На сцену «Ленкома» вернулась «Поминальная молитва»


На сцену «Ленкома» вернулась «Поминальная молитва»

Анастасия ПЛЕШАКОВА (фото Женя Сирина)

В легендарном театре «Ленком» прошли первые показы восстановленного спектакля «Поминальная молитва». Рассказывает наш театральный обозреватель Анастасия ПЛЕШАКОВА.

Этот спектакль Марка Захарова, поставленный по пьесе Григория Горина (по мотивам повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник») вышел больше тридцати лет назад, в 1989-м году. Без всякого преувеличения это была одна из лучших захаровских постановок. Спектакль о жизни маленькой украинской деревни Анатовки начала ХХ века, где мирно уживались украинцы, евреи, русские хорошо принимали зрители. Они смеялись и плакали над тем, как бедный еврей Тевье, философ по мировоззрению, пытается устроить судьбу своих пяти дочерей посредством удачного замужества. Зрители хохотали над каждой остроумной репризой. И грустили, когда Тевье постигало горькое разочарование не только в его матримониальных затеях. В спектакле были и свадьбы, и похороны, и песни с плясками, и кровавые погромы… Время шло, а спектакль не надоедал зрителям. За пять лет его сыграли почти четыреста раз. И с аншлагом играли бы дальше, если бы не смерть главного исполнителя – Евгения Леонова. «Поминальная молитва», запланированная на 29 января 1994 года не состоялась: собираясь в тот вечер в театр, Евгений Павлович скоропостижно скончался. Марк Захаров спектакль снял с афиши театра. Как большой режиссер он придерживался твердого убеждения: «если в труппе нет актера на роль Гамлета (Джульетты, Тевье…), не надо и браться за пьесу».

Одно время роль Тевье репетировал Армен Джигарханян, но что-то не срослось. И на многочисленные просьбы дирекции театра: а не пора ли взяться за восстановление кассового спектакля, Захаров отвечал, что подумает об этом только в том случае, «если станет совсем тревожно и грустно». И вообще прошлое должно оставаться в прошлом.

После ухода Мастера директор «Ленкома» Марк Варшавер все-таки решил вернуть легенду на сцену.


Фото: Женя Сирина

За реконструкцию взялся Александр Лазарев. Актер, не режиссер. На премьере стало понятно, что экзамен на режиссерский дебют он выдержал. В его реконструкции нет никакой отсебятины. Он сделал максимально точное восстановление легендарной постановки, сохранив мизансцены, которые сочинил Марк Захаров, хореографию, костюмы… Та же чудесная музыка композитора Михаила Глуза, та же гениальная сценография Олега Шейнциса, тот же обугленный частокол и золотые маковки церкви. И даже белая лошадь, флегматично жующая сено в сарае Тевье, как будто все та же. Не говоря об ироничном, тонком тексте Григория Горина. А что же другое? Обновленный актерский состав, оттого и спектакль получился другим. Хотя на сцене немало артистов, игравших в первой версии. За прошедшие годы они «возмужали» и перешли на другие роли.

Сергей Степанченко, который 30 лет назад был урядником, теперь выходит в роли Тевье. А урядника вместо него играет Виктор Раков, исполнявший у Захарова роль Менахема-Мендла (в первом составе эту роль играл Александр Абдулов). Тридцать лет назад Иван Агапов был студентом Перчиком, теперь же он повзрослел и примерил лапсердак Менахема-Мендла. Актер Александр Сирин, исполнявший у Захарова роль портного Мотла, в ремейке играет возрастную роль мясника Лайзера-Волфа… Некоторые роли перешли к актерам «по наследству» от их родителей. Кроме Степанченко, в другом составе Тевье играет сын Евгения Леонова – Андрей. Его старшую дочь Цейтл – Татьяна Збруева, дочка Елены Шаниной, которая тридцать лет назад сама была Цейтл… Кто-то наверняка скажет: актерская преемственность – это мило, но второго Леонова нет и быть не может. Какими бы прекрасными не были нынешние исполнители, у оригинала был другой актерский масштаб. Никто с этим не спорит: тридцать лет назад масштаб был другой и не только в «Ленкоме». Он был другой повсеместно.

