Нельзя не поражаться истории источника Симеона Верхотурского. В 1692 году на Урале, в деревне Меркушино, что в пятидесяти верстах от города Верхотурье (Пермская губерния), из могилы восшел гроб с мощами неизвестного человека – и стал поверх нее.
Причиной этого необыкновенного явления оказался источник, внезапно забивший снизу захоронения. Происходившие при мощах чудеса убедили всех в том, что лежащий во гробе – истинный угодник Божий. Местный архиерей, митрополит Игнатий Тобольский, освидетельствовав мощи, повелел всему народу молиться о раскрытии сей тайны и дивным образом был извещен об имени почившего праведника: «Симеоном зовут его! Симеоном зови его!» Так по воле Всевышнего был прославлен не известный никому при жизни святой – праведный Симеон Верхотурский.
В чем помогает Симеон Верхотурский? Источник известен многими чудесами.
День Симеона Верхотурского (Меркушинского) приходится на 12 сентября и 18 декабря
Молитва о исцелении зрения
Молитвы записаны с разбивкой на короткие абзацы для более удобного запоминания!
«О, святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же телом твоим нетленно почиваяй по данной ти благодати от Господа молитися о нас.
Милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием ко святым и цельбоносным мощем твоим притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего.
И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси:
сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии,
благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
Описание
На этом старинном шедевре православного иконописного искусства, который относится к иконографическому типу XIX века, праведный изображён в синем кафтане и с молитвенным свитком в левой руке на фоне красивой природы его родной тайги.
- Неподалёку виднеется церковная маленькая часовня, как напоминание о скромности святого. Вверху – изображение Христа, который благословляет Симеона на духовные подвиги.
- Его изображение на иконе поражает своей простотой, чистотой и искренностью: на нём он вечной молодой, добрый, излучающий радость и любовь к ближнему. Созерцание святого в таком обличии очень располагает к себе, несёт покой, умиротворение и веру в лучшее.
- На свитке, находящемся в руке Симеона, можно прочесть надпись: “Молю вас, братия, имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную”. Этими словами он зовёт каждого встать на праведный путь, который приведёт к вечному Небесному покою и счастью.
Икона, как и сам святой праведный Симеон Верхотурский, пережила интересную и долгую историю. Примечательно и то, что, имея возраст более 100 лет, она совсем не потеряла своей красочности и прочности. Также существует удивительный факт о том, что две иконы святого Симеона Верхотурского находились среди икон, которые сопровождали семью императора Николая II в её скитаниях.
Молитвы
Тропарь праведному Симеону Верхотурскому, на прославление, глас 4
Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу,/ да в видения восход обрящеши горе,/ отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца,/ но очистив душу и тело,/ приял еси благодать точити цельбы верным и неверным,/ притекающим к тебе, праведный симеоне./ Темже, по данному ти дару,/ испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми,// и моли спасти души наша.
Перевод: Избегая мирской суеты, ты обратил все устремление к Богу, и, восходя в созерцаниях ввысь к небу, оттуда ты не уклонился сердцем к лукавому, но, очистив душу и тело, ты принял благодать подавать исцеления верующим и неверующим, приходящим к тебе, праведный Симеон. Потому, по данному тебе дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болеющим душевными страстями, и моли о спасении наших душ.
Ин тропарь праведному Симеону Верхотурскому, на перенесение мощей, глас 4
Днесь радуется славная страна Сибирь,/ обрет святыя мощи твоя внутрь себе./ Архиерее, священницы и весь сонм людский/ духовне веселящеся, вопием ти:/ о Богомудре Симеоне!/ Избави нас, иже к тебе прибегающих, от всех бед,/ прося податися всем по коегождо прошению,/ и избавитися стране сей и граду/ от огненнаго запаления и поганскаго нашествия/ и междоусобныя брани и от всякаго зла./
Темже и мы вси чтем ныне честных и многоцелебных мощей твоих пренесение,/ новый целебниче, и вопием:// слава Дающему тобою всем исцеление!
Перевод: Сегодня радуется славная земля Сибирская, обретя у себя святые твои мощи. Архиереи, священники и множество людей духовно веселясь, взываем к тебе: «О Богомудрый Симеон, избавь нас, приходящих к тебе, от всех бед, прося подать каждому то, что ему требуется, и избавиться стране этой и городу от сожжения огнем и нашествия язычников и междоусобной войны и от всякого зла».
