Текст книги «Жития святых. Ветхозаветные праотцы»


1 сентября Слово в первый день индикта, или нового года Житие преподобного и богоносного отца нашего Симеона Столпника Память праведного Иисуса Навина Воспоминание собора Пресвятой Богородицы, что в Миасинской обители Память святых 40 дев постниц и Аммуна, учителя их Память святых мучеников Каллисты и родных ее братьев Евода и Ермогена

2 сентября Житие и страдание святого мученика Маманта Житие святого Иоанна Постника, патриарха Константинопольского Память 3618 мучеников, в Никомидии пострадавших

3 сентября Житие и страдание святого священномученика Анфима, епископа Никомидийского, и с ним многих В тот же день страдание святой мученицы Василисы В тот же день память святого священномученика Аристиона

4 сентября Страдание святого священномученика Вавилы, и с ним трех отроков Житие святого пророка Моисея Боговидца Память святых мучеников Феодора, Мианы, Иулиана, и Киона Память святого Вавилы Никомидийского и с ним 84 детей Память святой мученицы Ермионии

5 сентября Житие святого пророка Захарии Память святых мучеников Урвана, Феодора и Медимна, и многих с ними Память святого мученика Авдия Память святых мучеников Фифаила и Фивеи Убиение святого князя Глеба Празднование святому Апостолу Петру, в Афире Память святых мучеников Иувентина и Максима

6 сентября Воспоминание чуда святого Архистратига Михаила в Хонех Страдание святого мученика Ромила Страдание святого мученика Евдоксия Память священномученик Кирилла, епископа Гортинского Житие преподобного Давида Память святых мучеников Кириака, Фавста и Авива

7 сентября Страдание святого мученика Созонта Память святых Апостолов Евода и Онисифора Память святого мученика Евпсихия Житие святого отца нашего Иоанна, архиепископа Новгородского

8 сентября Слово на Рождество Богородицы

9 сентября Житие святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны Страдание святого мученика Севириана Память блаженного Никиты, тайного угодника Божия, которого видел диакон Созонт Воспоминание святого Третьего вселенского собора в Ефесе Память преподобного Иосифа Волоколамского Память преподобного Феофана, постника и исповедника

10 сентября Житие и страдание святых мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры Житие святой царицы Пульхерии Память святых Трех жен, обретенных в пустынной горе Память святого мученика Варипсава Память святых Апостолов Апеллия, Луки и Климента

11 сентября Житие и подвиги преподобной матери нашей Феодоры, подвизавшейся в мужском образе Память преподобного Евфросина Память святой мученицы Ии Память святых мучеников Диодора и Дидима

12 сентября Житие и страдание святого священномученика Автонома Память священномученика Корнута, епископа Никомидийского Память святого мученика Иулиана

13 сентября Слово на обновление иерусалимского храма Воскресения Христова Житие священномученика Корнилия Сотника Память свв. мчч. Гордиана, Макровия, Илии, Зотика, Лукиана и Валериана Память преподобного Петра в Атрое Память свв. мучеников Селевка, Стратоника, Кронида, Леонтия и Серапиона

14 сентября Сказание о воздвижении честного и животворящего Креста Господня Память святого мученика Папия

15 сентября Страдание святого мученика Никиты Память святого Филофея, пресвитера и чудотворца Память святого мученика Порфирия Память святых мучеников Максима, Асклиады и Феодота

16 сентября Страдание святой всехвальной великомученицы Евфимии Память святой мученицы Севастианы Память святой мученицы Мелитины Память святой мученицы Людмилы Память святителя Киприана, митрополита Киевского Память преподобного Дорофея пустынника

17 сентября Страдание святых мучениц Веры, Надежды и Любви, и матери их Софии Память святой мученицы Агафоклии Память святой мученицы Феодотии

18 сентября Преподобный отец наш Евмений, епископ Гортинский Память святой мученицы Ариадны

