Патриарх-Католикос всея Грузии Илия II |
Илия II (Гудушаури-Шиолашвили)
(род. 1933), католикос-патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхетский и Тбилисский и митрополит Пицундский и Сухумо-Абхазский В миру Гудушаури-Шиолашвили (груз. ღუდუშაური-შიოლაშვილი) Ираклий Георгиевич, родился 4 января 1933 года в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ) Северо-Осетинская АО, РСФСР, СССР. Его родители были родом из Казбегского района: отец, Георгий Симонович Шиолашвили – из села Сно, мать, Наталья Иосифовна Кобаидзе – из села Сиони. В 1927 году они приобрели дом во Владикавказе, где позже родился будущий патриарх. Новорожденный был крещён в день праздника Рождества Христова в грузинском храме. Младенца назвали Ираклием в честь грузинского царя Ираклия II.
В 1952 году окончил 22-ю среднюю школу города Орджоникидзе и поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1956 году, а затем продолжил обучение в Московской духовной академии.
16 апреля 1957 года студентом 2-го курса академии был пострижен в монахи с именем в честь святого пророка Илии. Постриг в Тбилисском храме святого Александра Невского совершил старец-епископ Зиновий (Мажуга), тогда же предсказавший ему дальнейшее патриаршее служение.
18 апреля того же года был рукоположен во иеродиакона католикосом-патриархом Мелхиседеком в кафедральном Сионском Успенском соборе.
10 мая 1959 года рукоположен во иеромонаха патриархом Московским и всея Руси Алексием.
В 1960 году окончил Московскую духовную академию, и за сочинение на тему «История афонского Иверского монастыря» ему была присуждена степень кандидата богословия. После окончания академии вернулся на родину и был назначен клириком кафедрального собора города Батуми.
В 1961 году возведён в сан игумена, а затем – архимандрита.
Митр. Абхазский Илия (Гудушаури-Шиолашвили) |
26 августа 1963 года хиротонисан во епископа Шемокмедского, викария католикоса-патриарха Ефрема II.
С 1963 по 1972 год нёс послушание ректора Мцхетской духовной семинарии, которая в то время была единственной духовной школой в Грузии.
В 1967 году переведён на Абхазскую кафедру, а в 1969 — возведён в сан митрополита.
23 декабря 1977 года избран католикосом-патриархом всея Грузии. Чин настолования Илии II состоялся 25 декабря того же года.
В 1978-1983 годах был президентом Всемирного Совета Церквей. В 1997 году Грузинская Православная Церковь вышла из этой организации.
Патриарх-Католикос всея Грузии Илия II |
За время патриаршего служения Илии II число епархий Грузинской Церкви возросло с 15 до 27, число монастырей – до 53, количество действующих церквей — с 50 до 800 [1]. Были совершены прославления новых святых, открыты новые духовные учебные заведения. В Тбилиси был построен самый большой храм Грузии – кафедрального собора во имя св. Троицы. С конца 1980-х годов в сложные для Грузии периоды политических перестроений Илия II предпринимал плодотворные усилия по смягчению напряженности между разными политическими силами, к его мнению прислушиваются власти, оппозиция, общественные организации, широкие слои населения. Так, в ноябре 2007 года он способствовал нормализации ситуации и налаживании диалога между властями и оппозицией, а затем призвал народ страны принять участие в выборах 5 января 2008 года.
21 декабря 2010 года воспринял прямое управление Сухумской епархией, в связи с чем получил приставку к титулу «митрополит Пицундский и Сухумо-Абхазский».
23 ноября 2022 года в Тбилисском Сионском кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы зачитал указ о назначении митрополита Сенакского Шио (Муджири) местоблюстителем патриаршего престола [2].
Скандал с отравлением
Слухи о том, что Илию II пытались убить, появились 12 февраля. Грузинский телеканал «Рустави 2» сообщил о том, что патриарх мог быть отравлен злоумышленниками — причем, тень пала на его собственных подчиненных. По обвинению в подготовке преступления был задержан руководитель службы по управлению имуществом патриархии и директор медицинского центра святых Иоакима и Анны отец Мамаладзе. Он якобы пытался провезти яд — цианид — в Берлин, где лечится Илия II. Позже официально эти сообщения подтвердила прокуратура Грузии.
