Фактчек: 11 самых популярных легенд об Александре Невском

*На обложке статьи картина Семена Рубцова «Александр Невский на Плещеевом озере»

Александр Невский — одна из ключевых фигур в русской истории, великий полководец, легендарный политик, святой, канонизированный церковью, небесный покровитель и защитник Руси. За свою жизнь он не проиграл ни единого сражения,

причем часто одерживал верх в битвах с более сильным противником. Можно с уверенностью сказать, что он
стал одним из культурных символов нашей страны
, олицетворяющим как
стратегический ум полководца
, так и
личное мужество и самоотверженность.
Но что мы знаем и чего не знаем о герое, не проигравшем за свою жизнь ни одного сражения?

Жизнь и подвиги князя Александра Невского

Происхождение Александра Невского

Точная дата рождения Александра Невского не установлена. Принято считать, что он родился 13 мая 1221 года в Переславль-Залесском. Он был вторым сыном в семье, старшим братом его был Федор.

Александр Невский является прямым потомком первых русских князей Рюриков

, причем как по отцовской, так и по материнской линии. Его отец — Ярослав Всеволодович (князь новгородский, переяславль-залесский, Великий князь Владимирский). Дед по отцовской линии — Всеволод Большое Гнездо, который, в свою очередь, являлся сыном Юрия Долгорукого, а тот — сыном Владимира Мономаха. Дед Юрия Долгорукого — Ярослав Мудрый, который был сыном Владимира, тот — сыном Святослава, а тот — сыном Игоря…

Мать — торопецкая княжна Ростислава Мстиславовна, чьи предки по отцовской линии также являются прямыми потомками Владимира Мономаха.

Памятник Александру Невскому в г.Переславль-Залесский

Детство и юность будущего полководца Александра Невского

По одной теории, мальчик получил свое имя в честь великомученика Александра

— и действительно, в тот период на Руси детям чаще всего давали имена по святцам (календарь с указанием имен празднуемых святых на определенную дату), считалось, что таким образом младенец приобретает небесного покровителя. По другой версии, новорожденный князь
получил свое имя в честь Александра Македонского.
Эта теория также не лишена оснований, так как удивительным образом на Руси были распространены некоторые сюжеты связанные с личностью Александра Македонского. Например, известен
художественный образ «вознесение Александра Македонского»
, который часто встречается как в народных росписях, так и барельефах ранних храмов — например, Дмитриевского собора во Владимире. Возможно и то, что обе версии верны, и родители князя, выбирая имя из доступных по святцам, остановились на том, что напоминало одновременно и о великом полководце древности.

Вознесение Александра Македонского на барельефе Дмитриевского собора во Владимире

Детство великого полководца пришлось на времена затяжных и кровопролитных войн, поэтому дети взрослели очень быстро. Уже в 3 года Александр прошел обряд княжеского пострига

(т. е. посвящения в воины). Благодаря этому обряду, юный княжич стал считаться равным взрослым мужчинам, то есть — полноценным участником военных дел. Важно отметить, что вплоть до конца Средневековья социального института детства и даже самого понятия «ребенок» в современном смысле не существовало. Дети воспринимались как «маленькие взрослые», а детское восприятие мира считалось, скорее, временной глупостью, а не этапом становления личности. К совсем маленьким детям относились скорее снисходительно, а вот после посвящения в воины — когда мальчика сажали на коня и давали в руки оружие — отношение резко и кардинально менялось. Считалось, что
после обряда юный воин уже готов принимать самостоятельные решения и защищать Русь от врагов
. Тем не менее, в юном возрасте Александра все же не подвергали бОльшей опасности, чем регулярным тренировкам с наставником.

П.Анидалов. Вручение меча юному княжичу Александру

В семье Ярослава Всеволодовича было двенадцать детей

, девять из которых — мальчики. Для них устраивались военные игры, охота, обучение стрельбе из лука. Физические занятия развивали тело, а молитвы укрепляли душу.

Когда Александру исполнилось всего 8 лет,

а его брату Федору — 10, отец направил их
на княжение в Великий Новгород
(на тот момент времени — второй по значению на Руси после Киева). Управление большим населенным пунктом давалось молодым князям тяжело. Большую часть дел выполняли бояре. Однако жесткое воспитание с малых лет дало свои плоды — Александр быстро осваивал физическую подготовку и базовые науки.

Главным наставником Александра выступает боярин Федор Данилович. Именно он помогает мальчику осваивать грамоту, историю, этикет. Для изучения правовой системы князь регулярно присутствует на судах — выслушивает жалобы людей и помогает решать конфликты. Основной упор в образовании юноши делался на военную тактику, правила боя и конное искусство.

О. С. Маслов. Не в силе Бог — но в правде. Александр Невский

Спустя три года, когда Федор умирает, одиннадцатилетний Александр уже имеет представление о порядке управления людьми. Тем не менее, до 1236 года в вопросах власти ему содействует отец. После отъезда Ярослава в Киев, переходя рубеж пятнадцати лет, Александр становится полноценным и единственным правителем Новгорода

.

