Житие преподобного Ильи Муромца и описание иконы святого, тексты молитв


Житие преподобного Ильи Муромца

Русский витязь Илья Муромец и инок Илия Киево-Печерской лавры почитаются в народном эпосе, как один и тот же человек. Медицинская экспертиза в конце 80-х годов подтвердила сходство останков, покоящихся в пещерах обители, с описанием дружинника князя киевского Владимира Мономаха. Совпадение касается примерного возраста (40-45), роста (1,77 метра), перенесенного заболевания позвоночника, смертельных признаков (след от ранения в грудном отделе).

Илья был крестьянского рода. Его село находится в 2 километрах от Мурома. До 30 лет он не мог стоять на ногах, пока не свершилось чудо, и он не стал здоров. Получив благословение отца, Илья отправился в Киев и стал главой киевской дружины.

Обладая недюжинной силой, он не знал поражений в боевых схватках. В одном из боев с половцами богатырь получил сильное ранение. Чувствуя, что силы покидают его, богатырь сменил железный меч на меч духовный. В те времена это было обычным делом для воинов, утративших по возрасту или ранению способность быть дружинниками.

Монашеское служение Илья Муромец принял в Киево-Печерском Успенском монастыре, когда настоятелем был Поликарп Печерский. Умер Илья в 1188 году, в возрасте 45 лет. Первоначально он был похоронен в Софийском соборе, а затем перезахоронен рядом со святыми угодниками в пещере Киево-Печерской лавры.

Первым муромского чудотворца воспел в своей былине Боян, певец-сказитель конца XVI века. В русских легендах дано подробное жизнеописание Ильи Муромца. С рождения и до 30 лет он был прикован к скамье, но не роптал на Господа, а лишь сокрушался, что не может защитить землю русскую от нашествия врагов.

Народная молва приписывает чудесное исцеление крестьянского сына явлением к нему трех каликов (прохожих). В лице странников к Илье явился Иисус Христос с двумя ангелами. Прохожие попросили напиться, а получив отказ, снова повторили просьбу, которую больной смог выполнить и исцелиться.

Благодаря Господу, Илья не только встал на ноги, но и ощутил в себе силу великую, которую, по наставлению чудотворцев, должен был потратить на добрые дела. Получив благословение отца и пожелание не убивать никого по злобе, он отправился в Киев, чтобы стать княжеским дружинником. В словах былины заключен глубокий смысл, определивший его жизненный путь: защита веры, родины, слабых.

Подтверждениями служат описания побед былинного защитника:

  • под Черниговом (над татарским войском);
  • по дороге к Киеву (над Соловьем-разбойником);
  • над Идолищем Поганым (половцами).

Илья Муромец – олицетворение верного и могучего слуги отечества. Ему неизвестны неуверенность и метания Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Добрый, уравновешенный, прямодушный, богомольный, защитник слабых, особенно вдов и сирот, – таким сохранился русский богатырь в народной памяти на протяжении веков.

Богатырь был глубоко верующим человеком. О его монашеских подвигах ничего не известно. Он обладал, судя по всему, огромной духовной силой, о чем свидетельствовали нетленные мощи.

Былинная биография

Георгий Юдин. Иллюстрация к былине «Болезнь и исцеление Ильи Муромца». Год неизвестен

Михаил Шемаров. Илья Муромец и калики перехожие. Иллюстрация к сборнику былин про Илью Муромца в пересказе Василия Старостина. Издательство «Советская Россия». 1967

Георгий Юдин. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Год неизвестен

В былинах череда героических событий поджидала Илью после 30-летия, а до этого времени он страдал: «не владел» ни руками, ни ногами. Существует гипотеза, что это было редкое гормональное заболевание, спровоцировавшее в том числе и физические габариты богатыря. Однажды он, как обычно, сидел дома на печи, когда в ворота ему постучали странники и попросили впустить их. Илья встал, открыл двери — и только тут осознал, что исцелен. С этого момента началась жизнь, полная испытаний: встреча с самым древним русским богатырем — великаном Святогором, поездка к «камене неподвижному» за оружием и доспехами и подвиги на благо родной земли.

Упоминают Муромца даже европейские легенды. Например, в германских эпических поэмах ХIII века представлен он витязем Ильей Русским — княжеского рода и небывалой силы. Ilian von Riuzen помогает правителю Гарды добыть невесту и тоскует по Родине, по оставшимся на Руси жене и детям.

