Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове |
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове
(Московская епархия)
- Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы, свт. Николая Чудотворца, блгв. Димитрия Донского, прп. Кирилла Белоезерского, прп. Сергия Радонежского
- Адрес: Россия, г. Москва, ул. Восточная, д.6
- Официальный сайт:
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Деревянный храм на этом месте был возведён в 1370 году преподобным Сергием Радонежским и его племянником Феодором, епископом Ростовским, как храм небольшого мужского Симонова монастыря. В 1379 году Симонов монастырь был перенесен на новое место.
Вокруг храма располагалось монастырское кладбище. В северо-западной части трапезной под спудом покоился прах святых иноков Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби, по благословению преподобного Сергия Радонежского участвовавших в Куликовской битве (1380). Позднее их гробницы были устроены в новом храме (описание гробниц известно с 1660 года). Согласно местному преданию, у алтаря в двух могилах были погребены останки 32 князей и воевод – сподвижников святого благоверного князя Димитрия Донского, павших на Куликовом поле. В память всех погребенных вблизи храма ныне установлен деревянный крест.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове |
В 1509 году возвели существующее доныне каменное церковное здание.
В середине XVII века старый Симонов монастырь был упразднен, храм Рождества Пресвятой Богородицы стал приходским. В 1703 году на северо — востоке от храма построена отдельно стоявшая деревянная теплая трапезная с храмом святителя Николая Чудотворца (в 1734 году перестроена). В 1785-87 годах сооружена новая каменная трапезная и колокольня (перестроена в 1849-55 гг.). В 1870 году в приделе преподобного Сергия Радонежского установлено новое надгробие Пересвета и Осляби — шедевр чугунного каслинского литья, — покрытую золотом и увенчанную тремя крестами, символизирующими Святую Троицу. Каменные плиты с описанием подвига иноков были заменены чугунными.
В 1894 году храм был расписан.
В 1927 или 1929 году церковь была закрыта. В 1930-х годах церковь была обезглавлена. Надгробие героев Пересвета и Осляби отправлено на лом, надгробные плиты монастырского кладбища распилены на бордюрные дорожные камни. В стенах пробиты окна и двери. В здании разместилась компрессорная станция . В 1932 году была снесена колокольня.
В 1980-х гг. церковь передана Историческому музею. С 1980 года реставрировалась добровольцами, к 1988 году отгорожена от завода.
В 1989 году храм был возвращен Русской Православной Церкви.
16 сентября 1989 года были освящены приделы преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая.
В 1991 году рядом с храмом построена каменная звонница.
Художник О.Б. Павлов на северной и южной стенах выполнил росписи в технике термофосфатной живописи – Рождество Пресвятой Богородицы и образ Божией Матери «Оранта». Росписи и внутреннее убранство были восстановлены. В левом приделе преподобного Сергия Радонежского над могилой святых иноков Пересвета и Осляби установили надгробие, выполненное скульптором Вячеславом Клыковым.
3 июня 1993 года освятили главный престол в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Возобновлен придел преподобного Кирилла Белозерского.
В 2006 году была восстановлена колокольня.
Часовня Кирилла Белозерского в Старом Симонове |
При храме действует воскресная школа, работает приходская Старосимоновская библиотека. На церковной территории находятся часовня во имя преподобного Кирилла Белозерского, памятный камень в честь знаменательного события 1397 года (явления Кириллу Богородицы), а также символическая могила композитора Александра Алябьева. Место реального захоронения Алябьева находится недалеко от церкви Рождества Богородицы, под зданием ДК ЗИЛ. Поэтому памятный крест решили установить здесь, где располагался известный московский некрополь. На дорожке, ведущей к храму, вдоль бетонного забора выставлены обломки могильных плит, от просто старинных до белокаменных древнерусских. В стену церкви вмурованы осколки колоколов, разбитых в 1930-е годы.
На территории храма находится мраморный памятник святым Пересвету и Осляби работы скульптора В. М. Клыкова, ранее находившийся в трапезной. На задней стороне черного обелиска прикреплена большая бронзовая доска со словами из «Задонщины»: «Положили вы головы свои за святые церкви, за землю за русскую и за веру за христианскую».
История постройки
История храма в Путинках насчитывает почти четыреста лет. Современные стены пережили несколько исторических эпох в неизменном виде. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках
Основание храма
За Тверскими воротами Белого города Москвы в начале XVII века появился деревянный храм, посвящённый Рождеству Богородицы. В исторических хрониках этого времени его называют церковью, расположенной «на Посольском дворе в Путинках». Специалисты приводят несколько версий появления этого названия:
- Церковное подворье расположилось вблизи путевого гостевого дворца, куда прибывали европейские послы и путешественники на пути в столицу Русского государства.
- За воротами начинались дороги, ведущие в разные северные города Руси, то есть церковь располагались на распутье дорог.
- В третьей версии отражены особенности городского дизайна исторической части главного русского города, прорезанной множеством улочек и переулков, которые образуют подобие гигантской паутины.
Деревянная церковь, увенчанная тремя шатрами, сгорела в большом московском пожаре 1648 года. Через год на её месте началось строительство каменного собора, бо́льшую часть средств на который выделили из государственной казны. В 1652 году строительство церкви завершилось. Её освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Царское время
Храм Рождества Богородицы, расположенный в Путинках, является последним русским шатровым культовым зданием. Через год после его освящения патриарх Никон запретил возведение церковных построек в шатровом стиле. Пристроенные в конце XVII века придел Феодора Тирона и трапезная были оформлены в стиле барокко. В это же время соорудили сторожку, из которой ход вёл на колокольню. Западное крыльцо, увенчанное шатром, похожим по стилю на основные шпили, было построено в 1864 году. В первозданном виде до наших дней оно не сохранилось. В конце XIX века была произведена первая реставрация Рождественского храма в Путинках.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, 1881г. Интересно: верующие люди утверждают, что здание церкви уцелело во всех потрясениях и пожарах благодаря заступничеству Богоматери. Храм не пострадал во время захвата Москвы французами, хотя все окружающие его усадьбы были разграблены и сожжены. После большевистской революции церковь закрыли не сразу. В конце 20-х годов в ней обосновалась братия закрытого Высоко-Петровского монастыря. Двери божьего дома для прихожан закрыли в 1939 году. В здании разместили конторские помещения, а позднее отдали под репетиционное помещение дирекции «Цирка на сцене». Здесь проходили репетиции животных. В конце 1950-х годов проводилась вторая реставрация, которая коснулась только внешнего облика здания. В частности, было демонтировано западное крыльцо XIX века. Оно было заменено на шатровую постройку, приближенную по стилю строениям XVII века. Эту работу признали образцом научной реставрации, позволившей сохранить древнее уникальное здание в первозданном виде. Интересно: церковь, считающуюся сегодня памятником архитектуры федерального значения, в советские годы хотели уничтожить. По легенде подрыв назначили на 22 июня 1941 года. По понятным причинам мероприятие отменили. Так война не дала советской власти совершить роковую ошибку.
