Житие архиепископа Иоанна Новгородского и о чем просят у святителя, молитвы


Житие святителя Иоанна Новгородского

В семье благочестивых христиан Николая и Христины росло два сына: Гавриил и будущий архиепископ Иоанн. Набожные родители воспитывали сыновей в любви к Господу, приучая к благочестивой, добродетельной жизни.

Семья Иоанна была обеспеченной. Когда родители мальчика умерли, им с братом осталось небольшое наследство. Оба брата единодушно решили израсходовать его на строительство обители во имя Благовещения Пресвятой Богоматери. Но денег хватило лишь на возведение части постройки, братьям никак не удавалось достроить храм. Ждать помощи было неоткуда, братья решили обратиться к Божией Матери за помощью.

Иоанн и Гавриил неустанно молились Богоматери, и однажды она явилась им во сне, пообещав помочь. На следующий день перед глазами братьев предстал удивительный конь, навьюченный мешками с золотом. Увидев, что хозяева у коня отсутствуют, братья поняли, что эти средства посланы им Божией Матерью.

Закончив строительство, братья приняли монашеский постриг в построенной ими обители. Иоанна нарекли Илией, а Гавриила – Григорием.

В 1165 году Илию призвали из монастыря, возведя в архиепископский сан. Иоанн долго не соглашался, но князья и простые граждане упросили его согласиться.

Те времена были довольно трудными для Новгорода. Особенно тяжелой выдалась зима 1170 года, когда суздальский князь Роман вместе с союзниками решил захватить город. Когда город осадили враги, новгородцам осталось надеяться только на Господа Бога.

Св. Иоанн денно и нощно молился, прося Всевышнего об избавлении от врагов. Во время молитвы святитель услышал глас Божий, повелевший взять Богородичную икону и установить ее на городской стене. Посланные за иконой новгородцы не смогли поднять святой образ.

После молебного пения архиепископа перед святыней икона сама сдвинулась с места. Тогда святой Иоанн, взяв икону, установил ее на городской стене. Все новгородцы увидели, как Богоматерь отвернула свой лик от вражеских войск, дав знак осажденным людям. И тогда неприятеля охватил страх, они начали сражаться друг с другом. Новгородцы воспользовались замешательством врага, одержали победу.

За время своего архиепископства святитель Иоанн построил множество церквей, посвященных:

  • Господнему Богоявлению;
  • святому пророку Илии;
  • преподобному Феодору, игумену Студийскому;
  • трем святым отрокам: Ананию, Азарию, Мисаилу и святому пророку Даниилу;
  • святому праведнику Лазарю;
  • святому чудотворцу Николаю.

Святой Иоанн прославился благочестивой, добродетельной жизнью, добрыми деяниями, кротостью и любовью к людям. За это Господь наградил архиепископа властью над бесами. Однажды святителю даже удалось оседлать беса, заставив перенести себя в Иерусалим. Так архиепископ смог за одну ночь попасть из Новгорода на святую землю к Господнему Гробу и вернуться обратно. После этого Диавол стал строить козни Иоанну, пытаясь посрамить святителя. Но все его попытки, благодаря заступничеству Господа, оканчивались неудачей.

Перед своей кончиной, предчувствуя приближающуюся смерть, святой архиепископ отказался от своего архиерейского омофора, приняв схиму и вернув себе имя, данное ему при рождении, – Иоанн.

7 сентября 1186 года новгородский святитель мирно скончался. После смерти святого архипастырский престол был отдан его брату Григорию.

Житие Иоанна Новгородского

Ранчин А. М.
Первоначальная редакция Жития, известная в двух вариантах, была составлена, по-видимому, не позднее 40—50-х гг. XIV века в Новгороде Великом. Это краткое повествование о святой жизни архиепископа Новгородского Иоанна. В тексте этой редакции повествуется о рождении святого от благочестивых родителей, о времени, когда Иоанн был священником в новгородской церкви святого Власия; рассказывается об избрании Иоанна в новгородские епископы, об основании им и его братом Гавриилом Благовещенского монастыря и о воздвижении Благовещенской церкви. В Житии приводится перечень построенных Иоанном храмов, сообщается о погребении архиепископа в притворе собора святой Софии.

Древнейшей список второй редакции Жития, названной Основной, относится к 1494 г. Эта редакция Жития была составлена после 1439 или 1440 г., когда были обретены нетленные останки (мощи) Иоанна. (Об обретении мощей повествуется в тексте Основной редакции.) В тексте Основной редакции Жития прослеживается промосковская направленность: внушается идея покорности власти князя, Иоанн внушает новгородцам, что союз с нечестивыми и неправославными князьями греховен. Эти мотивы были злободневными в промежуток между 1471 и 1478 гг. В 1470 г. новгородцы — противники подчинения Москве, преимущественно влиятельные и богатые бояре, призвали на княжение литовского князя Михаила Александровича (Олельковича), потомка литовского князя Гедиминаса. По вероисповеданию князь Михаил был православным; он состоял в родстве с Иваном III, которому приходился двоюродным братом. Но он был ставленником и вассалом католика, польского короля Казимира IV, и потому промосковски настроенные современники видели в призвании Михаила Олельковича измену старине и православию. В Новгороде Михаил прокняжил недолго. В июле 1471 г. новгородцы, не желавшие покориться власти великого князя Московского Ивана III Васильевича, потерпели поражение от московских войск на реке Шелони. После этого в Новгороде усилилась борьба между «промосковской» и «антимосковской» партиями. В 1478 г., после нового похода Ивана III, Новгород был включен в состав великого княжества Московского, почти полностью утратив остатки прежней вольности.

Основная редакция Жития Иоанна Новгородского, вероятно, была создана именно в промежутке между 1471 и 1478 г., когда вольность Великого Новгорода уже клонилась к закату, но торжество великого князя Московского еще не было безусловным (Дмитриев Л.А. Житие Иоанна Новгородского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2 (вторая половина XIV—XVI в.). Ч. 2. С. 516—517).

В одном позднем, XVII века, списке Основной редакции ее составителем назван известный книжник сербского происхождения Пахомий Логофет, или Пахомий Серб (ум. 1458), в 1430-х гг. приехавший на Русь и написавший несколько житий русских святых и служб им. Однако свидетельство одного позднего списка не может быть доказательным. Современный исследователь Жития Л.А. Дмитриев утверждает: «Есть основание предполагать, что Ж<�итие> написано не новгородцем, а неизвестным нам москвичом на основе новгородских материалов, в Новгороде».

К тексту Основной редакции восходят более поздние редакции Жития (их известно четыре).

Текст Основной редакции Жития состоит из трех относительно самостоятельных частей. Вторая и третья часть имеют самостоятельные подзаголовки: «Слово 2-е. О том же великомъ святители Иоанне, архиепископе Великого Новаграда, како былъ въ единой нощи из Новаграда во Иеросалиме граде и пакы возвратися в Великий Новъград тое же нощи» и «слово 3-е. О проявлении мощей святаго». Наиболее очевидна относительная самостоятельность второй части Жития, в котором описано чудесное путешествие святого в Иерусалим верхом на бесе. В этой части памятника рассказывается также и о смерти, и о погребении Иоанна, упоминается о чуде от новгородской святыни — иконы Знамения Богородицы, говорится об исцелениях, совершающихся у мощей святого. (Подробно об обретении мощей Иоанна и о совершающихся возле них чудесах повествует текст третьей части Жития.)