«Расследование по данному делу было начато 2 февраля 2022 года на основании заявления гражданина, который обратился в прокуратуру и сообщил, что его знакомый, священник Георгий Мамаладзе, попросил его помочь в приобретении смертельно опасного вещества цианида, которым Мамаладзе, как выяснил заявитель в личной беседе с подозреваемым, собирался убить священнослужителя высшей иерархии», — заявил главный прокурор Грузии Ираклий Шотадзе.
По его словам, было установлено, что «Мамаладзе, который также является генеральным директором лечебного центра при патриархии, в силу служебных обязанностей систематически общался с патриархом и членами его ближайшего окружения».
Кого подозревают
О задержании Георгия Мамаладзе прокуратура Грузии объявила 13 февраля на чрезвычайном брифинге. Священника схватили 10 февраля в Тбилисском международном аэропорту, откуда он собирался доставить яд в Германию. При обыске в багаже у него нашли цианид натрия. Также в квартире священника изъяли огнестрельное оружие. Тбилисский городской суд на закрытом заседании выдал санкцию на арест Мамаладзе. Срок содержания подозреваемого под стражей не уточняется.
По факту произошедшего было возбуждено уголовное дело по статьям «Подготовка к умышленному убийству» и «Противоправное приобретение, хранение, ношение, изготовление, перевозка, пересылка или сбыт огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств». Санкция предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком от 7 до 15 лет. В настоящее время правоохранительные органы Грузии устанавливают все детали этой истории. Рассматриваются несколько версий. Мотивы Георгия Мамаладзе пока остаются загадкой.
«Ответка»
Митрополит Петр (Цаава) был изгнан с заседания Синода, во время которого чуть не набросился с кулаками на 86-детнего патриарха Илию II. Фото: Wikimedia
Мамаладзе ответить Иакову не может, но зато ему ответил другой «обвиняемый» — митрополит Петр (Цаава), причем очень эффектно, с дракой на внеочередном заседании Синода в Тбилиси 31 октября. Примечательно, что в отличие от своего оппонента Петр имеет репутацию прозападного и проконстантинопольского иерарха. На заседании он заявил, что в Синоде имеется влиятельное «голубое лобби», покрываемое Илией II, которого Петр также обозвал «мужеложником». При этом, по словам других участников заседания, он попытался наброситься на старца, так что другим архиереям пришлось сдерживать темпераментного митрополита и силой выводить его из Синода.
Тут же Петра освободили от управления епархией и сослали на покаяние в монастырь.
Там его нашла теле, которой разжалованный иерарх наговорил еще массу «компромата». По словам Петра, Илия II — не только «мужеложник», но и ценитель порнографической продукции, которую ему якобы поставлял осужденный протоиерей Мамаладзе. Высказал митрополит и политические обвинения — в том, что «Илия Второй безоговорочно подчиняется российскому патриарху Кириллу», вместе с которым входит в круг учеников покойного митрополита Никодима (Ротова), и сотрудничает с партией «Демократическое движение — единая Грузия» Нино Бурджанадзе. Митрополит Петр отверг подозрения в том, что он сам работает на Бидзину Иванишвили и своими громкими разоблачениями пытается заглушить заявления митрополита Иакова.
Этот скандал моментально перетек в большую политику. Лидер фракции оппозиционного «Национального движения» в парламенте Роман Гоциридзе потребовал от властей расследования обвинений в заговоре против патриарха. А когда власти следственную комиссию создавать отказались, сделал вывод: «Это прямое подтверждение того, что [правящая партия] «Грузинская мечта» готовила невиданный переворот с целью свержения патриарха». Со второй попытки, в середине ноября грузинский парламент все же начал формирование специальной следственной комиссии по этому делу.
В свою очередь, грузинский омбудсмен Нино Ломджария призвала начать расследование обвинений в сексуальных преступлениях грузинских иерархов, которые, по ее словам, «могли быть совершены в отношении несовершеннолетних». Она призвала пострадавших граждан без страха обращаться в правоохранительные органы с соответствующими жалобами.
Митрополит Цилканский Зосима (на фото) был обвинен в домогательствах до семинаристов. Сын ключего свидетеля по делу неожиданно повесился в своей тбилисской квартире. Фото: Wikimedia
Этот призыв и предшествующие ему события подняли медиаволну. Священник Георгий Схиладзе обвинил в домогательствах к семинаристам митрополита Цилканского Зосиму (Шиошвили), который в прошлом, еще с советских времен, был ректором Мцхетской духовной семинарии и близким соратником Илии II. О. Георгий якобы обращался в церковный суд, куда был готов представить свидетелей, но Илия II заблокировал разбирательство.