19 сентября Страдание святых мучеников Трофима, Савватия и Доримедонта Страдание святого мученика Зосимы пустынника Память святого благоверного князя Феодора, смоленского и ярославского чудотворца, и чад его Давида и Константина

20 сентября Житие и страдание св. великомученика Евстафия Плакиды, его супруги и чад Страдание святых мучеников Михаила, князя Черниговского и боярина его Феодора, от нечестивого Батыя пострадавших

21 сентября Святой Апостол Кодрат Память святых священномучеников Ипатия и Андрея Память святых мучеников Евсевия и Приска Память святых епископов Исакия и Мелетия Житие святителя Димитрия, митрополита Ростовского, чудотворца

22 сентября Страдание святого священномученика Фоки, епископа Синопского Житие и страдание святого мученика Фоки, именуемого верторадарем Житие святого пророка Ионы Память преподобного Ионы пресвитера Житие святого Петра, прежде бывшего мытарем

23 сентября Слово на зачатие честного и славного пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна Память святых мучеников Андрея, Иоанна, Петра и Антонина Память святой мученицы Ираиды Житие преподобной Поликсении

24 сентября Житие и страдание святой первомученицы, равноапостольной Феклы Память преподобного Коприя Житие преподобного отца нашего Никандра Псковского

25 сентября Житие преподобной матери нашей Евфросинии Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия, Радонежского чудотворца Житие преподобной Евфросинии Суздальской Память преподобномученика Пафнутия

26 сентября Житие святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова

27 сентября Житие и страдание святого мученика Каллистрата Житие преподобного отца нашего Савватия Соловецкого, чудотворца Память святых Апостолов Марка, Аристарха и Зины Память святой мученицы Епихарии Память преподобного Игнатия

28 сентября Житие преподобного отца нашего Харитона Исповедника Память святого пророка Варуха Память святых мучеников Александра, Алфея, Зосимы, Марка, Никона, Неона и Илиодора Житие святого Вячеслава, князя Чешского

29 сентября Житие преподобного отца нашего Кириака Память святых мучеников Дады, Гаведдая и Каздои Память преподобного Феофана

30 сентября Житие истрадание святого священномученика Григория, епископа великой Армении, и с ним тридцати семи дев Житие преподобного отца нашего Григория, игумена обители на Пельшме реке, Вологодского чудотворца Память святого Михаила, митрополита Киевского и всея России чудотворца

ЧУДЕСА

Однажды, когда мне было лет шесть, был такой случай: мы жили на даче в своем имении под Оренбургом. Наш дом стоял в огромном саду – парке и был охраняем сторожем и собаками, так что проникнуть в парк незаметно постороннему лицу было невозможно.

Однажды мы гуляли с отцом по парку, и вдруг, откуда ни возьмись, перед нами появился какой-то старец. Подойдя к моему отцу, он сказал: «Помни, отец, что это дитя в свое время будет таскать души из ада».

За год до моего поступления в Скит, на второй день Рождества Христова, я возвращался от ранней обедни. Было еще темно, и город только что начал просыпаться. Вдруг ко мне подошел какой-то старичок, прося милостыню. Схватился я, что портмоне не взял с собою, а в кармане всего двадцать копеек. Дал я их старику со словами: «Уж прости, больше нет с собою». Тот поблагодарил и подал мне просфору. Я взял ее, опустил в карман и хотел только что-то сказать нищему, как его уже не было. Напрасно я смотрел повсюду, он исчез бесследно. На другой год в этот день я уже был в Скиту.

Если посмотреть на жизнь внимательно, то вся она исполнена чудес, только мы часто не замечаем и равнодушно проходим мимо них. Да подаст нам Господь разум внимательно проводить дни своей жизни, со страхом и трепетом свое спасение содевающе.

