Житие преподобного Макария Великого и икона святого, о чем просить и творческое наследие


Происхождение и житие святого

Макарий родился в Египте в семье священника. Престарелые Авраам и Сарра не надеялись иметь детей. Однажды Аврааму явился ангел с известием о рождении сына, которому суждено быть жилищем Святого Духа и в ангельском образе жить среди людей. С юных лет Макарий стремился к служению Богу, но родители забыли о предсказании ангела и заставили жениться.

Через 3 дня после свадьбы жена умерла от горячки девственницей. Авраам и Сарра больше не настаивали на женитьбе сына. Макарий ухаживал за своими престарелыми родителями и усердно посещал церковь. После смерти отца и матери он раздал все имущество бедным и поселился в пустыне, недалеко от селения, где проживал.

Его наставником стал старец-монах, рядом с которым выстроил келью Макарий. Все дни проходили у него в трудах (плетении корзин) и молитвах. Отличительной чертой характера св. Макария было смирение.

Макарий не противоречил никому, принимая несправедливость, как искушение, которое он должен преодолеть.

Из биографии преподобного известно, что его оговорила девушка, назвав отцом своего будущего ребенка. Жители селения поверили ей, жестоко избив святого.

Макарий не стал доказывать свою невиновность. Он стал отдавать ей деньги, вырученные от продажи корзин. Во время родовых мук девица призналась во лжи. Ее родители решили покаяться перед святым, но Макарий не захотел суетной славы. Он тайно покинул келью и ушел в Фаранскую пустыню. Проведя в безмолвии 3 года, Макарий отправился к основателю египетского монашества, Антонию Великому.

Преподобный отец Антоний был уже наслышан о блаженном и отнесся к нему с вниманием и любовью. Макарий сделался его единомышленником и приверженцем. Спустя некоторое время Макарий покинул Антония и, по его рекомендации, направился в Скитскую пустыню. Отшельник вел аскетический образ жизни: ел раз в неделю немного хлеба с водой, спал урывками, прислонясь к стене кельи.

Стараясь избежать соблазнительных мыслей, Макарий пребывал в молчании, удерживая в уме молитвы. Отрешенность от мирских благ достигла такой степени, что когда однажды отшельник заметил в своей келье вора, то помог ему собрать свои нехитрые пожитки и погрузить на осла.

Макарий в молодом возрасте достиг духовной зрелости, которая присуща старцам. За мудрость и терпение его называли юношей-старцем. Крылатым стало изречение блаженного о том, что недоброе слово и добросердечного человека сделает злым, а доброе – и ожесточенного человека добрым. Слава о подвижнике распространилась по всему Египту, и к нему потянулись паломники: за исцелением, молитвой, советом.

У него появились последователи, которые выстроили кельи рядом с жилищем преподобного. Прошло 5 лет, и в суровом краю появилось 4 храма, Макарий стал пресвитером. В 374 году в Египте началось гонение православных. Самых влиятельных монахов, в том числе Макария, удалили на остров к язычникам в дельте Нила. Смиренномудрие и добродетель исповедников поразили умы язычников, и они приняли христианство. Народные возмущения заставили вернуть монахов из изгнания.

МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ

(Corpus Macarianum). I. Состав, рукописные собрания и переводы на древние языки. Греч. тексты дошли в виде 4 коллекций, т. н. «типов». Первый тип — наиболее обширный, содержит 64 Слова (62-е принадлежит др. автору). Он полностью включает в себя тип IV (отдельно не издан) и частично пересекается с типами II и III. Тип II, наиболее распространенный, содержит 50 бесед, издан полностью; из дополнительных 7 бесед неподлинны 54-я и 57-я. Рукописи типа III включают разное количество сочинений, отдельно опубликованы лишь свойственные данной коллекции (в издании Э. Клостерманна и Х. Бертольда в 1961 и повторно, с исключением небольших пересечений с типом I,- в 1980, с франц. переводом В. Депре). В одной из 2 араб. коллекций, восходящей к утерянному греческому собранию, сохранились Слова, не дошедшие на древнегреческом, они изданы в немецком переводе Штротманном (1975). Кроме того, существуют выборки (антологии) из произведений Макариевского корпуса.

Макариевский корпус сохранился в многочисленных рукописных сборниках на греч., сир., копт., араб. и груз. языках. Существуют также неполные сборники, в к-рых, вероятно, отражены иные древние или более полные собрания бесед. Cобрание типа I представлено целиком 2 рукописями XIII в. (Vat. gr. 694; Athen. Bibl. Nat. gr. 423) и неск., содержащими лишь часть бесед; собрание типа II — рукописями XI-XII вв. (Panag. 75; ГИМ. Син. греч. 320) и др. более поздними; собрание типа III — рукописями XI в. (Athen. Bibl. Nat. gr. 272) и XV в. (Ath. Pantel. 129); собрание типа IV — рукописью 1045 г. (Paris. gr. 973) и др. более поздними. Отдельные сочинения сохранились под именами М. В., свт. Василия Великого, прп. Ефрема Сирина, аввы Исаии, прп. Марка Подвижника, Симеона Месопотамского; рукописи этих произведений часто более древние, чем рукописи прямой традиции.

Основной сир. корпус имеет ярко выраженный антологический характер (изд.: Strothmann. Die Syrische Überlieferung. 1981); синайская рукопись X в. (Sinait. syr. 14) содержит тот же материал, что и основные коллекции.