Основная редакция Жития — это одновременно и цельный текст, и своеобразный цикл из трех частей. Не случайно, в отдельных списках Основной редакции содержится либо только текст первой части, повествующей о чуде от иконы Знамения Богородицы, либо тексты первой и второй части вместе, реже — текст одной третьей части. В нескольких списках к Житию примыкает Повесть о построении Благовещенской церкви. В ней описывается чудесная история построения Благовещенской церкви Иоанном и его братом Григорием. Братьям «не доставшу сребру на совершение» храма, так что они смогли возвести его лишь до высоты плеч. После усердной молитвы Иоанна и Григория, обращенной к Богородице, Пречистая явилась им во сне и пообещала помочь. Перед монастырскими воротами братья обрели коня «вельми дивна», под окованным золотом седлом, к которому были приторочены две сумы — одна полная золота, другая серебра. Обретенных денег с избытком достало на завершение строительства храма.

Размытость границ между отдельными произведениями вообще характерна для древнерусской словесности: в древнерусской книжности, очевидно, не было отчетливого представления о единстве и завершенности произведения. Конечной целью книжников было выражение, раскрытие божественной истины, присутствия Божия в мире, а при таком понимании природы и предназначения текста границы между отдельными произведениями лишались абсолютного характера.

Текст Основной редакции открывается вступлением, в котором, что традиционно для агиографии, прославляется святой и излагаются мотивы, побудившие составителя обратиться к написанию Жития. Затем следует рассказ о жизни Иоанна, заимствованный из Первоначальной редакции и дополненный новыми известиями. Центральный эпизод первой части Жития — чудо от иконы Знамение Богородицы. Текст этого фрагмента восходит к «Воспоминанию знамения, бывшаго иконою Пресвятыя Владычици нашеи Богородицы в великом Новеграде» — сказанию о чуде от иконы Знамение Богородицы, составленному в Новгороде в 1430-х гг. Пахомием Сербом. (Произведение Пахомия, в свой черед, написано на основе Слова о знамении, возникшего в середине XIV века.)

Сказание о чуде от иконы Знамение Богородицы — отражение реального события. В феврале 1170 г. суздальско-владимирские войска, возглавляемые Мстиславом, сыном владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского, осадили Новгород. После трехдневной осады города новгородцы и суздальцы сошлись в битве, завершившейся разгромом суздальского войска. Это произошло в то время, когда Иоанн был архиепископом Новгородским. В этом сказании повествуется о том, как Иоанну, молившемуся о спасении города, слышится глас, призывающий пойти в церковь Спаса на Ильине улице и, взяв хранимую там икону Знамение Богородицы, вынести ее на стены острога, защищающие город от осаждающих. Когда суздальцы обрушили на город дождь стрел, икона чудесно повернулась к городу и пролила слезы, которые архиепископ собрал в свою фелонь (ризу).

По слезным молитвам Богородицы, повествует сказание, обрушил гнев на суздальские полки: их покрыла тьма, суздальцы ослепли и в трепете и ужасе стали избивать друг друга.

В Житии Иоанна Новгородского по сравнению с более ранними сказаниями о чуде от иконы Знамение Богородицы уже не различимы проновгородские симпатии. Чудо истолковывается во вневременном плане: только как осуждение вражды единоверных русских, как осуждение гордыни осаждающих и как милость, явленная уповающим на помощь Богородицы.

Вторая часть Жития описывает историю посрамления Иоанном беса и путешествия на нем в Иерусалим. Сюжет этого сказания относится к числу так называемых новеллистических сюжетов. Он построен на характерном для новелл неожиданном событийном переломе, на «переворачивании», на взаимной обратимости сюжетных функций «персонажей». Бес, докучая Иоанну, влез в сосуд с водою, из которого умывался святой. Иоанн, «слыша в сосуде ономъ некотораго поропщюща (плещущегося. — А. Р.) в воде, и прииде скоро святый, и уразуме бесовьское мечтание (наваждение. — А. Р.)».

Иоанн, сотворив молитву и осенив сосуд крестным знамением, затворил в нем беса. Нечистый дух возопил к святому, жалуясь, что «огнемъ палимъ есть».

Этот эпизод призван вызывать страх: страшны козни бесовские, и мало кто из читающих Житие считает, что ему дарована благодать побеждать бесов. Но одновременно чтение текста Жития рождает улыбку: пронырливый бес, пытавшийся докучать другому, сам попал в неприятное положение, на которое обрек себя сам же, «затворившись» в сосуде и став особенно уязвим для Иоанна. Смешна противоречивая, почти ситуация, в которой оказался нечистый дух: сосуд, должный стать орудием нападения на Иоанна, превратился в темницу для его врага; погруженный в воду, бес испытывает, однако же, мучения, словно от огня. Нечистый дух, будто бы могущественный и почти неодолимый, оказавшись заключенным в малом сосуде, предстает во всем своем ничтожестве.

Мотив заключения, «пленения» святым беса, который вынужден исполнять требования подвижника, есть в переводной греческой книжности, он известен и средневековой книжности латинского Запада. В византийской «Повести о заключенном бесе» рассказывается о «пленении» беса монахом Лонгином. Это сказание входит в состав переводного Синайского патерика. В кратком переводном житии мученика Конона Исаврийского рассказывается, как святой заключал бесов в запечатанные сосуды, «и погребе под основаниемъ дому своего. И по умертвии <�…> обретошася съсоуды скудельныа (глиняные. — А. Р.). Мневъше злато, съкрушиша же единъ, изыдоша беси въ видении огънене, и вси устрашахуся, яко не мощи преити изъ дому по захождении солнца, донъдеже (пока. — А. Р.) помолистася святомоу Конону, и беси паки исъчезааху».

Подобный эпизод есть и в сказании о святом Лупе: «Когда черти плутуют со святыми, они то и дело попадаются в собственные сети. Св. Луп стоит на молитве. Бес навел на него сильную жажду. Св. Луп приказывает подать себе кувшин свежей воды. Черт сейчас же влез в кувшин в расчете — вместе с водою можно проникнуть в тело угодника. Но св. Луп, вместо того, чтобы пить, спокойно положил на кувшин подушку с кровати и, закрестив, продержал наглого беса узником до следующего утра» (Амфитеатров А.В. Дьявол // Амфитеатров А.В. Дьявол. Орлов М.Н. История сношений человека с дьяволом. М., 1992. С. 278).

Комический вариант «заключения» беса монахом, совершающим крестное знамение, содержится в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Инок Ферапонт рассказывает: «за дверью от меня прячется, да матерой такой, аршина в полтора али больше росту, хвостище же толстый, бурый, длинный, да концом хвоста в щелью дверную и попади, а я не будь глуп, дверь-то вдруг и прихлопнул, да хвост-то ему и защемил. Как завизжит, начал биться, а я его крестным знамением, да трижды, — и закрестил. Тут и подох, как паук давленый. Теперь надоть быть погнил в углу-то, смердит, а они-то не видят, не чухают» (Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Л., 1976. Т. 14. С. 153-154).

Святой Иоанн отпускает беса на условиях договора: нечистый обязан перенести архиепископа в Иерусалим и обратно, что бес и делает, обернувшись огромным черным конем. В сказании присутствует традиционный сюжетный мотив помощи герою обязанного ему жизнью чудесного существа. Этот мотив характерен, в частности, для волшебных сказок. Но в Житии он трансформирован: бес — помощник поневоле, а по существу враг Иоанна. Семантически парадоксален сюжетный мотив путешествия, паломничества в Иерусалим — Святой город — на бесе.

Мотив путешествия святого на бесе известен и западноевропейской средневековой книжности: в латинском Житии епископа Безансонского, мученика Антидия рассказывается о его путешествии на бесе из Безансона в Рим и обратно.

