Евфросиния Полоцкая. Фреска на северо-западном столпе Преображенской (Спасской) церкви Полоцкого Евфросиниева монастыря 5 июня (23 мая ст. ст.) церковь чтит память преподобной Евфросинии Полоцкой как покровительницы русских инокинь. Она — первая прославленная русская игуменья и первая известная наставница всех русских женщин, избравших путь духовного совершенствования и аскетизма. Ее называют также «матушкой земли Русской» и матерью женского монашества на Руси.
Житие Преподобной Евфросинии Полоцкой
Сама история русского женского монашества имеет немало белых пятен. Так, например, первое летописное известие об основании женского монастыря относится к 1089 году. Вместе с тем очевидно, что женские святые обители существовали в Киеве уже и в первой половине XI века: некоторые сведения об этом находим в житии преподобного Феодосия Печерского, где говорится о пострижении его матери в монастыре при церкви свт. Николы, построенной княгиней Ольгой на могиле Аскольда (северо-западнее от Берестова на месте впадения р. Чертырыи в Днепр). Среди родоначальниц русского женского монашества наибольшей известностью пользуются преподобные подвижницы ХII-ХIII века — Евфросиния Полоцкая и Евфросиния Суздальская, чьи жизнеописания сохранились до наших дней. Имя «Евфросиния» в переводе на русский язык обозначает «радость».
Дата рождения преподобной Евфросинии точно неизвестна: по различным источникам указан промежуток между 1100 и 1104 годами. Происходила она из знатного рода святого равноапостольного князя Владимира и была старшей дочерью Полоцкого князя Святослава-Георгия, младшего сына Полоцкого владетельного князя Всеслава Брячиславича. Родители называли ее Предиславой: в то время еще существовал обычай давать новорожденным до крещения старославянские имена. Как княжна, она была научена книжному писанию и с юных лет так возлюбила учение, что приводила в удивление своих родителей. Слыша о красоте, разуме и благочестии полоцкой княжны, многие соседние князья желали иметь ее своей невестой, но, как повествует житие преподобной, юная отроковица, в двенадцать лет имевшая уже совершенный разум, помышляла в себе следующим образом:
«Како се будет, оже отец мой мыслит припрячи мя мужеви? То аще тако будет, то печали мира сего никакоже лзе гоньзнути. Пакы в собе рече: «Что бо успеша преже нас бывшии родове наши»? И женишася, посягаша и княжиша, но не вечноваша; житие их мимо тече и слава их погибе, яко прах и хужее паучины. А иже прежния жены, въземше мужскую крепость, поидоша в след Христа, жениха своего, предаша телеса своя на раны, и главы своя мечеви, а другыя аще железу выя своя не преклониша, но духовным мечем отсекоша от себе плотскыя сласти, предавше телеса своя на пост и на бдение и коленное покланяние и на земли легание, то тии суть памятни на земли, и имена их написана на небесех, и тамо с аггелы безпрестани славят Бога. А си слава есть прах и пепел, и яко дым разходится, и яко пара водная погыбает».
Но родители все-таки намеревались обручить Евфросинию в замужество, и тогда она решилась тайно оставить отчий дом и поступила в обитель, где настоятельницей была ее тетя — игуменья Романия (вдова князя Романа Всеславича). Игуменья, опасаясь отеческого гнева, пыталась поначалу убедить юную подвижницу возвратиться домой, но та оставалась непреклонной, и тогда Романия благословила ее на постриг. Некоторое время новопостриженная Евфросиня пребывала в обители, потом по благословению Полоцкого епископа Илии она удалилась в затвор и поселилась в «голубце» — особой келье при Софийском соборе города Полоцка.
Укрепившись в духовных подвигах, преподобная получила откровение свыше о том, чтобы оставить уединение и идти подвизаться о спасении ближних. Так, ей трижды являлся ангел Господень, указывая на место для будущей женской обители, которую ей предстояло основать. С тем же наставлением ангел явился и Полоцкому епископу Илии. Исполняя волю Божию, епископ Илия собрал князей и бояр и, передав им о видении, сказал: «Вот, я в присутствии вас благословляю Евфросинии место при церкви Святого Спаса на Сельце, дабы был там монастырь девический. Пусть никто не препятствует и не отнимает у нее то, что я дал ей».
