История иконы Крещение Господне и о чем просят перед образом, тексты молитв

Сейчас эта икона неизменно присутствует в каждом храме и занимает центральное положение в алтарной композиции. Ведь сюжет иконы Крещение Господне представляет одно из наиболее знаменательных событий земного пути Спасителя: Иоанн Креститель крестит Христа в водах реки Иордан. При этом в этот знаменательный день Христос не просто принял крещение, но также проявили себя все компоненты Святой Троицы, то есть сам Христос, Всевышний Господь и Святой дух.

Содержание иконы

Равно как многие другие иконописные сюжеты, этот может иметь некоторые отличия в зависимости от времени создания иконы и других факторов. Содержание менялось в течение эпох, но, так или иначе, тут всегда присутствовало две основных фигуры:

  • Иоанн Креститель;
  • Святая Троица.

Именно так следует осознавать икону Крещения Господне, ведь видение только Иоанна Предтечи и Христа является немного ограниченным. На самом деле на изображении перед нами в символической форме предстает Всевышний Господь как Святая Троица:

  • Христос – ипостась земная;
  • голубь – символ Святого духа;
  • Господь – в незримой форме.

Таким образом формируется Троица. Сам Господь не изображается, так как никто из людей не может узреть его. При этом те, кто понимает содержание иконы, понимают, знают — там присутствует и третья ипостась Троицы в незримой форме.

В композиции, как правило, Христос располагается по центру, стоящим в водах реки Иордан, которую он предварительно освятил, дабы и другие люди могли смывать с себя грехи. С одной стороны стоит Иоанн Предтеча, иногда с крестом в одной руке, а другой рукой он указывает на Христа. По другую сторону присутствуют ангелы или апостолы, ангелы тут прислуживают Святому Иоанну, как прислуживают дьяконы священникам в церкви.

В верхней части овалом символически изображается небесная твердь, откуда спускается голубь (Святой дух). Сверху по сторонам высокие горы у Иордана, которые несут символическое значение и часто выглядят похожими на лестницу – они олицетворяют собой духовное восхождение.

Иконография Крещения Господня

Праздник Крещения Господня относится к числу самых древних и уступает в этом смысле только Пасхе. Таинство Крещения стало совершаться в христианских общинах задолго до того, как было установлено торжество, а сцены Крещения Господня являются древнейшими в христианском искусстве. В старинных баптистериях – помещениях для принятия Таинства – крупный образ Крещения располагался в подкупольном пространстве, а впоследствии – на сводах и на стенах. Затем изображения Крещения Господня стали появляться на резных изделиях по дереву, камню и кости; на нательных крестах, реликвариях и выносных крестах, участвующих в крестных ходах.

Празднество издавна имело несколько названий: Богоявление, праздник Светов, Крещение Господне.

Поначалу праздники Рождества Христова и Крещения Господня о, а затем, с IV века, – особо, раздельно. Однако в церковных службах на Рождество и Крещение остается много общего: обоим праздникам предшествует Сочельник, а время между ними отмечено отсутствием поста. На некоторых иконах Крещения Господня изображается ночное звездное небо, которое также напоминает событие Рождества Христова.

Два евангелиста начинают жизнеописание Сына Божия с Его Крещения. Так же и на иконах: например, на одном новгородском образе «Земная жизнь Христа» рубежа XIV–XV веков повествование в клеймах начинается с образа Богоявления. Во время Крещения Спасителя явились все три Лица Пресвятой Троицы. На иконах изображается Бог Отец, иногда в облачном небесном сегменте, Бог Сын, крестящийся в Иордане, и Дух Святой, сходящий в виде голубя.

О Крещении Господнем рассказывают все четыре евангелиста, при этом евангельское повествование лаконично, а икононописный сюжет также прост и ясен. Во II–III веках, когда иконография праздника находилась еще на стадии формирования, в настенных росписях катакомб изображались Иисус Христос и пророк Иоанн Предтеча, а над ними Святой Дух в виде голубя; сценами Крещения в кратком изводе иллюстрировались и Псалтири. Иногда в катакомбной живописи голубь держал ветвь в клюве, отсылая к знакомому сюжету о праотце Ное, поскольку библейская история о Потопе – это один из ветхозаветных прообразов Крещения Господня (1 Пет. 3: 20); в позднейших иконах такое изображение тоже повторяется как понятное и очень близкое.

