Прп. Симеон Столпник |
Симеон Столпник
(356 — 459), преподобный
Не путать с прп. Симеоном Дивногорцем, столпником «младшим» (521 — 596, память 24 мая)
Память 1 сентября
Родился в 356 году в Киликии от бедных родителей. Лет до 18 Симеон пас овец своих родителей, затем тайно от родителей ушёл в монастырь, у ворот которого пробыл семь дней, напрасно прося себе приюта. Допущенный наконец в этот монастырь, он провел в нем два года и перешел в другой, где иноки отличались большею строгостью жизни. Молодой монах сделал себе пояс из древесных ветвей, которые, засохнув, кололи и раздирали его тело. Настоятель снял с него этот пояс, но, боясь, чтобы пример самоистязания не нашел подражателей, удалил Симеона из монастыря.
Симеон переселился на высохшее дно глубокого озера. Когда его хотели снова взять в монастырь, он тайно ушел в окрестности Антиохии и поселился сначала в покинутой хижине при подошве горы, а потом на самом верху горы, где окружил свою келью забором. Железная цепь, одним концом прикованная к забору, другим была прикреплена к его ноге, так что он не мог выходить за свою ограду. Епископ Антиохийский Мелетий велел ему снять с себя цепь: «можно владеть собою и без оков, можно привязать себя к делу и месту одним разумом и волею своею».
Затем Симеон делается всемирно известным не только как аскет, но и как мудрый духовный наставник. Он умел читать в умах и сердцах и исцелять недуги душевные и отчасти телесные. Его узнали на всём пространстве Римской империи, а также персы, мидяне, сарацины, эфиопы, иберийцы, скифы, не имевшие постоянных жилищ. Императоры писали ему о делах.
В 423 году он придумал тот род подвижничества, который называется столпничеством. Он поставил столб, твердо укреплённый в основании, а на вершине имевший площадку для стояния и сиденья. На некотором расстоянии столп окружала стена, за которую никто не имел права входить. С приходившими к нему Симеон говорил с верхней площадки, говорил горячо, пророчески с целою толпой, и тихо, кротко — с пришедшими в одиночку. На площадке он проводил большую часть времени, хотя на ней не было никаких приспособлений для защиты от зноя или холода, от ветра и дождя. На столпе он подвизался более 40 лет, предаваясь непрестанной молитве. Однажды, рассказывает Феодорит, некто захотел сосчитать, по скольку поклонов делает подвижник в один прием, насчитал их 1244 и, утомившись, не продолжал счёта, а Симеон продолжал класть поклоны. В праздники святой стоял на площадке столпа, молитвенно простерши руки, от заката солнца до его восхода.
Молва о преподобном Симеоне дошла до высшей церковной иерархии и императорского двора. Антиохийский патриарх Домнин посетил преподобного, совершил на столпе Божественную литургию и причастил подвижника Святых Таин. Подвизавшиеся в пустыне отцы также узнали о преподобном Симеоне, избравшем такой трудный вид подвижничества. Желая испытать нового подвижника и узнать, угодны ли Богу его непомерные подвиги, они отправили к нему своих посланцев с повелением сойти со столпа и прекратить подвиг, поскольку подобный путь спасения доселе не был известен. При этом они приказали посланцам: в случае беспрекословного послушания святого Симеона благословить его на продолжение столпничества, а в случае непослушания насильно свести со столпа. Услышав приказание отцов-подвижников, преподобный Симеон немедленно начал спускаться. Тогда, убедившись в его неподдельном смирении, посланцы пустынников остановили его и передали благословение отцов на продолжение подвижнического труда.
Вероятно, столп Симеона только вначале состоял из одного сплошного толстого древесного ствола, как он изображён на очень древнем рисунке, воспроизведённом Боттари в виде гравюры: здесь видна верхняя половина туловища подвижника, держащего один конец веревки, к другому концу которой кто-то, стоящий вне ограды столпа, привязывает пищу или что-либо другое, нужное аскету. Считается, что это — точное изображение столпа Симеона.
На нём была устроена келья в два квадратных локтя, на стенках кельи была лёгкая покрышка немного выше роста преподобного, которая со временем сгнила. В кельи была дверка; когда она открывалась, народ мог видеть преподобного. Но впоследствии келья так обветшала, что даже в её расщелины можно было свободно его видеть. Столп доходил до 40 локтей в высоту, стоял на высокой горе и был окружён двумя каменными оградами [1].
Святой Симеон жил более ста лет и скончался во время молитвы в 459 году.
