Житие преподобного Макария Великого и икона святого, о чем просить и творческое наследие


Одно из важнейших понятий христианства – очищение человеческой души, без которого нельзя приблизиться к Богу. Избавиться от гнетущего груза грехов помогает чудодейственная молитва Макария Великого, которая считается особо сильной. При искреннем обращении к святому она способна творить настоящие чудеса.

Читайте молитву Макария Великого в различных сложных ситуациях!

Священный текст поможет понять, насколько правильным является тот или иной поступок, даст возможность осознать свою истинную суть и перестать искать оправдание греховному поведению. Чтение молитвы святого старца позволяет ощутить, насколько сильны покаяние и очищение. Благодаря произнесению этих строк удастся принять решение, которое угодно самому Господу.

Происхождение и житие святого

Макарий родился в Египте в семье священника. Престарелые Авраам и Сарра не надеялись иметь детей. Однажды Аврааму явился ангел с известием о рождении сына, которому суждено быть жилищем Святого Духа и в ангельском образе жить среди людей. С юных лет Макарий стремился к служению Богу, но родители забыли о предсказании ангела и заставили жениться.

Через 3 дня после свадьбы жена умерла от горячки девственницей. Авраам и Сарра больше не настаивали на женитьбе сына. Макарий ухаживал за своими престарелыми родителями и усердно посещал церковь. После смерти отца и матери он раздал все имущество бедным и поселился в пустыне, недалеко от селения, где проживал.

Его наставником стал старец-монах, рядом с которым выстроил келью Макарий. Все дни проходили у него в трудах (плетении корзин) и молитвах. Отличительной чертой характера св. Макария было смирение.

Макарий не противоречил никому, принимая несправедливость, как искушение, которое он должен преодолеть.

Из биографии преподобного известно, что его оговорила девушка, назвав отцом своего будущего ребенка. Жители селения поверили ей, жестоко избив святого.

Макарий не стал доказывать свою невиновность. Он стал отдавать ей деньги, вырученные от продажи корзин. Во время родовых мук девица призналась во лжи. Ее родители решили покаяться перед святым, но Макарий не захотел суетной славы. Он тайно покинул келью и ушел в Фаранскую пустыню. Проведя в безмолвии 3 года, Макарий отправился к основателю египетского монашества, Антонию Великому.

Преподобный отец Антоний был уже наслышан о блаженном и отнесся к нему с вниманием и любовью. Макарий сделался его единомышленником и приверженцем. Спустя некоторое время Макарий покинул Антония и, по его рекомендации, направился в Скитскую пустыню. Отшельник вел аскетический образ жизни: ел раз в неделю немного хлеба с водой, спал урывками, прислонясь к стене кельи.

Стараясь избежать соблазнительных мыслей, Макарий пребывал в молчании, удерживая в уме молитвы. Отрешенность от мирских благ достигла такой степени, что когда однажды отшельник заметил в своей келье вора, то помог ему собрать свои нехитрые пожитки и погрузить на осла.

Макарий в молодом возрасте достиг духовной зрелости, которая присуща старцам. За мудрость и терпение его называли юношей-старцем. Крылатым стало изречение блаженного о том, что недоброе слово и добросердечного человека сделает злым, а доброе – и ожесточенного человека добрым. Слава о подвижнике распространилась по всему Египту, и к нему потянулись паломники: за исцелением, молитвой, советом.

У него появились последователи, которые выстроили кельи рядом с жилищем преподобного. Прошло 5 лет, и в суровом краю появилось 4 храма, Макарий стал пресвитером. В 374 году в Египте началось гонение православных. Самых влиятельных монахов, в том числе Макария, удалили на остров к язычникам в дельте Нила. Смиренномудрие и добродетель исповедников поразили умы язычников, и они приняли христианство. Народные возмущения заставили вернуть монахов из изгнания.

История Макария Великого

Преподобный Макарий Великий появился на свет в 300-ом году в селении Птинапор (Нижний Египет). Оставшись без жены и родителей, он раздал имущество бедным и отправился странствовать. За долгие годы, проведенные в пустыне, он посетил несколько святых старцев, учился и молился вместе с ними, проповедуя любовь к Богу. Монах прославился своими многочисленными подвигами: утверждали, что молитва св. Макарию Великому, Египетскому могла не только исцелять больных, но даже возвращать почивших.

Чудеса

Люди стремились со всех концов Египта в пустыню Скит, чтобы увидеть Макария Великого, надеясь на его помощь в болезнях и печалях. Для больных Макарием была устроена гостиница.