В Сельце Евфросиния основала два монастыря — женский и мужской, которые стали центром просвещения в Полоцком княжестве. О мужском Богородицком монастыре почти ничего неизвестно, а основанный в XII веке Спасо-Евфросиниевский православный женский монастырь и сегодня стоит и действует на древней полоцкой земле. По заказу Евфросинии для женского монастыря в 1161 г. золотых дел мастер Лазарь Богша создал Крест-ковчег для хранения присланных из Царьграда и Иерусалима христианских реликвий (этот крест был известен как крест Евфросинии Полоцкой, но в 1941 году старинный крест был утерян, а в 1997 г. была изготовлена точная его копия). Для мужского монастыря усердием преподобной была приобретена из Византии старинная икона «Богоматерь Одигитрия Эфесская», по преданию написанная самим евангелистом Лукой (или, как утверждают современные исследователи, один из древнейших ее списков).
Крест-ковчег. Изготовил золотых дел мастер Лазарь Богша, 1161 г.
В своей новосозданной девической обители преподобная Евфросиния сама стала первой игуменьей, там же приняли постриг родная сестра ее Градислава, с именем Евдокия, и двоюродная сестра Звенислава, в иночестве Евпраксия. При вступлении своем в монастырь Звенислава принесла в дар обители все свои драгоценные одежды и утвари, которые приготовлены были к ее замужеству.
Преподобную Евфросинию Полоцкую называют первой женщиной-библиотекарем на Руси. Свободное от молитвы время она проводила в переписывании рукописей. Здесь следует заметить, что подобного рода работа считалась чисто мужским занятием и требовала немалых физических усилий. Переписчик писал не на столе, а на ладони левой руки, которой упирался локтем в колено. Писали на пергаменте уставом — крупным и прямым, без наклона, каждая буква отделялась от соседней. Для этого дела нужно было не только в совершенстве знать грамматику, но и иметь определенные художественные способности: начальные буквы и заголовки разделов следовало оформлять затейливым животным или растительным орнаментом, кроме того, книги часто украшались специально выписанными заглавными буквами, буквицами или инициалами и миниатюрами. Таким образом, за день можно было списать не более четырёх страниц.
Часть переписанных Евфросинией книг продавали богатым церквам и монастырям, а вырученные деньги раздавали нуждающимся. Для бедных церквей преподобная переписывала священные книги бесплатно. При монастырях были организованы скриптории — мастерские по переписке книг, в которых существовала специализация: один мастер делал цветные инициалы и заголовки, второй — миниатюры, третий — переплеты, также действовали школы для обучения грамоте и иконописные мастерские. В основанных Евфросинией монастырях создавались прекрасные памятники книжного искусства, например Погодинское Евангелие ХI века.
В конце своей жизни Евфросиния, по благословению епископа Дионисия, вместе с братом Давыдом и двоюродной сестрой Евпраксией отправилась в далекое паломничество: сначала в Константинополь, затем — на святую землю. Около 1173 (или 1167 г.) года она достигла Иерусалима и поклонилась Святому Гробу Господню. Утешенная после сего ангельским извещением об уготованном ей вечном покое, прп. Евфросиния, призвав пресвитера, причастилась Святых Таин Христовых и после двадцатичетырехдневной тяжкой болезни предала дух свой в руки Божии в 23 день мая 1173 года (по другим источникам — 1167 г.). Тело ее было погребено в обители святого Феодосия, близ Иерусалима, при паперти церкви Пресвятой Богородицы, где некогда погребены были матери преподобных Саввы и Феодосия и многие другие святые жены.
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Подражающи дванадесятолетна дванадесятолетну Христу,/ учившему во святилищи Божию слову,/ последовала еси, Евфросиние./ Славу временную и земнаго обручника оставльши/ и вся мирская презревши,/ краснейшему паче всех Христу себе уневестила еси,/ крест вземши, путем ангельскаго жития шествующи/ и многия к Нему наставляющи,/ во благоухании мира в Небесный Чертог востекла еси,/ идеже моли, Егоже возлюбила еси,/ о чтущих благочестно память твою.