Потому и мы все почитаем сейчас перенесение драгоценных и подающих многие исцеления мощей твоих, новый целитель, и взываем: «Слава Дающему через тебя всем исцеление!»
Кондак праведному Симеону Верхотурскому, на прославление, глас 2
Мира суетнаго отверглся еси,/ да блага вечныя жизни наследиши,/ возлюбив незлобие и чистоту души и тела./ Снискал еси, еже возлюбил,/ свидетельствуют бо о сем гроб и нетление мощей твоих,/ и благодать чудотворения наипаче./ Точиши бо цельбы всем притекающим к тебе и непросвещенным,/ Симеоне блаженне,// чудотворче предивный.
Перевод: Покинув суетный мир, чтобы наследовать блага вечной жизни, возлюбив доброту и чистоту души и тела, ты получил то, что полюбил, ибо свидетельствуют об этом гроб и нетленные мощи твои, и более всего – благодать чудотворения, поскольку ты источаешь исцеления всем приходящим к тебе и еще не просвещенным (светом Евангелия), Симеон блаженный, удивительный чудотворец.
Ин кондак праведному Симеону Верхотурскому, на перенесение мощей, глас 4
Наста днесь всечестная память новаго целебника/ праведнаго Симеона,/ созывает же люди в пречестный храм святаго Божия архиерея Николая,/ идеже радостно сошедшеся благочестивых множества,/ весело празднуют пренесение честных и многоцелебных мощей твоих праздник./
Ты бо явился еси граду нашему, и всей Сибири врачевство безмездное,/ подавая исцеление с верою приходящим к тебе, Симеоне всеблаженне./ Но яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу,/ Того моли спасти град и люди, молящияся тебе,/ паче же ходатай буди ко Господу/ во дни нашествия печали рабом твоим, да зовем ти:// радуйся, Сибирстей стране похвало и утверждение граду нашему.
Перевод: Сегодня наступил почитаемый всеми день памяти нового целителя праведного Симеона, праздник, собирающий людей в почтенный храм святого Божиего архиерея Николая, где с радостью встретившись множество благочестивых христиан весело отмечает праздник перенесения почитаемых и подающих многие исцеления мощей твоих, Симеон.
Ибо ты стал для города нашего и всей Сибири безвозмездным врачом, подавая исцеление с верой приходящим к Тебе, Симеон преблаженный. Но как имеющий дерзновение ко Владыке Христу, моли Его спасти город и людей, молящихся тебе, более всего же будь заступником перед Господом в те дни, когда приходят скорби к рабам твоим, да взываем к тебе: «Радуйся, для земли Сибирской честь и укрепление города нашего».
Молитва праведному Симеону Верхотурскому
О, святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в Небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же с нами неотступно пребываяй! По данней ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием к тебе притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего.
И якоже прежде овым убо, от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси:
Сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная,
Аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим бога, дивнаго во святых Своих, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Житие святого
Симеон родился в семье благочестивых людей вне пределов Сибири примерно в начале 17 века. Повзрослев, он уезжает в Сибирь в Верхотурскую область. В то время Верхотурье было известно как торговое место, и там Симеон не смог вы вести спокойную жизнь.
Поэтому он начинает жить в селе Меркушино. Именно это место располагало к богомыслию и отшельническим трудам. Очень часто он ходил по ближайшим деревням и селам для большего уединения с Богом.
В свободное от молитв время, он занимался шитьем шуб. В летнее же время он ловил рыбу. Имя святого становилось все более известным. Он также ходил по домам крестьян и работал у них. Часто ему многое приходилось терпеть, но он сносил все тяготы.
Часто святой не до конца доделывал свою работу, чтобы ему не платили. Многие осуждали его за то, но затем люди поняли, почему он так поступает. Часто Симеон проводил свое время за молитвой. Летом же ловил рыбу, а зимой шил шубы
Житие Симеона Верхотурского отличалось особым смирением. Родившись в достаточно обеспеченной семье и имея дворянское происхождение, он с самого начала своей сознательной жизни выбрал путь отшельника и странника.
Главным аспектом его христианского подвига можно назвать так называемое “социальное опрощение”, когда человек не делит людей на классы и не относит себя к какому-либо из них. Все равны перед Богом и имеют равные права. И если Господь в душе, то нет разницы, кто есть кто, главное – праведная вера, непоколебимая и незыблемая.