Каждый день преподобный исцелял святым елеем одного болящего, задерживая остальных в обители с целью очищения от болезни не только тела, но и души.

Святитель, чтобы оставаться иногда наедине с Богом, сделал под своей кельей скрытое помещение. Здесь Макарий предавался молитвам и богомыслию.

Преподобный Макарий находился при упокоении святого Антония Великого. В наследство святой получил посох, на который старец опирался при ходьбе. Он удвоил его духовную силу. Милосердие и смирение святого не знали границ. Макарий возносил молитвы Господу за праведных и грешников.

Блаженный Макарий достиг такой духовной высоты, что в 40 лет Бог наделил его даром чудотворения. Однажды, чтобы доказать еретику, что душа человеческая бессмертна, Макарий воскресил мертвого. Еретик явился в пустыню и стал возглашать ученикам Макария, что воскрешения мертвых не бывает. Он был остроумен и язвителен, и монашеская братия усомнилась в истинности христианской веры.

Макарий не вступил в пререкания с искусителем, а предложил пойти на монашеское кладбище и удостовериться в воскрешении. Вместе с еретиком и монахами преподобный пришел на кладбище. После долгой молитвы Макарий воззвал к Господу, чтобы тот оживил недавно усопшего монаха. Преподобный окликнул по имени недавно похороненного инока, и все услышали ответный возглас. Монахи разрыли могилу и вывели из нее ожившего собрата. Испуганный еретик скрылся в пустыне.

Еще дважды совершал преподобный Макарий кратковременное воскрешение мертвых: чтобы помочь несчастной вдове вернуть долг мужа; оправдать невинно осужденного.

Молитвы святого Макария помогали против чародейства и в изгнании бесов. Один волшебник, по просьбе нечестивца, желавшего склонить к измене красивую замужнюю женщину, напустил чары, что она всем казалась лошадью. Через три дня Макарий Великий, по просьбе мужа, освободил женщину от магического обмана, оросив ее святой водой.

Подобным образом Макарий избавил от злых чар девушку, превращенную в ослицу, которую ему привели ее родители. Другая девица была больна страшной болезнью: все тело ее было покрыто гноящимися ранами с червями. Преподобный помазал ее тело елеем, над которым прочитал молитву Господу, и она стала здоровой.

Однажды к святому Макарию привели юношу, одержимого бесом. Вселившийся в него дьявол требовал огромное количество пищи, которая тут же выходила изо рта бесноватого в виде пара. Мать умоляла Макария избавить ее сына от беснования. Семь дней преподобный постился и молился и изгнал дьявола.

Смерть и канонизация

В молитвенном служении, постоянно каясь в грехах, в труде провел в пустыне блаженный Макарий 60 лет. Преподобный прожил 97 лет. О скорой кончине Макарий узнал из сновидения, в котором к нему явились вестники от Господа, святые Антоний и Пахомий.

Макарий Великий, прощаясь, благословил своих последователей и единомышленников. Его последние слова были: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой». Православные оберегали святые мощи от поругания мусульманами. С 1754 года они покоятся в коптском монастыре, основанном Макарием Великим Египетским.

В период неразделенной Церкви канонизация проходила без принятия актов. Причисление к лику святых за особые заслуги перед Церковью относилось к патриархам, пророкам, апостолам, подвижникам (аскетам).

В чем помогают молитвы святому Макарию Великому, Египетскому?

Святой умер в 90 лет. Великим его стали называть еще при жизни, а после смерти он оставил после себя не только славу о своих подвигах и чудесных исцелениях, но также десятки писаний и православных молитв Макария Великого.

День памяти святого отмечается 1 февраля.

К святому обращаются с просьбами:

  • о покровительстве;
  • о даровании мудрости;
  • об укреплении духа и веры;
  • о помощи в жизненных трудностях.

Творческое наследие

Постоянная духовная работа Макария Великого нашла отражение в богословских трудах. Для православного мира сохранились 50 бесед, 7 наставлений и 2 послания. В своих откровениях преподобный Макарий размышляет, как достигнуть соединения души с Богом, анализируя собственный жизненный путь и опыт других египетских аскетов. В беседах Макарий Великий в аллегорической форме дает толкование Библии.

Святой Макарий проповедует телесный аскетизм и постоянное соблюдение заповедей Божьих для подъема духовной жизни.