Перед отъездом Ярослав Всеволодович собирает вече и вручает сыну меч — символ наместника — со словами:

«Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч твоею грозою. Бог дал тебе старейшество между братьями, Новгород Великий — старейшее княжение во всей земле русской».

Современный вид Великого Новгорода

Женитьба, жена, дети, личная жизнь Александра Невского.

Впервые князь вступил в брак на рубеже 19 лет. Он женился на дочери полоцкого князя Александре Брячиславовне

(она же Параскева). Её отец — Брячислав Василькович был Витебским князем, последним из династии Рюриковичей. Этот
союз строился
не на выгоде, а
на личных чувствах молодых людей
, что в тот период было довольно распространенной практикой в княжеской среде, в отличие от последующих времен, когда браки стали заключаться в основном по политическим причинам. Тем не менее, после женитьбы Александр также стал ответственным и за защиту Полоцких земель, перешедших ему от жены.

Интересно, что Александра Брячиславовна была крайне образованной женщиной

— в Полоцком княжестве не принято было воспитывать княжон в духе затворничества, наоборот — им давали широкое образование, а, например, жена самого Брячислава заменяла его во время его отсутствия в городе, являясь его первой помощницей и доверенным лицом.

Брак Александра Невского с полоцкой княжной

Некоторые историки полагают, что через какое-то время Александр женился повторно на княгине Вассе

. Однако про Вассу практически невозможно найти никакую информацию, более того, есть версия, что
ее «возникновение» в биографии князя и вовсе ошибка
: возможно — Василиса Дмитриевна (княжна Ростовская) — это сноха княгини Александры (то есть жена третьего сына Александры и Александра — Андрея Александровича Городецкого), похоронены же обе были в одном и том же Успенском Княгинином монастыре во Владимире, а после очередной войны или набега обе они оказались под одной могильной плитой… Первым же называть Вассу второй супругой князя стал историк Карамзин.

Всего у князя было пять детей,

четверо из которых — мальчики. Является ли их матерью Александра или Васса — доподлинно неизвестно, но большинство источников все же связывают их с Александрой, что делает версию о существовании Вассы в принципе еще менее состоятельной.

Желая Небесного Царствия

Святой Александр Невский, в схиме. XVII в. Древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры В течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому. Еще большее количество научных трудов, научно-популярных и художественных изданий выходило на тему его жития ранее. В основном они касались политической деятельности1 святого князя, значимости его цивилизационного выбора2, его военного таланта3, его личного благочестия4 и т.д. При этом в житии князя Александра остается момент, который требует надлежащего осмысления, — это его христианская кончина. В «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья доцента кафедры теологии МПГУ священника Георгия Харина, посвященная истории последних дней благоверного князя Александра Невского (№ 12, 2021).

Безмерное желание принять ангельский образ

Итак, в 1262 году великий князь Александр Ярославич отправился к хану Берке.

В том же году пошел князь Александр в Татары, и удержал его Берке, не пустив в Русь; и зимовал в Татарах, и разболелся.

Так пишет автор Новгородской первой летописи старшего извода. Историки по-разному объясняют причины, которые вынудили русского князя отправиться к ордынскому хану. Нередко полагают, что Александр хотел предотвратить кару, которую ожидали после восстания в русских городах. Но имеющиеся в нашем распоряжении источники, и прежде всего Житие князя Александра, иначе объясняют причины этой драматической поездки:

Было же тогда великое насилие от иноплеменников: сгоняли христиан, веля им вместе с собой воевать. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей от беды той5.

Князю Александру Ярославичу, кажется, удалось на этот раз «отмолить» русских людей от участия во внутренней ордынской войне. Почти весь 1263 год — последний в своей жизни — князь Александр Ярославич провел в Орде, по-видимому, скитаясь вместе с ханом Берке по его многочисленным кочевьям. И только ­осенью — уже больным — князя отпустили наконец обратно на Русь. Однако до стольного Владимира Александру Ярославичу добраться было не суждено. Из Новгородской Первой летописи старшего извода:

В лето 6771 (1263). Пришел князь Александр осенью из Татар, весьма нездоров. И пришел на Городец, и принял пострижение в 14-й [день] месяца ноября, на память святого апостола Филиппа. Той же ночью и преставился, и повезли его во Владимир, и положили его в монастыре Рождества Святой Богородицы. И, собравшись, епископы и игумены с митрополитом Кириллом, и со всем иерейским чином, и с черноризцами, и со всеми суздальцами с честью погребли его в 23 [день] того же месяца, на святого Амфилохия, в пятницу. Дай, Господи милостивый, видеть лицо Твое в будущем веке ему, который потрудился за Новгород и за всю Русскую землю…6

Более подробно рассказывается о кончине благоверного князя в его Житии:

Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.

А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им: «Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большой добычею.

Отец же его великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О, горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним!

Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять — схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа.

Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди восклицали: «Уже погибаем!»

Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества святой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия.

Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем мит­рополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его душа покинула и везли его из дальних краев в зимнее время! И так прославил Бог угодника Своего7.