Бес исполняет условия договора с Иоанном и в свой черед ставит ему собственное условие: Иоанн обязан никому не рассказывать о позорном для этого нечистого духа событии. Иоанн не удержался и однажды во время душеспасительной беседы «с честными игумены, и со искуснейшими иереи (священниками. — А. Р.), и з богобоязнивыми мужи» рассказал об этом событии, свидетельствующем о данной человеку Богом благодати посрамлять бесов. При этом Иоанн смиренно умолчал, что эта история произошла с ним самим.

«И от того времене попущениемъ Божиимь нача бесъ искушение наводити на святаго». Бес, воспринявший рассказ Иоанна как нарушение объявленного святому условия, начал докучать Иоанну, принимая облик женщины, выходящей из кельи архиепископа. «Народи убо града того многажды видяху, яко жену блудницю текущу ис келии святаго: бесъ бо преображашеся в жену». Новгородцы, убежденные, что их архиепископ повинен в грехе блудодеяния, изгоняют Иоанна из города, сажая святого на плот. По воле Божией плот идет против течения вверх по реке Волхову; убежденные этим чудом в праведности Иоанна, новгородцы покаялись и вернули архиепископа к себе.

В Житии традиционный мотив нарушения условия между двумя персонажами — участниками договора переосмыслен. Иоанн за «нарушение» этого условия не наказан: бесовские соблазны в конечном итоге приводят лишь к торжеству архиепископа, все диавольские козни совершаются попущением Божиим. Когда произошло чудо, и «поплове плотъ вверхъ реки, никим же пореваем (не подталкиваемый. — А.Р.)», а святой молился Богу, чтобы не были взысканы грехи, «диаволъ же видевъ, посрамися и возрыда».

Два перемещения Иоанна в пространстве — путешествие-паломничество в Иерусалим и плавание на плоте против течения — внешне противоположны по смыслу: первое — проявление торжества святого над нечистой силой; второе — следствие клеветы, мести беса Иоанну, унижение святителя. Это не добровольное путешествие, а изгнание. Но именно изгнание архиепископа превращается в окончательную победу над бесом. На глубинном смыслом уровне два «путешествия» оказываются сходными, они повторы одной и той же ситуации — победы над дьяволом.

Движение вверх по Волхову плота со святым Иоанном, сопровождаемого толпами плачущего народа, молящего пастыря о возвращении, развернуто в тексте Жития в некую торжественную церемонию. Святой молится, люди рвут на себе одежды от горя и сожаления о совершенном грехе и умоляют Иоанна вернуться, дьявол же рыдает, сожалея о своей неудаче.

Сверхреальное, прежде всего бесовское, в Житии наделено зримыми и почти физически ощутимыми признаками: бес громко плещется в сосуде, он «изыде яко мониста девичья лежаща, и сандалиа женьская, и рубища».

Акцентировано в житийном сказании и человеческое телесное начало. Когда Иоанн божественною силою переносится на берег с плота, новгородцы, доселе чинно сопровождавшие плот, в радости устремляются к святому, тесня друг друга, жаждая прикоснуться к нему и его одеждам. Составитель Жития очень внимателен к движениям и жестам: «Мнози же от них на нозе падающе, слезами обливаху нози его; друзии же ризамъ знаменовахуся (прикасались к ризам святого. — А. Р.) святаго. И. Спроста рещи, друг друга утесняху, хотяху ноне видети святаго».

«Материализация» духовного и установка на изображение телесного, осязаемого, зримого присущи многим памятникам древненовгородской словесности, очевидно повлиявшей на Житие.

В заключительной части Жития рассказывается, как большой камень, упавший из-под сводов Софийского собора, разбил надгробную плиту над некоей безымянной могилой. Архиепископ Евфимий Второй, осмотрев останки, погребенные под плитою, велел закрыть гробницу и стал молить Бога открыть, кто почиет в этой могиле. Во время ночной молитвы Евфимию является погребенный и называет себя архиепископом Иоанном. Он возвещает архиепископу Божие повеление установить церковное почитание погребенных в соборе князей, епископов и прочих христиан. Далее рассказывается об исцелениях, совершающихся при гробнице Иоанна. Вслед за тем агиограф рассказывает об обстоятельствах, побудивших его составить житие новгородского архиепископа. За неверие в святость Иоанна он был покаран болезнью, он которой был исцелен по молитве к святому и после принесенного покаяния.

Завершается Житие пространной торжественной похвалой Иоанну.

В древнерусской словесности и в литературе Нового времени особенной известностью пользовалось сказание о путешествии Иоанна на бесе в Иерусалим. В древнерусском Житии Авраамия Ростовского из Жития Иоанна Новгородского, по-видимому, заимствован мотив затворения беса в сосуде и клеветы нечистого на святого. В Повести о Василии, епископе Муромском (середина XVI века), написанной книжником Ермолаем-Еразмом, к Житию восходит мотив бесовского наваждения, вызывающего обвинения святого в блудодеянии, и чудесного путешествия святого вверх по течению (Василий плывет по реке Оке на собственной епископской мантии).

В Новое время к сюжету путешествия на бесе обращались молодой А.С. Пушкин (лицейская поэма «Монах») и Н.В. Гоголь (повести «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»).

Рассказ о путешествии Иоанна на бесе в Иерусалим, возможно, восходящий каким-то стародавним новгородским легендам, в свой черед воздействовал на устную народную словесность: известна народная легенда, небольшой устный рассказ о путешествии на бесе некоего архимандрита (настоятеля монастыря) в Иерусалим.
© Все права защищены https://www.portal-slovo.ru

Значение и почитание в православии

Сразу после погребения мощи Иоанна прославились исцелением многих, припадавших к раке святого. Но со временем могила святителя оказалась заброшенной, о ней надолго забыли. Не осталось даже сведений о том, кто похоронен на этом месте.

В 1439 году потребовалось отремонтировать Новгородский Софийский собор. Во время строительных работ с притвора сорвался большой камень и упал на крышку гробницы, проломив ее. В гробу оказались нетленные, благоухающие останки. Но никто не знал, кому они принадлежат, так как надпись на надгробной плите отсутствовала.

Архиепископ храма Евфимий Вяжищский весь день усердно молился Всевышнему, прося открыть имя Святого Угодника. Ночью ему было явление мужа в святительском облачении, который назвался архиепископом Иоанном.

Свт. Иоанн велел этот день (4 октября) сделать днем почитания архиепископов и князей, лежащих в Новгородской земле. С тех пор 4 октября – день памяти Новгородских святых.

После обретения святых мощей началось празднование святителя как местночтимого святого. В 1547 году Московским Собором было установлено общецерковное прославление архиепископа 20 сентября по новому стилю (7 сентября по юлианскому календарю).

После революции, 3 апреля 1919 года гробница была вскрыта представителями Народного комиссариата. В 1929 году Софийский собор был превращен в антирелигиозный музей. Но, судя по всему, останки святого хранились где-то внутри Собора. 15 августа 1991 года, после возвращения здания церкви мощи вернули на прежнее место, установив раку в северно-западной части Собора.

Кроме того, частицы мощей архимандрита хранятся вместе с останками новгородских святых в Московской обители Донской иконы Богородицы.

Св. мощи свт. Иоанна архиеп. Новгородского

Святые мощи святителя Иоанна, ахиепископа Новгородского доступны для поклонения в Софийском соборе г. Великий Новгород.

СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН НОВГОРОДСКИЙ.

Святитель ИоаннСвятитель Иоанн, архиепископ Новгородский, родился в Новгороде от благочестивых родителей Николая и Христины. Детство его прошло в безмятежной, спокойной обстановке.