Десница прп. Симеона Столпника. Верийский Преображенский монастырь |
Житие святого Симеона Столпника
Родился будущий преподобный Симеон в Каппадокии, в небольшом селении Сисан. Родители его приняли христианское учение и после рождения малыша крестили ребенка согласно учению Иисуса. Сусотион и Марфа (так звали отца и мать Симеона) воспитывали сына в простоте и любви, с ранних лет научая его истинам по Слову Божьему. Когда мальчику исполнилось 13 лет, он стал помогать родителям вести хозяйство, в его обязанности входил выпас овец. К своей работе Симеон относился ответственно и с любовью, поэтому родители не могли нарадоваться на сына.
Посещая христианскую церковь, на одной из проповедей юноша услышал Заповеди блаженства и был тронут их глубиной. Но поскольку он не полагался на свое, как ему казалось, незрелое суждение, он обратился за помощью к одному старцу, чтобы тот растолковал яснее содержание того, что он услышал в храме. Внимательно выслушав все, что объяснял ему богобоязненный старец, Симеон принял твердое решение следовать по Евангельскому пути и посвятить жизнь служению Всевышнему.
Он отправился в монастырь, который располагался недалеко от его дома, и начал слезно умолять настоятеля принять его в число братии. Спустя неделю Симеону преподали иноческий постриг, и он стал наравне с другими монахами постигать сущность Священного Писания, проводя время в постах и молитвах. Молодой инок настолько ревностно относился к постам и молитвам, что это встревожило игумена, так как остальным монахам это было не под силу. Настоятель обители предложил Симеону или умерить свой аскетизм, или покинуть монастырь. Святой выбрал второй вариант и ушел из обители, в которой принимал постриг и подвизался несколько лет.
Поселился преподобный на дне высохшего колодца и там продолжал совершенствоваться в иноческих подвигах и непрестанной молитве. Спустя некоторое время настоятелю монастыря, где раньше подвизался Симеон, явились в ночном видении ангелы и повелели вернуть монаха назад в обитель. Игумен поступил так, как ему повелели, однако Симеон по возвращении недолго пробыл в монастыре. На этот раз он поселился в каменной пещере, которая находилась вблизи села Галанисса, и там провел три года, все больше совершенствуясь в аскетизме.
Однажды на святую Четыредесятницу преподобный решил полностью отказаться от пищи и питья и с Божьей помощью выдержал этот строгий пост. С тех пор он постоянно проводил святую Четыредесятницу без еды и воды, двадцать дней молясь стоя, а двадцать – сидя, чтобы не упасть от слабости.
Услышав о святом, который ведет такой аскетический и благочестивый образ жизни, в то место стало стекаться множество людей, надеясь получить исцеление от своих болезней от Симеона. Преподобный обладал не только даром целительства, но и словом христианского назидания. Однако Симеон не стремился к мирской славе и жаждал утраченного уединения с Господом, поэтому он избрал такой вид подвижничества, который ранее был неизвестным. Он выстроил каменный столп, высота которого равнялась 4 метрам, и поселился на его вершине в небольшой келлии, проводя все время в постах и горячей молитве к Господу.
Слухи о преподобном, избравшем такой сложный способ подвижничества, со временем докатились и до высшей церковной иерархии. Антиохийский Патриарх Домнин II лично отправился навестить святого, отслужил на столпе литургию и причастил преподобного Симеона. Недалеко от того места, где находился столп, в пустыне подвизались старцы; узнав об аскетичном монахе, они решили проверить, богоугодное ли дело творит этот инок.
Они отправили к нему своих посланников, которые должны были от имени старцев приказать Симеону сойти со столпа, а в случае его непокорности стащить его насильно на землю. Преподобный проявил смирение и кротость и выполнил распоряжение, после чего посланники благословили его на труд подвижничества от лица старцев.
На протяжении служения святой Симеон часто сталкивался с искушениями и трудностями, но все преодолевал с помощью Господа. Он не приписывал себе славу и не гордился своим подвижничеством, а восхвалял Бога за то, что Небесный учитель дарует ему силы и терпение.
Постепенно Симеон увеличивал высоту столпа, на котором подвизался, пока она не достигла 40 локтей. Место, на котором стоял преподобный, было обнесено оградой, чтобы приходившие люди не нарушали уединенной молитвы праведника. Однажды к столпу пришла мать святого, которая долгое время не могла найти своего пропавшего сына. Однако даже для нее преподобный не сделал исключения, она умерла, прислонившись к оградке. Тогда Симеон распорядился принести гроб и со всеми почестями похоронил мать.
