Житие преподобного Феодосия Печерского
Феодосий принадлежал к знатному сословию, его отец был военачальником у киевского князя Ярослава Мудрого. Приблизительная дата рождения – 1036 год. Выполняя княжескую волю, отец с семейством переселился в Курск для выполнения службы. Здесь Феодосий прожил до 17 (18) лет.
С раннего детства у мальчика проявилась тяга к духовным знаниям. Познав грамоту, увлекся чтением Священного Писания, регулярно посещал службы в храме. По характеру он был покладистым, миролюбивым ребенком. Феодосию были не интересны шалости и игры других детей, ему не нравились богатые одежды.
Мать очень любила его за кроткий и послушный нрав, но ее раздражали стремление Феодосия к уединению, чрезмерная скромность в одежде. Властная женщина требовала, чтобы сын соблюдал приличия и не вызывал насмешки у сверстников и знакомых семьи.
В 14 лет Феодосий остался без отца. В это время он встретил паломников, шедших в Киев. Увлеченный их рассказами о святых местах, подросток отправился без разрешения матери в Киев. Мать вернула его домой и жестоко наказала, требуя, чтобы он впредь не смел ее покидать.
Феодосий продолжал посещать церковь. Видя, что в храме не хватает просфор, юноша стал сам выпекать просфоры и приносить на литургию. Такая приверженность вызвала гнев матери, которая мечтала о другой стезе для любимого сына.
В 17 (18) лет Феодосий услышал на службе изречение Иисуса Христа, что тот, кто любит отца и мать больше Бога, тот не достоин Его. Эти слова поразили юношу. Он твердо решил навсегда покинуть родной дом и стать монахом, посвятив жизнь служению Господу. Следуя за купеческим обозом, праведник дошел до Киева. Здесь, по Божьему промыслу, он встретил святого Антония, основавшего келлию в пещере.
Антоний принял юношу в свою крошечную обитель и вскоре постриг его в монахи. Мать не переставала искать пропавшего сына и дошла до Киева, где узнала о его местонахождении. Она пыталась уговорить преподобного вернуться к прежней жизни и жить с ней, пока она жива. Феодосий предложил ей постричься в монахини в киевском монастыре, что даст ей возможность видеться с ним. Мать согласилась с его доводами и стала монахиней одного из киевских монастырей.
Святой Антоний основал монастырь в пещерах, но когда численность насельников достигла 12 человек, он удалился и ушел в затвор в удаленной пещере. Феодосий продолжил начатое духовным наставником дело по созданию монастыря. Благодаря его усилиям был построен деревянный монастырь, куда переселились монахи.
За свои труды он был избран игуменом нового монастыря, получившего впоследствии название Киево-Печерской лавры.
Преподобный обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой прислать копию монастырского устава, по которому жили насельники в Константинополе.
По этому уставу стали жить монахи Киево-Печерской лавры:
- имущество стало общемонастырским;
- каждый монах ежедневно выполнял работу, назначенную игуменом;
- любая деятельность начиналась с молитвы и благословения духовного наставника;
- монахи должны регулярно исповедоваться перед настоятелем монастыря.
Феодосий, пребывая в должности настоятеля монастыря, показывал пример братии своим отношением к труду, исполнению богослужений. Вместо игуменского одеяния носил простую одежду. Во время Великого поста преподобный уходил в затвор в пещеру для молитв и покаяния, захватив с собой немного хлеба и воды.
Десятую часть монастырских доходов Феодосий отдавал неимущим, организовав при монастыре приют для нищих и калек. Преподобный убеждал братию проявлять больше милосердия к ближним. Для просвещения монахов при Киево-Печерской лавре усилиями игумена была создана библиотека со священными текстами.
Феодосий был духовным пастырем сына Ярослава Мудрого, Изяслава Ярославовича. Во время конфликта между братьями-князьями он решительно поддержал притязания на княжение в Киеве Изяслава Ярославовича, осудив действия Святослава Ярославовича, попытавшегося свергнуть брата.
В 1074 году после непродолжительной болезни преподобный скончался, завещав похоронить себя в пещере, где находился во время Великого поста. Братия выполнила последнее желание Феодосия.
