Те, кто регулярно ходят на богослужения, знают его едва ли не наизусть. Ведь он звучит во время литургии, а вечером – когда читается Шестопсалмие, особые богослужебные гимны, как бы суд Божий о каждой человеческой душе.
Коротко о Псалтири
Автор большинства богослужебных гимнов, которые содержит книга – величайший из царей иудейских, предок Иисуса Христа по плоти, Давид. Кротчайший, смиреннейший, он прожил многотрудную жизнь, пережил гонения – сначала от царя Саула, после – от собственного сына. Не раз скитался, был на волосок от смерти – но всякий раз был спасаем Господом. Написанные им песнопения – размышления человеческой души о грехе, покаянии, скорбь о немощах, радость о прощении. Они так созвучны человеческой душе, что издавна псалмы – песнопения, предназначенные для богослужения – пели или читали также во время домашней молитвы.
Давид отрезает часть верхнего одеяния у Саула
Кроме того, Псалтирь, написанная в Духе Святом – еще пророческая книга, содержащая не только размышления о душе человеческой, но – предзнаменования событий времени Воплощения Христа.
Что такое псалмы
Все псалмы записаны в книге под названием Псалтырь. Как и молитвослов, она весьма почитаема у христиан. Главным отличием псалмов от молитв является то, что они произносятся нараспев. Кроме того, необходимо учитывать и тот факт, что все они вышли из-под пера обычных людей. Иными словами, ни о каком божественном происхождении речи не идет. Если некоторые тексты молитв открылись людям исключительно воле небес, то псалмы были написаны праведными христианами, живущими по заповедям Бога.
Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака
Наиболее известным автором таких текстов является царь Давид. Примечательно, что некоторые псалмы были им написаны в те годы, когда он только являлся помазанником Господа, но еще не взошел на трон. Подобное объясняется тем, что Давид всегда отличался любовью ко Всевышнему и всем Его творениям. Хотя, как известно, он сам был праведником не всегда. Некоторые его псалмы были написаны в то время, когда он осознал всю тяжесть совершенного греха и обратился к небесам с молитвой о помиловании и раскаянье.
Псалом 102, текст которого очень хорошо известен многим христианам, тоже является творением царя Давида. Он включен церковью в процесс богослужения, поэтому его можно услышать и во время проведения литургий в церкви. Считается, что каждый христианин обязательно должен читать его, поскольку в нем заключена особая духовная энергетика. По мнению священнослужителей, чтение псалма способно помочь обрести духовное равновесие и приблизиться к Господу.
Когда и кто написал Псалом 102?
Подобно большинству гимнов, он также создан царем Давидом – примерно за 1000 лет до Рождества Христова. Текст его переведен на славянский язык с IX в., когда над этим работали свв. Кирилл и Мефодий с учениками. Таким образом, иудейскому тексту всем известного песнопения более 3000 лет, славянскому, звучащему сейчас за службами – более 1000.
Обстоятельства, а также точное время написания песнопения, не установлены, однако, библеисты полагают, что оно написано во время спокойствия, благоденствия царства Израиля. Оно, однако, побуждало св. Давида не к расслабленности или «почиванию на лаврах», но к сугубому благодарению Господа за Его милости.
Толкование псалма
В каждом псалме заключен определенный смысл. Прежде чем начать читать текст псалма, необходимо попытаться понять, что именно хотел сказать его автор. В случае с рассматриваемым псалмом все достаточно просто. Ведь его основной смысл заключается в восхвалении Всевышнего:
- Давид утверждает, что гнев Господа всегда справедлив, но при этом он никогда не длится долго. Как только человек осознает, что совершил ошибку, и начинает каяться, небеса даруют ему прощение;
- сила Бога абсолютна – человек не может даже представить себе могущество Творца. Ведь именно он распоряжается жизнью каждого существа, живущего на земле, а также пишет судьбу всех людей;
- заповеди, дарованные Всевышним, являются проявлением заботы и милости – не нужно воспринимать необходимость жить согласно заповедям как нечто несправедливое. Ведь такая праведная жизнь открывает перед христианином врата рая.
