Те, кто регулярно ходят на богослужения, знают его едва ли не наизусть. Ведь он звучит во время литургии, а вечером – когда читается Шестопсалмие, особые богослужебные гимны, как бы суд Божий о каждой человеческой душе.
Коротко о Псалтири
Автор большинства богослужебных гимнов, которые содержит книга – величайший из царей иудейских, предок Иисуса Христа по плоти, Давид. Кротчайший, смиреннейший, он прожил многотрудную жизнь, пережил гонения – сначала от царя Саула, после – от собственного сына. Не раз скитался, был на волосок от смерти – но всякий раз был спасаем Господом. Написанные им песнопения – размышления человеческой души о грехе, покаянии, скорбь о немощах, радость о прощении. Они так созвучны человеческой душе, что издавна псалмы – песнопения, предназначенные для богослужения – пели или читали также во время домашней молитвы.
Давид отрезает часть верхнего одеяния у Саула
Кроме того, Псалтирь, написанная в Духе Святом – еще пророческая книга, содержащая не только размышления о душе человеческой, но – предзнаменования событий времени Воплощения Христа.
Автор и время написания
Большая часть Псалтири написана древним израильским царем по имени Давид. Он положил начало целому роду великих патриархов — его сыном был известный Соломон, построивший Храм. Именно потомком Давида (по материнской линии) стал Иисус Христос. Скончался великий правитель около 965 г. до н. э.
Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
Несмотря на то, что Господь произвольно избрал скромного пастуха на роль иудейского лидера, его жизнь нельзя назвать спокойной. Однако, псалом 102, вероятно, был написан в период затишья. В эти дни у царствующего Давида была возможность для того, чтобы поразмышлять о величии Божием. Скорей всего, это отрезок его жизни перед тем, как бразды правления были переданы в руки Соломона.
Когда и кто написал Псалом 102?
Подобно большинству гимнов, он также создан царем Давидом – примерно за 1000 лет до Рождества Христова. Текст его переведен на славянский язык с IX в., когда над этим работали свв. Кирилл и Мефодий с учениками. Таким образом, иудейскому тексту всем известного песнопения более 3000 лет, славянскому, звучащему сейчас за службами – более 1000.
Обстоятельства, а также точное время написания песнопения, не установлены, однако, библеисты полагают, что оно написано во время спокойствия, благоденствия царства Израиля. Оно, однако, побуждало св. Давида не к расслабленности или «почиванию на лаврах», но к сугубому благодарению Господа за Его милости.
Текст псалма 102
Церковнославянский вариант молитвы считается каноническим, поэтому его и исполняют в церквях во время богослужений. Для личного обращения к Богу этот текст используют те, кто стремится достичь максимального приближения к Нему.
Не все миряне обучены церковнославянскому. Тем, у кого нет специальной подготовки, рекомендуется читать псалом 102 на русском языке. В таком виде его содержание легче воспринимается, а значит, смысл произведение становится более понятным.
С ударениями на церковнославянском языке
На русском языке
Основная тема
Шаг за шагом песнопевец прослеживает, как действует Божия благодать на человека:
- говорит, что Господа, сотворившего человека как единство души с телом, восхваляет не только дух, но также «вся внутренняя» молящегося;
«Точно! – восклицает по этому поводу свт. Игнатий (Брянчанинов), опытно знавший это состояние, – При обильном действии молитвы Иисусовой все силы души, самое тело, принимают участие в ней».
- по слову св. Давида, Господь очищает грехи кающегося Ему человека, исцеляет его болезни, душевные, телесные;
- при этом все грехопадения людей – ничто пред Его милостью: «не по беззаконием нашым сотворил есть нам, ниже по грехом нашым воздал есть нам»; все это – потому, что Бог относится к людям так, как родитель – к детям, принимая их со всеми немощами, лишь бы человек показал только желание измениться – «якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его»;
- прощение Его – совершенно, абсолютно; «беззакония» человека отныне отстоят от него «елика отстоят востоцы от запад», то есть не приближаются к нему, как нельзя приблизить запад к востоку, ведь это две противоположные стороны света.
