Патриарх Тихон умер в 1925 году. Его похоронили в Малом соборе московского Донского монастыря, пишет pravoslavie.ru. А через какое-то время нашлись люди, которые сообщили, что тело патриарха тайно вывезли из монастыря.
Издание pravmir.ru приводит слова археолога Сергея Беляева:
«Все были уверены, что место, которое <�…> обозначено как могила, — это не что иное, как просто обозначение места, где патриарх был когда-то погребен. Потому что были свидетели того, как в одну из зимних ночей в начале 30-х годов <�…> в сторону крематория отъехали сани с гробом».
Верующие были почти уверены, что тело патриарха Тихона уничтожили, а не просто перевезли в другое место. Ведь деятельность патриарха шла вразрез с интересами советской власти. В номере «Известий» от 28 марта 1922 года он открывал список врагов народа «со всем своим церковным собором».
Зима. Религия.
Михаил Хаустов
Отношения патриарха Тихона и советской власти
В 1918 году патриарх написал послание ко всем православным, где предал анафеме (проклял) безбожников. Он запретил тем, кто участвует в гонениях на веру, участвовать в церковных таинствах. Патриарх Тихон заявил, что за жестокие поступки они подлежат «огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей — земной».
Когда началась кампанию по уничтожению мощей православных святых, патриарх обращался с заявлениями к Ленину и Калинину. По его словам, такое обращение со святынями не только оскорбляло религиозные чувства верующих, но и нарушало Конституцию РСФСР.
В 1922 году, когда в стране начался страшный голод, патриарх Московский Тихон разрешил храмам жертвовать для помощи голодающим церковные ценности (кроме тех, которые нужны на богослужениях). Через некоторое время власти приняли постановление о том, чтобы любые церковные ценности изымались принудительно. Патриарх публично высказался против изъятия освященных предметов. После этого против него завели дело, главу церкви посадили под домашний арест. Он находился в заточении около года, пишет portal-slovo.ru.
Церковь. Молитва.
СС0
«Церковники мешают строить коммунизм»
Настоятель Богоявленского собора протоиерей Николай Карасёв скончался через месяц после проведения освидетельствования мощей, когда новая «антимощейная» кампания только набирала обороты. Говорят, не выдержало сердце. Ему хватило и первых раскатов грома.
В полной мере антирелигиозная стихия разгулялась по Орлу в 1960 году. Ключарь собора протоиерей Алексий Беляев попал в эпицентр сразу двух скандалов. 1 мая во время Крещения полуторамесячного младенца, которое совершал отец Алексий, случилась трагедия. Крещаемый (Серёжа Сиротин) умер. Газета «Орловская правда» откликнулась на это событие разгромной публикацией «Убийство во имя бога». Но ни правоохранительные органы, ни священноначалие не нашли вины священника. Однако после раскрутки истории с мощами святителя Тихона и новых публикаций в прессе протоиерею Алексию Беляеву пришлось покинуть Орловскую епархию и искать места во Владимирской области. Он не был запрещён в служении и, тем более, не снял сана.
В эпоху хрущёвских гонений на Церковь наблюдалось такое явление, которое метко назвали «парадом ренегатов». Были свои ренегаты и в Орле. Василий Околович, прослуживший в Богоявленском соборе с 1942 по 1959 года, заявил, что в храме есть просто кости и «нет никакой гарантии, что кости эти принадлежат именно скелету Тихона. Такие кости можно найти в любой могиле»[8]. И вообще, по словам бывшего священника, «эта бутафория была сделана лишь в целях личного обогащения духовных лиц»[9].
Корреспонденты «Орловской правды» В. Бакаев и И. Михайлов написали большую статью «Ложь, шитая белыми нитками». Они призывали вспомнить распоряжение рабоче-крестьянского правительства от 1920 года и «на основании настойчивого требования трудящихся» предложили передать мощи в музей.
Статья орловских авторов была перепечатана в задонской районной газете «За победу коммунизма». Подобные статьи появились в центральной прессе: газете «Советская Россия» и журнале «Крокодил». Не заставили себя ждать и «требования трудящихся».