Ин тропарь, глас 4
Богатство свое нищим расточивши/ и славу княжескую ни во что же вменивши,/ обручника временнаго, красная дево, возгнушалася еси/ и, уневестившися Жениху Христу,/ Тому, якоже вено, чистоту душевную и телесную принесла еси, Евфросиние./ Емуже ныне в веселии предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою.
Кондак, глас 8
Избранней Богом от самаго рождения/ и признанней на служение Ему,/ в чине ангельстем Господеви послужившей свято,/ и преподобно пожившей,/ и ныне с Небесными силами Господа восхваляющей,/ о нас же, грешных, пред Господем ходатайствующей,/ с радостию и любовию воззовем:/ радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная.
Ин кондак, глас 8
Чистое свое девство и честное/ милостынею, яко светильник елеем, украсившую/ и с мудрыми девами в пресветлый чертог Христов вшедшую,/ Евфросинию славную ублажим/ и, припадше к честным ея мощем, насладимся ея благоухания/ и умильне к ней возопием:/ яко имея дерзновение ко Христу Богу/ моли избавитися зловония страстей и спастися душам нашим.
Почитание и прославление преподобной Евфросинии Полоцкой
Церковное почитание преподобной Евфросинии в Полоцкой земле началось в конце XII века. Уже в это время существовали церковная служба преподобной и агиографическое «Житие» (вероятно, созданное в одном из основанных Евфросинией монастырей). Житие преподобной Евфросинии Полоцкой — одно из древнейших и наиболее распространенных: известно более ста списков «жития». В XVI веке житие преподобной Евфросинии Полоцкой было включено святителем Макарием в Великие Четьи-Минеи, а затем в «Степенную книгу». После этого были сделаны две проложных редакции жития, а в XVIII веке святитель Димитрий Ростовский включил житие преподобной в свои «Книги житий святых». По традиции преподобную Евфросинию признают святой также католическая и униатская церкви.
Без имени Евфросинии Полоцкой невозможно представить себе духовную жизнь и культуру Беларуси. Воздвигнутый ее усердием Спасо-Преображенский собор, сохранившийся и доселе в своем первоначальном виде, служит памятником глубокой древности и зодчества XII века. На сегодняшний день — это единственный храм в Беларуси, где имеются росписи тех времен. Преподобная Евфросиния оказывала также значительное влияние на политическую и общественную жизнь в Полоцке в середине XII века. Она была своеобразным знаменем борьбы полочан за свою независимость. Евфросиния всегда старалась наладить взаимоотношения между враждующими удельными князьями и активно выступала в роли миротворца. На Рюриковом городище в Новгороде была найдена печать Евфросинии, которая подтверждала большую роль княжны-игуменьи в политической жизни русских земель в середине XII в.
Печать Евфросинии Полоцкой
«Житие» говорит, что Евфросиния никого не хотела видеть врагами: «Ни князя со князем, ни бояре с боярин, ни служанина со служанином — но всех хотяше имети, яко един душю».
Интересные факты
В описании жизни игуменьи Евфросинии есть ряд интересных фактов. К ним относятся следующие:
- Образование в юном возрасте княгиня Евфросиния получала непосредственно при княжеском дворе. В качестве учителей для девочки нанимали исключительно духовных особ. Вместо стандартных учебников использовали Святое Писание и житийную литературу.
- В доме Евфросинии располагалась большая библиотека, где девочка изучала не только религиозную литературу, но и романы, сборники с изречениями и афоризмами известных людей. Позднее она заинтересовалась прочтением сочинений, описывающих сущность природы.
- После пострижения в монахини Преподобная Евфросиния не только занималась переписью священных книг, но и писала собственные. В них она включала молитвы, поучения и ряд переводов с греческого и латыни. Также княгиня вела переписку с единомышленниками для обмена знаниями.