На фоне нарастающего скандала, утром 7 ноября в тбилисской квартире нашли повешенным епископа Иасона (Цамалаидзе) — сына отлученного от Грузинской патриархии епископа Христофора. Подобно Петру, епископ Христофор также обличал других иерархов «в мужеложстве», за что был отлучен еще в 1995 году. Дело в том, что Христофор является ключевым звеном в цепочке доказательств со стороны обвинения против митрополита Зосимы, поскольку располагает письменными показаниями пострадавшего семинариста.
В связи с загадочной гибелью епископа возбуждено дело по статье «доведение до самоубийства», и Христофор пока молчит.
Охрану патриарха усилили
Предстоятель Грузинской православной церкви сейчас находится на лечении в Берлине. В конце 2016 года он перенес вирусную инфекцию, которая вызвала воспаление желчного пузыря. Илия II из-за своего состояния не смог присутствовать на нескольких важных мероприятиях. Изначально отказавшись от услуг иностранных врачей, патриарх все же согласился поехать в Берлин на обследование.
«Согласно информации, поступившей из Германии, 8 февраля завершились клинико-лабораторные и инструментальные исследования патриарха. На основании полученных данных подтверждена необходимость лечения желчного пузыря хирургическим методом», — говорилось в сообщении пресс-службы Грузинской патриархии. 13 февраля немецкие врачи успешно его прооперировали методом лапароскопии. Уже через неделю предстоятеля Грузинской церкви должны выписать.
На фоне сообщений о попытке отравления охрану Илии II усилили. Почти сразу после задержания Мамаладзе в Берлин по поручению премьера Грузии Георгия Квирикашвили отправился глава Службы государственной охраны Анзор Чубинидзе. По его просьбе начальник службы охраны патриарха Сосо Оханашвили улетел в Грузию на допрос и позже вернулся обратно. Беседа длилась около четырех часов и вопросов к Оханашвили у следствия не возникло. Таким образом сейчас безопасность Илии II в Германии обеспечивает не только личная служба охраны, но и государственная.
Сам глава Грузинской православной церкви не верит в то, что кто-то планировал его отравить. Реакцию предстоятеля передал митрополит отец Николоз, который находится в берлинской клинике.
«Я выскажу свое мнение и мнение патриарха. Я не верю, что в Грузии существует человек, у которого могли появиться подобные мысли. Что произошло, никто не знает. Патриарх тоже не верит в это. Подобное, чтобы кто-то кого-то отравил, я читал только в книгах», — цитирует митрополита РИА «Новости».
Напомним, Илия II родился 4 января 1933 года во Владикавказе, он проходил обучение в Московской духовной семинарии и академии. Является главой Грузинской православной церкви 23 декабря 1977 года.
ИЛИЯ II
На момент интронизации И. высшее священноначалие ГПЦ было представлено 7 архиереями; действовали 15 епархий (в т. ч. 5 вдовствующих), 34 церкви (были зарегистрированы) и 4 мон-ря (не имели регистрации). Из-за давления советской идеологической пропаганды паствы почти не было, отсутствовала богослужебная и духовная лит-ра. Уже в следующем, 1978 г. И. хиротонисал 4 новых епископов; были проведены торжества, посвященные 1500-летию создания 1-го груз. агиографического произведения — Мученичества св. Шушаник; Грузию посетили церковные делегации из США, К-поля, Антиохии, с Афона. По состоянию на янв. 1979 г. в Грузии действовали уже 46 зарегистрированных церквей, священно- и церковнослужителей насчитывалось до 80 чел.
Уделяя особое внимание просвещению паствы, И. определил, что каждый вечер вторника в Тбилисском Сиони будет читаться 3 проповеди, одну из к-рых всегда произносил он сам. 8 февр. 1978 г. на заседании Свящ. Синода ГПЦ было принято решение о создании Издательского отдела Патриархии и выпуске официального периодического печатного органа ГПЦ. 23 марта 1978 г. на заседании Совета по делам религий было разрешено издание церковного календаря в 2 видах: стенного листового и складывающегося карманного общим тиражом 5 тыс. экз. С 1979 г. тиражом 1 тыс. экз. стал выходить ж. «Джвари Вазиса» (Крест виноградной лозы).
