Одним из наиболее значимых дуа в исламе считается мольба «Раббана-атина…» (по первым словам её текста)
, которую правоверные повторяют ежедневно и неоднократно.
После совершения каждого намаза мусульманам следует молить Всевышнего о прощении грехов и благодарить Творца за всё дарованное. В качестве такой мольбы используется дуа «Раббана», полный текст которой следующий:
«Раббаня атиня фид-дунья хасянятан уа филь-ахыйрати хасянятан уа кыня ‘азабаннар. Раббаня-`фирли уа ливалидяйя уалиль-му`мининя йаумя йакумуль-хисааб»
Перевод
смысла: «Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне. О, наш Господь! Прими наши покаяния и даруй прощение в Судный день мне, моим родителям и всем правоверным!»
Достоинства дуа
1. Упоминание в Коране
Первая часть этого дуа упоминается в суре «Бакара»:
«Но среди них есть такие, которые говорят: “Господь наш! Одари нас…”» (2:201)
По мнению учёных, этот аят говорит о том, что наш Создатель принимает мольбы всех людей, вне зависимости от того, мусульмане они или иноверцы, богобоязненные или грешники. Однако это не указывает на близость человека к Господу миров. Любовь Его проявляется, прежде всего, когда Творец наставляет верующего на путь истинный и позволяет ему соблюдать религиозную практику надлежащим образом.
2.
Чтение во время намаза
Мольбу «Раббана» верующие ежедневно повторяют в каждом намазе. Она читается во время заключительного сидения, после чтения дуа «Салават».
Её произношение считается желательным (суннат) в намазе. За неё мусульманин удостаивается награды, а за оставление грех не записывается. Подтверждением тому служит аят Священного Корана, следующий за дуа «Раббана»:
«Им уготован удел за то, что они приобрели» (2:204)
3. Любимое дуа Пророка Мухаммада (с.г.в.)
Эта мольба считается наиболее излюбленным дуа Посланника Аллаха (с.г.в.). Об этом свидетельствует хадис, приводимый сахабом Анасом ибн Маликом.
Дуа Субханака
Чтение: «Субханакаллахумма уа бихамдик. Уа табаракасмук. Уа тааля джаддук (уа Джаалля санауук). Уала илаха гайрук».
Когда читается: В намазе, при Кияме. 1- При первом ракаате всех намазов, после произнесения ифтитах такбира. 2- Перед Фатихой третьего ракаата сунны предвечернего (аср) намаза. 3- При исполнений первой сунны ночного (ишаа). В третьем ракаате, перед прочтением Фатихи. 4- Если молитва Таравих совершается по четыре ракаата, то читается после вставания на третий ракаат перед Фатихой 5- При джаназа намазе. «уа Джаалля санауук» добавляется только при совершений джаназа намаза, после первого такбира.
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайть.
Аттахиййат
Чтение: Аттахиййату лиллахи уассалауату уаттаййибат. Ассаляму алайка аййуханнабиййу уа рахматуллахи уа баракатух. Ассаламу алейна уа аьла иьбадиллахиссалихин. Ашхаду анла иляха илляллах. Уа ашхаду анна Мухаммадан ьабдуху уа Расулюх.
Где нужно читать:
Во всех ташаххудах (сидениях) намаза.
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайть.
Аллахумма салли
Чтение:
Аллахумма салли ала Мухаммадиууа аля али Мухаммед. Кама салляйта аля Ибрахима уа аля али Ибрахим. Иннака хамидуммажид.
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайть.
Аллахумма барик
Чтение:
Аллахумма барик аля Мухаммадиууа аля али Мухаммед. Кама баракта ала Ибрахима уа аля али Ибрахим. Иннака хамидуммажид.
Где читаются:
1- В последнем сидений всех намазов, после прочтения аттахията.
2- В первом сидений сунна намазов: Асра и в первой сунне Ишаа намаза.
3- После второго такбира Джанаха намаза.
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайть.
Раббана атина
Чтение:
Раббана атина фиддунйа хасанатан. Уа филь ахирати хасанатан. Уакина азабаннар.
Где читается:
1- При ташаххуде после «Аллахумма салли» и «Аллахумма барик».
2- Тому кто еще не выучил «Кунут дуа», можно прочитать это дуа при исполнений Витр намаза.
3- Тот кто не знает какое дуа нужно читать после третьего такбира джаназа намаза, можно прочитать «Раббана атина».
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайть.
