По святым местам. Храмы Русской духовной миссии в Иерусалиме


Иерусалимский Троицкий собор Русского подворья
Вознесенский собор Елеонского монастыря

Русская духовная миссия в Иерусалиме
, два параллельных канонических образования Русской Православной Церкви в Святой Земле — в прямом ведении патриарха Московского и всея Руси и в составе Русской Православной Церкви Заграницей

  • Миссийское управление:
  • Патриаршая: Израиль, Иерусалим. Russian Ecclesiastical Mission in Jerusalem, Russian Compound, 6 Kheshin str., P.O.Box 1042, Jerusalem 91009, Israel
  • Зарубежная: Израиль, Иерусалим. Russian Ecclesiastical Mission, P.O. Box 20164, Jerusalem 91200, Israel
  • Тел.:
    • Патриаршая: (10-972-2) 625-25-65, факс: 625-63-25
  • Официальный сайт:
    • Патриаршая:
    • Зарубежная:

    Патриаршая миссия ныне в первую очередь представительство Русской Православной Церкви при патриархе Иерусалимском и государственных структурах Израиля, Палестинской Автономии и Иордании. Также центр пастырского попечения о русскоговорящих православных верующих на территории этих государств и ведущая паломническая служба Русской Церкви для организации поездок в эти земли а также в Египет.
    Миссия Русской Зарубежной Церкви также окормляет паломников, поддерживает духовное и вещественное наследие Русской Церкви в Святой Земле.

    Основание

    Вопрос об учреждении в Иерусалиме представительства Русской Церкви возник впервые в XIX веке, в связи с трудностями, которые испытывали паломники из России. Настоятель Московского Иерусалимского подворья архимандрит Арсений писал императору Александру I в 1816 году: «В Иерусалиме никто столько не терпит бедности и нужды в пище и одежде и в самом убежище, как поклонники русские

    » [1]. В 1838 году камергер императорского двора А. Н. Муравьев, посетивший Палестину, чтобы изучить состояние политической и церковной жизни в Святой Земле и содействовать укреплению позиции России на Ближнем Востоке, также поднял вопрос о необходимости учреждения в Иерусалиме духовной миссии. По его мысли российскому императору надлежало стать покровителем над святыми местами, а русский архимандрит в Палестине «
    мог бы иметь благотворное влияние на …единоверцев и распространять среди них свет и нужные познания
    [2].» В 1842 году в докладе на имя императора вице-канцлер Нессельроде отмечал необходимость духовного лица для установления контактов с местным греческим духовенством и посредничества между Иерусалимской Патриархией и Российским Синодом. Предлагалось также возложить на такого клирика контроль за расходованием собранных в России пожертвований для Православной Церкви в Святой Земле.

    В июле 1842 Синод принял решение о направлении в Иерусалим, как неофициального лица, архимандрита Порфирия (Успенского). После встреч с Иерусалимским, Константинопольским и Антиохийским патриархами он прибыл в Иерусалим 20 декабря 1843 года. По ознакомлении с обстановкой в своем отчете Синоду высказался за создание духовной миссии, которая стала бы знаком «видимого единения церквей Иерусалимской, Антиохийской и Российской

    ,» осуществляла миссионерскую деятельность, помогала устройству школ и семинарий и заботилась о русских паломниках [3].

    В феврале 1847 года император Николай I утвердил основание Русской духовной миссии в Иерусалиме. Во главе встал архимандрит Порфирий (Успенский), а вместе с ним в Иерусалим отправился иеромонах и будущий святитель Феофан (Говоров). Иерусалимский Патриархат выделил для размещения их Иерусалимский Архангельский монастырь — там впервые на Святой Земле стали совершаться богослужения на славянском. В 1852 году по просьбе Иерусалимского патриарха Кирилла отец Порфирий стал попечителем православных народных училищ в Палестине и высшей Патриаршей школы для греческого духовенства при Иерусалимском Крестном монастыре. Архимандрит Порфирий также ходатайствовал о переводе и издании духовных книг по-арабски [4], и об улучшении быта русских паломников. Благодаря этому при Иерусалимской Патриаршей кафедре была открыта арабская типография, а для размещения русских паломников Патриархия выделила в Иерусалиме Феодоровский и Екатерининский монастыри [5]. Много времени архимандрит Порфирий и его помощники посвящали ученым трудам, исследованию церковного быта и истории христианского Востока. Крымская война в 1853-1856 годах заставила миссию временно прекратить деятельность.