Бригада коммунистического труда завода тракторных запчастей обратилась с гневным письмом к председателю исполкома Орловского облсовета депутатов. В письме выражен протест против «новых жульнических методов церковных служителей» [10]. «Эти церковники мешают нам работать, строить коммунизм, бороться за мир, – возмущалась бригада, как один человек. – Новая возня с «нетленными» костяшками какого-то Тихона – это злобная попытка церковников дать нам, советским людям, строителям нового общества, бой… Не место этим церковным штучкам в славном, боевом городе Орле! …Вон их из Орла и Орловщины!»[11].
Отреагировал на публикацию в газете и уполномоченный Совета по делам русской православной церкви по Орловской области Н. Зверев. 4 августа 1960 года он просил у московского начальства «указаний о мерах, которые следует применить для ликвидации «мощей»»[12]. Из Москвы ответили: «Вопрос о ликвидации «мощей» Тихона Задонского должны рассматривать местные органы власти. Мы в это дело вмешиваться не должны»[13].
Интерес к мощам проявили работники Орловского краеведческого музея, обратившись к местным светским и церковным властям с просьбой вернуть им этот «экспонат». 23 сентября того же года Н. Зверев, исполняя распоряжение Исполкома Орловского облсовета депутатов трудящихся, передал мощи святителя Тихона директору музея «тов. Кореневой»[14]. О чём и отчитался прокурору Орловской области. В письме же Орловскому епископу Иерониму Зверев напомнил, что разрешения органов советской власти на возвращение мощей из музея в церковь не было.
Таким образом, мощи Задонского святителя, вопреки требованиям бригады коммунистического труда, остались в Орле. Но этот город пришлось покинуть третьему участнику освидетельствования мощей – иерею Владимиру Отту.
Куда пропали мощи патриарха Тихона?
После кончины патриарха Московского Тихон никто из верующих не мог точно сказать, что произошло с телом главы церкви. Вокруг пропажи мощей ходили разные слухи, сообщает pravoslavie.ru
Согласно одной из них, по приказу властей еще в 1927 году тело патриарха Московского Тихона вытащили из могилы и сожгли. По другой версии, монахи тайно перезахоронили тело. Люди предполагали, что мощи покоятся либо на Немецком кладбище в Лефортово (сейчас это Введенское кладбище в Москве), либо в некрополе Донского монастыря.
Снег. Зима.
Михаил Хаустов
Один из общины старца Алексия Московского
Владимир Васильевич Отт принял священный сан в 1953 году. За его спиной было незаконченное высшее образование и два срока заключения (в общей сложности – на 13 лет), которые он полностью отбыл в суровом северном краю. Родившийся в Москве на заре XX века в семье немцев-лютеран будущий исповедник и митрофорный протоиерей Владимир Отт обрел веру и всей душой принял православие уже после разразившейся революции. То есть в то время, когда многие русские люди малодушно отступали от Церкви и испуганно отрекались от Христа.
Владимир Отт духовно возрастал в общине известного московского старца протоиерея Алексия Мечёва, служившего в храме святителя Николая на Маросейке и ныне прославленного в лике святых. После смерти святого праведного Алексия Московского Владимир, нёсший послушание чтеца, окормлялся у сына батюшки – протоиерея Сергия Мечёва. Имя священномученика Сергия так же в наших святцах. В 1929 году власти всерьёз взялись за Маросейскую общину. Арестовали настоятеля. Был арестован и чтец.
Между двумя сроками (с 1933 по 1937 годы) Владимир Отт с супругой Анной и новорождённым сыном жил в Орле. Сюда же он вернулся из лагеря в 1947 году, но поселиться в городе ему запретили. Как бывший заключённый Владимир Васильевич проживал в сельской местности. В 1952 году он потерял горячо любимую жену. А через год – работу, поскольку контора, в которой он трудился, была ликвидирована. Как ни было тяжело отцу Владимиру, но первая потеря не сломила его, а вторая – не опечалила. Лишение гражданской работы он воспринял, как знак того, что наступила пора поработать Господу.
Пока с отца Владимира не была снята судимость, действовал запрет на проживание в областном центре. 30 ноября 1954 года священник дерзнул написать заявление на имя К.Е. Ворошилова, бывшего в тот момент Председателем Президиума Верховного Совета СССР. И 8 октября следующего года Орловский областной суд отменил решение Тройки при НКВД по Орловской области, по приговору которой отец Владимир отсидел в лагерях 10 лет.
