31. 1) Прочитайте слова и словосочетания, относящиеся в русском языке к раз- ряду заимствованных. Знаете ли вы их значения? Ангел, Евангелие, благо, бремя, моление, православный, храм, исповедь, язычн

Когда кажется, что нет никакой надежды, когда мы ищем вокруг нас решения и не находим, когда наваливающиеся на нас невзгоды умножаются, мы с мольбой смотрим на небо и восклицаем: «Помоги мне. Дай же мне Твое бремя».

Когда Иисус сказал «ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко», Он предлагал объединиться с нами и помочь нести нашу тяжелую ношу. Иисус не предъявляет никаких чрезвычайных требований, чтобы мы могли надеть Его иго. «Мое бремя легко, – сказал Он. Когда мы носим это бремя вместе, наше иго становится Его; оно вдруг становится легким.

Бог придумал жизненный опыт так, чтобы нам постоянно чего-то не хватало. Наши ресурсы и способности редко соответствуют тому, что требуется, чтобы нести наше бремя. Пока мы изо всех сил пытаемся справиться и расти, мы осознаем, что испытываем постоянную потребность обращаться за помощью к тому, кто обладает большей силой и способностями. Как бы мы ни старались, мы не можем изменить план жизни. Но как только мы признаем, что нас никогда не будет достаточно, и что нам нужна постоянная помощь, мы будем лучше подготовлены к тому, чтобы прийти к Иисусу и извлечь силу из Ресурса, который никогда не уменьшается.

Великое открытие

Одним из величайших открытий жизни является то, что Бог может позаботиться о нас. Вот вам два примера:

Спустя годы после того, как израильтяне бродили в пустыне, пророк Неемия произнес молитву благодарности, вспоминая, с какой легкостью Бог объединился со Своим народом и взял на Себя их бремя:

«Ты, по великому милосердию Твоему, не оставлял их в пустыне; столп облачный не отходил от них днем, чтобы вести их по пути, и столп огненный – ночью, чтобы светить им на пути, по которому им идти. И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их, и манну Твою не отнимал от уст их, и воду давал им для утоления жажды их. Сорок лет Ты питал их в пустыне; они ни в чем не терпели недостатка; одежды их не ветшали, и ноги их не пухли» (Неемия 9: 19-21).

Господь никогда не оставлял их; Он был с ними днем и ночью; Он наставлял их и давал им манну и воду, чтобы поддерживать их, чтобы они никогда не испытывали недостатка. Удивительно, но ни одежда, ни обувь их не обветшали в течение этих сорока лет! Воистину, иго Господа – это благо, и бремя Его – легко.

Вот еще один пример того, что значит «иго Мое благо, и бремя Мое легко».

В конце жизни Иисуса, незадолго до того, как Он вошел в Гефсиманию, Он напомнил Своим Апостолам того времени, что когда они идут, чтобы учить людей, не брать с собой ни мешка, ни сумы. Затем Иисус спросил их: «Когда Я посылал вас без мешка и без сумы́ и без обуви, имели ли вы в чем недостаток?» И они сказали: «Ни в чем» (От Луки 20: 35). Им всего хватало!

Итак, вот решение для тех из нас, кому чего-то не хватает:

«Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков – и дастся ему, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков,- и дастся ему».

Мы могли бы перефразировать этот стих, заменив слово «мудрость» на «что угодно».

Если же у кого из вас чего-то не хватает, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков (не подвергая наказанию), и это [благословение] дастся ему.

Обратите внимание на всеохватывающий язык: «что угодно», «у кого из вас», «всем». Теперь посмотрите на слово «просто», то есть обильно. Ясно, что Господь стремится, по Своему усмотрению, заботиться о наших потребностях, если мы попросим Его. Если мы будем искренне просить, чтобы Он взял это ярмо вместе с нами и помогал нести наше бремя, Он не накажет нас и не отвернется от нас; скорее, Он с радостью даст нам благословение, которое мы ищем.

XXX.

БЕСЕДА о благом иге Христовом1.

(Напечатано в собраниях 1844 и 1848 г.).

Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть.
(Матф. XI. 30)

Господь Иисус призывает к Себе труждающихся и обремененных: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии;

обещает им душевное успокоение:
Аз упокою вы, – обрящете покой душам вашим
. Какой приятный зов! Какое вожделенное обещание! Но какое средство употребит Он для успокоения труждающихся и для облегчения обремененных? Снимет ли с них бремя, которое их удручало? Избавит ли их от трудов, которые их изнуряли? Без сомнения, Он сие сделает: но на первый раз Он имеет в намерении совсем другое. Он хочет, чтобы они приняли на себя новое иго:
возмите
, говорит,
иго Мое на себе
. О милосердый Господи! Утружденных ли посылать на новый труд? На обремененных ли налагать новое бремя? Таковы ли у Тебя средства покоя? – Не смущайтесь; Господь ведает, что творит; и несообразныя с нашим мудрованием средства Его сообразны с намерениями Его премудрости2. Утружденные делами плоти и мира найдут покой, если примут на себя новый труд духовный; обремененные игом диавола, связанные злыми привычками, отягченные в совести грехами, гонимые и удручаемые бичами страстей найдут облегчение и свободу, если подклонят выю под иго Христово:
иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть
.