После кончины родителей Иоанн и его брат Гавриил, получив небольшое наследство, решили создать в родных местах обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вначале они построили деревянную церковь, а несколько позднее был создан и каменный храм. Не без трудностей воплощались их добрые намерения. Не окончив строительства каменного храма, братья полностью израсходовали свои средства. Только твердая живая вера побуждала их продолжать начатое дело. С ней они и обратились за помощью к Царице Небесной, ради Которой начали это богоугодное дело. По их неотступной молитве Она явила им Свою милость — предсказала во сне, что подаст все необходимое для окончания строительства. На следующее утро братья увидели прекрасного коня, нагруженного двумя мешками с золотом. Никто не подходил к нему, и, когда братья сняли мешки, конь тут же исчез. Так Божия Матерь послала средства на обитель. По окончании устройства обители, здесь, под покровом Божией Матери, братья и приняли иноческий постриг. Святой Иоанн был наречен Илией, а святой Гавриил — Григорием. Летописи говорят о епископском поставлении святого Иоанна под 1162 годом. Его первое архипастырское послание было обращено к духовенству и клирикам его епархии. Оно проникнуто любвеобильной заботой о пастве, написано в духе отеческого наставления: «Богу и Пресвятой Богородице было угодно, по вашим молитвам, чтобы я, худой, не отрекался от этого высокого сана, которого недостоин. Так как вы сами побудили меня на это служение, то теперь послушайте меня…» Святитель говорил о призвании пастыря — радеть о овцах своих, не только обличать, но и врачевать тех, которые проводят греховную жизнь. «В начале слова моего я прошу вас, не привязывайтесь сильно к этому миру, но постоянно поучайте людей. Прежде всего смотрите, чтобы они не предавались сильному пьянству. Ведь сами знаете, что через это больше всего гибнут люди не только простые, но даже и мы. Когда приходят к вам на покаяние ваши духовные дети, то спрашивайте их с кротостью. На кающихся не налагайте тяжких епитимий. Не пренебрегайте книжным чтением, ибо если мы не станем делать этого, то чем будем отличаться от простых некнижных людей?.. На сирот епитимий не налагайте… Пусть все каются, ведь иго Христово должно быть легко…». В 1165 году святитель Иоанн был возведен во архиепископа (с тех пор Новгородская кафедра стала архиепископской). Зима 1170 года для Новгорода была очень трудным временем. Суздальские войска с союзниками два дня осаждали город за то, что новгородцы не приняли князя Святослава, а также собирали дань с неподвластной им Двинской области. В печали новгородцы молились Богу и Пречистой Богородице о спасении города. В третью ночь святитель Иоанн, когда он молился перед образом Спасителя, услышал голос, повелевший идти в церковь Спасителя на Ильине улице, взять икону Пресвятой Богородицы и поставить ее на остроге. Наутро Святитель рассказал собору о повелении и послал архидиакона с клириками Софийской церкви за иконой. Войдя в церковь, архидиакон поклонился пред иконой и хотел взять ее, но икона не двигалась. Архидиакон вернулся к архиепископу и рассказал о случившемся. Тогда святитель со всем собором пришел в церковь и на коленях начал молиться пред иконой. Начали петь молебный канон, и по 6-й песни во время кондака «Заступнице христианом» икона сама двинулась с места. Народ со слезами взывал: «Господи, помилуй!» Тогда святитель Иоанн взял икону и вместе с двумя диаконами понес ее в острог. Новгородцы в страхе предвидели свою погибель, потому что суздальцы с союзниками поделили уже их улицы для грабежа. В шестом часу вечера начался приступ, стрелы сыпались дождем. Одна из стрел попала в образ. Тогда Божиим Промыслом икона обратилась ликом к городу, и из глаз Пресвятой Богородицы потекли слезы, которые святитель собрал в фелонь. Тьма, словно пепел, покрыла суздальцев, они начали слепнуть и с ужасом отступили. Это было 25 февраля 1170 года. Святитель Иоанн установил в честь этого торжественный праздник для Новгорода — Знамения Пресвятой Богородицы (празднование 10 декабря). Суздальская война нанесла большой ущерб Новгородской области. Архипастырь и здесь не остался в стороне. Он проявил отеческую заботу о разоренных семьях, терпевших голод, щедро подавал помощь несчастным сиротам. Как и другие русские святители, он молитвой и доброделанием смирял и утишал междоусобные брани в многострадальной Руси. Так, в 1172 году архипастырь сам поехал во Владимир примирить благоверного князя Андрея Боголюбского с новгородцами. Святитель не только сопереживал невзгоды своего народа, но более всего заботился о духовном просвещении его. Большое внимание уделял святитель Иоанн духовным беседам, которые часто проходили в кругу духовенства и мирян. Сохранилось до 30 его поучений: о Крещении, Исповеди, Святой Евхаристии. Наставления к инокам были исполнены духовного величия: «Раз последовав за Христом, иноки, крестные делатели духовной жизни, должны жить в уединенных местах, удаленных от мирских людей. Пусть не обкрадывают себя ничем, ни всего посвященного Богу. Инок должен быть всегда иноком, во всякое время и во всяком месте — и во сне, и в бодрствовании сохранять память о смерти, и во плоти быть бесплотным. Не для всех монастырь служит врачевством сластолюбию, как и молчание — гневу, смерть — жадности к деньгам, гроб — хапанию… Жизнь иноческая и мирская несовместимы, как не запрягают вместе верблюда и коня. Инок подклонил свою шею под ярмо Создателя и должен таскать соху в долине смирения, чтобы умножить прекрасную пшеницу теплотою Живодательного Духа и сеять каплями разума Божия. Чернец не владеет собой; будучи богами, берегитесь, как бы не истлеть подобно людям, и не пасть с высоты подобно князю светоносному… от славы человеческой рождается высокоумие…» Духовные благодатные силы святителя были необычайны. За его душевную простоту и чистоту сердца Господь дал ему власть над бесами. Однажды, когда святитель по обычаю молился ночью, он услышал, что в умывальнике кто-то плещет воду. Увидев, что никого рядом не было, святитель понял, что это бес пытается напугать его. Святитель оградил умывальник крестом и запретил беса. Скоро лукавый дух не стерпел молитвы Святителя, которая палила его огнем, и стал просить выпустить его из умывальника. Святитель согласился, но поставил условием, чтобы бес донес его в одну ночь из Новгорода в Иерусалим ко Гробу Господню и обратно. Бес исполнил повеление святителя, но просил его никому не рассказывать о своем позоре. В одной из бесед святитель рассказал пастве, что он знает человека, который за ночь посетил Святую Землю. Месть лукавого не замедлила сказаться. Он стал подбрасывать в келлию святителя женские вещи. Однажды, когда большая толпа горожан, возбужденная завистливыми и недоброжелательными людьми, собралась у келии святого, бес показал им, словно от него выбежала женщина. Святитель вышел на шум и кротко спросил: «Что случилось, дети мои, о чем вы шумите?» Раздраженная толпа, выкрикивая разные обвинения в порочной жизни святителя, повлекла его к реке Волхов. Святителя посадили на плот и пустили вниз по течению реки, рассчитывая избавиться от него. Но плот, вопреки ожиданию, поплыл против течения прямо к мужскому Юрьеву монастырю, находившемуся в трех верстах от Новгорода. Видя это, люди раскаялись и с плачем и криком устремились по берегу за плотом, умоляя святителя простить их и вернуться в город. Сердце простодушного архипастыря было переполнено благодатной радостью не столько за себя, сколько за свою паству. «Господи, не вмени им этого во грех!» — молился он и всем даровал прощение. Это событие произошло незадолго до кончины святителя. Предчувствуя ее, он отложил святительский омофор и принял схиму с именем Иоанн, которое носил в юности. Преемником себе он назначил своего брата, святителя Григория (память 24 мая). Скончался святитель 7 сентября 1186 года и был положен в притворе Софийского собора. В 1439 году усердием святителя Евфимия совершались починки в Софийском соборе; в притворе придела храма святого Иоанна Предтечи вдруг оторвался камень и сильно ударил в крышу стоявшей тут гробницы. Святитель Евфимий велел поднять пробитую камнем доску, и храм исполнился благоухания. В гробу увидели нетленные мощи святителя, но никто не мог сказать, кто этот архипастырь. В своей келии святитель Евфимий стал усердно молить Бога открыть ему имя угодника. Ночью явился перед ним муж, облеченный в святительские одежды, и сказал, что он архиепископ Иоанн, удостоившийся послужить чуду Пресвятой Богородицы, честному Ее знамению. «Возвещаю тебе волю Божию, — продолжал святитель, — совершать память о лежащих здесь архиепископах и князьях 4-го октября, я же буду молиться Христу за всех христиан».