В 1958 году епископ перевёл иерея Владимира Отта из села Шахово в Орёл, назначив его настоятелем Афанасьевской церкви. Этот деревянный храм, сгоревший в 1990-е годы, находился на кладбище неподалёку от бывшего Введенского женского монастыря. По мнению насельниц возрождённой обители, священник Владимир Отт был в те годы хранителем местночтимой святыни – Балыкинской иконы Божией Матери.
После истории с мощами святителя Тихона Задонского отец Владимир был отправлен в отпуск с целью поиска нового места служения. Вероятно, вдовый священник размышлял о монашеском постриге, почему и отправился в Глинскую пустынь. Но этот монастырь власти готовили к закрытию, и постриг не состоялся.
Гонимого священника принял в свою епархию Курский архиерей Леонид (Поляков). Владыка предупредил, что не сможет пока дать отцу Владимиру место в городском храме, и вынужден спрятать его в село. Так в 1960 году батюшка оказался настоятелем храма Знаменской иконы Божией Матери в селе Жуково близ Старого Оскола. А через год, когда слегка утихли страсти, священник Владимир Отт стал настоятелем Ильинского храма слободы Ездоцкой, которая вскоре вошла в черту города Старый Оскол. Здесь батюшка и упокоился через 30 лет «в старости мастите», встретив свой 91-й день рождения.
Как удалось найти мощи патриарха?
В 1989 году на Архиерейском соборе патриарха Тихона канонизировали (причислили к лику святых). Но даже приняв такое решение, церковные иерархи не поднимали вопроса о святых мощах патриарха.
В 1991 году в Малом соборе Донского монастыря произошел пожар. Внутрь храма забросили бутылку с зажигательной смесью. Храм серьезно пострадал от огня, пришлось вскрыть большую часть пола. И там, на дне склепа, нашли дубовый гроб с мраморной табличкой, на которой было написано: «Патриарх Московский и всея России Тихон».
22 февраля в Донской монастырь приехали представители Святейшего Синода, состоялось торжественное обретение мощей: гроб подняли из склепа и поставили в храме, пишет moseparh.ru. Еще через несколько дней архиепископ с помощником омыли мощи и переодели.
Сейчас верующие могут поклониться мощам патриарха Московского Тихона в Большом соборе Донского монастыря, уточняет «Фома».
Мощи святителя Тихона
Глава из книги «“Несвятые святые” и другие рассказы»
Обретение мощей патриарха Тихона в Донском монастыре
Одной из загадок церковной жизни в советские времена была судьба мощей святого Патриарха Тихона, похороненного в 1925 году в Малом соборе московского Донского монастыря. В 1946 году на панихиде у его гробницы митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) с грустью произнес: «Мы молились сейчас только над могилой Святейшего. Тела его здесь нет».
Для подобной уверенности были все основания. То, что останки Патриарха Тихона могли быть уничтожены, никого не удивляло: если православные относились к почившему главе Русской Церкви как к святому, то ненависть к нему со стороны большевиков была исключительной даже на фоне остервенелого советского богоборчества. В списке врагов советской власти, опубликованном в одном из номеров газеты «Известия», Патриарх Тихон значился под номером один.
По слухам, в 1927 году, после закрытия Донского монастыря, власти, опасаясь, что мощи Патриарха станут предметом поклонения, извлекли его гроб из могилы и сожгли в крематории. По другим сведениям, останки Святейшего были тайно вывезены монахами и упокоены на Немецком кладбище в Лефортове. Сторонники третьей версии утверждали: понимая, что власти могут надругаться над останками Патриарха, монахи вскоре после погребения перезахоронили их где-то в некрополе Донского монастыря.
Эти предположения переросли в настоящую убежденность, когда в 1932 году предводитель поддерживаемых советской властью церковных раскольников‑обновленцев «митрополит» Александр Введенский вдруг появился перед своими почитателями в архиерейских одеждах, в которых москвичи сразу узнали драгоценные облачения, сшитые специально для Патриарха Тихона на знаменитой фабрике купцов братьев Оловянишниковых. В них же Патриарха Тихона и хоронили.
И все же надежда, что мощи любимого всей Церковью Патриарха однажды будут найдены, оставалась.