Дуа Кунут
Чтение:
Аллахумма инна настаьинука уанастагфирука уанастахдик. Уа ну`минубика уанатубу илайк. Уана тауаккалу алайка уа нусни ьалайкал хайра. Куллаху нашкурука уала накфурук. Уа нахлаьу уа натруку маййафджурук.
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайть.
Читаем:
Аллахумма иййака наьбуду уалака нусалли уа насжуд. Уа илайка насьа уа нахфид. Нарджу рахматака уа нахша ‘азабака. Инна ‘азабака бил куффари мулхик.
Где читается:
В третьем ракаате намаза Уитр после Фатихи и короткой суры. Перед чтением поднять руки к ушам сделав такбир, и затем обратно поставить руки как при намазе.
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайть.
Сура аль-Фатиха
Читается:
«Аль-хамдулиллаһи раббил аалямин. Ар-Рахманир Рахиим. Малики яумиддин. Ияаака наъбуду уа ияаака настаин. Ихдинас-сыротал мустаким. Сыроталлазина ан а’мта алейхим гайриль магдууби алейхим уа ладдоллиин».
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайть.
Сура Филь
Читается:
«Алям тара кайфа фаъала раббука би асхабиль филь. Алам яджъаль кайдахумфии тадлиил. Уа арсала алейхим тойрон абабиль. Тармиихим би-хиджаратим мин сиджжиль. Фа жаъалахум каасфим маъкууль».
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайть.
Сура Курайш
Читается:
Ли ийлафи куарайш. Ийлаафихим рихлаташ-шитаа-и уас-сайф. Фаль яъбуду рабба хазалбайт. аллазии атъомахимин джууин уа аамааах мин хауф.
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайть.
Сура Маун
Читается:
«Ара айталлазии юказзибу бид-диин. Фа-зааликаллазии яду-уль ятиим. Уа лаа яхуд-ду аляа та-амиль мискиин. Фа уай лул-лиль-мусаллиин. Аллазиинахум ан солатихим сахуун. аллазиинахум юра-ун. Уа ямна-унааль маа-уун».
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайть.
Сура Каусар
Читается:
«Иннаа а-тайнаа каль каусар. Фа солли ли раббика уан-хар. Инна шаани-ака хуаль-аб’тар».
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайть.
Сура Кафирун
Читается:
«Куль яа ай-юхал каафирун. Ляа а-буду маа та-будуун. Уа ляа антум аабидууна мааа а-буд. Уа ляа ана аабидуна маа абадтум. Уа ляа антум аабидууна маа а-буд. Лякум дииникум уа лиядиин».
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайть.
Сура Наср
Читается:
«Изаа джааа-а насруллахи уаль фатх. Уа ра-айтаннаса яд-хулууна фии дииниллахи аф-уаджа. Фасаббих би хамди раббика уас тагфирх, иннаху каана таууааба».
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайть.
Сура Таббат
Читается:
«Таббат ядаа аби лахаби уа табб. Мааа агнаа ан-ху маа люху уа маа касаб. Саясля нааран зяата лахаб. Уам-ра-атух. Хамма латаль хатаб. Фии жииди хаа хаблум мим масад»
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайть.
Сура Ихлас
Читается:
«Куль хууаллаху ахад. Аллахус-сомад. Лам ялид уа лам юулад. Уа лам якуллаху куфуан ахад».
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайть.
Сура фаляк
Читается:
«Куль а-уузу бираббиль фаляк. Мин шарри маа халяк. Уа мин шарри гаасикин изаа уакаб. Уа мин шаррин-наффаасаати филь укад. Уа мин шарри хаасидин изаа хасад».
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайть.
Сура нас
Читается:
«Кул а-уузу би раббин-наас. Мааликин наас. Иляхин наас. Мин шарриль уасуаасиль ханнаас. Аллази юуасуису фии судуурин наас. Мин-альджиннати уан наас».
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайть.
Аятуль Курси
Читается:
«Аллаху ля илаха иллаху. Ал хаййул каййум. Ла та’хузуху синатун уала наум. Лаху мафиссамауати уама фил ард. Ман заллази йашфаьу ьиндаху илла би изних. Йаьламу ма байна айдихим уама халфахум уала йухитуна би шайин мин ‘илмихи илла бима ша. Уа сиа курсиййухнссамауати уал ард. Уала йаудуху хифзухума уа хуал алиййул азыйм».
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайть.