Что же касается новой «Поминальной молитвы» — это, пожалуй, лучшее, что выпустил «Ленком» после ухода Марка Захарова. Неслучайно на ближайшие показы все билеты проданы.


Фото: Женя Сирина

В театре Ленком состоялась премьера, которую можно назвать «антипремьерой». Потому, что это реконструкция, восстановление, воссоздание знаменитого спектакля Марка Захарова «Поминальная молитва» (1989) по пьесе Григория Горина, сделанной на основе прозы Шолом-Алейхема. Главная роль, Тевье-молочника, перешла от отца к сыну, от Евгения Леонова – к Андрею Леонову. А между 1989-м и 2022 годом пролегли, как вы понимаете, эпохи и эры…

Ту «Поминальную молитву» я видела дважды – с Евгением Леоновым и Владимиром Стекловым (он играл в очередь с Леоновым, сегодня в очереди Сергей Степанченко). И могу свидетельствовать, что декорации Олега Шейнциса, эта уникальная «симфония» из досок, и мизансцены Марка Захарова повторены цехами театра и режиссёром реконструкции Александром Лазаревым-младшим точно и тщательно. Но это, так сказать, плоть спектакля – душу спектакля повторить никак невозможно. Нынешняя «Поминальная молитва» – совершенно особенное предприятие.

Мечтатель, герой повести Достоевского «Белые ночи», обладал способностью исступлённо грезить. Гуляя по Петербургу, отмечал – вот здесь, именно возле этого дома, некогда я был в своих грёзах счастлив! Вот что-то такое – воспоминание о пригрезившемся когда-то счастье – есть в новой «Поминальной молитве». Ясно же, что зритель (и видевший, и не видевший старый спектакль) будет вглядываться в Андрея Леонова (кстати, участвовавшего в старом спектакле в роли писаря Феди) с невольной целью установить, насколько он похож на отца? И это – обстоятельство непреодолимой силы. Похож, похож, но не в этом дело. Андрей Леонов давно вырос в самостоятельного, примечательного артиста, и роль Тевье-молочника из деревни Анатовка позапрошлого века – его личное создание, хоть и существующее в облаке воспоминаний, в ауре игры отца. Отец – вообще ключевое слово и для прежнего спектакля, и для нынешнего. Тема отца волновала прежде всего и Марка Захарова, волновала сильно, лично, глубоко.

Тевье – отец пяти дочерей, преданный им, ответственный и заботливый, но жизнь опрокидывает его планы, всё идёт не так, всё неправильно, и смиренный хозяин семейства поставлен на грань бунта маленького отца против большого Отца, Господина миров, в которого верует буквально. Горечь этой истории такова, что справиться с ней можно только юмором – и драматург Горин щедро рассыпал по тексту юмористические блёстки, сверкающие остроумием афоризмы (вдобавок к замечательному юмору самого Шолом-Алейхема). И вот это героическое преодоление злосчастной участи – бойцовский юмор – Андрей Леонов сыграл отлично. Он в принципе прекрасно годен для комедии (и уже сыграл отца дочерей в сериале «Папины дочки»). Но здесь другой жанр, здесь – притча, и немало острых драматических моментов, когда надо просто молчать. И важно, о чём и чем, так сказать, артист молчит, важен его «багаж» (опыт прожитой и продуманной жизни). У Евгения Леонова был огромный багаж, у Андрея он поменьше, но есть. Поэтому роль так или иначе состоялась. Андрей Леонов мастерски шутит, но и молчит привлекательно.