***
Когда стала возрождаться монашеская жизнь в Донском монастыре, одной из первых просьб, с которой немногочисленная тогда братия обители обратилась к своему настоятелю Патриарху Алексию II, было прошение о поисках мощей святителя Тихона. Святейший с радостью благословил нас на эти труды. Если бы мы тогда знали, с какими происшествиями это будет связано и как прекрасно все закончится!
Вскоре представилась удобная возможность. Начался ремонт в Малом соборе Донского монастыря. Храм закрыли на несколько месяцев, и в это время как раз бы и начать поиски… но под разными предлогами они откладывались, и вот ремонт был уже завершен. В храме возобновились службы, время оказалось упущенным. А если сказать честно, патриаршим благословением мы тогда легкомысленно и весьма глупо пренебрегли, ссылаясь на разные «причины и обстоятельства». За что и поплатились. Причем очень скоро. Хотя, как и всегда, Господь сами наши ошибки управил к общему вразумлению и к торжеству Своего верного святого новомученика Патриарха Тихона.
Был ноябрь 1991 года. Наместник, архимандрит Агафодор, закончив с ремонтом, отправился в служебную поездку и оставил меня в монастыре за старшего. Забот было не особенно много, если бы не досадный конфликт с какими-то странными людьми, свалившимися на наши головы. Они представлялись священниками и мирянами Русской Зарубежной Церкви, хотя никакого отношения к ней, как впоследствии выяснилось, не имели. Со скандалами и бесчинствами они во что бы то ни стало пытались устроить в монастыре свои богослужения без благословения Патриарха. Мы уговаривали, увещевали их как могли и наконец, поняв, что ничто не помогает, решительно выставили незваных гостей за ограду. Но те затаили злобу.
18 ноября отмечался день, когда в 1917 году на Поместном Соборе святителя Тихона избрали Патриархом Всероссийским (на него, одного из трех кандидатов, пал тогда жребий). Я прихворнул, но все же служил в тот день литургию, а потом и панихиду: это была еще и годовщина смерти отца Рафаила (Огородникова). Вообще 18 ноября — для меня какая-то необычайная дата. В 1988 году в этот день разбился отец Рафаил, а в 1993‑м умерла Валентина Павловна Коновалова, «московская купчиха», духовная дочь отца Иоанна. История, о которой я рассказываю, тоже произошла 18 ноября. Но это к слову.
На литургии я впервые в своей священнической жизни заготавливал запасные Святые Дары для причащения больных. Хотя по церковным правилам это делается в Великий Четверг, но накануне ночью ко мне приехал мой друг, скульптор Вячеслав Михайлович Клыков, с просьбой срочно причастить и соборовать заболевшего знакомого. Однако выяснилось, что в нашем храме запасных Святых Даров нет: их, оказывается, никогда здесь и не готовили.
Слава Богу, с приятелем Клыкова все обошлось благополучно. Ночью я соборовал его, а наутро больного причастил священник из другого храма. Чтобы больше подобного не случалось, я под руководством нашего старенького иеромонаха отца Даниила подготовил запасные Святые Дары и поставил их в специальном ковчеге на престоле.
После вечерней службы меня пришел навестить мой друг Зураб Чавчавадзе с банкой малинового варенья. Мы пили чай, когда позвонил дежурный и с тревогой сообщил, что к воротам подъехали несколько пожарных расчетов и их командир уверяет, что они срочно должны тушить у нас какой-то пожар.
— У нас что-то горит? — удивился я.
— Нет конечно! — успокоил меня дежурный. — Это у их командира, наверное, внутри горит…
Я все понял. Неподалеку от нас располагалась пожарная часть, руководство которой дружило с отцом Агафодором. Один из офицеров был большой любитель посидеть с батюшкой за столом, пофилософствовать о жизни. Однажды в период такого философско-алкогольного обострения он уже рвался в монастырь среди ночи. Теперь, видимо, история повторялась.
Я повесил трубку, но через минуту снова раздался звонок. Дежурный сообщал, что пожарные не унимаются. Это было уже чересчур. Пришлось нам с Зурабом одеваться, а мне еще и потеплее кутаться после малинового варенья, и идти разбираться.
— Что случилось? — крикнул я, чтобы было слышно за воротами.
— Пожар! У вас пожар! — донеслось оттуда.