На араб. языке существуют 2 собрания (ср.: Graf. 1944): собрание типа IV под именем М. В. (в ркп. Vat. arab. 84, 1055 г., близкой к ркп. Paris. gr. 973) и собрание под именем прп. Симеона Столпника (в ватиканских рукописях («TV») — Vat. arab. 70 (Т), 80 (V)); в Paris. arab. 149; и др.), утерянное на греческом кроме 7 коротких произведений под именем прп. Симеона (в ркп. Vat. gr. 2028, XI в.). Второе собрание имеется в ряде саидских фрагментов (представлены также в собрании типа III; идентифицированы в: Suciu. 2011); состоит из 36 бесед, ок. 40 вопросоответов и 30 коротких отрывков; может восходить к более раннему собранию по сравнению с основными греческими. Нем. перевод арабской версии произведений этого собрания, утраченных на греческом (33-я гомилия сохранилась и издана также на сирийском): Strothmann. 1975. Семь произведений, дошедших на греческом (под заглавием τοῦ ἁγίου Συμεῶνος) и входящих в араб. собрание (одно из них входит в собрание типа III, 6 других — в собрание типа I; на этот небольшой сборник было указано Жеэном: Géhin. 1996. P. 60-62 (описание содержания на основании архивного каталога); P. 61. Not. 14 (общая идентификация 7 отрывков)), по-видимому, являются фрагментами из утерянного греч. прототипа ркп. Vat. arab. 80 и сохранили истинное имя автора. Состояние текста в них местами лучше, чем в собраниях типов I, II и III (изд.: Desprez. 2015. С. 783-795).

Груз. перевод собрания типа IV был выполнен прп. Евфимием Святогорцем (955-1028; изд.: Нинуа. 1982. С. 156-198).

Наиболее древние сохранившиеся тексты Макариевского корпуса отражают (с учетом разночтений) сир. версия Слова I 48 = II 5 под именем прп. Марка Подвижника (Vat. syr. 122, 769 г.), сир. перевод в ркп. Sin. syr. 14, «Великое послание» под именем прп. Ефрема Сирина (по ркп. не позднее VIII в.) и 7 фрагментов под именем прп. Симеона Столпника. Собрание из 8 писем на греческом (CPG, N 2402/2-4), атрибуированное «Макарию Скитскому», не принадлежит Макариевскому корпусу.

Деление Макариевского корпуса на речи-беседы (в к-рых автор излагает свое учение), компилятивные серии кратких изречений, письма (изобилующие библейскими цитатами), вопросоответы (более полемически заостренные) имеются в большинстве собраний (о лит. жанрах корпуса см.: Dörries. 1941).

К основным позднейшим антологиям, составленным из бесед Макариевского корпуса, относятся:

1. «О хранении сердца» (De custodia cordis; Слово 1 = Opusculum I; CPG, N 2413/1; PG. 34. Col. 821-841), поздняя переработка (по ныне утерянной ркп., близкой к Vindob. Theol. 192) исихастской антологии, к-рая содержится во мн. рукописях аскетических сборников, использованных при издании творений Евагрия Понтийского (см.: Géhin. 1994). Состоит из 2 частей: 4 фрагмента из собрания типа IV (Macar. Aeg. I 1. 7. 7 — I 1. 9. 13; IV 9, 16, 21 — PG. 34. Col. 825-841; под именем прп. Марка Подвижника: PG. 65. Col. 1064-1069); неск. коротких фрагментов из собраний типов I и II и 146 фрагментов из эпитомы (частично изд.: PG. 34. Col. 821-825; изд. с франц. пер. по ркп. Ath. Vatop. 57. 418r-429r: Desprez. 2015. С. 826-832).

2. Эпитома из 150 глав (CPG, N 2413/2; Слова 2-7 = Opuscula II-VII; PG. 34. Col. 841-968), антология на основании собрания типа IV; частично издана: Desprez. 2015. С. 751-760 (введение и главы 6-7, пространная рецензия), 895-912 (главы 45, 62-63, 67, 74, 92, 94, 96, 134-135, 137-143, цитируемые свт. Григорием Паламой). Имеются лат. переводы, 1-й атрибуирован Анджело Кларено (в ркп. Vat. Urb. lat. 521 и 2 др. рукописях, по лучшему греч. тексту), 2-й — Педро де Валенсиа (по ркп. Upsal. gr. 3, комбинирующей 2 лучшие рецензии; изд.: Pedro de Valencia. 2001. P. 353-420; рус. пер.: Макарий Египетский, прп. Духовные беседы, послание и слова. Серг. П. 19044. М., 1998р. С. 345-467); таблица соответствий Слов 1-7 типу I: Desprez. 2015. С. 978-980.

3. «Мозаичная коллекция» (название дано Г. Дёррисом), собрание из 24 Слов, сгруппированных тематически и составленных из фрагментов бесед, к-рые входят в собрания типов I и II. Представлена 3 рукописями, использованными в издании «Великого послания» Р. Штаатса и Бертольда (Там же. С. 842). Первичный анализ сделан Депре (путем изучения ркп. Paris. gr. 915, XIV в., и коллации отрывков бесед из собрания типа IV; частично изд.: Desprez. 2015. С. 844-858).