Вторая по значению – еврейская тема – в спектакле 1989 года была трактована Захаровым совсем не этнографически, скорее философски. Евреи – это «другие», своеобразные люди, но прежде всего люди. В них нет ничего непонятного, странного, да вообще о каких странностях речь, если молочника Тевье играл Евгений Леонов, прямо еврей из евреев. Но если на момент 1989 года идиш-культура «галутных евреев» (евреев в изгнании, рассеянии) была далёким ретро, хотя её ещё многие помнили, то нынче это решительный антиквариат. Типажи Шолом-Алейхема ушли в прошлое, на идише мало кто говорит, остались лишь «словечки» вроде всем известных «лехаим» и «мазлтов». Поэтому еврейские «краски» в новой «Поминальной молитве» воспринимаются примерно как испанский колорит из Лопе де Веги – что-то выразительное, занимательное, театральное. В своих стилизованных чёрно-белых одеяниях эти евреи увлекательно пляшут, отчаянно смешно шутят, но сквозь театральный «еврейский маскарад» то и дело просвечивают вечные типы. Да, конкретные типажи Шолом-Алейхема ушли, а суть их человеческая – осталась.

В своё время меня просто поразил Александр Абдулов в образе афериста Менахем-Мендла, с его перчатками, болтающимися в рукавах на резинке, лихорадкой идиотического предпринимательства, жаждой жизни и неиссякаемым лукавством. В реконструкции Менахема играет Иван Агапов, задорно и вдохновенно, но Агапову, с его эксцентричностью, что называется, на роду написано играть чёртушку-проходимца, а назначить на эту роль Абдулова – было оригинальнейшим решением Марка Захарова. Чтобы делать такие нестандартные назначения, надо быть настоящим, большим режиссёром, а восстановление, конечно, идёт по принципу подобия – основной состав исполнителей напоминает прежних. Это не значит, что перед нами «театр теней». И жена Тевье – Голда (Олеся Железняк), и мясник Лейзер-Волф (Владимир Юматов), и урядник (Павел Капитонов, в очередь Виктор Раков), и плотник Степан (Станислав Житарев) – полноценные сценические образы. В ленкомовском броском эстрадном стиле просто воссоздавать – это одно, а создавать – это несколько другое.

Реконструкция захаровской «Поминальной молитвы» напомнила современному зрителю, что такое большая постановка на драматической сцене. Там, где задействованы все цеха, включая бутафорский, почти бездействующий во многих театрах (поскольку в спектаклях нет никаких предметов, а артисты с пустыми руками болтаются по авансцене и молотят текст). Помилуйте, в начале и конце представления там, в глубине, даже белая лошадь живая стоит и прилежно жуёт сено! Но искусные мизансцены, упругие ритмы, сложный свет и прочее служат главному: нам рассказывают о семье, где есть отец, преданный своим детям и отвечающий за жизнь. Повествуют о страстном чадолюбии и могучем терпении, о преодолении невзгод и об улыбке, освещающей самую неказистую жизнь…

Даже вспомнить о таком театре – приятно.

Аргументы недели

Поминальная молитва (спектакль)

Поминальная молитва
Основан напроизведениях Шолом-Алейхема
АвторГригорий Горин
КомпозиторМихаил Глуз
РежиссёрМарк Захаров
ХореографСветлана Воскресенская
АктёрыЕвгений Леонов
КомпанияМосковский театр им. Ленинского комсомола
Длительность3 часа 30 минут
СтранаСССР
Языкрусский
Год1989

«Поминальная молитва»

— спектакль театра «Ленком» по одноимённой пьесе Григория Горина (написанной по мотивам произведений Шолом-Алейхема). Спектакль поставлен Марком Захаровым в 1989 году; в 1993 году была создана телевизионная версия спектакля.

Ссылки

  • короткометражные Остановите Потапова! (1974) • 100 грамм для храбрости (новелла «Какая наглость») (1976) • Ёжик (1978) • Обнаженный Куренцов (1980) • Случай на фабрике №6 (1980) • Случай на фабрике №6 (2005) • Ёжик (2011)
    спектакли Маленькие комедии большого дома (1974) • Золотая рыбка (1975) • Кто есть кто? (1977) • Поминальная молитва (1989) • Шут Балакирев (2002) • Королевские игры (2005)
    : неверное или отсутствующее изображениеДля улучшения этой статьи желательно:
    • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
    • Добавить иллюстрации.К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Действующие лица и исполнители