— Может, что-то повеселее придумаете? – язвительно поинтересовался я.
— К нам поступил вызов! – не унимались с той стороны.
— Это какая-то ошибка, можете сами убедиться, — ответил я, все же приоткрывая ворота.
У монастырских стен действительно стояли две пожарные машины с полными расчетами. Несколько человек в блестящих касках вошли в монастырь. Они сами были в недоумении.
— Позвонила женщина, мы думали, от вас. Сказала: в Донском пожар, срочно выезжайте.
Чтобы окончательно убедиться, что произошло недоразумение, я предложил вместе пройтись по монастырю. Мы направились к центральной площади. Стояли уже поздние сумерки, но все было отчетливо видно. Обычные тишина и покой, ничто не вызывало тревоги.
— Вот видите, — улыбнувшись, обратился я к пожарным.
И в этот момент в окнах Малого собора Донского монастыря полыхнула яркая вспышка, раздался звон разбивающихся стекол и из оконных рам вырвалось оранжевое пламя с клубами черного дыма.
Пожарные бросились к своим машинам. А мы с Зурабом замерли разинув рты. Потом как сумасшедшие закричали:
— Пожар!!! Пожар!!! — И кинулись к храму.
Мимо нас с ревом промчались пожарные машины. Но храм уже полыхал вовсю. В оконных проемах бушевал огонь, дым мрачным клубящимся столбом поднимался в московское вечернее небо.
Не буду долго описывать эту страшную ночь. Только в третьем часу пожарные разрешили нам войти в храм. То, что предстало нашему взору, было поистине ужасно. Черные стены и потолок, обуглившиеся кивоты, иконы, все залито водой, нестерпимый запах гари…
Один из пожарных позвал меня за собой вглубь храма и по пути озвучил свои первые выводы о причине возгорания. Огонь возник, как он утверждал, прямо у надгробия Патриарха. Поскольку стены в храме были выкрашены горючей масляной краской, пламя распространилось моментально.
— А вот это действительно странно, — сказал пожарный, указывая на иконостас.
Деревянные тябла и иконы хотя и почернели от копоти, но даже не обуглились. Иконостас полностью сохранился. Я с замиранием сердца вошел в алтарь и увидел, что здесь тоже, кроме копоти, ничего затронуто не было. Когда я вернулся к офицеру, тот объяснил мне свое недоумение.
— Рядом с иконостасом все выжжено, а сам он почему-то цел. Он же деревянный, не из металла?
— Очень старое дерево.
— Как же он не сгорел? Удивительно…
Тут я вспомнил и сказал:
— А!.. Мы же утром поставили на престол Святые Дары!
— Поставили что?
Я попытался объяснить. Офицер вежливо выслушал и, откашлявшись, спросил:
— Вы всерьез считаете, что это имеет какое-то отношение к сохранности дерева от огня?
— Не знаю. Просто я говорю, что утром мы поставили на престол Святые Дары.
— М‑мм… Понятно, — недоверчиво протянул офицер. — Впрочем, такое случается иногда. Все вокруг горит, а какие-то предметы остаются. В нашем деле чего только не бывает.
В тот же день началось следствие. Оказалось, что очаг возгорания действительно возник у самой гробницы святителя Тихона. Окно здесь всегда держат приоткрытым, и, как предположили следователи, злоумышленник бросил в храм простейшую бомбу с зажигательной смесью. Стены, выкрашенные масляной краской, сразу занялись. При этом у преступника было достаточно времени, чтобы выйти из монастыря незамеченным, с последними посетителями.
Выяснились и обстоятельства, благодаря которым пожар так быстро обнаружился. Одна из наших прихожанок, живущая напротив Донского монастыря, имела обыкновение читать вечерние молитвы на балконе. Она-то и увидела вспышку в окне храма и сразу позвонила в пожарную часть.
Спустя день мы служили в сгоревшем соборе всенощную под память Архистратига Михаила. Хор пел «Хвалите имя Господне», я совершал праздничное каждение, а люди, стоя среди родных, почерневших от копоти стен и обгоревших до головешек кивотов, не могли сдержать слез. Переносить службу в другой монастырский храм мы не хотели: нельзя было допустить людей до мысли, что это тяжелое испытание — просто игра слепого случая и Господь не обратит наши смятение и скорбь в радость, в торжество веры и надежды на непостижимый для нас всеблагой Его Промысл. Именно об этом я и говорил в тот вечер в проповеди перед нашими прихожанами.