Прожил преподобный около 80 лет, из которых 47 он простоял на столпе. Благодаря его подвижничеству в тяжелых условиях многие язычники приняли христианскую веру, так как были поражены стойкостью духа и физической крепостью святого, которые ему даровал Господь. О кончине святого первым узнал его ближайший ученик Антоний. Когда Симеон три дня подряд не показывался людям, он поднялся на столп и там увидел тело своего наставника, замершее в молитвенной позе.
Хоронили преподобного со всеми почестями, погребение совершал Антиохийский патриарх. Проводить в последний путь Симеона Столпника пришло множество людей, похоронили святого недалеко от столпа, а на месте молитвенных трудов праведника его ученик построил обитель, на которую распространилось благословение преподобного.
Молитвословия
Тропарь, глас 1
Терпе́ния сто́лп бы́л еси́,/ ревнова́вый пра́отцем, преподо́бне,/ И́ову во страсте́х, Ио́сифу во искуше́ниих,/ и безпло́тных жи́тельству, сы́й в телеси́,/ Симео́не о́тче на́ш,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим
.
Кондак, глас 2
Вы́шних ища́й, ни́жним совокупля́яйся,/ и колесни́цу о́гненную сто́лп соде́лавый,/ те́м собесе́дник а́нгелом бы́л еси́, преподо́бне,/ с ни́ми Христу́ Бо́гу// моля́ся непреста́нно о все́х на́с
.
Семенов день (Сёмин день, Симеон Столпник, Семен-летопроводец ) — народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника, отмечаемого 1/14 сентября. О жизни и подвигах христианского подвижника писали его ученик Антоний, христианские историки Феодорит Киррский, Феодор Чтец, Евагрий и др. Согласно преданиям и житиям святых, преподобный Симеон, родом киликиец, был пастухом и пас овец своего отца в Каппадокии. Затем ушел в ближайший монастырь, где семь дней просил принять его. Получив разрешение, он стал послушником, а в восемнадцать лет — иноком. Прославился аскетическим образом жизни, направленным на служение Богу. Так, Симеон сделал себе пояс из древесных ветвей, которые высохнув, впивались ему в тело; переселялся на дно высохшего колодца (озера), затем в покинутую хижину, при подошве горы, в каменную пещеру, чтоб никто не мешал его молитвам и общению с Богом. Преподобный Симеон явился автором подвижничества, именуемого столпничеством. Он сложил каменный четырехметровый столп, на который поставил келью, а затем обнес его стеною. С этого столпа он читал проповеди приходящим паломникам, и стал известен как мудрый духовный наставник. О нем знали во всей Римской империи и за ее пределами. Императоры писали ему о своих делах и спрашивали совета. Св. Симеон умер в возрасте 103 лет (в 459 г.), более 40 лет из которых он провел на столпе. На Руси с днем памяти св. Симеона Столпника совпадало окончание старого лета (года) и начало нового, отчего преподобный Симеон и получил название летопроводца. На этот день приходился особый «чин препровождения лета», празднование церковного новолетия — «начало индикта». На I Вселенском Никейском соборе в 325 г. было принято решение перенести начало нового лета — нового года с 1 марта на 1 сентября. В связи с этим, с XIV в. по 1700 г., до известного Указа Петра I, перенесшего празднование нового года на 1 января, день св. Симеона был первым днем нового года.
Действо новолетия начиналось в полночь ударом вестовой пушки в Кремле. При этом слышался колокольный звон на колокольне Ивана Великого и открывались городские ворота. Утром народ сходился в Кремль. По окончании утренней службы в Успенском соборе, патриарх выходил в западные двери со святыми образами, в сопровождении духовенства. Перед вратами, на церковном дворе совершалось «патриаршее молитвословие». Царь подходил к Евангелию и принимал благословение от патриарха.
Особое место занимал Семенов день у крестьян. С ним связывался конец лета и начало осени («Семен лето провожает»). Совершался обряд осенин, первой встречи осени. Начиналось настоящее или «старое» бабье лето («Семен бабье лето наводит»), которое продолжалось до 8/21 сентября — дня Рождества Богородицы; эта неделя называлась на Руси «Семенскою». Об этом времени говорили: «Как ни хвались, баба, бабьим летом, а все глядит осенина — матушка: на дворе сентябрь — в сентябре одна ягода, да и та горькая рябина!» (Коринфский А.А. 1995. С. 368).