Описание иконы

На иконе Илья Муромец изображается в монашеском или ратном одеянии. Отличие икон заключается также в возрасте святого, изображенного на иконе. Святой монах – это старец с седой/с проседью небольшой, но окладистой бородой. На его голове – монашеский головной убор, на плечах – накидка. В правой руке он держит крест или свиток, левой рукой благословляет.

Илья Муромец-воин – это молодой человек, облаченный в доспехи, шлем, с копьем в правой руке. Над его головой видна хоругвь с образом Иисуса Христа с двумя ангелами-воителями по бокам. За спиной изображен щит.

В нижней части иконы отображено жизнеописание святого:

  • отец-крестьянин;
  • княжеская рать;
  • сражение с половцем;
  • насельник на фоне монастыря.

Надпись на старославянском языке гласит: «Преподобный Илья Муромец».

Борьба за княжество

В период с 1157 по 1169 год город Киев стал местом накала междоусобиц за титул князя Руси. Подумать только, за это время правление Русью-матушкой переходило из рук в руки около 8 раз! А в 1169 году Русь подверглась разорению со стороны Андрея Боголюбского, который, кстати говоря, увез с территории Руси освященный лик Ильи Муромца, считающийся величайшей иконой и несущий божественную мощь и силу. Эта чудодейственная икона по сей момент известна как икона Владимирской Божьей Матери. С 1169 по 1181 год правлением Киева занимались целых 18 князей, некоторые из которых вступали на престол неоднократно. Также в борьбу за княжение вступили половцы (кипчаки, куманы), которые в период с 1173 по 1190 год усиленно грабили государственную казну и даже совершали убийства.

Мощи в Киево-Печерской лавре

Первое описание гроба святого было составлено в конце XVI века Эрихом Лассотом, посланцем римского императора к киевскому князю. В Софийском соборе для него был выделен придел. Но к этому времени останки уже были перезахоронены в Антониевских пещерах Киево-Печерского монастыря.

Сохранилось описание мощей, сделанное более 300 лет назад паломником Лукьяновым. Это была хорошо сохранившаяся мумия, высокого (для того времени) роста, крепкого телосложения. У нее отсутствовали обе ступни. На левой руке виден след от сквозного удара копьем. С левой стороны на груди зияющая рана. Мощи облачены в монашеский наряд. Над изголовьем – икона святого Ильи Муромца. В 1643 году Илья Муромец был причислен к лику святых в числе 69 угодников Киево-Печерской лавры.

Былинный герой или реальная историческая личность?