Таков Господь – как для людей, так для мира Ангелов. Не случайно пророк заключает песнопение словами:
«Благословите Господа, вси ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его.Благословите Господа, вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его.Благословите Господа, вся дела Его на всяком месте владычества Его…»
Особенности
Вместе со следующим, 103 псалмом, посвященным действию Божия промысла среди стихий материального мира, природы, премудро созданной Творцом, 102 именуется «парным», так как два гимна дополняют друг друга по смыслу, содержанию. Всего же «парных» песнопений, объединенных общей идеей, в Псалтири насчитывается шесть.
Царь Давид
Кроме того, текст песнопения содержит некоторые выражения, малопонятные современному человеку. Так, например, здесь говорится о том, что благодаря Благодати «обновится, яко орля, юность твоя». Во времена св. Давида считалось, что:
- орел – единственная из птиц, кто взлетает к самому солнцу;
- многие полагали, что светило обновляет его, возвращая молодость.
Именно так следует понимать слова пророка: речь идет о духовном обновлении, новой жизни верующего, которую он получает от Бога.
История греха царя Давида
Родители сумели воспитать его достойным человеком, который был предан правителю. Служил ему верой и правдой, а также почитал Господа. Когда предыдущий правитель скончался, именно он занял трон. Его посчитали божьим помазанником. После кончины Саула, который правил страной достаточно долго, многие обрадовались тому, что новым правителем станет его бывший слуга. Поскольку все прекрасно знали, что Давид обладает более мягким характером, он не вспыльчив, почитает веру.
По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Скачайте бесплатно: Православный календарь 2022 (доступно на Android)
Примечательно, что именно во время его правления церковь получила особую власть. Если раньше представители дворянства чувствовали себя вольготно, то после смены царя ситуация изменилась. Давид полностью подчинил светскую жизнь духовной. Кроме того, именно он отменил жертвоприношения.
Мужчина был уверен, что никакие кровавые жертвы не могут угодить Господу. Ведь каждое творение он создавал с любовью. Следовательно, убийство не должно поощряться. Поначалу данная реформа вызвала огромный резонанс. Некоторые даже посчитали, что произойдет бунт и правителя свергнут. Однако ничего подобного не произошло. Постепенно люди свыклись с мыслью, что жертвоприношения действительно являются неправильными. Более того, они все же осознали, что подобные ритуалы и вовсе не могут иметь ничего общего с христианством. Как известно, подобным промышляли еретики.
Давид был по-настоящему мудрым правителем. Под его руководством страна начала процветать. Однако, как и любой другой человек, он имел склонность к грехопадению. С самого начала пророков беспокоило то обстоятельство, что Давид категорически отказался распустить свой гарем. Хотя его и предупреждали о том, что доблестный христианин не может иметь много жен. Но к подобным советам монарх оставался глух. Он слишком сильно любил женщин. Причем всех. Подобная любвеобильность рано или поздно, но должна была стать причиной совершения греха. Именно так и произошло.
Встреча с девушкой
Однажды, прогуливаясь по саду, царь заметил купающуюся девушку. Она была настолько прекрасной, что мужчина сразу в нее влюбился. Он приказал своим слугам немедленно доставить ее во дворец. Когда они выполнили приказ, то стало очевидно, что царю понравилась не совсем обычная женщина. Ее во дворце хорошо знали. Поскольку Вирсавия приходилась женой одному очень известному воеводе, который был предан царю.
Долгие годы он сражался ради него и никогда не перечил ему, выполнял каждый приказ. Вот только свою жену он категорически отказывался приводить во дворец, поскольку понимал, что она слишком красива и может спровоцировать других мужчин. И сам царь его поддерживал. Он твердил, что красивую жену нужно держать подальше от мужчин.
Совершение ужасного греха
Но даже когда стало понятно, что девушка замужем, это не остановило царя. Он сделал ее своей наложницей. Через несколько месяцев стало понятно, что девушка не может вернуться к мужу, поскольку забеременела от Давида. Тогда в голове царя созрел план.
Он приказал своим верным слугам избавиться от мужа Вирсавии, который в то время был на поле битвы. Преданный собственными товарищами, Урия был убит вражеским войском. А Давид взял Вирсавию в жены. Таким образом он решил скрыть свой грех прелюбодеяния и убийства другого человека. Конечно, не он лишил Урию жизни. Однако это сделали именно по его приказу. Таким образом, можно утверждать, что царь совершил два греха:
- прелюбодеяние – зная, что женщина является чьей-то женой, он все же захотел взять ее силой и оставить в гареме;
- предательство – Урия был преданным человеком, который верой и правдой служил царю. Он даже не подозревал, что именно тот совершил за его спиной.