II. Место и время написания. Макариевский корпус был создан аскетом, к-рый жил, по всей вероятности, в грекоязычном регионе Римской империи, между Эдессой, Антиохией и Понтом (если исходить из географических и исторических данных, встречающихся в корпусе), и был вдохновителем группы монашеских общин и отдельных подвижников. Его деятельность приходилась на 60-90-е гг. IV в. Верхней временно́й границей (terminus ante quem) Макариевского корпуса может служить кончина свт. Григория Нисского (ок. 394), к-рый «обработал» «Великое послание» (вероятно, одно из самых поздних произведений «корпуса») в виде трактата «О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве» (De instituto christiano). Нижней временно́й границей (terminus post quem) могло быть восшествие на трон имп. Элии Флациллы (383), супруги имп. Феодосия I Великого, указание на к-рое исследователи усматривают в одной из бесед (Macar. Aeg. III 25. 4. 5; см.: Fitschen. 1998). К событиям 2-й пол. IV в., возможно, относятся также: упоминание о царских евнухах, освобожденных от военной службы (Macar. Aeg. III 4. 1. 3), к-рое может быть аллюзией на кампании, проводимые евнухом Евтропием против гуннов в 397 и 398 гг.; сообщение о родах императрицы (Idem. I 14. 34 = II 42. 2), под к-рыми, вероятно, имеется в виду рождение имп. Галлы Плацидии (80-е гг. IV в.) и имп. Гонория (384) (Fitschen. 1998. P. 170); сравнение с городом, попавшим во власть тирана и затем возвращенным законному правителю (Macar. Aeg. I 3. 4. 7-9; 61. 1. 3-4; араб. гомилия 30 в ркп. TV), к-рое, возможно, связано с захватом Амиды царем Шапуром II (350) и ее освобождением имп. Юлианом Отступником (363) (однако захват приписан индийцам и сарацинам, а не персам; ср.: Plested. 2004. P. 12), или с деятельностью узурпатора имп. Магна Максима на Западе. Месопотамские епископы и монахи, т. е. Псевдо-Макарий с близкими подвижниками, могли присутствовать на Вселенском II Соборе (381) (Greg. Nyss. De deitate adv. Evagr. // GNO. T. 9. P. 336-338; в этом Слове развивается тематика, близкая Макариевскому корпусу — ср.: Macar. Aeg. I 16. 3. 1 = II 17. 12; см.: Staats. 1967. S. 167-179). Косвенными указаниями на принадлежность автора Макариевского корпуса к IV в. также могут являться: исповедание веры в Св. Троицу, содержащееся в начале «Великого послания» и близкое к Символу веры II Вселенского Собора; упоминание праздника Рождества Христова (Macar. Aeg. II 52), засвидетельствованного в Каппадокии (Basil. Magn. In Christ. generat.; CPG, N 2913; авторство гомилии оспаривается, однако Ж. Грибомон и М. Обино считали ее подлинной), в К-поле (379-380; Greg. Nazianz. Or. 38 // PG. 36. Col. 313; см.: Moreschini C. Introd. // SC. 358. P. 16-22) и в Антиохии (386; Ioan. Chrysost. In diem Natalem // PG. 49. Col. 351; см.: Lemarié. 1957; Jounel. 1983); особенности евхаристических обряда и богословия, засвидетельствованных ок. 380 г. в областях Антиохии (Desprez. 1990. P. 212-213, 221); христология Макариевского корпуса — антиаполлинаристская и александрийская (Macar. Aeg. I 10. 4), дохалкидонская (Ibidem; см.: Dörries. 1941. S. 166. Not. 1; Macar. Aeg. I 49 = II 4; ср.: Balthasar H.-U. La gloire et la croix. P., 1965. Vol. 1. P. 228; Dörries. 1978. S. 327. Not. 33).

III. Личность автора. Макариевский корпус был создан, по всей вероятности, сир. автором, находившимся в тесном контакте с греч. культурным миром. Свое религ. призвание он описывает как следствие неудачи жизни в миру (Macar. Aeg. II 32. 7-8; 45. 4). Использование наряду с библейскими и специфически сир. темами и понятиями некоторых платонических и стоических тем свидетельствует о получении им светского образования (см.: Stoffels. 1908. S. 57-71; впрочем, по мнению М. Спаннё, такие стоические темы, как тонкая телесность души, теория смешений, бесстрастие, взаимозависимость добродетелей, к этому времени были уже христианизированы, а словарь Макариевского корпуса весьма далек от лексики стоиков — Spanneut. 1973. P. 148, 150, 170-175). Хотя он цитирует только Свящ. Писание, однако упоминает нек-рых философов и делает аллюзии на апокрифические «Деяния» апостолов; аллегорическая экзегеза приводится в русле Оригена и каппадокийцев. В целом же создателю Макариевского корпуса более свойственен спокойный и свободный подход сир. авторов, мало связанных с греч. философией и выражающихся, в соответствии с семитской традицией, поэтически (напр., прп. Ефрем Сирин, символизм которого близок к образному миру Макариевского корпуса). Характерная «пространственная» образность корпуса так же сближает его с сир. христ. лит-рой (напр., представление о том, что человек бывает «преисполнен» Духом или грехом, к-рое встречается в т. ч. у Афраата — Aphr. Demonstr. 1. 14 и в «Книге степеней» — Stewart. 1991. P. 223-232).

IV. Мессалианский контекст. Приблизительно с 1920 по 1975 г. автор Макариевского корпуса рассматривался как один из предводителей мессалианства, однако К. Стюарт (Stewart. 1991) и другие совр. исследователи внесли нюансы в эту проблематику (см. суждения мессалиан в сравнении с текстами Макариевского корпуса: Дунаев. 2015. P. 99-103). Согласно К. Фичену (Fitschen. 1998), Адельфий (изложивший свт. Флавиану I Антиохийскому учение мессалиан, см.: Theodoret. Hist. eccl. IV 11; Idem. Haer. fab. IV 11) читал по крайней мере часть Макариевского корпуса, однако выделил и заострил сиро-месопотамскую тематику, близкую его автору (укорененность зла в человеке, значимость молитвы, духовный опыт). Т. о., основателем мессалианства был Адельфий, а создатель Макариевского корпуса — «предтечей» этого учения, невольным вдохновителем, а не богословом мессалиан. Валериан Иконийский, автор «эфесского списка», рассматривал не Макариевский корпус, но «Аскетикон», скомпилированный мессалианами на основании некоторых текстов корпуса. Фичен отличает «молитвенников», образующих группу вокруг Псевдо-Макария, от мессалиан (Fitschen. 1998. S. 238). Первые объединялись с целью молитвы (только в «Великом послании» и в 21-м и 48-м Словах типа I говорится о мон-рях, в 3-й беседе типа II — о 30 братьях, живущих вместе) и были восприимчивы к учению наставника. Примерно с 375 г., когда Адельфий выдал себя за истолкователя Псевдо-Макария, нек-рые «молитвенники», более радикально настроенные, стали собственно мессалианами. Учение Макариевского корпуса больше не влияло на них. Фичен, т. о., отделяет Псевдо-Макария от мессалиан, хотя духовный опыт первого и оказывал влияние на последних. Исходя из анализа полемики и вопросов, встречающихся в корпусе, его автор и мессалиане находились в общении между собой (Desprez. 1998. P. 333-337, 412). Согласно А. Г. Дунаеву, учение Макариевского корпуса несовместимо с учением мессалиан: перечень их взглядов, известный прп. Иоанну Дамаскину, был установлен сначала на К-польском (426), потом на Эфесском (431) Соборах путем тенденциозных выдержек из Макариевского корпуса, имевшего хождение среди мессалиан, в качестве резюме аскетической книги мессалиан (Дунаев. 2015. С. 99-113). По мнению М. Плестеда (Plested. 2004), Макариевский корпус не зависит от мессалиан и входит в духовное наследие Православия.