Илья Муромец — самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса. Трудно найти такого человека в России, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре из древнего города Мурома. Большинство знает о нем лишь то, что запомнилось им с детства из былин и сказок, и часто бывают поражены сложностью и многозначностью этого образа. Над разрешением загадок, связанных с ним, уже почти два столетия бьются ученые разных специальностей, но тайны все же остаются. Наши предки XVI — начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец — реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. Привычный зачин былинных сказаний, где Илья выезжает «Из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова», казалось бы, не оставляет места для сомнений в том, что он происходит из древнерусского города Мурома, где неподалеку от него до сих пор существует старинное село Карачарово. Но сомнения в происхождении былинного героя возникали и в прошлом веке, и в наше время. Известного богатыря пытаются связать с Черниговщиной, где есть города Моровийск и Карачев, и где также бытуют предания об Илье Муромце. Но если обратиться к обычной географической карте, то видно, что эта два города разделяют сотни километров и говорить о «Моровийском городе Карачеве» абсурдно. Между тем, нельзя не заметить, что Муром, Карачев, Чернигов, Моровийск и Киев лежат на одной линии. Это как раз и есть та самая «дорожка прямоезжая», которой ехал богатырь из родного Мурома в Киев «через те леса, Брынские, через речку Смородинную», через село Девять Дубов, неподалеку от Карачева. То есть, нет никакого противоречия между классическими былинами и карачевскими преданиями. Нелишне также заметить, что древний город Муром довольно долго входил в состав Черниговского княжества. Приурочение имени былинного героя к городу Мурому вполне соответствует и эпической, и исторической действительности. Муром и Муромское княжество были довольно значимыми как во времена Киевской, Владимиро-Суздальской, так и во времена Московской Руси, чтобы стать родиной Ильи Муромца. Между тем русские летописи не упоминают его имени. Зато он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIIIв., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. В документальном источнике имя этого известного героя впервые упомянуто в 1574г. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594г., оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Тайна смерти Ильи Муромца. Объяснение этому факту может быть одно: имя простолюдина мозолило глаза родовитому боярству и опиравшимся на него князьям золотого века Киевской Руси. Поэтому оно и было вымарано из летописи как нежеланный и даже возмутительный прецедент головокружительного возвышения простого мужика. Тем более что захоронен он был в приделе главного храма Киевской Руси — Софии Киевской — великокняжеской усыпальнице (где и князей-то не всех хоронили). Бояре же о погребении в Софии Киевской и мечтать не могли, так как для них это была честь неслыханная! Вероятно, по этой причине в позднее время гробница «мужицкого боярина» была разрушена, в то время как гробница его товарища по часовне — сына древлянского князя Мала, Добрыни Никитича, — «уцелела». О сей знаменательной «памяти» со стороны власть предержащих в отношении неродовитого защитника Земли Русской сообщил в своих дневниках посол императора Священной Римской империи Рудольфа II Эрих Лясота, проездом побывавший в Киеве с 7 по 9 мая 1594 года, направляясь с дипломатическим поручением к запорожцам. К тому времени заботу об останках легендарного человека взяла на себя Киево-Печерская лавра, где он покоится и поныне, в Ближних пещерах, под скромной надписью над гробницей «Илья из Мурома». По церковному календарю день памяти Ильи Муромца, сына Ивановича 19 декабря по старому стилю, или 1 января по новому. Кстати, именно 1 января 1993 года на родине Ильи Ивановича, в селе Карачарове, торжественно установили икону преподобного Ильи Муромца (со вставленным в нее ковчежцем с частицей мощей богатыря, переданного в свое время Киево-Печерской лаврой) во вновь отстроенной церкви Гурия, Самона и Авива. И именно благодаря архивным материалам Киево-Печерской лавры мы хотя бы приблизительно знаем даты жизни всенародно любимого ратника. В 1638 году в типографии лавры была напечатана книга ‘Тератургима’ монаха Киево-Печерского монастыря Афанасия Кальнофойского. Автор, описывая жития святых лаврских угодников, уделяет несколько строк и Илье, уточняя, что богатырь жил за 450 лет до написания книги, то есть в 1188 году.

Каноны и Акафисты

Кондак 1

Воеводе сил земли Русския, воину Царя Христа и заступнику Руси Святой, славному во бранех и неодолимому в ратех, дивному богатырю Илии Муромцу песнь хвалебную воспоем, да заступит и ныне нас, зовущих: Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Икос 1

Ангелов Творец, егда во рабии зраце на землю снисшел, до тридесятьлетняго возраста не являл еси себя миру, тако и тя, святе Илие, сподоби до тогожде возрасту никому неведомым быти и недвижимым телесне, да послежде послужиши Господу и людем Его со всем усердием и ревностию, еже мы восхваляем: Радуйся, промышлением Божиим тридесять лет премудро хранимый; Радуйся, от рождения избранный, да являтся на тебе дела Господня. Радуйся, чрез недуг свой соблазнов юности многих избегнувый; Радуйся, душу чисту чрез страдания соблюдый. Радуйся, сими на приятие благодати ю уготовавый; Радуйся, болезни, яко дар Божий, с покорностью терпевый, Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 2

Виде внезапу святый Илие явльшихся ему триех мужей-странников, просящих у него воды испити, отвещая им: Яко напоил бы вас, да не имам хождения нагама моима, и накормил бы такоже, да рукама моима не имам владения, тем же старцы трищи повелеша ему на нозе стати и послужити има, скочив же тогда Илие на нозе свои, возопил Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумев Илие, яко исцеле внезапу от недуга своего, первее крест по-писанному на себе положи, потом же странников напои, они же такожде даша ему чашу пития медвяна, рекоша испити до дна ю, той же повинуся има, сотвори сие, мы же, грешнии, дивящеся зовем: Радуйся, яко во образе триех странников Господь прииде посетити тя; Радуйся, яко Троица Святая явися ти. Радуйся, исцелевый по словеси Господню; Радуйся, от одра воздвигнутый волею Божиею. Радуйся, Чашу от руки Спасителевы испивый; Радуйся, наполенный благодатию Христовою. Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 3

Силу великую почуяв в себе, Илие, испив чашу чудодейственную, яко мощи ти горы преставляти и древа дубравная из земли исторгати, рече о сем странником, вопрошающим о явлении силы твоея, и в радости воспел Спасителю: Аллилуиа.

