Живопись Киевской Руси — виды, жанры, каноны Софии Киевской


Православная Жизнь

Комплекс мозаик Софии Киевской – в своем роде уникальное произведение, поскольку это единственный, сохранившийся к нашему времени в столь значительной степени, мозаичный ансамбль Киевский Руси (мозаики соборного храма Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве сохранились частично – сам храм был разрушен в 30-х годах XX века, мозаики же Десятинной церкви не сохранились вовсе – до нас дошли только отдельные кусочки смальты).

Софийский собор в Киеве

Построенный в первой половине XI века, собор св. Софии задумывался как место митрополичьей кафедры (кстати, уместно вспомнить, что летописное прозвание Киева – «матерь городов русских» – это дословная калька с греческого языка: «мать городов» – митрополия) и, соответственно, как самый большой и роскошный храм Руси.

Софийский собор. Интерьер

Огромный пятинефный тринадцатикупольный собор создан византийскими мастерами, но, что интересно, собственно в византийской архитектуре того периода прямых аналогов Софии Киевской мы не находим.

Внутреннее убранство также отличается, прежде всего смешением техник – мозаики и фресковой росписи (в Византии, как правило, храмы расписывались либо красками, либо мозаикой). Но Русь XI века была культурной периферией Византийского мира, к тому же мозаика стоила очень дорого (не считая затрат на транспортировку самих материалов). Потому было принято компромиссное решение: ключевые части храма (алтарь, купол, предалтарные столбы и подкупольные арки) были украшены мозаикой, а остальное пространство храма расписано красками.

Мозаики Софии Киевской относятся к позднему Македонскому стилю. Македонским стилем (Македонским ренессансом) обобщенно называют византийское искусство периода правления Македонской императорской династии (867–1056 гг.). Это был период глобального возрождения церковного искусства после иконоборческого гонения. В начале Македонского периода были сильны классические античные формы живописи, но к XI веку тенденции изменились. В этот период происходит перелом в сторону большей строгости, аскетизма. Формы застывают, фигуры святых приобретают суровость, неподвижность, симметричность. Предполагается, что такие трансформации Македонского стиля связаны с влиянием монашеской внутренней «интериорной» эстетики, которая в начале XI века стала если и не доминирующей, то весьма влиятельной. И именно на этот период приходится деятельность такого великого представителя эстетики аскетизма, как прп. Симеон Новый Богослов (+1022). Вот этот строгий, ориентированный на аскетику, напряженно духовный стиль в полной мере проявлен в мозаиках киевской Софии.

Когда мы входим в Софийский собор, первое, что открывается нашим глазам, – величественный образ Богородицы высотой 5,45 метра в алтарной апсиде. Вогнутая поверхность самой апсиды отражает свет таким образом, что создается иллюзия сияния золотого фона вокруг фигуры Богоматери. Это дополнительно подчеркивается кубиками смальты, которые вставлены в штукатурку фона под разными углами.

Фрагметны смальты мозаик Софии Киевской

Цветовая палитра киево-софийских мозаик довольно богата, например, синий цвет имеет 21 оттенок, зеленый – 34 и т. д. Даже золотые фоны неоднородны, золотой цвет имеет 25 оттенков. Всего же мозаики Софийского собора насчитывают 177 оттенков различных цветов.

Богородица изображена молящейся с воздетыми вверх руками, этот древнейший жест молитвы запечатлен еще в росписях первохристианских катакомб. По этому жесту богородичный образ Софийского собора часто именуют Орантой, т. е. молящейся. Также этот образ величают «Нерушимой стеной». Это словосочетание, изначально заимствованное из 12-го икоса акафиста Пресвятой Богородице «Радуйся, царствия нерушимая стено», со временем в народе приобрело буквальное толкование. Ведь за все столетия существования собора, несмотря на многие разорения, стена с этим образом никогда не разрушалась. Потому и возникло поверье, что православный Киев будет стоять до тех пор, пока в Софийском соборе находится с воздетыми руками молящаяся Владычица…

По периметру дуги апсиды проходит греческая надпись, которая еще раз подчеркивает предстательство Богоматери: «ὁ Θεὸς ἐν μέσῳ αὐτῆς καὶ οὐ σαλευθήσεται·βοηθήσει αὐτῇ ὁ Θεὸς τὸ πρὸς πρωΐ πρωΐ – Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра» (Пс. 45:6).

Широко раскрытые глаза Богоматери, ее спокойный отрешенный взгляд, крупные черты лица – все это признаки нового аскетического стиля. Ее руки воздеты вверх – туда, где в куполе изображен Вседержитель Христос.