Мощи святителя Иоанна почивают в Софийском соборе, под аркою рядом с приделом Усекновения.

Память святителя празднуется 20 (7) сентября.

О чем просят у святого Иоанна Новгородского

Архиепископ Иоанн еще при жизни помогал всем страждущим. У новгородского святителя, как и у многих других святых, просят помощи в решении житейских проблем.

Святой помогает:

  • исцелиться от болезней;
  • укрепиться в вере;
  • избежать греховного искушения;
  • набраться сил для преодоления всех невзгод.

Но чаще всего к святителю обращаются с просьбой об изгнании бесов из дома или из людей. Искренняя молитва, идущая от всего сердца, обязательно будет услышана святителем и Господом Богом.

Православные тексты на русском языке

Памяти святителя Иоанна посвящено несколько молитвенных текстов. Во время службы в честь святого исполняется два тропаря: один небольшой по объему, второй достаточно длинный. После тропарей исполняется канон – священное песнопение, наполняющее сердце радостью о Господе. Не менее важной молитвой является кондак, воспевающий деяния Иоанна Новгородского.

Тропарь

Господи Боже наш, Творяи присно с нами по Твоему Смотрению, не отстави Милости Твоея от нас, но молитвами святителя Твоего Иоанна в мире устрой живот наш.

Ин тропарь

Днесь светло красуется славнейшии Великии Нов град, имея мощи твоя в себе, святителю Иоанне, яко солнечныя лучи испущая. И подаваеши исцеления притекающим с верою к раце мощей твоих. Молися Христу Богу избавити град сей невредим от варварскаго пленения и междоусобныя брани, и огненаго запаления, святителю Иоанне Богомудре чюдоносче, Небесныи человече, земныи ангеле. Тем сошедшеся любовию в память твою, светло празднуем, в песнех и пениих радующеся и Христа славяще, Иже тебе таковую благодать Даровавшаго, исцелением и Великому Нову граду заступление и утвержение.

Кондак

Возвеселися явленно честная церкви Христова, в память днесь приснословущаго святителя Иоанна, от Великаго Нова града восиявшаго, и всю тварь удивившаго преславными чудодеянии, и всеми добродетельми украсившагося. Его же и по преставлении честное тело обретеся нетленно, источая велия чудеса. Святителю Иоанне, моли Христа Бога о всех нас.

Канон

Пе́снь 1

Ирмо́с: Во́ду проше́д я́ко су́шу, и еги́петскаго зла́ избежа́в, изра́ильтянин вопия́ше: Изба́вителю и Бо́гу на́шему пои́м.

Богозва́нне, я́ко вои́стину ми́лостив и кро́ток бы́л еси́, о́тче, и вои́стину ти́х ду́хом, и одесну́ю Престо́ла Бо́жия стоя́ния сподо́бился еси́, блаже́нне; и ны́не, на Небесе́х сы́й, тишину́ пода́ждь се́рдцу моему́.

От млады́х ногте́й, святи́телю Иоа́нне, впери́лся еси́ умо́м к Бо́гу и стра́сти теле́сныя зе́льным воздержа́нием увяди́л еси́, вся́кими доброде́тельми украша́лся, прему́дре.

Егда́ иере́йский са́н восприя́т, и Госпо́дня оправда́ния внима́я умо́м, святи́телю Иоа́нне, и от среды́ молвы́ удаля́яся, прему́дре, нечистоте́ не прикаса́лся еси́. Та́ко, святи́телю, нечи́стая помышле́ния отжени́ от се́рдца моего́.

Богоро́дичен: Правосла́вия бы́л еси́ учи́тель и́стинный и к Богоро́дице ве́лий моле́бник. Но и ны́не, святи́телю, при́сно не преста́й посеща́я ча́д твои́х, я́ко к Бо́гу дерзнове́ние име́яй ве́лие.

Пе́снь 3

Ирмо́с: Ты́ еси́ утвержде́ние притека́ющих к Тебе́, Го́споди, Ты́ еси́ Све́т омраче́нных, и пое́т Тя́ ду́х мо́й.

Я́ко у́бо со́лнце взы́де на восто́це, ты́ же, святи́телю Иоа́нне, на се́вере, на престо́ле седя́ Вели́каго Нова́града, возсия́л еси́ све́тлыми дея́ньми, и лю́ди вся́ просвети́л еси́ уче́нии, и еретико́в уста́ и́стинным сло́вом загради́л еси́.

Благообра́зен обы́чай име́я и ко все́м любо́вь Боже́ственную притяжа́в, прему́дре Иоа́нне, ва́рваром остроту́ притупи́, святи́телю, и до конца́ и́х низложи́.

Предочи́стив се́рдце твое́, моля́щуся тебе́ Бо́гу о по́льзе людсте́й, слы́шал еси́ гла́с Боже́ственный, глаго́лющ ти́, е́же о поле́зных: моли́тва бо твоя́ услы́шана бы́сть, я́коже вели́каго о ста́де твое́м к Бо́гу моле́бника, святи́телю Иоа́нне.

Богоро́дичен: Совокупи́, Пречи́стая, вся́ правосла́вныя, е́же просла́вити Тя́, Цари́це, Царя́ Христа́ ро́ждшую; дале́че же от на́с отжени́ ва́рварское негодова́ние; рабу́ же Твоему́ пода́ждь сло́во, да возмогу́ воспе́ти Твоя́ пресла́вная чудеса́.

Седа́лен, гла́с 4

Егда́ моля́щуся тебе́ в вели́цей це́ркви Прему́дрости Бо́жия, преблаже́нне Иоа́нне, предочище́нный душе́ю и те́лом, гла́су же Боже́ственному явле́нно тебе́ возгласи́вшу, е́же о чудеси́ Богоро́дицы, и о избавле́нии гра́да, и о украше́нии Це́ркве Христо́вы, и прия́т от слове́с чу́днаго о́наго гла́са и́стинных зна́мений и чуде́с дарова́ния, и Боже́ственная уче́ния излива́еши все́м. Те́мже и с любо́вию, о́тче, пра́зднуем святу́ю па́мять твою́.

Сла́ва, и ны́не: Де́ва Мари́я и Богоро́дица вои́стину, я́ко о́блак све́та, дне́сь возсия́ на́м и от пра́веднику происхо́дит в сла́ву на́шу; не ктому́ Ада́м осужда́ется, и Е́ва от у́з свободи́ся. И сего́ ра́ди зове́м, вопию́ще со дерзнове́нием еди́ней Чи́стей: ра́дость возвеща́ет рождество́ Твое́ все́й вселе́нней.