Так сообщает о кончине князя его древнее Житие. Вот, собственно, и предмет нашего исследования:

Великий же князь Александр Ярославич, ревновав о Господе Боге своем крепко, оставив земное царство и желая Небесного Царствия, принял ангельский образ монашеского жития; еще сподобил его Бог больший чин восприяти — схиму…

К старости тоже постригусь

Принятие монашества — серьезный и ответственный шаг. Что подвигло великого князя на это решение? Понять это — почувствовать его эпоху. Кстати, в иные времена такой выбор едва ли бы был поощрен: Петр I даже запретил своим указом, продублированным синодальным распоряжением от 15 июня 1724 года, изображать Александра Невского в монашеском чине:

Святого благоверного великого князя Александра Нев­ского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а только в одеждах великокняжеских8.

Очевидно, что это было вызвано желанием Петра I противопоставить новую столицу Санкт-Петербург старой, Москве. Главной святыней Москвы всегда оставалась Лавра преподобного Сергия с самим Радонежским чудотворцем. Во-первых, образ преподобного Сергия с его глубоким благочестием и ревностью ко спасению на духовной стезе совершенно не вязался с петровскими идеями всеобщей полезности, заимствованными у голландских мыслителей. Во-вторых, Лавра преподобного напоминала Петру о его мятежной юности и о его позорном бегстве под ее стены. Поэтому так нужна была «светская лавра» со «светским» святым — образа жизни не монашеского и подвига не церковного. Именно этим объясняется основание Александро-Невской лавры и перенос сюда из Владимира мощей святого князя, а также запрет на его изображение в иноческих одеждах.

Вернемся к вопросу монашеского пострига Александра Невского. Чем он вызван? Дань традиции или потребность души? Начнем с того, что, действительно, предсмертный постриг — традиция, на Руси в то время весьма распространенная. Этот обычай был заимствован из среды византийской аристократии. По меньшей мере 17 византийских императоров приняли по­стриг накануне своей смерти или же после своего свержения с престола (в последнем случае зачастую не по своей воле: Андроник II Палеолог, Иоанн VI Кантакузин, Исаак I Комнин, расстригшаяся и позднее снова постриженная Зоя, ее расстриженная сестра Феодора, Михаил VII Дука, Михаил I Рангаве, Роман I Лакапин, ­Феодосий III и другие).

Известно, что перед смертью принял постриг император Михаил IV Пафлагонский (1041), Мануил I Комнин — под именем Матфей (1180), Иоанн VII Палеолог — Иоасаф (1408), Мануил II Палеолог — Матфей (1425). Из женщин перед смертью, как известно, постриглись императрица Ирина (супруга Иоанна II Комнина) — Ксения (1134), невестка императора Анна Далассина9.

Существует достаточное количество исследований о развитии института монашества на Руси. Среди них особо стоит отметить коллективный труд Б.А. Успенского и Ф.Б. Успенского «Иноческие имена на Руси»10. Здесь интересующий нас вопрос рассмотрен подробно. Действительно, на Руси с раннего времени существовал обычай принимать великую схиму в ожидании близкой кончины. Эта традиция бытовала в монастырях, и она становится предметом обсуждения в «Вопрошании Кирика». Кирик Новгородец спрашивал Нифонта, архиепископа Новгородского (1130-1156), хорошо ли ему было бы в старости принять великую схиму; Нифонт отвечал утвердительно:

А вот что я сказал владыке: я еще без схимы, но к старости тоже постригусь, может, тогда я стану лучше, но я плох и болен11.

Кирик также спрашивал Нифонта, может ли он, Кирик, не будучи схимником, постричь в схиму человека, которому грозит скорая кончина:

А вот опять же некий чернец покаялся у меня, можно ли будет вскоре постричь его в схиму? Или это не годится, постригать, будучи самому без схимы? Если ты мне повелишь, то было бы очень хорошо. Сказал: «Добро ты помыслил, чтобы, как сказал, к старости постричься в схиму. А для пострижения монахов — на то ты и священник, и постриги его в схиму. Священство есть превыше всего, на то и существует освящение». И я поклонился владыке челом12.

И на этот раз Нифонт отвечал утвердительно, ссылаясь на то, что Кирик является священником и тем самым имеет на это право.

От Бога данный тебе дар

В Киево-Печерском патерике рассказывается о Пимене Многострадальном, которого родители принесли в Печерский монастырь для исцеления; он хотел принять постриг, но родители на это не соглашались. Неожиданно его все же постригают в великую схиму, и он получает новое имя. Это описывается как чудо:

Когда же он изнемог так, что отчаялись за его жизнь, — принесли его в Печерский монастырь, чтобы исцелился он молитвами тех святых отцов или от их рук принял святой иноческий образ. Родители же Пимена, сердечно любя его, не оставляли детища своего и всех просили молиться за их сына, чтобы он исцелился от недуга. И много потрудились те преподобные ­отцы, но ничто не приносило пользы ему, ибо его молитва превозмогала все другие, а он просил себе не здоровья, а усиления болезни, так как боялся, что если он выздоровеет, то родители увезут его из монастыря, и не осуществится мечта его. Отец же и мать все время были с ним и не давали его постричь, и блаженный, опечалившись, стал прилежно молиться Богу, чтобы Он исполнил желание его.