Надо было приступать к ремонту в храме. Меньше недели мы прослужили здесь после реставрации, и вот Господь снова предоставлял нам недавно упущенную возможность начать поиски мощей святителя Тихона.
Мы снова обратились к Святейшему, и он подтвердил свое благословение на раскопки, наказав лишь действовать аккуратно и осмотрительно. Мы понимали его тревогу. Кое-кто вообще уговаривал Патриарха не разрешать поиски, поскольку возможность обнаружения останков святителя весьма мала. А вот если распространится слух, что мощи Патриарха Тихона искали и не нашли, тогда, предупреждали осторожные советчики, проблем не оберешься: раскольники и недоброжелатели Церкви сразу пустят слух, что святитель Тихон сам не захотел пребывать своими мощами в патриаршей Церкви. Но, слава Богу, Патриарх Алексий твердо сказал: если мы обретем мощи, будет великий праздник; если же их там нет, мы ни от кого не станем этого скрывать.
Людей, совершивших поджог, так и не нашли. Братия монастыря и некоторые прихожане представляли себе, кто бы это мог быть, но даже как-то жалели их и в душе предали на милостивый суд Божий. Тем более что теперь, по прошествии времени, видно, насколько промыслительно было попущено это злодеяние. Именно в период второго, затянувшегося ремонта Малого собора Донского монастыря и были обретены мощи святителя.
Вечером в праздник Сретения Господня мы совершили молебен у гробницы Патриарха Тихона и приступили к раскопкам. Об этом знали немногие: Святейший Патриарх Алексий II, несколько монахов, два старца — архимандрит Кирилл из Свято-Троицкой Сергиевой лавры, архимандрит Иоанн из Псково‑Печерского монастыря и те, кого мы попросили нам помочь: Вячеслав Михайлович Клыков со своими подмастерьями и художник Алексей Валерьевич Артемьев. Руководил нами ученый-археолог Сергей Алексеевич Беляев. Раньше он принимал участие в обретении мощей преподобного Амвросия Оптинского, занимался раскопками в Дивееве и на Херсонесе.
Сначала сняли надгробие. Его мрамор после пожара стал почти коричневым. Углубившись сантиметров на тридцать, мы обнаружили массивную мраморную плиту с надписью: «Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России». Именно таков был в начале двадцатого века титул русских Патриархов. Находка нас весьма воодушевила. Мы стали копать дальше и на глубине около метра увидели то, что искали, — каменный свод склепа. Взявшись за работу с утроенной энергией, к утру мы аккуратно расчистили весь склеп. Когда из свода удалось вынуть несколько камней, я просунул зажженную свечу в образовавшееся отверстие и заглянул внутрь. Склеп был пуст. Свет свечи выхватил лишь пыльные клоки старой паутины.
Когда я объявил об этом своим друзьям, все в изнеможении опустились на пол кто куда и, понурившись, сидели некоторое время молча. Потом один за другим бросились проверять: вдруг я ошибся, может, в обширном склепе остались хотя бы частицы мощей или щепки гроба, оброненные при вскрытии могилы Патриарха? Однако ничего-ничего не было… Оправдывались наши худшие опасения.
Немного придя в себя, мы решили хотя бы задокументировать размеры и состояние склепа. Но когда кто-то стал измерять его длину, прут длиной два метра неожиданно полностью ушел и вправо, и влево. То же произошло и с восьмиметровым прутом. Мы поспешили обследовать подземное сооружение и вскоре поняли, что обнаружили не склеп, а часть отопительной системы храма — каменных труб, расположенных под полом, по которым проходил горячий воздух от печи. На месте могилы Патриарха калорифер зачем-то значительно расширили, так что действительно образовывалось подобие склепа. Да и кладка здесь выглядела новой по сравнению с другими частями каменной подземной трубы. Возможно, это действительно был разоренный склеп. Но, может быть, могила располагалась намного глубже. А то, что мы обнаружили, представляло собой ложный склеп, устроенный, чтобы сбить с толку большевиков и навести их на мысль, что гроб с телом Патриарха уже изъят и где-то перезахоронен.