Христос изображен стоящим в речных струях обнаженным либо с препоясаньем; иногда же одет в хитон и гиматий. Он стоит прямо или склонившись в сторону пророка Иоанна. Иногда Христос слегка выступает ногой вперед и глядит на молящегося. Такие иконы приобретают качество моленного образа – с иконы взирает Вседержитель мира.

Христос благословляет воды Иордана – это изображение появляется в миниатюрах и мозаиках с X столетия. На воде, слева от Иисуса, начертан образ Креста как знака освящения мировых вод. Согласно святителю Григорию Богослову, Господь «крестился не ради собственного очищения, но чтобы освятить воды», и поэтому знамение Креста указывает на освящение водного естества. В гимнах преподобного Ефрема Сирина содержатся светоносные образы, например: «…весь Иордан воссиял от блистания Его света», «вода, освященная крещением, получила от Меня огонь и Дух». Также иконописцы изображают красных рыб, алый Крест в речных струях, воду и берега, покрытые светоносными бликами.

Русские иконы изображают Иордан так, как его описывали паломники: у реки два крутых берега и быстрое течение. Глубина водоема может быть показана по-разному: порой вода доходит всего до щиколоток, порой волны окутывают Христа, как покрывалом, или же пенятся барашками, или же изображаются поверх Него. В верхней части иконы Иордан разделяется «туда и сюда» на два потока, о чем говорится в тропаре праздника: кстати, в церковной службе разделение реки сравнивается с чудом пророка Елисея, когда он милостью святого Илии заставил расступиться Иордановы струи.

В гимнах содержатся светоносные образы: «вода, освященная крещением, получила от Меня огонь и Дух»

Два берега находятся недалеко друг от друга: ангелы и Предтеча, стоящие на противоположных сторонах реки, почти соприкасаются головами – внимание молящегося обращено одновременно и на Христа, и на пророка Иоанна. А волны Иордана, написанные длинными мазками, простираясь в разные стороны, дополнительно объединяют образы Христа, Иоанна Предтечи, а позже апостолов и ангелов в единое целое. На поздних иконах изображается широкое русло реки и один холмистый берег, покрытый затейливой растительностью. Пророк Иоанн стоит на берегу, а ангел парит на облаках, прямо над речными струями.

Берег Иордана на священных изображениях покрыт пальмовыми деревьями, и крещаемые на иконе Богоявления иногда держат пальмовые ветви в руках.

Топография и пейзажи Палестины были хорошо известны на Руси. Паломничество в Иерусалим началось в IV веке, а богомольцы Древней Руси появляются там с конца XI столетия. Паломники, посещая святыни, привозили пальмовые ветви в основном из долины Иерихона.

Иоанн Креститель, помещенный на высоком, иногда скалистом берегу Иордана, возвышается над Христом, стоящим в воде. Святой Иоанн изображается в одежде из верблюжьего волоса или во власянице; иногда он облачен в тунику или гиматий. Пророк держит свиток или крест на длинном древке в левой руке. Десница святого, простертая над главой Спасителя, является буквальным центром композиции. Об этом жесте многократно говорится в песнопениях праздника: «Крестителя… трепеташа ныне рука десная», когда «Сын Пречистый верх Свой Предтечи преклони», – богослужебные тексты служат смысловым источником, вдохновляющими эпитетами, будто крыльями, для изображений.

Ангелы числом от двух до семи стоят на берегах реки или слетают ко Христу с небес. Евангелие не сообщает нам об их присутствии при Крещении Господнем, но они, подобно восприемникам от купели, держат покровы в руках. Иногда ангелы изображаются отворяющими райские двери, по слову евангелистов о том, что при Крещении небо было отверсто.

В иконе Крещения Господня могут находиться аллегории, они пришли в христианскую живопись из греко-римского мира.

Все эти изображения бывают монохромными, то есть одноцветными – под цвет водных струй, – а их объем выявляется пробелами. Интересно аллегорическое изображение самого Иордана: это старец, который держит покрывало или стебель тростника. Он опирается рукой на опрокинутую чашу или кувшин. Введение в эту композицию не упомянутых в евангельском повествовании деталей, даже поз и жестов, объясняется текстами службы праздника. Эти изображения основывались на словах псалма: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять…»

(Пс. 113: 3), которые рассматриваются как пророчество о Крещении Господнем. Река на иконе «бурлит», как бы возвращается вспять, и старец в виде Иордана поворачивается от зрителя ко Христу или в противоположную сторону, выливая воду из сосуда, который он держит в руках. А аллегория моря в виде жены изображена в движении, в «беге».