V. Этапы формирования. Согласно Дёррису (Dörries. 1941), можно выделить неск. этапов формирования Макариевского корпуса в соответствии с внутренними отсылками и развитием тем. Древнейший слой — «Аскетикон», катехизис для наставления новоначальных (гл. обр. вопросы: Macar. Aeg. I 2, 4-7 (ср.: II 6-7, 12, 16, 26-27); I 32-33, 45 (ср.: II 15); II 3). Развитие полемики позволяет выделить 4 периода (Dörries. 1941, во 2-й части книги имеется анализ каждого периода; впосл. Дёррис отбросил эту гипотезу (Idem. 1978. S. 14) и представил учение Макариевского корпуса в синхронном виде): 1) тема зла, таящегося в человеке, границ внешнего подвижничества, необходимости внутренней молитвы (ср.: Macar. Aeg. I 8); 2) автор корпуса представляется уже почитаемым учителем (ср.: II 51), но при возникающей оппозиции; 3) обличение подвижников, гордящихся своими правилами (I 4. 13 = III 14. 1), учителей-рационалистов (III 22), бесплодных богословских прений (III 25. 6. 2), поверхностных фарисействующих монахов (I 64), вслед. чего возникают полемика с Псевдо-Макарием (I 1. 1, 13) и гонение на него (I 6. 2. 1 = II 26. 22-23); 4) в разгар кризиса «новые фарисеи» оправдывают себя (I 40); полемика сосредоточивается вокруг Крещения и церковной организации (I 33. 2 = II 15. 14-15; I 43, 52).

VI. «Великое послание». Среди посланий, входящих в Макариевский корпус, «Великое послание» является самым большим и структурированным (остальные послания — Macar. Aeg. I 40; II 51; III 28; араб. гомилия 10 в ркп. TV). Оно представляет собой 1-е Слово собраний типов I и IV и беседу 36 «симеоновской» араб. коллекции (TV). В собраниях типов II и III оно дается в виде короткого фрагмента (II 40 = I 4. 1 = Слово 4 в ркп. Athen. Bibl. Nat. gr. 272).

Послание характеризуется четко обозначенными отсылками к Свящ. Писанию (в нем насчитывается 111 библейских цитат и 87 аллюзий). Оно построено по строгому плану (см.: Makarios-Symeon. Epistola Magna. 1984. S. 63-75). Вслед за прологом (гл. 1) приводятся богословские основания аскезы (главы 2-5): целью аскезы является освобождение от страстей при помощи Св. Духа (гл. 2), христ. жизнь должна развиваться, стремясь к Христову совершенству (гл. 3) при содействии благодати и человеческих усилий (гл. 4); возвышенность этой цели исключает всякую гордыню (гл. 5). В основной части послания (главы 6-11) автор разъясняет, каким образом эти основания осуществляются в жизни в мон-ре. Он говорит о дисциплине общины (гл. 6), о том, что любовь к Богу и рассудительность позволяют избежать духовных опасностей (гл. 7), о том, что есть братья, к-рые могут полностью посвятить себя молитве (гл. 9), и братья служащие и трудящиеся (гл. 10), а также об отношении между 2 категориями братьев (гл. 11). Далее следуют резюме, заключение (гл. 12) и приложение (гл. 13), возможно, более позднее (в ркп. Marc. gr. 52 гл. 13 следует за доксологией), в к-ром автор защищается от упрека, «будто мы… уповаем на невозможное и на сверхчеловеческое», ставя перед собой цели, обозначенные в Свящ. Писании, и опровергает мнение, согласно к-рому невозможно достичь такого состояния, к какому нас побуждает Писание, «идет ли речь о совершенной чистоте и избавлении от страстей или о сопребывании и полноте Святого Духа» (13. 1). Т. о., «Великое послание» отражает двоякую постоянную установку автора Макариевского корпуса: с одной стороны, привести своих корреспондентов к правильному отношению к мессалианским устремлениям, с другой — побудить к внутреннему усилию и оградить эту установку от возможного поверхностного понимания.

Дёррис показал, что исповедание троической веры, с к-рого начинается «Великое послание» (1. 3), очень близко к составленному на II Вселенском Соборе: автор Макариевского корпуса бескомпромиссно исповедует божество Св. Духа, действующего в душе человека, но не смешивающегося с ней. Провозглашение божества Св. Духа на этом Соборе, возможно, не было лишено связи с сир. аскетизмом и могло бы объяснить теоретическую радикализацию мессалианства у Адельфия (Dörries. 1956; Idem. 1966. S. 130ff; Staats. 1979. S. 238-241). Вероятно, написать «Великое послание» с обоснованием своего аскетического учения автора Макариевского корпуса вынудило то, что свт. Амфилохий Иконийский начал борьбу с мессалианами в Каппадокии.

Свт. Григорий Нисский воспроизвел «Великое послание» в соч. «О цели жизни по Богу…», возможно, с целью представить запечатленный там духовный опыт широкой образованной аудитории на более философском языке, смягчив нек-рые крайности (в частности, исключив тему первенства молитвы, начиная с гл. 11 и до конца «Великого послания»).