А тут еще отец Даниил привел одного старичка, который утверждал, что ему якобы доподлинно известно: святитель Тихон похоронен пятью метрами восточнее предполагаемой его гробницы. Мнения разделились, и наутро мы отправились к Святейшему — испрашивать благословения, как поступать дальше. Выяснив все подробности, Патриарх благословил продолжать поиски на том же месте.
Наконец, уже ближе к ночи, перед нами предстал настоящий склеп Патриарха. Сомнений в этом не было. Он являл собой мощное сооружение, покрытое огромной плитой, на наше счастье, оказавшейся не цельной, а состоящей из нескольких массивных каменных секций. Мы подняли одну из этих глыб. Я лег на живот и опустил свечу внутрь. Помню, меня сразу поразил аромат весенней свежести, исходящий из подземной усыпальницы. Все сгрудились вокруг. Передо мной был тонкой, изысканной резьбы дубовый гроб, описание которого я хорошо знал. На нем лежала мраморная табличка. При мерцании свечи я прочел: «Патриарх Московский и всея России Тихон».
Мы не верили своему счастью. Отец Агафодор сразу ушел звонить Патриарху Алексию. Было уже поздно, около полуночи, но в Патриархии только что закончилось заседание Священного Синода. Минут через двадцать Святейший был в Донском. К его приезду мы подняли остальные плиты над склепом и встречали Патриарха праздничным колокольным звоном. В полночь он звучал как на Пасху.
Трудно передать, какие чувства испытывали мы в ту ночь, стоя у открытой могилы святителя Тихона. Не верилось, что все закончено и мощи перед нами. Наверное, такое же чувство было у Патриарха Алексия. Но все же он сказал мне:
— Все-таки следует посмотреть, здесь ли мощи?
Я надел епитрахиль, потому что к мощам можно прикасаться только в священной одежде, и спустился в склеп. Поддев гвозди и приподняв резную крышку гроба, я с замиранием сердца вложил внутрь руку. Пальцы мои ощутили сначала ткань, потом плечо…
— Здесь!!! — закричал я что есть силы.
— Всё! Назад, назад! Закрывайте скорей! — услышал я сверху взволнованный голос Патриарха.
Это произошло 19 февраля, а спустя три дня в монастырь приехали Святейший Патриарх, члены Синода, духовники Троице-Сергиевой лавры архимандрит Кирилл и архимандрит Наум. Когда подняли обветшавшую крышку гроба с осыпающейся на глазах резьбой, перед нами предстали нетленные мощи святителя Тихона, покрытые бархатной патриаршей мантией.
Еще через несколько дней мы омыли святые мощи по древнему чину, облачили их в новые святительские одежды и уложили в специально изготовленную раку. На Патриархе были те самые знаменитые облачения, сделанные на фабрике Оловянишниковых. Мы потом еще долго ломали головы, каким образом эти же облачения оказались у лжемитрополита Введенского.
Перенесение мощей патриарха Тихона, или Благовещение в Донском монастыре. Фрагмент. Художник: Ф. Москвитин
Несмотря на то что в склепе была очень высокая влажность, тело Патриарха Тихона, пролежав в земле шестьдесят семь лет, сохранилось почти полностью. Примечательно, что одна из панагий — наперсных икон, символов архиерейской власти, покоившаяся на груди святителя Тихона, была сделана из кости мамонта, но полностью превратилась в прах. Остался только серебряный оклад. Нам тогда невольно вспомнилась строка из Псалтири: «Хранит Господь вся кости их». Хотя сохранились не только кости святого Патриарха, но и большая часть тела. А также великий патриарший параман, четки, монашеский параман, нательный крестик, драгоценная золотая панагия, подаренная, еще в бытность Патриарха архиепископом Ярославским духовенством и прихожанами этой епархии. Обнаружилась даже ветка вербы (святителя Тихона хоронили на Вербное воскресенье) и флакончик с благоухающим розовым маслом, которое возливали на тело Патриарха перед погребением.
***
Через некоторое время наш археолог Сергей Алексеевич Беляев все-таки докопался и до разгадки, почему на лжемитрополите Александре Введенском оказались патриаршие облачения. На фабрике Оловянишниковых их сделали не одно, а два. Теперь то из них, которое действительно принадлежало святителю Тихону, выставлено в музее московского Донского монастыря.