Кроме того, в тексте присутствуют и разнообразные сравнения. С их помощью автор пытался показать, насколько велик Господь. При этом он сравнивает человека с цветами, которые быстро исчезают. Таким образом, Давид намекает на то, что сам по себе человек даже сравниться не может с Господом. Поскольку он всего лишь является его творением. Данное сравнение весьма актуально. Ведь худшим грехом человека является гордыня. Всю жизнь Давид посвятил тому, чтобы научиться не ставить себя выше Творца. И этому он пытался научить других людей.
Основная тема
Шаг за шагом песнопевец прослеживает, как действует Божия благодать на человека:
- говорит, что Господа, сотворившего человека как единство души с телом, восхваляет не только дух, но также «вся внутренняя» молящегося;
«Точно! – восклицает по этому поводу свт. Игнатий (Брянчанинов), опытно знавший это состояние, – При обильном действии молитвы Иисусовой все силы души, самое тело, принимают участие в ней».
- по слову св. Давида, Господь очищает грехи кающегося Ему человека, исцеляет его болезни, душевные, телесные;
- при этом все грехопадения людей – ничто пред Его милостью: «не по беззаконием нашым сотворил есть нам, ниже по грехом нашым воздал есть нам»; все это – потому, что Бог относится к людям так, как родитель – к детям, принимая их со всеми немощами, лишь бы человек показал только желание измениться – «якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его»;
- прощение Его – совершенно, абсолютно; «беззакония» человека отныне отстоят от него «елика отстоят востоцы от запад», то есть не приближаются к нему, как нельзя приблизить запад к востоку, ведь это две противоположные стороны света.
Таков Господь – как для людей, так для мира Ангелов. Не случайно пророк заключает песнопение словами:
«Благословите Господа, вси ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его.Благословите Господа, вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его.Благословите Господа, вся дела Его на всяком месте владычества Его…»
Псалом 102
Псалом № 102 (со Славой) слушать:
КАФИЗМА 14
Псалом 102 | Псалом 102 |
Псалом Давиду | Псалом Давида |
1 Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и вся вну́тренняя моя́ и́мя свя́тое Его. | 1 Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его. |
2 Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и не забыва́й всех воздая́ний Его, | 2 Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. |
3 очища́ющаго вся беззако́ния твоя́, исцеля́ющаго вся неду́ги твоя́, | 3 Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; |
4 избавля́ющаго от истле́ния живо́т твой, венча́ющаго тя ми́лостию и щедро́тами, | 4 избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; |
5 исполня́ющаго во благи́х жела́ние твое́: обнови́тся я́ко о́рля ю́ность твоя́. | 5 насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя. |
6 Творя́й ми́лостыни Госпо́дь, и судьбу́ всем оби́димым. | 6 Господь творит правду и суд всем обиженным. |
7 Сказа́ пути́ Своя́ Моисе́ови, сыново́м Изра́илевым хоте́ния Своя́: | 7 Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым — дела Свои. |
8 Щедр и Ми́лостив Госпо́дь, Долготерпели́в и Многоми́лостив. | 8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: |
9 Не до конца́ прогне́вается, ниже́ во век вражду́ет, | 9 не до конца гневается, и не вовек негодует. |
10 не по беззако́нием на́шим сотвори́л есть нам, ниже́ по грехо́м на́шым возда́л есть нам. | 10 Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: |
11 Яко по высоте́ небе́сней от земли́, утверди́л есть Госпо́дь ми́лость Свою́ на боя́щихся Его. | 11 ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его; |
12 Ели́ко отстоя́т восто́цы от за́пад, уда́лил есть от нас беззако́ния на́ша. | 12 как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; |
13 Якоже ще́дрит оте́ц сы́ны, уще́дри Госпо́дь боя́щихся Его́. | 13 как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. |
14 Яко той позна́ созда́ние на́ше, помяну́, я́ко персть есмы́. | 14 Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть. |
15 Челове́к, я́ко трава́ дни́е его́, я́ко цвет се́льный, та́ко оцвете́т, | 15 Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет. |
16 я́ко дух про́йде в нем, и не бу́дет, и не позна́ет ктому́ ме́ста своего́. | 16 Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его. |
17 Ми́лость же Госпо́дня от ве́ка и до ве́ка на боя́щихся Его, | 17 Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, |
18 и пра́вда Его на сыне́х сыно́в, храня́щих заве́т Его, и по́мнящих за́поведи Его твори́ти я́. | 18 и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их. |
19 Госпо́дь на Небеси́ угото́ва Престо́л Свой, и Ца́рство Его все́ми облада́ет. | 19 Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает. |
20 Благослови́те Го́спода вси Ангели Его, си́льнии кре́постию, творя́щии сло́во Его, услы́шати глас слове́с Его. | 20 Благословите Господа, <�все> Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его; |
21 Благослови́те Го́спода вся си́лы Его, слуги́ Его, творя́щии во́лю Его. | 21 благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его; |
22 Благослови́те Го́спода вся дела́ Его, на вся́ком ме́сте влады́чества Его, благослови́, душе́ моя́, Го́спода. | 22 благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа! |
Слава:
Поделиться:
Особенности
Вместе со следующим, 103 псалмом, посвященным действию Божия промысла среди стихий материального мира, природы, премудро созданной Творцом, 102 именуется «парным», так как два гимна дополняют друг друга по смыслу, содержанию. Всего же «парных» песнопений, объединенных общей идеей, в Псалтири насчитывается шесть.
