Объясните мне понятия. Какой смысл в этом — Господь и Бог? У микрофона протоиерей Олег Стеняев. Помощник в студии брат Владимир Носов.


Как толкуют понятия «Бог» и «Господь» критики Библии?

Впервые словосочетание «Господь Бог» встречается во второй книге Бытия, 4 стих. В первой главе о сотворении мира везде упоминается «Бог». Это и дало основание некоторым ученым полагать, что первые книги Бытия – компилятивный труд, который имеет предысторию. Другими словами, они считают, что это два разных рассказа из различных источников о сотворении мира.

Первый источник они назвали Элохист, потому что слово «Бог» в первой главе по еврейской элохии – это один источник. А где начинает встречаться «Господь» – это другой источник Яхвист (как будто здесь речь идет о разных Богах).

Но на что не обратили внимания критики Библии? Когда в тексте Библии появляется имя «Господь», это не означает, что пропадает имя «Бог». В стихе 24 мы видим эти два имени вместе. И далее по всему тексту Ветхого Завета идут чередования.

Кто такой Бог?

Это Творец всего существующего, он сотворил все впервые и именно поэтому считается, что он единственное Высшее Существо. У него много разных имен в зависимости от того, какими свойствами он обладает. Он бесконечно мудр и силен

, бестелесен и в безграничной степени владеет полнотой совершенств: свобода, разум, воля, сила, неизменность и неизмеримость, вездесущность и вечность.

Свойства Бога, предполагаемые человеком:

  • Безналичность
    – не имеет причины своего существования, сам является причиной всего, свободный от любых внешних воздействий.
  • Беспредельность
    – присутствует свободно от времени, без прошлого, настоящего или будущего, вечно, без ограничений. Несравним и несопоставим.
  • Неизменяемость
    – постоянство, верность самому себе в любом моменте времени.
  • Бестелесность
    – нематериальная сущность, а духовная. Его нельзя потрогать, ощутить в физической форме, не имеет тела. Не существует где-то в определенном месте, он существует везде и всегда.
  • Непостижимость
    – невидим, необъятен, превосходит всякий человеческий замысел, он неуловим.

Так как все люди разные, имеют разные убеждения, существуют различные религии. Теизм

– мировоззрение, где Бог монотеистичен, он единственный Творец и Создатель, который контактирует с нами через молитвы.
Деизм
– Бог также Создатель всего существующего, но он не принимает участия во взаимодействии с миром, не вмешивается.
Пантеизм
– учение, где Бог – это Вселенная и наоборот. Во всех направлениях веры Бог нечто отдельное, высшее, всемогущее, но он Творец всего сущего.

Что означает имя «Бог»

«Бог» – первое имя Творца на страницах Библии. В контексте Пятикнижие Моисея слово «Бог» означает божественную правосудность.

Иногда оно просто переводится как «судьи». Например, в книге «Второзаконие» сказано, если родители имеют непутевого сына, то они должны привести его к воротам города, где сидят судьи. Они будут решать его судьбу.

Мир природы творится только на основах правосудия, так как он основан на законах природы, которые заложены в эти тварные существа.

ИНТЕРЕСНО: Благодарственные молитвы.

Различия понятий

  1. Бог сотворил все существующее в пустоте из ничего, в простом виде, без разрушений, он Творец
    . Все это творение принадлежит впоследствии Господу, он повелитель, владыка мира и весь мир служит ему, но он уже не творит, как Бог, а только создает.
  2. Бог – Творец, он сотворил за 7 дней все живое
    и окончил на этом свои действия. Господь не творит, а
    копирует его работу
    .
  3. Бог бессмертен
    и имеет безграничные силы и превосходящие возможности. Господь – это одно из имен Всевышнего,
    не максимально всемогущ
    . Ведь он не сотворил этот мир, а правит уже сотворенным пространством.
  4. Происхождения этих понятий
    : Бог – происхождение из иврита Элохим – единое название божества у евреев, сохраняется на протяжении всего Священного Писания. Господь – происходит от греческого “kyrios”
  5. Господь – это высшая сила, которую Бог послал как Сына Своего.

Что означает имя «Господь»

Во второй книге Бытия, где говорится о сотворении человека, появляется имя «Господь».