Христиане! Когда Сам Иисус Христос, который есть Вечное Слово и Вечная Истина, нашел нужным сказать, что иго

Его
благо, и бремя
Его
легко есть
: то сие, во-первых, удостоверяет нас, что учение жизни Христианской, к исполнению котораго мы призываемся, воистину есть благотворно и удобно к исполнению; во-вторых, сие показывает, что действительно нужно приступающих работати Господеви удостоверять в удобоисполнимости учения Христианскаго.

Слышим еще и ныне жалобу, на которую так давно уже ответствовал Божественный Учитель и Спаситель душ, – жалобу на тягость ига Его, на строгость Его учения, на трудность исполнять Его заповеди. На чем же основывается сия жалоба? В чем состоит сия трудность? – Без сомнения, в том наиболее, что учение Христово повелевает человеку идти против некоторых естественных склонностей, преодолевать их, умерщвлять, приносить в жертву; и что требует от Христианина строгаго очищения не только наружных, но и внутренних действий и движений, не только дел и слов, но и желаний и помышлений. Разберем сии обвинения человеческия против Божественной Истины.

Истина не запирается, что она дает людям заповеди, не так легкия, как детския игрушки, но так тяжелыя, как иго, коим обременяют работный скот. Возмите иго

. Жалующиеся на Истину должны быть довольны сим откровенным признанием истины. Но чем более откровенно ея признание в том, что ея заповеди суть иго: тем более убедительно должно быть ея уверение, что иго сие благо, и бремя сие легко.
Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть.
Люди, сколько нибудь благоразумные, и не совсем низкие в чувствованиях, конечно не решатся объявить требование на то, чтобы всегда быть и оставаться только детьми, вечно заниматься только игрушками. Но если вы помышляете восходить выше сего состояния: то надобно перейти к занятиям дельным, к трудам, к подвигам, – принять на себя иго

.

На что иго

? – скажут непокоривые: – человек не то, что работный скот; человек одарен разумом; для чего ж бы не вести его из состояния детства к возрасту совершенства путями разума, правилами понятными разуму, легкими воле, приятными чувствам? На что бы отягчать его игом, – правилами часто непонятными разуму, трудными воле, неприятными чувствам?

Хорошо, разумные почитатели разума; откройте мне сии простыя, легкия и приятныя правила, посредством которых мог бы человек без труда, как будто в некую игру, выиграть совершенство и благополучие. Только я боюсь, чтобы правила сии не были слишком легки, или, яснее сказать, легкомысленны. Ибо, вопреки сему самонадеянному разуму, неоспоримый опыт свидетельствует, что в сей земной жизни человека никакая способность его не образуется, никакое знание не приобретается, никакой успех не достигается без того, чтоб он не впряг себя в какое нибудь ярмо, не понес какого нибудь бремени. Чтобы научить отрока грамоте, не впрягаете ли вы его в жестокое для него ярмо учебных часов, не отягчаете ли бременем непонятных для него книг, не принуждаете ли целый день твердить безсмысленныя и безвкусныя буквы? Что сказать о высшем образовании сего самаго разума, который хочет быть законодателем легкой нравственности? Чтобы сделаться достойным своего имени, не преклоняется ли он под иго наставников, не силится ли поднять веками собранныя бремена учености, и, чтобы понести оныя, не мучит ли тела безсонницею, не утомляет ли головы напряженными размышлениями? Чтобы сделаться богатым, не отказывает ли себе человек надолго в приятностях роскоши, не связывает ли себя строгим законом бережливости? Чтобы получить жатву, не приобщает ли земледелец и самого себя к ярму орющаго скота, и жнецы не наклоняют ли хребта своего3 перед малым колосом, прежде нежели он послужит им в пищу? Чтобы сделать одежду для прикрытия и защищения от воздушных перемен тела человеческаго, сколько нужно разных искусств, разных трудов, разных орудий? Вот обыкновенные опыты человеческой жизни! Как же люди, которые по природе думают быть умнее и могущественнее природы, хотят легче научить человека добродетели, нежели грамоте? Легче сделать его совершенным духовно, нежели как он делается образованным по-мирски? Легче доставить ему вечное блаженство, нежели как приобретается тленное богатство? Легче достать живую пищу для безсмертной души, нежели как приготовляется безжизненная пища для смертнаго тела? Легче устроить нерукотворимую ризу правды и славы, нежели как устрояют рукодельную одежду нужды и стыда?

Если свидетельств природы не довольно для людей, которые хотели бы лучше слушаться природы, нежели Евангелия: буду отважнее; сошлюсь на свидетельство сих самых людей в том, что не легкость и приятность, но трудность и пожертвование ознаменовывают истинную и возвышенную добродетель или совершенство в человеках. Пускай сии люди, которым Христианские подвиги потому только не нравятся, что трудны, – пускай они скажут, удивляются ли они делам, которыя никакого труда не стоят, не требуют никакой победы над собою, никакого пожертвования? Великое ли дело, когда богатый не грабит и не мздоимствует? Не гораздо ли важнее то, когда неимеющий насущнаго хлеба не хочет приобрести его неправдою? Когда обиженный отмщает: что тут важнаго? И звери то же делают. Но когда он щадит низложеннаго врага: тогда не только любомудрые, но и зрелищные ценители дел более превозносят победителя за победу над собственным гневом, нежели над силою врага. Что так в общепринятом мнении возвышает над многими другими подвигами подвиги военные и смерть за Отечество, если не пожертвование собственною безопасностию за безопасность Отечества? Итак, если от добродетели требуются подвиг и пожертвование, чтобы она была достойна мира и его мнения: можно ли менее требовать для того, чтобы она была достойна Бога и Его праведнаго избрания4? И если надобность подвига и закон пожертвования не делают неудобоисполнимою добродетели мирской: то как можно неудобоисполнимою почитать добродетель Христианскую потому только, что она соединена с тою же надобностию подвига, подчинена тому же закону пожертвования?