    Рост и расцвет

    После войны духовная миссия возобновилась. Под руководством епископа Кирилла (Наумова) миссия, главным образом, стала оказывать помощь местному арабскому духовенству и его пастве, которую подкупали западные миссионеры. На российские средства стал строиться православный храм в арабском селении Бейт-Сахур близ Вифлеема. В Сирии владыка Кирилл устраивал школы и направлял духовную литературу и церковную утварь. Благодаря его содействию в лоно Православной Церкви вернулись сирийские униаты. Не оставлялась и забота о русских паломниках — для них совершались богослужения на родном языке, требы, арендовалось жилье, была открыта небольшая больница, организовывались паломнические караваны.

    В 1857-1860 годах в Иерусалиме у стен Старого города на Мейдамской площади было приобретено несколько земельных участков. Они были куплены как собственность императорского правительства усилиями начальника миссии и русских консулов, а затем и специально созданного для улучшения нужд русских паломников Палестинского комитета при Азиатском департаменте МИДа Российской Империи. Обширный участок, впоследствии известный как Русское подворье или «Москобия», стал застраиваться сооружениями для приема русских паломников. В первую очередь было начато строительство соборного храма во имя Святой Троицы, который был торжественно освящен в 1872 году. Одновременно стали возводиться и другие сооружения: здание Русской духовной миссии с храмом мученицы Александры, Елизаветенское (мужское) и Мариинское (женское) подворья для паломников, Русская больница, дом русского консула. Все эти постройки были сооружены в период 1859-1864 годах и обнесены каменной стеной. Александринский храм, освященный в 1864 году, стал первой церковью в Святой Земле построенной русскими.

    В то время были учреждены ряд новых русских учреждений в Святой Земле, которым переданы многие изначальные функции духовной миссии. В 1856 году в Иерусалиме было создано агентство «Русского общества Пароходства и Торговли». В 1858 году в Иерусалиме было учреждено Российское консульство. Постройкой зданий на Русском Подворье занимался Палестинский комитет Азиатского департамента МИДа, существовавший в 1859-1864 годах. В 1864-1889 годах действовала Палестинская комиссия. В 1882 году было открыто Императорское Православное Палестинское общество, которое деятельно занялось храмоздательством. Уделом собственно духовной миссии оставалось поддержание контактов с местным духовенством, передавать Иерусалимской Церкви поступающие из России пожертвования и духовно окормлять паломников.

    Почти тридцать лет начальства архимандрита Антонина (Капустина) стали золотым веком для миссии. Холодность в отношениях с Российским консульством в Иерусалиме и зачастую непонимание со стороны Синода вынудили архимандрита Антонина найти для миссии новую сферу деятельности — приобретение и обустройство земельных участков за пределами Иерусалима [6]. Несмотря на частое «безденежье» [7] удалось приобрести большое число участков, многие из которых — подлинные места, на которых разворачивались события описанные Священным Писанием. Приобретение земельных участков несло и миссионерскую функцию, препятствовало деятельности римо-католиков и протестантов, которые скупали святые места и строили на них свои учреждения. Так были приобретенны участки в Хевроне, с дубом Мамврийским (1868); на горе Елеон близ места Вознесения Господня (1868-1889); в Эйн-Кареме, в «Горней», на месте встречи Пресвятой Богородицы и праведной Елизаветы (1871); в Иерихоне (1874); в Яффе с гробницей праведной Тавифы (1886); в Бейт-Джале; в Силоаме; в Тиверии; в Анате. В связи со сложностями оформления актов о покупке, участки приобретались на имя драгомана миссии турецкого подданного Я. Е. Халеби, тот переоформлял дарственную на имя архимандрита Антонина, а начальник миссии в 1894 году завещал их Русской Церкви в лице Святейшего Синода. В 1889 году общая стоимость новоприобретенных участков составляла миллион рублей [5]. Покупка участков при его жизни зачастую воспринималась с большой холодностью, в 1872 году Синод даже распорядился отказаться от дальнейшего приобретения земель.

    Тем временем шло обустройство участков. Елеон был предназначен для монастыря — тут был возведен храм Христа Спасителя и колокольня, получившая название «Русской свечи». В Горней (Эйн-Кареме) была образована женская община в которой в 1883 году был освящен Казанский храм. В Яффе был устроен апельсиновый сад, возведен дом для паломников, а в 1894 году освящен храм апостола Петра. В Иерихоне построено подворье для паломников, путешествовавших на Иордан.

    Как и прежде, миссия совершала богослужения и требы для паломников, иногда монашеские постриги, в паломнический период — чтения и беседы с народом, сопровождение паломников. Продолжались и усилия для просвещения местного населения — так, на средства императрицы Марии Александровны, архимандрит Антонин по собственной инициативе устроил школу для девочек в арабском селении Бейт-Джала близ Вифлеема. За счет отдыха архимандрит Антонин находил время для серьёзных научных занятий церковной археологией и византинистикой. Он также создал в Иерусалиме миссийский археологический музей.

