Икона святого Ильи Пророка — о чем перед ней молятся


Святой Илья – наиболее почитемый людьми из пророков, так как является вторым, через которого Господь обращался к земным жителям. Первым был Моисей. Также он один их тех, кого Бог забрал к себе, не оставив свидетелей этого действия. Воздушно-десантные войска считают святого Илью своим покровителем и заступником.

Икона “Илья Пророк” способствует удачному исходу любого начатого дела, но считается, что больше всего святой помогает в сельскохозяйственных делах. К нему обращаются с просьбой послать дождь при засухе или ясную погоду при проливных дождях. Также пророк может избавить молящегося перед его иконой от тревожащих болезней. Он выводит злость из людских сердец и способствует мирной семейной атмосфере.

История иконы

Великий старец жил на земле за 9 столетий до рождения Мессии. Имя Илия означало «Угодный Господу». Святой проявил себя ревностным последователем истинной религии, его проповеди, вселявшие в сердца народа любовь к Господу, слушали с большим почтением. Он обладал духовным зрением и видел то, что другим было не под силу.

Пророк Илия, являющийся вторым избранником Господа после Моисея, способен исцелять от тяжких недугов, прогонять злобу из людских сердец, а также посылать дожди в период засухи.

Святой стремился обратить заблудшие души к богопочитанию и покаянию. Пришло время, когда засуха высушила последний источник воды. Илья, как и все люди, голодал, но не отворачивался от веры и силы, ниспосланной ему Свыше. В один из самых тяжелых моментов святой попросил у бедной женщины приюта и еды. За доброту, в которой вдова не отказала, ее дом больше не знал голода.

В молитве Илья обращался к Богу, моля дать ему силы. Необъяснимое чудо воскрешения тоже восходит ко времени его жизни и считается одним из чудес, совершенных великим пророком.

Но, несмотря на чудеса, он подвергся гонениям и скрывался от языческих преследований. Тогда святой праведник решил устроить состязание со жрецами Ваала, идола израильтян. Он предложил бросить жребий — на чей жертвенник упадет огонь небесный, тот бог и правильный.

Целый день жрецы совершали ритуальные пляски перед Ваалом, кололи себя ножами. Но огонь не упал с небес на их призывы. Вечером Илья соорудил жертвенник из двенадцати камней (по числу колен израилевых), воззвал в горячей молитве к истинному богу. Он просил послать огонь на жертвенник для вразумления заблудших.

В это время на жертвенник упал небесный огонь и зажег жертву. После этого народ вновь уверовал в единого бога, а жрецы Ваала были убиты. Бог послал дожди на землю, и засуха прекратилась.

В библии мы можем прочитать, что Илия еще при жизни был вознесен на огненной колеснице в небеса к богу.

Свидетелем этого чудесного события был его ученик Елисей, которому пророк с колесницы сбросил свою верхнюю одежду. Илия стал вторым угодником божьим, вознесенным живым на небеса, после праведного Еноха.

Божий человек, жрецы и тельцы

В русском переводе Библии пророк называется «Илией». Еврейский аналог этого имени Элийягу (‏אֵלִיָּהוּ) означает «Мой Бог — Господь», точнее «Мой Бог — Яхве» (Яхве — «Господь» по-еврейски). При этом «Яхве» обозначало не простое, но собственное имя Бога, которое не произносили вслух.

По преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, при рождении пророка его отец видел, как «некие благообразные мужи пеленали его огнем и питали пламенем огненным». И младенец действительно стал ревностным, пламенным служителем единого Бога.

Пророк Илия жил в Северном Царстве Израиля во время правления нечестивого царя Ахава, который прогневал Бога тем, что в угоду жене- финикиянке насаждал культ языческих богов Ваала и Астарты.

За это Илия предрёк всему Израилю засуху: «И сказал Илия (…) Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3 Цар. 17:1)

Описание святого лика

В старину всех святых иконописцы изображали практически одинаково. У них были борода и длинные волосы, плащ и свиток в руках. Иногда на головах пророка можно было увидеть еще и шапочку.

Отличали, где и какой пророк изображен, только по надписи на табличке вверху или на свитке. Конечно, сегодня все образы несколько видоизменены, однако общий смысл и сюжеты все же сохранились. Данное утверждение касается и икон, на которых изображен Илья Пророк. Чаще всего встречается два тематических изображения, связанных с ним.