VII. Полемика, отраженная в Макариевском корпусе.

1. «Внешние» подвижники. В 52-м Слове из собрания типа I автор выступает против надеющихся только на «плотские оправдания» и нерадеющих о внутреннем духовном человеке. В «Великом послании» объясняется необходимость внутреннего подвига и в связи с этим опровергается обвинение в требовании от человека невозможных усилий (Macar. Aeg. I 1. 13). Особенного порицания заслуживают «интеллектуалы», к-рые отвергают возможность для духовного человека получить знание посредством благодати и допускают откровение лишь через рациональное знание или через размышление над Писанием и его толкование. Наиболее часто ведется полемика против тех, кто учат без духовного опыта или обсуждают Свящ. Писание, не имея в себе Св. Духа (III 22. 1; араб. гомилии 12 и 23 в ркп. TV). Часто изобличаются тщеславные подвижники, гордящиеся строгим исполнением правил: подлинно духовный человек желает оставаться скрытым от людей; лучше менее строгое подвижничество, но более смиренное (III 21. 3. 2), внутреннее; при этом результат возможен только под воздействием благодати.

По мнению автора Макариевского корпуса, «внешние» подвижники характеризуются отрицанием глубокого воздействия зла на человека: зло, по их мнению, подступает лишь снаружи (I 32. 3. 1 = II 15. 13), и человек может отклонить его, если захочет; после крещения зло больше не имеет места в человеческом сердце (I 4. 27. 2 = II 16. 10). «Внешние» подвижники, «новые фарисеи», очищают лишь поверхность чаши и блюда (ср.: Мф 23. 25), тогда как духовные люди заботятся о подчинении даже внутренних страстей. Эти подвижники (ранняя разновидность полупелагиан) уверяют, что «Господь требует одних явных плодов, а тайное совершает Сам Бог» (Macar. Aeg. II 3. 3b); что довольно отказа от имущества и от брака. Такая позиция сближает «внешних» подвижников с теми братьями, к-рые отступают перед трудностями молитвы (I 4. 4 = II 40. 6).

2. «Детерменисты». Представители противоположной позиции отрицают свободу воли. «Некоторые еретики утверждают, что вещество безначально и что оно есть корень, коренная сила, и равносильно Богу» (I 46. 1. 1 = II 16. 1). Эта «ересь» совмещает древнюю веру греков в вечность материи с манихейским утверждением второго начала наряду с Богом; далее опровергаются идеи, в к-рых утверждается, что зло субстанциально (ἐνυπόστατον) (I 46. 1. 2). Возможно, это субстанциальное зло идентично материи — началу, враждебному Богу. Близки к этому и 2 др. мнения: «Некоторые… утверждают, что естественны и от Бога произошли «постыдные страсти» (Рим 1. 26)» (Macar. Aeg. I 40. 1. 2). «Лжебратия» вводят в заблуждение корреспондентов автора Макариевского корпуса, говоря им, что «человек не может сделать ничего благого, если благодать Божия не принудит его насильно» (араб. гомилия 10 в ркп. TV).

Для иных представителей этого направления характерно отрицание свободы: «Если человек умер духовно, он вообще уже ничего не может сделать хорошего» (III 27. 3). «Противная сила крепче, и порок вполне царствует над человеком». На такое воззрение автор Макариевского корпуса отвечает: «Ты обвиняешь в несправедливости Бога, Который осуждает человечество» за грех (II 3. 6). «Детерменисты» также приписывают Богу произвольный выбор между избранными и отвергнутыми: «Некоторые возводят несправедливость на Бога, неразумно ограничивая избрание и предведение [Его], будто избирает Он того, кого хочет спасти, а кого желает погубить, оставляет на его безрассудные влечения» (I 31. 5. 4). Однако предопределение — не что иное, как результат божественного предведения: Бог изначально предузнал тех, к-рые полюбят Его, так что Он справедливо избрал их. Эти разнообразные мнения в конце концов приводят к фатализму и моральной вседозволенности. Вопреки подобным заблуждениям автор Макариевского корпуса напоминает о существовании свободы выбора и о благости творения.

3. Мессалиане. Автор Макариевского корпуса, вероятно, общался с нек-рыми подвижниками, весьма похожими на мессалиан, близких к его ученикам или адресатам. Так, по его словам, нек-рые подвижники молятся, издавая «неподобающие и беспорядочные крики» под сильным воздействием раскаяния, внутреннего страдания и, возможно, напряжения, стремясь достичь действия благодати. Эти люди «молятся с волнением и смятением, так что вводят в соблазн тех, кто их слышит». Независимо от того, искренняя их молитва или поддельная, они компрометируют подвижничество (II 51. 3). Поддельной молитве автор Макариевского корпуса противопоставляет слова ап. Павла: «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор 14. 33).

Иные «молящиеся» (т. е. мессалиане в собственном смысле слова) отрицали необходимость аскезы, если отсутствует награда в виде опыта благодати: они «ищут Царствие молитвой и не избегают сластолюбия» (Macar. Aeg. I 38. 2. 5). По их мнению, «если исполнит кто все заповеди и устоит, но не стяжает благодати в веке сем, то не получит никакой пользы» (I 2. 4. 1). Нек-рые считали обременительным служение братьям (I 4. 30. 12). Подобное представление возникало вслед. мессалианской предпосылки о возможном и необходимом опыте получения благодати. Автор Макариевского корпуса учит не отчаиваться тех, кто не видят в себе этого опыта.

Многие подвижники полагали, что преображение под воздействием благодати происходит внезапно и полностью. Одни ссылались на Евангелие от Иоанна (Ин 5. 24; ср.: 1 Ин 3. 14): «После [приятия] благодати они «перешли от смерти к жизни»» (Macar. Aeg. I 6. 7 = II 27. 13), другие — на Послание к Галатам (Гал 3. 27): «Вы во Христа облеклись», и вслед. этого утверждали, что «стяжавший благодать Божию остается всегда неизменным и не может измениться» (араб. гомилия 10 в ркп. TV). Поэтому нек-рые полагали, что стяжали благодать и приобрели бесстрастие. После получения благодати, по их мнению, душа уже избавлена от забот (Macar. Aeg. I 16. 2. 3 = II 7. 8); они гордились этим и выражали удовлетворение, говоря: «Мы достигли»; «Довольно с нас, более не имеем нужды» (I 7. 7. 4 = II 26. 17). Подобных людей автор Макариевского корпуса считает безрассудными невеждами (I 34. 10), высмеивая их: «Ты совершен, довольно с тебя, обогатился уже, не имеешь больше нужды в знании, блажен» (I 7. 12. 2 = II 27. 6).