Образ Христа Пантократора – Вседержителя исполнен в той же строгой манере, тем же лаконичным языком, свойственным позднему Македонскому стилю.

Круглый щит диаметром 4,1 м с образом Спасителя в куполе окружают четыре архангела в богатых византийских церемониальных одеяниях. Как земные придворные окружают земного императора, ангелы окружают Царя Небесного. Каждый из них держит символы верховной власти: державу и длинный жезл – лабарум, который увенчан полотнищем с греческой надписью: «άγιος, άγιος, άγιος – Свят, Свят, Свят». Это напоминает нам Священное Писание, где говорится о серафимах, окружающих небесный Престол: «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3), и эти же слова – часть литургической Херувимской песни.

Цезуры между фигурами ангелов, заполненные золотым фоном, образуют в куполе золотой крест (нужно сказать, что тема сочетания креста и круга повторяется во внутреннем убранстве Софии Киевской неоднократно).

В отличие от «нерушимой» апсидной стены, купол Софии Киевской серьезно пострадал. Из четырех архангелов сохранился лишь один – в синем одеянии. Остальные трое написаны в 1884 году масляными красками выдающимся художником М. А. Врубелем, который при помощи мазков постарался сымитировать мозаичную поверхность и довольно точно воспроизвел сам стиль изображений.

Точно так же, как и купол, значительно пострадал барабан, где в простенках двенадцати окон были расположены образы двенадцати апостолов. Сохранился (и то частично – по пояс сверху) лишь один образ – апостола Павла.

Под куполом в парусах находились изображения четырех евангелистов. Удивительно, но, как и в случае с апостолами и архангелами, до наших дней уцелел лишь один из этих образов – апостол Марк. Здесь можно отметить, что фотографии, сделанные из самого купола передают многие изображения в «искаженном» виде, ведь эти образы изначально расчитаны на зрителя, который расположен внизу, для чего византийские мастера использовали особые перспективные искажения.

Частично (ноги и руки) сохранилась фигура Иоанна Богослова.

Совсем небольшой фрагмент (письменный стол) остался от изображения апостола Матфея…

Если провести мысленную линию от молящейся Богородицы к Пантократору в куполе, можно увидеть, что Христос на этой оси изображен трижды: Вседержитель в самом куполе, Христос-священник на уровне евангелистов и ниже – в арке, непосредственно над Орантой в сцене Деисиса.

Христос-священник представляет нам довольно редкий иконографический тип, примеров которого сохранилось очень мало. Здесь Спаситель изображен в Своем традиционном, а не в священническом одеянии. А на Его священство указывает лишь прическа, принятая у клириков того периода – выстриженная макушка, т. н. гуменцо (в русской церкви этот тип прически сохранился до середины XVII века, а в Римо-Католической церкви имел место буквально до недавнего времени («тонзура») вплоть до отмены папой Павлом VI в 1973 году).

Деисис (по-гречески – моление). Еще раз напоминает нам о заступничестве Богородицы и святых перед Спасителем за христиан.

В центре композиции изображен Христос в традиционном образе. А по сторонам от него «честнейшая херувимов» и «славнейшая серафимов» Богородица и «больший из рожденных женами» Иоанн Предтеча – главные молитвенники за род христианский.

В Алтаре ниже Богородицы Оранты в двухуровневых регистрах расположены образы Причастия апостолов и ниже – святительский чин.

В сцене Причастия в центре изображен Престол с литургическими принадлежностями на нем и сенью над ним. Вокруг Престола стоят ангелы в виде диаконов в стихарях с рипидами.

По сторонам Престола мы видим изображенного дважды Спасителя, который из Своих рук причащает апостолов (по шесть с каждой стороны), с одной стороны – Тела, с другой – Крови.

Расположение этой композиции именно в центре Алтаря не свойственно собственно византийской традиции. Есть мнение, что таким образом на Руси, принявшей христианство от Византии, подчеркивалась именно восточная традиция причастия двух видов, в отличие от имевшей место к тому времени на Западе, еще до отпадения Рима, традиции причащать мирян только Тела.

Ниже апостольской Евхаристии расположен «святительский чин» – изображение группы святителей – святых архиереев, среди которых мы видим чудотворцев, мучеников и учителей Церкви. Но среди святых епископов есть и два святых диакона: Стефан и Лаврентий.

Нижняя часть этих изображений тоже значительно пострадала и позднее была дописана красками.

Святительский чин. Иоанн Златоуст

Григорий Чудотворец

Климент, папа Римский

Архидиакон Лаврентий

Общий вид главного купола святой Софии с подпружными арками

Четыре подпружных арки, поддерживающие купол, украшены медальонами с образами сорока мучеников Севастийских (на сей день сохранилось 15 таких медальонов: 10 на южной арке и 5 – на северной). Мученические образы, расположенные в арках, несущих на себе свод, вероятно, должны были напоминать, что Церковь зиждется на крови мучеников.