«Господь» – это тот, кто поднимает, поддерживает и защищает. «Господь» созвучно со славяно-русским «Господин». В советский период слово «господин» приобрело негативную окраску по причине революции. Тогда под понятием «господин» понимали тех, кто дает жилье, еду и работу. Вдруг будет война господин первым поскачет впереди на коне, а мужики вслед за ним в поддержку.

То есть «Господь» – это тот, кто дает жизнь. Потому, что само еврейское четырехбуквенное имя – это наложение от трех временных форм (тот, кто был, тот, кто есть и тот, кто будет).

«Я буду тот же. Как я заботился о тебе с детства, я буду так же заботится о тебе до самой старости».

Те, кто занимаются критикой Библейского текста, не учитывают эти моменты. На самом деле имен Божьих в Библии значительно больше. Слово «Господь» (яхве) встречается в Ветхом завете где-то 7000 раз, а «Бог» (элохин) упоминается в еврейском Ветхом завете примерно 1500 раз. То есть милость (Господь) превозносится над судом (Бог).

Храм свт. Спиридона Тримифунтского г. Покровска (Энгельса)

«Бог» и «Господь» — в чем отличие?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Фотография Ивана Привалова

В Священном Писании дано несколько имен Божиих, каждое из которых передает определенное свойство непостижимого в своей сущности Творца неба и земли. Имена Бог и Господь – самые распространенные в библейских текстах. Первым именем переводчики на славянский и русский языки перевели еврейское слово Елогим. Оно встречается в Библии около 2500 раз. Чаще всего оно употребляется тогда, когда говорится о едином истинном Боге. Он противопоставлен идолам – ложным «богам». Множественная форма (окончание «им» прибавляется к существительным мужского рода множественного числа) имени Елогим указывает не на множество богов (глагол со словом Елогим всегда стоит в единственном числе), а на величие и неисчерпаемость Божественных свойств. В греческой Библии (Септуагинте) имя это передано словом Теос.

Словом Господь в нашей Библии переведено имя, которое встречается более 6000 раз. Евреи с глубокой древности его не произносили по причине благоговейного страха. По начертанию оно представляет собой слово, состоящее из четырех букв (тетраграмматон) — YHWH. Переводчики Священного Писания на греческий язык передают его словом Кюриос (Господь). Чаще всего оно употребляется тогда, когда говорится о Божестве как абсолютном, вечном, самобытном Существе: «Я есмь Сущий» (Исх.3:14).

Слово «Бог» в русском и других языках

В разных языках слово «Бог» родственно различным словам и понятиям. Они говорят о свойствах Бога.

В русском языке и в других языках славянского происхождения, относящихся к индоевропейской группе, слово «Бог», как считают лингвисты, родственно санскритскому bhaga

, что значит «одаряющий, наделяющий», в свою очередь происходящему от
bhagas
— «достояние», «счастье». «Богатство» тоже родственно слову «Бог». В этом выражено представление о Боге как полноте бытия, как всесовершенстве и блаженстве, которые, однако, не остаются
внутри
Божества, но изливаются на мир, людей, на все живое. Бог
одаряет, наделяет
нас Своей полнотой, Своим богатством, когда мы приобщаемся к Нему.

Святитель Григорий Богослов считал, что греческое имя theos (Теос)

от глагола
ethein
— «зажигать», «гореть», «пылать»: «Ибо Господь Бог твой есть огонь поядающий, Бог ревнитель», — говорится в Библии (Втор. 4:24); эти слова говорит и апостол Павел, указывая на способность Бога истреблять и пожигать всякое зло (Евр. 12:29). «Бог есть огонь, а диавол холоден», — пишут святые Варсануфий и Иоанн. «Бог есть огонь, согревающий и воспламеняющий сердца и утробы, — говорит преподобный Серафим Саровский. — Итак, если мы ощутим в сердцах своих холод, который от диавола… призовем Господа: Он, придя, согреет сердце наше совершенной любовью не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты убежит холод ненавистника добра».

На языках германского происхождения слово «Бог» — английское God

, немецкое
Gott
— происходит от глагола, означающего «падать ниц», падать в поклонении.

Имя, с которым Бог открылся древним евреям, — Yahweh

(Яхве) означает «Сущий», имеющий существование, имеющий бытие, оно происходит от глагола
hayah
— быть, существовать, или скорее от первого лица этого глагола
ehieh
— «Я есмь». Однако этот глагол имеет динамический смысл: он означает не просто сам по себе факт существования, но некое всегда актуальное бытие, живое и действенное присутствие. Когда Бог говорит Моисею «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), это означает: Я живу, Я здесь, Я рядом с тобой. Вместе с тем это имя подчеркивает превосходство бытия Божьего над бытием всего существующего: это самостоятельное, первичное, вечное бытие, это полнота бытия, которая есть сверхбытие.