Пе́снь 4

Ирмо́с: Услы́шах, Го́споди, смотре́ния Твоего́ та́инство, разуме́х дела́ Твоя́ и просла́вих Твое́ Божество́.

Законополо́жника вели́ка, я́ко Моисе́я тя́ и Дави́да, вои́стину стяжа́вше, о́тче, ча́да твоя́, я́ко чадолюби́ва отца́, сы́нове Росси́йстии ублажа́ем.

Мно́ги у́бо це́ркви в сла́ву Бо́жию воздви́гшу ти́, святи́телю, показа́лся еси́ са́м хра́м Бо́гу соверше́н и нескве́рнен, чи́ст душе́ю и те́лом, прему́дре, те́мже и на́с сотвори́ хра́мы Ду́ха Пресвята́го, преблаже́нне.

Дне́ сы́н яви́лся еси́, в нощи́ же моля́щуся тебе́ Бо́гу в просвеще́нии слове́с Бо́жиих, о́тче Иоа́нне. Вра́г ненави́димый хотя́ше постраши́ти тя́, не терпя́ себе́ надо́лзе досажда́ема, но моли́твою твое́ю связа́ся вселука́вый.

Богоро́дичен: Влады́чице Богоро́дице, уста́ви церко́вное смуще́ние, во благостоя́нии же учини́ во ве́ки веко́в, и еретико́в уста́ загради́, возлюби́вших о́гнь негаси́мый, от него́же изба́ви на́с, рабо́в Твои́х, и послужи́ти небла́зненно сподо́би И́же под ле́том бы́вшу и от Отца́ безле́тно возсия́вшу, Богома́ти: Того́ бо на́м родила́ еси́.

Пе́снь 5

Ирмо́с: У́тренюет ду́х мо́й к Тебе́, Бо́же, зане́ све́т повеле́ния прише́ствия Твоего́: и́миже у́бо озари́ у́м на́ш, Влады́ко, и наста́ви на стезю́ жи́зни.

Честно́е Воскресе́ние и Гро́б Живоно́сный и́скренно узре́л еси́ во Иерусали́ме, две́рем церко́вным о себе́ тебе́ отве́рзшимся манове́нием Свята́го Ду́ха, и сподо́бился еси́ боговиде́ния почерпсти́, святи́телю Иоа́нне, искуси́теля же вся́чески победи́л еси́. И ны́не моли́ся Христу́ Бо́гу, е́же победи́ти вся́ иноплеме́нныя и неве́рныя правосла́вному наро́ду на́шему.

Вели́каго Нова́града насто́льник и архиепи́скоп бы́л еси́ и в Дому́ Прему́дрости Бо́жия, я́ко фи́никс, процве́л еси́, словесы́ благопло́дными и непоро́чным житие́м наслажда́я сердца́, прему́дре и богодухнове́нне. И мы́ у́бо, ча́да твоя́, мо́лим тя́, блаже́нне, да моли́твами твои́ми ми́лость получи́м от Спа́са Христа́, и я́ко на чадолюби́ва отца́ наде́емся.

Бо́жия Це́рковь жива́ и одушевле́на бы́сть, святи́телю вели́кий Иоа́нне, в Це́ркви Бо́жией простира́лся во дни́ и в нощи́, прему́дре, к Прему́дрости Бо́жии прилежа́: служи́тель бо и собесе́дник Бо́жий я́вственнейший бы́л еси́, и Вели́каго Нова́града похвала́, и всея́ Росси́йския земли́ удобре́ние, правосла́вным лю́дем моли́твами твои́ми здра́вие да́руй и на пога́ныя побе́ды и одоле́ния.

Богоро́дичен: Це́рковь Тя́ Бо́жию, и пала́ту одушевле́нну, и ру́чку, в не́йже ма́нна, и же́зл прозя́бший, и го́ру несеко́мую, и вся́ я́же о Тебе́ сбы́вшаяся проро́чества, Богоро́дице, служи́тель Тво́й, вели́кий святи́тель Иоа́нн славосло́вляше, и мо́лим Тя́, еди́ну челове́ческаго ро́да отъе́мшую поноше́ние.

Пе́снь 6

Ирмо́с: К могу́щему мя́ спасти́ Го́споду из глубины́ грехо́вныя возопи́х, и от тли́ возведе́ живо́т мо́й, я́ко Человеколю́бец.

К могу́щему Бо́гу ру́це простира́я иногда́, и спасе́ние обре́л еси́, вода́м же послужи́вшим тебе́ чрез естество́ Бо́жиим повеле́нием, искуси́тель же посрами́ся, и возрыда́, и до конца́ поги́бе твои́ми моли́твами, Иоа́нне святи́телю.

Бо́гу тя́ просла́вльшу, я́коже дре́вле Моисе́я, прему́дре Иоа́нне, предста́ви бо тя́ па́стыря и вожда́, мо́ре жите́йское преводя́ща небла́зненно лю́ди, и́хже Христо́с искупи́ Свое́ю Кро́вию.

Самоде́ржца ума́ страсте́й сотвори́в, я́ве ца́рствовал еси́, я́ко изря́дный победи́тель, и ра́тных де́рзость покори́л еси́ моле́нием к Бо́гу и к Пречи́стей Богома́тери. Ны́не же спосо́бствуй ве́рным твои́м на проти́вныя, Иоа́нне, вели́кий святи́телю.

Богоро́дичен: Кре́пость ве́рным, и стена́, и утвержде́ние Ты́ еси́, Пречи́стая, даде́ся от пра́ведных Иоаки́ма и А́нны; и по Гаврии́лову благове́щению Бо́г роди́ся из Тебе́. Тобо́ю, Пречи́стая, все́м истека́ют лу́чшая и на земли́ живу́щий к Небеси́ восхо́дят.

Конда́к, гла́с 4

Возвесели́ся явле́нно честна́я Це́рковь Христо́ва в па́мять дне́сь приснослову́щаго святи́теля Иоа́нна, от Вели́каго Нова́града возсия́вшаго, и всю́ страну́ удиви́вшаго пресла́вными чудодея́нии, и все́ми доброде́тельми украси́вшагося. И по преставле́нии бо честно́е те́ло его́ обре́теся нетле́нно, источа́ющее ве́лия чудеса́. Те́мже зове́м ему́: о всеблаже́нне! Моли́ Христа́ Бо́га непреста́нно о все́х на́с.

И́кос

Пра́зднуем све́тло дне́сь, к це́ркви теку́ще, ве́сь свяще́нный собо́р, и мона́си, и мно́жество наро́да, и все́ христоимени́тое ста́до, в па́мять отца́ на́шего святи́теля Иоа́нна. Прославля́ем бо просла́вленнаго от Бо́га, его́же житию́ А́нгели удиви́шася, и ненака́занным в наказа́ние бы́сть, и огражде́ние помышле́нием челове́ческим, и Це́ркви основа́ние, непа́дающий бо сто́лп Прему́дрости Бо́жия, и Вели́каго Нова́града стена́ и утвержде́ние, и всея́ Росси́йския земли́ удобре́ние, и вселе́нную удиви́вшаго пресла́вными чудодея́нии, и все́ми доброде́тельми украси́вшагося. Те́мже по достоя́нию блажи́м его́, мо́лит бо Христа́ о все́х на́с.

Пе́снь 7

Ирмо́с: Халде́йския пе́щи всепа́губную си́лу угаси́вше о́бразом А́нгела снизше́дшаго, Зижди́телю ю́ноши взыва́ху: благослове́н еси́ и хва́льный, Бо́же оте́ц на́ших.