    Деятельность миссии продолжала ширится в заданном русле при преемниках отца Антонина, на рубеже XIX- веков. Приобретены новые участки — в Хайфе на горе Кармил (1908); на побережье Галилейского моря с источником святой Марии Магдалины (1908; в Кане Галилейской; в Назарете; в других местах Святой Земли. В 1907 году в Хевроне было начато строительство храма святых праотцев, в 1910 году пошло возведение собора Горненского монастыря, а в 1913 году на горе Кармил была освящена церковь святого пророка Илии. Как прежде велись археологические исследования.

    В 1914 году Первая мировая война прервала деятельность миссии, вынудив начальника и сотрудников переехать в Александрию. Храмы оказались закрыты, помещения заняты турецкими солдатами, оставшиеся в Святом Граде изгнанные сестры и паломники подверглись притеснениям. Лишь в конце мировой войны, в годы гражданской войны в России, миссия смогла начать восстанавливать разоренную жизнь.

    Межвоенные годы

    В 1919 году, по занятии Палестины Великобританией, русские монахи вернулись в Иерусалим. Связь с Россией оказалась прервана, и с 1920 года миссия вошла в ведение Временного Высшего Церковного Управления Заграницей. Миссия оказалась лишена защиты какого-либо государства, исчезло большинство прежних источников материальной помощи. С установлением власти Британского мандата бо́льшая часть опустевшего Русского подворья была занята гражданскими учреждениями — там разместились полицейский участок, тюрьма, американское отделение красного креста, а затем верховный суд. Многие миссийские постройки оказались повреждены и запущены.

    Большую помощь в поддержании миссии оказал архиепископ Кишинёвский Анастасий (Грибановский), направленный в Святую Землю зарубежным русским священноначалием в 1921 году и с 1924 года около десяти лет служивший наблюдающим за делами миссии. В первую очередь было получено признание прав миссии со стороны британских властей, восстановлена правильная монашеская жизнь. Владыка привел в порядок имущественные дела Русской Духовной Миссии путем сдачи в аренду некоторых участков и возведения нескольких построек с помощью займов. Была открыта Гефсиманская обитель, основана Вифанская школа, приобретен участок у реки Иордана. Период новых потрясений и переустройтсв в жизни последовал за Второй мировой войной.

    Разделение миссии

    В 1945 году Святую Землю посетил патриарх Московский Алексий I, ребром встал вопрос о каноническом подчинении миссии. Арабо-израильская война 1947-1949 годов привело к образованию государства Израиль, которое в 1948 году передало Московском Патриархату те храмы и монастыри миссии, которые оказались на его территории. Миссийская собственность, оказавшаяся на территории Иордании, осталась в ведении Зарубежной Церкви.

    Патриаршей миссии пришлось пережить немалые трудности в связи с продажей советским правительством большей части Русского подворья государству Израиль. Однако, богослужебная жизнь поддерживалась. В 1962 году на берегу Галилейского озера был построен храм в честь святой Марии Магдалины. В 1987 году в Горненском монастыре было завершено строительство пещерного храма в честь Иоанна Предтечи.

    Миссия Зарубежной Церкви с конца 1940-х годов сумела обратить внимание русской эмиграции к своему бедственному положению и привлечь приток пожертвований. Управление миссии было обустроено вначале в Гефсиманской, а потом в Елеонской обители. Был приобретен участок в вади Фаран где в древности располагалась Лавра святого Харитона. При архимандрите Антонии (Граббе) управление было перенесено на русские раскопки близ Храма Святого Гроба, но потом снова переместилось в Елеонский монастырь.

    Путь к возрождению и воссоединению

    Распад СССР положило начало активному возрождению палестинского паломничества среди православных бывшего союза — символическим началом стало паломничество патриарха Алексия II в Святую Землю в апреле 1991 года. Благодаря пожертвованиям в патриаршей миссии начали проводиться масштабные реставрационные работы, возобновилась просветительская и издательская деятельность. В 1997 году на юбилейные торжества по случаю 150-летия миссии патриарх Алексий вновь прибыл в Иерусалим, а правительство Палестинской Автономии передало миссии монастырь в Хевроне. В 2000 году патриарх Алексий снова был в Святой Земле на празднование 2000-летия Рождества Христова — к этому торжеству на выкупленном русском участке в Вифлееме миссией был построен крупный гостиничный паломнический комплекс, Палестинские власти вернули миссии подворье в Иерихоне. В 2004 году было возобновлено строительство собора Горненского монастыря. В начале 2007 года Иордания передала России участок у места Крещения Господня на реке Иордан для устройства паломнического подворья.