  • Евгений Леонов — Тевье
  • Любовь Матюшина — Голда, жена Тевье
  • Елена Шанина — Цейтл
  • Александра Захарова — Хава
  • Анастасия Семашко — Бейлке
  • Влада Мурашова — Шпринце
  • Людмила Артемьева — Годл
  • Александр Абдулов — Менахем-Мендл
  • Татьяна Пельтцер / Елена Фадеева — Берта
  • Всеволод Ларионов — Лейзер-Волф
  • Борис Чунаев — Степан
  • Александр Сирин — Мотл
  • Иван Агапов — Перчик
  • Андрей Леонов — Федя
  • Владимир Корецкий — Ребе
  • Юрий Колычев — Священник
  • Сергей Степанченко — Урядник
  • Борис Беккер — Войцек
  • Александра Дорохина — трактирщица
  • Сергей Чонишвили — Нохум
  • Татьяна Захава — барышня из города
  • Сергей Рудницкий — музыкант
  • Лёня Горелик — мальчик-скрипач
  • Оля Рябинкина — девочка
  • Ирина Мусаэлян (Женский вокализ)
  • Леонид Громов (Танец с платками)

Во Владивостоке 20-й сезон под овации идет спектакль на все времена

Спектакль по пьесе Григория Горина «Поминальная молитва» идет в Приморском академическом театре драмы им. М. Горького уже почти 20 лет. Это один из спектаклей-долгожителей. Грех не вспомнить о нем в Год театра в России. В этом сезоне он уже дважды с успехом прошел на сцене любимого горожанами театра.

Поставленный в далеком 2000 году по произведениям Шолом-Алейхема в непростое для России время этот спектакль был обречен на успех. Звучащие в нем настроения были близки в те годы всем и каждому несмотря на то, что это все-таки история еврейской семьи, быта и нравов еврейского народа. Светлая грусть, самоирония и надежда на счастливое будущее сделали этот спектакль горячо любимым многими поклонниками театрального искусства во Владивостоке.

Уютная сценография художника Владимира Колтунова (лауреата премии «Золотая маска», Москва) настраивает на трогательную семейную историю. Неприхотливый быт лишь подчеркивает богатство души его постояльцев: телега, бидоны для молока, деревянный стол. Особое место занимает могучий дуб, символизирующий, с одной стороны, дружбу православных русских и украинцев с иудеями-евреями, с другой стороны – верность народа родной земле, на которой живет он и жили когда-то его предки. Одежды героев также просты, даже в день свадьбы старшей дочери Тевье – Цейтл.


В центре сюжета – семья Тевье-молочника. У него есть жена Голда и пять красавиц дочерей: Цейтл, Годл, Хава, Шпринца и Бейлке. Тевье в исполнении Владимира Сергиякова предстает мудрым мужчиной, строгим, но справедливым отцом, любящим мужем и справным хозяином. Он часто цитирует Священное Писание и не прочь посмеяться над собой. Про таких, как он, говорят «как за каменной стеной».

Прекрасна Голда Светланы Салахутдиновой: женственная, трогательная и в то же время ироничная. Это мать, у которой болит сердце за всех своих детей. Ее любовь к дочерям лучше всего иллюстрирует финальная для этого образа сцена, пожалуй, один из центральных эпизодов спектакля. Находясь на смертном одре, женщина помогает родиться своей внучке – малышке, которую никогда не увидит. Она отдает ей свои силы. Это пронзительная сцена, от которой наворачиваются слезы.

Но еврейский народ умеет держать удар благодаря самоиронии. Чрезвычайно развито это качество у далекого родственника Тевье – Менахема Мендела в исполнении Александра Славского, который меняет профессии как перчатки. Вот он сват, а вот он – страховой агент. Самоирония и находчивость выручают его даже в самых непростых ситуациях. Среди подобных – сватовство мясника Лейзера Вольфа старшей дочери Тевье – Цейтл. Александр Запорожец наделяет своего героя, пожилого бизнесмена, простотой, широтой души и невероятной щедростью. Вместе с тем он проявляет гибкость: и когда терпит фиаско на любовном фронте, и когда лишается бизнеса.