В Семенов день следили за погодой, так как по этому дню определялось состояние природы на всю последующую осень: «Если на Семен-день теплая погода, то вся зима будет тепла»; «Сухая осень, коли на Семен-день сухо»; «На Семеновы осенины много тенетника — осень долгая да ясная»; «Если на Семен- день ветер из-под солнца, зимой ветры будут с севера» (воронежск.); «На Семена ясно — осень ведреная» (тульск.). Определяли погоду и по поведению животных и птиц в этот день: «Если дикие утки садятся, а скворцы не отлетают — осень протяжная и сухая» (костромск.); «После Семена журавли отлетают в теплый край»; «Если гуси улетают на Семен-день, жди ранней зимы» (московск.); «На Семена Столпника ласточки ложатся вереницами в озера и колодцы» (нижегородск.).
Существовало поверье о том, что на Семен-день на утренней заре выходит из воды на берег рыба-угорь и ходит по лугам на три версты по росе. Верили, что таким образом она смывает с себя все болезни, передавая их человеку. Поэтому не разрешалось в этот день выходить на берег реки, пока не спадет утренняя роса (новгородск.).). Угорь вообще считался на Руси запрещенной рыбой, которую есть разрешалось только в крайнем случае, когда «семь городов наперед обойдешь — никакой яствы не найдешь», да и в этих случаях нельзя было касаться головы и хвоста. В народе угорь виделся в образе хитрого и злобного водяного змея, за грехи лишенного возможности жалить людей и животных. Знахари и колдуны использовали угря во время гаданий: они клали его на горячие угли, и по направлению прыжков, определяли, где находится украденная вещь. При этом они заклинали угря именем св. Марфы, матери Симеона Столпника, память которой отмечалась церковью в один день с сыном.
Кроме того, по народным представлениям считалось, что в Семенов день черт меряет воробьев меркою: сколько взять себе, а сколько выпустить; для этого все воробьи собирались к нему и их нельзя было увидеть.
С Семенова дня начинались засидки (см. Посиделки), т.е. работа в избах при огне. При этом было принято накануне Семенова дня погасить весь огонь, кроме лампадного, а на утренней заре зажечь новый огонь. Раньше существовал обычай добывать новый огонь из сухого дерева. Делалось это так: пожилые люди терли сухое дерево о дерево, а молодые парень или девушка зажигали спицею новый огонь, которым топили печи в избах и банях, а на засидках зажигали лучину и свечи.
Бабье лето считалось и бабьим праздником и временем, когда начинались осенние женские работы: мяли и трепали пеньку, мочили коноплю, мыли в воде и расстилали по лугам лен. В Семенов день начинали прясть и затыкать кросна, т.е. подготавливали основу на ткацких станах, чтобы ткать холст.
Ко дню Симеона Столпника заканчивали уборку яровых культур («Семен-день — семена долой, то есть семена сами выпадают из колосьев» — воронежск.); завершали посев ржи («В Семенов день севалка с плеч»; «В Семен-день до обеда паши, а после обеда пахаря вальком погоняй» — костромск.); солили огурцы.
С Семенова дня начиналось опахивание полей для предохранения их от нечистой силы.
Преподобный Симео́н Столпник, Антиохийский, архимандрит
Жития преподобного Симеона Столпника и матери его Марфы Каппадокийской
Святой Симеон родился в пределах Антиохии Сирийской в середине IV века от бедных родителей. В юности он пас овец своего отца. Однажды, придя в храм, он услышал пение заповедей Блаженств (Мф.5:3-12), и в нем зародилась жажда праведной жизни. Симеон начал усердно молиться Богу и просить указать ему, как достичь подлинной праведности. Вскоре ему приснилось, что он копает землю как бы для фундамента под здание. Голос ему сказал: «Копай глубже». Симеон стал усерднее копать. Считая вырытую яму достаточной глубины, он остановился, но тот же голос повелел ему копать еще глубже. То же повеление повторилось несколько раз. Тогда Симеон стал копать безостановочно, пока таинственный голос не остановил его словами: «Довольно! А теперь, если хочешь строить, строй, трудясь прилежно, потому что без труда ни в чем не достигнешь успеха». Решив стать монахом, святой Симеон покинул родительский дом и принял иночество в соседней обители. Здесь он провел некоторое время в монашеских подвигах молитвы, поста и послушания, а затем для еще больших подвигов он уединился в сирийскую пустыню. Здесь святой Симеон положил начало новому виду подвижничества: «столпничества». Построив столп в несколько метров высоты, он поселился на нем и этим лишил себя возможности прилечь и отдохнуть. Стоя днем и ночью, как свеча в прямом положении, он почти непрерывно молился и размышлял о Боге. Кроме строжайшего воздержания в пище, он добровольно переносил много лишений: дождь, зной и стужу. Питался он размоченной пшеницей и водой, которые приносили ему добрые люди.