    Политическое давление в 1990-х годах привело к тому, что оба владения переданных патриаршей миссии — Хевронский монастырь и Иерихонское подворье — были перед этим изъяты у Зарубежной Церкви с применением насилия. Благодаря восстановлению канонического общения между Отечественной и Зарубежной частей Русской Православной Церкви в 2007 году, началось сближение между отчужденными русскими духовными миссиями. В июне 2007 года состоялось первое совместное богослужение представителей обеих частей Русской Церкви на Святой Земле. К началу 2010-х годов управление Иерихонским подворьем осуществлялось обеими миссиями совместно.

    Статистика

    • 1 января 1965 — у зарубежной миссии 18 участков, 1 из которых приносил доход; 16 монашествующих в Миссии (начальник, и.д. помощника, эконом, 2 архимандрита, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, схимонах, монах, 2 рясофорных инока, 3 послушника); 104 монашествующих в Елеонском монастыре (53 монахини, 36 инокинь, 15 послушниц); иные монашествующие в Вифанской общине, при Мамврийском дубе, в Фаранской лавре [8]
    • 2000-е — у патриаршей миссии 9 действующих храмов, 7 священников, 1 диакон [9]

    История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

    Впервые о необходимости учреждения в Иерусалиме представительства Русской Православной Церкви заговорили еще в XIX веке. Тогда на территории Палестины русские паломники были лишены политической защиты. Не было в Израиле ни священников, ни школ для просвещения паствы. У людей не было возможности молиться на родном языке, не говоря уже о нормальном бытовом обслуживании и о том, что, перейдя через пустыню, многие оказывались буквально без гроша в кармане. По всей Европе и на Ближнем Востоке православные переходили в католичество, и к концу века вся Европа уже была католической. Православные святые места оказались под угрозой: их попросту продавали тем, у кого был толстый кошелек. Так, церкви постепенно переходили в ведомство турецких властей.

    В феврале 1847 года Император Николай I своей резолюцией утвердил основание Русской духовной миссии в Иерусалиме. Первым ее начальником был назначен архимандрит Порфирий (Успенский), имевший опыт пребывания и служения на Востоке. Он уже посещал Святую Землю и был знаком с тяготами православной общины, поэтому после назначения он тут же активно приступил к просветительской деятельности.

    Просветительская работа духовной миссии не раз омрачалась событиями, которые мы до сих пор помним из учебников истории. Так, из-за того, что турецкие власти передали ключи от храма Рождества Христова представителям католической церкви, в 1853-1856 годах развязалась Крымская война. По окончании войны деятельность Миссии была восстановлена, близ Вифлеема был построен православный храм, стали основываться школы и проводиться богослужения на русском языке.

    Главные православные храмы и монастыри Иерусалима

    Православные храмы в Иерусалиме расположены преимущественно на территории старого города. Это не удивительно, именно здесь сосредоточены основные святыни. Святыни, появившиеся до разделения христиан, имеют общие храмы, либо молитвенные постройки для верующих каждой конфессии в отдельности. Но в любом случае они почитаются всеми христианами вместе. Здания, выстроенные после 1054 года, когда религия разделилась на православную и католическую, имеют свою историю. Здесь представлен список основных православных храмов в Иерусалиме, который станет прекрасным путеводителем по святым местам.

    Иерусалим много значит для христиан всего мира. Именно поэтому все христианские конфессии имеют здесь свои представительства. При этом в самом городе проживает не так много христиан. Большинство верующих, особенно православных, проживают обособлено в православных монастырях в Иерусалиме, где ухаживают за святынями, предаются молитвам и общаются с братьями и сестрами по вере. Именно поэтому православных монастырей в Иерусалиме довольно много. Стоит отметить, что монастыри в Иерусалиме существенно отличаются от русских и греческих комплексов. Они не обладают огромными территориями и хозяйством. Монастыри даже могут располагаться в обычных домах, которые им принадлежат, но стена к стене стоят со зданиями обычных горожан.

    Церковь Успения Пресвятой Богородицы

    Здание представляет из себя склеп или грот, основная часть которого находится под землей. В храм ведут 48 ступеней. Помещение создано в необычной форме креста, в котором находится кувуклия или небольшая внутренняя часовня. Здесь находится гроб Богородицы, в котором отсутствуют мощи, так как по преданию, дева вознеслась на небеса. Храм посещают преимущественно женщины, которые молятся о семейном благополучии, легком рождении и крепком здоровье детей, традиционном женском счастье.