Пояснения и выдержки из богословских трудов преподобного Макария:

  • Почему душа есть вместилище тьмы, если ее создал Бог? Потому что Адам, нарушив Божий Завет, впустил в нее грех, где теперь обретает лукавый. Лишь душа, уверовавшая в Бога и принявшая в себя Дух Святой, способна победить темные страсти, которые проникли в нее вследствие первородного греха.

Душе, чтобы быть вечно близкой к Господу, надо стать мертвой для земной жизни, где царствует лукавый. Она должна перевоплотиться в другую сущность, которой доступны божественные истины.

Чтобы истребить греховный дух, надо молиться до тех пор, пока душа сможет воспринять и наполниться Святым Духом. Потому что молитва – это не просто слова, а работа, совершаемая душою. Без духовных благ, которые дает молитва, человек нищ душой, и должно ему быть в непрестанной печали, скорби, плаче. Следует непрестанно обращаться к Господу и просить с верою, чтобы обрести истинную жизнь.

Подобно телесной сущности, истинная жизнь для души, являющейся слепком Божественного образа, может продолжиться только при восприятии духовных пищи, питья, одеяний.

  • Освободить от нечистого, приобретшего господство над душой и телом человека, может один Бог. Господь дал Мессию, который помог сбросить оковы рабства дьявола.

Согрешив, человек преобразился из совершенного в непокорного Божьему закону. Он скрыт от Бога дьявольским облачением: злословием, безверием, безбоязненностью, высокомерной спесью, жадностью, развратом. Иисус искупил грех человеческий, и люди опять могут стать совершенными, жить вечно в Царствии Божьем.

  • Христианин, желающий жить с Богом в душе, в первую очередь, должен приобрести дарование достоверно различать добро и зло. Мало людей, которые смогли сохранить верность неделимой любви к единому Богу и от всего отказались. Соблазны, встречающиеся в мирской жизни, отвращают от небесной любви из-за слабости, боязливости, чрезмерной любви к чему-то земному.

Что дорого человеку в мире, то и стоит для него на первом месте, ослабляя в борьбе с искушениями. В этом заключается порочная сила греха, испытывающая каждого человека на верность Господу.

Только те христиане смогут до конца совершить подвиг служения Господу, которые по собственной воле отрешились от мирской любви. Чтобы выдержать испытание, необходимо постоянно контролировать свои желания, чтобы немедленно просить Бога избавить от стремления к удовольствиям, участию в мирских проблемах.

  • Главное в молитвенном обращении к Господу – творить его в тишине, душевном умиротворении, не отвлекаясь и не привлекая чужого внимания. Душа, очищенная от страстей, соединится с Духом Святым и наполнится радостью, любовью, милосердием, добротой.

Для заполнения души Духом Святым христианин должен соблюдать божественные заповеди, исключить мирские заботы из своего сознания, чтобы ум не реагировал на земные проблемы. Ежечасная молитва, обращенная к Господу, – вот чем должен быть полон ум верующего.

Победить грех, который присутствует в каждом человеке, можно лишь постоянно принуждая себя к смирению:

  • считая себя недостойным перед всяким из людей;
  • избегать славы;
  • одобрения.

Одному Богу могут посвящаться добрые дела и подвиги.

Усилия воли должны быть направлены на преодоление недостатков характера. Истинный христианин обязан быть милосердным, великодушным, терпеливым, несмотря на оскорбления, унижения. Если ему трудно заставить себя молиться, он не должен отступать. Бог увидит, как человек усилием воли обуздывает себя, и даст духовный плод: молитву, через которую придет ощущение истинной любви, кротости, доброты.

Если же христианин принуждает себя к молитве, но не выполняет при этом заповедей Божьих, не принуждает к кротости, мудрому смирению, любви к ближнему, то ему дается молитвенная благодать. Он получит умиротворение и веселье в душе, но нравственная сущность его не изменится.

Каждый христианин должен заставлять себя, наперекор своего сердца, как к молитве, так и к мудрому смирению, любви, кротости, искренности, простоте сердечной, терпению. Он должен бороться со своей гордыней, почитая себя нищим и худшим из людей, отучить от праздных бесед и размышлений, не выражать свои чувства криками, не раздражаться.

Тому, кто хочет истинно служить Богу, предстоит вести борьбу с мирскими соблазнами, удаляясь от развлечений, греховных страстей, и с духами злобы. Святые Пророки, Апостолы, Мученики помнили и хранили в сердцах заповеди Святого Духа, следуя им не только на словах, но и на деле: отказываясь от богатства, славы, удовольствий. Как следствие этого в их душах не было места раздражительности, а царила любовь. Те, кто причастен этой благодати, любят всех людей, включая злых хулителей и гонителей, прощая обиды и молясь за них Богу.