Но чтобы прямее ответствовать, почему Иисус Христос налагает на Своих последователей некое иго и бремя, и как иго сие оказывается благим и бремя легким, приведем на память знающим и приемлющим свидетельства Священных Писаний5, что человек

, некогда
в чести сый, не разуме
превосходства своего Ангелоподобнаго состояния, и, обманутый прельщением искусителя, добровольно
приложися скотом несмысленным, и уподобися им
(Псал. XLVIII. 13), потому что прилепился к чувственной природе, преимущественно пред духовною. Сколько по естественному последствию сего действия, столько же по праведному наказанию сего преступления, он естественно находится ныне под игом чувственности, так что и старания сделать приятным иго плоти крушат дух его, и усилия вырваться из-под ига сего другим образом удручают его6, поелику грубое иго крепко налегло на него; прирасло к нему, и он, как впряженный скот, не имеет орудий сам себя разрешить от онаго. Таким образом человек, по Апостольскому выражению,
естеством чадо гнева,
всегда
труждается
7, без успокоения; всегда
обременяется
без облегчения. В сем состоянии обретает его Христос: и, – примечайте, как напрасно труждающийся и обремененный жалуется на облегчителя и успокоителя; – не теперь в первые налагает, но только переменяет иго его; – переменяет иго злое и тяжкое на благое и легкое, – иго похотей и страстей погибельных на иго заповедей спасительных. И Христовы заповеди суть
иго
; потому что скотския похоти надлежит обуздать, зверския страсти укротить, и даже заклать чувственное удовольствие, и принести в жертву закону духовному: но иго Христовых заповедей есть
иго благое
, потому что находящийся под сим игом ведется от состояния более или менее скотоподобнаго в состояние истинно человеческое, Ангелоподобное, даже Богоподобное; – есть
бремя легкое
, потому что Господь, возлагающий оное, в то же время благодатно подает соразмерную силу нести оное. Иго Христово благо, и бремя легко: потому что чем охотнее человек несет оное, тем более сам становится благим; а чем более сам становится благим, тем легче для него становится исполнять благия заповеди, так что наконец он творит волю Господню с большею легкостию и удовольствием, нежели собственную, и таким образом иго на раменах его совсем исчезает или превращается в крылия, которыя непрестанно несут его на Небо.

В сих размышлениях уже заключается оправдание истины Христианской и против другаго обвинения, будто она слишком строга, когда требует от своего последователя очищения не только наружных, но и внутренних действий и движений. Подлинно, строгость заповедей Христовых преследует и слова праздныя, и взоры нецеломудренные, и желания нечистыя, и помышления суетныя: но как сему и быть иначе, когда прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его

(Быт. VIII. 21); а намерение Христово есть возвести сего человека к Богу, Которому никакое зло, никакая нечистота, никакая суета приближиться не может?

Кто желал бы, чтобы закон Христов снисходительно взирал на безпорядочныя блуждения человеческих желаний и помышлений: того можно спросить, согласится ли он, чтобы по сему снисходительному закону поступали с ним его дети или его друзья? – Отцу было ли б приятно узнать, что его сын, видимо почтительный, втайне жаждет его наследства и ждет дня, в который оно ему достанется? Какой друг был бы доволен ласками и услугами своего друга, еслибы узнал, что в душе его нет любви и усердия, которых оныя кажутся выражением? Если человек, который не видит мыслей и не знает желаний своего ближняго, не удовлетворяется, когда не видит в нем внутренняго к себе расположения: то колико необходимее, чтобы чистоты желаний и мыслей требовал от человека Бог, испытующий сердца и утробы8?

А что сия строгость Евангельской нравственности не жестока, и ея требования, при содействии благодати, в данной каждому мере, удобоисполнимы: в том да уверят нас, новоначальных учеников Христовых, благословенные, веками оправданные, опыты учеников Его совершенных, из которых многие, конечно, живо чувствовали благодатную легкость, когда не только носили всецелое иго необходимых заповедей, но и добровольно приложили к нему иго советов Евангельских; отреклись не только от любостяжания, но и от самаго стяжания; не только в наслаждении отказывали плоти своей, но и необходимыя требования тела ограничивали, чтобы тем удобнее распространять свою деятельность в области духа.

Упокоенные и прославленные Игоносцы Христовы! Вашими оставленными нам примерами, наставлениями, молитвами вспомоществуйте нам9 труждающимся и обремененным бременами плоти и мира, и с верою воспринимать, и с любовию нести благое иго Христово, и в нем обретать покой душам нашим. Аминь.

ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА | ОГЛАВЛЕНИЕ | СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА

Порядок для смещения ноши

Иисус показал нам порядок, как сместить бремя как греха, так и трудностей жизни. Он сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас, возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (От Матфея 11: 28-30).