Каждый из мучеников в одной руке держит крест, как символ своих страданий, а в другой – венец, как символ небесной награды.

Совмещенное изображение сцены Благовещения на предалтарных столпах

На столпах, расположенных вокруг алтарной апсиды, помещен образ Благовещения Пресвятой Богородицы – начало новозаветной истории. На одном столпе – архангел Гавриил, образ которого сопровождается написанным по-гречески приветствием: «Радуйся, Благодатная…», на другом – сама Богородица. Рядом – греческая надпись: «Се раба Господня…»

От других мозаик, напоминающих о Ветхом Завете, сохранился лишь образ первосвященника Аарона, расположенный на внутренней предалтарной арке.

Мозаичные орнаменты Софии Киевской. Оформление спинки трона Киевских Митрополитов

Также сохранилось множество орнаментов, которые, где нужно, оттеняют или подчеркивают основные изображения.

Мозаики Софии Киевской воплотили в себе итоги развития Македонского стиля византийского искусства. Их строгая сдержанная, направленная внутрь, красота возводила мысли древнерусских христиан к Божественным истинам, образом которых и призваны быть христианские иконы. Эта красота и ныне, спустя почти девять столетий, продолжает являть эти истины нашим современникам.

Дмитрий Марченко

Литература: Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески XI–XV вв. М.: Искусство, 1973. Національний заповідник «Софія Київська». К.: Балтія-Друк, 2011. Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. К.: Путь к истине, 1991. Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб.: Азбука-классика, 2010. История иконописи VI–XX века. М.: Арт-БМБ, 2002. Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М.: ПСТГУ, 2007.

Смотрите также: Граффити Софии Киевской. Память о Древней Руси

Дизайн интерьера и архитектура

Во времена правления Ярослава Мудрого в Киеве был сооружен выдающийся памятник архитектуры — Софийский собор. Его строили приезжие греческие зодчие и местные мастера — русичи.

Не может не очаровывать и внутреннее оформление собора — великолепные мозаики, фрески, резные шиферные плитки, мраморная усыпальница Ярослава Мудрого, кованные и позолоченные двери, карнизы, капители колонн.

До наших дней София Киевская дошла в стилистике украинского барокко XVII — XVIII столетий. Но архитектурная основа, внутреннее оформление сохранило свой первоначальный облик.

Из всего первоначального количества мозаики, которое достигало 640 квадратных метров, на сегодняшний день осталось всего 260 квадратных метров. Полностью были разрушены мозаичные полы, обсыпалась часть картины на полукруглой стене за алтарем. Полы, искусно выложенные из кусочков мозаики, погибли в XIX веке после того, как на них положили чугунную плиту.

Много фресок было повреждено во время ремонтно — реставрационных работ в 1848 — 1853 годах. Художники — подрядчики Фокт, Жолтоножский, Поликонов — на свое усмотрение перерисовали старинные изображения масляными красками.

Мозаики Софии Киевской являются жемчужиной мирового искусства. Во время внимательного изучения большинства картин можно определить, что они выполнены в различных индивидуальных манерах. Особый интерес представляет мозаичное изображение архангела.


Мозаика архангела

Грунт для мозаики готовился очень тщательно. Стену покрывали тремя слоями штукатурки, и на верхнем из них художник рисовал цветными водяными красками той или иной образ или орнамент. Таким образом были нанесены фрески на стенах, изображающие евангелистов — Иоанна, Марка и Матфея.

Евангелист Марк


Евангелист Иоанн


Евангелист Матфей

Цветовая палитра красок киевских мозаик — это одно из тех чудес, которое волнует и никогда не перестанет восхищать. Но мастерство художников проявляется не только в цветах. В Софийском соборе одни мозаики размещаются ближе к зрителям, другие — дальше. Одни освещены ярче, другие находятся в менее освещенных местах. Одни мозаики нанесены на ровненьких плоскостях, другие — на изогнутых.

Для мозаик Софии Киевской в целом характерны гармония, а не контраст. Определенное притяжение к контрастам заметно разве что в купольных мозаиках. В плавном переходе выполнены Мария Оранта, Причастие, Святитильский чин, Благовещение, а также орнаменты алтаря.

Центральный образ, который сразу приковывает внимание зрителей — это Мария Оранта, Богоматерь — заступница и защитница Киева. Она изображена на основном месте в храме. Весь фон выложено золотистой смальтой.