При Тбилисском Сиони была открыта воскресная школа, при к-рой на добровольных началах проводились занятия в группах по обучению церковному чтению, клиросному пению, рукоделию. Представители молодежи, несмотря на давление со стороны властей, грозивших исключением из ун-та и увольнением с работы, бесплатно исполняли послушания чтецов, иподиаконов, преподавателей, переписчиков, уборщиков и др. Популярность И. среди верующих и уважение к нему привлекали даже членов семейств высокопоставленных груз. партийных работников, к-рые стали тайно посещать Сиони. Значительно возросла численность верующих и в др. церквах: напр., в сухумский кафедральный собор на Пасху 1978 г. (29 апр.) пришли 5 тыс. чел., в то время как в предыдущие годы на службе было не более 1,5 тыс. верующих.
Илия, митр. Сухумско-Абхазский, Местоблюститель Патриаршего престола, на XII Поместном Соборе ГПЦ в Тбилисском Сиони. Фотография. 23 дек. 1977 г. Илия, митр. Сухумско-Абхазский, Местоблюститель Патриаршего престола, на XII Поместном Соборе ГПЦ в Тбилисском Сиони. Фотография. 23 дек. 1977 г. Светские власти не оставили без внимания происходившие в ГПЦ изменения: в отчете уполномоченного Совета по делам религий по Грузинской ССР Т. Онопришвили за 1979 г. выражена крайняя обеспокоенность активными действиями Первоиерарха, укреплявшего епископат ГПЦ и привлекавшего к священнослужению новые кадры. В документе особо отмечалось, что в отчетном году был впервые укомплектован 1-й курс Мцхетской ДС (16 очников и 7 заочников), на 2-м обучались 8, на 3-м — 5 студентов; ГПЦ направила семинаристов на обучение в МДС и МДА, в Ленинградскую ДС, на богословский фак-т Афинского ун-та. И. настоятельно рекомендовали снизить число проводимых им богослужений и произносимых проповедей; Онопришвили был освобожден от занимаемой должности по причине «неудовлетворительной работы».
В течение 2 лет Патриаршества И. были рукоположены 34 священнослужителя, несмотря на то что выбор духовного поприща в то время считался унизительным. И. продолжал ходатайствовать о регистрации фактически действовавших церквей и мон-рей и об открытии храмов, здания к-рых были заняты советской инфраструктурой. В 1980 г. он направил в Совет по делам религий ходатайство об открытии наиболее значительных для ГПЦ духовных центров: тбилисских церквей свт. Николая, вмч. Георгия, Джварисмама, Болниси, Метехи, Анчисхати, монастыря Лурджи и др., кафоликонов мон-рей Кватахеви, Шемокмеди, Шиомгвиме, Зарзма, Сапара, Гелати, Икалто, Мартвили, Давидгареджийского, храмов Ананури, Цаиши, Греми, Эртацминда, Самтависи, Кинцвиси, Цроми, Баракони, Болнисского Сиона, Атени Сиони, в Зугдиди и др. В Грузии действовали 5 монастырей (не все были зарегистрированы Отделом по делам религий): Бетаниа (мужской), Самтавро, Ольгинский, Джикети, Теклати (женские). И. писал Председателю Правительства Грузинской ССР: «Непонятно, почему не было принято во внимание то, что монастырь Шиомгвиме является действующим, у которого есть настоятель, и там не прекращалось богослужение? Ставится вопрос, причем в грузинском монастыре орган? Рассмотрим положение и других церквей: в Метехском храме, где погребена св. вмц. Шушаник (V в.),- молодежный театр, проводятся спектакли с танцами; в великолепном Пицундском храме, где была кафедра Католикоса-Патриарха в Западной Грузии, находится орган и проводятся концерты, церковь свт. Николая в Тбилиси превращена также в концертный зал, в Анчисхатской Патриаршей церкви — мастерская, в церкви Богородицы в Надзаладеви — баня, в Цхнетской церкви — пекарня. В городах и районах Грузии множество церквей и монастырей превращены в склады, в места общественных развлечений и отдыха».
Уполномоченный Совета по делам религий Г. Майсурадзе в отчете от 9 нояб. 1987 г. вновь указывал, что ГПЦ особое влияние оказывает на молодежь, чему причиной «приход молодого, энергичного, более образованного, умного и гибкого Ильи II». Майсурадзе также отмечал, что, несмотря на ограниченные возможности ГПЦ издавать церковную лит-ру, «эта ситуация используется рационально… основным ориентирующим средством для верующих является настольный календарь в объеме 25-27 печатных листов». Вскоре стал выходить «Богословский сборник». С 1990 г. издается церковная газ. «Мадли» (Благодать), с 1999 г.- газ. «Сапатриаркос Уцкебани» (Ведомости Патриархии). Под эгидой Издательского отдела Грузинской Патриархии стали выходить научные труды и учебники, богословская лит-ра, издаются оригинальные памятники древнегруз. церковной лит-ры и переводные произведения.