Иные «неопытные» братья удивлялись, что зло еще действует на них и после получения благодати (I 46. 1. 5 = II 6. 3). Они полагали, что «в христианстве уже нет места похоти» (II 38. 4). Испытания и искушения открыли им глаза на поверхностный характер психологического «преображения»: порок по-прежнему остается; если он перестает действовать, то лишь затем, чтобы заставить забыть о себе (I 46. 1. 5 = II 16. 3).

Наконец, в Макариевском корпусе о подвижники (иногда после получения больших духовных дарований). Падением являются в т. ч. гордыня и осуждение ближнего (I 7. 12. 2 = II 27. 6). Отделение от братского общежития также приводит к большим нестроениям. Некоторые исповедники веры дошли до греховной порочности или отступничества. Вероятно, выступая именно против мессалианских упрощений (благодать сменяет собой грех), автор Макариевского корпуса говорит о сосуществовании в человеке зла и благодати, представленных как два «духа» (I 16. 1. 8 = II 17. 4).

Чудеса

Люди стремились со всех концов Египта в пустыню Скит, чтобы увидеть Макария Великого, надеясь на его помощь в болезнях и печалях. Для больных Макарием была устроена гостиница.

Каждый день преподобный исцелял святым елеем одного болящего, задерживая остальных в обители с целью очищения от болезни не только тела, но и души.

Святитель, чтобы оставаться иногда наедине с Богом, сделал под своей кельей скрытое помещение. Здесь Макарий предавался молитвам и богомыслию.

Преподобный Макарий находился при упокоении святого Антония Великого. В наследство святой получил посох, на который старец опирался при ходьбе. Он удвоил его духовную силу. Милосердие и смирение святого не знали границ. Макарий возносил молитвы Господу за праведных и грешников.

Блаженный Макарий достиг такой духовной высоты, что в 40 лет Бог наделил его даром чудотворения. Однажды, чтобы доказать еретику, что душа человеческая бессмертна, Макарий воскресил мертвого. Еретик явился в пустыню и стал возглашать ученикам Макария, что воскрешения мертвых не бывает. Он был остроумен и язвителен, и монашеская братия усомнилась в истинности христианской веры.

Макарий не вступил в пререкания с искусителем, а предложил пойти на монашеское кладбище и удостовериться в воскрешении. Вместе с еретиком и монахами преподобный пришел на кладбище. После долгой молитвы Макарий воззвал к Господу, чтобы тот оживил недавно усопшего монаха. Преподобный окликнул по имени недавно похороненного инока, и все услышали ответный возглас. Монахи разрыли могилу и вывели из нее ожившего собрата. Испуганный еретик скрылся в пустыне.

Еще дважды совершал преподобный Макарий кратковременное воскрешение мертвых: чтобы помочь несчастной вдове вернуть долг мужа; оправдать невинно осужденного.

Молитвы святого Макария помогали против чародейства и в изгнании бесов. Один волшебник, по просьбе нечестивца, желавшего склонить к измене красивую замужнюю женщину, напустил чары, что она всем казалась лошадью. Через три дня Макарий Великий, по просьбе мужа, освободил женщину от магического обмана, оросив ее святой водой.

Подобным образом Макарий избавил от злых чар девушку, превращенную в ослицу, которую ему привели ее родители. Другая девица была больна страшной болезнью: все тело ее было покрыто гноящимися ранами с червями. Преподобный помазал ее тело елеем, над которым прочитал молитву Господу, и она стала здоровой.

Однажды к святому Макарию привели юношу, одержимого бесом. Вселившийся в него дьявол требовал огромное количество пищи, которая тут же выходила изо рта бесноватого в виде пара. Мать умоляла Макария избавить ее сына от беснования. Семь дней преподобный постился и молился и изгнал дьявола.

Молитва 1-я, святого Макария Великого

Среди всех молитв именно утренняя молитва этому святому обладает наибольшей силой. Текст молитвы на русском языке необходимо читать сразу после пробуждения, вместе с другими утренними молитвами.

Боже, очисти меня, грешного, ибо я никогда не делал доброго пред Тобою, но избавь меня от зла и да будет во мне воля Твоя, чтобы мне не в осуждение открыть уста мои недостойные и восхвалить имя Твоё святое, Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Смерть и канонизация

В молитвенном служении, постоянно каясь в грехах, в труде провел в пустыне блаженный Макарий 60 лет. Преподобный прожил 97 лет. О скорой кончине Макарий узнал из сновидения, в котором к нему явились вестники от Господа, святые Антоний и Пахомий.

Макарий Великий, прощаясь, благословил своих последователей и единомышленников. Его последние слова были: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой». Православные оберегали святые мощи от поругания мусульманами. С 1754 года они покоятся в коптском монастыре, основанном Макарием Великим Египетским.

В период неразделенной Церкви канонизация проходила без принятия актов. Причисление к лику святых за особые заслуги перед Церковью относилось к патриархам, пророкам, апостолам, подвижникам (аскетам).

Творческое наследие

Постоянная духовная работа Макария Великого нашла отражение в богословских трудах. Для православного мира сохранились 50 бесед, 7 наставлений и 2 послания. В своих откровениях преподобный Макарий размышляет, как достигнуть соединения души с Богом, анализируя собственный жизненный путь и опыт других египетских аскетов. В беседах Макарий Великий в аллегорической форме дает толкование Библии.

Святой Макарий проповедует телесный аскетизм и постоянное соблюдение заповедей Божьих для подъема духовной жизни.