Мария с серьезным, даже суровым лицом, кажется действительно нерушимой и всесильной. А синие, голубые, золотистые, сиреневые и черные цвета в ее одежде придают ее фигуре торжественной праздничности.

Лицо Марии — Оранты издалека кажется розоватым. Ее лицо оживает, его выразительность усиливается проникновенным взглядом ее глубоких глаз. Взгляды святых то грустные, то умоляющие, то наполнены сурового величия или нежной любви. Но во всех случаях они страстные, бодрые и живые. Все это свидетельствует, что художники глубоко изучили внутренний мир человека.


Мария Оранта

Мозаики собора Софии Киевской за тысячелетнюю историю своего существования не утратили ни единого оттенка от своей первоначальной сочности и богатства своих красок. Они были и остаются примером чрезвычайной силы искусства.

Мозаика » Христос Вседержитель» ( Христос — Пантократор) расположена в центральном куполе Софийского собора. Это одно из самых главных и самых красивых изображений, сделанное древними художниками с большим искусством.

Софийский собор в Киеве

Храм Софии — Премудрости Божией в этом году празднует 990-летие со дня закладки и 970-летие со дня освящения.


Храм посвящен Софии — Премудрости Божьей. Он относится к произведениям византийско-киевского зодчества. Святая София — главное культовое сооружение Киевской Руси времен Ярослава Мудрого (1019-1054).

Нет общепринятой датировки строительства церкви. Утверждение о том, что в качестве ктитора выступил Ярослав, воздвигший храм в память победы над печенегами в 1036 году, неоднократно подвергалось сомнению. Высказывалось предположение, что собор заложил еще Владимир I Святославич, а завершение строительства и украшение здания фресками и мозаиками относится уже к правлению его сына Ярослава и происходило не позднее 1020-х годов. Однако это мнение не стало общепринятым. А. Поппэ и А. И. Комеч утверждают, что начало строительства храма относится к 1037 году.

В «Новгородской первой летописи» закладка князем Ярославом Софийского собора упомянута под 1017 годом. Однако в «Повести временных лет» говорится: «В лето 6545 (1037). Заложи Ярославъ городъ великый, <…> заложи же и церковь святыя Софья, митрополью». Различие в датах, возможно, объясняется записью в Комиссионном списке новгородской летописи: «…заложи Ярославъ город Кыевъ, и церковь святыя София сверши». Собор, таким образом, строился в период с 1017 по 1037 год. В 1051 году в нем уже был хиротонисан Иларион, первый «митрополит из русских».</…>

Однако нет полной ясности и в вопросе о том, какая из двух церквей — Богородичная Десятинная или Святая София — была кафедральным собором киевских митрополитов.


В 1950-1960-е годы в научном сообществе утвердилось мнение о двух этапах строительства собора. Полагали, что наружные галереи и башни были пристроены к общему массиву здания в конце XI столетия или даже позже. В настоящее время можно считать доказанным: храм во всем своем объеме возводился одновременно без существенных перерывов в строительстве.

Строительная техника и архитектурные особенности собора свидетельствуют, что его строителями были греки, приехавшие из Константинополя. Они возводили храм по образцам и согласно традициям столичного византийского зодчества, правда, с некоторыми отклонениями.

Храм построен в технике смешанной кладки: ряды квадратного кирпича (плинфы) чередуются с рядами камней, а потом покрываются известняковой обмазкой — штукатуркой.

Софию первоначально венчали тринадцать глав, образующих пирамидальную конструкцию. Ныне у храма 19 глав. В древности кровля состояла из уложенных на своды свинцовых листов. По углам храм укреплен контрфорсами — вертикальными опорами с внешней стороны стены, которые принимают на себя ее вес. Для фасадов собора характерно обилие лопаток, которые соответствуют внутреннему членению пространства опорными столбами. Наружные стены галерей и апсид украшены многочисленными нишами.

С западной стороны, по византийской традиции, к храму примыкают две лестничные башни, ведущие на хоры и плоскую кровлю — гульбище. Во время богослужения хоры предназначались для великого князя, его семьи и приближенных. Однако имели они и светское предназначение: здесь князь, по-видимому, принимал послов и обсуждал государственные дела. Здесь же хранилось книжное собрание Софийского собора. Возможно, в отдельном помещении находился и скрипторий — мастерская по переписке книг.

Внутреннее пространство собора представляло собой равноконечный крест, с алтарной апсидой на востоке; с севера, юга и запада находились двухъярусные аркады. Над средней частью креста возвышался центральный купол. Главный объем здания окружали два ряда открытых галерей.