Введение в композицию не упомянутых в евангельском повествовании деталей объясняется текстами службы праздника

На иконах иногда изображаются крещаемые. Евангелист Лука повествует о том, что Христос крестился вслед за народом: «Когда же крестился весь народ, и Иисус…

» (Лк. 3: 21). Оглашаемые с древности перед крещением снимали с себя одежды, что символизировало отложение «ветхого человека», а после принятия Таинства крещеные надевали новые, светлые «уборы». Так же и на иконах: мужчины разного возраста снимают свои одежды, плывут. Некоторые из них стоят по обоим берегам реки, в толпе выделяются старцы, юноши и женщины, которые держат на руках младенцев; в композицию поздних икон вводятся группы калек, убогих и нуждающихся людей. Жесты людей, в отличие от основных персонажей, оживленные: крещаемые поворачивают головы друг ко другу, кивают, пожимают от удивления плечами, в их позах оживление и радость. В воде изображаются рыбы, которые символизируют человеческие души.

Таким образом, мы видим, что на иконе Крещения Господня изображается Пресвятая Троица, ангельский мир и святые. Иногда позади Иоанна стоят апостолы Петр и Андрей, жест их рук, поднятых к груди с обращенными наружу ладонями, говорит о молчаливом собеседовании: они дивятся великому Таинству.

Сакральный смысл иконы на крещение Господне

В историческом смысле икона Богоявления констатирует факт участия Христа в обряде крещения. Как известно, Иоанн Креститель на протяжении некоторого времени пребывал в пустыне Мохерон, где крестил иудеев. Народ Израиля доверял пророку и ходил креститься для того чтобы избавиться от грехов.

Пришел к водам Иордана и сам Спаситель и просил Иоанна о крещении, но тот отверг просьбу, сказав: «Мне самому нужно креститься у тебя». Христос возразил и призвал Иоанна исполнить пророчество.

Таким образом, на глубинном уровне икона говорит о смирении Христа перед предначертанным. Господь сам укреплял его известными словами: «Ты есть сын мой возлюбленный..». Также смиряется и Иоанн, который прикасается своей правой рукой к Господу и омывает его водой, совершая обряд.

Одной из сохранившихся христианских реликвий является та самая рука Иоанна Крестителя, которой он прикоснулся к Господу. Десница Святого Иоанна осталась нетленной по сей день.

Это интересно

На иконе Крещение Господне запечатлевается свершение предначертанного Господом, то есть его воли, то есть истины. Соответственно, наблюдатель оказывается не только сопричастным святому таинству, но и высшей истине.

Также интересна символика двух берегов Иордана:

  • там где стоит Иоанн – называется «тот» берег;
  • там, где ангелы – «этот» берег.

Христос в свою очередь становится своеобразным связующим звеном между ними. Однако также икона Богоявление Господне делает таким звеном и само таинство крещения.

Там, где стоят ангелы, располагается Израиль – святая земля. Соответственно, переход через Иордан символически означает переход на Святую землю.

Безусловно, речь идет не о географических величинах, но о пути духовном, который Христос открывает для каждого.

Как видите, сакральный смысл иконы Крещение Господне глубок и многогранен, тут каждая деталь пребывает с остальными в глубоком единстве, создавая в итоге завершенную композицию, которая повествует о христианской вере. Именно поэтому данный сюжет включен в различные богослужения. Молитва перед этим образом помогает укрепиться в вере и продвинуться на духовном пути.

О чем просят перед иконой

Молитвы перед чудотворной иконой «Крещение Господне» помогают верующим в разрешении различных мирских проблем, в том числе в самых трудных и безнадежных ситуациях. Образ обладает большой силой, дарует Божественную защиту и благодать обращающимся.

Православные христиане обращаются к святыне, уповая на помощь Господа и пособничество в надежде на:

  • исцеление телесных и душевных недугов;
  • успокоение страданий и горестей;
  • избавление от тоски и уныния;
  • наставление на путь истинный тех, кто сбился с праведных ориентиров в мирской жизни;
  • укрепление веры, стойкости и силы духа;
  • очищение от греха и становление на праведный путь исправления;
  • восстановление справедливости;
  • улучшение благосостояния честных тружеников.

