1940; О семи горячностях духа. Мюнхен, 1946; Слово при наречении во еп. Бруклинского в Кафедральном Свято-Покровском соборе в г. Нью-Йорке 11-го мая 1947 г. New York, [1947]; Тайна Церкви. Н.-Й., 1947; Человек и страх: Опыт пневматологич. этики. Н.-Й., [1948]; Десять слов о вере. Буэнос-Айрес, 1950; Вера и ответственность. Н.-Й., 1954; Время веры. Н.-Й., 1954, 1988; Еще нек-рое прикосновение к ранам. Н.-Й., 1956; Русская Церковь в СССР. Н.-Й., 1956; Апокалипсис мелкого греха: [Сб.]. Беркли, 1957. СПб., 1997. М., 2006; Сеть: Слова первых лет пастырства. Беркли, 1957; Записи о любви к Богу и человеку. Н.-Й., 1959; Письма о вечном и временном. Н.-Й., 1960; Странствия: (Лирический дневник). Н.-Й., 1960 (псевд.: Странник); 80-летие о. Василия // ВРСХД. 1961. № 61. С. 4-5; Письма к верующим. Сан-Франциско, 1962; Лев Церковный: Памяти Л. А. Зандера // ВРСХД. 1964. № 75. С. 36-37; Листья древа: (Опыт правосл. духоведения). Н.-Й., 1964; Религия в Америке. Сан-Франциско, 1964; Книга свидетельств. Н.-Й., 1965; Книга лирики. П., 1966 (псевд.: Странник); Памяти святителя собрата // Новое рус. слово. 1966. № 19515. С. 5; Диалог с церковной Россией. П., 1967; Упразднение месяца: (Лирическая поэма). Н.-Й., 1968 (псевд.: Странник); Нескучный сад. Сан-Франциско, 1970 (псевд.: Странник); Избрание тишины. Сан-Франциско, 1971 (псевд.: Странник); Созерцания. Сан-Франциско, 1971; Московский разговор о бессмертии. Н.-Й., 1972; Избранная лирика. Стокгольм, 1974 (псевд.: Странник); Иронические письма: [Стихи]. П., 1975 (псевд.: Странник); К истории рус. интеллигенции: (Революция Толстого). Н.-Й., 1975. М., 2003; Биография юности: Установление единства. П., 1977; Поэма о рус. любви. П., 1977 (псевд.: Странник); Переписка с Кленовским. П., 1981; Вера и достоверность. П., 1982; Удивительная земля. [Калифорния], 1983; Избранное. Петрозаводск, 1992; Философия игры // Просветитель. 1995. № 2/3. С. 182-191; Беседы с рус. народом: (По мат-лам кн. «Время веры»). М., 1998; Гимн малому добру // АиО. 1999. № 2(20). С. 300-303; Избранное: В 2 т. Н. Новг., 1999; О тайне человеческой жизни. М., 1999; Записи голоса чистого: Как жить по Евангелию. СПб., 2002; Установление единства: [Мемуары]. М., 2006.
Лит.: Бердяев Н. А. О гордости смиренных: Ответ иером. Иоанну // Путь. 1931. № 31. С. 70-75; Назначение архим. Иоанна Шаховского в Лос-Анджелес // Новая заря. 1946. 16 апр.; Зеньковский В. В. Рецензия на кн. «Записки о любви к Богу и человеку» // ВРСХД. 1959. № 53; Чиннов И. Памяти архипастыря и поэта: (Об архиеп. Иоанне Шаховском) // Новый журнал. 1989. № 176. С. 286-293; Переписка между архиеп. И. (Шаховским) и о. А. Менем (1979-1980) // Вестн. РХД. 1990. № 160. С. 285-292; Линник Ю. В. Философ будущего: Архиеп. Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) // Иоанн Сан-Францисский, архиеп. Избранное. Петрозаводск, 1992. С. 5-11; Архиеп. Иоанн Сан-Францисский (1902-1989) // Север. 1991. № 10. С. 131-143; Сапов В. В. Шаховской Дмитрий Алексеевич // Лит. энциклопедия Рус. Зарубежья, 1918-1940: Писатели Рус. Зарубежья. М., 1997. С. 447-449; Архиеп. Иоанн (Шаховской) и его корреспонденты: (Мат-лы к биогр. архиеп. Иоанна) // ЦИВ. 1998. № 1. С. 64-92; Александров Е. А. Иоанн (Шаховской), архиеп. // Рус. американец: Обзорный вып. 2000. № 22. С. 77-78; Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Правосл. Церковь. М., 2002. Passim; Езова Л. Д. Кн. Дмитрий Шаховской, архиеп. Иоанн Сан-Францисский // Россия и современный мир. 2003. № 4(41). С. 196-206; Харченко Н. П. Архиеп. Иоанн Сан-Францисский (Шаховской): О вечных духовных ценностях и антиценностях, отраженных в понятиях, образах и дефинициях // Рос. соотечественники в азиатско-тихоокеанском регионе: Перспективы сотрудничества. Владивосток, 2003. С. 267-274; Дарьялова Л. Н. Архиеп. Иоанн Сан-Францисский: «Слово пастыря» и портреты-жития // Кирилл и Мефодий: Духовное наследие. Калининград, 2005. С. 143-161; Нивьер А. Правосл. священнослужители, богословы и церк. деятели рус. эмиграции в Зап. и Центр. Европе, 1920-1995: Биогр. справ. М.; П., 2007. С. 231-233.
К. В. Бирюкова
Знание и незнание:
Пусть не странным покажется, что человеку надо обучаться некоему незнанию. Это незнание не будет неведением. Еще менее, оно будет невежеством. Стремясь уйти от лжеименного знания, человек иногда приходит к восхвалению невежества, к отвержению благодатной культуры знания. Это путь ложной философии незнания, путь фарисейский, усваиваемый некоторыми мытарями, становящимися в стороне от жизни мира и превозносящими себя над фарисеями науки. Не этот путь дает Господь, для преодоления соблазна и пустоты лжезнания.
В нынешнем состоянии человечества никакое знание не должно ощущаться как знание. Всякое знание должно переживаться как неведение.