Царь Давид
Кроме того, текст песнопения содержит некоторые выражения, малопонятные современному человеку. Так, например, здесь говорится о том, что благодаря Благодати «обновится, яко орля, юность твоя». Во времена св. Давида считалось, что:
- орел – единственная из птиц, кто взлетает к самому солнцу;
- многие полагали, что светило обновляет его, возвращая молодость.
Именно так следует понимать слова пророка: речь идет о духовном обновлении, новой жизни верующего, которую он получает от Бога.
Толкование христианского псалма 102 для православных верующих
Комментарий 1
Во всех канонических Библиях: еврейской, латинской и православной, тексты псалмов 102 и 103 названы парными, поскольку их смысл последовательно дополняет друг друга. Оба они написаны псалмопевцем и царем Давидом, и, несмотря на то, что точное время их написания определить невозможно, возвышенное содержание псалмов позволяет предположить, что их строки появились на свет в один из спокойных периодов его жизни. Текст 102 псалма представляет собой торжественный гимн, восхваляющий Бога и перечисляющий Его милости и щедроты.
Православный псалом 102 в помощь болящему человеку
Православный текст 102 христианского псалма прекрасно знает каждый верующий человек: он поется каждое воскресенье в начале Божественной Литургии. Это не удивительно: пожалуй, нет в псалтири других песен, настолько пронизанных праздничным и торжественным настроением. Автор 102 псалма призывает всех, живущих и на земле, и на небе (Ангелов) хвалить и благословить Господа, помня о Его величии и вечности и скоротечности собственной жизни – это делает гимн по-настоящему трогательным и радостным. Читать и слушать 102 псалом в православии принято о людях, страдающих от самых различных болезней, чтобы Бог исцелил их.
Слушать на видео православную молитву псалом 102 на русском языке
Читать православный текст молитвы псалом 102 на русском языке
Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя. Господь творит правду и суд всем обиженным. Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым — дела Свои. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть. Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его. Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их. Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает. Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его; благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его; благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!
Православный Псалтырь, текст псалма 102 на церковно славянском языке
Благослови, душе моя, Господа, и вся внутрeнняя моя, имя святое eго; благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаянiй eго; очищающаго вся беззаконiя твоя, изцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истленiя живот твой, венчающаго тя милостiю и щедротами, исполняющаго во благих желанiе твое; обновится яко oрля юность твоя. Творяй милостыни Господь и судбу всем обидимым. Сказа пути своя моисеови, сыновом Израилeвым хотенiя своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца прогневается, ниже во век враждует; не по беззаконieм нашым сотворил eсть нам, ниже по грехом нашым воздал eсть нам. Яко по высоте небесней от земли, утвердил eсть Господь милость свою на боящихся eго; eлико отстоят востоцы от запад, удалил eсть от нас беззаконiя наша. Якоже щедрит oтец сыны, ущедри Господь боящихся eго. Яко той позна созданiе наше, помяну, яко персть eсмы. Человек, яко трава днiе eго, яко цвет селный, тако оцветет; яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся eго, и правда eго на сынех сынов, хранящих завет eго и помнящих заповеди eго творити я. Господь на небеси уготова престол свой, и цартво eго всеми обладает. Благословите Господа, вси ангели eго, сильнiи крепостiю, творящiи слово eго, услышати глас словес eго. Благословите Господа, вся силы eго, слуги eго, творящiи волю eго. Благословите Господа, вся дела eго на всяком месте владычества eго; благослови, душе моя, Господа.