Икос 3

Имееши ныне силушку богатырскую, та и живи. Илие, да будеши воином, и в боях смерть ти не буде писана, — рекоша странницы и , благословивше тя, исчезоша абие, якоже и явишася, мы же, познавше на тебе руку Господню, поем: Радуйся, хождение приемый ногама, да идеши на стези правыя; Радуйся, владение приемый рукама, да твориши дела богоугодныя. Радуйся, здравие приемый, да потрудишися Богу в поте лица твоего; Радуйся, исцеление приемый, да поработаеши, Исцелившему тя. Радуйся,благословение приемый, да соблюдеши душу свою во благочестии; Радуйся, силу велию приемый, да прославиши ею имя Всесильнаго. Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 4

Бурею недоумения объяшася родителя твоя и ужасом велиим дивишася зело, видяща тя пришедша, и ногама, и рукама исцелевша, возопиша радующеся: Слава, слава Господу, Всевышнему хвала: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав благословение Господне, не можаше долее дома оставатися, яко приспе час подвиг твоих, испроси у отца — матери дозволение отъити в землю дальнюю, отец же рече ти: Я на добрыя дела тебе благословение дам, на худыя же дела благословенния несть ти, ты же поклонься земно, исшед в путь, еже мы воспеваем: Радуйся, словеса Христовы жизнию исполнивый; Радуйся, Бога и ближних паче отца и матери возлюбивый. Радуйся, любовь Божию любви родительстей предпочетший; Радуйся, дом отчий оставивый, да всему Отечествию службу сослужиши. Радуйся, богатырь святорусский, возращенный духом Христовым; Радуйся, церкви и Руси охранителем от Него поставленный. Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 5

Боготечно бысть странствие твое ко граду Киеву. Яко первее тамо хотел еси в церквах Божиих Господу помолитися и Богоматери Печерстей в Лавре Успестей поклонитися, за исцеление благодарне хвалу воспети ему песнию: Аллилуиа.

Икос 5

Видя скорби велия, постигшия землю Киевскую от нахождения поганых, начало положи подвигом своим, град Чернигов и стезю ко граду Киеву свобождая и врагов веры христианския истребляя, да людие, тобою свобожденнии, вопиют: Радуйся, щит спасения, еже есть глагол Божий, восприявый; Радуйся, копием веры нечестивых прободивый. Радуйся, палицею благочестия неверных одолевый; Радуйся, шеломом целомудрия ся от стрел вражиих сохранивый. Радуйся, доспехами добродетелей ся преодевый; Радуйся, во всеоружии духовнем врагом ратоборствовавый. Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 6

Проповедник могущества Бога Христианскаго явился еси, Илие, рати иноплеменныя вся возмогий побеждати о укрепляющем тя Иисусе, христиане же, своьождении тобою, не преставаху звати: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия тогда звезда светозарная во граде Киеве — ясный молодец богатырь Илия Муромец, на устрашение нечестивых, жестокосердых на попрание, земли Русской на прославление Богом данный, идеже сродницы твои доселе тя величают: Радуйся, войска русскаго предводителю; Радуйся, сиротам и вдовицам охранителю. Радуйся, князю стольному верное вспоможение; Радуйся, градовом и весем надежное средостение. Радуйся, силы вражия благодатное одоление: Радуйся, народа православнаго возвышение. Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 7

Хотяще от всея души и сердца Богу поработати и Руси Святой, помысл тщеславный отверг, егда тя нецыи тщахуся воеводой града Чернигова поставити, со смирением на службу ко князю киевскому поступил еси, да не такмо единому некому граду, но всему народу службу сослужиши, яко невозбранно пети Богу ему: Аллилуиа.

Икос 7

Новым Сампсоном на земли объявивыйся, новому Израилю — Отечествию Русскому Православному послуживый верою и правдою, Илие приснопамятне, соратуй и ныне сродницем твоим, зовущим: Радуйся, яко Давид во имя Господа Саваофа сражавыйся; Радуйся, яко Галиафа той, тако и ты великана иноземнаго поразивый. Радуйся, яко Сампсон, силою превеликою от Бога наделенный; Радуйся, ревностию о Бозе пророку Илии тезоименный. Радуйся, яко Даниил зияния львов — неверных чужеземцев заградивый; Радуйся, Ангел — хранитель пределам княжества русскаго бывый. Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 8

Странствуя по стороне киевстей и оберегая ю от лихих разбойник, богатства и чести не искал еси себе, но аз иду служити за веру христианскую, и за землю Русскую, да и за стольный Киев — град, — отвещал еси человеком, славы от них не ищуше, Богу же славу поя: Аллилуиа.