Католикос-Патриарх Илия II. Фотография. 1979 г.
Католикос-Патриарх Илия II. Фотография. 1979 г.
В 1985 г. И. добился разрешения Совета по делам религий на издание Библии в переводе на совр. груз. язык. Библия была издана в 1989 г., 26-30 июня в Тбилиси прошел научный симпозиум, посвященный проблемам перевода Библии, в котором участвовали представители Болгарской, Польской, Финляндской, Элладской Поместных Церквей, ученые из ин-тов перевода Библии (Швеция, Великобритания) и Библейских об-в (Франция, Греция, ФРГ, США).
Изменение политического курса СССР в 1988 г. сказалось и на положении ГПЦ. За этот год были открыты 45 церквей. На территории Азербайджанской ССР в юрисдикции ГПЦ в церкви в г. Кахи служили 2 священника и псаломщик, на территории Армянской ССР были восстановлены 2 церкви, где служили 2 священника. В том же году открылась Тбилисская Духовная Академия, в этом поддержку И. оказал уполномоченный по делам религий А. Циклаури. Мцхетская ДС была перенесена в Тбилиси и находилась в одном здании с ДА. В речи на торжественной церемонии открытия академии 1 окт. И. о.
В 1994 г. при Тбилисской ДА начал функционировать Богословский ин-т. Обучение в ин-те проводится на 3 фак-тах: психологии и религиеведения, искусствоведения и педагогики, иконописи и реставрации. 25 мая 1995 г. в Кутаиси возобновила работу Гелатская академия, основанная св. царем Давидом IV Строителем при мон-ре Гелати и широко известная еще в средневековье. Членами новой академии стали видные груз. ученые. Духовные учебные заведения открылись в Кутаиси, Ахалцихе, Батуми (ДС); в Поти, Кварели, Кобулети, Гори, Зугдиди, Цхалтубо (духовные гимназии). В 2007-2008 гг. при Грузинской Патриархии начали работу курсы сестер милосердия, высшее муз. уч-ще для регентов церковных хоров, колледж экологии и озеленения, курсы пчеловодства, школы иконописи, перегородчатой эмали, резьбы по камню и дереву, рукоделия. В 2008 г. при Грузинской Патриархии был основан светский Грузинский ун-т им. св. ап. Андрея Первозванного.
С 1999 г. радиостанция Патриархии Грузии «Иверия» ведет передачи на все крупные города страны, к-рые также транслируются по спутнику и Интернету. В 2007 г. Патриархия приступила к вещанию на собственном телеканале «Иверия» (с 2009 «Эртсуловнеба» (Единодушие)).
По инициативе И. в годы его предстоятельства были канонизированы мн. святые, прославившиеся как в древности, так и в XIX-XX вв., среди них — прав. Илия Чавчавадзе (канонизирован 20 июля 1987); Католикос-Патриарх Грузии сщмч. Амвросий (Хелая), сщмч. Назарий (Лежава) и пострадавшие с ним, святители Гавриил (Кикодзе) и Александр (Окропиридзе), сщмч. Григорий (Перадзе), прп. Алексий (Шушания), сщмч. Феодор Квелтели (18-19 сент. 1995); родители св. равноап. Нины преподобные Завулон и Сосанна (23 дек. 1996); мч. Цотне Дадиани (26 окт. 1999); сщмч. Кирион III (Садзаглишвили), свт. Зосим Кумурдойский, сщмч. Феодор Ачарели, прп. Иларион Грузин (Канчавели), Кларджетские преподобные отцы и жены, праведные Тбели Абусердидзе и Евфимий Такаишвили (18 окт. 2002); Лазские мученики, исп. Евфимий (Кереселидзе), Бетанийские преподобные Иоанн (Майсурадзе) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе) (18 авг. 2003); свт. Георгий Чкондидели, митрополиты священномученики Досифей (Церетели) и Евфимий (Шервашидзе), сщмч. Димитрий Кипиани, царь Имерети св. Соломон II (27 июня 2005); царь мч. Вахтанг III (23 дек. 2005) и др.