Это пребывание святого в пустыне и икона «Огненное восхождение Ильи Пророка». На самом деле, конечно, сюжетов гораздо больше. Однако эти два изображения встречаются в храмах и в домах верующих чаще остальных.

Самый древний образ появился во времена существования Византии. На иконе святитель представлен как монах с грозным и хмурым взглядом, его одеянием служит красный шерстяной плащ, лик украшен длинными волосами и густой бородой, а головным убором выступает церковная шапочка.

На образах, созданных позднее, наблюдатель может заметить в руках преподобного старца кинжал, который является символом его неприязни ко всем иноверцам.

В некоторых монастырях хранится два варианта изображения Пророка в разные моменты его жизненного пути.

  1. На первом полотне святой сидит на камне посреди пустыни и глубоко размышляет о чем-то, рядом с ним находится пещера. Голова монаха повернута, а в правом углу полотна изображен тот самый прирученный ворон, которого посылал Господь, чтобы накормить преподобного старца. Легенда гласит, что этот сюжет затрагивает промежуток времени, когда святитель еще духовно не достиг Небесных сфер.
  2. Другой образ демонстрирует Пророка, возносящегося к Господу на огненной колеснице. Его взгляд направлен вниз на землю, от которой он постепенно и навсегда удаляется.

На заметку! Церковное памятование святителя отмечается 20 июля, в России этот день считается особо чтимым. Накануне праздника издревле выпекали ритуальное печенье и символично оканчивали полевые работы. В само торжество запрещалось совершать любую работу, так как люди верили, что суровый христианин Илия способен наказать за проявление неуважения к его памяти.

Самые древние дошедшие до нас изображения

Считается, что из ныне сохранившихся икон святого древнейшая находится в базилике Сан-Лоренцо-Маджоре (Милан, Италия). Оно относится примерно к 370 г. Историки затрудняются точно определить датировку этой фрески, так как она имеет плохую сохранность. Однако из существующих фрагментов понятно, что это образ «огненного вознесения» св. Илии.

Еще одна икона, относящаяся к 549 г., также известна в базилике Сент-Апполинаре итальянского города Равенны. Он находится на иконе Преображения Господня: здесь Илия изображен на облаке.

Символическое изображение Преображения Господня в базилике Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (ок. 549). Пророк Илия изображен в виде старца справа, слева пророк Моисей.

Также к VI в. относится мозаика монастыря св. Екатерины (гора Синай). Это также Преображение, где св. Илия показан благословляющим. Он облачен хитон с черным поясом, украшенным крестами, милоть.

В чем помогает икона Ильи Пророка

Крестьяне с давних времен привыкли обращаться к чудотворной иконе преподобного старца, чтобы предотвратить засуху и обогатить землю благодатной влагой. Иногда же люди обращаются к пророку, чтобы установить солнечную погоду.

Также просьбы касаются:

  • укрепления веры в сердце;
  • осознания своей греховной природы;
  • восстановления мира в семье;
  • защиты от телесных немощей и ран;
  • преодолении бедности и безденежья;
  • замужества девиц;
  • помощи в любых делах.

На Руси образ считался священным и находился практически у каждого христианина.

  • Многие верующие считают, что чудотворная икона способна очистить человеческую душу от скверны и ненависти к своим собратьям. Святой содействует удачному исходу доброго мероприятия.
  • Молитвы перед священным полотном помогают не терять веры, а также дарят благословение, защищают от бедности и болезней. С иконой Пророка в дом приходит процветание и мир.
  • В самом молитвенном прошении говорится о том, что святитель является человеколюбцем и верным служителем Бога. Христианин просит вознести его покаяние до Небесного Отца и получить заступничество от нескончаемых страстей и пороков, навеянных человеческим врагом. Верующий надеется, что преподобный укрепит веру в Господа, придаст характеру кротости, смирения, терпения и любви к ближним. Пророка, бывшего на земле и видевшего горести, восхваляют, а после славят Отца, Сына и Святого Духа.

На заметку! Изображения преподобного старца часто приобретают фермеры и военные. В традициях ВДВ святитель Илия — заступник и великий покровитель, поэтому практически в каждое войсковой части построена часовня, в которой центральное место занимает именно полотно Пророка.