Икос 8

Весь закон Евангельский тщався на себе исполнити, душу свою ежечасно за ближняя своя полагавый, помышляя, яко Господь мне помощник и аз воззрю на враги моя, рубежи Отечествия оборонял еси, русские же людие не преставаху звати ти тако: Радуйся, зов Господень всем сердцем своим услышавый; Радуйся, за ближния своя живота не щадивый. Радуйся, верою правою неверныя побеждавый; Радуйся, русским духом иноплеменники изгонявый. Радуйся, на поле брани Господа на вспоможение призывавый; Радуйся, купно с Небесными силами тьму вражию посекавый. Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 9

Всякое естество человеков и Ангелов дивишася зело, егда ты сына единароднаго, Отечеству Русскому изменившаго, пощады не дая, копием заклал еси, да не чинит зла людем православным, мы же трепещуще силы веры твоея и упования твоего на Бога, поем: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии множеством словес подвиги твоя восхвалиша, но кто возможет все промышление Божие над тобою изрещи, яко во имени твоем вся мощь и сила духа русскаго богатырскаго воплотившися, вся препоны вражия сокруши, за тое потомки твои доселе тя величают: Радуйся, храбрый воине Церкви воинствующия; Радуйся, достославный победителю в Церкви торжествующия. Радуйся, безбоязненный одолетелю всех враг видимых и невидимых; Радуйся, любимиче, Господом и людьми Его возлюбленный. Радуйся, праведный человече, не скрывый таланта Господина своего; Радуйся, преподобный отче, преумноживый славу Бога нашего. Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 10

Спасти хотя сторону родимую не токмо от враг иноземных, но и от неведимых, еще же и душу свою, злато и сребро от князей дарованное, неимущим расточив и на созидание храмов употребив, во обитель иноческую удалился еси, тамо из глубины сердечныя Богу поя: Аллилуиа..

Икос 10

Стены обители сятыя укрыша тя, преподобне отче Илие, идеже в затворе печерстем слезьми непрестанными и моленьми всенощными, за грехи своя и кровь людскую, вольне и невольне пролитую, умилостивлял еси Бога, Той же , видя смирение и сокрушение твое, вскоре благодать пребольшую ти подаде, яко дивитися братии всей, зовущей: Радуйся, от воина телеснаго в воина духовнаго преобразивыйся; Радуйся, меч и копие вещественныя отложив, духовным мечем вооруживыйся. Радуйся, оружие тленное оставивый, молитвою непрестанною врага посекавый; Радуйся, и во брани духовней победитель явивыйся. Радуйся, дара прозорливости прежде конца сподобивыйся; Радуйся, благодать чудотворений такожде восприявый. Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 11

Пение приими скудных словес и помолися за убогия сродницы твоя, и ходатай нам буди у Бога, и вызволитель на земли, якоже и прежде, и не престай, молим тя, молити Бога за Русь Святую песнию: Аллилуиа.

Икос 11

Светильник от елеа благодати возженный, отче Илие, освети ныне нас, во тьме и мраке прозябающих, и воеводой войску русскому буди, от полона нечестия Отечествие свобождая и воинов в ратех укрепляя, и разум им и благочестие от Бога испроси, да зовем ти: Радуйся, безмятежне упокоивыйся со всеми от века праведными; Радуйся, мирне отошедший к Владыце живота и смерти. Радуйся, возъимевый у Него дерзновение многое; Радуйся, за соплеменников своих непрестанне ходатайствующий. Радуйся, стерегий доселе землю Русскую от нахождения лютых; Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 12

Благодатию взращая державу Русскую, Господь при начале сего посла тя, Илие, своего ратоборца, народ нов — Божие стяжание — людие русския от клеврет сатанинских ненаветны соблюсти, яко навыкнути православным, на Бога уповая, пети: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще деяния жития твоего, воздаем хваление Вседержителю Богу, премудре мир устрояющему, яко Той Сам Триедин, тако и Русь Триедину сотвори, народ же православный, сие разумевая, триех богатырей образ во охранители себе избра, яко тии Триединстство Божие прообразуют, воеводу же их, Илию Муромца, славяще вернии, вопиют: Радуйся, Троицы служителю в житии и по преставлении твоем явивыйся; Радуйся, яко трие персты руки твоея, для знамения крестнаго сложенныя тако доселе пребывают. Радуйся, яко сим дивом невиданным мнози сумнящиися веру правую обретают; Радуйся, и по представлении своем чудеса творити не престающий. Радуйся, и по кончине, в смертем телеси, Господа прославляющий; Радуйся, в нетлении мощей доселе почивающий. Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 13