И вот однажды ночью, когда все вокруг спали, вошли со свечами туда, где лежал Пимен, похожие на скопцов светлых, и несли они Евангелие, и рубаху, и мантию, и куколь, и все, что требуется для пострижения, и сказали ему: «Хочешь, чтобы мы постригли тебя?» Он же с радостью согласился, говоря: «Господь вас послал, повелители мои, исполнить желание сердца моего». И тотчас начали они спрашивать: «Зачем пришел, брат, припадая к этому святому жертвеннику и к святому братству этому? Желаешь ли сподобиться иноческого великого ангельского образа?» И все прочее исполнили по чину, как написано в уставе, потом в великий образ постригли его, и надели на него мантию и куколь, и все, что следует, отпевши, великого ангельского образа сподобили его, и, целовав его, дали ему имя Пимен, и, возжегши свечу, сказали: «Сорок дней и ночей эта свеча не угаснет». Свершив все это, они пошли в церковь, волосы же постриженного взяли с собой в платке и положили на гроб святого Феодосия13.

Иноки же, бывшие в кельях, слыша звуки пения, перебудили спавших вокруг, думая, что игумен с кем-то постригает Пимена или что тот уже скончался, и вошли все вместе в келью, где больной лежал, и нашли всех спящими: и отца, и мать, и рабов. И вместе с ними подошли к блаженному, и все ощутили благоухание, и увидели его веселым и радостным и облаченным в иноческую одежду. И спросили его: «Кто тебя постриг и что за пение мы слышали? Вот родители твои были с тобой и ничего этого не слыхали». И сказал им больной: «Я думаю, что это игумен, придя с братиею, постриг меня и дал мне имя — Пимен. Их пение и было то, что вы слышали, и про свечу они сказали, что она будет сорок дней и ночей гореть; взявши же мои волосы, они пошли в церковь». Услышав это от него, пошли и увидели, что церковь закрыта, и разбудили пономарей, и спросили их, не входил ли кто в церковь после вечерней молитвы? Они же отвечали, говоря, что никто не входил в нее и что ключи у эконома. Взяв ключи, пошли в церковь и увидели на гробе Феодосия в платке волосы Пимена, и рассказали обо всем игумену, и стали искать, кто постригал Пимена, и не нашли. И поняли все, что то был Промысл свыше, от Бога. И стали раздумывать о бывшем чуде, говоря: «Может ли оно засчитаться Пимену за уставное пострижение?» Но так как свидетельство имелось: церковь была заперта, а волосы оказались на гробе святого Феодосия, и свеча, которой хватило бы только на день, сорок дней и ночей непрестанно горела и не сгорала, то и не стали совершать над Пименом пострижения, сказав ему: «Достаточен для тебя, брат Пимен, от Бога данный тебе дар и нареченное тебе имя»14.

Этот отрывок из Патерика очень важен: он позволяет примерно представить, как происходило пострижение великого князя Александра на его смертном одре. Интересно также, что этот рассказ Патерика заканчивается весьма полезным поучением:

Из этого, братья, следует, кажется мне, вот что разуметь: если кто в болезни пострижется с верою, прося у Бога жизни, тот как в монашеском подвиге послужит ему; владеющий же жизнью и смертью Господь если и отведет его от мира, то, подобно работникам, нанятым в одиннадцатый час, признает его равным праведникам. Кто же говорит так: «Когда увидите меня умирающим, то постригите меня», — суетна того вера и пострижение15.

Обрести главное

Множество примеров из житийной литературы древнерусского периода свидетельствуют о том, что монахи Древней Руси стремились принять схиму перед кончиной. Со временем и миряне начинают принимать великую схиму — первоначально, возможно, подражая монахам.

Со второй половины ХІІ века пострижение перед смертью в великую схиму получает распространение в княжеской среде16, в дальнейшем то же продолжают делать и цари, вплоть до Романовых (у последних, по-видимому, такой родовой традиции не было). Если смерть приходила преждевременно, то иногда — в исключительных случаях — постригали и после смерти, как это случилось с Иваном Грозным и как, по-видимому, могло случиться с Василием ІІІ; это свидетельствует об устойчивости данного обычая17.

В Древней Руси мы знаем даже случай коллективного предсмертного пострига. В 1238 году, когда татары захватили Владимир-на-Клязьме, князь Всеволод Юрьевич с матерью, своими людьми и владыкой Митрофаном внидоша въ святую Богородицю и истригошася вси въ образъ чрънечьскии и въ скыму18.

Великая схима, таким образом, символизирует готовность к смерти.

Обычай предсмертного пострижения связан с представлением о том, что монашеский постриг, подобно крещению, очищает человека от всех предшествующих грехов. Этот мотив находит отражение в «Сказании о Мамаевом побоище»: по благословению преподобного Сергия Радонежского братья-иноки Александр Пересвет и Андрей Ослабя, отправляясь на смертный бой, принимают схиму19. К пострижению в схиму, таким образом, стали относиться как к таинству.