Давайте посмотрим на несколько слов и фраз в этих стихах:

«Труждающиеся» – женщина в родах спускается в долину смерти, чтобы принести новую жизнь. Чтобы выжить труд родов, ей нужен комфорт и поддержка. Иисус предлагает нам утешение и поддержку.

«Я успокою вас». – Слово «покой» имеет, по крайней мере, два значения: «Я разделю твой груз», и «Если ты придешь ко мне, Я дам тебе жизнь вечную».

«Возьмите иго Мое на себя» означает «Так как я Спаситель, Я уже несу на Себе ярмо. Я пойду с тобой и приготовлю место в Моем ярме, если ты захочешь его принять».

«Научитесь от Меня» означает «Я приглашаю вас познакомиться со мной. Мы – семья; мы – друзья. Семья и друзья узнают друг о друге. Когда мы идем вместе, в одном ярме, вы лучше познаете Меня».

«Я кроток (терпеливый, смиренный, добрый, слушающий ваши просьбы) и смирен сердцем [не гордый]» означает «Я хочу, чтобы вы узнали обо Мне: Я всегда готов помочь, и Я не обижу вас».

«Вы найдете покой». Наше путешествие вместе заканчивается великим обещанием вечной жизни.

«Ибо иго мое благо, а бремя мое легко» означает: «Вы увидите заметную разницу в весе вашего груза».

В Священном Писании, четыре глагола и соответствующих им фразы описывают, как мы можем облегчить наше бремя, когда объединяемся с Иисусом:

Придите ко мне. Возьмите иго Мое на себя; это просто. Узнайте обо мне. Найдите покой.

1) Приходите к Спасителю

Не пытайтесь понять, как долго вы можете не падать духом. Не доводите себя до духовного и умственного истощения, стараясь нести свое бремя в одиночку. Приходите к Спасителю – все вы, «труждающиеся и обремененные».

2) «Возьмите иго Мое на себя»

Вот два примера, когда бремя людей было облегчено, когда они взяли на себя легкое иго Иисуса Христа:

Люди Моисея были наказаны. На народ Моисея было послано бедствие в виде ядовитых змей, которые покусали людей Моисея за непослушание Богу. Моисей сделал медного змея и поднял его на шесте, символизируя этим Спасителя, Который будет поднят на кресте, и предложил людям просто взглянуть на змея и исцелиться. Но многие погибли, потому что не стали смотреть; решение было слишком простым и, следовательно, слишком невероятным. Пророк Нефий объяснил: «Труд, который им надлежало совершить, состоял в том, чтобы взглянуть; и из-за простоты этого пути, или легкости его, было много таких, кто погибли».

Ссылаясь на Книгу Мормона, Алма, учил своего сына: «Ибо вот… легко внимать слову Христову, которое укажет тебе прямой курс к вечному блаженству… О сын мой, не будем же ленивыми по причине легкости пути; ибо так было с нашими отцами; ибо так было уготовано для них, что если они взглянут, то останутся в живых; так же и с нами. Путь приготовлен, и если мы взглянем (на Христа), то сможем жить вовеки».

Однозначно, что бремя греха и жизни тяжело, но объединиться с Христом легко.

О благом иге и лёгком бремени

Поздравляем вас, дорогие матери и сестры, с днём святых Рюриковичей, благоверного Александра Невского, возрастившего вместе со своей супругой пять святых детей, среди которых строитель Москвы, благоверный князь Даниил Московский.

И в нашем храме находится замечательная икона святого Александра Невского – в схиме, воин и монах, тот, кто носил сначала меч, а потом чётки в своей руке. Храбрый и бесстрашный, мужественный и одновременно кроткий, смиренный и милостивый. Исконный идеал Святой Руси, совмещение Христовых качеств, Господа нашего Иисуса Христа совершенств: и всемогущество, и мягкость, и вездесущие, и готовность воспринять на себя человеческие согрешения. Немудрено, что в этот день читается преподобническое Евангелие:

Вся мне предана суть Отцем моим: и никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти.

Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы:

возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым:

иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть1.

Часто мы слышим эти слова и потому нечасто даём себе труд над ними поразмыслить. Увы, то, что часто слышим, в нашем сознании как будто затирается, проходит мимо наших ушей и сердца. Однако Сына Божьего открывает нам Отец, пославший в мир Свое Слово. Если мы хотим уверовать верою спасительною, живою, то должны бы хоть раз в жизни и попросить: «Отче, открой мне Сына Твоего. Отец Небесный, вдохни в моё сердце спасающую меня веру. Ведь никто не придёт к Сыну Твоему, если Ты Сам не привлечешь его к Нему». И над этими словами стоит подумать.

Ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти. Только Сын может отворить нам дверь богопознания и богообщения, через Сына мы имеем доступ ко Отцу и Духу Святому. Сын есть дверь: Мною аще кто внидет, – говорит Спаситель, – спасется.2 Аз есмь дверь овцам. Хотя бы раз жизни, приняв во внимание эти слова, мы должны бы помолиться: «Господи, даруй мне войти этой дверью, Тобою. Ибо путь к ней, дорожка, к ней ведущая, очень узкая, и мало кто находит эту тропу. Отвори мне эту дверь по милости Твоей. Милосердия двери отверзи ми. Ибо всякая овечка словесная, входящая этой таинственной дверью, войдет и изыдет, и пажить обрящет2». И вера заключатся не в том, чтобы стоять перед глухо запертой дверью, а заключается в том, чтобы непрестанно стучать. Ибо всякий, кто стучит, тому и отворят. Кто ищет, тому и откроется, отверзется.