Значимость

Изображения этого святого часто можно встретить в домах фермеров, а также военных. Воздушно-десантные войска считают его своим заступником и покровителем, поэтому в каждой воинской части есть часовня, главное место в которой занимает образ святого Ильи Пророка. Икона, значение которой невероятно велико для верующих, считается одной из самых известных и почитаемых.

Святой на древней Руси считался не только великим чудотворцем, но и громовержцем, который управляет стихиями. В первую очередь это касалось дождя. Икона «Илья Пророк» присутствовала практически в каждом доме. Когда люди переживали за богатство урожая — чтоб он не высох или же, напротив, не сгнил, они усердно молились пророку. Икона с его изображение помогала и помогает справляться с любыми трудностями — нехваткой материальных благ, психическими или физическими болезнями. Кроме того, она способна отводить от человека внезапно настигающую смерть. И в этом, судя по отзывам, верующие постоянно убеждаются.

Как молиться

Образ этого святого должен присутствовать в каждом доме. Перед ней нужно ставить свечи и молиться. Существует много случаев, когда, как считается, Илья Пророк обязательно помогает. Молитва, прочитанная перед его иконой, должна идти от души.

Если человек преклоняет колени перед образом в храме, он должен соблюдать некоторые правила: отправляйтесь в божью обитель только с открытым сердцем и с благими намерениями. Перед входом следует подать нуждающимся.

Заходя в храм, нужно перекреститься и поклониться. После этого следует подойти к иконе Ильи Пророка и зажечь перед его образом свечку. Освободившись от всех посторонних мыслей, следует сконцентрироваться на своей просьбе. Если человек молится дома, тогда он должен поставить перед собой икону и зажечь рядом свечу.

Молитва перед иконой Пророка Ильи

«Святой пророк Господа Илья, обращаюсь к тебе, человеколюбцу и праведнику Божьему. Вознеси молитвы недостойных рабов (имя) до Отца нашего, да услышит Он наше покаяние, сокрушение о грехах постыдных. Да поможет нам заступничество небесное отойти от порока и ухищрений дьявольских. Укрепи веру нашу, даруй смирение и кротость, любовь к ближнему, терпение. Избавь, великий угодник, молитвой своей от гнева Создателя. Ты, в мире поживший и горести вкусивший, славим тебя, желая вечных благ в Царствии Господнем. Славу возносим Отцу нашему, милостивому Иисусу Христу и Святому Духу во веки веков. Аминь».

О чем молятся верующие

К святому чаще всего обращаются:

  • во время стихийных бедствий, будь то засуха, или, напротив, затяжное ненастье, буря, град, другие катаклизмы;
  • прося помощи во время гонений за веру, при нападении врагов;
  • в случае греховных искушений, с просьбой укрепить веру и молитву.

Так народная любовь к пророку породила большую и разнообразную традицию его изображений. Прибегая к этим образом с верой, что святой обязательно поможет, многие получают просимое.

Наталья Сазонова

Дни празднования

Почитание иконы происходит в известный в народе православный праздник Ильин день. Верующие люди отдают дань почтения Божьему пророку Илье 2 августа. А огромное количество традиций, связанных с этим днем, делает празднество одним из любимых и почитаемых торжеств в России.

Они поражают бесов и людей, которые не следуют Закону Божьему. Его образ повсюду несет собой гнев, ужас, смерть и разрушение. В этот день в народе запрещается купаться. Так как в это день очень часто случаются грозы. И во время купания могут погибнуть люди. Также согласно народным приметам, люди, которые купаются в этот день могут заболеть или утонуть.

Кроме того, если случалась гроза, то запрещалось в это время находится в воде, бегать по улицам, стрелять и петь. Бабушки в этот день учили своих детей и внуков плотно закрывать двери, задергивать занавеси на окнах и зажигать лампадку.

Только вера и соблюдение всех заповедей Господних подарит вам счастливую судьбу, любовь и благодать.

Где находятся иконы

Самый популярный образ святого старца на территории России хранится в соборе, освященном в его честь и построенном на Обыденском переулке. На 20 клеймах, которые украшают полотно, демонстрируются главные события из жизненного пути преподобного старца.