  • Добродетельный образ жизни ведет к духовной радости, потому как добродетели – звенья одной цепи, зависящие друг от друга. Молитва идет от сердца, от любви. Любовь возникает от радости. Источник радости – кротость, которая рождается от смирения.

Смирение воспитывается во время службы Господу, служение идет от надежды, источник надежды – вера. Вера невозможна без послушания, а послушание – без простоты потребностей.

И недобрые дела есть порождение и продолжение друг друга:

  • злоба – от нервозности;
  • нервозность – от гордыни;
  • гордыня – от славолюбия;
  • славолюбие – от безверия;
  • безверие – от жестокосердия;
  • жестокосердие – от нерадения;
  • нерадение – от лени;
  • лень – от унылости;
  • унылость – от нетерпения;
  • нетерпение – от похоти.

Земная жизнь истинного христианина, как учит Макарий Великий, со всей борьбой с мирскими искушениями и нравственно-духовными трудами, есть подготовка души к принятию Царства Небесного.

Духовное наследие святого навсегда остались с верующими христианами. Святая Церковь включила в утренние и вечерние богослужения подвижнические молитвы преподобного Макария (1 утренняя молитва, 1 и 4 вечерняя молитвы).

Иконография

На иконах преподобный Макарий Египетский изображен в виде старца с длинной седой бородой до пояса или ниже, с седыми волосами. Взгляд больших, строгих глаз устремлен на молящихся. Священный нимб сияет над головой святого.

На образах христианский отшельник может быть изображен обнаженным, прикрытым только бородой, или в хитоне, по пояс или во весь рост. Изображение без одежды – это напоминание об аскетичном образе жизни святого, который настолько был поглощен духовным совершенствованием и общением с Богом, что забывал о материальной стороне земной жизни.

Руки Макария или молитвенно сложены на груди, что означает смирение, или делают жест с развернутыми к верующим ладонями – как предостережение от искушений лукавого. Изображения свитка в руках – это духовные наставления, которые святой давал своим ученикам. Есть изображения, где рядом с Макарием стоит Херувим, преподобные Онуфрий, Петр Афонский.

Тексты

В дни памяти Макария Великого в церкви читают акафист, кондак, тропарь. Православные верующие обращаются к иконе святого с молитвенными просьбами.

Тропарь

Пустынный житель, и во плоти Ангел, и чудтворец явился еси, Богоносне отче наш Макарие: постом, бдением, молитвою Небесныя дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак

Блаженную жизнь скончав в житии с мученическими лики, в земли кротких достойно водворишися, богоносне Макарие, и пустыню, якодже град, населив, благодать приял еси от Бога чудес, тем же тя почитаем.

Молитва

Макарию Египетскому возносят молитвы по утрам, во время невзгод и печали.

Первая

К Тебе, Владыка Человеколюбец, восстав от сна я спешу, и за дела Тебе угодные принимаюсь, по милосердию Твоему, и молюсь Тебе: помоги мне во всякое время, во всяком деле, и избавь меня от всякой злой превратности в мире сем и от диавольского содействия, и спаси меня, и введи в Царство Твоё вечное. Ибо Ты – мой Творец и всякого блага Промыслитель и Податель. И в Тебе – вся надежда моя, и Тебе славу воссылаю, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Вторая

О, преподобный отче Макарие! Молим тя мы, недостойные, испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего нам здравие душевное и телесное, тихое и благочестивое житие и добрый ответ на Страшном Суде Христове. Угаси молитвами твоими разжжены стрелы диавольския, да не прекоснется нам злоба греховная, да благочестно скончавше временное житие, сподобимся наследовати Царствие Небесное и купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Третья

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Макарие, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 1‑я

О, преподо́бне о́тче Мака́рие! Мо́лим тя мы, недосто́йные, испро­си́ предста́тельством твои́м у Всеми́лостиваго Бо́га на́шего нам здра́вие душе́вное и теле́сное, ти́хое и богоуго́дное житие́ и до́брый отве́т на Стра́шнем Суде́ Христо́ве. Уга­си́ моли́твами твои́ми разжже́ные на рабо́в Бо́жиих (име­на) стре́лы диа́вольския, да не прико́снется нам зло́ба грехо́вная, да благоче́стно сконча́вше вре́менное житие́, сподо́бимся насле́довати Ца́рствие Небе́сное и ку́пно с тобо́ю сла́вити Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]