Современность
Храм вернули православной церкви в 1990 году. Он получил статус патриаршего подворья. Первым современным настоятелем церкви стал игумен Серафим. После его трагической кончины приход возглавил протоиерей Феодор Батарчуков, который является настоятелем храма Пресвятой Богородицы в Путинках по сегодняшний день.
Внутреннее убранство церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках К моменту возвращения здания в ведение Московской патриархии внутреннее убранство было практически полностью утрачено. Церковь восстанавливалась на благотворительные средства, большую помощь в сборе которых оказывал известный актёр Александр Гавриилович Абдулов.
Немного истории
На месте храма Рождества Пресвятой Богородицы с 1625 по 1648 год стояло деревянное здание. Строение пострадало в пожаре настолько сильно, что за восстановление его никто не решался браться. Таким образом, и было принято решение возводить вместо деревянной церкви из камня. Заложили ее в 1649 году. Основным материалом для строительства стал кирпич, на закупку которого деньги выделил сам Алексей Михайлович (к царю с соответствующей просьбой несколько раз обращались жители столицы). Быстрой реализации грандиозного проекта способствовал Иерусалимский патриарх Паисий, оказавшийся в Москве в то время совершенно случайно.
Строительство храма Рождества Пресвятой Богородицы в целом обошлось государству в 8 сотен рублей, что в те дни считалось очень большой суммой. Свои двери церковь открыла в 1652 году. Освятить ее священнослужители решили в честь образа «Неопалимая Купина Богоматери». Последний представляет собой сильнейший оберег от пожаров.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы стал последним шатровым. Запрет на строительство таковых был выдан патриархом Никоном в 1653 г., спустя 1 год с момента открытия церкви.
Уникальный собор многократно реконструировали. В 17 веке он получил дополнение в виде пристройки, которую использовали в качестве трапезной. В это же время в храме появились сторожка с выходом к колокольне, а также придел великомученика Ф. Тирона. В очередной раз здание перестроили в 18 веке, когда местные готовились встречать Александра II. К его визиту храм получил новое, «смотрящее» на западную сторону, крыльцо (по стилю оно получилось идентичным уже существующим). Следующая масштабная реконструкция храма Рождества Пресвятой Богородицы прошла чуть позже, на закате 19 века. Тогда за нее взялся небезызвестный архитектор Николай Султанов.
Чудом церковь пережила советскую эпоху. Закрыло ее правительство в 1935 г., однако, за этим решением приказ о сносе здания не последовал. Постройку начали использовать, как конторское помещение, а позже – как базу для репетиций труппы «Цирк на сцене». В это время храм несколько раз реставрировали. В 50-ых годах западное крыльцо 18-го века было полностью разобрано и в последствии заменено новым, стиль которого больше напоминал стиль, характерный для 17 века. Эта работа проводилась под началом Николая Свешникова и Дмитрия Сухова, представлявшего Академию архитектуры (контролирующий орган).
РЕКОМЕНДУЕМ: Икона Воскресение Христово.
После развала Советского Союза храм отдали РПЦ, которая и взялась за восстановление здания. Процесс этот требовал немалых капиталовложений. Завершен он был, в том числе и за счет пожертвований публичных личностей (например, актера А. Абдулова). Свои двери для прихожан собор открыл в 1991 году. В патриаршем подворье (такой статус церковь получил после возобновления работы) проводятся ежедневные богослужения, праздничные литургии.
Архитектура и внутреннее убранство
К настоящему времени храм Рождества Пресвятой Богородицы полностью восстановлен. Его внешнее и внутреннее убранство соответствует первоначальному оформлению XVII века. Уникальный архитектурный памятник XVII века выполнен в стиле русского узорочья, отличительной чертой которого является использование множества декоративных деталей. Центральной частью храма является вытянутый с юга на север четверик, увенчанный тремя шатрами, выполняющими декоративную функцию. Такими же шатрами украшены северный придел, посвящённый иконе «Неопалимая купина», узорчатая колокольня и западное крыльцо. Стены церкви украшены с внешней стороны многочисленными декоративными деталями. Убранство более поздних пристроек к зданию несколько отличается от основной его части. Оно выполнено в стиле раннего московского барокко. Внутреннее оформление церкви в советское время практически не сохранилось. Единственным аутентичным элементом является роспись центральной колонны, с изображением почитаемых православных святых. Стены храма украшены новыми и отреставрированными иконами и росписями.
Интерьер храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках Среди расположенных в храме святынь выделяют следующие образы:
- икона Божьей Матери «Всецарица», помогает онкологическим больным-
- икона Божьей Матери «Неопалимая Купина», защищающая от пожаров.
Как добраться до храма Пресвятой Богородицы в Крылатском
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы находится в самом центре парка-заповедника «Крылатские холмы». Ярко-голубое здание храма контрастно выделяется на фоне живописного ландшафта, зеленых насаждений. Вдоль западной границы парка расположено несколько автобусных остановок. Поэтому добраться до церкви не составляет труда, общественный транспорт ходит регулярно.
Ближайшая остановка к храму «Церковь Рождества Богородицы». Здесь останавливаются маршруты автобусов №№ 229, 271, 850, 733, 733К. С восточной стороны парка проходит путь маршрутного такси № 829.