Католикос-Патриарх Илия II совершает богослужение в день перенесение мощей св. царя Соломона II в мон-ре Гелати. Фотография. 1990 г.
Католикос-Патриарх Илия II совершает богослужение в день перенесение мощей св. царя Соломона II в мон-ре Гелати. Фотография. 1990 г.
В 1979 и 1995 гг. в патриаршем соборе Светицховели И. совершил чин освящения св. мира. Стали традиционными крестные ходы по местам, где осуществляли миссию просветители Грузии — св. ап. Андрей Первозванный (от Аджарии до Мцхеты) и св. равноап. Нина (от оз. Паравани до Мцхеты).
14 окт. 2002 г. в Светицховели Президент Грузии Э. Шеварднадзе и И. подписали конкордат — Конституционное соглашение ГПЦ с гос-вом, 2-й по значению после Конституции Грузии закон страны, регулирующий отношения Церкви и гос-ва (подробнее см. в ст. Грузия).
Весьма значительным событием, происшедшим за период патриаршего служения И., стало приуроченное к 2000-летию Рождества Христова возведение в Тбилиси на народные пожертвования и средства меценатов нового патриаршего кафедрального собора — лавры Самеба (Св. Троицы; 1995-2004). Этот наиболее крупный собор в Грузии и один из самых больших в православном мире (77×65 кв. м, высота 68 м) имеет 11 престолов.
На торжественной литургии после освящения собора (23 нояб. 2004) И. сослужили архиереи и клирики К-польской, Александрийской, Антиохийской, Русской, Сербской, Румынской, Кипрской, Элладской, Польской, Албанской Православных Церквей, а также Православной Церкви в Америке. И. назвал Самеба «автопортретом грузинского народа».
8 февр. 2005 г., в день почитания св. царя Давида IV Строителя, И. учредил Международный благотворительный фонд Католикоса-Патриарха Грузии «Возрождение и развитие духовности, культуры и науки». При нем в 2006 г. был основан Международный центр груз. церковной музыки и народной песни. Одним из основных направлений своей деятельности фонд Католикоса-Патриарха определил поддержку внедрения превентивных мер в борьбе против наркомании.
Особое внимание И. уделяет вопросам милосердия. Он издал указ, в к-ром призвал верующих посвящать каждую субботу ближнему: посещать больных, заключенных, обездоленных и по возможности словом или делом оказывать им помощь. В апр. 1990 г. И. направил письменное обращение Президенту СССР М. С. Горбачёву с призывом отменить смертную казнь и заменить ее иным наказанием, проявить милосердие к осознавшим свои ошибки, покаявшимся и готовым к исправлению. И. регулярно посещает места лишения свободы, встречается и беседует с заключенными. Почти во всех местах заключения в Грузии устроены молитвенные комнаты или уголки; по просьбе узников и с их помощью строятся храмы. Особый интерес к вере проявляют несовершеннолетние заключенные.
По настоянию И. в последнее время духовным лицам разрешено не только навещать заключенных, но и ходатайствовать об их помиловании, что дало возможность Католикосу-Патриарху и в целом ГПЦ предоставить свободу сотням заключенных; такие освобожденные ведут христ. образ жизни, регулярно причащаются и не замечены в совершении тяжких преступлений. По благословению И. в 2002 г. в Грузии был восстановлен институт полковых священников, что, по мнению Католикоса-Патриарха, «в значительной степени будет способствовать духовному возвышению военнослужащих».
Католикос-Патриарх Илия II на горнем месте в патриаршем соборе Самеба в Тбилиси. Нач. XXI в.
Католикос-Патриарх Илия II на горнем месте в патриаршем соборе Самеба в Тбилиси. Нач. XXI в.
И. проявляет особую опеку по отношению к лишенным родительской заботы детям и не имеющим пристанища пожилым людям. В 90-х гг. XX в. монахини искали на улицах детей, лишившихся родителей в годы гражданской войны в Грузии. Сироты находили приют в тбилисском Преображенском жен. монастыре. Позже был открыт детский дом ГПЦ при монастыре Дзегви. Церковь следит за судьбой сирот даже после их выпуска из детского дома. Патриаршие детские дома были открыты в Ахалкалаки, Батуми, Бедиани, Сачхере, Сурами. Также были основаны бесплатные столовые для всех нуждающихся, независимо от их национальности и вероисповедания. Под эгидой ГПЦ созданы объединения матерей, потерявших детей; члены таких семей духовно и материально поддерживают друг друга, что позволило многим из них выйти из кризиса и начать новую жизнь.