    Гефсиманский женский монастырь

    Женская обитель имени равноапостольной Марии Магдалины была создана уже в современное время, а именно в 1934 году рядом с православным храмом в Иерусалиме. Здание находится в исторической части Гефсиманского сада. Одна из святынь монастыря – пещерная часовня Господних Страстей, выстроенная на месте молитвы апостолов за Иисуса после его ареста. Большинство православных храмов и монастырей Иерусалима несут в себе память об исторических моментах жизни Христа и являются не только религиозными святынями, но и огромным культурным наследием.

    Церковь Святой Троицы

    Огромный собор был построен русскими в 1863 году. Службы в соборе начались лишь через 9 лет в 1872 году. Он был освящен Иерусалимским православным патриархом Кириллом II и представителем русской православной миссии. Имеет просторное помещение, богатый интерьер. Собор выстроен по русским канонам русского.

    Церковь Марии Магдалины

    Собор выстроен в русском стиле в конце XIX века в честь великой императрицы Марии Александровны. Он носит имя равноапостольной Марии Магдалины. В храме содержатся мощи Марии Магдалины, мощи инокини Варвары и великой княгини Елизаветы Федоровны. Является одним из наиболее знаменитых православных храмов в Иерусалиме.

    Церковь Георгия Победоносца

    Храм является частью древнего монастыря, который ныне уже не существует. Точное время постройки монастыря не известно. Строение претерпевало несколько разрушений, здание часто отбирали персы или арабы. Сегодня это скромная церковь с красивым светлым, мраморным иконостасом в старом городе.

    Монастырь Святого Креста

    Древнейший православный монастырь в Иерусалиме, время основания которой точно не известно. По преданию, на месте этой святыни росло дерево, которое использовали для создания креста для распятия Иисуса. Здание напоминает собой крепость и находится на территории Нового Города.

    Церковь мученицы Александры Римской

    Небольшая домовая церковь, построенная в 1864 году по велению императрицы Александры Федоровны, которая являлась супругой русского царя Николая I. Святыня носит имя небесной покровительницы царицы. Храм был возведен также по специальной программе русских построек на территории Иерусалима.

    Церковь Иоанна Предтечи

    Храм Иоанна Крестителя считается одним из древнейших храмов православной церкви. Он был построен еще в V веке, затем был разрушен и отстроен вновь. Здание скромное снаружи имеет богатый и красочный интерьер внутри: огромный иконостас, яркие витражи и купол с роскошными фресками. Такой интерьер удивит любого туриста, а у верующего вызовет чувство благоговения. Каждому посетившему храм, обязательно стоит сделать фото роскошного убранства храма. Хотя адрес храма известен, найти вход в него не так просто: он находится между мелкими торговыми лавками на Христианской улице.

    Храм Гроба Господня

    Наиболее почитаемая святыня верующих всего мира. К ней с большим уважением относятся не только христиане, но иудеи и арабы. Ключи от этого храма хранятся именно у арабской семьи, которая следит за зданием много поколений. Строение возведено, на том месте, где был распят, после недалеко погребен, а затем воскрес Иисус Христос. Место стоит посетить любому человеку, вне зависимости от вероисповедания. В храме особая сильная энергетика и атмосфера.Современный комплекс включает Голгофу или место распятия Христа, место погребения, храм святой Елены, несколько пределов и монастырей.

    Здание используется сразу шестью христианскими церквями, одна из которой – православная. Под каждую конфессию выделены отдельные пределы, где верующие могут молиться и предаваться духовным практикам. Раз в год, на православную Пасху, сюда снисходит божественный нерукотворный огонь. Это огонь символизирует возрождение Христа и новую жизнь. Интересно, что первое время после снисхождения, пламя не обжигает. Иерусалимские свечи, обожженные им, знамениты на весь мир. Лампады с огнем и свечи расходятся по всему миру и особо почитаются не только христианами, но и мусульманами.

    Монастырь Претория

    По преданию, мужской православный монастырь Претория находится на месте тюрьмы, где содержался Иисус до казни. В монастыре оборудована темница Иисуса, которая повторяет древнее сооружение. Само здание было сооружено в XVIII веке. Имеет несколько церквей и пределов для богослужений.

    Горненский женский монастырь

    Обитель была создана в 1871 году, однако содержит древнюю святыню – камень, на котором по преданию Иоанн Креститель совершал проповеди. В отличие от большинства монастырей в Иерусалиме имеет обширную территорию. При основании этого православного монастыря в Иерусалиме монашенки должны были построить себе отдельные домики для проживания и посадить индивидуальный садик и огород. Эта традиция сохраняется до сих пор.

    Церковь святого Александра Невского

    Еще одно здание, выстроенное в XIX веке Императорским Русским Палестинским обществом. Оно было посвящено императору Александру III и носит имя его духовного покровителя Александра Невского. Здание имеет историческую реликвию: при подготовке фундамента был обнаружен Порог Судных Врат, через которые проходил Иисус, когда ступал на казнь.