Как добраться от:
- ст. метро Крылатское — до храма 15 минут пешком;
- ст. метро Кунцевское — автобусом № 733. Ехать до остановки «Церковь Рождества Богородицы»;
- ст. метро Полежаевское — автобусом № 271. Так же;
- ст. метро Молодежная — автобусом №№ 732, 829. Так же;
- ст. метро Сокол — ст. метро Крылатское — троллейбусом № 19. До церкви пройти пешком.
Внимание! Проезд по территории заповедника на личном автотранспорте запрещен. Поэтому доехать к храму лучше на метро. Но подъезд к парку довольно удобен. От автостоянки необходимо пройти метров сто до храма пешком по парковой дорожке.
Церковь в Крылатском — это замечательный памятник архитектуры, украшение и изюминка окружающего паркового ландшафта и городского пейзажа. Но ее главная ценность в непрестанной молитве и служении Богу священнослужителей, прихожан храма. Величественное, как бы парящее ввысь, церковное здание на холмах притягивает не только взгляды близ живущих людей, но и их сердца, стремящиеся к Вечному.
Расписание работы храма
Храм Рождества Богородицы расположен в Москве по адресу: улица Малая Дмитровка, владение 4. Его двери открыты ежедневно с восьми утра до восьми вечера. Службы проводятся по выходным и праздничным дням в 9 и 17 часов. В храме проводятся православные обряды, работает воскресная школа, ведут приём православные врачи. Кроме этого, служители храма оказывают поддержку неблагополучным детям, сиротам и заключённым. Совет: в будние дни церковь посещает мало людей, поэтому экскурсионную поездку следует планировать на рабочие дни. Это позволит спокойно насладиться внутренним убранством храма, почувствовать его одухотворённость.
Социальная деятельность храма
Почти с самого первого дня при храме работает православная библиотека. Обслуживание здесь для всех бесплатное, но запись проводится при наличии паспорта, как и в любом другом подобном учреждении.
Храм Рождества Богородицы находится почти в километре от жилых построек
Также с самого зарождения церковной общины проводятся занятия Воскресной школы, как для детей, так и для взрослых. Работают различные кружки, например, по рисованию для детей-инвалидов, музыкальная студия, спортивная секция и многое другое, чтобы дать возможность провести время с пользой дошкольникам, подросткам и их родителям, являющихся прихожанами церкви.
По субботам (11-00 — 13-00) на приходе действуют катехизаторские курсы, лекции на которых проводятся священнослужителями и людьми, имеющими богословское образование. Действует Евангельский кружок, проводятся совместные беседы и чаепития со священниками мирян. По воскресеньям, после ранней литургии, организованы занятия для взрослых по изучению Закона Божьего.
Для справки! При храме действует группа милосердия, занимающаяся окормлением больниц, уходом за пациентами, одинокими и пожилыми людьми, помощью детским домам и заключенным.
На территории храма осуществляет прием всех желающих православный психолог. Также каждую среду (18-00) прихожане могут получить бесплатную юридическую консультацию. При храме действует несколько групп, оказывающих помощь алкоголикам и их семьям. Это анонимные, непрофессиональные содружества взаимопомощи людям, столкнувшимся так или иначе с проблемой алкоголизма, наркозависимости.
Как добраться
Храм Рождества Пресвятой Богородицы находится в исторической части Москвы. Добраться до него можно наземным транспортом и на метро. На метро необходимо доехать до станций следующих метро:
- Тверская (зелёная ветка)-
- Пушкинская (синяя ветка)-
- Чеховская (серая ветка).
Дойдя до кинотеатра «Пушкинский», необходимо повернуть налево. Через несколько минут покажется красивое белое здание. До остановки наземного транспорта «Пушкинская площадь» можно добраться автобусами № Н1 и А. В двух минутах ходьбы от неё находится рождественская церковь. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках — красивый памятник русской архитектуры, являющийся ярким примером шатрового стиля, господствующего в русском зодчестве до конца XVII века. Он будет интересен не только истинно верующим православным людям, но и любителям русской истории.
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках Эта церковь, расположенная в начале Малой Дмитровки, – последняя в своем роде. С ее возведением кончилась целая архитектурная эпоха в храмовом зодчестве России, а в ХХ веке она осталась и вовсе единственной в Москве, имеющей завершение в виде трех шатров. Строительство обошлось местным жителям в весьма внушительную сумму. В этой части улицы находился Посольский двор с путевым дворцом, где останавливались направлявшиеся в Кремль иностранные послы. Отсюда и старое название всей местности – «Путинки». Деревянная церковь во имя Рождества Богородицы упоминается впервые в 1625 году, есть версия, что уже тогда она была трехшатровой. В 1648 году храм сгорел, через год было заложено новое каменное здание. Местные жители вместе с причтом через находившегося тогда в Москве Иерусалимского патриарха Паисия просили у царя Алексея Михайловича камень для строительства и денег на работы. Казна выделила материалы и 300 рублей. Этой суммы не хватило, и после повторного обращения прихожане получили еще 400 рублей. Денег снова оказалось недостаточно, в 1652 году было выдано дополнительно 100 рублей. В результате церковь обошлась в 800 рублей, немыслимую сумму для середины XVII века. Но и храм был выстроен необычный. Важной архитектурной особенностью церкви Рождества Богородицы в Путинках является ее бесфасадность: здесь нет одного ярко выраженного основного фасада, ее можно рассматривать с любой точки, со всех сторон она богато декорирована. Ее структура также нетривиальна: четверик вытянут с севера на юг (а не с запада на восток), колокольня поставлена не с запада, как обычно, а с северо-востока, рядом с тремя шатрами основной части, поставленными в ряд. Эти шатры не открыты изнутри, как делалось первоначально в шатровых храмах, а надстроены поверх сводов церкви и несут исключительно декоративную функцию. То же можно сказать и о четвертом шатре, венчающем придел Неопалимой Купины, возведенный с севера в виде отдельного куба. Основания всех барабанов и поставленных на них шатров окружены большими и малыми кокошниками. Церковь Рождества Богородицы освятили в 1652 году, а уже в следующем году патриарх Никон запретил строительство каменных шатровых церквей в России, отдав предпочтение пятикупольным. Впрочем, для зодчих была оставлена небольшая «лазейка»: так как в указе ничего не говорилось о колокольнях, то их продолжали строить шатровыми вплоть до начала XVIII в. Так церковь на Малой Дмитровке стала последним шатровым храмом Москвы. В конце XVII в. с юго-запада была расширена трапезная с приделом великомученика Феодора Тирона, получившая более скромный декор по сравнению с основной частью. Еще одно изменение произошло в 1864 году, когда к визиту императора Александра II с запада пристроили новое закрытое крыльцо, увенчанное шатриком в стилистике основного храма. В 1911 году с юга был выстроен доходный дом, частично перекрывший вид на церковь. В советскую эпоху другие московские храмы подобной архитектуры середины XVII в. были либо вовсе уничтожены, либо утратили свои завершения. Здание храма Рождества Богородицы в Путинках, несмотря на прекращение богослужений после 1935 года, не было перестроено, сохранив декор фасадов. Лишь крыльцо во время реставрации 1957 г. было снова переделано: оно стало открытым и теперь напоминало вход в палаты XVII в. Внутренне убранство оказалось уничтожено, в церкви долгие годы находилась репетиционная база московской дирекции «Цирк на сцене». В 1990 году храм вернули верующим, большую помощь в его восстановлении оказал актер Александр Абдулов. Именно здесь 5 января 2008 года прошло его отпевание. Церковь имеет статус патриаршего подворья. В московской окраинной слободе, находившейся за Тверскими воротами, в XVI веке построили деревянную церковь. Раньше место называлось Путинками. Сейчас это район Страстного бульвара и Пушкинской площади. Храму дали название Успения Пресвятой Богородицы. Строительство каменной церкви было завершено около 1676 года. Одновременно строится трапезная, а в 1690 году возводят придел, посвящённый святителю Николаю. Ближе к концу XVIII века пристраивают колокольню.