В этом же храме находится и другой образ, тоже чрезвычайно почитаемый православным народом. Он создавался в честь торжества по случаю 200-летия собора. На полотне старец представлен сидящим в пустынной местности.

В храме Пророка, находящемся в Новгородской области, также хранятся две чудотворные иконы с изображением преподобного святителя. Одна создавалась 200 лет назад, её используют в ежегодном крестном шествии. Другому образу около двух десятков лет, но, несмотря на молодость этого творения, прихожане полюбили его.

Иконы, изображающие преподобного старца, продаются повсеместно в церковных лавках на территории монастырей. Перед образом ставят свечи, молитва произносится чистосердечно и сконцентрировано.

Икона в храме Ильи Пророка в Израиле

Уже несколько столетий паломники со всего мира прибывают на гору Кармил, чтобы лично прикоснуться к святыням, связанным с именем этого божьего проводника. Место для строительства храма выбрано не случайно. Согласно легенде, именно в одной из пещер в этой горе пророк Илья достаточно долгое время был вынужден прятаться от преследователей.

Именно здесь ему удалось одержать победу над языческим жрецом. Храм построен непосредственно над этой пещерой и имеет форму креста. Расположенный во внутреннем дворике небольшой алтарь очень похож на тот, который в свое время создавал сам Илья.

Рядом с ним стоит аккуратная статуя этого пророка, занесшего руку с клинком над головой языческого жреца. Когда армия арабов воевала с евреями, то мусульмане, отрубив ее, посчитали, что тем самым уничтожили ту помощь, которую она оказывала христиан.

Храм построили относительно недавно: в день памяти Святого пророка Ильи в первой четверти двадцатого столетия. Ежегодно к нему стекаются тысячи верующих, чтобы помолиться перед иконой с его изображением и покрестить перед ней детей.

Наставления пророков

Чему нас учат библейские пророки? Они показывают верующим правильный путь служения богу, жизнь в чистоте и святости. В библейские времена все пророки были гонимы, о чем подтверждал Иисус Христос в евангелии: «Нет пророка в своем отечестве». Гонения были вызваны словом правды и обличением в грехах, ведь люди не желали слышать истину о себе. Но пророкам всегда сопутствовала благодать божья, которая укрепляла их дух в противостоянии греху.

Господь специально посылает пророков на землю, чтобы они свидетельствовали о его силе и власти. Люди часто забывают о том, кто их истинный отец и создатель, и начинают создавать идолов. Так было во времена пророка Илии, когда царь иудейский впал в идолопоклонство. Так было и во времена Иисуса Христа, когда место первосвященника покупали за деньги. Иоанн Креститель стал последним пророком на земле, возвестив приход Спасителя мира.

Иисус был последним посланником небес, он искупил род людской от грехов и дал всем людям на земле возможность обрести царствие небесное. После Иисуса Христа бог не посылал на землю пророков за ненадобностью. Теперь все христиане земли ожидают второго пришествия Христа, чтобы узреть воочию славу божью на земле.

Пророк Божий Илия (+ВИДЕО)

20 июля / 2 августа Церковь чтит пророка Илию. О том, как события ветхозаветной истории соотносятся с нашим временем, почему Илия – новозаветный пророк, о духовных уроках пророка Божия, рассказывает протоиерей Андрей Ткачев.

Дорогие боголюбцы! Сегодня мы поведем разговор о величайшем человеке в истории мира, одной из самых значимых фигур Ветхого и Нового Завета – о пророке Божием Илии.

Многие считают, что и не нужно знать Ветхий Завет. Это огромная ошибка!

Начну с того, что в нашей, восточнохристианской традиции Православия, в частности в русском Православии – не очень знаю, как у грузин и сербов, но мне кажется, у них так же, как и у нас, – нет традиции, к сожалению, посвящать храмы Божии святым персонажам Ветхого Завета. Например, я не знаю у нас ни одного прихода в честь Моисея, ни одного прихода в честь Исаии, ни одного прихода в честь Иеремии, что, в общем-то, встречается в западной традиции. У нас тут некая лакуна, пробел почему-то… А был бы, например, праздник пророка Иеремии, ежегодно торжественно празднуемый на приходе пророка Иеремии, мы бы читали его книгу, мы бы проповедовали о нем, мы бы больше о нем знали, мы бы любили его больше. Так же было бы и с Исаией, и с Моисеем, и с другими пророками Ветхого Завета. И это заполняло бы наше незнание Ветхого Завета. А это незнание поражает. Очень многие из нас не только не знают, а считают, что и не нужно знать Ветхий Завет. Это огромная ошибка!