Монашеские труды
Нестор, когда писал житие Феодосия Печерского, любил больше рассказывать, чем описывать, поэтому о личных подвигах Феодосия и его духовном облике написано немного и в разных местах повествования. Соединяя эти рассеянные факты, можно составить понятие об аскетичной жизни преподобного Феодосия. О самых суровых подвигах самоумерщвления своего тела пишется в летописи первых лет его пещерной жизни. Ночью, борясь с плотскими искушениями, обнажившись, преподобный отдает свое тело комарам и оводам, распевая при этом псалмы. В дальнейшей жизни Феодосия видно стремление к изнурению тела. Скрывая свою аскезу, он носил власяницу, спал, сидя на стуле, усиленно молился ночами. Сравнительно небольшие аскетические упражнения Феодосий Печерский восполнял непрерывностью своих трудов. С детства сильный и крепкий, он работает и за себя, и за других. Будучи в монастыре при игумене Варлааме, он ночами мелет зерно для всей монастырской братии. А еще позднее Феодосий, игумен Киево-Печерский, часто сам брался за топор, чтобы нарубить дров или натаскать воды из колодца вместо сна или отдыха.
Творческое наследие
Сохранились списки с богословских трудов преподобного, обращенных к инокам, князю киевскому и мирянам. Изяславу Ярославовичу Феодосий давал разъяснения относительно поста и отношения к католикам. Игумена заботило, как братия должна относиться к выполнению монастырского устава, богослужениям, соблюдению христианских заповедей. (К авторству настоятеля относят 7 поучений). Мирянам было посвящено 2 молитвы.
Милосердие святого Феодосия
Оставаясь кротким и милосердным всегда и во всем, одинаково относясь к разбойникам, которые пришли ограбить его монастырь, или к грешным и слабым инокам, святой Феодосий Печерский не только не изолировал свой монастырь от мира, но и создал теснейшие связи с мирским обществом. В этом состоит один из его заветов русскому монашеству.
Около монастыря был построен дом для слепых, хромых и больных с церковью во имя св. Стефана. На содержание этой богадельни шла десятая часть всего дохода монастыря. По субботам Феодосий посылал целый воз хлеба в город для заключенных в тюрьмах.
Преподобный Феодосий был духовным отцом многочисленных мирян, в том числе князей и бояр, которые приходили исповедовать свои грехи. Он положил начало традиции выбора духовных отцов среди монахов. С того времени духовенство стало оказывать еще большее влияние на нравственное состояние народа.
Тихий и кроткий наставник мог быть твердым и неотступным в тех случаях, когда речь шла о поруганной правде. Один из последних рассказов Нестора рассказывает о его заступничестве за обиженную вдову, которая пришла к нему за помощью и, не узнав его в убогой одежде, рассказала о своей беде.
Православные тексты святому
При обращении к святому надо помнить, что слова должны идти от сердца, в душе не может быть неприязни и гнева.
Тропарь
Возвысився на добродетель, измлада возлюбив монашеское житие, к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру, и украсив житие твое пощением и светлостию, в молитвах яко безплотен пребывал еси, в Российстей земли яко светлое светило просияв, отче Феодосие: моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак
Наследник отцев быв, преподобне, тех последуя житию и учению, нраву и воздержанию, молитве же и предстоянию. Тем, яко имея дерзновение ко Господу, прощение прегрешений и спасение испроси вопиющим ти: радуйся, отче Феодосие.
Молитва
О священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Феодосие,изрядный слуго Пресвятыя Богородицы, во имя Ея святое обитель пречудну на горах Печерских соорудивый, и в ней чудес множеством просиявый. Молим тя со усердием многим, молися за нас ко Господу Богу, и испроси от него великия и богатыя милости:
веру праву, надежду спасения несомненну, любовь ко всем нелицемерну, благочестие непоколебимое, душ и телес здравие, житейских потреб довольство, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедродательныя Его десницы, но в славу имени Его Святаго, и во спасение наше. Сохрани, угодниче Божий, предстательством твоим святым и умоли: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их Господь да свободит, и да возставит престол православных правителей; верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Соблюди, преподобне чудотворче, Отечестие твое земное, страну православно-российскую, все грады и веси ея, град твой, и Лавру твою невредимы от всякаго зла, и вся люди притекающыя на поклонение к честному твоему гробу, и пребывающыя во святей обители твоей, осени небесным твоим благословением, и от всяких зол и бед милостиво избави. Наипаче же в час кончины нашея покажи нам многомощное твое покровительство: да избавимся молитвами твоими ко Господу, власти лютаго миродержца, и сподобимся наследити Царство Небесное. Яви нам, отче, благосердие твое, и не остави нас сирых и безпомощных; да выну славословим Дивнаго во святых Своих Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь.