Рассказывал мне бывший игумен Мещовского монастыря о. Марк, живущий ныне на покое в Оптиной Пустыни: – «Помню, это было, кажется, в 1867 году. Был я сильно болен и не чаял, что поднимусь. В это время жил я в Оптиной. Вижу однажды, как бы в тонком сне, будто стою на поляне, что около Козельска, и против трех Церквей. Восходит солнце. С правой и с левой стороны стоят подле меня какие-то существа. Замечаю, что солнце, видимое мною, есть икона, стоящая на чердаке Вознесенской Церкви. На вопрос мой к тому, который стоял около меня с левой стороны, тот ответил: «Я – Георгий! Икона, видимая тобою, есть икона Ахтырской Божией Матери». Проснувшись, передал об этом о. Амвросию. Начались розыски по всем Церквам г. Козельска, но иконы Ахтырской Божией Матери нигде не находили. Искали и в Вознесенской Церкви. После долгих и безуспешных поисков священник той Церкви о. Димитрий открыл сию икону на чердаке Церкви, лежащую в пыли и мусоре. Святая икона была тогда же принесена торжественно в Оптину, а я, приложившись к ней после молебна, получил облегчение от недуга и вскоре выздоровел совершенно».

Многие были после сего чудеса от сей иконы с верою приходившим к ней. По сие время св. икона сия находится в Вознесенской Церкви г. Козельска и почитается жителями как чудотворная.

Когда я возвращался из Манчжурии по железной дороге, то ночью захотелось мне уединиться, – взгрустнулось ли мне, или еще что, я уже не помню. Пошел я в прихожую вагона, если так можно выразиться, я разумею ту маленькую комнатку, которых обыкновенно бывает в каждом вагоны две: спереди и назади; в них бывает по 4 двери: одна ведет в вагон, другая на площадку в следующий вагон, а две направо и налево для выхода пассажиров. Вышел я и облокотился на одну дверь и думаю: «Слава Тебе, Господи. Еду я опять в дорогую Оптину». И захотелось пойти к противоположной боковой двери, иду и вдруг, словно силой какой, меня оттолкнуло. Остановился посредине и, вглядевшись увидел, что дверь отодвинута вбок (там двери такого устройства), чего я не заметил в темноте, а хотел облокотиться на нее. И что было бы… Господь спас…

Жития святых митрополита Макария

Новую эпоху в истории русских житий составляет деятельность всероссийского митрополита Макария. Его время было особенно обильно новыми «житиями» русских святых, что объясняется с одной стороны усиленною деятельностью этого митрополита по канонизации святых, а с другой — составленными им «великими Минеями-Четиими». Минеи эти, в которые внесены почти все имевшиеся к тому времени русские житий, известны в двух редакциях: Софийской (рукопись спб. дух. акд.) и более полной — московского собора 1552 г.

Жития святых, отличные от мартирологов

Более обширна литература «Житий святых» второго рода — преподобных и других. Древнейший сборник таких сказаний — Дорофея, еп. тирского (+ 362), — сказание о 70-ти апостолах. Из других особенно замечательны:

  • «Жития честных монахов», патриарха александрийского Тимофея (+ 385);
  • Лавсаик Палладия, («Historia Lausaica, s. paradisus de vitis patrum»;
  • «Historia Christiana veterum Patrum» 1582, подлинный текст в изд. Рената Лаврентия;
  • «Opera Maursii», Флоренция, 1746, т. VIII; есть и русский перевод, 1856);
  • Труды Феодорита Киррского (+ 458) — (в названном изд. Рената) а также в полных собраниях сочинений Феодорита; в русск. переводе — в «Творениях св. Отцов», изд. московской дух. академии и ранее отдельно);
  • «Лимонарь, сиречь цветник», Иоанна Мосха (Leimwnarion, в «Vitae patrum», Росвейга, Антв. 1628, т. X; рус. изд. — М. 1859).