Вопрос о внутреннем декоре западной части главного нефа приобретает принципиальную значимость в связи с изучением ктиторской фрески с изображением семьи Ярослава Мудрого, расположенной на западной стене двухъярусной аркады.

В течение веков церковь претерпела многие изменения. При разгроме Киева Батыем в 1240 году она была разграблена. Впоследствии храм неоднократно горел, постепенно приходил в ветхость, подвергался «починкам» и переделкам.

В XVII веке София была «поновлена» митрополитом Петром Могилой в стиле украинского барокко и ее внешний вид стал весьма далеким от первоначального. Лучше всего уцелел восточный фасад с апсидами, где были расчищены фрагменты древней кладки.

Сохранились словесные описания Софии, созданные иностранными путешественниками XVI-XVII веков Эрихом Ляссотой, Павлом Алепским и другими, однако наиболее важным источником для воссоздания первоначальных форм постройки являются рисунки голландского художника Абрагама ван Вестерфельда. Он посетил Киев в 1651 году и сделал несколько зарисовок Софийского собора и его росписей.

Интерьер Софии Киевской в меньшей степени подвергся искажениям и сохранил часть своего первичного убранства. В храме сохранились самые ранние мозаики и фрески. Они также выполнены византийскими мастерами. На стенах собора были найдены нацарапанные надписи — граффити. Около трехсот граффити свидетельствуют о политических событиях прошлого, в них упоминаются конкретные исторические деятели. Наиболее ранние надписи дали возможность исследователям уточнить датировку внутренней отделки церкви.

София стала местом захоронения киевских князей. Здесь погребены Ярослав Мудрый, его сын Всеволод, а также сыновья последнего — Ростислав Всеволодович и Владимир Мономах. Вопрос о том, почему члены одного семейства были погребены в разных церквах, — в Софии и в Десятинной, — не получил у историков убедительного ответа.

Софийскому собору отводилась роль главного храма Киевской Руси и оплота христианской веры. На протяжении нескольких веков София Киевская была центром общерусской соборности и церковности, средоточием политической и культурной жизни страны.

Мозаики киевской Софии


Мозаика «Спаса Вседержителя» в зеркале центрального купола Софии Киевской — самый монументальный образ в искусстве Руси XI века. Диаметр медальона, в который он заключен, более четырех метров, расстояние от пола составляет 28,5 метра.

«Вседержитель» (греч. «Пантократор» — всевластный) является одним из главных канонических типов изображения Христа, где Он представлен как Царь Небесный и Судия на предстоящем Страшном Суде. Сын Божий изображается в возрасте своего проповедничества и в той одежде, которую он носил в своей земной жизни — в хитоне и гиматии. Христос восседает на троне, правой рукой Он делает благословляющий жест, а левой держит свиток или книгу с законом. Если книга раскрыта, то на страницах традиционно отображают различные речения Спасителя, содержащиеся в Евангелиях. Композиция отличается строгой фронтальностью и статичностью.

Распространение канона Христа — Царя Небесного относится ко времени государственного становления христианства — к IV-VI векам (известна равеннская мозаика без надписи середины VI века на триумфальной арке церкви Сант Аполлинаре ин Классе). На складывании этого иконографического образа оказала влияние позднеэллинистическая традиция изображения императоров.

В образе Пантократора заложена идея Богочеловеческого господства Христа над миром. Именование Иисуса Вседержителем указывает, с одной стороны, на Его Божественную природу: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр 1:8). С другой стороны, такое именование связано и с человеческой природой Христа. Иисус становится Вседержителем, совершив второе творение, искупив крестной жертвой людские грехи и обновив человеческую природу. Бог Отец, по словам апостола Павла, «вводит Первородного во вселенную» (Евр 1:6).

Среди софийских мозаик «Спас Вседержитель» выделяется укрупненностью форм и цветовой контрастностью, дабы пришедшему во храм был ясно виден Царь Небесный.

Канон «Христа Вседержителя» распространен в двух изводах: изображения бывают в рост и поясные. Во всем православном мире в центральном куполе традиционно помещается поясное изображение Мессии. Эта традиция берет свое начало, по всей видимости, со второй половины IX века, со времени утверждения в Византии иконопочитания. В куполах ранних христианских храмов зачастую помещалось «Вознесение».

По своим огромным пропорциям и манере кладки смальты фигура архангела близка «Пантократору» в главном куполе и «Богоматери Оранте» в конхе Пантократора» и «Архангела» одну мастеру, в пользу чего говорит совершенно одинаковый характер мозаичной кладки в лицах. Голова «Оранты» исполнена в несколько иной манере (более плотная пригонка кубиков), но приземистая пропорция этой фигуры и прямолинейные тяжелые складки одеяния сближают ее с изображениями в куполе. Поэтому имеются серьезные основания полагать, что исполнение самых крупных по масштабу фигур было поручено одному мастеру, чьей специальностью являлась работа на больших плоскостях, находившихся на значительном расстоянии от глаз зрителя».