После смерти родителей он пришёл на Урал и поселился в Верхотурье (откуда потом и пошло его церковное имя), где в то время было очень много ново-просвещённых жителей, которым нужна была его помощь и поддержка. Там он провёл большую часть своей жизни, скрывая от всех своё истинное происхождение. Именно с тех пор праведный Симеон Верхотурский почитается как небесный покровитель всей уральской земли.
Святой всегда был против праздного образа жизни и учил людей жить правильно, согласно законам Божьим. Также поразительным было и его отношение к несправедливости, которая нередко имела отношение и к нему самому. Не единожды терпя физическое и моральное унижение, он оставался несломленным и продолжал идти своим путём, так как знал, что с ним сам Господь, и всегда чувствовал Его защиту и любовь.
Скончался праведный в Меркушине (неподалёку от Верхоутья) в 1642 году в возрасте 35 лет и был похоронен на кладбище при тамошней церкви.
Считается, что даже после смерти Симеон помогал людям. Он часто снился больным и вылечивал их болезни, избавлял людей от порока пьянства..
Праведный Симео́н Верхотурский (Меркушинский)
Дни памяти
- 11 февраля – Собор Екатеринбургских святых
- 25 мая – Второе обре́тение мощей
- 23 июня – Собор Сибирских святых
- 25 сентября – Перенесение мощей
- 31 декабря – Прославление
Житие
Почитание святого
12 сентября 1704 года по благословению митрополита Филофея было совершено перенесение святых мощей праведного в Верхотурский монастырь. С того времени именно в этот день церковь празднует второй день памяти святого (первый отмечается 18 декабря).
Память святого праведного Симеона празднуется 12 / 25 сентября и 18 / 31 декабря. Село Меркушино по молитвам праведника стоит и поныне, а среди жителей сохранилось предание о том, что святой Симеон при жизни любил удить рыбу. В уединенном месте, за десять верст от села, на берегу реки Туры росла раскидистая ель.
Туда приходил святой, садился или вставал на берегу под елью с удочкой и ловил рыбы столько, сколько ему требовалось для дневного пропитания. Во время рыбной ловли он внутренне молился и размышлял о Боге. Этот эпизод из жизни праведного Симеона часто изображается на его иконах, в частности на иконе, находящейся в соборе Богородице-Рождественского монастыря.
- 11 февраля – Собор Екатеринбургских святых
- 25 мая – Второе обре́тение мощей
- 23 июня – Собор Сибирских святых
- 25 сентября – Перенесение мощей
- 31 декабря – Прославление
Икона праведного Симеона в окладе была передана обители вместе с церковным имуществом прихода собора Рождества Пресвятой Богородицы в 1993 году при упразднении прихода и открытии монастыря. Одним из московских священников обители была передана частица мощей святого. Для иконы был изготовлен деревянный киот.
Где находятся мощи
В 1692 году останки святого были подняты из могилы. Его тело оказалось нетленным, и местные жители расценили это как знак святости. Мощи Симеона Верхотурского стали настоящим чудом, ибо исцеляли от всяческих напастей, среди которых:
- параличи, кожные заболевания, болезни глаз;
- изгнание нечистой силы;
- излечение от пьянства;
- утешение и врачевание душевное;
- защита от негативных природных явлений.
После множества освидетельствований 30 декабря 1694 года митрополит Игнатий перенёс их в церковь родного Меркушино, покрыл гроб шёлковой пеленой и дал наказ собрать все известные сведения о жизни праведного, дабы его след остался в истории христианства в виде написанного жития и акафиста.
В 1604 году был основан Верхотурский монастырь (Верхотурский Николаевский, Свято-Николаевский мужской монастырь) в том же городе Верхотурье иеромонахом Ионою из Пошехонья.
В 1704 году мощи праведного были перенесены в Николаевский монастырь и помещены в серебряную раку. Через 12 лет весь монастырь был поглощён пожаром, но мощи святого Симеона остались целыми и невредимыми.
Известен и тот факт, что при монастыре ещё до революции 1917 года действовали двухклассная школа и богадельня. А уже через 7 лет он был закрыт, а его помещения использовались как колония для малолетних преступников. И только в 1990 году монастырь был возвращён Русской православной церкви. С этого же времени началось его полное возобновление.
Симеон Верхотурский – один из самых почитаемых святых Русской православной церкви. Он – пример настоящего праведника, жизнь которого с самого рождения уже была отдана Богу. Его земные дела поистине велики и чудесны, ибо даруют веру и открывают дорогу в вечное царствие.