    «Апельсиновая Сделка»

    В XX веке переломным моментом в развитии Русской духовной миссии стала так называемая «апельсиновая сделка» 1964-го года, в результате которой значительная часть земель с церквями была продана СССР. В период охлаждения взаимоотношений с Израилем советские власти приняли решение продать свое имущество на Святой Земле, но практичные израильтяне не хотели покупать церкви, которые нельзя было использовать в иных целях. Непроданным остался и Горненский монастырь, в котором жили монахини. Однако в самом центре Иерусалима были проданы многие исторические здания, в том числе Елизаветинское, Николаевское, Вениаминовское подворья и Французский дом.

    Название «апельсиновая» эта сделка получила оттого, что за эти земли Израиль рассчитался с советскими властями яффскими апельсинами и текстилем. Хрущев, видимо, посчитал, что советскому народу нужно прежде всего кушать и одеваться, а духовное наследие на тот момент имело, на его взгляд, наименьший приоритет.

    Подворье в XX-XXI веке

    В этом же году ускоренными темпами началось строительство Сергиевского подворья, а позже, в 1905 году, и Николаевского. Все новостройки относились к Русскому подворью в Иерусалиме. В 1964 году все постройки (за исключением Троицкого собора и Духовной Миссии), находящиеся на его территории, были проданы правительством СССР государству Израиль. Сделка получила негласное название «апельсиновая», а ее законность и в настоящее время остается спорной. Регулярно идут переговоры о признании сделки ничтожной и возврате всех строений РПЦ.

    В 2008 году здание Сергиевского подворья, которое использовалось министерством сельского хозяйства Израиля, а также природоохранной организацией, было возвращено в собственность Русского подворья.

    Возрождение

    Но времена СССР остались позади, а Русская духовная миссия продолжает нести свое служение в Израиле по сей день. В 1997 году она отметила свое 150-летие. В связи с этим событием Святую Землю посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2000 году он вновь прибыл туда с визитом для участия в праздновании 2000-летия Рождества Христова. На большой праздник собрались представители всех поместных православных церквей.

    В 2007 году Иорданское Королевство передало Российской Федерации участок земли у места Крещения Господня на реке Иордан, где был обустроен Странноприимный дом. И в том же году представители двух объединившихся частей Русской православной церкви совершили свое первое совместное богослужение на Святой Земле.

    В настоящее время в ведении Русской духовной миссии в Израиле находятся следующие храмы и монастыри:

    • Троицкий собор в Иерусалиме;

    • Храм в честь святой мученицы царицы Александры (Домовый храм РДМ в Иерусалиме);

    • Горненский женский монастырь в Иерусалиме;

    • Подворье с храмом в честь святого апостола Петра и праведной Тавифы в Яффо;

    • Подворье в честь равноапостольной Марии Магдалины в Тверии;

    • Подворье в честь Святых Праотцов в Хевроне;

    • Подворье в честь святого пророка Божия Илии на горе Кармель в Хайфе;

    • Подворье св. Иоанна Предтечи в Иерихоне;

    • Дом паломника в Тверии («Дом со сводами» — гостиница).

    Так что, несмотря на все сложности, с которыми сталкивалась Русская духовная миссия на протяжении более 160-ти лет своего исторического развития, деятельность ее продолжается. Сегодня Миссия является представительством Русской православной церкви при Патриархе Иерусалимском и государственных структурах Израиля, Иордании и Палестинской автономии.

    Изначально главными задачами Миссии были объединение, помощь и просвещение единоверцев. Сегодня, помимо этого, перед ней стоит важная задача по сохранению духовной атмосферы евангельской истории, которая формирует сознание православного христианина.

    Начальники

    • Порфирий (Успенский) (31 июля 1847 — 1854)
    • Поликарп (Радкевич) (24 марта — 30 сентября 1857) еп. Одесский
    • Кирилл (Наумов) (1 сентября 1857 — 22 июня 1863) еп. Мелитопольский
    • Леонид (Кавелин) (1863 — 1865)
    • Антонин (Капустин) (1865 — 1894)
    • Арсений (Изотов) (1894) в/у
  • Рафаил (Трухин) (1894 — 1899)
  • Александр (Головин) (1899 — 1903)
  • Леонид (Сенцов) (1903 — 1918)
    • Мелетий (Розов) (1918 — 1922) и/о
  • Иероним (Чернов) (1922 — 1925)
    • Мелетий (Розов), 2-й раз (1925 — 1928) и/о
  • Киприан (Керн) (1928 — 1931)
  • Афанасий (Петров)
  • Мелетий (Розов)
  • Антоний (Синкевич) (1933/1937 — 1948)
  • Патриаршая миссия в Израиле