Краткое толкование
Святые отцы видят у этого гимна по крайней мере несколько смыслов:
- буквально-исторический; ведь песнопение написано, как благодарность св. Давида за многие Божии благодеяния;
- пророческий, относящийся ко временам избавления иудеев от Вавилонского плена – спустя около 500 лет после Давида; на это обращает внимание, например, св. Феодорит Кирский, именно так понимающий слова «избавляющий от истления живот твой»;
- наконец, слова гимна относятся к христианской жизни; например выражение «венчающего тя милостию и щедротами» понимается святыми отцами как провозвестие пришествия Мессии, когда человек будет освобожден от греха, помилован.
В каких случаях его читают
102-й находится в составе 14 кафизмы (части) Псалтири. Она начинается с покаянного 101 псалма, названного «молитвой убогого, когда унывает он и пред Господом изливает моление свое», а продолжается гимнами, восхваляющими Творца, благодарственными песнопениями, славящими Его за помилование людей.
Именно поэтому всю кафизму полезно читать во время уныния, нахождения помыслов маловерия.
Отдельно 102-й читают, желая возблагодарить Господа, или попытаться глубже понять, какие милости Он изливает человеческой душе. Полезно также прочитывать его вместе с «парным» 103-м, восхваляющим красоту Божия мира.
Об указателе псалмов святого Арсения Каппадокийского
Святой жил на рубеже XIX-XX вв. в области Каппадокия, давшей миру множество угодников Божиих: здесь родились свтт. Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский. А сам прп. Арсений крестил будущего угодника Божия, также Арсения, во иночестве – Паисия, ныне прославленного старца Паисия Святогорца.
Указатель, составленный прп. Арсением к Псалтири – по сути, краткий комментарий к каждому из 150 ее гимнов, совет, при каком случае верующему приличествует читать каждый из них. Для 102-го здесь дается такое весьма неожиданное указание: читать, «да поможет Господь женщине, страдающей женской немощью».
Подобный подход вызывает различные оценки, а иных сильно смущает то, что, как пишут издатели этого творения прп. Арсения, «псалмопевец не вкладывал в псалмы тех мыслей и прошений, которые указывает прп. Арсений».
Например, священник Георгий Белодуров на одном из православных форумов 11 сентября 2005 г. пишет об этом:
«Данный список мне кажется в значительной степени нелепым. Особенно если брать его «вкупе». Впрочем у старцев бывали и чудачества. Что не должно быть поводом для каких-либо инсинуаций в их адрес».
С другой стороны, многие христиане благодарны прп. Арсению за подобные указания, позволяющие найти песнопение, соответствующее их душевному состоянию. Одним словом, читать ли Псалтирь по рекомендациям святого, каждый решает применительно к своим обстоятельствам.
Многие, читающие песнопения царя Давида, опытно знают – они, написанные человеком, на самом деле – творение двоих, святого и Духа Божия. Именно поэтому столь велика, практически неисчерпаема глубина этих слов, которые хочется читать снова и снова.
Наталья Сазонова
Содержание псалма
Если судить по тесту псалма 102, то он несколько отличается от других. Поскольку в нем Давид исключительно восхваляет Всевышнего, Его величие. Сравнивая данный текст с другими, становится очевидной одна важная деталь: при его написании автор был совершенно спокоен. Подобное наталкивает на мысль, что автор написал текст во время своего мирного правления.
Как известно, правитель долгие годы прожил, имея нескольких жен. Проще говоря, у него был целый гарем. В те годы подобное не считалось чем-то странным для правителей. Но все же многие священники упрекали царя в том, что он категорически отказывается распустить гарем. И для этого имелась серьезная причина. Дети Давида враждовали между собой. Каждый из них мечтал занять трон отца.
Данное обстоятельство сильно омрачало жизнь Давида. Ведь он на самом деле был сильно привязан к своим детям. Доказательством того служит и его трепетное отношение к сыну по имени Авессалом. Именно этот отрок предал его первым.