Настоящее достояние истории и культуры православной религии Симеон Верхотурский – чудотворец и праведник, врачеватель людских душ и великий назидатель. Его блаженная простота стала образцом для многих, кто уверовал в Господа, ведь именно в ней и заключается спасение.
Повторное вскрытие мощей
25 сентября 1920 года, в день памяти святого праведного Симеона в Верхотурскую обитель прибыло около пятнадцати тысяч паломников. И в этот день местные власти решили провести повторное вскрытие мощей великого угодника Божия. Для совершения кощунства была назначена особая комиссия.
Вскрытие намеревались провести сразу после окончания литургии, приблизительно в час дня. Однако монахи и священники, возглавляемые архимандритом Ксенофонтом, торжественно и нарочито медленно служили литургию, вслед за ней так же медленно совершали молебен, за молебном читали акафист… Тогда вооруженные красноармейцы по-военному решительно начали выталкивать людей из собора.
Раку вынесли из Крестовоздвиженского собора на паперть. Так началось надругательство над мощами Верхотурского чудотворца. Его святые мощи были подвергнуты кощунственному расчленению, их вынули из гроба по частям и разложили на столе.
После этого члены комиссии перевернули гроб и вытряхнули на стол то, что в нем оставалось. Это был лебяжий пух, на котором почивали мощи.
В это время у главных дверей собора монастырский архидиакон Вениамин во всеуслышание провозгласил: «Прошу вас не кощунствовать!». В тот же день вместе с архимандритом Ксенофонтом он был арестован и доставлен в Екатеринбургскую Губернскую ЧК.
Как же реагировали те, на кого был рассчитан весь этот гнусный спектакль, — «одурманенные поповским опиумом, темные народные массы»? Люди плакали, плакали горько, не скрывали слез. Некоторые, крестясь, успевали тайком взять со стола лебяжьи пушинки. Опасаясь возмущений со стороны народа, власти разрешили вернуть святые мощи в собор.
Когда не удалось публично опорочить святого Симеона, большевики решились пойти на крайне радикальный метод борьбы — физическое устранение. То обстоятельство, что праведник и так уже умер 300 лет назад, и борьба ведется с человеческими останками, в чудодейственную силу и бессмертие которых новые власти не верили, нисколько их не смущало.
Живым он не был бы для них так опасен, как почивший. Потому что при жизни он жил, как юродивый, не был никому известен и всячески бегал людей с их тщетной славой, а преставившись, он стал творить столько чудес и исцелений, что слава о нем неслась по всей Руси и за ее пределами. Паломники продолжали ехать и ехать к нему за помощью со всех концов страны, совершенно пренебрегая тем, что такое их поведение никак не соответствует «моральному облику советского человека». Мощи праведного Симеона решено было изъять и сжечь.
Святыню действительно изъяли, и только чудо спасло ее от огня. Точнее мужество директора Нижнетагильского краеведческого музея Александра Николаевича Словцова, который убедил власти не уничтожать мощи, а отправить их в его музей с целью «антирелигиозного просвещения трудящихся».
Однако люди шли в музей совсем не для этого, а для того, чтобы поклониться праведному Симеону — богомольцы готовы были платить любые деньги за билеты. Когда началось откровенное паломничество, мощи были изъяты из экспозиции, а журнал «Советское краеведение» опубликовал разгромную статью, в которой «обличил» директора музея в религиозной пропаганде. В октябре 1934 года Александр Николаевич был арестован. Он скончался через 10 лет в Хабаровском исправительно-трудовом лагере.
Рака с мощами праведного Симеона Верхотурского в Никольском храме Свято-Николаевского мужского монастыря. Верхотурье (1909)Борец с собственной гордыней
Зимой же средства к пропитанию будущий святой зарабатывал шитьем шуб, которые заказывали ему местные жители. В связи с этим сохранилось весьма любопытное воспоминание одного из селян, включенное митрополитом Игнатием в составленное им житие святого. Свидетель тех давних событий поведал, что святой праведный Симеон, желая укрепиться в нестяжании и развить в себе презрение к суетной людской похвале, нередко отдавал заказчику готовую шубу с некоторыми мелкими недоделками, отказавшись при этом от положенной за работу платы.