«По своему значению Сущий сверхъестественно превосходит всю совокупность бытия, являясь единоличной Причиной и Создателем всего сущего: материи, сущности, существования, бытия; Сущий — начало и мера вечности, причина времени и мера времени для всего существующего и вообще становление всего становящегося. Из Сущего исходят вечность, сущность, сущее, время, становление и становящееся, поскольку в Сущем пребывает все сущее — как изменяющееся, так и неизменное… Бог — не просто Сущий, но Сущий, Которого вечно и беспредельно заключает в Себе совокупность всех форм бытия — как настоящих, так и будущих», — пишет автор трактата «О Божественных именах» Дионисий Ареопагит.

Древнее предание говорит о том, что евреи в эпоху после вавилонского плена не произносили имя Яхве — Сущий из благоговейного трепета перед этим именем. Только первосвященник один раз в год, когда входил для каждения во Святое святых, мог там внутри произнести это имя. Если же простой человек или даже священник в храме хотел сказать что-либо о Боге, он заменял имя Сущий другими именами или говорил «небо». Была и такая традиция: когда требовалось сказать «Бог», человек замолкал и прикладывал руку к сердцу или показывал рукой на небо, и все понимали, что речь идет о Боге, но само священное Имя

не произносилось.

Воздерживаясь от произнесения имени Бога, евреи показывали, что к Богу можно приобщиться не столько через слова и описания, сколько через благоговейное и трепетное молчание.

Имя «Господь»

В Евангелии мы читаем притчу о господине виноградника: «Когда же наступил вечер, говорит господин


виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых» (см. притчу полностью Мф.20:1-15). Под Господином здесь подразумевается Сам Господь Иисус Христос.

Наименование «господин» обозначает у людей высшее, в сравнении с другими, положение того, кто приказывает и распоряжается. Бог, как Творец неба и земли, есть господин над всем;

поэтому должно чтить Его превыше всего и, соответственно, повиноваться Ему.

Бог – Властелин над всем: Втор. 10, 17; 1Тим. 6, 15; Нав. 3, 11; Мих. 4, 13.

Ему должно оказывать послушание и воздавать честь превыше всех и всего. Мал. 1, 6. Псал. 8, 2. Мф. 11, 25.

По возвращении из Вавилонского плена вошло в обычай избегать произнесения имени Божия «Иагве», как писалось выше, чтобы не преступить заповеди в Исх. 20, 7; положено было вообще не произносить его: поэтому в Ветхом Завете всюду, где встречается это имя, с согласными слова «Иагве» соединены были гласные слова «Господь» (Adonai) в знак того, что читать нужно это последнее. В русском переводе наименованию «Иагве» или «Агве» соответствует наименование «Господь» или «Господь Бог» (Исх. 2, 4; Ис. 28, 16).

Значение слова «Иагве» явствует из того места книги «Исход» (Исх. 3, 14), где Бог из огненного куста говорит Моисею Свое имя: «Я есмь Сущий», и повелевает сказать сынам Израилевым: «Сущий послал меня к вам». – Слово «Иагве» употреблено в 3-м лице, следовательно – «Он есть» Господь

Употребительное у нас слово «Иегова» составилось из соединения согласных слова «Иагве» и гласных слова «Адонаи».

Особенно часто встречается у пророков наименование Бога «Господом Саваофом», т. е. Господом сил и воинств. Подразумеваются, конечно, небесные воинства.

Наименование «Господь» приличествует по достоинству и Тому, Кого Бог послал в мир, как Своего Сына,

и опять возвысил, по совершении Его дела.

Ученики назвали Иисуса «Господом» уже во время Его земной жизни, и Он подтвердил им, что это наименование Ему принадлежит по праву; указал также и фарисеям на то, что в псалме 109 Давид называет Мессию своим Господом, несмотря на то, что Мессия – Его сын (потомок). Мф. 22, 43 и т. д. Лк. 5:8, 12:41. Иоан. 13, 13.