Изнемо́гше иногда́ лю́дие, ору́жия проти́вных ви́дяще; ты́ же тогда́, Иоа́нне блаже́нне, я́рость на гре́х вооружи́л еси́, на моли́тву обрати́вся к ми́лостивому Бо́гу, и услы́шана бы́сть моли́тва твоя́, и лю́ди научи́л еси́ взыва́ти: благослове́н Бо́г отце́в на́ших.

Не се́ни у́бо послужи́л еси́, но но́вей благода́ти и и́стине, зако́н бо богопи́сан вну́трь скрижа́ли се́рдца твоего́ от Бо́га прие́м, святи́телю Иоа́нне пребога́те. Те́мже зако́н на́м Полага́ющему научи́л еси́ взыва́ти: благослове́н Бо́г отце́в на́ших.

Богоро́дичен: Во све́те Госпо́дни ходя́ще, прииди́те, воспои́м Боже́ственную две́рь Царя́ ца́рствующим, Мари́ю, Чи́стую Богоро́дицу, я́ко вои́стину наде́жду ду́ш на́ших, зову́щим: благослове́н Бо́г отце́в на́ших.

Пе́снь 8

Ирмо́с: На горе́ святе́й просла́вльшася и в купине́ огне́м Присноде́вы Моисе́ови та́йну я́вльшаго Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

С Небе́сными чи́нми водворя́яся во дво́рех Госпо́дних, во гра́де Жива́го Бо́га, святи́телю Иоа́нне равноа́нгельный, всено́щными стоя́нии вопи́л еси́ во бде́ниих: хвали́те и превозноси́те Его́ во ве́ки.

Дне́сь све́тло пра́зднует Вели́кий Но́вград па́мять твою́, красу́ется житие́м твои́м преди́вным, Иоа́нне святи́телю. Не помяни́ согреше́ний ча́д твои́х, о́тче, но, я́ко чадолюби́вый оте́ц, на ми́лость обрати́ся, моля́ ми́лостиваго Бо́га, Ему́же пое́м: хвали́те и превозноси́те Его́ во ве́ки.

Хра́м свяще́нная душа́ твоя́ показа́ся Бо́жий, в не́йже Оте́ц и Сы́н и Святы́й Ду́х па́че естества́ всели́ся, ты́ же, святи́телю, пога́ных нахожде́ния отжени́ от достоя́ния твоего́, правосла́вным лю́дем ми́р и здра́вие да́руй, зову́щим: хвали́те, по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки.

Богоро́дичен: Пои́стине вели́ким да́ром от Бо́га почте́н бы́в, святи́телю Иоа́нне, я́ко сподо́бился еси́ послужи́ти чудеси́ Святы́я Богоро́дицы, преди́вному Ея́ зна́мению. Моли́тва бо твоя́ поспешеству́ема к Бо́гу и к Пречи́стей Его́ Богома́тере: пои́стине бо моли́тва пра́веднаго поспешеству́ема.

Пе́снь 9

Ирмо́с: Ужасе́ся о се́м Не́бо, и земли́ удиви́шася концы́, я́ко Бо́г яви́ся челове́ком пло́тски и чре́во Твое́ бы́сть простра́ннейшее Небе́с. Те́м Тя́, Богоро́дицу, А́нгелов и челове́к чинонача́лия велича́ют.

Удиви́л еси́ челове́ки в животе́ твое́м, преди́вный Иоа́нне, и по преставле́нии твое́м к Бо́гу вы́ше обы́чая вся́ чудеса́ соверши́шася в тебе́, Христу́ тя́ та́ко просла́вльшу, я́ко и́стинна служи́теля Своего́. Мы́ же тя́, я́ко кре́пка, свя́те, помо́щника во бране́х, ублажа́ем.

Ми́р Це́рквам пода́ждь, святи́телю, твои́ми моли́твами и хору́гви правосла́вной по́мощь на враги́ вся́ проти́вныя и ро́г Росси́йския земли́ возвы́си, блаже́нне, предстоя́ Престо́лу Святы́я Тро́ицы. И от на́с неотсту́пен бу́ди, неотсту́пный к Бо́гу моли́твенниче, те́мже тя́ ублажа́ем.

Ма́лое сие́ и смире́нное хвале́ние приими́, святи́телю, от недосто́йных усте́н, и ме́рзкаго моего́ язы́ка, и от се́рдца нечи́ста: ты́ бо, вели́кий святи́телю Иоа́нне, преочище́нный душе́ю и те́лом, па́че со́лнечных лу́ч облиста́л еси́, Бо́жия за́поведи соверши́в, и к Све́ту Невече́рнему преста́вился еси́. Ве́рно тя́ чту́щим моли́ся пода́ти оставле́ние грехо́в, Иоа́нне блаже́нне.

Богоро́дичен: Свята́я Блаже́нная Ма́ти Бо́жия, пою́щия Тя́ любо́вию спаси́, искуше́ний молву́ разоря́ющи ми́лостивно: я́ко Бо́га ро́ждши, вся́, ели́ка хо́щеши, твори́ти мо́жеши, Де́во, те́мже Тя́ велича́ем.

Свети́лен

От Све́та Трисия́ннаго гла́с услы́шал еси́ Боже́ственный, святи́телю Иоа́нне, и Тро́ицу просла́вил еси́ во Еди́нице и Еди́ницу в Тро́ице, и лю́ди та́кожде научи́л еси́, и просвети́л еси́ мирски́я концы́ твои́м уче́нием. Те́мже тя́ досто́йно почита́ем, творя́ще честну́ю па́мять твою́.

Святитель Илия, в схиме Иоанн, Новгородский и Псковский


Илия, в схиме Иоанн (+ 1186), архиепископ Новгородский и Псковский, святитель. Память 7 сентября (20 сентября) в день кончины, 1 декабря (14 декабря) в честь обретения мощей, и в Соборе Новгородских святых.

В миру Иоанн, родился в Новгороде от благородных и благочестивых родителей Николая и Христины. Он был воспитан в любви ко Господу и страхе Божием, детство его прошло в безмятежной, спокойной обстановке.

По достижении совершеннолетия был рукоположен Новгородским епископом святителем Аркадием во священника к церкви священномученика Власия.

Но любовь к безмолвию привела его в один из новгородских монастырей, где он принял иночество с именем Илии. Жизнь в монастыре вел строго подвижническую, пребывая в посте и молитве и вскоре стал известен всему городу за свою благочестивую жизнь.

По призванию народа он вступил в управление Новгородской кафедрой. Возможно это случилось уже в 1162 году. 28 марта 1165 года митрополитом Киевским Иоанном он был рукоположен во епископа Новгородского и первый из Новгородских архиереев сразу же возведен в сан архиепископа, который с того времени утвердился за владыками Новгорода.

Деятельность святителя в Новгороде началась со строительства храмов и монастырей. В первый год святительства были построены церкви во имя Святой Троицы и святителя Николая и основаны обители женская Предтеченская и мужская Благовещенская. Основание последней обители было давним желанием святителя и его брата, также будущего святителя, Гавриила.

В 1170 году на войну с Новгородом выступило суздальское войско вместе с объединенной ратью удельных русских князей. После трехдневной осады, во время которой во всем городе служили службы, а сам владыка неотступно полился перед образом Спасителя, 25 февраля ему был глас от иконы, повелевший вынести на городскую стену икону Пресвятой Богородицы из храма Преображения Господня Так и было сделано, поле чего враги пришли в замешательство и бежали, избавив город от разгрома. В честь этого чуда святитель установил на 27 ноября праздник почитания этой святой иконы, с тех пор названной «Знамение».