Тем самым он избегал заслуженной похвалы, которую считал проявлением дьявольского искушения, порождающего в душе человека самомнение, и приучал себя к безвозмездному служению людям. Неспроста многие богословы и служители церкви на вопрос о том, в чем помогает икона Симеона Верхотурского, среди прочего не забывают упомянуть о борьбе с гордыней – грехом, гнездящимся в душе большинства из нас. Одолеть это зло без помощи Вышних Сил людям не под силу, и поэтому ходатайство о них святого угодника перед Престолом Божьим чрезвычайно ценно.
Мощи пророка
Как уже говорилось, святой Симеон прожил 360 лет. О месте его захоронения точных данных нет. В Иерусалиме указывают на могильную яму в одном из приделов греческой церкви как на возможное место погребения святого. Согласно другим источникам, Симеон Богоприимец был убит во время избиения младенцев, когда стражники царя
Ирода допрашивали его, пытаясь узнать о месте нахождения Иисуса. Как утверждают апокрифические сказания, после воскресения Христа Симеон, как и другие праведники, воскрес в жизнь вечную.
Советуем изучить Как появились первые иконы
В шестом веке мощи его были перенесены в Константинополь в Халкопратийский храм, расположенный у Медных ворот столицы Византии. О поклонении его гробу в 1200г. сообщает святитель Антоний Новгородский, совершавший паломничество на Святую Землю.
В настоящее время в германском городе Ахен в специальном ларце реликварии хранится десница (правая рука) святого. Поклониться святыне можно только раз в семь лет, когда ее выставляют для паломников.
Реликварий, сделанный искусными древними мастерами, представляет собой небольшой ларец, украшенный драгоценными камнями, со скульптурами Богородицы и святого Симеона, принимающего в свои руки младенца Спасителя.
Сами мощи появились в 1243 году в хорватском городе Зара (Задар), где они находятся в специальном саркофаге в церкви святого Симеона.
Благословенное Меркушино
Дорога вдоль реки Туры величественно-прекрасна: зеленые луга, холмы, ширь долин и темная зелень непроходимых лесов… Но вот, после очередного изгиба голубой ленты, взору предстает зрелище, от которого захватывает дух: ярче солнца горят на фоне лазурного осеннего неба золоченые кресты на куполах меркушинских храмов. На том месте, где были обретены нетленные мощи, возвышается Свято-Симеоновский храм, а рядом, соединенный с ним светлой галереей, храм в честь Архистратига Михаила. В середине прошлого столетия этот исторический храмовый комплекс был разрушен, но в 90-х годах его восстановили во всем его былом величии.
Самый большой храм – в честь Архистратига Михаила – столь просторный, и своды его так высоки, что кажется, будто он соткан из света. Купол уходит далеко ввысь, так что, когда смотришь вверх, даже кружится голова. Но самое удивительное впечатление производят бывающие в этих стенах Богослужения: необычайная акустика храма придает голосам певчих особое звучание. Сложно понять, где рождается звук, потому что он заполняет все пространство, долетает до самого купола и льется откуда-то с небес.
В цокольном этаже храма Архангела Михаила находится храм-баптистерий – необычайной красоты! Дневной свет туда не проникает, поэтому там всегда царит полумрак. В отблеске лампад таинственно мерцает позолоченный иконостас. Внушительных размеров купель для крещения выложена мозаичным орнаментом в византийском стиле.
Престол этого храма освящен в честь священномученика Константина, расстрелянного в Меркушино во времена богоборческой власти. Удивительно, что мощи этого новомученика пролежали все в той же топкой сибирской земле даже дольше, чем мощи праведного Симеона – восемьдесят лет, – но при обретении их также оказались нетленны. Нетронутой временем была даже одежда убитого священника, тело его не закоченело и сгибалось. Поистине благословенна меркушинская земля, во все времена являющая миру святых угодников Божиих!
Советуем изучить Псалом 51
мощи священномученика Константина Богоявленского
Сколько бываю здесь, никогда не могу налюбоваться на эти места, глаза желают, но никогда не могут удержать в первозданной красоте величие храмового комплекса, сердце щемит при взгляде на трогательно-прекрасную природу здешних мест.
Первым делом иду поклониться гробнице святого праведного Симеона, испить воды из целебного источника, бьющего в том месте, где явился на поверхность земли его гроб. Симеоновский храм построен прямо над источником. Есть места, из которых не хочется уходить, одно из них – гробница святого праведного Симеона Верхотурского: под ласковым взглядом святого, взирающего на тебя с иконы, чувствуешь себя хорошо и уютно, как дома. Сейчас гробница праведного Симеона – это выложенная мраморными плитами маленькая комнатка с источником посередине, расположена она прямо под алтарем Симеоновского храма. Время здесь движется совсем незаметно, а иногда кажется, будто оно вовсе останавливается, замирает и превращается в вечность.