Храмы Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь Рождества Богородицы в Путинках
Церковь Рождества Богородицы в Путинках стоит в самом начале Малой Дмитровки. Великолепная, как будто свитая из белоснежного кружева, она построена в 1649-1652 годах — одна из красивейших и древнейших церквей, освященных в честь этого праздника, сохранившихся в Москве. В древности здесь располагалось урочище «Путинки»: здесь, у Тверских ворот Белого города, расходились два пути — на города Дмитров и Тверь. Здесь находился тогда Путевой двор для послов и гонцов, к которому вели путинки — по-московски кривые улочки и переулки. Другая версия объясняет название Путинки от слова «паутина» — маленькие улицы и переулки с разбросанными на них маленькими московскими домиками, лежавшие в приходе этой церкви представляли собой «паутинку», окружавшую церковь со всех сторон.
Первоначально, здесь стояла трехшатровая деревянная церковь, построенная в 1625 году. В 1648 году она сгорела, и прихожане храма, через Иерусалимского патриарха, остановившегося в ту пору в Москве, попросили царя выделить сумму на постройку каменной церкви. Ее придел впервые на Руси был освящен в честь иконы Божией Матери Неопалимая Купина, оберегающей от пожаров и потому столь значимой для москвичей. Эта церковь — последняя в Москве постройка шатрового зодчества до знаменитого указа патриарха Никона. Тогда он запретил возведение шатровых церквей и потребовал повсеместного перехода к строительству крестово-купольных храмов. Этот указ отменят уже во второй половине XVII века после изгнания Никона.
В том же XVII веке в Москве за Земляным городом близ Зубовской площади возвели церковь с главным престолом, освященным в честь иконы Неопалимой Купины, давшей название переулку — Неопалимовский. Название иконы произошло от видения Моисеем горящего куста терновника — купины — охваченного пламенем и не сгоравшего, символизировавшего приснодевство Пресвятой Богородицы. Поэтому Богоматерь изображена на иконе окруженной пламенем.
И хотя по легенде возведение этой церкви не было связано с основным бедствием старого деревянного города — многочисленными московскими пожарами, у чудотворной иконы молились и искали спасения именно от огня, не раз бушевавшего в Москве и оставлявшего горожан погорельцами.
А легенда такова. Список иконы Неопалимая Купина находился в кремлевской Грановитой палате. Конюх царя Федора Алексеевича Дмитрий Колошин усердно перед ней молился, и когда невинно попал в царскую опалу, стал просить о помощи и защите. Тогда во сне царю явилась Царица Небесная и открыла ему, что этот человек невиновен. Конюх был освобожден государем от суда и в благодарность построил в честь иконы Неопалимая Купина храм в Новой Конюшенной слободе, выпросив у царя чудотворный список. С тех пор, когда в Москве были пожары, эту икону обносили вокруг домов прихожан церкви, и они уцелели от огня. Москвичи замечали даже, что в Неопалимовском приходе пожары случались крайне редко и были очень незначительными, хотя вся местность, отдаленная от центра города, была застроена многочисленными деревянными домами. (Неопалимовская церковь была снесена в советское время.)
Малоизвестная, но замечательная своей историей домовая церковь Рождества Богородицы в доме князя Голицына (Волхонка, 14, за зданием Музея частных коллекций) ныне разрушена и не действует.
В историю Москвы этот храм вошел главным образом тем, что здесь Пушкин собирался венчаться с Натальей Гончаровой, но получил отказ митрополита Филарета. Почему это произошло, до сих пор остается загадкой для историков. Только бракосочетание тогда состоялось в приходском храме невесты, в Большом Вознесении у Никитских ворот.
Сама Рождественская церковь была домовой и располагалась на втором этаже в правом крыле существующего ныне здания. Она была напрямую связана с историей этого дома и домовладельцами, а также с теми событиями, которые здесь происходили.
История дома Голициных восходит к 30-м годам XVIII века, когда ими был приобретен участок земли за Колымажным двором во владение. Проект дома был исполнен петербургским архитектором С.Чевакинским, автором знаменитого Никольского военно-морского собора в северной столице, у которого учился Василий Баженов. В работах над строительством голицынского дома в 1756-1761 г.г. ему помогал молодой архитектор И.П.Жеребцов, будущий строитель прекрасной колокольни московского Новоспасского монастыря. В 1766 году в правом крыле дома была построена и освящена церковь во имя Рождества Богородицы. А вскоре в доме поселилась сама Екатерина Великая.