Мозаика в Софии Киевской выполнялась мастером, склонным к крупным, монументальным композициям. Он создал образ Христа с массивной головой, с укороченной шеей и прямоугольными плечами. На «Пантократоре», как и на византийском басилевсе, хитон пурпуровых тонов с золотой отделкой и красным клавом (нашивной вертикальной полосой). Поверх хитона надет голубой плащ, складки которого выложены смальтой темно-синего цвета и отделаны золотым ассистом (лучами, исполненными золотом). Борода почти полностью утрачена — она была дописана масляной краской при реставрации. Особенно красочно оформлен медальон, состоящий из девяти разноцветных кругов. Видимо, это реминисценция радуги, на которой восседал Христос при вознесении — это можно наблюдать в старой иконографии росписи храмового купола.

В киевском соборе им также созданы мозаика «Богоматерь Оранта» в конхе центральной апсиды и, по-видимому, «Архангел» в подкупольном пространстве храма.

В центральном куполе Софии Киевской «Пантократора» окружали четыре архангела — подобно церемониальной охране византийского императора при торжественном выходе. Это архангелы Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил. Из них сохранился только один, трудно сказать, какой именно, так как изначальных надписей нет.

Архангелы — начальники ангелов, они составляют высшую степень ангельского чина. Они благовествуют о Великом и Преславном (1 Фес 4:16), открывают тайны воли Божией, укрепляют в людях веру и просвещают их светом Святого Евангелия.


Единственный «Архангел» из мозаик Софийского собора дошел до нашего времени не полностью: имеются утраты в крыльях, а низ одежды и ноги были дописаны Михаилом Врубелем.

Фигура архангела огромна: ее высота составляет 3,85 метра. Пропорции архангела приземисты, и он выглядит тяжеловесным и грузным. На нем пышные одежды византийского императора. Он облачен в далматик синего тона — узкую длинную одежду из плотной ткани с широкими рукавами, надетую на пурпурную столу — длинную рубашку, наподобие туники, с узкими рукавами и обшлагами. Плечи и грудь начальника ангелов охватывает усыпанный жемчугами и драгоценными камнями лор, широкая и длинная полоса. На ногах красные сапожки. Далматик, стола, лор, обувь красных цветов — это атрибуты одеяния басилевсов и иконного образа архангелов.

Волнистые волосы архангела перетянуты тороками (или по-другому — слухами), означающими высшее знание. Через тороки ангелы получают повеления от Бога. В правой руке Архангел держит зерцало — сферу, на которой начертан установленный на Голгофе крест. Зерцало — символ предвидения, которое Бог передал своему ангельскому слуге. В зерцале архангел также читает повеления Господа. В левой руке архангел держит лабарум (хоругвь) — длинное древко с перекладиной, на которой закреплена ткань. На ней греческое слово «АГИОС», повторенное три раза: «Свят, Свят, Свят». Слова взяты из Откровения Иоанна Богослова: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр 4:8). По преданию, первый церковный лабарум — штандарт с крестом — выставил Константин Великий в битве с Максенцием.

На восточных столбах подпружной арки помещены архангел Гавриил и Богоматерь, образующие композицию «Благовещение».

Описание явления Ангела Господня Деве Марии присутствует только в одном Евангелии — от Луки (Лк 1:26-39). На основе этого сюжета и построена иконография «Благовещения», которая весьма разнообразна, насыщена деталями и имеет несколько изводов благодаря дополнениям из многочисленных неканонических источников.

На софийской мозаике в руках Богородицы веретено с пурпурной пряжей, о котором евангелист Лука ничего не говорит. Однако, согласно апокрифическому «Протоевангелию Иакова» (XI, 1), когда к Пречистой Деве явился архангел с вестью о непорочном зачатии Спасителя мира, Она пряла пряжу для завесы Иерусалимского храма. «Благовещение с пряжей» стало одним из главных изводов в иконографии этого сюжета. Именно этот вариант «Благовещения» помещают на Царских вратах, которые ведут в святая святых — в алтарь. В мозаике отсутствуют какие-либо атрибуты конкретного места действия: это помогает указать на сокрытый и мистический характер начала Боговоплощения. Сведение к минимуму набора «рассказывающих» деталей — характерная особенность византийской иконописи эпохи македонской династии.