По воскресении и вознесении Иисуса это Его наименование, «Господь», приобретает свое полное значение лишь в Его Церкви. С того времени оно означает царственную власть Христа и становится связующим звеном для членов Его Церкви, звеном внешним н внутренним, указывающим на то, что Иисус Христос – их Господин и Владыка. Фил. 2, 9–11. Мф. 28, 18. Деян. 2, 36. Рим. 1:7, 10:9, 14:9.

«В Господе» Его верные имеют основание для своей внутренней и внешней жизни; все, что с ними случается, что они делают и что переживают – все происходит «в Господе», т. е, человек действует, взирая на Него, в связи с Ним, под Его водительством, в Его силе; и «в Нем» все верные слиты в одно целое – Его Церковь. Кол. 2:6, 7. Иоан. 15, 5. Рим. 8, 1.

Говорится о хождении в Господе Кол. 2:6, 7; о труде в Господе 1Фес. 5, 12. Рим. 16, 12; о речи и свидетельствовании в Господе 2Кор. 11, 17. Ефес. 4, 17; о радости в Господе Филип. 4, 4; об упокоении в Господе 1Кор. 15, 18. Павел называет Тихика возлюбленным братом и верным служителем и сотрудником в Господе Кол. 4, 7; себя самого – узником в Господе Ефес. 4, 1, а церковь в Ефесе – светом в Господе. Христиане же суть братья в Господе Филип. 4, 1; единомысленны в Господе Филип. 4, 2 и возрастают в святой храм в Господе Ефес. 2, 21.

Святая Троица и Иисус Христос


Бог един по своему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святый

, – Троица единосущная и нераздельная.
Единство Трех
, бесконечно любящих друг друга лиц: Бог есть любовь (1Ин.4:16).

Взаимное отношение между Лицами Пресвятой Троицы состоит в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Бога Отца; а Дух Святый предвечно исходит от Бога Отца. Все три Лица Пресвятой Троицы, по существу и свойствам, совершенно равны между Собою. Как Бог Отец есть истинный Бог, так и Бог Сын есть истинный Бог, так и Бог Дух Святый есть истинный Бог, но все три Лица есть единое Божество – единый Бог.

Как единый Бог есть в трех Лицах, это тайна, непостижимая для нашего ума: но мы веруем по свидетельству Божественного Откровения. Тайну Святой Троицы открыл нам Сам Господь Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь Он сказал: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа»

(Мф.28:19). Невозможно познать Отца, не веря в Божество Сына: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин. 5:20).

Как вы видите, Иисуса Христа называют и Бог, и Господь. Также, как и Святую Троицу можно назвать Господь. Есть это упоминание в Ветхом завете — Господь Савао́ф. Савао́ф с еврейского «цеваот» буквально и переводится как «(Господь) Воинств». Это одно из имен Бога, подчеркивающее такое Его свойство, как всемогущество, а также то, что Он — Владыка мира.

Но чаще сейчас именем Господь мы привыкли называть Иисуса Христа. Вспомнить здесь необходимо Евангелие от Иоанна, когда происходит встреча апостола Фомы с воскресшим Господом. Когда Христос явился ученикам, Фомы не было с ними. И он сказал всем, что если сам не увидит ран Иисуса, то не поверит (см. Ин. 20:25). И вот когда Господь вновь является при запертых дверях уже при Фоме, то «говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! (Ин.20:27-28).

Вот какое толкование дает нам на слова апостола Фомы блаженный Феофилакт Болгарский: «Смотри, как тот, кто сначала не верил, от прикосновения к ребру сделался отличным богословом. Ибо он проповедал два естества и одно лицо во едином Христе. Сказав «Господь», исповедал человеческое естество; ибо «Господь» употребляется и об людях, например: «Господин! если ты вынес Его» (Ин. 20, 15). А сказав «Бог мой», исповедал божеское существо и таким образом исповедал Одного и Того же Господом и Богом».

Подготовила Наталья Морозова Использованы материалы сайтов:

1. Азбука веры

2. Правмир

3. Православие.RU

Просмотров: (480)

Поделиться:

Что значит, если имена «Господь» и «Бог» встречаются вместе

Например, «И создал Господь Бог человека из праха земного…». Это значит, что милость и суд встретились и облабызались.

Почему имя «Господь» встречается при сотворении человека? Потому, что человек наделен свободной волей. Творец знал, что иногда человек будет использовать свободную волю во вред себе. Если бы человек был сотворен только на основах правосудия, то при первой же ошибке, его тут же надо было наказывать или уничтожать.