Дом Голицыных передавался из поколения в поколение. Когда владельцем стал М.М.Голицын-сын, Екатерина II обратилась к нему с просьбой найти ей в Москве хороший и удобный дом. Только что был заключен Кючук-Кайнарджийский мир в русско-турецкой войне, и императрица собиралась в Москву на празднества по этому случаю. В Кремле же она не любила останавливаться, считая его для себя плохо приспособленным. Голицын немедленно предложил государыне свой собственный дом.
И тогда архитектора Матвея Казакова пригласили перестраивать голицынский особняк в Пречистенский дворец. Постройка была готова к Новому году, в декабре 1774 года. Стены скромной усадьбы помнят блестящую свиту Екатерины Великой — императрица приехала в Москву с двором и сыном Павлом I.
Однако она осталась недовольна жильем: было тесно и печки плохо отапливали помещение. Соседство с Колымажным двором и конюшнями создавали не самый свежий воздух, люди замерзали немилосердно, и очень путаны были коридоры. «Прошло два часа, прежде чем я узнала дорогу к себе в кабинет», — жаловалась Екатерина в одном из писем, называя свой дворец «торжеством путаницы». Потом деревянные постройки этого дворца были перенесены на Воробьевы горы и там сгорели.
По легенде, в Рождественской церкви дома Голицыных хранились две иконы, подаренные (или оставленные здесь) Екатериной II в память о своем браке с князем Потемкиным, видимо, венчальные. Вероятно, что эта легенда и осталась в московской памяти связанной с пребыванием в голицынском дворце самой Екатерины. Или думали, что она оставила хозяевам царский подарок за гостеприимность.
В 1779 году Голицыны вновь вернулись в свой особняк на Волхонке. Когда хозяином стал С.М.Голицын, попечитель Московского учебного округа, он открыл здесь аристократический салон. Его посещал Пушкин и однажды в начале лета 1830 года танцевал здесь на балу. Пушкин в то время уже был помолвлен с Натальей Гончаровой, и есть свидетельство о том, что он собирался венчаться с ней именно здесь. Во-первых, говорят историки, в домовой церкви оплата была меньше, что было выгодно стесненному в средствах Пушкину. Во-вторых, внимание великосветского общества к свадьбе было бы не таким пристальным.
И тем не менее разрешения на брак в домой церкви Голицыных дано не было. Есть версия, что венчаться в домовых церквях, как в обыкновенных приходских, тем более лицам, не имеющим к ним никакого отношения, «с улицы», просто запрещалось. И бракосочетание состоялось в приходской церкви невесты.
Во второй половине XIX века здесь жил другой С.М. Голицын, владелец картинной галереи, старинной библиотеки и коллекции древностей. Все это собрал его отец, мечтавший об открытии собственного музея, но не успевший осуществить свое желание до смерти.
В память об отце на первом этаже своего особняка в 1865 году Голицын открыл музей, который называли «московским Эрмитажем». Здесь были представлены такие редкости, как вазы из слоновой кости, принадлежавшие Марии Антуанетте, книги из библиотеки маркизы Помпадур, картины Рафаэля, Рубенса, Пуссена, мраморные канделябры из Помпеи. А посетителей встречал швейцар в мундире лейб-гусара.
Музей был открытым для общественности, однако сохранились любопытные свидетельства о том, как происходил осмотр. По желанию хозяина полюбоваться его коллекцией могли лишь те, кто приходил на воскресную службу в его домовую Рождественскую церковь. По окончании все шли в княжескую столовую на воскресный чай, на котором присутствовал хозяин, а оттуда уже в музей.
Однако всего лишь через двадцать лет после открытия музея Голицын, охладевший к делам по его содержанию, продал свою коллекцию с аукциона. Большую ее часть за 800 тысяч рублей выкупил петербургский Эрмитаж. Примечательно, что все сокровища голицынского музея остались на родине.
В 1877 году Голицын сдал первый этаж своего дома под квартиры. Музейные залы были перестроены под меблированные комнаты для сдачи в наем, а после перестройки левого флигеля в 1892 году здесь они получили название «Княжий двор». В голицынском особняке открылась комфортабельная московская гостиница.
В октябре 1877 года в этом доме поселился А.Н. Островский, который провел здесь последние годы своей жизни. Когода писатель оформлял договор о найме, смотритель дома серьезно стал объяснять его жене, что перед тем, как сдать квартиру, он всегда собирает справки о нравственных качествах будущего квартиранта. Островский в шутку решил сообщить ему «некоторые из своих достоинств — что я не пьяница, не буян, не заведу в квартире азартной игры или танцкласса».
В этом доме из-под пера Островского вышли «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Сердце не камень». В гости к нему часто приходили друзья — И.С. Тургенев, Д.В. Григорович, П.И. Чайковский. В этом же доме на Волхонке жили М.И. Чайковский, В.И. Суриков, Б.Н. Чичерин, И.С. Аксаков, который здесь скончался.
В 1902 году Рождественская церковь обновлялась. Один из лучших московских архитекторов того времени, К.М. Быковский отделал ее в готическом стиле, а иконостас — в полуклассическом.
Этот год стал последним в истории пребывания Рождественской церкви домовым храмом Голицыных. В следующем 1903 году дом был куплен Московским художественным обществом и потом стал принадлежать различным учреждениям. Достаточно упомянуть о Московском городском народном университете им. А.Л. Шанявского, который работал здесь в 1909-1911 г.г. до переезда в собственное здание на Миусской площади.
В советское время бывшую усадьбу Голицыных заняла Коммунистическая Академия под руководством историка М.Н. Покровского. Тогда была закрыта Рождественская церковь, а ее иконостас был разобран и передан в церковь села Алексеевского.
В настоящее время здесь находится научное учреждение — Институт философии Академии наук.
Московский Рождественский женский монастырь. Церковь Иоанна Златоуста. Фото 1882 г.
В Москве существует и Рождественский монастырь, который основала в 1386 году княгиня Мария Кейстутовна, мать героя Куликовской битвы князя Владимира Серпуховского. Великолепный собор Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1501-1505 годах — это один из древнейших храмов Москвы. Стройную колокольню возвел в 1835 году архитектор Н.И.Козловский — одна богатая москвичка пожертвовала на нее свои средства в память о рано умершем любимом сыне.