О святый отче Илие, воине и монаше, богатырю духовный и телесный, ратниче на враги видимыя и невидимыя, защити ныне Отечествие наше — Русь Святую, еже есть подножие Престолу Господня, и Церковь Русскую Православную заступи, да поют людие память твою, и Господу, даровавшему Руси заступника сицеваго, славословие приносят песнию: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

На картинах русских художников

Виктор Васнецов. Богатыри. 1881-1898. ГТГ

Николай Рерих. Илья Муромец. 1910. ГРМ

Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882. ГРМ

Илью Муромца не раз изображали и художники, и иллюстраторы: Николай Рерих и Василий Верещагин, Константин Васильев и Николай Кочергин. Главное во всех образах — недюжинная сила русского богатыря. Наиболее часто к былинному сюжету обращался Виктор Васнецов.

Илья на картине «Богатыри» — образ собирательный. Во время работы над полотном , прообразами становились то крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, то абрамцевский кузнец, то извозчик, которого художник случайно встретил в Москве и уговорил позировать.

Картина Васнецова «Витязь на распутье» появилась под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники», над образом художник работал на протяжении десяти лет и написал два полотна: в 1877 и в 1882 году. Изначально богатырь был повернут лицом к зрителю, в окончательном варианте мы видим уже лишь понурые плечи и опущенную голову богатыря, в размышлениях взирающего на камень. Сам художник подчеркивал, что текст надписи взят из былинной поэзии.

Молитва святому преподобному Илии Муромцу

О святый преподобный отче Илие! Руси Святой заступниче, могучий ратоборче, воине духовный и телесный ей явивыйся, в житии своем благу народа Русскаго и прославлению Бога Христианскаго верно послуживый, и по преставлении своем престательства своего о нас не оставивый, испроси, святе, у Всемилостиваго Господа Отечеству нашему царя, мир и благоденствие, церкви благоустроение, людем православным от нечестивых избавление, воином русским в ратех победу и на врагов, замышляющих злая Церкви и Отечеству православному, одоление, всех же нас заступи, и еще просим тя, святче Божий, разум нам от Бога ниспосли, да познаем согрешения наша, и силу духовную, да покаемся во грехах наших, и крепость телесную, да возмощи нам житие исправити и Русь Святую возродити, и в Царствие Небесное из нея прейти, да тамо с тобою и всеми святыми сподобитися непрестанне восхваляти в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 3

Ликовствует днесь земля Русская, воина и чудотворца своего Илию Муромца прославляюще, яко той в Церкви торжествующей пребывая, соратует сродницем своим и Церкви воинствующей, на враги видимыя и невидимыя Руси Святой испрошая у Господа вспоможение, да невозбранно славят и чтут людие русские Христа Бога.

Жизнеописание

Виктор Васнецов. Богатырский скок. 1914. Дом-музей В.М. Васнецова

Константин Васильев. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром. 1974

Евгений Шитиков. Илья Муромец. Гравюра. 1981

Историки до сих пор спорят, кто был прообразом былинного героя. По легенде, им стал силач Чобитько, одержавший немало воинских побед. Так, например, однажды он перебил врагов сапогом за неимением лучшего оружия — за что получил в народе прозвище «Чоботок», то есть «Сапожок».

После очередного тяжелого ранения богатырь принял постриг в Феодосиевом монастыре, став иноком, а впоследствии был канонизирован. Предполагают, что Илья погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем, когда войска половцев разгромили лавру.

В 1988 году экспертизу мощей святого провела специальная комиссия Минздрава. Исследователи выяснили: преподобный страдал заболеванием позвоночника, а тело его покрывали следы многочисленных ранений. Смерть, как считают, наступила от удара копья или меча в грудь, сквозь прикрывавшую ее левую руку.

Именно таким — с одной пронзенной ладонью, а другой сложенной для крестного знамения — описывает Муромца в 1701 году настоятель собора Василия Блаженного отец Иоанн Лукьянов. В своем «Путешествии в Святую землю» он замечает: «Глубоко символично, что левая рука его свидетельствует о служении воина, а правая — о молитвенном подвиге».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]