Его необычайный подвиг стал известен во многих странах, и к нему начало стекаться множество посетителей из Аравии, Персии, Армении, Грузии, Италии, Испании и Британии. Видя его необыкновенную силу духа и внимая его вдохновенным наставлениям, многие язычники убеждались в истинности христианской веры и принимали крещение.
Святой Симеон сподобился дара исцелять душевные и телесные болезни и предвидел будущее. Император Феодосий II Младший (408–450 гг.) очень уважал преподобного Симеона и часто следовал его советам. Когда император скончался, его вдова царица Евдокия была совращена в монофизитскую ересь. Монофизиты не признавали во Христе две природы – Божескую и человеческую, а лишь одну Божескую. Преподобный Симеон вразумил царицу, и она опять стала православной христианкой. Новый император Маркиан (450–457 гг.) в одежде простолюдина тайно посещал преподобного и советовался с ним. По совету преподобного Симеона Маркиан созвал в Халкидоне IV Вселенский Собор в 451 году, который осудил монофизитское лжеучение.
Святой Симеон жил более ста лет и скончался во время молитвы в 459 году. Его мощи почивали в Антиохии. Православная Церковь в богослужении, посвященном святому Симеону, называет его «небесным человеком, земным Ангелом и светильником вселенной».
См. также: «Житие преподобного и богоносного отца нашего Симеона Столпника» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Приметы, поверья и традиции 14 сентября
Почему Симеон Летопроводец? В народном календаре этот день получил название Симеонов день или день Симеона Летопроводца. Такое необычное название дня было связано с тем, что, по мнению наших предков, именно в это время лето окончательно заканчивалось и наступала осень. Считалось, что Симеон Столпник провожает лето и встречает осень.
Праздник — Семеон Летопроводец.
Что было принято делать в этот день на Руси:
- Погода на 40 дней. Считалось, что день святого Симеона – это один из лучших дней бабьего лета для предсказания погоды. Если сегодня стоит солнечная и тёплая погода, считалось, что 40 следующих дней будут солнечными и тёплыми. И наоборот, если в Симеонов день был дождь и холод 40 дней будет дождливо и холодно.
- Обряд «Осенины». Нетрудно догадаться, из названия, что он символизировал встречу осени. По традиции сегодня пекли специальный каравай, а вечером все жители деревни устраивали общий праздник с хороводами. Зажиточные крестьяне в этот день выставляли у ворот бочки с пивом. Полагалось кланяться соседям и объявлять «Осень пришла, пиво сварено, и мёд поспел». Все приходящие к воротам гости хвалили хозяина за щедрость, желали ему процветания и получали за это угощение.
- Завершение сева озимой ржи. В народе считалось, что к Симеонову дню нужно непременно завершить сев озимых. После этого завершения посева выбирался специальный день и проводили — «Засидки».
- Обряд получения «Нового огня». Существовал на Руси очень интересный обряд получения «Нового огня». Для этого в преддверии Симеонова дня гасили весь огонь, кроме лампадного, а утром старший в роду должен был разжечь новый путём трения сухих кусочков дерева.
Поговорки этого дня
«На Симеона осень в свои законные права вступает».
«На Симеонов день осень приходит и листья на деревьях красит».
Приметы о погоде
- Если на Симеона Столпника день стоит тёплая погода, то и ближайшие три месяца будут тёплыми и солнечными.
- Утром дует южный ветер – жди сырую и тёплую зиму.
- Если сегодня солнечный день, но дует сильный ветер, значит, зимой будут часто дуть северные ветры.
- Днём на Симеонов день пошёл дождь – ближайшие три месяца осени будут дождливыми.
- Гуси улетают на юг – зима придёт рано.
- Скворцы ещё не улетели в тёплые страны – осень будет долгой и тёплой.
- Мухи больно кусаются – через 3 дня станет холодно.
Мнение. Считалось, что в сегодняшнюю ночь никогда не снятся вещие сны, поэтому не стоит опасаться кошмаров или просто тревожных сновидений.