В этом монастыре в 1525 году была насильно пострижена в монахини Соломония Сабурова, супруга великого князя Василия III. Они прожили 20 лет, но их брак оказался бездетным, а князь хотел иметь наследника престола. Он задумал жениться вновь — развод тогда был запрещен, и Соломонию уговаривали добровольно уйти в монастырь, но она сопротивлялась. Тогда ее постригли насильно в Рождественском монастыре. По старинной московской легенде этому предшествовало видение великим князем Василием птичьего гнезда на дереве, когда он расплакался о своей бездетности. «Государь! — сказали ему бояре: — Неплодную смоковницу посекают и удаляют из винограда.» Когда он обратился за благословением на развод к греческим патриархам, иерусалимский предстоятель, Марк, предостерегал его: «Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают». Русские решили обойтись без помощи иноземцев и предложили Соломонии добровольно постричься в монастырь. Когда же она отказалась, ее постригли насильно. Тогда, по легенде, она прокляла будущий брак великого князя и предрекла: «Бог видит и отмстит моему гонителю!» От нового брака Василия III и Елены Глинской родился будущий царь Иван Грозный. По преданию, в минуту его рождения, 25 августа 1530 года, в 7 часов вечера, один за другим последовали три раската грома при ослепительной вспышке молнии.
Соломония же, постриженная под именем Софьи, пробыла монахиней более 17 лет и умерла в 1542 году. Есть страшное предание о том, что якобы только что постриженная супруга великого князя оказалась от него беременной «к ужасу и раскаянию» ее бывшего мужа. Она родила сына, назвала его Георгием и воспитывала его с мечтою о мести: «В свое время явится он в могуществе и славе». С его именем связаны все легенды о знаменитом разбойнике Кудеяре, который то наводил на Москву крымского хана во время правления Ивана Грозного, то будто бы, напротив, спасал жизнь своего царственного брата.
Этот монастырь был не разграблен во время наполеоновского нашествия, хотя французы заходили в него. По легенде, они хотели сорвать богатый оклад с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Один из солдат бросился к образу, но тут же сильно поранился и больше не мог сдвинуться с места. Пораженные этим, остальные захватчики побежали вон из монастыря.
Угол кирпичной монастырской стены на бульваре художник В.Г. Перов изобразил в картине «Тройка».
История Успенского храма
Первое упоминание о Путинках относится к XIV веку. По преданию, в то время там были луга, носившие название Великих. Там же брали начало два больших тракта — на Дмитров и Тверь. В XVI веке в этих местах находилась одна из загородных резиденций царя Василия III. Позже её превращают в Путевой дворец для остановки иноземных послов. Предположительно название Путинки — это производная от слова путь. Дело в том, что во дворец необходимо было добираться путинками, то есть искривлёнными переулками и улицами. Впервые в летописях церковь, построенная из дерева, упоминается в 1621 году. Её назвали Храмом Успения на старом Посольском дворе, второе название — Церковь на Дмитровке за городом. В те времена она славилась иконой с изображением Успения Богородицы, источавшей миро.
Строительство каменного храма
Деревянный храм к концу XVII века либо разобрали, либо он сгорел сам. Точных документальных сведений на этот счёт не имеется. При царе Алексее Михайловиче в 1676 году на месте, где раньше стояла деревянная церковь, строят каменную. В XVII веке, в 90-е годы, появляется первое упоминание о возведении на северной стороне храма придела в честь Николая Чудотворца. Новый придел был выполнен в стиле московского барокко. Купол главной башни храма сделали в форме яблока. Это было довольно редкое явление, таких куполов в Москве имелось всего два. Во второй половине XVIII века возводится колокольня. Своё имя Церковь Успения Богоматери дала переулку, на котором она находилась. Его назвали Успенским. Позже он был переименован в Проезжий. Ближе к концу XVIII столетия в основном сформировывается застройка владений храма. На церковном погосте были возведены постройки, в которых расположились:
- Священник.
- Дьякон.
- Дьячок.
- Женщины, выпекающие просвиры.
Святыни храма Успения Божией Матери
В храме в Путинках имеются святыни, почитаемые прихожанами. В небольшой по размерам церкви довольно много икон. Среди них находятся иконы с изображением:
Особо почитаемая икона из Царьграда
К особо почитаемым христианами ликам относится икона Божьей Матери из Царьграда. Один из её списков (копий) находится в Успенской церкви в Путинках. Об этой иконе сохранилось предание, которое говорит, что в далёкие времена два греческих монаха из Царьграда находились проездом в Старой Руссе. Там они отслужили в соборном храме Божественную литургию. В память о своем нахождении монахи оставили в этой церкви маленькую иконку Божьей Матери, которая была выгравирована на грифельной доске. Этот миниатюрный лик в скором времени прославился своими чудотворениями. После чего с него были сделаны списки, которые и по сей день хранятся в различных храмах России, в том числе и в Церкви Успения в Путинках.
Ремонт и разрушение Успенского храма
В 1898 году храму неизвестным благотворителем была пожертвована большая для того времени сумма — 6 тыс. рублей. На эти деньги произвели ремонт здания и реставрацию икон. Иконостас заново покрыли сусальным золотом, а стены украсили росписью. В 1922 году церковь закрывают, в дальнейшем она подвергается частичному разрушению и разграблению. Из неё исчезают 34 золотника (145 г) золота, 6 пудов и 5 фунтов (100 кг) серебра и драгоценные предметы. Купола храма и башня колокольни были разрушены, а вход в него заложили кирпичом. А также разрушили апсиды — постройки, примыкающие к основной части строения. На их месте пробили дверь и окна. После осквернения и закрытия церкви здание на протяжении долгих лет использовалось как жилой дом.
Сокращение территории и возвращение в лоно церкви
Со временем здание было окружено пристройками, которые радикально изменили когда-то объёмную композицию собора. Территория храмового владения очень сильно сократилась. Отторгли северо-западную часть территории, на которой в 1927 году выстроили трёхэтажный дом. В настоящее время в нём располагается посольство африканской Республики Бенин. Во второй половине ХХ столетия жилой дом был расселён. Там разместили пошивочный цех. В 1990 году храм передали в лоно российской Православной Церкви. После этого началась его реставрация. В 1991 году здесь возобновляются богослужения.