Поэтому прежде всего Всевышний создает человека на основе милосердия («И создал Господь…», но и на основах правосудия («И создал Бог человека из праха земного, вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою»).

РЕКОМЕНДУЕМ: Где родился Иисус.

Кто такой Господь?

Первоначально все создал Бог, а вот деятельность по управлению созданного пространства Богом ведет уже Господь. Он также высок, но достигает не самого максимального уровня. Так сказать, заведует всем, что было сотворено Богом

. Господь уже не творит первоначальное, а создает, то есть копирует либо, клонирует созданное, приумножает. Этот создатель несет нам, людям, знания, необходимые в жизни.

Когда люди не воспринимают и не принимают знания и учения в прямом виде – через информационные источники, то приходится принимать знания в косвенной форме, через лишения, опыт, страдания. Но что бы, ни приходилось переживать, необходимо осознавать, что Господь все делает ради блага Человека и самым наилучшим для него образом. Любая неприятная ситуация – это опыт, так Господь нас учит и показывает свою любовь

. Свет необходим всему живому на планете, без него ничего не развивается и не растет. Избыток его может сказаться отрицательно. Также и с солнцем: можно на нем загореть, а можно обгореть, необходимо чувство меры. Тут то и возникает необходимость правильного баланса контакта и со светом, и со знаниями.

  • Обе силы являются высшими.
  • Обе силы недосягаемы, неосязаемы, нематериальны.
  • Вездесущи и всемогущи.
  • Не имеют временной категории
  • Имеют духовную сторону жизни человека

Миссия Иисуса Христа

Миссия Иисуса заключалась в том, чтобы двухэлементному человечеству добавить ещё два элемента. Поэтому он пришёл (его же послали) и сказал: Ребята, я вам принёс Духа Святого (третий элемент). Ибо кто примет Духа Святого, станет как дитё малое, и в нём Совесть пробудится (т.е. появится и четвёртый элемент), и они будут такие же как и все, у которых четыре элемента. Но кто-то пошёл за Иисусом (учеников у него было много), а те, кому этого было не надо, сказали: «Пройдите на крест, пожалуйста».

Т.е. Святого Духа не приняли, Совесть не появилась — остались бездуховными и безсовестными. Поэтому они и говорят: «Подумайте о своей Душе», а о Духе никто не призывает позаботиться, потому что Дух у них — это божественное, руками не трогать. А что они про Душу-то говорят? Они слова Павла приписали Иисусу: «Кто погубит Душу свою ради меня, тот её спасёт; а кто сохранит, тот её потеряет». Но Душу нельзя во имя кого-то или чего-то губить! Нельзя!

И заметьте, рай у них в Эдеме: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке» [Бытие 2:8]. А Иисус что сказал? Всякий принявший меня в рай попадёт? Нет. Иисус сказал: «Всякий принявший меня обретёт Царствие Божие». А когда спрашивали: «Какое оно?», Иисус отвечал: «А обителей у Отца моего множество». Но спросите любого христианского священника: «Где находятся все праведные христиане?» Вам ответят: «Они все в раю, в райских кущах». А Иисус обещал Царствие Божие, но не как не рай. И обратите внимание, мы все – дети Божии, а христиане – все рабы божии. И что получается: умирает человек, ему вкладывается в руки сопроводительное письмо, в котором написано: «Сей есть раб/раба Божия и отправляется он в рай». Т.е. не в Обитель Божию, а в Землю Эдем — был рабом здесь на Земле, теперь давай в последующей жизни побудь в рабстве на Земле Эдем, там поработай рабом. То есть, рабство земное и посмертное.

А теперь смотрите: праведные христиане, но не все, а только 144 тысячи из 12-ти колен Израиля обретут Царствие Небесное (т.е. Небесный Иерусалим). И попадут они туда когда? После суда божьего; суд божий будет после конца света; а конец света, когда второе пришествие. Иисус пришёл во второй раз? Нет. Конец света наступил? Нет. Суд божий был? Нет. Значит, никто из христиан за последние 2000 лет в Обитель Божию не попал. А куда они все попали? В Эдем, по туристической путёвке – сопроводительному письму: «Направляется раб божий в рай (т.е. в Эдем)».

* Мы потом ещё распишем все 6 дней творения, разбирая не только Библию (см. Ветхий Завет, Книга Бытия), но и апокрифы и прочее, допустим: христианский план уничтожения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]