Исключением является пророк Илия. Ильинские храмы на Руси есть – и их много. И один из самых главных храмов – тот, что на нынешнем киевском Подоле: он выполнил историческую миссию, с ним связано принятие Русью христианства, тут крестились русичи.

Есть твердое убеждение, что Илия должен вмешиваться в самые значимые исторические события

Илия известен нам и любим нами. При этом он чрезвычайно известен и любим евреями. Достаточно сказать, что евреи до сегодняшнего дня, когда обрезывают своих мальчишек – в восьмой день младенцев мужского пола, – специально ставят пустое кресло для Илии, чтобы посмотреть, не придет ли Илия помазать этого человека и указать на его избранничество. Вспомните, что когда Господь возопил на кресте: «Или, Или, лама савахфани» – «Боже мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?», евреи стали говорить друг другу: «Илию зовет. Посмотрим, придет ли Илия спасти Его». Как видим, есть твердое убеждение, что Илия должен вмешиваться в самые значимые исторические события, во всё то, что касается конечных судеб мира. И душа этого человека настолько широка и горяча, что вмещает в себя проблематику самых важных – крайней степени важности – явлений. И он силен влиять на события мировой истории.


Пророк Божий Илия

Жизнь его прошла на фоне тяжелейших испытаний для Божиего народа и глубочайших отпадений от правды и истины. Вообще жизнь святых проходит на фоне – как в театре актер играет на фоне задника, какой-нибудь декорации. А декорацией для святого часто выступает абсолютное нечестие. Для Авраама такой декорацией, жутким задником является Содом. Авраам действует на фоне Содома, куда ушел его племянник; Авраам воюет с содомскими князьями; Авраам принимает трех ангелов, идущих в Содом испытать его и найти, так ли всё там происходит, как на небе слышно, потому что вопль содомский до неба поднимается. Авраам и Содом связаны по контрасту. Каждый святой человек живет на фоне жуткого безобразия. Точно так же и Илия.

Илия живет на фоне Ахава и Иезавели. Ахав, израильский царь, открыто ввел культ Ваала в своей стране, насадил священные рощи, поставил истуканов и идолов, и от стола Иезавели, его жены, кормились исчисляемые сотнями пророки и жрецы Ваала и Астарты, чьи так называемые богослужения сопровождались ритуальным блудом, кровопролитием и всем таким, что у нас никак не совмещается с понятием богослужения. В это время имя Божие забывается. В это время люди массово впадают в идолопоклонство. А идолопоклонство – это не просто бросить семечко на жертвенник перед истуканом. Идолопоклонство – это обязательно блуд и разврат. Это праздники, которые заключаются в музыкальных процессиях, неких сатанинских антиподах крестных ходов. Это кровосмешения, это неестественная мужская и женская проституция, это жертвоприношения, в том числе и детские, это такой вихрь беззаконий, в котором человек теряет образ не только Божий, но и человеческий, забывает всё святое. Люди погружаются в мистической глубины разврат. Разврат – мистика, идолопоклонство – это духовный блуд. Духовный блуд приводит к блуду физическому в разных сатанинских формах. И вот в это время, когда имя Божие забывается, его едва-едва произносят избранные, да и то шепотом и тайком, приходит Илия – приходит прямо к Ахаву.

Илия, чье имя значит: «Бог мой Господь», и берет на себя эту миссию – утверждать, что нет другого Бога, кроме Господа

Имя «Илия» составлено из двух слов: «Элийя» и «Яхве». «Элийя» – это Бог, а «Яхве» – это Господь. То есть имя значит «Бог мой Господь». Имя это говорит: нет другого Бога, кроме Яхве. И Илия берет на себя эту миссию – утверждать, что нет другого Бога, кроме Яхве. И любой, призывающий Илию по имени, по сути призывает имя Бога Живого.