Такое отношение к монашескому постригу связано с особым влиянием на древнерусскую Церковь преподобного Симеона Нового Богослова. Эпоха Симеона Нового Богослова, Х век, — это эпоха монашеского ренессанса. Преподобный Симеон, не колеблясь, называет своих монахов, в том числе и не имеющих сана, «народом Христа, священным стадом, царским священством»20. Видимо, потому на Руси, которая именно в это время усваивает христианство, взгляд на монашество как на единственно верный путь к спасению стал весьма распространенным. В своем послании Поликарпу епископ Симон, например, заявляет:

Аз бых рад оставить свою епископию… Пред Богом тебе молвлю: всю сию славу и власть яко калъ мнел быхъ, аще бы ми трескою тчати за вороты, или сметием валятися в Печерком манастыри и попираему быти человеком…21

В древнерусской житийной литературе можно найти множество примеров, иллюстрирующих мысль об особом значении монашества22. Видимо, этим обстоятельством объясняется и то громадное влияние, которое монастыри оказывали на древнерусское общество, и то благоговение, которое это общество имело к монашеству вообще и к постригу в частности.

Стало быть, принимая монашеский постриг перед самой кончиной, святой благоверный князь Александр, с одной стороны, следовал благочестивому обычаю своего времени, а с другой — через это пострижение он стремился обрести главное, что составляло весь смысл его земного пути, — жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем.

Победы Александра Невского — какие победы одержал Александр Невский?

Александр выиграл Невскую битву,

когда ему не было еще и 20 лет.
Победа на Чудском озере (Ледовое побоище)
была одержана князем в возрасте 22 лет. Эти битвы — одни из наиболее известных как в истории России, так и в жизни нашего великого полководца. Однако помимо них он одержал немало других побед.

Юрий Пантюхин. Александр Невский

Литва

— постоянный противник Древней Руси — регулярно совершала набеги на русские земли. В 1245 году князь
Александр с дружиной освобождает Торжок, Торопец, Бежецк, ранее захваченные литовцами
. Без помощи жителей Новгорода и Владимира, только силами своей дружины, он разбивает остатки литовского войска и преследует его так долго и ожесточенно, что
литовские воины больше не совершили ни одного набега на Русь
, летописцы на этот счет писали, что они стали
«блюстися имени его»
(то есть бояться, оберегаться). Последнее сражение, в результате которого были уничтожены остатки литовского воинства, произошло под Усвятом. Эти победы существенно укрепили северные границы Руси.

Спустя 14 лет после Ледового побоища, Папа Римский решил повторить попытку обращения Руси в католичество

. Шведские воины планировали возвести крепость на границе государства, и только после этого — начать наступление. Александр, здраво оценив силы противника, начал приготовления. К тому моменту слава о подвигах князя и об отсутствии у него поражений была настолько велика, что
шведы, заметив начала приготовления русской армии, ретировались. Так Невский победил без боя
.

Семен Рубцов. Александр Невский на Плещеевом озере

Легенда 9. Ледового побоища вообще не было

Вердикт: это неправда.

Сначала мы ошиблись и в заголовке написали «Невская битва» вместо «Ледовое побоище». Теперь все правильно!

Ледовое побоище. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век Российская национальная библиотека
О сражении написано и в русских летописях, и в немецкой «Ливонской рифмованной хронике» XIII века. Конечно, безымянный немецкий автор восхвалял подвиги «божьих рыцарей» Ливонского ордена и преуменьшал их поражение, и все же он не отрицал того факта, что битва была и русские победили. Другое дело, что это не было эпохальным сражением, изменившим судьбы стран и народов, хоть в нем и участвовало больше тысячи и, возможно, даже несколько тысяч человек.

На русско-ливонской границе вооруженные столкновения и большие походы соседей друг на друга были обычным делом. Войска Ливонского ордена не раз осаждали Псков, а русские князья, в свою очередь, водили дружины вглубь немецких владений. Например, Святослав и Михаил Ярославичи вместе с переяславскими ратями То есть войсками. под руководством Дмитрия Александровича, сына князя, разбили объединенное войско датчан и Ливонского ордена.

Александр Невский и Орда

Исходя из взаимоотношений Александра Невского с крестоносцами и литовцами можно совершенно уверенно говорить о его бескомпромиссности в отношении внешних захватчиков. Однако в случае с Ордой мы видим совершенно иную картину — с Ордой Александр подчеркнуто не конфликтовал, неоднократно туда ездил, в частности гостил у хана Батыя в Каракоруме более 2 лет

(1247–1249), есть даже
свидетельства о дружеских взаимоотношениях Александра с ханом Батыем и побратимстве с его сыном
:

«…(в 1251) Александр приехал в орду Батыя

, подружился, а потом
побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал сыном хана
и в 1252 году привёл на Русь татарский корпус с опытным нойоном Неврюем» (Л.Гумилев)

Ф.Москвитин. Александр Невский и Сартак в Орде.