Канон
Песнь 1
Ирмос: Колесницегонителя фараоня погрузи чудотворяй иногда Моисейский жезл, крестообразно поразив и разделив море, Израиля же беглеца, пешеходца спасе, песнь Богови воспевающа.
Богоугодный подвиг стяжав, отче Феодосие, Боговидец явился еси. Темже молися Богу, Емуже угодил еси, отгнати мрак неведения моего, слово же блаженное вдохнути, воспети тя.
От матерня чрева прилепился еси Богу, преподобне, яко премудрый Павел и пророк же древле Иеремия. Темже тя Божественная благодать устнами, Феодосие, Божия слугу нарече.
Спасителя заповеди послушав от юности, мудре, жизнь сию нивочтоже положив, крест желая носити на раменах твоих, вся земная возненавидел еси, на Небесная взирая, Феодосие.
Богородичен: Воплощся от пречистых Твоих ложесн, Дево Пресвятая, Божие Слово всем просвети Богоразумия любовь и человеков торжество лику Ангельскому сподоби, на Небесная возведе.
Песнь 3
Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, едине Человеколюбче.
Нетленными дары и духовными, святе, Божественная твоя и блаженная обогащена душа, видети возжелел еси гроб Господень, но свыше был еси возбранен Божиим смотрением.
Жертва совершенна, истинна и непорочна восхотев быти Агнца, вземлющаго, блаженне, пречистою кровию грехи всего мира, безкровную жертву приносил еси Ему.
Уставов ты стяжатель от версты юностныя, отче, быв и самодержец ума, мирския пучины избежав, наставление приял еси от Божественнаго Духа.
Богородичен: Радуйся, рождшая Едина всех Господа; радуйся, человеком радость провозвестивши; радуйся, скиние и несекомая горо, верных утверждение, Едина Препетая.
Седален
Паче ума человеча явился еси, преподобне, на земли, Божий сад священный, посреде дому Господня стоя, подаеши плод болезней твоих учеником твоим: от уст бо твоих благодать Духа возрастил еси, образ быв подвигов и устав любящих Господа. Егоже ныне молити не престай спастися поющим тя.
Песнь 4
Ирмос: Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставль недра Отча и нашу нищету посетив. Тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбче.
Благодать Духа возрасте в тебе, отче, егда рождшую тя видел еси, плачущуся и рыдающу крепце, ты, предстояв струями слезы точащей, непоколебим столп и неподвижим пребыл еси.
Лютыми человеки враг вселукавый тщашеся отторгнути тебе, Феодосие, от гнезда преукрашенна, желаема тобою, но ты сего нивочтоже вменил еси, полки сего отгоня молитвами твоими и поя: силе Твоей слава, Человеколюбче.
Окропляя себе дождем духовным, и животным источником напояяся, и языком наставника Антония, клас Божественный прозябл еси и питаеши множества, неистощимая воистину Иосифова житница быв.
Богородичен: Кто изрещи достойно возможет чудес Твоих, Чистая, глубину? Тобою бо весь мир, хвалу Ти принося, помилован будет и избавляется от бед лютых и различных зол, враг же и напастей.
Песнь 5
Ирмос: Вскую мя отринул еси от лица Твоего, Свете незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго? Но обрати мя и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся.
Добродетельными подвиги возсия исправление твое, отче: жилище бо, бывшее древле худо, пространно сотворил еси, многи привед поклонники Богу, подающему сим всяк довол твоими молитвами.