    • Леонид (Лобачев) (декабрь 1948 — 1950)
    • Владимир (Кобец) ((? 1950) 1951 — 27 декабря 1951)
    • Поликарп (Приймак) (сентябрь 1951 — апрель 1955)
    • Пимен (Хмелевский) (20 февраля 1956 — 1957)
    • Никодим (Ротов) (25 сентября 1957 — 20 октября 1958 (март 1959))
    • Августин (Судоплатов) (1 октября 1959 — 1961)
    • Варфоломей (Гондаровский) (октябрь 1961 — 23 января 1963)
    • Ювеналий (Поярков) (23 января 1963 — 22 декабря 1964)
    • Гермоген (Орехов) (22 декабря 1964 — 25 ноября 1966)
    • Антоний (Завгородний) (4 апреля 1967 — 1970)
    • Иероним (Зиновьев) (1970 — 25 августа 1972)
    • Климент (Толстихин) (25 августа 1972 — (5 апреля) 5 августа 1974)
    • Серафим (Тихонов) ((5 апреля) 5 августа — 26 декабря 1974) и/о
  • Серафим (Тихонов) (26 декабря 1974 — 22 июля 1977)
  • Николай (Шкрумко) (22 июля 1977 — 16 июля 1982)
  • Пантелеимон (Долганов) (16 июля 1982 — 29 июля 1986)
  • Павел (Пономарев) (29 июля 1986 — 19 июля 1988)
  • Никита (Латушко) (19 июля 1988 — 26 апреля 1993)
  • Феодосий (Васнев) (26 апреля 1993 — 12 марта 2002)
  • Елисей (Ганаба) (12 марта 2002 — 6 октября 2006)
  • Тихон (Зайцев) (6 октября 2006 — 31 марта 2009)
  • Исидор (Минаев) (31 марта 2009 — 16 июля 2013)
    • Феофан (Лукьянов) (16 июля 2013 — 13 июля 2015) вр. и/о
  • Александр (Елисов) (с 13 июля 2015)
  • Зарубежная миссия

    • Антоний (Синкевич) (1948 — 1951)
    • Димитрий (Биакай) (1951 — 1968)
    • Антоний (Граббе) (1968 — январь 1986)
    • Валерий Лукьянов (1986 — 1987)
    • Алексий (Розентул) (1 сентября 1987 — октябрь 1991)
    • Николай (Юхос) (май 1992 — ноябрь 1993)
    • Владимир Скалон (1993)
    • Феодосий (Клэр) (ноябрь 1993 — декабрь 1995)
    • Варфоломей (Воробьёв) (декабрь 1995 — август 1997)
    • Алексий (Бирон) (1997 — 2000)
    • Петр (Лукьянов) (2000 — 2002)
    • Андроник (Котляров) (2003 — 2 мая 2007) и/о
  • Иоасаф (Маклеллан) (нач. года — 18 декабря 2009)
    • Тихон (Амельченя) (14 июля 2010 — 17 мая 2011) и/о
  • Тихон (Амельченя) (с 17 мая 2011 — 9 октября 2012)
    • Роман (Красовский) (14 июня 2012 — 9 октября 2012) и/о
  • Роман (Красовский) (с 9 октября 2012)
  • Паломничество по Святой Земле

    На сегодняшний день основной деятельностью Русской духовной миссии является духовное просвещение паломников. Православные из России, Украины, Белоруссии, Молдовы и других стран ближнего и дальнего зарубежья стремятся совершить паломничество в Израиль, ведь это уникальная возможность соприкоснуться со святынями христианства и укрепить свою веру. Каждый, кто там побывал, отмечает красоту и силу этих мест, имеющих высокую значимость для истинно верующего.

    Первой ступенью программы является подвиг паломничества в храме Гроба Господня и Троицком соборе Миссии. Богомольцы приезжают на 8, 10 или более дней, чтобы посетить Иерусалим, Вифлеем, Галилею, Назарет, монастыри Иудейской пустыни и совершить восхождение на гору Синай. Существуют также расширенные программы с посещением Святых Мест в Иордании с возможностью ступить на место Крещения Господня. Чтобы совершить программу паломничества, можно обратиться напрямую к представителям Русской духовной миссии в Иерусалиме.

    Архитектура и убранство собора

    Главный собор Русского подворья в Иерусалиме представляет собой храм с десятью куполами, созданный в неовизантийском стиле. Каждый купол храма венчают православные кресты. Сама церковь получилась величественной и впоследствии превратилась в один из узнаваемых символов Русского православия в Иерусалиме. Легкость достаточно большой постройке придает бледно-розовый камень, которым облицованы внешние стены собора.