- Крест Полоцкой Евфросинии считается редчайшим и необычным произведением искусства, который стремятся заполучить самые известные коллекционеры. Местонахождение креста остается неизвестным, и он рассматривается как бесценная вещь и одна из святынь Беларуси.
- При монастырях, открытых Евфросинией, были мастерские, где трудилось множество ее учеников. В современности остались сохранены множество изделий, изготовленных учениками, включая медальоны, украшения и полотна.
Мощи преподобной Евфросинии Полоцкой
После захвата Иерусалима мусульманами, в 1187 году гроб с мощами преподобной был перенесен и захоронен в Феодосиевой пещере Киево-Печерской Лавры. В 1910 году по личному указу императора Николая II нетленные ее останки вернулись на родину и были положены в Спасо-Евфросиньевском монастыре в специально изготовленной кипарисовой раке, обложенной серебром. Верующие пожертвовали на раку сумму в 12 тысяч рублей.
Перенос мощей преподобной Ефросинии Полоцкой. Фотография 1910 года
Рака Евфросинии Полоцкой исчезла в 20-е годы XX века. Во время эвакуации в Первой мировой войне в 1915 году св. мощи были перенесены в Ростовский Авраамиев монастырь.
В феврале 1919 года Народный комиссариат юстиции СССР принял постановление, согласно которому проводилось организованное вскрытие святых мощей по всей стране. Там, в Ростове, в 1920 году гробница была вскрыта, а 13 мая 1922 года уже в Полоцке она была вскрыта повторно, мощи были отосланы на атеистическую выставку в Москву, а оттуда — в экспозицию Витебского краеведческого музея. Все церковные ценности, в том числе 40-пудовая серебряная рака, были изъяты. Ныне нетленные мощи прп. Евфросинии почивают в Крестовоздвиженском храме Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря.
Гробница с мощами преподобной Евфросинии в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры
Знаменитая княжна
Евфросиния Полоцкая… Это имя вписано золотыми буквами не только на страницах духовной жизни, которая существовала на восточнославянских землях, но и во всю историю культуры Беларуси.
Евфросиния Полоцкая — княжна и монахиня. Но, прежде всего, это известная просветительница, оставившая незабвенную память в душах людей. Между нынешним временем и тем периодом, когда жила знаменитая княжна, лежит более восьми столетий. И поэтому нет ничего удивительного в том, что не так уж много сведений о ней сохранилось в истории восточнославянского народа. Однако и они способны дать оценку великой полочанке как талантливой женщине-просветительнице, указав на ее общеевропейское значение. Вся деятельность Евфросинии, как и ее знаменитых соотечественников К. Смолятича и К. Туровского, без всяких сомнений, говорит о высоком культурном подъеме, который наблюдался в те годы на белорусской земле.
Преподобная Евфросиния Полоцкая. Иконы
Иконография Евфросинии получила развитие преимущественно в Новое время в России, на Украине и в Белоруссии. В текстах иконописных подлинников XVIII в. под 23 мая внешний облик святой уподобляется прпмц. Евдокии. Древнейшим изображением Евфросинии долгое время считалась фреска на северо-западном столпе Преображенской (Спасской) церкви Полоцкого Евфросиниева монастыря, раскрытая в 1950 г. Д. Е. Брягиным. К наиболее ранним сохранившимся изображениям святой в иконописи принадлежит также небольшая (86×33 см) деисусная ростовая икона, находящаяся в верхнем ряду иконостаса в приделе во имя мц. Софии Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Икона написана в 1685 г. под руководством Ф. Е. Зубова (ГИМ). Святая представлена в молении, в мантии и в куколе, вполоборота вправо («одесную» Исуса Христа), рядом с прмц. Евдокией. В том же ряду помещены изображения других преподобных жен.
Преподобная Евфросиния Полоцкая. Государственный Исторический музей, Москва. 1685 г.