И. всегда находится в эпицентре всех происходящих в стране событий. 9 апр. 1989 г., во время массового митинга в Тбилиси на проспекте Руставели перед зданием Правительства Грузинской ССР (ныне парламента), где звучали призывы к выходу Грузии из состава СССР, И., обеспокоенный тем, что к проспекту стягивались советские военные части, в 3 ч. ночи вышел к митингующим и призвал народ к умиротворению, настаивая на том, чтобы демонстранты пошли вместе с ним молиться в находящуюся рядом ц. Квашвети. Однако большинство участников митинга не вняли его словам; в результате столкновения с военными частями погибли 19 чел. Личность И. и его участие в событиях сыграли значительную роль в преодолении грузинским народом боли трагедии 9 апр., объявленного в Грузии Днем скорби, и последующих дней.
В дек. 1991 — янв. 1992 г. в стране вспыхнула гражданская война. И. старался примирить враждующие стороны, дал согласие на проведение в Патриархии переговоров между ними. Встречи имели определенный результат, хотя избежать столкновения все же не удалось. Этот тяжелый для Грузии период этноконфликтов привел к разрушениям, жертвам и прекращению многолетних связей между грузинами и абхазами и грузинами и осетинами, а также к военным действиям между Грузией и Россией в авг. 2008 г.
Однако, несмотря на это, ГПЦ и РПЦ сохранили дружественные отношения, т. о. показав мировой общественности, что именно Православие является той основой, на которой возможно будущее мирное сосуществование 2 соседних суверенных гос-в. При содействии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и председателя ОВЦС РПЦ митр. Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева; ныне Патриарх Московский и всея Руси) И. смог вывезти тела погибших из зоны конфликта (Цхинвальский р-н), дав возможность родным похоронить их по правосл. обычаю. И. активно участвовал в ведении переговоров и процедуре освобождения военнопленных.
Особое внимание И. уделяет вопросу исправления демографической ситуации в Грузии. Католикос-Патриарх обратился к жителям Грузии с новой инициативой: «В случае желания родителей крестным отцом каждого третьего ребенка любой семьи, независимо от их этнической принадлежности, станет лично Католикос-Патриарх». Первое такое крещение прошло 19 янв. 2008 г. в Самеба. На данный момент состоялось 8 крещений (последнее — 28 сент. 2009). И. имеет уже 3,7 тыс. крестников. Увеличение числа регистрируемых браков и рождаемости в Грузии, которое наблюдается за последние 2 года, специалисты квалифицируют как демографический бум, основным фактором которого они называют именно инициативу И.
По состоянию на кон. 2009 г. усилиями И. состав высшего клира ГПЦ увеличился до 39 архиереев; в юрисдикцию Церкви входит столько же епархий. Пять из учрежденных при И. епархий восстановлены на исторических территориях Грузии (Лазети, Тао-Кларджети, Эрети, Ташири), принадлежащих ныне Армении, Азербайджану и Турции: это Ахалцихско-Тао-Кларджетская, Батумо-Лазская, Дманисско-Агарак-Таширская, Дедоплисцкаройско-Некресская и Эретская епархии. 17 окт. 2002 г. для приходов Зап. Европы была учреждена Западноевропейская епархия. В предстоятельство И. были открыты свыше 1,5 тыс. церквей и 170 мон-рей, где служат 3,2 тыс. духовных лиц.
Письмо с разоблачением?
Масла в огонь подлило еще и письмо, которое Мамаладзе якобы направил Илие II за два месяца до своего ареста. В своем послании священнослужитель рассказывает, что грузинский патриархат погряз в коррупции. В частности, речь идет о задолженности в 110,5 млн рублей, которая накопилась в результате мошенничества. Также, по данным СМИ, в письме говорится о том, что компании, принадлежащие патриархии, якобы занимаются коммерцией вплоть до производства спирта и торговли нефтью. При этом Мамаладзе просит у патриарха благословения, чтобы провести аудит. Подлинность письма пока у многих вызывает сомнение.