Вот только Господь знал о том, какой великий грех совершил правитель. Именно поэтому он наслал на его род проклятие. Сам царь превратился в немощного старика, тело которого покрывали язвы, а в замке начался бунт. Его собственные сыновья начали сражаться друг с другом за трон. Когда начались подобные несчастья, Давид осознал, какой великий грех он совершил. И при этом пообещал при жизни его искупить.
С тех пор он начал вести праведный образ жизни. Более того, он даже написал огромное количество псалмов и молитв. Как уже упоминалось выше, наиболее известным является 102 псалом.
Краткое толкование
Святые отцы видят у этого гимна по крайней мере несколько смыслов:
- буквально-исторический; ведь песнопение написано, как благодарность св. Давида за многие Божии благодеяния;
- пророческий, относящийся ко временам избавления иудеев от Вавилонского плена – спустя около 500 лет после Давида; на это обращает внимание, например, св. Феодорит Кирский, именно так понимающий слова «избавляющий от истления живот твой»;
- наконец, слова гимна относятся к христианской жизни; например выражение «венчающего тя милостию и щедротами» понимается святыми отцами как провозвестие пришествия Мессии, когда человек будет освобожден от греха, помилован.
В каких случаях его читают
102-й находится в составе 14 кафизмы (части) Псалтири. Она начинается с покаянного 101 псалма, названного «молитвой убогого, когда унывает он и пред Господом изливает моление свое», а продолжается гимнами, восхваляющими Творца, благодарственными песнопениями, славящими Его за помилование людей.
Именно поэтому всю кафизму полезно читать во время уныния, нахождения помыслов маловерия.
Отдельно 102-й читают, желая возблагодарить Господа, или попытаться глубже понять, какие милости Он изливает человеческой душе. Полезно также прочитывать его вместе с «парным» 103-м, восхваляющим красоту Божия мира.
Об указателе псалмов святого Арсения Каппадокийского
Святой жил на рубеже XIX-XX вв. в области Каппадокия, давшей миру множество угодников Божиих: здесь родились свтт. Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский. А сам прп. Арсений крестил будущего угодника Божия, также Арсения, во иночестве – Паисия, ныне прославленного старца Паисия Святогорца.
Указатель, составленный прп. Арсением к Псалтири – по сути, краткий комментарий к каждому из 150 ее гимнов, совет, при каком случае верующему приличествует читать каждый из них. Для 102-го здесь дается такое весьма неожиданное указание: читать, «да поможет Господь женщине, страдающей женской немощью».
Подобный подход вызывает различные оценки, а иных сильно смущает то, что, как пишут издатели этого творения прп. Арсения, «псалмопевец не вкладывал в псалмы тех мыслей и прошений, которые указывает прп. Арсений».
Например, священник Георгий Белодуров на одном из православных форумов 11 сентября 2005 г. пишет об этом:
«Данный список мне кажется в значительной степени нелепым. Особенно если брать его «вкупе». Впрочем у старцев бывали и чудачества. Что не должно быть поводом для каких-либо инсинуаций в их адрес».
С другой стороны, многие христиане благодарны прп. Арсению за подобные указания, позволяющие найти песнопение, соответствующее их душевному состоянию. Одним словом, читать ли Псалтирь по рекомендациям святого, каждый решает применительно к своим обстоятельствам.
Многие, читающие песнопения царя Давида, опытно знают – они, написанные человеком, на самом деле – творение двоих, святого и Духа Божия. Именно поэтому столь велика, практически неисчерпаема глубина этих слов, которые хочется читать снова и снова.
Наталья Сазонова
Значение псалма
Большинство текстов составлено царем Давидом, а небольшая часть последователями Асафом, Соломон сыном Давида, Моисей и другими. Царь Давид был грешным как все люди на земле, он возжелал жену своего подданного, о чем раскаивался в пятидесятом псалме. Наверно именно поэтому осознание греховности своих поступков явилось причиной написания 102 текста и его прекрасного музыкального исполнения.
Псалтырь включает сто пятьдесят текстов и в середине девятого века братьями Кириллом и Мефодием был переведен на старославянский язык. Устав православной церкви указывает деление псалтыря на двадцать разделов, которые называются кафизмами.