При выкладывании изображения Богоматери греческий мастер искусно использовал смальту различных оттенков синего: на Деве Марии хитон светло-синих тонов, а мафорий более темный, с густыми темно-синими складками, доходящими до черного цвета. Лик выложен розоватыми и белыми кубиками, сочетающимися в притененных местах с зеленовато-серыми. Справа от Богородицы греческая цитата из Евангелия, русский перевод которой: «[Я] раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лк 1:38).

Архангел Гавриил обращен к Богоматери. Правой рукой он благословляет, а в левой, как посланник Господа, держит жезл. Надпись гласит: «Архангел Гавриил: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» (Лк 1:28).

Фигуры архангела и Девы Марии выполняли разные мозаичисты. Гавриил, в отличие от Богоматери, массивен и грузен, а складки его одеяний почти прямоугольны и ломки.

Мозаика Софийского собора является самым ранним сохранившимся «Благовещением» в древнерусском искусстве.

На снимках: Собор Святой Софии в Киеве, восточный фасад; реконструкция древнего вида храма; усыпальница Ярослава Мудрого в Софийском соборе; мозаики «Вседержитель», «Архангел» «Оранта», «Благовещение».

Подготовил Станислав Минаков

по публикациям к.и.н. Юрия Пелевина на Российском общеобразовательном портале (www.school.edu.ru)

ИСТОКИ ХРИСТИАНСТВА

Сделанные в начале 11 века византийскими мастерами, мозаики собора Святой Софии в Киеве всегда занимали умы искусствоведов.

Самая известная из них — это мозаика Богоматерь Оранта из Собора святой Софии в Киеве, иначе называемая как «Богородица — Нерушимая стена».

Первое, что бросается в глаза, это объемность изображения: Богородица как будто выступает из золотого фона. Всё дело в том, что византийские художники намеренно стремились к тому, чтобы изображение казалось таким. Объем изображения достигался при помощи следующих приёмов:

— безусловно, это игра цвета: в мозаиках собора насчитывается 177 оттенков; — кусочки смальты находятся в 3 уровнях; мозаика была умышленно неровной, что и создаёт эффект объемности; — золото: изображение Богородицы находится на золотом фоне. Золото в византийском искусстве чрезвычайно важно — и в мозаиках, и на иконах оно символизирует Небесный Иерусалим и духовное измерение; — уникальная техника производства самих кусочков мозаичной смальты. Эффект «византийского золота» достигался с помощью сложной техники: внутри смальты помещалась золотая или серебряная пластинка, чтобы свет, проникавший через прозрачную смальту, отражался от неё под разными углами.

Этот эффект не смогли воспроизвести позднейшие переписчики. Византийский стиль был популярен в 19 веке, и в Российскую Империю приглашали большое количество итальянских мастеров, которые считались экспертами в византийской мозаике, но при всём их мастерстве их работы существенно отличались от прототипа. Совершенно другое понимание византийской мозаики демонстрируют и интерьеры западноевропейских костелов неовизантийского стиля.

Только представьте себе, все эти маленькие камешки золотой смальты, разных цветов и формы, укладываются под разными углами. Очевидно, что это было сделано для того, чтобы создать эффект живого света.

Если ненадолго задержаться перед киевской Богоматерью Орантой, то в конце концов можно увидеть, что изображение окружено мерцающим сиянием, которое постоянно меняется.

Создается впечатление, что Богородица излучает этот свет.

А золотое пространство позади неё — это ни что иное, как бесконечное божественное пространство. Существует мнение, что греческие мастера умышленно создавали образ Божьей Матери, который как бы появляется в пространство храма. Изображение здесь находится не в графической плоскости, а в пространстве между зрителем и представлением — граница между зрителем и изображением здесь как бы отсутствует.

Изображение Богоматери здесь выходит из плоскости в плоскость общения с наблюдающим человеком, присутствующим в церкви, если говорить на языке искусствоведов.

По их мнению, это и является фундаментальным принципом византийского иконического образа, как пространственного изображения, которое появилось в послеиконоборческий период. И этот принцип ясно демонстрирует киевская Богоматерь Оранта.

Кстати, это изображение считается чудотворным и в честь него был создан монастырь на юге России.

#истоки_христианства #иконы #икона #иконопись #чудотворные_иконы #мозаика #мозаики #Византия #иконография #паломничество

Живопись Киевской Руси — виды, жанры, каноны Софии Киевской

Истоки русской живописи, как и других видов искусства, таятся в далеком X веке. Тогда Слово Божие восторжествовало на наших землях: Киевская Русь приняла христианство. А вместе с новой религией пришло в самое большое на то время государство Европы и чудодейственное влияние византийской культуры. Как оплоты христианства и места всеобщего собрания людей на службы Божии строились храмы. А для того, чтобы их украсить, и понадобились художники.