На Западе главными писателями этого рода в патристический период были:

  • Руфин Аквилейский («Vitae patrum s. historiae eremiticae»);
  • Иоанн Кассиан («Collationes patrum in Scythia»);
  • Григорий), еписк. турский (умер 594), написавший ряд агиографических сочинений («Gloria martyrum», «Gloria confessorum», «Vitae patrum»),
  • Григорий Двоеслов («Dialogi» — рус. перев. «Собеседование о житии италийских отцов», в «Православном Собеседнике» [2].

«Нравоучительная агиография»

С в. в литературе «Жития святых» появилась новая черта — тенденциозное (нравоучительное, отчасти политически-общественное) направление, украшавшее рассказ о святом вымыслами фантазии. В ряду таких агиографов первое место занимает Симеон Метафраст, сановник византийского двора, живший, по одним, в IX, по другим в Х или XII в. Он издал «Жития святых», составляющие самый распространенный первоисточник для последующих писателей этого рода не только на Востоке, но и на Западе, среди которых находятся Вараджио, архиеп. генуэзский, (+ 1298), составивший Золотую легенду («Legenda aurea sanctorum») и Петр Наталибус, (+ 1382) — автор Святого каталога («Catalogus Sanctorum»).

Последующие издания принимают направление более критическое:

  • Бонина Момбриция, «Legendarium s. acta sanctorum» (1474);
  • Алоизия Липпомана, еп. веронского, «Vitae sanctorum» (1551 — 1560);
  • Лаврентия Сурия, кельнского картезианца, «Vitae sanctorum orientis et occidentis» (1664);
  • Георгия Вицелла, «Hagiologium s. de sanctis ecclesiae»;
  • Амвросия Флакка, «Fastorum sanctorum libri ХII»;
  • Рената Лаврентия де-ля-Барр — «Historia Christiana veterum patrum»;
  • Ц. Барония, «Annales ecclesiast.»;
  • Росвейда — «Vitae patrum»;
  • Радера, «Viridarium sanctorum ex minaeis graecis» (1604).

Подходы к изучению житий святых

Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения.

С историко-богословской точки зрения

жития святых изучаются как источник для реконструкции богословских воззрений эпохи создания жития, его автора и редакторов, их представлений о святости, спасении, обожении и т.д.

В историческом плане

жития при соответствующей историко-филологической критике выступают как первоклассный источник по истории церкви, равно как и по гражданской истории.

В социально-культурном аспекте

жития дают возможность реконструировать характер духовности, социальные параметры религиозной жизни (в частности, и так наз. народную религиозность), религиозно-культурные представления общества.

Жития, наконец, составляют едва ли не самую обширную часть христианской литературы

, со своими закономерностями развития, эволюцией структурных и содержательных параметров и т.д., и в этом плане являются предметом литературно-филологического рассмотрения.

История агиографии

Христианская церковь с первых дней своего существования тщательно собирает сведения о жизни и деятельности ее подвижников и сообщает их в общее назидание. «Жития святых» составляют едва ли не самые обширный отдел христианской литературы. Если не считать апокрифических евангелий и сказаний об апостолах, в которых содержится немало детальных сведений о первых деятелях христианства, то первыми по времени «Жития святых» были сказания о мучениках.

Мартирология первых веков от Р.Х.

Еще св. Климент, еп. римский, во время первых гонений на христианство, поставил в различных округах Рима семь нотариев для ежедневной записи происходившего с христианами в местах казней, а также в темницах и судилищах. Другой епископ Рима, сщмч. Фабиан (236 — 251), поручил это дело семи иподиаконам.

Биограф св. Киприана упоминает о том, что имена мучеников, даже самого простого звания, с древнейших времен записывались церквами, для чествования и памятования. Несмотря на то, что языческое правительство угрожало записывателям смертною казнию, записи продолжались во все время гонений на христианство.