Некоторые историки ставили столь «теплые» отношения с ханами в вину Александру, используя их как доказательство «неоднозначности личности Александра в истории Руси», другие — тот же Лев Гумилев, писали об этом аспекте биографии Невского как о свидетельстве его высочайшей дальновидности и таланта политика.

Действия Александра трактуются как
стремлениеустановить мирные отношения с опасным и сильным соседом
, избегая кровопролития и риска полного поражения — так как победить было заведомо невозможно.

Все это довольно удивительно в контексте других событий жизни Александра

. Почему бы тогда не установить дружеские мирные отношения и с Ливонским орденом, с Литвой, с Папой Римским? Ведь ни одна из выигранных битв не давалась легко и всегда был риск потерпеть сокрушительное поражение… Необычен и сам контекст его первой поездки в Каракорум — так в 1246 году в Орду направился его отец Ярослав Всеволодович, который, предположительно, там и был отравлен. И вот — к хану уже едет сам Александр (причем не по своему желанию — а по воле хана), где он остается почти на два года и ведет себя настолько учтиво, несмотря на все слухи об отравлении отца, что затем хан отправляет его обратно и передает ему во владение «всю русскую землю».

Павел Рыженко. Фрагмент триптиха «Солнце русской земли». Сартак.

Альтернативный взгляд на историю Руси (в контексте взаимоотношений Александра Невского с Ордой)

Все эти странности как нельзя лучше объясняются, если мы откажемся от теории о татаро-монгольском иге в «привычном формате» вовсе. По сути сама биография Александра Невского и эта «неувязка» с Ордой

являются
одним из лучших доказательств отсутствия мифического «ига»
в нашей истории.

Так куда же и зачем на целых 2 года ездил Александр Невский (и потом еще неоднократно)? Достаточно вспомнить, что изначально слово «орда» на Руси имело значение «войско»

и сравнить титулы действующих лиц (князь и великий хан/кам). Напрашивается вывод, что визиты Александра в Орду стоит рассматривать НЕ как поездки дальновидного политика к более сильному внешнеполитическому игроку, а как
поездкигенерала-полководцав ставку собственного верховного командования
.

Причем Орда

, согласно этой версии, вовсе
НЕ враждебна Руси
(что мы видим по собственным отношениям Александра с ханом, по тому как во времена «ига» процветало на Руси хотя бы одно только зодчество, как миролюбиво относилась Орда к религии и культуре завоеванных, по свидетельствам о многочисленных браках между знатью Орды и Руси и проч., проч.). Это всего лишь
войско великой Империи размером с континент,
которое исполняет среди прочего и регулирующе-карательные функции — т. е.
борется с процессами распада, раздробленностью, попытками отколоть от Державы пограничные куски
(ровно с тем же боролся и Александр на вверенных ему рубежах северо-западной Руси, то есть на «передовой», где эти проблемы стояли особенно остро). Именно этим объясняется и то, что одни русские города «ордынцы» проходили мимо, не трогая и спокойно оставляя их в своем тылу, а другие — разоряли до тла, «набеги» же чинили довольно нерегулярно, порой не являясь в русскую землю годами. Так, может, они — это те же мы, о чем говорят и оставленные современниками описания внешности ханов и
картины битв, где невозможно опознать кто «русские», а кто «ордынцы»…

Картины битв русских полков с татаро-монгольскими
из летописей и фресок
Подробный разбор мифов о татаро-монгольском иге и некоторые предположения на тему того, чем оно являлось на самом деле можно прочитать здесь. Мы же вернемся к Александру, заслуги которого перед русской землей неоспоримы — какой бы версии относительно сути Орды мы не придерживались.

Александр Невский — интересные факты

  • Александр Невский носил титул князь Новгородский, Великий князь Киевский
    (с 1249),
    Великий князь Владимирский
    (с 1252);
  • дед Александра — знаменитый Всеволод Большое Гнездо;
  • младший сын Невского, Даниил, стал первым удельным князем Москвы;
  • князь вел личную переписку с Папой Римским Иннокентием IV.
    Последний убежал Александра обратить русский народ в католицизм и использовать рыцарей-крестоносцев для подавления Орды. Тем не менее, Невский отказался;
  • достоверных сведений о внешности Александра
    не сохранилось. Чаще всего распространено суждение, что князь был невысок (до 170 см.), но жилист и крепок. Впрочем, научно доказанным фактом является то, что в прошлом люди в принципе были ниже ростом, поэтому при росте 170 он мог бы считаться и «очень высоким» человеком;
  • существует теория, что Александр получил прозвание «Невский»
    не из-за битвы, а потому, что владел землями по берегам Невы. В качестве доказательства приводится тот факт, что прозвание Невский распространяется и на его сыновей, которые в легендарной битве за малостью лет не участвовали. Впрочем, трудно назвать это весомым доказательством — ведь они вполне могли «унаследовать» титул отца;
  • осенью 1263 года князь Александр Ярославич вернулся из очередной поездки в Орду в плохом состоянии. Чувствуя приближение смерти, он принял монашеский постриг под именем Алексий. Умер 14 ноября в возрасте 42 лет в Городце.
    Теле перевезено во Владимир и захоронено в соборе Рождества Богородицы Владимирского Рождественского монастыря;
  • канонизация Александра
    в качестве святого произошла только в XVI веке (т. е. спустя примерно 300 лет), хотя почитание началось сразу после смерти.