Илия приходит к Ахаву и грозит ему засухой и голодом на земле, говоря: «Жив Господь, пред Которым я стою». Ахав боялся Илию, всегда воспринимал его как врага, потому что присутствие святого обжигало его и мучило.

Илия зеркально соотносится с пророком Иоанном Предтечей: в том же духе потом придет Иоанн. Они и одевались похоже: во власяницу, препоясанную кожаным поясом. Они обычную пищу не ели, вели образ жизни аскетический и были девственниками. И тот, и другой обличали царей: Илия обличал Ахава, Иоанн обличал Ирода. Цари эти взяли нечестивых жен: Иродиада – точная копия Иезавели. И та, и другая гнались за пророками, только Иезавель не догнала Илию, а Иродиада пролила кровь Иоанна своей хитростью и блудной пляской своей дочери. Как видим, всё чрезвычайно похоже и зеркально отображается – ветхое в новом, а новое в ветхом.

Илия проповедует голод и заключает молитвой небо на 3 года и 6 месяцев. 3 года и 6 месяцев – это очень важный срок, и не зря это подчеркивается, потому что это время царствования антихриста. Апокалипсис открывает нам конечное нечестие мира, беззаконие исчисляя именно этим сроком: 3,5 года будет нечто жуткое и труднопереносимое на земле, как это было во дни Илии и Ахава.

Пророк Божий Илия

Заметим, что апостол Иоанн в Соборном послании говорит: Илия был подобный нам человек. Но он помолился, и небо не давало дождя 3 года и 6 месяцев. А потом опять помолился – и небо дало дождь. Так что он все же необычный человек, отличающийся чрезвычайной ревностью о Господе, могущий видеть нечестие и молящийся Богу Живому.

Во время засухи Илию питает вдовица в Сарепте Сидонской – некая финикиянка. Об этом в Своей первой проповеди – в назаретской синагоге – вспоминает Господь Иисус Христос: Он говорит, что много было вдовиц в Израиле, но ни к одной из них не был послан Илия, только ко вдовице в Сарепту Сидонскую (см.: Лк. 4: 25). Это жутко разозлило тогда евреев, потому что напомнило им: Бог милует и язычников. И они хотели сбросить Христа с горы, на которой Назарет основан, но не было еще время Христу страдать, да и не так нужно было Ему страдать.

Так вот, Илия живет у вдовицы в Сарепте Сидонской, и у нее не исчезает, по благословению Божию, масло в сосуде и небольшое количество муки, которым питается она, ее сын и Божий человек. А до того, прежде чем пересох поток Хораф, возле которого в пустынном месте жил Илия, Божиего человека кормит ворон, принося ему хлеб и мясо. Очень важный момент: ворон – плотоядная птица, она мясо ест. Но по повелению Господню она кормит Божиего человека, принося ему хлеб и мясо. Животные кормят Илию, женщина кормит Илию и не оскудевает у нее пища… Даже ангелы кормят Илию. Перед тем, как пойти на гору Хорив разговаривать с Богом, Илия вкусил принесенной ангелом чудесной пищи – лепешки и питья. В крепости пищи этой он прошел 40 дней, не останавливаясь.

Но прежде смирил жрецов вааловых и совершил нечто чудное для нашего ума: показал им, Кто Господь, вызвав жрецов на духовный поединок. Это очень распространено было между святыми, когда святые встречаются с волхвами, демонослужителями или поклонниками диавола – не играющими в это, а настоящими служителями темных сил, обладающими силой, энергией, бесовской прозорливостью, злой властью над жизнью. Когда святые сталкиваются с ними, происходит духовная война. Илия воевал со жрецами вааловыми. Он сказал, чтобы они низвели огонь на жертву, если смогут, если их бог это может. И они до заката солнца кололи себя ножами, прыгали вокруг жертвенника и молились: «Услыши нас, Ваал, услыши нас, Ваал». И Илия доказал, Кто есть настоящий Бог. По слову его положили на каменный жертвенник жертву, окопали ее рвом, вылили воды… Илия сказал: «Удвойте». Налили еще воды на жертвенник. «Утройте». Утроили налитую воду. И вот во время, когда в храме приносится вечерняя жертва, что очень важно – потому что это время действия Божия: времена богослужения – это времена особого действия Божия… так вот, во время, когда в храме приносится вечерняя жертва, Илия воззвал к Богу, и Бог услышал его: огонь сошел на жертву, и пожрал и жертву, и камни, и воду, и всё вокруг.