Покушение как удар по Грузии
На попытку убийства Илии II остро отреагировали первые лица Грузии. Президент страны Георгий Маргвелашвили потребовал тщательного расследования преступления. «Мы поддерживаем активную связь с прокуратурой, следим за ходом расследования. Исходя из государственных интересов, ждем своевременного завершения расследования, которое ответит на вопросы как о возможных участниках планируемого преступления, так и заказчиках», — указано в сообщении пресс-службы главы государства.
Хиджаб раздора
Головной убор и политика
В свою очередь вице-премьер, министр энергетики Каха Каладзе подчеркнул, что убийство предстоятеля стало бы ударом по всей Грузии. «Очень тяжелое преступление было предотвращено… Это бы стало ударом не только по церкви или по православным прихожанам, это стало бы ударом по всей Грузии, по нашим институтам, соответствующим службам, по миру и спокойствию в стране. Все это не получилось у преступников, дождемся расследования», — прокомментировал политик.
Реакция РПЦ
«Странная история» — такими словами в РПЦ прокомментировали покушение на католикоса-патриарха всея Грузии. «Что касается данного конкретного случая, то нужно дождаться результатов расследования. Вся эта история выглядит довольно странной, учитывая, что святейший и блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия сейчас находится вне территории Грузии на лечении», — отметил руководитель секретариата по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата протоиерея Игорь Якимчук.
Он добавил, что «трудно вспомнить подобные случаи» за последние столетия. При этом в РПЦ сомневаются в том, действительно ли имела место быть попытка отравления или это «часть информационной борьбы». «Несмотря на самые критические моменты в отношениях между двумя странами, церковные связи от этого нисколько не страдали. А становились даже крепче», — подчеркнул Якимчук.
Напомним, между Русской и Грузинской православными церквями установились довольно крепкие и дружные отношения. Совсем недавно Илия II приезжал в Москву, чтобы поздравить патриарха Кирилла с 70-летним юбилеем.
Награды
- Орден святой равноапостольной Нины (ГПЦ; 1972)[3]
- Орден святого великомученика Георгия Победоносца (ГПЦ; 1977)[3]
- Орден святого Иоанна Рыльского I-й степени (БПЦ; 10 мая 1977)[3]
- Орден Дружбы народов[3]
- Орден Давида Агмашенебели (1997) — «за восстановление независимости Грузинской Православной Церкви, за духовное и физическое спасение грузинского народа, за особый вклад в строительство государственности и борьбу за воссоединение страны»
[3] - Орден «Славы» (Азербайджан, 2005) — «за развитие отношений между Грузией и Азербайджаном»
[3] - Золотой орден хитона Господня (ГПЦ; 27 июня 2008) — «за неоценимые заслуги перед грузинским народом»
[3] - Орден Культурного наследия (Международная федерация русскоязычных писателей стран СНГ, 2008) — «за просветительскую и общественную деятельность, социальную ответственность и значительный личный вклад в дело сохранения и приумножения мирового культурного наследия»
[3] - Орден князя Ярослава Мудрого III ст. (Украина, 11 октября 2007) — «за многолетнее пастырское служение и милосердно-благотворительную деятельность, за выдающийся личный вклад в развитие грузино-украинских духовных связей»
[13] - Президентский орден Сияние (8 апреля 2010)[14]
- Орден святого равноапостольного князя Владимира 1 степени (УПЦ (МП), 2011 год)[15]
- Орден «За заслуги» I ст. (Украина, 9 января 2013) — за выдающийся личный вклад в развитие украинско-грузинских культурно-духовных связей, многолетнюю подвижническую деятельность
[16] - Орден Славы и Чести I степени (РПЦ, 2013 год)[17]
- Орден князя Ярослава Мудрого I степени (Украина, 27 июля 2013 года) — за выдающуюся церковную деятельность, направленную на подъём авторитета православия в мире, и по случаю празднования на Украине 1025-летия крещения Киевской Руси
[18]
Звания
- Почётный член МДА (1978)[3]
- Почётный доктор богословия Нью-Йоркской ДА (1991)[3]
- Действительный член Международной академии информатизации при ООН[3]
- Почётный член Критской ДА (1997)[3]
- Почётный доктор богословия Свято-Тихоновской ДС Православной Церкви в Америке (1998)[3]
- Почётный доктор богословских наук Тбилисского государственного университета (2003)[3]
- Почётный член АН Грузии (2005)[3]
- Почётный доктор богословия «Honoris Сausa» Киевской духовной академии (2011)[19]
- Лауреат премии Международного фонда единства православных народов «За особые заслуги в деле укрепления братских уз между православными народами и Церквями»[20]