Так появилась настенная живопись Киевской Руси. Сейчас этот вид искусства росписи стен по сырой штукатурке называется фреской. Вместе с фресками стены украшали мозаики, которые выкладывали из кусочков разноцветной, переливающейся на солнце смальты. Также писали иконы, которыми украшали внутреннее пространство церквей. Эти виды изобразительного искусства и есть живопись Киевской Руси.

Живопись Софийского собора в Киеве

Мозаика «Оранта» в Софии Киевской

Первый каменный храм, Десятинная церковь, не уцелел – пал под натиском татаро-монгол, похоронив под собой и спасающихся киевлян, и первые образцы древнерусской живописи. Но вот София Киевская выстояла, пережив и войны, и революции, и сталинские времена.

Этот собор сохранил уникальные росписи, выполненные древними мастерами. Монументальная живопись Киевской Руси представлена здесь во всем величии. И русские, и византийские живописцы трудились бок-о-бок, прославляя своим искусством великого Бога. Как оказалось, на тысячелетия.

И сейчас захватывает дух, когда смотришь на пронзительный взгляд Богоматери Оранты, величественно и по-матерински поднявшей руки к небу. Так, будто просит у небесного Отца добра и благополучия для всей Руси. Этот образ является олицетворением Софии – Премудрости Божьей и занимает всю алтарную апсиду данного храма.

В центральном куполе этого киевского собора изображен — Христос Вседержитель Пантократор. Со всех сторон, как благословение, на него падает свет, что отвечает первоначальному замыслу архитекторов – прославить Бога, посеять в народе любовь и веру в него.

Но не только прославление христианства, а и свое мировоззрение, глубокую философию, представления о красоте воплотили авторы в настенной живописи собора. Ведь здесь не только изображены библейские фигуры, но и картины из светской жизни. Наряду с архангелами, апостолами и святыми изображались земные, но такие же воодушевленные правители – Ярослав Мудрый со своей семьей и императоры византийские Константин и Юстиниан. Посредством живописи передавались не только библейские сцены и сюжеты, но и совсем не касающиеся религии образы простых людей из народа: скоморохов, бойцов, музыкантов и танцоров, и даже ипподром. Монументальная живопись периода Киевской Руси– это прежде всего грандиозные произведения, сохранившиеся в Софийском соборе.

Византийский канон в древнерусской живописи

Христос Вседержитель — Пантократор.

Образы святых писались с учетом выработанных в византийской живописи канонов. Так, византийский канон живописи предполагал следующее написание:

  • Овал лица изображали удлиненным,
  • нос – прямым и длинным,
  • рот – маленьким, губы: верхнюю – тонкой, а нижнюю – пухлой,
  • глаза – широко открытыми.
  • Выражение лица святых должно было быть бесстрастным, строгим и даже суровым.
  • Канонизированы были и библейские сюжеты, изображавшиеся на стенах собора.

Иногда такие каноны в живописи Древней Руси нарушались, и наряду с суровыми аскетическими лицами появлялись черты славянского типа: широкие, округлые лица с мягкими линиями. Многие фрески (например, святители в апсиде) напоминают собой портретные изображения — иконы, только написанные на стене.

Таким образом, фрески Софии Киевской можно считать истоками иконописной традиции Руси.

Фрески и мозаики собора Софии Киевской

Фрески украшают боковые стены собора, а также галереи, башни, хоры:

  • «Сошествие Христа в ад»;
  • «Сошествие Святого Духа»;
  • «Портрет семьи Ярослава Мудрого»;
  • «Апостол Павел», «Апостол Петр», «Воин»;
  • «Святой Николай», «Святая Варавара», «Святая Надежда»;
  • «Явление архангела Валааму»;
  • «Император Константин»,«Император Юстиниан»;
  • «Единоборство архангела Михаила с Иаковом»;
  • «Архангел», «Святой Георгий» и другие.

Мозаики занимают подкупольную и алтарную часть собора:

Алтарная апсида и центральный купол Софии Киевской

  • «Христос Вседержитель» (Пантократор);
  • «Оранта» (Богоматерь);
  • «Архангелы»;
  • «Евангелист Марк», «Евангелист Иоанн», «Матфей»;
  • «Благовещение» (сюжет из Святого Письма);
  • «Севастийские мученики»;
  • «Деисус» (Христос в окружении Богоматери и Иоанна Крестителя);
  • «Евхаристия» (обряд Святого Причастия);
  • «Святительский чин»;
  • «Апостол Павел», «Иерей» и многие другие, в том числе и орнаменты.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]