При Домициане и Диоклетиане значительная часть записей погибла в огне, так что когда Евсевий (+ 340) предпринял составление полного собрания сказаний о древних мучениках, то не нашел достаточного для того материала в литературе мученических актов, а должен был делать разыскания в архивах учреждений, производивших суд над мучениками. Сочинение Евсевия о мучениках вообще не сохранилось до нашего времени, но известно другое его сочинение: «Книга о палестинских мучениках». От первых трех веков дошло до нас еще нисколько «посланий» о мученичествах от одной церкви к другой.

После Евсевия сказания о мученичествах собирал св. Маруфа, еп. Месопотамский (ок. 410 г.), автор «Истории персидских мучеников».

Средневековая мартирология

Монах бенедиктинского м-ря св. Германа близ Парижа, Узуард (ок. 876 г.), составил древнейший на Западе мартиролог («Usuardi martyrologium», изд. в Лувене, 1568, и Антверпене, 1714). Позднейшее, более полное собрание и критическое издание актов мучеников принадлежит бенедиктинцу Рюинарту: «Acta Martyrum sincera et selecta» (Пар. 1689; франц. перев. Drouet-de-Maupertoy).

Мартирология Нового Времени

Из новейших собраний заслуживают внимания:

  • Zingerle, «Martyrer des Morgenlandes» (Иена 1833)
  • Адальберт Мюллер, «Allgemeines Martyrologium» (1860).

Русская мартирология

В русской литературе известны следующие труды:

  • Свящ. В. Гурьев, «Мученики воины» (1876);
  • Прот. П. Соловьев, «Христианские мученики, пострадавшие на Востоке, по завоевании Константинополя турками» (перев. с новогреческого СПб. 1862);
  • «Сказания о мучениках христианских, чтимых православною церковию» (Казань, 1865).

Богослужебные мартирологи

Наряду с этими сборникам в более или менее подробных сказаниях о мучениках, начиная с в., а может быть и ранее, получили развитие (особенно на Западе) краткие мартирологи для употребления при богослужениях. В основу их положен мартиролог, приписываемый (согласно мнению некоторых — ошибочно) Иерониму [1].

Из позднейших известны:

  • Ассемани, «Acta ss. martyrum orientalium et occidentalium» (1748);
  • Лагранж, «Choix des actes des martyrs d’Orient» (Пар. 1862).

Кроме общих, на Западе существуют еще поместные мартирологи стран или народностей:

  • африканский мартиролог (Стеф. Мачелли),
  • бельгийский мартиролог (Молана),
  • немецкий мартиролог (Валассера),
  • испанский мартиролог (Салацара),
  • английский мартиролог (Вильсона),
  • итальянский мартиролог (Корнелия)
  • и др.

Деятельность Болланда и его последователей

Наконец, выступает с своею деятельностию знаменитый антверпенский иезуит Болланд; в 1643 г. он издает в Антверпене 1-й том «Acta sanctorum». В продолжение 130 лет болландистами было издано 49 томов, содержащих «Жития святых» с 1 января по 7 октября; к 1780 г. появилось еще два тома.

В 1788 г. институт болландистов был закрыт. Спустя три года, предприятие было снова возобновлено, и в 1794 г. появился еще новый том. При завоевали Бельгии французами, монастырь болландистов был продан, а сами они с своими коллекциями перешли в Вестфалию и после реставрации издали еще шесть томов. Последние работы значительно уступают в достоинстве трудам первых болландистов, как по обширности эрудиции, так и вследствие отсутствия строгой критики. Упомянутый выше «Martyrologium» Мюллера представляет хорошее сокращение издания болландистов и может служить справочною книгою к нему. Полный указатель к этому изданию составил Потаст [3]. Все жития святых, известные с отдельными заглавиями, исчислены у Фабриция в «Bibliotheca Graeca», Гамб. 1705 — 1718; второе издание Гамб. 1798 — 1809).