И наконец слова: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Покой Господень, покой седьмого дня – счастье, мир, умиротворение, блаженство даёт только Христос. Сколько у нас в обители сестер и прихожан, которые честно признаются: покоя нету. Куда мне себя деть, куда бежать? Успокойте меня, где оно, моё счастье? Слова эти вызывают сочувствие, однако никто нам этого не даст, желаемого, кроме Воскресшего Иисуса Христа. Куда бежать? Да никуда не надо бежать. Потому что Царь Небесный, Его Царство где находится? Ну конечно, не вне нас, а где-то внутри нас. И если его внутри не обрящешь, пути туда не найдешь, дверь эту не откроешь, кто тебе может помочь? Духовник, игумения, патриарх? Сомнительно. Они сами в этом нуждаются, в том, чтобы им обрести покой во Христе. И поэтому Господь говорит: Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем. Обретение Рая связано с умением и желание научиться у Христа, взять у Него смирение ума и кротость сердца. Только Он может и хочет поделиться с нами этими спасительными добродетелями, больше их нет ни у кого на целом свете.

А далее Господь говорит, как именно можно у Него позаимствовать эти спасительные совершенства: Возьмите иго Мое на себе … иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть. Соответственно, нужно спросить себя: а я это иго взяла? Иго – это хомут, который полагают сверху на лошадь или на пашущего быка. А я это легкое бремя восприняла? Или все хожу вокруг да около – сетую, жалуюсь, плачу, возмущаюсь, ропщу, обижаюсь, прошу, но не разумею, что это за иго благое и что это за бремя легкое, без которых никто не может от Господа восприять Его небесный дар – смирение и кротость. А вместе с ними спокойствие, умиротворение, счастье, блаженство и само спасение.

Когда мы посмотрим на пашущую лошадь или вола и на этот самый хомут, на иго, то невольно посочувствуем животному: у него в устах удила и сверху это приспособление – хомут, иго. Так что ни направо, ни налево даже не посмотришь, не говорю, не пойдешь, а только вперёд. Обыкновенно игом называют заповеди Божии, и это совершенно справедливо. Но заповедь многообразна, многовидна, и сводится она, собственно, к заповеди о любви к Создателю. Помни: всем разумением, сердцем – то есть умом и сердцем, душою – низшими сторонами души, крепостью – телом, всем существом возлюбить Господа. И кто эту заповедь пытается исполнить, тот понимает, что отражается она, запечатлевается вовне другой заповедью: ближнего, как себя самого – пожалей, полюби, обними, помолись, посочувствуй. И стоит много раз на дню себя проверить, как у меня с этим делом обстоит жизнь.

Итак, любовь к Богу – это всё. А в чём она выражается? Когда я ум, чувства, низшие силы души, то есть всё, что наполняет мой внутренний мир, крепость, тело своё, – это когда же я всё это Богу посвящаю? На это отвечают: обращённость всей природы, и душевной, и телесной, ко Христу заключается в том, чтобы держать в своём сознании имя Божие.

Вспомним, как патриарх Иаков в шатре, на заре вопрошал Ангела, борясь с неким Таинственным, явившимся ему свыше: как имя Твое? На это Ангел отвечал: что в имени тебе Моем? Оно чудно, неизреченно. Речь идёт, конечно, об имени, возвещённом Матери Божией и Иосифу Обручнику ещё прежде рождения Бога Слова. Это имя Иисус.

Иго благое, быть может, заключается в том, чтобы сопрячь всё наше естество, а особенно умное – то есть внимание, память, воображение, дух – с именем Иисуса Христа. Вот это благое иго не всякий возьмёт. И Сам Господь говорит: узок путь, ведущий ко спасению. Кто это захочет оставить на время, а потом и на всё время всю полноту жизненных впечатлений, чтобы сосредоточить своё внимание и прилепиться чувством к имени Иисуса Христа? И каждый, конечно, сам, на собственном опыте может и должен попробовать тяжесть этого ига. А не хочет – так и никогда не узнает, что оно благо, что через него, через внимательное произнесение, моление, устремление нашего ума к этому имени приходит благо в нашу жизнь – добро, покой, мир.

Но кроме ига, есть ещё и бремя – тяжесть некая, которую мы должны воспринять от Христа. Когда мы готовимся к Причастию, то слышим слова: Господи, возьми бремя согрешений моих. Господь это делает, и сделал уже на Кресте. Он, будучи безгрешным, усвоил Своему Божественному лицу это бремя – вину, ответственность за наши грехи, взял их на Себя. Мы Ему за это благодарны. Он наш Спаситель. А от Него нам какое бремя? Иго, мы выяснили, это любовь к Богу, выражающаяся в устремлении нашей умной природы к Его имени. А бремя, груз – это что же мы должны восприять от Господа? Кто-то скажет: наверное, это терпение самого себя, своих неуврачеванных ещё страстей. Это надежда на то, что Бог нас спасёт, всё устроит, поможет. Бремя – это благодушное отношение к болезням, к немощам, к хворям – куда от них деться? Бремя – это все, кто вокруг меня. Господи, нету моих сил общаться с окружающими меня «ангелами». Куда деваться?