История[править]
Храм был заложен в 1649 году после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы, и завершён строительством в 1652 году при царе Алексее Михайловиче.
Как отмечал А. В. Чаянов, название «в Путинках» одни авторы связывали с тем, что рядом с церковью находился Путевой посольский двор, в котором останавливались европейские послы, прибывавшие в Москву (как правило через Новгород по Тверской дороге); другие — что церковь находилась на «путях» в Дмитров и другие северные города — в разные времена к названию храма прибавлялось «что за Тверские ворота на Дмитровке», «на старом Посольском дворе, в Путинках», пока не устоялось современное название.
Церковь была построена из специально формованного кирпича и включала в себя: вытянутый с севера на юг четверик, увенчанный тремя шатрами, пониженный прямоугольный алтарный объём, кубообразный придел Неопалимой купины, увенчаный завершением в виде шатрика на барабане, двухъярусную колокольню и небольшую трапезную, примыкавшую к четверику церкви с запада.
После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил строительство шатровых храмов на Руси. Таким образом, церковь Рождества Богородицы в Путинках является одним из последних шатровых каменных храмов в Москве.
В конце XVII века к храму была пристроена новая широкая трапезная с приделом великомученика Феодора Тирона, включающая более старые части церкви, и сооружена сторожка с ходом на колокольню. Сложность и дробность архитектурного решения храма усиливались наружной росписью и разноцветной черепицей. В 1897 году была проведена реставрация церкви архитектором Н. В. Султановым.
В 1864 году было построено новое западное крыльцо храма с завершением, скопированным с завершений самого храма. Это крыльцо было разобрано в ходе реставрации храма в 1957 году и заменено новым, стилизованным под XVII век. Реставрацией руководил архитектор Н. Н. Свешников. Работы велись при постоянном контроле Академии архитектуры в лице члена-корреспондента академии Д. П. Сухова. Реставрация имела высочайшую оценку Академии архитектуры.
В 1930-х годах в храме служила братия Высоко-Петровского монастыря. 2 июня 1935 года в храма состоялась хиротония его настоятеля, архимандрита Алексия (Сергеева), во епископа Каширского; в том же году приход был закрыт. После закрытия в церковном здании были устроены конторские помещения, а затем репетиционная база московской дирекции «Цирк на сцене», где до лета 1990 года дрессировали собак и обезьян.
В 1990 году храм был передан православной церкви, началось его восстановление. Настоятелем храма был назначен игумен Серафим (С. П. Шлыков), однако в ночь с 1 на 2 февраля 1991 года священник при невыясненных обстоятельствах был убит.
Богослужения в храме возобновились с августа 1991 года.
Большой вклад в восстановление храма внёс Александр Абдулов, по инициативе которого во дворе театра им. Ленинского комсомола с конца 1980-х годов проходил фестиваль «Задворки», средства от которого направлялись на восстановление Храма Рождества Богородицы. Абдулов также стал режиссёром фильма-концерта «Задворки-3, или Храм должен оставаться Храмом», весь сбор от которого также был перечислен в фонд восстановления Храма. 5 января 2008 года в Храме Рождества Богородицы в Путинках прошло отпевание А. Абдулова.
Расписание богослужений
Храм в Путинках
Храм Успения Богородицы в Путинках располагается в Москве, в Успенском переулке, в доме № 4. Церковь для посещения открыта ежедневно с 10−00 до 19−00, а также во время богослужений. Информация о расписании служб в Успенском храме выглядит следующим образом:
Церковь Рождества Богородицы в Путинках
Эта церковь, располагающаяся в Путинках, поистине уникальна. Она является единственной трёхшатровой храмовой постройкой на территории Москвы, облик которой дошёл до нашего времени. В 1648 году деревянный храм был уничтожен пожаром, но на месте прежнего строения возвели новое из камня по его образцу. Его уникальность заключается в бесфасадности, то есть с любой точки обзора он не имеет едино выраженного фасада за счёт нестандартных архитектурных решений, которые были использованы при строительстве. Церковь Рождества Богородицы — это исторический памятник архитектуры, но при этом храм является действующим и в нём совершаются богослужения. Расписание служб:
- В рабочие дни утренние богослужения начинаются в 7−30.
- В субботу, воскресенье, а также в праздники Божественная литургия проводится с 9−00.
- Начало Всенощного бдения в — 18−00.
Собор Успения Божией Матери в Москве
Ещё один Храм Успения Богородицы в столице находится на территории Кремля, на площади, носящей название Соборной. Он относится к историко-культурному музею-заповеднику «Московский Кремль». Церковь построена в 1475 — 1479 годах. Разработка проекта была поручена знаменитому итальянскому архитектору Аристотелю Фьораванти. Этот храм являлся главным кафедральным собором Российской Империи вплоть до упразднения монархии в 1917 году. Церковь Успения — это самое старое строением в Москве, сохранившееся полностью. В соборе покоится прах всех патриархов Москвы первого патриаршего периода, за исключением Игнатия и Никона.
Чудо 1941 года
После Октябрьской революции стоящая в самом центре города церковь не могла не мозолить глаза адептам новой атеистической власти. В 1929 году власти закрыли храмы на территории расположенного неподалеку Высоко-Петровского монастыря. В конце 1930-х годов Рождество-Богородицкий храм закрыли. Существует легенда, согласно которой 22 июня 1941 года его должны были взорвать. Если она достоверна, то церковь мистическим образом спасло начало Великой Отечественной войны. В тот день было явно не до подрыва храма, а в годы тяжких испытаний для страны отношение властей к Церкви изменилось к лучшему.
Сегодня Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках стоит в ряду самых красивых православных храмов Москвы.
Первый столичный храм из камня
Первый храм из камня на этом месте был возведён в начале XIV века, во время царствования князя Ивана I Калиты. В августовские дни 1326 года в том месте, где стоял предыдущий, деревянный собор, заложили новый белокаменный Успенский храм. Его освятили в 1327 году. Успенская церковь являлась первой, построенной из камня, в Москве. Исследования археологов показывают, что это был однокупольный храм, поддерживаемый четырьмя столпами, имеющий тройные апсиды. Его построили по образу Георгиевского собора, находящегося в городе Юрьев-Польский. Церковь возвели в характерном для XIV века архитектурном стиле. Кладка состояла из квадратов белого камня грубой обработки. Она сочеталась с гладко отшлифованными декоративными архитектурными элементами. Фасад церкви был увенчан кокошниками, а центральная башня — куполом.