Пояснения и выдержки из богословских трудов преподобного Макария:

  • Почему душа есть вместилище тьмы, если ее создал Бог? Потому что Адам, нарушив Божий Завет, впустил в нее грех, где теперь обретает лукавый. Лишь душа, уверовавшая в Бога и принявшая в себя Дух Святой, способна победить темные страсти, которые проникли в нее вследствие первородного греха.

Душе, чтобы быть вечно близкой к Господу, надо стать мертвой для земной жизни, где царствует лукавый. Она должна перевоплотиться в другую сущность, которой доступны божественные истины.

Чтобы истребить греховный дух, надо молиться до тех пор, пока душа сможет воспринять и наполниться Святым Духом. Потому что молитва – это не просто слова, а работа, совершаемая душою. Без духовных благ, которые дает молитва, человек нищ душой, и должно ему быть в непрестанной печали, скорби, плаче. Следует непрестанно обращаться к Господу и просить с верою, чтобы обрести истинную жизнь.

Подобно телесной сущности, истинная жизнь для души, являющейся слепком Божественного образа, может продолжиться только при восприятии духовных пищи, питья, одеяний.

  • Освободить от нечистого, приобретшего господство над душой и телом человека, может один Бог. Господь дал Мессию, который помог сбросить оковы рабства дьявола.

Согрешив, человек преобразился из совершенного в непокорного Божьему закону. Он скрыт от Бога дьявольским облачением: злословием, безверием, безбоязненностью, высокомерной спесью, жадностью, развратом. Иисус искупил грех человеческий, и люди опять могут стать совершенными, жить вечно в Царствии Божьем.

  • Христианин, желающий жить с Богом в душе, в первую очередь, должен приобрести дарование достоверно различать добро и зло. Мало людей, которые смогли сохранить верность неделимой любви к единому Богу и от всего отказались. Соблазны, встречающиеся в мирской жизни, отвращают от небесной любви из-за слабости, боязливости, чрезмерной любви к чему-то земному.

Что дорого человеку в мире, то и стоит для него на первом месте, ослабляя в борьбе с искушениями. В этом заключается порочная сила греха, испытывающая каждого человека на верность Господу.

Только те христиане смогут до конца совершить подвиг служения Господу, которые по собственной воле отрешились от мирской любви. Чтобы выдержать испытание, необходимо постоянно контролировать свои желания, чтобы немедленно просить Бога избавить от стремления к удовольствиям, участию в мирских проблемах.

  • Главное в молитвенном обращении к Господу – творить его в тишине, душевном умиротворении, не отвлекаясь и не привлекая чужого внимания. Душа, очищенная от страстей, соединится с Духом Святым и наполнится радостью, любовью, милосердием, добротой.

Для заполнения души Духом Святым христианин должен соблюдать божественные заповеди, исключить мирские заботы из своего сознания, чтобы ум не реагировал на земные проблемы. Ежечасная молитва, обращенная к Господу, – вот чем должен быть полон ум верующего.

Победить грех, который присутствует в каждом человеке, можно лишь постоянно принуждая себя к смирению:

  • считая себя недостойным перед всяким из людей;
  • избегать славы;
  • одобрения.

Одному Богу могут посвящаться добрые дела и подвиги.

Усилия воли должны быть направлены на преодоление недостатков характера. Истинный христианин обязан быть милосердным, великодушным, терпеливым, несмотря на оскорбления, унижения. Если ему трудно заставить себя молиться, он не должен отступать. Бог увидит, как человек усилием воли обуздывает себя, и даст духовный плод: молитву, через которую придет ощущение истинной любви, кротости, доброты.

Если же христианин принуждает себя к молитве, но не выполняет при этом заповедей Божьих, не принуждает к кротости, мудрому смирению, любви к ближнему, то ему дается молитвенная благодать. Он получит умиротворение и веселье в душе, но нравственная сущность его не изменится.

Каждый христианин должен заставлять себя, наперекор своего сердца, как к молитве, так и к мудрому смирению, любви, кротости, искренности, простоте сердечной, терпению. Он должен бороться со своей гордыней, почитая себя нищим и худшим из людей, отучить от праздных бесед и размышлений, не выражать свои чувства криками, не раздражаться.

Тому, кто хочет истинно служить Богу, предстоит вести борьбу с мирскими соблазнами, удаляясь от развлечений, греховных страстей, и с духами злобы. Святые Пророки, Апостолы, Мученики помнили и хранили в сердцах заповеди Святого Духа, следуя им не только на словах, но и на деле: отказываясь от богатства, славы, удовольствий. Как следствие этого в их душах не было места раздражительности, а царила любовь. Те, кто причастен этой благодати, любят всех людей, включая злых хулителей и гонителей, прощая обиды и молясь за них Богу.

  • Добродетельный образ жизни ведет к духовной радости, потому как добродетели – звенья одной цепи, зависящие друг от друга. Молитва идет от сердца, от любви. Любовь возникает от радости. Источник радости – кротость, которая рождается от смирения.

Смирение воспитывается во время службы Господу, служение идет от надежды, источник надежды – вера. Вера невозможна без послушания, а послушание – без простоты потребностей.

И недобрые дела есть порождение и продолжение друг друга:

  • злоба – от нервозности;
  • нервозность – от гордыни;
  • гордыня – от славолюбия;
  • славолюбие – от безверия;
  • безверие – от жестокосердия;
  • жестокосердие – от нерадения;
  • нерадение – от лени;
  • лень – от унылости;
  • унылость – от нетерпения;
  • нетерпение – от похоти.

Земная жизнь истинного христианина, как учит Макарий Великий, со всей борьбой с мирскими искушениями и нравственно-духовными трудами, есть подготовка души к принятию Царства Небесного.

Духовное наследие святого навсегда остались с верующими христианами. Святая Церковь включила в утренние и вечерние богослужения подвижнические молитвы преподобного Макария (1 утренняя молитва, 1 и 4 вечерняя молитвы).