Ну конечно, в самом высоком значении бремя – это иное. Что говорит Господь: Бремя Мое легко есть. Вроде бы вещь тяжёлая, неудобоносимая, но то, что от Господа, оказывается лёгким и светлым, и радостным. Может быть, бремя, которое нам Господь дарует вместе с игом – добровольным нашим стремлением в сердце сокрыть Его святое имя – это Его благодать. Которая, конечно, легка, которая возвышает, вдохновляет, примиряет, радует, освящает, дарует нам крылья. А как же иначе? Таков у нас Господь: тяжесть нашу Он взял на Себя, а нам предлагает от Него взять бремя – это усилие, внимание, стремление сохранять Божественную благодать, которую Он в избытке на нас изливает в награду за наше смирение, покаяние, труды, исповедь, Причащение Святых Христовых Таин, служение Божественной литургии.

И нет жребия, предназначения высшего и лучшего, чем это спасительное бремя хранить, умножать, расточать в подвигах служения и любви. И в этом служении и находится тайна нашей жизни: мы обретаем счастье, мир, покой, радость, полноту бытия тогда, когда, забывая о себе хотя бы на малость, начинаем сначала чуть-чуть, а потом и всецело служить Богу и людям, сохраняя в сердце молитвенное устремление, призывание имени Христова и как зеницу ока сохраняя и умножая Божественную благодать – это лёгкое и спасительное бремя.

1 Мф. 11, 27 – 30.
2 Ин. 10, 9.

Легкое иго Иисуса Христа

Президент Говард У. Хантер так описал легкое иго Иисуса:

«В библейские времена ярмо было источником значительной помощи тем, кто обрабатывал поле. Оно позволяло соединить силу второго животного вместе с силой первого, разделить и уменьшить тяжелый труд плуга или повозки. Бремя, которое было ошеломляющим или даже невозможным для одного, могли равно и с комфортом нести двое, связанных вместе общим ярмом…

Зачем испытывать бремя жизни в одиночку, спрашивает Христос, или зачем встречать его лишь с временной поддержкой, которую легко поколебать. Для удрученного, это ярмо Христа, это сила и покой, когда мы стоим бок о бок с Богом, который даст поддержку, равновесие и силу встретить наши испытания и разрешить стоящие перед нами задачи здесь внизу в смертности».

Что такое «легкое ярмо» Христа?

Заветы, такие как завет крещения, – это легкое ярмо Иисуса Христа. Два человека заключают завет друг с другом: «Я обещаю вам, а вы обещаете мне». Обе стороны связаны друг с другом этим взаимным обещанием.

Когда мы сохраняем свою часть завета, Иисус сохраняет Свою. И Его часть всегда включает в себя снятие бремени наших грехов и помощь в переносе на Себя веса наших проблем. Тогда наше бремя становится легким и контролируемым.

Примеры, когда Иисус облегчал бремя:

Парализованный человек. Друзья парализованного человека разобрали крышу дома, чтобы опустить больного и его постель к Иисусу, чтобы Тот исцелил его. Их вера была вознаграждена исцелением Спасителем человека и снятием его бремени. Примечательно, что после того, как человек был исцелен, Иисус повелел ему взять свою постель с собой. Исцеленный человек с радостью согласился; кровать весила намного меньше, чем немощь, которую Спаситель забрал от него. Теперь его бремя было легким.

Алма. Пророк Книги Мормона Алма когда-то был одним из самых отвратительных грешников. Когда он столкнулся лицом к лицу со своим собственным мятежом, он всем сердцем раскаялся, и Господь простил его. После этого он посвятил себя работе Господа, которая требовала жизни жертвы и служения. Но его жертва обременяла его гораздо меньше, чем бремя греха, которое он нес в одиночестве.

Примеры простого ига Христа – «Мы в этом вместе»

Жизнь Петра дает нам два важных примера, когда Господь пребывает с нами, и когда Он нейтрализует наши ошибки, когда мы с Ним в одном ярме.

Когда сборщики налогов спросили Петра, заплатил ли Он подать, Петр ошибочно ответил «да». Позже Иисус поправил его, но, поскольку они были связаны воедино одним ярмом, Иисус предложил решение, «чтобы не соблазнить их». Обратите внимание на то, что Иисус включает Себя в решение. Петру пришлось пойти и достать деньги для подати, но часть Иисуса заключалась в том, чтобы обеспечить чудо, с помощью которого это произошло. Когда Петр отдал подаяние, Иисус сказал, что это будет «за Меня и за себя». Почему? Потому что Петр и Иисус были объединены вместе; они несли это бремя вместе. Иисус не оставил Петра, чтобы в одиночестве страдать от последствий.

Позже Петр совершил еще одну ошибку, которую Спаситель исправил. Когда Иуда предал Христа, Петр вытащил меч и отрезал ухо слуги первосвященника. Опять же, так как Иисус и Петр были объединены вместе, действия Петра оказали воздействие на Иисуса. Поэтому Иисус сказал Петру убрать его меч и тут же исцелил ухо слуги, исправив таким образом ошибку Петра. Когда мы соединены со Спасителем, Он принимает и покрывает наши ошибки.