В 1-й трети XIX в. было создано большое полотно с фигурой Евфросинии (находится в теплой церкви во имя Евфросинии Спасского монастыря в Полоцке), стоящей в келье вполоборота вправо возле стола с крестом, книгами и четками, в левой руке — крест работы ювелира Лазаря Богши (1161), правая — ладонью указывает на княжеские регалии (горностаевую мантию, скипетр и венец; этот жест встречается преимущественно на изображениях вел. кн. блгв. Александра Невского). Взор святой, обращенный вверх, — характерная особенность произведений академической живописи, восходящая к искусству XVIII в. Евфросиния облачена в монашеское одеяние с наперсным крестом; фон темный с небольшим высветлением возле головы. В Киево-Печерской лавре, где до 1910 г. пребывали мощи Евфросинии, имеется несколько ее изображений. Образ Евфросинии неизменно вводился в композицию «Собор Киево-Печерских святых», которая со 2-й пол. XVIII в. получила большое распространение в иконописи, графике, декоративно-прикладном искусстве.
Преподобная Евфросиния Полоцкая. Современная икона
Преподобная Евфросиния Полоцкая. Современная икона
Выбор жизненного пути
Полоцкая княжна отличалась не только своей мудростью, но и красотой. Однако поступавшие ей многочисленные предложения о браке она без всяких колебаний отвергала. Предслава осознанно решила отказаться от мирской жизни в 12-летнем возрасте. Это был период, когда родители впервые стали задумываться о замужестве дочери. Девочкой руководили идеи о подвижническом служении высоким моральным идеалам и важности духовного совершенствования. Княжна решила пойти за «Женихом своим» — за Христом.
Предслава обратилась к жившей в Полоцке родственнице, вдове ее дяди Романа Всеславича. Та была игуменьей и могла помочь девочке стать монахиней. Однако необыкновенная красота Предславы и ее ранний возраст показались старой княжне несовместимыми с постригом. Переубедить старую княжну помогли глубокий разум и высокая религиозная убежденность девочки. Игумения призвала иерея, который и совершил постриг, дав Предславе имя Евфросиния.
Преподобная Евфросиния Полоцкая. Храмы
Женский православный Спасо-Евфросиниевский монастырь можно назвать главной достопримечательностью Полоцка, а также центром белорусского православия и духовности, ежегодно привлекающего к себе тысячи паломников. Как и сам Полоцк, древняя святая обитель за годы своего существования пережила много бед и лихолетий. В ХVI-ХVIII вв. в зависимости от политической обстановки монастырь несколько раз переходил от православных к католикам, но в XIX веке окончательно вернулся к православным. В 20-х годах XX-го века монастырь был закрыт, а ценности реквизированы. С 1990-го года монастырь снова возрождается как действующая православная женская обитель.
Женский православный Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке (РПЦ)
Дораскольных храмов в честь Евфросинии Полоцкой не сохранилось, также и в старообрядчестве нет храмов во имя преподобной Евфросинии.
О чем просят перед образом
Совершая молитвы перед образом игуменьи, верующие просят о спасении, избавлении от пагубных пристрастий, защите близких, мирном существовании. Текст церковной молитвы содержит обращение и восхваление святой княгини Евфросинии. Перед образом читают не только молитву, но и кондак, и тропарь.
Образ преподобной Евфросинии Полоцкой в искусстве
Образ Евфросинии воплотила Ольга Ипатова в повести «Предислава», также она является в романах Александра Осипенко «Святые и грешники» и Валентины Ковтун «Призванные».
В городе Пружаны (Беларусь) в честь Евфросинии Полоцкой названа улица.
Свои стихи посвятили белорусской просветительнице многие белорусские поэты: Владимир Орлов («Евфросиния»), Олег Бембель («Область Евфросинией»), Григорий Бородулин («В полоцкой Спасо-Евфросиниевской церкви»), Данута Бичель-Загнетова («Евфросиния Полоцкая»), Наум Гальперович («Ресницы замружу, и выплывет вечер»), Лариса Гениюш («Евфросиния Полоцкая», «В горы я под твоими ранами»), Сергей Законников («Свет Евфросинии»), Александр Звонак («Тень Евфросинии»), Василий Зуенок («Последняя молитва Евфросинии Полоцкой», «Ищу Богше»), Олег Лойко («Евфросиния Полоцкая»), Валентин Лукша («Фрески святой Евфросинии»), Александр Рязанов («Предупреждение»), Людмила Рублевская(«Евфросиния»), Виктор Шнип («Христова невеста»), Сергей Понизник («Исповедь»), Леонид Дранько-Майсюк («Евфросиния»).