Отличия восточной и западной традиций описания жития святых

В принципе, житие святого – это не столько описание его жизни (биография), сколько описание его пути к спасению, типа его святости. Поэтому набор стандартных мотивов отражает прежде всего не литературные приемы построения биографии, а динамику спасения, того пути в Царствие Небесное, который проложен данным святым. Житие абстрагирует эту схему спасения, и поэтому само описание жизни делается обобщенно-типическим. Сам способ описания пути к спасению может быть различным, и как раз в выборе этого способа более всего различаются восточная и западная агиографические традиции. Западные жития обычно написаны в динамической перспективе, автор как бы прослеживает из своей позиции, из земного бытия, по какой дороге прошел святой от этого земного бытия к Царствию Небесному. Для восточной традиции более характерна обратная перспектива, перспектива святого, уже достигшего Небесного Царства и от вышних озирающего свой путь к нему. Эта перспектива способствует развитию витийственного, украшенного стиля житий, в которых риторическая насыщенность призвана соответствовать неумопостигаемой высоте взгляда из Царствия Небесного (таковы, например, жития Симеона Метафраста, а в русской традиции – Пахомия Серба и Епифания Премудрого). При этом особенности западной и восточной агиографической традиции очевидным образом соотносятся с характерными чертами западной и восточной иконографии святых: сюжетности западной иконографии, раскрывающей путь святых к Богу, противопоставлена статичность иконографии византийской, изображающей прежде всего святого в его прославленном, небесном состоянии. Таким образом, характер агиографической литературы непосредственно соотнесен со всей системой религиозных воззрений, различиями религиозно-мистического опыта и т.д. Агиография как дисциплина и изучает весь этот комплекс религиозных, культурных и собственно литературных явлений.

Иные агиографические работы на Западе

Отдельные лица на Западе продолжали издание житий святых одновременно с корпорацией болландистов. Из них заслуживают упоминания:

  • аббат Коммануэль, «Nouvelles vies de saints pour tous le jours» (1701);
  • Балье, «Vie des saints» (работа строго критическая),
  • Арно д’Андили, «Les vies des peres des deserts d’Orient» (1771).

В ряду новейших западных изданий «Житий святых» заслуживает внимания сочин. Штадлера и Гейма, написанное в словарной форме: «Heiligen Lexicon», (1855 ел.).

Особенности литературно-филологического подхода к житиям святых

Литературно-филологическое изучение житий выступает как основа всех прочих типов исследований. Жития пишутся по определенным литературным канонам, меняющимся во времени и различным для разных христианских традиций. Любая интерпретация житийного материала требует предварительного рассмотрения того, что относится к сфере литературного этикета. Это предполагает изучение литературной истории житий, их жанров, установление типичных схем их построения, стандартных мотивов и приемов изображения и т.д. Так, например, в таком агиографическом жанре, как похвала святому, соединяющем в себе характеристики жития и проповеди, выделяется достаточно четкая композиционная структура (введение, основная часть и эпилог) и тематическая схема основной части (происхождение святого, рождение и воспитание, деяния и чудеса, праведная кончина, сравнение с другими подвижниками); эти характеристики восходят к позднеантичному энкомиуму, и их разная реализация в процессе развития житийной литературы дает существенный материал как для историко-литературных, так и для историко-культурных выводов.

Агиографической литературе свойственны многочисленные стандартные мотивы, такие, например, как рождение святого от благочестивых родителей, равнодушие к детским играм и т.п. Подобные мотивы выделяются в агиографических произведениях разных типов и разных эпох. Так, в актах мучеников, начиная с древнейших образцов этого жанра, приводится обычно молитва мученика перед кончиной и рассказывается о видении Христа или Царствия Небесного, открывающегося подвижнику во время его страданий. Эти стандартные мотивы обусловлены не только ориентацией одних произведений на другие, но и христоцентричностью самого феномена мученичества: мученик повторяет победу Христа над смертью, свидетельствует о Христе и, становясь “другом Божиим”, входит в Царство Христово. Эта богословская канва мученичества естественно отражается и в структурных характеристиках мученических актов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]