Юноша, который пользовался авторитетом среди придворных, а также был любимцем простого люда, поднял восстание против отца. Из-за этого Давид был вынужден покинуть Израиль и скитаться вместе с преданными воинами. Вернувшись в свою страну, Давид сумел подавить восстание и вернуть себе власть. Своего сына он простил и дал приказ воинам вернуть его в замок. Однако Авессалом, опасаясь гнева отца, сбежал. Во время побега он погиб. Известие о гибели сына стало для правителя сильным ударом.
Возвращаясь к обсуждению текста псалма 102, необходимо отметить, что в нем нет абсолютно никаких намеков на душевные страдания автора. Именно поэтому служители церкви тоже склонны полагать, что он был написан в мирное время, когда правитель получил редкую возможность рассуждать о смысле жизни и величии Господа. То есть, если отвечать на вопрос, для чего читают данный псалом, то можно сказать, что для успокоения души и воспевания силы Всевышнего.
Если опираться на исторические факты, то мирное время пришло в Израиль уже на заре правления Давида. Отсюда следует вывод, что и псалом 102 мог быть написан царем в глубокой старости. То есть, отвечая на вопрос, для чего читают данный псалом, можно сказать, что для успокоения души и воспевания силы Всевышнего.
Молитва
Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и вся́ вну́тренняя моя́, и́мя свято́е Его́:
благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и не забыва́й всѣ́хъ воздая́нiй Его́:
очища́ющаго вся́ беззако́нiя твоя́, изцѣля́ющаго вся́ неду́ги твоя́,
избавля́ющаго от истлѣ́нiя живо́тъ тво́й, вѣнча́ющаго тя́ ми́лостiю и щедро́тами,
исполня́ющаго во благи́хъ жела́нiе твое́: обнови́тся я́ко о́рля ю́ность твоя́.
Творя́й ми́лостыни Госпо́дь и судьбу́ всѣ́мъ оби́димымъ.
Сказа́ пути́ Своя́ Моисе́ови, сыново́мъ Изра́илевымъ хотѣ́нiя Своя́.
Ще́дръ и ми́лостивъ Госпо́дь, долготерпѣли́въ и многоми́лостивъ.
Не до конца́ прогнѣ́вается, ниже́ во вѣ́къ вражду́етъ:
не по беззако́ниемъ на́шымъ сотвори́лъ е́сть на́мъ, ниже́ по грѣхо́мъ на́шымъ возда́лъ е́сть на́мъ.
Я́ко по высотѣ́ небе́снѣй от земли́, утверди́лъ е́сть Госпо́дь ми́лость Свою́ на боя́щихся Его́:
ели́ко отстоя́тъ восто́цы от за́падъ, уда́лилъ е́сть от на́съ беззако́нiя на́ша.
Я́коже ще́дритъ оте́цъ сы́ны, уще́дри Госпо́дь боя́щихся Его́.
Я́ко То́й позна́ созда́нiе на́ше, помяну́, я́ко пе́рсть есмы́.
Человѣ́къ, я́ко трава́ дні́е его́, я́ко цвѣ́тъ се́лный, та́ко оцвѣте́тъ:
я́ко ду́хъ про́йде въ не́мъ, и не бу́детъ, и не позна́етъ ктому́ мѣ́ста своего́.
Ми́лость же Госпо́дня от вѣ́ка и до вѣ́ка на боя́щихся Его́,
и пра́вда Его́ на сынѣ́хъ сыно́въ, храня́щихъ завѣ́тъ Его́ и по́мнящихъ за́повѣди Его́ твори́ти я́.
Госпо́дь на небеси́ угото́ва престо́лъ Сво́й, и ца́рство Его́ всѣ́ми облада́етъ.
Благослови́те Го́спода, вси́ А́нгели Его́, си́льнiи крѣ́постiю, творя́щiи сло́во Его́, услы́шати гла́съ слове́съ Его́.
Благослови́те Го́спода, вся́ си́лы Его́, слуги́ Его́, творя́щiи во́лю Его́.
Благослови́те Го́спода, вся́ дѣла́ Его́ на вся́комъ мѣ́стѣ влады́чества Его́: благослови́, душе́ моя́, Го́спода.