Самих мощей в гробнице нет. Они в Верхотурье, в Свято-Николаевском мужском монастыре, куда их торжественно перенесли почти сразу же после обретения – в 1704 году. Налюбовавшись милыми сердцу местами, я попрощалась с Меркушино и отправилась в дальнейший путь, поклониться мощам праведника. Ведь если не увидел хозяина, то как можно считать, что побывал в гостях.
По дороге мне предстояло сделать несколько остановок. Первая – в месте уединенных молитв праведного Симеона, это совсем близко, километров десять от Меркушино. Здесь сохранился камень, сидя на котором святой молился и удил рыбу. В XIX веке на этом пустынном берегу стояла часовня в честь святого, которую в советские годы разобрали, теперь на ее месте поклонный крест, а рядом – деревянный храм в честь Всех Сибирских Святых, в котором регулярно совершаются Богослужения. Когда бываю в этом месте, то всегда почему-то кажется, будто святой и теперь пребывает незримо здесь. Хочется, как он, сесть на камень близ реки и долго-долго сидеть неподвижно, размышляя о вечности и благодаря Творца за непостижимую Его милость к нам, людям. В душе возникает живая вера, что по молитвам Своего угодника Бог слышит тебя и все тебе прощает.
Следующая моя остановка связана с именем другого святого – блаженного Косьмы Верхотурского.
«Сенькой звали его»
Это было очень давно – в XVI веке. В сибирском селе Меркушино в Верхотурском уезде поселился странный человек. Его манеры выдавали в нем благородное происхождение, однако жил он, как крестьянин: ел простую пищу, спал, как и все деревенские жители, на полу, своим трудом добывал себе пропитание. Собственного угла не имел, но зато знал ремесло – шубы шил. По тогдашней традиции, кого обшивал, у того в избе и жил, и питался тем, что дадут. Для сибирской стороны портняжничество – дело прибыльное, но этот чудак зачастую, немного не закончив работу у одних хозяев, переходил на постой к другим.
Сибирь тогда была дикая, полуязыческая, нравы у людей простые. Ох, и доставалось Симеону от разгневанных хозяев! И били его, и ругали, и денег за работу вовсе не давали. Ведь большинство людей думали, что им двигало корыстолюбие: в другом доме пообещали больше – вот он и ушел. Кому могло прийти в голову, что портной поступает так именно для того, чтобы избежать земного вознаграждения за свой труд и еще больше смириться? Симеон молча переносил оскорбления и побои, без ропота, без обид.
На местных девчат он не заглядывался: хоть и молод был годами, а семьи не заводил. Однако часто беседовал с детьми, рассказывал им о Христе, наставлял в истинной вере, и чистые души с детской простотой впитывали в себя слова праведника.
Когда в селе построили деревянный Михаило-Архангельский храм, многие часы Симеон стал проводить там, в доме Божием. Нередко видели Симеона на берегу реки Туры, где он подолгу просиживал с удочкой. И никто не мог даже помыслить, глядя на одинокую фигуру Симеона, что сердце его непрестанно беседует с возлюбленным Господом…
Он умер молодым, прожив чуть больше тридцати лет. Местные жители похоронили его и забыли, что был такой. А через пятьдесят лет земля сама вдруг вынесла из своих недр на поверхность гроб. Сквозь щели дощатой крышки сельчане увидели нетленные мощи праведника…
Кинулись вспоминать, кто такой, как звали – никто не знает. Слишком потаенную жизнь вел этот человек. Стали всем миром молиться, чтобы Господь, явивший Своим людям нового святого, открыл и его имя. Через некоторое время митрополиту Тобольскому Игнатию, проводившему освидетельствование новоявленных мощей, был голос во сне: «Сенькой звали его». Прославленного на Небе, Симеона, наконец, прославили и на земле.
Чудеса и исцеления от мощей святого праведного Симеона происходили бесчисленные, и в те далекие времена, и в наши дни. Глухое сибирское село наводнилось богомольцами, с той поры и до наших дней не прекращается в эти места паломничество: едут и едут верующие к святому – кто за помощью в житейских нуждах, кто за исцелением, кто за утешением в скорбях, а кто, как я, желая прикоснуться душой к святыне и обрести покой.