3) «Научитесь от Меня»

Уроки, которые мы должны получить об Иисусе – это уроки, которые мы можем узнать только после того, как мы взяли на себя Его иго и отправились вперед вместе с Ним. Что мы узнаем? То, что Он – добрый, справедливый, последовательный, любит всех, всезнающий, всемогущий и наполненный совершенной любовью.

Но нам не нужно познать все о Нем до того, как Он проявит Свою силу в нашей жизни. Апостол Бойд К. Пэкер сказал: «Вам не надо знать все, прежде чем сила искупления будет работать ради вас. Имейте веру во Христа; Он начнет работать в тот день, когда вы попросите».

4) Найдите покой своим душам

Подумайте, что эти люди обнаружили или узнали, когда решили объединиться с Господом и позволить Ему помочь нести наше бремя:

Иов. Этот пророк пережил ужасные испытания, но Господь всегда оставался рядом с Ним и нес Его бремя. Во время этого процесса, Иов познал уроки о Господе, которые он не мог узнать никак иначе, и в конце концов, Господь явился ему:

«И отвечал Иов Господу и сказал: знаю, что Ты все можешь (Ты обладаешь всеми силами), и что намерение Твое не может быть остановлено (Ты знаешь все)… Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал (я думал, что знаю Тебя, но то, что я узнал, будучи вместе с Тобой, слишком замечательно для меня, чтобы описать это)… Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя».

Другими словами, Иов познал Господа даже больше, объединившись с Ним одним ярмом, чем когда бы то ни было. А, в конце концов, он познал Его абсолютно: Иов увидел Его и обрел покой для души.

Авраам. После того, как Авраам чуть не погиб от рук нечестивого священника бога Элкенаха, он объединился с Господом и убежал из земли Ур со своей женой и семьей. Затем, в земле Харан, его путешествие с Господом привело к тому, что Господь явился перед ним и дал ему великие обещания. Когда видение закончилось, Авраам сказал в своем сердце: «Слуга Твой усердно искал Тебя, и ныне я нашел Тебя». Решимость Авраама соединить себя одним ярмом с Господом позволила ему найти Его, то есть получить знания и увидеть Господа.

Если мы будем подчиняться Христу и позволим Ему помочь взять на Себя наше бремя, мы получим взамен Его гарантию поддержки и уверенность в том, что мы сможем лично познать Его.

Свидетельство Алмы об Иисусе

Каждый, кто проверяет силу Спасителя, в конце концов, станет свидетелем того, что Иисус Христос действительно обладает легким ярмом, что Он облегчит даже самое тяжелое бремя, и что Он позаботится о нас. Пророк Алма, прожив жизнь, наполненную жертвой и служением, поделился следующим свидетельством о том, что значило для него постоянное и невыносимое преследование:

«И у меня была поддержка в испытаниях и бедах всякого рода, да, и во всевозможных невзгодах; да, Бог избавлял меня от темницы, и от уз, и от смерти; да, и воистину я возлагаю свое упование на Него, и Он будет и в дальнейшем избавлять меня».

Свидетельство Алмы может найти отклик в свидетельстве каждой души, которая слышит приглашение Спасителя: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко».

Оригинал статьи был опубликован на сайте Meridian Magazine. Автор Ларри Баркдалл. Переводчик Елена Шэннон

Иго и бремя (Митрополит Николай (Ярушевич)

Слово, сказанное в Преображенской церкви, что на Преображенской площади г. Москвы

… Иго Мое благо и бремя Мое легко есть. Мф. 11. 30

Вы часто слышите эти слова Господа Иисуса Христа в наших храмах. Этими словами заканчивается евангельское чтение в дни памяти преподобных.

Когда мы слышим слова «иго», «бремя», мы связываем с ними представление о чем-то тяжелом, подавляющем нас, подрывающем наши силы. Мы знаем иго рабства, когда одни люди подчиняют себе других и их трудом и свободой пользуются для своих личных целей и выгоды. Это иго — тяжелое иго. Есть бремя всяких жизненных испытаний. Мы все только что несли на себе бремя ужасной, кровавой войны с врагом-людоедом и переживали порожденные ею нелегкие лишения и страдания, теряя в войне тех, кого уже никогда не увидят наши земные очи и не прижмут к сердцу наши объятия. Это бремя — скорбное бремя. Нелегко и бремя труда, особенно когда труд напряженный, изнурительный, нередко непосильный.

Но есть иго, которое Господь называет благим, и бремя, которое легко! Он часто напоминает нам об этом через Свое слово в Своих святых храмах. Это — иго заповедей Христовых. Это — бремя исполнения воли Его в земной жизни каждого из нас. Христос зовет нас: «…возьмите иго Мое на себя…» (Мф. 11. 29).

Это иго благое, потому что несение его приближает нас душой к святым угодникам Божиим, роднит с ними, с нашей Небесной Матерью, с самим нашим Спасителем. В прежнее время в некоторых кругах населения считалось счастьем бедной невесте выйти замуж за богатого или знатного жениха и бедным породниться с богачами. Всё это, конечно, было мелко и суетно. Но какое истинное счастье стать нам родными с теми, кто богат духовно, богат своей святостью, велик своей вечной славой! И каждый из нас, исполняя заповеди Христовы, украшаясь добродетелями, стремясь к спасению своей души, всё теснее и теснее связывает вечными связями душу свою со своим Небесным Отцом и всею Небесной Церковью, наслаждающейся блаженством жизни вечной.