Московский Успенский собор в XV веке
Во время правления Ивана III Великого Московское государство набирало силу. Успенский собор перестал соответствовать статусу кафедрального. В летописях упоминается, что он сильно обветшал, и его перестали ремонтировать. Вероятнее всего, уже было принято решение о сносе старого и строительстве нового каменного храма. Возведение новой церкви, самой большой по размерам для тех лет, поручили русским зодчим Мышкину и Кривцову. В конце апреля 1471 года заложили первый камень. Однако строительство не удалось довести до конца, так как 20 мая 1474 года в Москве произошло землетрясение, и собор обрушился. После этого Иван III приглашает итальянского зодчего Аристотеля Фьораванти, который полностью разбирает то, что осталось от разрушенного храма. На этом месте под его руководством строится здание по образцу Успенского собора, находящегося во Владимире. Успенский храм и сейчас находится на Кремлёвской площади. Собор освящают в августе 1479 года, обряд проводит митрополит Геронтий.
Лаконичная архитектура
Храм имеет лаконичный и монолитный вид. Единство постройки подчёркивается равномерным разделением фасадов при помощи вертикальных плоских выступов. Гладкие стены венчают узкие окна аркатуры. Так называются ряды декоративных фальшь-арок на фасаде. Апсиды (пониженные выступы здания, примыкающие к основному строению) не очень высоки. С севера и юга они прикрыты пилонами. Пилоны представляют собой башнеобразную постройку, имеющую форму усечённой пирамиды. Собор украшают пять больших башен, увенчанных массивными куполами. Аристотелю Фьораванти удалось справиться со сложнейшей задачей. Он увеличил внутренний объём собора, что не удалось сделать Мышкину и Кривцову. Итальянец впервые в храмовой архитектуре Руси использовал крестовые своды толщиною в 1 кирпич, а также — металлические проёмные и внутристенные связи. По сути, он применил армирование.
Главная идея итальянского зодчего
Но главной инженерной и архитектурной идеей итальянского мастера было то, что он построил позади иконостаса добавочные арки. Благодаря этому восточные залы, объединённые сквозными проходами собора, по факту стали монолитом. Дополнительные арки приняли на себя значительную долю нагрузки от колоссальных башен собора. Такой приём позволил построить в западной и центральной частях храма относительно тонкие столпы круглой формы. Это дало ощущение необычной лёгкости большой конструкции и её цельности с основной частью наоса. Наос — это центральное место в храме, где находятся прихожане во время богослужения.
Московский храм в XV — XVI веках
Период с 1482 по 1515 годы. В это время была выполнена первоначальная роспись собора. Известный московский иконописец и мастер фрески Дионисий принимал участие в росписи храма. Позже церковь украшают заново, однако сохраняются некоторые фрагменты первичной росписи. Они являются самыми древними образцами фресковой живописи Руси на территории Кремля, дошедшими до наших дней. 1574 год. Успенский собор пострадал от многочисленных пожаров, которые происходили в то время довольно часто, но его постоянно реставрировали и обновляли. После сильного пожара, случившегося в 1574 году, Иван I. V. Грозный издал указ о покрытии верха собора вызолоченными медными листами. Мощи митрополита Петра, хранившиеся в храме, были перемещены из серебряной раки в золотую. В этом же году в соборе совершается венчание на царство Иоанна Грозного, первое в истории храма.
Успенский собор в XVII веке
Наиболее значимыми для храма событиями в XVII веке были следующие:
- В 1613 году в здесь проходит Земский собор, на котором царём избирают Михаила Фёдоровича, первого из династии Романовых.
- В 1624-м своды церкви были изношены и угрожали обрушением. Чтобы этого избежать, их разобрали и заново сложили по изменённому чертежу, применив дополнительное армирование. А также возвели дополнительные подпружные арки, которые увеличивали прочность конструкции.
- В 1625-м в Успенский собор переносят Ризу Господню, подаренную царю Михаилу Фёдоровичу шахом Персии Аббасом I.
События XVIII — XX веков, связанные с Успенским храмом
Краткая хроника событий этого времени выглядит следующим образом: В настоящее время кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы работает как музей. Его можно посетить в любой день, кроме четверга, с 10−00 до 18−00. Будучи в Москве, стоит посетить такие архитектурные жемчужины зодчества древней Руси, как церкви, посвященные Рождеству и Успению Богоматери. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках строили на рубеже 40—50-х годов XVII века. Имя зодчего, создавшего церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках, остается загадкой. Однако известно, что нынешний храм возник на месте более раннего — погибшего в пожаре. В то, что святыня восстала из пепла, внес свою лепту царь Алексей Михайлович. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках стала первым русским храмом, один из престолов которого освятили в честь .
Архитектурные особенности и интерьер
По своей структуре собор получился сложным. Основной его является продолговатый четверик, главными украшениями которого стала тройка шатров, небольшие главы, алтарный объём, а также трапезная, двухуровневая колокольня и придел. Последний завершен компактным шатром, установленным на мощном барабане. Несмотря на сложную композицию, архитектурный памятник кажется ажурным, легким, очень аккуратным. Соответствующего эффекта мастерам удалось достичь, в том числе и благодаря маленьким, увенчанным небольшим главами, слуховым окнам. Эта часть здания сильно контрастирует с большим шатровым кольцом, выходящим на улице Малая Дмитровка.
Создавая церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках, архитекторы ориентировались на традиционные черты русского стиля. Узорочье было успешно реализовано за счет пышного декора, величественного фасада с его аккуратными закомарами, кокошниками, наличниками, карнизами и аркатурным поясом.
Внутри храма прихожане и туристы увидят современные иконы, размещение которых в интерьере здания предшествовало официальному открытию собора, возобновлению богослужений в начале 90-ых. Основной святыней церкви стал образ Ф. Тирона. Эта икона соседствует с другими, не менее красивыми (но не столь древними), подаренными храму благодарными прихожанами, иностранными православными туристами.
ИНТЕРЕСНО: Храм Христа Спасителя в Москве.