Нож в руке Илии над жрецами вааловыми – дело Божие: Бог не только милует, но и карает

А потом Илия заколол жрецов вааловых. И пусть не смущается этим христианская совесть. Дело тут даже не в различии нравов во времена Ветхого и Нового Завета, а в другом: перед Илией находилось несколько сот настоящих служителей сатаны, вряд ли способных к покаянию, которые стали как ягнята, потеряв свою силу, и он совершил своей рукой божественное возмездие. Такие эпизоды в истории бывают. Не нам их повторять, потому что у нас нет Илииной силы, но знать о том, что Бог является Богом – карателем и мстителем, а не только Богом милующим, мы тоже должны. Потоп – дело Божие, сожжение Содома – дело Божие, нож в руке Илии над жрецами вааловыми тоже дело Божие. Это страшно, это странно, но тут истина. И совершив этот великий подвиг, Илия изнемог.

Всегда, даже при максимальном нечестии, в народе Божием сохраняются тайные богоугодники

Люди великие тоже изнемогают. И люди, совершившие великое, боятся малого. Не боявшийся жрецов вааловых и низводивший огонь с небес на землю, заключавший небо, Илия убоялся Иезавели. Он просил, чтобы Бог забрал его душу. Это тоже интересная, яркая черта. Великие часто просят смерти. Просил смерти Иеремия. Просил смерти Иов. Просил смерти и Илия. Он говорил: «Забери душу мою, Господи. Жертвенник Твой разрушен, пророков Твоих убили…» «Я больше не могу», – смысл его слов к Господу. На что Господь ответил ему чрезвычайно важными для нас словами: «Я сберег Себе семь тысяч мужей, которые не преклонили колена перед Ваалом и уста их не целовали его». Чем важны эти слова? А тем, что утверждают: всегда, даже при максимальном огустевании нечестия, в народе Божием, в Церкви Божией сохраняются некие тайные богоугодники, в лицо которых мы не знаем. Они могут не афишировать свою веру, но они хранят ее и исповедуют ее в своих молитвах, они уклоняются от зла и творят благо, они отсекают себя от среды законопреступников. Это нужно помнить. Мы не знаем в лицо всех праведников. Нам кажется, что грех всё заполонил. Не всё заполонил. Даже во времена Ахава были праведники, которые остались верны Богу отцов своих, Богу Живому, требующему святости, а не греха. Илия был утешен этим.

Я уже вспоминал о том, что до горы Божией Хорив Илия шел, не останавливаясь, в крепости съеденной от ангела пищи, 40 дней. Это говорит нам о нашей смерти. Перед смертью нам тоже надо будет съесть и выпить – вкусить Тела Христова и Крови Его, чтобы потом 40 дней идти, не останавливаясь, к Престолу Божию и на 40-й день повстречаться с Господом. И это время Церковь Божия будет молиться за нас, за наше странное, удивительное, единственное в своем роде путешествие.

Когда Илия стоял на горе (подобно как когда-то Моисей стоял на Синае, а перед ним шел Господь, и он прикрывался рукой, восклицая: «Господь Бог милосердный и милующий!», и видел Моисей «задняя Божия», то есть не Славу Его, а некий отблеск Славы), он чувствовал присутствие Господне. Было трясение камней, но в этом не было Бога; был страшный ветер, разрушающий перед собой всё, но в этом не было Господа; был ураган, буря, но в этом не было Господа… А потом подул тихий, прохладный ветерок, такой успокаивающий, и в этом был Господь. Это прохладное дуновение сродни той прохладной, шумящей росе, которая закрывала отроков в пещи Вавилонской.

Вскоре Илия был забран на небо. Он один из тех, кто не умер, кто до сих пор не вкусил смерти. Это было на глазах пророка Елисея, его ученика, сына Сафатова. Илия бросил ему свою верхнюю одежду – милоть (покрывало), вместе с которой физическим знаком передал свою силу и власть, даже умноженную, Елисею. А кони огненные и колесница огненная вихрем взнесли святого на небо. Он не видал смерти.