Иго, под которое зовет нас Господь, — иго благое, потому что приносит нам подлинное, вечное счастье. Никакие богатства и сокровища земли, ни слава, ни почет, ни ум, ни красота, ни таланты — ничто в сравнении с тем счастьем, какое дает бессмертной душе человека вечная жизнь с ее радостями, завещанными Господом каждому Его верному рабу, исполнителю Его заветов в земной жизни, тому, кто живет с верою и с нею умирает.

Иго своих заповедей Спаситель называет благим потому, что оно дает мир и покой многомятежной человеческой душе. «Возьмите иго Мое на себя, научитесь от Меня… и найдете покой душам вашим…» — обращается Он к каждому живому сердцу (Мф. 11. 29). Когда человек подымается на вершину горы или на крышу очень высокого здания, ему оттуда кажутся малыми точками люди, животные. Так, чем пламеннее стремится дух человека к Богу, тем выше верующий дух подымает человека над мелочами жизни, над неизбежными в жизни испытаниями, скорбями и страданиями; иго заповедей Божиих дает этому духу вместе с переживаниями всей мимолетности жизни земной вкушать всю сладость жизни с Богом на земле, предощущать вечное счастье в стране нескончаемой жизни. Тот человек приучается смотреть на все на своем пути уже очами вечности и то, что еще недавно казалось ему тревожным, волнующим, скорбным, сегодня уже не тревожит сердца, отдавшего себя в руки Божий, подобно тому как младенец успокаивается в своих страхах и слезах на руках матери.

О иго благое, пусть и моя душа возьмет тебя на себя! Я пламенно хочу того блага, какое даешь ты душе!

Бремя Христово — легкое бремя, по неложному слову Отца. Почему? Потому что никто из нас, кого Он зовет взять иго Его на себя, не оставлен Им одиноким в несении этого ига. Господь окружает нас на всех путях жизни нашей помощью Своею, Своей Матери, всех святых, кому мы воздыхаем своими сердцами. Ведь когда мы поем или слышим молитвенные зовы: «Пресвятая Богородице, спаси нас» или «Святой благоверный великий княже Александре, моли Бога о нас»,- мы не только произносим положенные слова молитвы, но мы веруем в то, что Божия Матерь Своей Материнской заботой о нас поможет нам в самом дорогом для нас деле спасения души и что святые угодники Божии будут нашими молитвенниками и проводниками Божественной помощи нам во всех наших земных нуждах. О, мы богаты помощью неба, и тысячи незримых рук протянуты к нам оттуда, чтобы нас подкрепить, поддержать, повести за собой, облегчить жизненный крест и труды ради спасения души и ради Царства Божия.

Бремя заповедей Господних легко потому, что все эти заповеди не являются чем-либо чуждым нашей духовной природе, налагаемым на нее совне, но отвечают самым сокровенным чаяниям и стремлениям человеческого духа, тому, что врождено в нас и составляет насущную потребность нашей души. Когда человеку, привыкшему к физическому труду, надо бывает работать в области труда умственного, ему нелегко приучить себя к новому виду труда. И наоборот: для работника умственного труда физический труд может быть слишком тяжелым и нередко вовсе непосильным. Но труд выполнения заповедей Божиих всем по силам, всем доступен и легок, потому что он составляется именно из того, чего требует наша природа: милосердия, неосуждения, телесной и духовной чистоты, безгневия, правдивости; да, ведь этим хочет жить и дышать каждая живая душа! Ведь ложь, злоба, гнев, блуд чужды нашему духу, им противится дух, как тому, что сквернит и пятнает его. Каждый из нас знаком хорошо с муками обличающей нас совести после таких грехопадений своих.

И наконец, тому, кто взял на себя бремя исполнения воли Божией, и жизненное бремя становится легче! Яркий пример этого дает нам небесный покровитель нашего придельного храма святой Александр Невский. В своей земной жизни он нес на плечах тяжкое бремя правления Русской землей: он сражался на берегах Невы со шведами, он бился с немецкими рыцарями на Чудском озере, он вел войну с литовцами; многократно он ездил на поклонение к татарским ханам, чтобы своими поклонами и просьбами облегчить участь своего народа; он вынес обиды от новгородцев, временно восстававших против него… Но он взял на себя добровольно и другое бремя: бремя заповедей Христовых. Он был примерным христианином: милостивцем-нищелюбцем, смиренным в своем внешнем величии, молитвенником перед Богом; как отец-христианин, он воспитал и семью в благочестии, и его сын Даниил, князь Московский, причислен к лику святых. Он искал Божьего благословения при каждом своем жизненном шаге, перед каждой битвой с врагом, и Господь отзывался на его молитвы Своим небесным благословением. И бремя жизненных трудов легко пронес через земной свой путь тот, кто отдал свою душу под благое иго воли Божией.

Будем же все мы с любовью склоняться перед заветом Господним: «…возьмите иго Мое на себя…», веруя в непреложную силу Божьего слова. Это иго, это бремя приведет и нас к вечной жизни; только это иго и может привести нас туда, где наслаждается вечной славой святой Александр Невский вместе со всей семьей святых Божиих людей.

С Богом будем идти к жизни вечной. Не забудем никогда: иго Божие благо и Его бремя легко!

ЖМП № 7 за 1945 г. jarushevich.narod.ru

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]