Виктор Васнецов. Преподобная Евфросиния Полоцкая
Знаменитая полочанка отражена на полотнах Нелли Счастной, Алексея Марочкина, Алексея Кузьмича, на графических листах Арлена Кашкуревича, на гобелене Симона Свистунови.
Открытие собственной обители
Согласно «Житию…», Илия — епископ Полоцкий — получил от Божьего ангела подтверждение высоты подвижничества и служения Евфросинии. Одновременно с этим высшие силы указали ему на то, что он должен поставить монахиню во главе обители. Три раза с подобной вестью ангел являлся и к Преподобной Евфросинии, которая с радостью восприняла выбор Христа. Для расположения обители было определено находящееся неподалеку от Полоцка Сельцо. Здесь же находилась церковь Спаса и располагалось место погребения епископов.
Торжественная передача Сельца Евфросинии состоялась в Софийском соборе. Сам епископ Илья благословил Преподобную на создание в этом месте женского монастыря.
Строительство Спасского собора
Как свидетельствуют исторические документы, рождение монастыря было отмечено знаменательным событием – началом строительства Спасского собора, инициатором которого также явилась инокиня Евфросиния. Работа по возведению основного объёма здания была выполнена в рекордный по тем временам срок – 30 недель, то есть один строительный сезон.
Разумеется, в столь важном деле не обошлось без помощи Вышних Сил. «Житие» рассказывает, в частности, что однажды, когда у строителей закончился их основной материал плинфа – тонкий обожжённый кирпич квадратной формы, по молитвам Евфросинии, перед ними чудесным образом явилось его недостающее количество.
Строительством в Сельце руководил выдающийся зодчий домонгольского периода Иоанн. Возведённый им и дошедший до наших дней храм Святого Спаса является единственным на территории республики Беларусь сооружением, где в первозданном виде сохранились фрески XII века.
Родственница византийских императоров
Точная дата её рождения вызывает споры у исследователей, но, по мнению наиболее авторитетных специалистов, она приходится на 1104 год. Известно, что во святом крещении будущая святая получила имя Предславы. Впоследствии, при вступлении в монашество, она сменила его на Евфросинью, под которым и вошла в русскую историю.
В 1068 году дед княгини, князь Всеслав Брячиславич, отвоевавший мечом киевский престол, посадил на удельные княжения своих сыновей, но так как отец Евфросинии – Святослав Всеславич был младшим из них, то свой родной Полоцк, являвшийся крупным торговым и административным центром, в управление он не получил. Есть мнение ряда учёных, что для княжения ему был предоставлен менее значимый по тем временам Витебск. В нём, как принято полагать, и появилась на свет преподобная Евфросиния Полоцкая.
Также вызывает дискуссию в научном мире и имя матери будущей святой. Наиболее вероятной считается старшая дочь Владимира Мономаха – София. Если это мнение справедливо, то сама Евфросиния Полоцкая приходится родственницей византийскому императору Мануилу I Комнину. Впрочем, многие оспаривают эту точку зрения. Предслава (Евфросиния) была старшим, но не единственным ребёнком в семье. «Повесть временных лет», а также «Житие», составленное после её кончины, упоминают о младших братьях и сёстрах.
Что еще известно
Описать все интересные моменты из жизни такой многогранной личности невозможно. Перечислим некоторые:
- Святая считается покровительницей и заступницей Белоруссии.
- Она любила и сама сочиняла музыку.
- Покровительствовала художникам и считается первой меценаткой в Белоруссии.
- Принимала участие в политической жизни государства.
- В политике старалась играть роль миротворца.
- Евфросинью признают святой не только православные, но и католики.
- В 2007 г. в Белоруссии была выпущена памятная серебряная монета.