Как добрый отец, он первым озаботился о беспомощной нищете, бедных семьях Новгородской земли, разоренных прошедшим нашествием и терпевших голод, и щедро подавал помощь несчастным. Святитель был противником междуусобной войны и, после одержанной победы, убедил новгородских князей просить мира у великого князя Андрея Боголюбского. В 1172 году он сам поехал во Владимир миритья с благоверным князем Андреем.

Щедрость святителя не препятствовала ему заботиться об устройстве и украшении церквей для своих пасомых. В 1179 году святитель совместно со своим братом Гавриилом построил великолепный храм Благовещения в созданной им мужской обители, средства для достройки которого чудесно послала Сама Царица Небесная — по неотступной молитве святых братьем, Она предсказала во сне, что подаст все необходимое, а на следующее утро они прекрасного коня, нагруженного двумя мешками с золотом, который исчез тотчас после того как они сняли мешки. В 1182 году был построен каменный храм Богоявления над вратами монастыря и затем другой храм Богоявления над вратами кремлевскими. В 1184 году построен каменный храм на Опоках. Кроме того, им построены еще храмы: во имя своего покровителя пророка Илии, во имя трех отроков Вавилонских, препоподобного Феодора Студийского, праведного Лазаря.

Святитель более всего заботился о духовном просвещении народа. Большое внимание он уделял духовным беседам, которые часто проходили в кругу духовенства и мирян. Сохранилось до 30 его поучений.

Его жизнь по-прежнему протекала в непрестанных подвигах поста и молитвы и в тех же неусыпных заботах о вверенной ему пастве, которая постоянно была волнуема гражданскими смутами.

За его душевную простоту и чистоту сердца Господь дал святителю власть над бесами. Однажды, когда он по обычаю молился ночью, он услышал, что в умывальнике кто-то плещет воду. Увидев, что никого рядом не было, святитель понял, что это бес пытается напугать его. Святитель оградил умывальник крестом и запретил беса. Скоро лукавый дух не стерпел молитвы святителя, которая палила его огнем, и стал просить выпустить его из умывальника. Святитель согласился, но поставил условием, чтобы бес донес его в одну ночь из Новгорода в Иерусалим ко Гробу Господню и обратно. Бес исполнил повеление святителя, но просил его никому не рассказывать о своем позоре. Однако, в одной из бесед святитель рассказал пастве, что он знает человека, который за ночь посетил Святую Землю. Месть лукавого не замедлила сказаться: он стал подбрасывать в келию святителя женские вещи. Однажды, когда большая толпа горожан, возбужденная завистливыми и недоброжелательными людьми, собралась у келлии святого, бес показал им, словно от него выбежала женщина. Святитель вышел на шум и кротко спросил: «Что случилось, дети мои, о чем вы шумите?» Раздраженная толпа, выкрикивая разные обвинения в порочной жизни святителя, повлекла его к Волховскому мосту. Там его спустили на плот без весел, и представили течению воды нести куда угодно, недостойного по их мнению, архипастыря. Но к удивлению всех, плот поплыл не по течению, а против течения реки к Юрьеву монастырю, стоявшему в трех верстах от города. Иноки монастыря с честью встретили приставшего к их берегу архипастыря. А новгородцы, пораженные чудом, осознали свою неправоту и со слезами просили святителя простить их и возвратиться на кафедру. Незлобивый святитель простил всех и возвратился в Новгород.

Это событие произошло незадолго до кончины святителя. Удрученный летами, изнуренный трудами и, чувствуя приближение смерти, святитель Илия был пострижен в схиму с прежним (мирским) именем Иоанн. Под этим именем он впоследствии и прославился. Преемником себе он назначил своего брата, святителя Григория. Скончался святой Иоанн 7 сентября 1186 года, погребен в Новгородском Софийском соборе.

В 1439 года во время ремонта храма со стены упал большой камень и разбил каменную крышку гробницы над гробом святителя. В присутствии архиепископа Евфимия приподняли доску в образовавшемся отверстии и тотчас вся церковь наполнилась благоухания. Святитель Евфимий, наклонившись над гробом, увидел неизвестного святителя в схиме, которого не коснулось тление. Имя святителя не было известно, т. к. надписи на крышке не было. Тогда архиепископ усердно помолился Господу, чтобы ему было открыто имя святого. После усердной молитвы, ночью на 4 октября явился ему во сне муж, облеченный в святительские одежды, и сказал, что он архиепископ Иоанн, удостоившийся послужить чуду Пресвятой Богородицы, честному Ее знамению. Тогда же святитель Иоанн указал совершать в этот день сугубую панихиду погребенным в Софийском соборе русским князьям и архиепископам Новгородским — так началось празднование соборной памяти Новгородских святителей.

Мощи святителя открыто почивали в Новгородском соборе. Общецерковное прославление святителя Илии-Иоанна Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году. В 1629 году митрополит Новгородский Киприан установил празднование 1 декабря в честь обретения мощей святителя Иоанна.

Молитва святителю Иоанну, архиепископу Новгородскому

Молитва первая

О, всехвальный святителю Христов и чудотворче Иоанне! Приими сие малое моление от нас грешных, к тебе прибегающих, и теплым твоим предстательством умоли Господа и Бога нашего Иисуса Христа, яко да, призрев на ны милостивно, дарует нам согрешений наших вольных и невольных прощение, и по велицей Своей милости избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст земли плодоносие, и вся, яже на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии, и да сподобит нас грешных и недостойных Небеснаго Царствия Своего, со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Иоанне, предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующия к подвигом добраго течения укрепи, царствующий град и вся грады страны добре сохрани и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою припадающия и молящияся тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи, моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его от шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Тропарь

глас 8

Днесь светло красуется славнейший великий Новград, имея мощи твоя в себе, святителю Иоанне, яко солнечныя лучи испущающия, и подающия исцеления, притекающим с верою к тебе. Молися Христу Богу избавити град сей невредим, от варварскаго пленения, и междоусобныя брани, и огненнаго запаления, святителю Богомудре и чудоносче, небесный человече и земный ангеле; да сошедшеся любовию в память твою, светло празднуем, в песнех и пениих радующеся, и Христа славяще, тебе таковую благодать даровавшаго исцелений, и великому Новуграду заступление и утверждение.

Ин тропарь

глас 4

Господи Боже наш, творяй присно с нами по Твоему смотрению, не остави милости Твоея от нас, но молитвами святителя Твоего Иоанна в мире устрои живот наш.

Кондак

глас 4

Возвеселися явленно Честная Церковь Христова, в память днесь приснословущаго святителя Иоанна, от великаго Новаграда возсиявшаго, и всю страну удивившаго преславными чудодеянии, всеми добродетельми украсившагося. И по преставлении бо честное тело его обретеся нетленно, источающее велия чудеса. Темже зовем ему: о, всеблаженне! Моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

Иконография

В 1599 году была сооружена деревянная рака для хранения священных мощей. На крышку раки было нанесено изображение святого, которое затем было перенесено на иконы. Позже деревянную раку заменили позолоченной, украсив стены рельефной резьбой, представляющей чудеса и деяния святителя. Первые иконы с изображением святого лика относят к XVI-XVII вв. На большинстве икон архиепископ изображен во весь рост.

Характерные особенности, присущие облику святителя:

  • седая борода округлой формы;
  • десница поднята в благословляющем жесте;
  • левой рукой держит свиток либо книгу.

На святом Иоанне богослужебное епископское облачение. На плечи накинут омофор, украшенный крестами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]