В чем помогает икона преподобного Макария Великого

Через иконы своих угодников Господь посылает нам просимое, полезное для душ наших. Святые, так же как и мы, шедшие земным путем, знают наши потребности. Они испытывали те же переживания, преодолевали схожие земные трудности. Прося святого о заступничестве, мы просим чтобы он донес нашу молитву Богу и молитвы святого будут быстрее услышаны, чем искреннее будет наше обращение к ним. Икона преподобного Макария Великого помогает наладить молитвенную связь со святым заступником. Имея перед собой зрительный образ святого Макария, наша молитва не рассеивается на пустые представления и мечтания. И по вере просящего Господь через Своих святых дает нам просимое.

Преподобному Макарию Великому молятся:

— Об укреплении веры — О помощи в устроение земных дел — Об исцелении телесных и духовных немощей.

Воистину, дивен Бог во Своих святых! Дорогие верующие, братия и сестры! Не сомневайтесь в помощи преподобного Макария! Откройте ему свое сердце в искренней молитве и он услышит нас, исцелит духовные и телесные немощи, поможет в благополучном устроение земных дел.

Не забывайте, что для свершения чуда и нам самим следует иметь попечение: регулярно, со вниманием читать молитву, творить дела веры и любви. И не забывать благодарить: благодарить всех людей, посланных нам по милости Божией, для решения наших жизненных неурядиц, разделивших с нами радость и печали. Благодарить Святого, молитвенной поддержки которого жаждало наше сердце, ведь сколько людей его молят о помощи, а он услышал и помог и нам тоже. И главное, благодарить Господа, за Его безграничное человеколюбие. Он дал миру Своих святых и ежесекундно помогает нам, людям надеющимся на Его великие милости.

Все в мире творится по мудрому промыслу Божиему. Трудности и печали, удача и радости. Через земные испытания Господь укрепляет нас. Оказывая помощь друг другу, молясь Небесным святым, мы крепче соединяемся в Единой Христовой Церкви. И мы верим что святой Макарий услышит все наши молитвы и явит нам безграничную милость Господа нашего Иисуса Христа. Слава Богу за всё!

Иконография

На иконах преподобный Макарий Египетский изображен в виде старца с длинной седой бородой до пояса или ниже, с седыми волосами. Взгляд больших, строгих глаз устремлен на молящихся. Священный нимб сияет над головой святого.

На образах христианский отшельник может быть изображен обнаженным, прикрытым только бородой, или в хитоне, по пояс или во весь рост. Изображение без одежды – это напоминание об аскетичном образе жизни святого, который настолько был поглощен духовным совершенствованием и общением с Богом, что забывал о материальной стороне земной жизни.

Руки Макария или молитвенно сложены на груди, что означает смирение, или делают жест с развернутыми к верующим ладонями – как предостережение от искушений лукавого. Изображения свитка в руках – это духовные наставления, которые святой давал своим ученикам. Есть изображения, где рядом с Макарием стоит Херувим, преподобные Онуфрий, Петр Афонский.

Творения

На русском языке издано:

  • Духовные беседы. Пер. свящ. Моисея Гумилевского. М., 1782. Изд. 2-е, М.. 1839. Изд. 3-е. М., 1851. То же (2-й пер.). — «Христианское чтение». 1821, 1825, 1827, 1829, 1834, 1837, 1846. То же (3-й пер.). Изд. 4-е, Моск. Духовной Академии. Сергиев-Посад. 1904.
  • Аскетические послания. Пер. и примеч. Б. А. Тураева. — «Христианский Восток», 1916, т. IV, с. 141-154.

Учение преподобного Макария изложено также: «Добротолюбие». т. I. М., 1895, с. 155-276.

Тексты

В дни памяти Макария Великого в церкви читают акафист, кондак, тропарь. Православные верующие обращаются к иконе святого с молитвенными просьбами.

Тропарь

Пустынный житель, и во плоти Ангел, и чудтворец явился еси, Богоносне отче наш Макарие: постом, бдением, молитвою Небесныя дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак

Блаженную жизнь скончав в житии с мученическими лики, в земли кротких достойно водворишися, богоносне Макарие, и пустыню, якодже град, населив, благодать приял еси от Бога чудес, тем же тя почитаем.

Молитва

Макарию Египетскому возносят молитвы по утрам, во время невзгод и печали.

Первая

К Тебе, Владыка Человеколюбец, восстав от сна я спешу, и за дела Тебе угодные принимаюсь, по милосердию Твоему, и молюсь Тебе: помоги мне во всякое время, во всяком деле, и избавь меня от всякой злой превратности в мире сем и от диавольского содействия, и спаси меня, и введи в Царство Твоё вечное. Ибо Ты – мой Творец и всякого блага Промыслитель и Податель. И в Тебе – вся надежда моя, и Тебе славу воссылаю, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Вторая

О, преподобный отче Макарие! Молим тя мы, недостойные, испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего нам здравие душевное и телесное, тихое и благочестивое житие и добрый ответ на Страшном Суде Христове. Угаси молитвами твоими разжжены стрелы диавольския, да не прекоснется нам злоба греховная, да благочестно скончавше временное житие, сподобимся наследовати Царствие Небесное и купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Третья

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Макарие, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Купить икону преподобного Макария Великого

В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону святого преподобного Макария Великого. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.

Бесплатная доставка по России.

При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Образ преподобного Макария Великого выполненный иконописцами мастерской Радонежъ, как и любая икона ручной работы, несет в себе живое тепло человеческих рук и любящего сердца. Каждая икона написанная с любовью – уникальна и неповторима.

Мира вам и добра Дорогие братия и сестры, и пусть святой угодник Божий, Макарий Египетский, сопутствует вам на протяжении всего жизненного пути.

Похожие иконы:


Вера Римская 13000 ₽


Александр Севастийский 13000 ₽


Венчальные иконы с гравировкой 46000 ₽


Икона Господа Вседержителя

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]