Не видал смерти Енох, восьмой от Адама. Не видал смерти Илия – пророк Божий. Енох жил до потопа, Илия жил во времена Закона. Впоследствии видел смерть, но воскрес из мертвых Господь Иисус, победивший смерть. И Матерь Божия пережила смерть, но была вознесена Сыном Своим и Богом. Возможно, это же самое было с Иоанном Богословом, потому что в гробу его нет, а судьба его нам не известна.

И два человека, которые смерти не видели, опять придут на землю проповедовать Евангелие, проповедовать Христово Царство Бога, Мессии истинного, во время царствования мерзкого антихриста, когда народ будет массово безумен и будет прельщен в многомиллионном количестве. Люди по всему миру будут любить зло, любить ложь, уклоняться от правды. Тогда Илия и Енох придут из того места, где они сейчас находятся, проповедовать Евангелие Правды. И тогда они будут убиты, то есть смерть им вкусить придется.

Илия – новозаветный святой в том числе и потому, что он так сильно хотел увидеть Славу Божию и истину, дождаться Мессию, что ему и Моисею была уделена такая милость: на Фаворской горе, где Христос преобразился перед учениками, пришли к Нему два собеседника из другого мира – Моисей поднялся из преисподней душою своей и Илия пришел из тайных, нам неизвестных мест, явился перед Иисусом Христом в теле, чтобы беседовать с Ним о Его исходе, который Он собирался совершить в Иерусалиме. Так на Фаворе со Христом собрались небесные, земные и преисподние: небесный – Илия, земные – апостолы, из преисподней – Моисей. И всякое колено поклонилось о имени Христовом, как и сказано: «Всяко колено поклонится», подтверждая и исповедуя, что Господь Иисус во славу Бога Отца.

Так Моисей на горе Синай, а Илия на горе Хорив увидели Славу Божию, а потом глазами своими видели воплотившуюся истину, которую чувствовали во время своих боговидений и богоявлений.

Илия – это могучий защитник всех обиженных, наставник и покровитель всех любящих Священное Писание, помощник всех ревнителей за истину, начальник всех монашествующих. У католиков есть даже орден кармелитов, который связывает свое название с горой Кармель, упоминаемой в Священном Писании в связи с подвигами и трудами пророка Илии, с той пещерой, где он жил какое-то время, молясь и подвизаясь. У нас нет такого «точечного» поклонения, таких связей с Илией, но он почитается, безусловно, проповедниками, монашествующими и всеми, у кого болит душа от того, что попирается правда и торжествует нечестие.

Илия помогает и летающим по воздуху, и берущим в руки оружие за правое дело, и берущим в руки Писание, подобно оружию за правое дело

Илия – помощник, Илия силен, Илия велик, Илия до сегодняшнего дня защищает нас и помогает нам. Кстати, у нас есть то, чего нет на Западе: у нас в день пророка Илии празднуется День Воздушно-десантных войск. 2 августа 1930 года было первое десантирование наших воинов с парашютами – тогда еще они с крыльев прыгали. И с тех пор эта небесная пехота является славой наших Вооруженных сил, и мы с любовью думаем, насколько храбры и сильны эти парни, не боящиеся воевать с превосходящими силами противника. Так что Илия и здесь помогает: и летающим по воздуху, и берущим в руки оружие за правое дело, и берущим в руки Писание, подобно оружию за правое дело, и всем, кто чувствует дух антихриста и ненавидит его, кто хочет Духа Божия и призывает Его на душу свою.

Излагается жизнь Илии в 3-й Книге Царств. Святитель Иоанн Златоуст говорил и утверждал, что все желающие жить девственно чисто и молитвенно, то есть монашески, должны брать пример с пророка Божия Илии и с Иоанна Крестителя. Так часто в тропарях и поется: «Крестителю и Фесвитянину подражая, был еси, святе, пребогат духом». Так об Онуфрии Великом поется и о многих иных святых. И мы будем, по мере сил, подражать, но начнем с чтения. Прочтем из 3-й Книги Царств о пророке Илии, узнаем о нем. В день памяти пойдем в храм Божий послушать паремии, отстоять службу и призвать имя живого – не умершего – пророка на помощь нам, совершающим земное странствование.

До встречи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]