Бюст Александра Невского перед здание Росконцерта

Легенда 1. Невский начал править, когда был совсем юным

Вердикт: это отчасти правда.

Александр Ярославич на троне. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век Российская национальная библиотека
У княжичей и других знатных людей на Руси взрослая жизнь начиналась очень рано. Когда Александру было семь лет, он вместе со старшим братом Федором стал наместником отца, князя Ярослава Всеволодовича, в Новгороде. Правда, делами тогда занимались оставленные с детьми боярин Федор Данилович и тиун Тиунами в XI–XIII веках назывались привиле­гированные княжеские и боярские слуги, управлявшие хозяйством. Яким. А по-настоящему править Александр начал в 26 лет, после смерти отца.

Меч Александра Невского

Особый интерес у современников и потомков всегда вызывал меч Александра, наделяемый в преданиях некими мистическими свойствами

, ведь Александр не проиграл в жизни ни единого сражения. Точных данных о его внешнем виде, весе и характеристиках не сохранилось, но для сравнения можно сказать, что
среднестатистический меч той эпохи весил порядка 1,5 кг.
Сказание же гласит, что
во время Невской битвы
, атакуя врага, князь занес над ним меч и все увидели, что
от оружия исходит свет
. Можно предположить, что Александр и его армия находились лицом к солнцу, так что свет был отражением солнечного луча. Тем не менее, победоносное оружие князя приобрело статус легендарного, и было помещено после битвы в дом старейшины Пелгусия (того самого, который первым заметил у берегов Невы вражеские корабли).

Константин Васильев. Русский витязь

После пожара в здании меч восстановить уже не удалось. Однако позже, в XVIII веке при раскопках, монахи нашли осколки этого меча. Когда здание возводилось заново, обломки оружия были закопаны под фундамент. Считалось, что меч должен был защищать возводимую церковь от бедствий. Примечательно, что с тех пор с постройкой действительно так ничего и не произошло.

Во время октябрьской революцией документы храма были полностью сожжены, но сохранилась небольшая рукопись Андрея Ратникова — белого офицера

. В документе он описывал и сам меч Александра Невского, а
предсказание, что Россия будет несокрушимой до тех пор, пока меч князя хранится в родной земле
.

Горбунов Константин. Александр Невский

Александр Невский — Святой Благоверный Великий князь

Церковное почитание великого воина и правителя началось сразу после его кончины. Есть предание о чуде

, случившемся при его погребении: когда Митрополит Кирилл хотел вложить в руку покойного духовную грамоту, тот протянул руку, как живой, и взял ее самостоятельно.

Официально церковь,

высоко ценившая заслуги князя в сохранении православия на Руси,
канонизировала Александра в 1547 году как Святого Благоверного князя
, который в годы своего правления руководствовался высшими христианскими добродетелями, а не корыстью или жаждой власти.

Скульптурное изображение святого благоверного князя Александра Невского на фасаде главного Храма Вооруженных сир РФ в парке Патриот

В 1721 году Петр I

решил освятить день заключения мира со шведами
переносом мощей полководца из Владимира (где он был захоронен) в новую Северную столицу — Петербург
. 30 августа 1724 года мощи были установлены в Троицком Соборе Александро-Невской Лавры. В 1922 году саркофаг с мощами был вскрыт и разделен — так, мощи отправили в Государственный музей истории религии и атеизма (на территории Казанского собора), а серебряную раку — в Эрмитаж. В настоящее время рака остается в Эрмитаже, сами же мощи в 1989 году возвращены в Троицкий Собор.

День памяти князя — 6 декабря

(или 12 сентября по старому стилю),

Легенда 7. Невский не проиграл ни одного сражения

Вердикт: это правда.

Лубок «Святый благоверный и великий князь Александр Невский». Первая половина XVIII века Российская национальная библиотека
Князя с ранних лет воспитывали как будущего воина: еще ребенком он начал сопровождать отца в походах. В 1235 году четырнадцатилетний Александр участвовал в битве на реке Эмайыги (в современной Эстонии), где войска Ярослава Всеволодовича разгромили немцев.

Помимо известных побед в Невской битве и Ледовом побоище, князь успешно отражал набеги литовских вождей, а в 1256 году совершил большой поход в Финляндию: «Приде на землю емьскую, овых избиша, а другых изъимаша; и придоша новгородци с княземь Олександромь вси здорови» «Пришел на землю [племени] емь, некоторых убил, а других взял в плен; и пришли новгородцы с князем Александром все здоровые». Новгородская первая летопись старшего извода // Полное собрание русских летописей. Т. 3. М., Л., 1950. .