Не так прост и портяшка Мотл в исполнении Евгения Горенко. Трогательный, почти нищий возлюбленный Цейтл весьма целеустремлен, трудолюбив и несмотря ни на что не опускает руки. А студент Перчик в исполнении Валентина Запорожца? Даже отправляясь в Сибирь, он не теряет чувства юмора и веры в лучшее. И так можно сказать о каждом.

В культуру еврейского народа максимально погружает свадьба. Завораживающая музыка, хореография, обряд как таковой. Это сокровенная, почти интимная история, несмотря на большое количество ее участников, завершается погромом. Так и хочется сказать: «Святое растоптали…». Это финал первого действия. Во втором значительно больше тревожных и драматичных эпизодов. Вот покидает отчий дом Годл, решившая повторить судьбу жен декабристов. Следом за ней обращается в другую веру Хава, выходя замуж за русского писаря Федора.

Умирает Голда. Ее провожают в последний путь подсолнухами, самым солнечным цветком – символом любви, которая никогда не умирает. Все это на бессознательном уровне затрагивает самые тонкие струны души и придает истории особую пронзительность. Завершающий аккорд – предписание, согласно которому евреи должны покинуть Анатовку. Но и этому не удалось сломить волю главного героя – Тевье-молочника.

В финале спектакля звучит смех как знак того, что пережить и преодолеть можно все. Пожалуй, в этом и заключается успех «Поминальной молитвы»: 19-й сезон на сцене, полный зал и овации в финале. Спектакль на все времена.

“Поминальная молитва” Григорий Горин

«ПОМИНАЛЬНАЯ МОЛИТВА» Григорий Горин

Действие происходит в дореволюционной России в период массовых еврейских погромов. Сейчас, конечно, актуальнее другие «национальные акценты». Да суть – все та же. Разве не разучились мы жить в единой семье? Разве не волк человек человеку? Нас можно поздравить, мы научились быть одинокими среди себе подобных. И самые близкие и родные в один момент могут стать чужими, а то и врагами.

«Поминальная молитва» – это Библия, рассказанная на примере одной еврейской семьи, живущей в начале 20-го века в деревне Анатовке. Глава семьи – молочник Тевье. У его пяти дочерей есть только один шанс вырваться из нищеты — удачное замужество. Да только дочери одна за другой выбирают путь вопреки вере и традиции.

Крохотный мирок местечка сотрясают поистине шекспировские страсти: рушатся условности, трещит по швам привычный уклад. И без того нелёгкую жизнь Тевье судьба раскрашивает чередой происшествий, испытывая его веру. В довершение всего — указ, по которому все евреи должны покинуть губернию. Место, где жили их отцы и деды. Семья Тевье вместе с другими анатовскими евреями собирает свои пожитки, чтобы на новом месте – где?! – начинать свою жизнь заново – как. И как в тяжелейшие моменты жизни сохранить в себе способность к состраданию, не озлобиться и не сломиться?

– А почему смех, Тевье?

– А что нам еще остается?

Может быть, если со злом нет сил бороться, над ним нужно смеяться, тогда оно перестанет внушать уважение и страх.

ПОСТАНОВКА: Геннадий Шапошников

СЦЕНОГРАФИЯ: заслуженный художник России Владимир Боер

ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМАМ: Мария Козлова

ХОРЕОГРАФИЯ: Ольга Семаева

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:

ГОЛДА – заслуженная артистка России Наталья Гребенкина, заслуженная артистка России Юлия Авшарова

ШПРИНЦА – Полина Бухарева

БЕЙЛКЕ – Вероника Черникова

ПЕРЧИК – Григорий Мосоянц, Олег Парменов

СТЕПАН – заслуженный артист России Владимир Бадов, Евгений Булдаков

ВОЙЦЕК – Артем Сухоруков

ИОСЕЛЕ- Артем Сухоруков, Олег Парменов

ЖИТЕЛИ ДЕРЕВНИ АНАТОВКА – Андрей Сумцов, Алексей Терехов, Михаил Сегенюк, Владислав Купченко

Притча в двух действиях

Премьера состоялась 30 марта 2022 года

Продолжительность спектакля 2 часа 30 минут

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]