Считается, что пение псалма озаряет любовью, укрепляет дух, влияет на судьбу, помогает решить жизненные вопросы. Мелодичное исполнение с напевностью успокаивает души и дает умиротворение.
Лучшая статья для Вас, переходите: Псалом 121 об исцелении от сглаза
Текст 102 Псалтыря знает каждый православный верующий, он поется по воскресениям в начале утренней службы в церкви. Песнопение псалма праздничное и торжественное. Царь Давид призывает всех живущих на земле и на небе хвалить Бога, помня о его вечности и о быстротечности земной жизни. Читать псалом Давида «Благослови душа моя Господа» следует людям, страдающим любыми заболеваниями, особенно женщинам при гинекологических болезнях, а также для славного и богатого родового древа.
В тексте акцентируется внимание на воздаяния Бога:
- очищение грехов;
- врачевание немощи;
- избавление жизни от тления;
- о человеколюбие и щедрости Господа;
- в каждом человеке имеется частица Бога.
Автор также указывает на воскресение после смерти и приводит сравнение с высокопарной и царственной птицей орлом, который, не закрывая глаз, может смотреть на солнечное сияние. Также сравнивает человека с травой и цветом, который отцветет, а дух остается. Бог милостив, утверждает Давид, хотя Адам и Ева разгневали его, но конца он не распространяет свою силу, потому что понимает, что человечество его творение. Верующий народ и посвятивший себя песнопению будет в одинаковом положении с ангелами, служение которых Господу состоит в восхвалении.
Молитва
Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и вся́ вну́тренняя моя́, и́мя свято́е Его́:
благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и не забыва́й всѣ́хъ воздая́нiй Его́:
очища́ющаго вся́ беззако́нiя твоя́, изцѣля́ющаго вся́ неду́ги твоя́,
избавля́ющаго от истлѣ́нiя живо́тъ тво́й, вѣнча́ющаго тя́ ми́лостiю и щедро́тами,
исполня́ющаго во благи́хъ жела́нiе твое́: обнови́тся я́ко о́рля ю́ность твоя́.
Творя́й ми́лостыни Госпо́дь и судьбу́ всѣ́мъ оби́димымъ.
Сказа́ пути́ Своя́ Моисе́ови, сыново́мъ Изра́илевымъ хотѣ́нiя Своя́.
Ще́дръ и ми́лостивъ Госпо́дь, долготерпѣли́въ и многоми́лостивъ.
Не до конца́ прогнѣ́вается, ниже́ во вѣ́къ вражду́етъ:
не по беззако́ниемъ на́шымъ сотвори́лъ е́сть на́мъ, ниже́ по грѣхо́мъ на́шымъ возда́лъ е́сть на́мъ.
Я́ко по высотѣ́ небе́снѣй от земли́, утверди́лъ е́сть Госпо́дь ми́лость Свою́ на боя́щихся Его́:
ели́ко отстоя́тъ восто́цы от за́падъ, уда́лилъ е́сть от на́съ беззако́нiя на́ша.
Я́коже ще́дритъ оте́цъ сы́ны, уще́дри Госпо́дь боя́щихся Его́.
Я́ко То́й позна́ созда́нiе на́ше, помяну́, я́ко пе́рсть есмы́.
Человѣ́къ, я́ко трава́ дні́е его́, я́ко цвѣ́тъ се́лный, та́ко оцвѣте́тъ:
я́ко ду́хъ про́йде въ не́мъ, и не бу́детъ, и не позна́етъ ктому́ мѣ́ста своего́.
Ми́лость же Госпо́дня от вѣ́ка и до вѣ́ка на боя́щихся Его́,
и пра́вда Его́ на сынѣ́хъ сыно́въ, храня́щихъ завѣ́тъ Его́ и по́мнящихъ за́повѣди Его́ твори́ти я́.
Госпо́дь на небеси́ угото́ва престо́лъ Сво́й, и ца́рство Его́ всѣ́ми облада́етъ.
Благослови́те Го́спода, вси́ А́нгели Его́, си́льнiи крѣ́постiю, творя́щiи сло́во Его́, услы́шати гла́съ слове́съ Его́.
Благослови́те Го́спода, вся́ си́лы Его́, слуги́ Его́, творя́щiи во́лю Его́.
Благослови́те Го́спода, вся́ дѣла́ Его́ на вся́комъ мѣ́стѣ влады́чества Его́: благослови́, душе́ моя́, Го́спода.