Суть аятов Раббана… Часть II
«Амана-р-расульне» укы! (Читай «Амана-р-расуль») это выражение можно услышать почти в каждой мечети, на мажлисах и т.д. В чем дело и почему эти последние два аята так популярны среди мусульман?
|
Дело в том, что эти два аята из суры «аль-Бакара» универсальны и имеют особый статус в жизни мусульманина согласно многочисленным высказываниям и объяснениям Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Давайте по пунктам разберем, какие ценности несут в себе эти два последние аяты из самой большой суры в Коране «аль-Бакара». 1) Чтение этих двух аятов перед сном достаточно для мусульманина, как защиты от наущений шайтанов в ночное время. Передается от Ибн Масгуда, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто ночью прочтет два последних аята из суры «аль-Бакара», то они будут достаточны ему». (Бухари) По этому поводу ученые расходятся во мнениях, одни предполагают что, эти два аята будут достаточны от того, чтобы проводить всю ночь в молитвах, другие считают, что это уберегает от шайтана, третьи же говорят, что это уберегает от всех бедствий и несчастий. 2) Два последних аята из суры «аль-Бакара» — это сокровища из под Трона Всевышнего. Передается от Абу Зара, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Дарованы мне последние аяты суры «аль-Бакара» из сокровищ под Троном (Аллаха), которые не давались ни одному пророку до меня». (Ахмад) Передается от Укба ибн Амир, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Читай последние два аята из суры «аль-Бакара», воистину я взял их из сокровищ под Троном». 3) Два последних аята из суры «аль-Бакара» были даны пророку во время вознесения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на седьмое небо. Во время вознесения Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на седьмое небо, ему были дарованы три вещи: пять (каждодневных) молитв; последние аяты суры «аль-Бакара»; и прощены привнесенные элементы, тем из его уммы, кто не придавал Аллаху сотоварищей. 4) Умма Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, превосходит другие уммы пророков двумя последними аятами из суры «аль-Бакара». Передается от Хузейфы, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мы превосходим других людей (другие уммы пророков) тремя (вещами): это два последних аята из суры «аль-Бакара», которые были даны из дома сокровищ, который находится под Троном, которые не были даны никому до меня, и не будут даны никому после меня». 5) Оставление чтения этих аятов не поддается исламскому разуму. Передается от Хариса от Али, который сказал: «Я не вижу исламского разума у того, кто ложится спать до того, как прочитает «Аят-уль-курси» и последние аяты суры «аль-Бакара», ведь, воистину, они даны вашему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, из сокровищ под Троном Всевышнего». 6) Два последние аята из суры «аль-Бакара» защищают от шайтана. Передает Тирмизи от Нугмана ибн Башира от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, Аллах предписал за 2000 лет до сотворения Земли и Небес, что Он ниспошлет два последних аята суры «аль-Бакара», к дому в котором не будут читаться эти два аята на протяжении трех дней, приблизится шайтан». (Сам Тирмизи сказал: «Хадис «Гариб»» — (передан по одной цепочке передатчиков)). 7) Два последние аята из суры «аль-Бакара» имеют особый статус. Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Однажды, когда мы сидели рядом с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рядом с ним находился Джибриль. Вдруг он услышал скрип над головой, и Джибриль посмотрел на небо и сказал: «Это открылись врата на небе, которые еще никогда не открывались». Через них спустился ангел, который явился к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Возрадуйся двум светочам, которые дарованы тебе и прежде не были дарованы никому из пророков. Это – сура «аль-Фатиха» и последние аяты суры «аль-Бакара». И все, что ты прочтешь в них, тебе непременно будет даровано». Муслим. Это только небольшая часть хадисов, посвященных этим двум аятам из суры «аль-Бакара». Как видите из вышеприведенных хадисов, эти два последних аята могут читаться также и как дуа. Смысл этого прослеживается, например, в словах: «…и все, что ты прочтешь в них, тебе непременно будет даровано». Естественно, для того, чтобы совершать дуа должным образом, нужно хотя бы знать смысл того, что собираешься просить. 285. Посланник уверовал в то, что ниспослано ему от Господа, а также верующие. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: «Мы не делаем различий между Его посланниками». Они говорят: «Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие». 286. Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел. Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу. Будь снисходителен к нам! Прости нас и помилуй! Ты наш Покровитель. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми. Посланник уверовал в то, что ниспослано ему от Господа – оповещение об этом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Приводится от аль-Хакима от Анаса ибн Малика, который сказал: «Когда был ниспослан этот аят Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Его обязанность (т.е. пророк, говорил о себе) верить в Него». а также верующие – присоединяя их к Посланнику, а затем всеобщее извещение об этом. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: «Мы не делаем различий между Его посланниками – верующие верят в то, что Аллаха Один, Он вечен и ни в ком не нуждаются, нет бога, кроме Него, и нет бога равного Ему. Они верят во всех пророков, посланников и книги, которые были ниспосланы с небес рабам Аллаха из числа пророков и посланников. Верующие не делают различия между посланниками, они не веруют в одних, а других отрицают, напротив, верующие полностью верят в то, что все посланники, призывали к Прямому пути, даже, если их законы были аннулированы, с дозволения Аллаха, с приходом Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, Печати пророков. Судный день наступит во время действия шариата Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Они говорят: «Слушаем и повинуемся! – мы услышали Твои слова, о Господь наш, мы поняли их, мы исполняем их. Твоего прощения мы просим, Господь наш — просьба о прощении, милости, добре. Ибн Джарир сказал: «Когда было ниспослано Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: Посланник уверовал в то, что ниспослано ему от Господа, а также верующие. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: «Мы не делаем различий между Его посланниками». Они говорят: «Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие», Джибриль сказал: «Воистину, Аллах восхвалил тебя и твою умму наилучшим образом, так проси же, и будет дано тебе». И он, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей…» и до конца аята. Слова Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей – Аллах не требует ни от кого сверх его сил и возможностей, это есть милость Всевышнего по отношению к Его творениям, таково одно из мнений по этому вопросу. Однако, предпочтительней будет следующий вариант: сахабы были очень расстроены после того, как был ниспослан аят в котором говорится: «Обнаружите ли вы то, что в ваших душах, или утаите, Аллах предъявит вам счет за это» (как трудно бывает человеку контролировать свои мысли, появляющиеся от недостатка богобоязненности (имана), либо по внушениям со стороны шайтана, неудивительно, что сахабы от этого очень огорчились). Слова: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» – дают облегчение мусульманину, т.е. человек не будет отвечать за то, что не по силам ему, а именно, человек будет отвечать только за то, от чего мог отстраниться. Однако, справедливости ради нужно отметить, что это касается только внутреннего восприятия человека, если же говорить об этом аяте в свете общей практики всех необходимых действий, то этот аят нужно понимать следующим образом: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» — т.е., если Аллах внушил людям, что необходимо выполнение определенных действий, например, молитвы, закята, хаджа и т.д., то выполнение этих действий для человека не являются обременительными и соответственно они не возложены на него сверх его возможностей, другими словами они ему по силам. Ему достанется то, что он приобрел – то есть из благого. Против него будет то, что он приобрел – то есть из прегрешений, которые были под силу человеку. Далее Всевышний говорит, направляя своих рабов к ниспрашиванию помощи у Него, уча их следующей мольбе: Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись – то есть по забывчивости не исполнили обязательное действие, либо сделали запрещенное по той же причине, или сделали предосудительное по причине незнания. Ибн Аббас, передает слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Воистину, Аллах снял (прегрешения) моей уммы, (совершенные по причинам), ошибки, забывчивости и принуждения». Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников – то есть не возлагай на нас трудные деяния, даже, если они нам под силу, подобно тому, как были ниспосланы они нашим предшественникам. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу – то есть обязанности, трудности, горести. По мнению Макхуля здесь имеются в виду: холостая жизнь и похоть. Будь снисходителен к нам! – в том, что между нами и Тобой в наших ошибках и недостатках. Прости нас – в том, что происходит между нами и Твоими рабами, и не показывай им наши прегрешения и дурные поступки. и помилуй – и будущем с помощью Твоей не дай нам совершать другие прегрешения. Именно поэтому говорят о том, что человеку, который совершил прегрешение нужны три вещи: чтобы его простил Аллах, чтобы Аллах скрыл его грех от других людей и больше не совершать этот грех. Ты наш Покровитель – Ты наш Покровитель, Помощник, на Тебя мы полагаемся, нет силы и нет мощи, кроме как у Тебя. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми – то есть помоги нам супротив тех, кто враждует с исламом, отвергают Твое единство, и послание пророков. Такого краткое описание смысла данных аятов, которые являются последними аятами суры «аль-Бакара». Но даже этого небольшого толкования аятов для мусульманина, который заботится о своей религии, будет достаточно для того, чтобы изменить к ним свое отношение. Эти два последних аята в руках мусульманина могут быть оружием против шайтана, или могут быть благословенной мольбой, которой обучил сам Всевышний, ведь слово Его истина, и что Он сказал, так и будет. Не зависимо от того, сказано это посредством Его Книги – Корана или через сунну его пророка. Давайте, как минимум, перед сном делать вклад в банк своих хороших дел, одним из сокровищ из под Трона Всевышнего Аллаха – чтением последних двух аятов из суры «аль-Бакара»!
|
|
|
|
|
|