Обращаться к святыне можно в стенах православного храма и в домашней обстановке. Для самостоятельного молебна рекомендуется приобрести образ и разместить дома. Особо почитают святыню в праздник Крещения, который отмечают ежегодно 19 января. В этот день перед иконой читают торжественные молитвенные тексты.

Вся вода на Крещение, по воле Божьей, считается святой. Наделенная особой силой крещенская вода смывает грехи с раскаявшихся грешников, очищает тело и душу, обладает целебными свойствами. В этот день принято окунаться в воду и усердно молиться перед святым образом.

Икона «Крещение Господне», размещенная дома, оберегает его обитателей от происков злых сил и негативных воздействий, становясь защитным оберегом для семьи.

Молитва перед иконой Крещение Господне

Тропарь, глас 1-й

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак, глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет неприступный.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Крещение Господне праздновали еще в то время, когда были живы сами апостолы Христа

Крещение Господне стали праздновать еще, когда были живы сами апостолы. В самом начале Рождество и Крещение праздновали в один день, и называли его Богоявлением.

IV

с этого века Крещение Господне стали отмечать как отдельный праздник

Но с 4 века Крещение стали отмечать как отдельный праздник. В самые первые на века на праздник Богоявления крестили новообращенных, тогда так называли оглашенных, тех людей, которые были не крещены.

После этот день стали называть днем Просвещения, праздником Светов, в знак того, что само Таинство Крещения очищает человека от всякого греха, тем самым просвещая Светом Христовым. Тогда людей освещали в водоемах.

Родоначальник Царствия Божия

К этому времени Иисусу Христу, который жил в Назарете и не был ещё никому известен, исполнилось тридцать лет. По иудейским законам это был возраст, по достижении которого мужчина получал право стать учителем и именоваться «равви». С этих пор он начал своё общественное служение, целью которого было указать людям путь в Царствие Божие, то есть в новое, возрождённое после грехопадения человечество.

Вратами в него было крещение, так как без очищения от грехов и покаяния вход туда был закрыт. Иисус Христос, как родоначальник этого Царствия, должен был первым в него войти, а следовательно, несмотря на свою безгрешность, не мог миновать его очистительных врат. Это и послужило причиной того, что в один из дней Иоанн Креститель, произнося свою очередную проповедь, увидел приближающегося к нему Иисуса.

Самая первая иконам Крещения Господня была найдена в римских катакомбах в 3 веке

Самая первая икона появилась примерно в 3 веке и найдена была в римских катакомбах. Но до наших дней сохранилась только одна часть этой иконы, левая.


Так выглядит первая икона, которая была найдена в римских катакомбах в 3 веке. Сохранилась до наших дней только одна левая часть

На первой иконе Иисус изображен совсем юношей, что честно говоря, очень странно. Но изображения 3 — 4 веков именно и говорят о том, что Господь изображен в виде Отрока.

Молодость на иконе говорит о том, что это вечность Божественного Спасителя.

Более современные иконы выглядят немного иначе. На них Господь изображен в возрасте 30 — 33 лет.

Самое знаменитое изображение Крещения находится в Италии.

Равенская мозаика относится к 5 — 6 веку. Именно это изображение как бы продолжение древней традиции иконописи. Господь снова изображен совсем юношей, в обнаженном виде. Но более позднее художники стали изображать Христа в препоясании.

Русская икона Крещения написана мастером Михаилом в 17 веке. Икона находится в Государственном русском музее в Санкт-Петербурге.

Многим покажется странным, почему же она находится не в храме. На самом деле история ее печальна. На иконе есть некое нарушение, на ней изображен Бог — Отец.

Также есть икона и Андрея Рублева. Его икона обладает многими скрытыми смыслами. Спаситель находится в водах реки Иордан. Правая рука Иисуса согнута и указывает на место человека рядом с самим Богом.

Горы склоняются перед Иисусом, как бы повторяя поклон пророка Иоанна. Река направлена высоко вверх. А ущелье, символизирует Ад, в который спустился Спаситель, чтобы вывести оттуда Адама.

Эта икона — первое изображение Крещения Господня на Руси. До этого люди пользовались иконами Византии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]