Светлыми зарями подвигов твоих отгонимо бываше множество бесов от твоего жилища, сшествоваше бо ти всех Творца благодать Духа и славна тя яви, Феодосие.
Спаса Щедраго посреде церкве воспел еси, темже щедроты Своя богатыя посла тебе, оскудения разрешая печаль, приснотекущия же дары источая стаду твоему.
Богородичен: Превышши бысть Вышних сил, Богоблагодатная, заченшая Слово, всяческая словом сотворшее, и рождшая от Отца прежде век неизреченно рождшееся.
Песнь 6
Ирмос: Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися, и молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.
Молитвами, и бдением, и псаломскими пении непрестанно твою душу рай Божественный сотворил еси, живоносное возрастив древо честное яве, Спаса и Господа.
Изволил еси тайное смирение, Владычне нищете подобяся, блаженне: волею твоею путь шествуя, повелением лениваго раба везти воз к Божественному месту приял еси, идеже покланяемь от сретающих познался еси.
Подобяся ноги Умывшему Своим учеником, Богомудре, воду черпати и на раму носити изволил еси и древа своима руками принося и сеча начальника трудов себе монахом показал еси.
Богородичен: Умерщвлен бысть, Богородице, Тобою многокозненный враг, всю тварь прежде тлею погубивый, мертвии же Тобою к жизни взыдохом, ибо родила еси воистину жизнь всех, Господа.
Кондак, глас 3
Звезду Российскую днесь почтим, от востока возсиявшую и на запад пришедшую, всю бо страну сию чудесы и добротою обогатившу и вся ны содеянием и благодатию монашескаго устава, блаженнаго Феодосия.
Икос
Кто изрещи возможет подвиги твоя, отче? Или кто изочтет множества трудов твоих и чудес дивных? Еще бо в плоти сый, Безплотнаго видел еси, в плотяне образе беседующа к тебе и дар приносяща тебе, Богом посланное злато. Паче человека ты явился еси смирением и кротким нравом и духовныя мудрости исполнен. Тем, Духа в себе прием, во свете виден был еси, яко солнце, сияя. И мене, тебе поюща, просвети сиянием твоим, преподобне, монашескаго устава, Божественный Феодосие.
Песнь 7
Ирмос: От Иудеи дошедше, отроцы в Вавилоне иногда верою Троическою пламень пещный попраша, поюще: отцев Боже, благословен еси.
К молитвам твоим, блаженне, всяк прибегая верою, никогда постыдится: прием благодать прошения, отче, и возвратився, ликует, поя: благословен Бог отец наших.
Ты отец явився и заступник сирым, и вдовицам надежда, и болящим, отче, востание всем был еси. Темже поем: благословен Бог отец наших.
Удобрение монахом и путь спасения человеком ты был еси: обогащ бо вся твоими глаголы Божественных таин, учил еси глаголати: благословен Бог отец наших.
Богородичен: Из девическия утробы воплощся, Христе, явился еси на спасение наше. Тем, Твою Матерь ведуще Богородицу, благодарственно поем: благословен Бог отец наших.
Песнь 8
Ирмос: Седмерицею пещь халдейский мучитель Богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею спасены, сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.
Якоже пророк Божественный, провидя, Феодосие, являешися, преблаженне, ибо повелеваеши духом принесшему к тебе Евангельское писание изнести, и вопияше ти, исповедая чистым смыслом жертву Пречистой Богородице.
К твоему жилищу пририща, яко елень ко источнику, приснотекущия нетленныя пищи получити благочестивый князь, иже землю сию содержай. Хотя убо свечеряти ему, блаженне, но скудением строителю вопиющу, повелением же твоим наполнися меда весь сосуд твой.
Твоя подвиги воспеша Ангельския силы, Феодосие, и твое житие лик преподобных похвали, светлое и украшенное монахов радование. Тем и ныне, срадуяся Ему, веселишися, поя согласно: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.
Богородичен: Тя, Пречистая Богородице, жизни моея предлагаю Хранительницу и Заступницу непобедиму, Помощница ми буди от бед и скорбей, избавляющи Твоего недостойнаго раба, любовию поюща: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите Чистую во веки.