Князь Александр Невский в памяти народа

Русские люди свято чтят заслуги князя Александра Невского перед Отчеством. Орден его имени являлся одной из высших наград Российской империи с 1725 по 1917 год. Петр I намеревался учредить его в качестве награды за ратные подвиги. Но Екатерина I использовала его для награждения гражданских лиц. В начале XX века этот орден был традиционной наградой государственным деятелям, которые посвятили служению России не один десяток лет.

Орден Александра Невского СССР

В 1942 году орден Александра Невского получил второе рождение. Он был учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР как награда офицерам Красной Армии за личное мужество, отвагу и командование подразделением, которое обеспечило успех в сражении. В период ВОВ этот орден был вручен более 40 тыс. человек. После распада СССР орден остался в системе наград Российской Федерации, но до 2010 года не имел статуса, поэтому для награждения не использовался. Сегодня он является общегражданской наградой. Его дизайн соответствует дореволюционному виду.

Монастырь Александра Невского в Санкт-Петербурге

Именем великого полководца названы улицы и площади во многих городах России. Например, семипролетный мост в Санкт-Петербурге, лежащий через р. Неву, кроме того Александр Невский считается небесным покровителем Санкт-Петербурга.

Александр Невский в искусстве — в литературе, живописи, кино, скульптуре

В литературе первое упоминание о князе появилось благодаря летописцу, его современнику. Святитель Димитрий Ростовский написал труд «Житие Александра Невского», который относится к бесценным памятникам Древней Руси.

В 1937 г. Константин Симонов

(автор романа «Живые и мертвые») написал
поэму «Ледовое побоище»
— как предчувствие надвигающейся войны.

Кадр из фильма «Александр Невский» С.Эйзенштейна (1938 г.)

В период с 1944 по 1948 гг. Алексей Югов

писал популярную эпопею
«Ратоборцы»
, в которой Невский показан, как величайший политик и воин на Руси.

В 1952 году Василий Ян

опубликовал повесть
«Юность полководца»
.

В 1977 году вышла повесть «Господин Великий Новгород»
Д. М. Балашова
, рассказывающая о жизни князя.

В 1997 Борис Васильев

— автор произведений «А зори здесь тихие…» и «В списках не значился» издал
роман «Александр Невский»
. Позже книга была переиздана и теперь называется
«Князь Ярослав и его сыновья»
.

В живописи образу Александра Невского уделено много внимания, впрочем достоверного прижизненного изображения князя не существует, поэтому в большинстве современных полотен его облик близок к внешности Николая Черкасова

, исполнившего главную роль в известном фильме
С. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938 г.)
. Эта кинокартина была отмечена Сталинской премией и имела оглушительный успех в годы Великой Отечественной войны.

Самыми известными памятниками, посвященными великому князю, считаются:

  • скульптурная композиция на горе Соколиха в Пскове;

Памятник Александру Невскому во Пскове. Автор:
И. И. Козловский

  • монумент в Санкт-Петербурге, расположенный напротив входа в Александро-Невскую Лавру, проект — архитектора Валентина Козенюка;
  • памятник, установленный в Великом Новгороде на набережной в 1985 году, еще один монумент находится в центре города напротив церкви Бориса и Глеба.

Памятник Александру Невскому в Великом Новгороде, напротив церкви Бориса и Глеба

Легенда 2. Он был жестоким и беспощадным: отрубал носы и выкалывал глаза

Вердикт: это правда.

Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами. Картина Григория Угрюмова. 1793–1794 годы Государственный Русский музей
В Средневековье права человека воспринимались не так, как сейчас: жизнь незнатных людей совсем не ценилась. Освободив в 1241 году захваченную крепость Копорье, князь взял рыцарей Ливонского ордена Ливонский орден — отделение Тевтонского рыцарского ордена в Ливонии (территория современных Латвии и Эстонии). в плен и привел в Новгород. Подчинившихся им местных жителей Александр повесил, чтобы неповадно было. А во время похода на территории Дерптского епископства Дерптское епископство — духовно-феодальное княжество, созданное в юго-восточной части современной республики Эстония. Основано в 1224 году рижским архиепископом Альбертом после того как в Прибалтику вторгся Орден меченосцев, известный как Ливонский орден. в 1242 году он отпустил своих воинов «в зажитья» Новгородская первая летопись старшего извода // Полное собрание русских летописей. Т. 3. М.; Л., 1950., то есть грабить земле­дельцев и рыболовов, проживавших на вражеской территории.

Так воевали и его противники, и другие князья той эпохи. Но когда в 1257 году его сын Василий, который тогда был новгородским князем, не пожелал давать татарам дань и бежал в Псков, Александр действительно жестоко расправился с его слугами: «Овому носа урезаша, а иному очи выняша» «Некоторым нос отрезал, а иным глаза выколол». Там же.. Это было очень суровым наказанием, но и ситуация была опасной: в Новгороде началась смута. Посадник Посадник — глава города, посаженный князем. Михалко Степанович был убит, а литовцы совершили удачный набег на город Торжок — крупный торговый пункт на пути в Новгород из южных районов Руси.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]