    Внутри храм поражает красотой росписи стен и богатой золоченой утварью, подаренной собору Московскими храмами. Одну из главных ценностей церкви представляет собой резной иконостас, а также алтарные врата, которые передал храму князь Константин Николаевич.

    Особенно почитаемыми святынями собора являются две иконы, которые у верующих считаются чудотворными. Это икона Благовещение Пресвятой Богоматери и Св. Николая Чудотворца. Последняя была подарена храму русскими паломниками. В то время, когда вместе с иконой они направлялись на Святую землю, они попали в шторм, однако были спасены силой молитвы лику Чудотворца. Известно, что Святитель Николай является главным покровителем моряков и морских путешественников. Сегодня следы этого шторма остались на иконе.

    Воскресная Школа

    Для живущих в Израиле православных христиан очень важно иметь возможность посещать воскресные службы на родном языке и приводить в церковь детей. Вопрос о духовном воспитании детей в Израиле очень важен, особенно для тех, кто живет в нехристианском окружении. Многие дети родились в Израиле и посещают израильские учебные заведения, но, наряду со светским образованием, для них важно сохранить православную веру и русскую культуру.

    В марте 2009 года в Горненском женском монастыре Русской духовной миссией была организована Воскресная школа. Большая часть прихожан – это русскоязычные православные верующие, среди которых много семей с детьми, которым очень интересно постигать азы православия.

    Занятия в школе проходят каждую субботу. Помимо изучения Закона Божьего, прихожане также посещают кружки по пятницам, где учатся рукоделию, узнают об истории России, принимают участие в театральных постановках. А с 2014 года там стали проводиться занятия по русской литературе, что помогает воспитанникам сохранять свою языковую и культурную среду. Работа Воскресной школы помогает прихожанам изучить историю, укрепиться в вере и стать частью православной семьи.

    Иерусалимская миссия в Москве

    В конце XVII века взаимоотношения между христианским Востоком и Православной Россией ухудшились, несмотря на то, что русские цари оказывали всяческую помощь духовным наследникам апостольских престолов. После Петра I восточные святители вообще перестали ездить в Москву. Не было и ответных визитов. Только «сермяжная Русь, во Христе бродячая», в лице киевских и саровских старцев, а также простых богомольцев, посещала Святые Земли Иерусалима.

    В первой половине XVIII века число православных пилигримов из Руси резко возросло. После победы над Наполеоном Иерусалимский Патриарший престол возобновил официальную переписку со Священным Синодом.

    В 1818 году благодаря стараниям уроженца из казачьего Черкасска архимандрита Арсения, набожного и дерзкого человека, дважды отсидевшего в Суздале (это своего рода Сибирь для церковных иерархов) открылось Иерусалимское подворье в Москве. Этому предшествовала передача Святогробскому духовенству церкви св. апостола Филиппа на Арбате.

    Покупка земель

    Русская миссия сразу же занялась делами богомольцев из отчизны. Наши паломники наконец-то смогли провести ночлег в стенах Архангельского монастыря, а для паломниц был выхлопотан у греков удобный Феодоровский монастырь. Но было понятно, что Русская Миссия нуждалась в собственном имуществе. «Всякому теперь понятно, что лучше всего было бы построить русский дом», — однажды сказал архимандрит Порфирий поверенному в делах при Оттоманской Порте в Константинополе А.П.Озерову.

    Понадобились немалые усилия, чтобы был выделен участок вблизи Архангельского монастыря, и на нём было возведено удобное здание для московских миссионеров. Однако 8 мая 1854 года дружине архимандрита Порфирия пришлось уехать из Иерусалима по требованию французского консула Бота. Шла Крымская война 1853—1856 годов.

    Начало обустройства

    Сопровождали архимандрита Порфирия бакалавр Духовной академии иеромонах Феофан, а также учащиеся Петербургской семинарии Соловьев и Крылов. Несогласных с поездкой было много даже среди приближенных Николая I. Сухо встретили делегацию и в Константинополе, куда они прибыли на пароходе «Херсонес» из Одессы.

    17 февраля 1848 года группа архимандрита Порфирия, состоящая из двух монахов и двух мирян, прибыла в Иерусалим. Имея скромный бюджет семь тысяч рублей, русская миссия в Иерусалиме изначально была обречена на незавидное положение. Богатые православные арабы, привыкшие к земным радостям, и купающие в роскоши католики и протестанты свысока смотрели на приезжих русских. Однако миссионеры стараниями и делами своими 16 августа 1848 года все-таки въехали в знаменитый Архангельский монастырь, построенный в 1303 году сербским королем Стефаном Милутиным, и основали там первое подворье РПЦ. Впрочем, договор был составлен греками так, что монастырь был передан в распоряжение, но не в собственность.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]