- Храмы в честь святой находятся не только в Белоруссии и России, но также в Америке и Канаде.
Родители
Не сохранилось точных сведений о родителях Евфросиньи и дате ее рождения. Наиболее вероятным годом ее рождения белорусские исследователи считают 1104.
Отцом святой был Георгий – один из младших сыновей полоцкого князя Всеслава Брячиславовича, о котором упоминается в «Слове о полку Игоревом». Однако Георгий – имя, данное при крещении. Оно могло принадлежать одному из двух сыновей князя – Святославу или Ростиславу, судьбы которых были очень похожи.
О матери известно еще меньше. Предполагают, что ее звали Софией и она происходила из древнего княжеского рода. У Предславы были братья, сестры, многочисленные племянники и племянницы.
Родители были против ухода дочери в монастырь. Но она не изменила своему решению, которое приняла еще в 12 лет. Имя для пострига было выбрано в честь Евфросиньи Александрийской, с которой девушка хотела во всем брать пример.
Тайный постриг княжеской дочери
Известно, что, получив хорошее домашнее образование, и рано овладев грамотой, Предслава с юных лет пристрастилась к чтению религиозной литературы – единственно доступным по тем временам книгам. Это во многом определило её дальнейшую судьбу. Когда по достижении совершеннолетия, то есть двенадцатилетнего возраста, отец попытался выдать девушку замуж, подыскав ей подходящего в династическом отношении жениха, она категорически отказалась. Более того, порывая связи со светской жизнью, Предслава тайно постриглась в монахини, приняв имя Евфросинии.
Настоятельницей Полоцкого женского монастыря, в котором состоялся постриг, была родная тётка Евфросинии – вдова князя Романа Всеславича. Вначале она всячески противилась решению племянницы, опасаясь гнева отца, и старалась отвратить её от принятого решения. Лишь после длительных уговоров настоятельница благословила девушку на столь решительный шаг.
Её опасения, как оказалось, были не напрасны. «Житие» повествует, что Святослава Всеславича это известие «повергло в печаль», и вместе с ним о случившемся скорбела вся семья. Однако, рассудив, что «на всё Воля Божья», он смирился, и попыток вернуть беглянку не предпринимал.
Любовь к книгам
Евфросинья (тогда еще Предслава) получила хорошее образование, знала иностранные языки, с детства любила читать. Когда она стала монахиней, поселилась в келье возле Софийского собора, где начала переписывать книги.
Переписка книг в то время была тяжелым трудом, которым занимались только мужчины. Заголовки в книгах нужно было украшать художественно выписанным орнаментом. за день получалось написать не более 4-х страниц. «Тускло белеет на книге рука», — писал полоцкий поэт Наум Гальперович.
Святыня, созданная в мастерской Спасского монастыря
Важным этапом просветительской деятельности игуменьи Евфросии стало создание ювелирной и иконописной мастерских в помещениях возглавляемого ей монастыря. В 1161 году одним из наиболее искусных мастеров того времени Лазарем Богше был изготовлен по её заказу наперсный крест с вмонтированным в него реликварием – ковчегом, где хранились нетленные мощи святых угодников. На протяжении многих столетий он являлся святыней белорусского народа, и одновременно памятником его древней письменности.
Хранившийся долгие годы в Спасском монастыре, этот крест был вывезен в XIII веке в Смоленск, а затем в 1514 году по указу Ивана III отправлен в Москву. Его внук – Иван Грозный вернул реликвию на её родину. В период наполеоновского нашествия, чтобы спасти крест от врагов, его замуровали в нишу стены Софийского собора, а после изгнания французов вновь поместили в Спасский монастырь.
Пережив века, и те беды, которые обрушились на Россию, бесценная реликвия была безвозвратно утрачена в советские годы. Ещё во время национализации церковных ценностей её изуродовали, выломав драгоценные камни, и содрав позолоту. Когда же в 1941 году советские войска отступали из Могилёва, крест XII века был брошен на произвол судьбы, после чего бесследно исчез. В статье представлено фото его копии, сделанной в наше время.