Песнь 9
Ирмос: Устрашися всяк слух неизреченна Божия снизхождения, яко Вышний волею сниде даже и до плоти, от Девическаго чрева быв Человек. Темже Пречистую Богородицу, вернии, величием.
Память твоя днесь нам, яко солнце, возсия, преподобне: радуемся, целующе раку твою, и, окрест обстояще, яко Божественный кивот, верно поем твое успение с Вышними чинми, Феодосие.
Радуйся, земле Росская, приемши сокровище некрадомо от Господа, помощника велика Богоблаженнаго и заступника тепла Феодосия, и с ликом постническим веселися и ты, начало граде Росский.
Собрася торжество ныне в памяти твоей воспевати Господа, тебе подавша добрыя подвиги, яже ты претерпел еси. Темже молися Ему, святе, избавится стаду твоему от соблазн вражиих, еже ты стяжал еси, мудре, молитвами твоими.
Спаси мя, едине Избавителю, блудницы и блуднаго приемый теплое покаяние и мытарево, Спасе, воздыхание, и буди милостив, Христе, мне, блудному, молитвами Твоего угодника, отгоняя грехов моих множество.
Богородичен: Пощади мя, Спасе рождейся, сохранив рождшую Тя без тли по рождестве, егда сядеши судити дела моя, грехи моя презрев и беззакония, Безгрешен сый и Милостив, яко Человеколюбец.
Правдолюбие святого Феодосия
Непримиримость к неправде приводит игумена к столкновениям не только с судьями, но и с князьями. Его духовное противоборство с князем Святославом, изображенное в житии, завершает духовный портрет Феодосия и является символом отношения Церкви к государству Древней Руси. Когда два брата изгоняют старшего с Киевского престола, овладевают городом и зовут на застолье Феофана, тот отказывается и обличает братьев в грехах убийств и незаконного владения властью, сравнивает князя Святослава с Каином, а его брата с Авелем. В итоге князь Святослав приходит в гнев. Ходят слухи об изгнании Феодосия.
Святослав не смог поднять руку на праведника и, в конце концов, приезжает со смирением в монастырь к Феодосию с попыткой помириться. Много раз праведный Феодосий безуспешно пытался умолить Святослава примириться с братом, пытаясь достучаться до сердца киевского князя. В обители он всем велит молиться за законного изгнанного князя, и только после долгих просьб братии тот соглашается поминать на втором месте и Святослава.
Житие святого Феодосия показывает, что святой готов был за правду идти в изгнание и на смерть, подчинялся закону любви и жизненной целесообразности. Он считал своим долгом поучать князей, а их долгом – слушаться его поучений. Но Феодосий выступает по отношению к князьям не как обладающий властью, а как воплощение кроткой силы Христовой. Молитва Феодосию Печерскому призывает к непоколебимому благочестию душ и телес, помощи и заступничеству, благочестию главных лиц страны.
Таков был Феодосий, живущий целостной духовной жизнью, изливающий Свет Христов из глубины своей души, отмеряющий евангельской мерой подвиги и добродетель. Таким он остался в памяти русского подвижничества, таково житие Феодосия Печерского.
О чем молятся Святому
Православные христиане обращаются к великому старцу во многих ситуациях, требующих сильной помощи и поддержки:
- при болезнях тела или души;
- в крайней нужде и бедности;
- при неудачах на работе, конфликтах в семье;
- в случае возникновения больших долгов;
- при сомнениях, ослаблении веры во Христа;
- при неспособности противостоять греховным соблазнам.
Молитвы к Святому помогают преодолевать различные трудности, возникающие на пути истинно верующих людей. Искреннее обращение к чудотворцу защищает от гонений, зависти, клеветы, злых вражеских умыслов. Феодосия Печерского издавна считают верным заступником и покровителем иноков, которые недавно приняли постриг и посвятили себя Богу.
Уже на протяжении многих веков преподобный старец входит в число самых почитаемых русских святых. В честь великого праведника и чудотворца сложены многочисленные молитвы, акафисты, построены православные церкви и обители. На территории России насчитывается не менее тринадцати храмов, многие из которых находятся в собственности монастырей.