Житие и иконография святого Афанасия Великого, о чем просят и тексты молитв


Свт. Афанасий Александрийский

Афанасий Великий
(ок. 297 — 373), архиепископ Александрийский, отец Церкви, святитель Память 18 января (вместе со свт. Кириллом Александрийским) и 2 мая

Родился около 297 года в городе Александрии в семье благочестивых христиан. Он получил хорошее светское образование, но еще более глубокие познания приобрел прилежным изучением Священного Писания. С отроческих лет будущий великий святитель Афанасий стал известен Александрийскому Патриарху, святому Александру при следующих обстоятельствах. Однажды группа детей, среди которых находился и отрок Афанасий, играла на берегу моря. Дети-христиане решили крестить своих сверстников-язычников. Отрок Афанасий, которого дети избрали «епископом», совершал крещение, в точности повторяя слова, слышанные им в церкви при этом таинстве. Все это наблюдал из окна патриарх Александр. Потом он велел привести к себе детей и их родителей, долго беседовал с ними и, удостоверившись, что крещение, совершенное детьми в игре, было во всем согласно с церковным уставом, признал крещение действительным и дополнил его миропомазанием.

С этого времени патриарх наблюдал за духовным воспитанием юного Афанасия и со временем присоединил его к клиру, сначала чтецом, а затем посвятил в сан диакона. В этом сане святой Афанасий сопровождал патриарха Александра в 325 году на I Вселенский Собор в Никее. На Соборе святой Афанасий выступал с опровержением ереси Ария. Эта речь была одобрена православными отцами Собора, а ариане — явные и скрытые — возненавидели Афанасия и на протяжении всей его жизни подвергали гонениям.

9 июня 328 года Афанасий был единодушно избран преемником патриарха Александра на Александрийскую кафедру. Он долго отказывался, считая себя недостойным, но по настоянию всего православного населения должен был согласиться, и в возрасте 28 лет был рукоположен в сан епископа и поставлен во главе Александрийской Церкви.

Свт. Афанасий Александрийский. Мозаика

Его бескомпромиссная православная позиция сильно раздражала ариан, которые не брезговали никакими средствами, чтобы свалить святителя. Так, в 334 году по приказу императора был созван Кесарийский собор, который рассматривал обвинение святого Афанасия Великого в убийстве некоего мелетианского епископа Арсения и использовании им его правой руки в магии и колдовстве. В качестве доказательства на Соборе даже была представлена отсеченная рука! Несмотря на призыв самого императора предстать перед лицом собравшихся в Кесарии епископов, святой Афанасий на Собор не явился. Однако объявленный убитым, а в действительности скрывавшийся в Фиваиде епископ Арсений был вскоре найден святым Афанасием. После предоставления императору Константину необходимых доказательств обвинение было снято [1].
По бездоказательным наветам ариан, святитель Афанасий был низложен в 335 году Тирским Собором.

Свт. Афанасий Великий, архиеп. Александрийский. Византийская икона

Осенью 335 года свт. Афанасий прибыл в Константинополь и просил императора Константина Великого собрать в столице всех епископов Тирского Собора, чтобы в его присутствии снять с себя обвинения, выдвинутые против него этим Собором. Император согласился, однако в 336 году на Собор в Константинополе собрались главные антиникейцы, они запугивали епископов недружественным настроением императора, и многие епископы разъехались по епархиям. Против свт. Афанасия было выдвинуто новое, крайне опасное обвинение: будто он угрожал помешать поставкам хлеба из Египта в Константинополь. Император Константин сослал свт. Афанасия в Августу Треверов (ныне Трир). При этом император запретил избирать нового епископа на Александрийскую кафедру [2].
По смерти императора Константина в 337 году, Афанасий возвратился из ссылки осенью 338 года, но его энергичная борьба против ариан возбудила их вражду, против него был созван Собор в Антиохии. Весной 340 г. императорский наместник с помощью вооруженной силы поставил и архиепископом александрийским арианина Григория. Афанасий бежал в Рим к архиепископу Иулию I, по старанию которого он был признан на Римском соборе 341 г. и на соборе в Сардике в 343 г. невинным, а учение его объявлено согласным с догматами церкви. Император византийский Констант также благоволил к Афанасию, и выхлопотал ему у брата своего Констанция разрешение вернуться в Александрию по смерти Григория, в октябре 346 г. Когда же Констанций, сделавшись единодержавным монархом, доставил победу арианам в 355 г., то Афанасий должен был вновь отказаться от духовной власти. На его место был назначен Георгий из Каппадокии, а когда солдаты ворвались 9 февраля 356 г. ночью в церковь св. Фомы, где Афанасий совершал по случаю праздника всенощное бдение, то он вынужден был бежать в Египетскую пустыню; но и отсюда имел большое влияние на паству своим личным авторитетом и сочинениями. По вступлении на престол Юлиана Отступника, Георгий был убит во время народного восстания, и Афанасий мог вернуться в Александрию в феврале 362 г., но его ревностная деятельность, клонившаяся к умиротворению церкви, возбудила неудовольствие императора, так что 25 октября 362 г. ему пришлось в четвертый раз отправиться в изгнание, на этот раз в Фиваидскую пустыню. После падения Юлиана Афанасий возвратился в Александрию в феврале 364 г., но в царствование императора Валента был вынужден еще раз оставить город с октября 365 г. по февраль 366 г.; с тех пор его более не беспокоили до самой его кончины.

Скончался 2 мая 373 года, в возрасте 76 лет.

Свтт. Афанасий и Кирилл Александрийские. Миниатюра из Минология Василия II, ок. 979-989 (Ватиканская библиотека)

Из 45 лет своего епископства, Афанасий провел в изгнании около 20 лет. Об его характере еще при его жизни судили различно. Ненавидимый своими противниками до самой смерти, а приверженцами почитаемый за святого, Афанасий неустрашимо боролся при самых разнообразных обстоятельствах жизни и словом и делом за одну великую идею, от признания которой, по его убеждению, зависело существование Церкви. За страшную суровость, в которой упрекали его враги, они, в свою очередь, жестоко отплачивали ему всякий раз, когда им представлялась к тому возможность. Как архипастырь он соответствовал строгому идеалу своего времени, умел, несмотря на свою мало внушающую наружность, господствовать над умами и оставил свое учение в наследие всей церкви. В его многочисленных сочинениях догматического и полемического характера вместе с пламенной ревностью к православию высказывается выдающийся созерцательный ум, которым он далеко превосходил своих противников; горячность глубокого личного убеждения соединяется в них с ясностью, осмотрительностью и точностью изложения.

Житие святителя Афанасия Великого

Почитаемый служитель Православной церкви родился в Александрии в конце III века, примерно в 297 году. Родители Афанасия — миряне интеллигентного сословия, приверженцы христианства. Он был способным мальчиком, постигал точные и гуманитарные науки и учился христианским обрядам на примере родителей.

Религия составляла неотъемлемую часть жизни людей на заре христианства, что отражалось на детских играх. Однажды епископ Александрийский увидел в окно, как дети-христиане крестили детей-язычников. Мальчик в роли священника точно прочитал молитву, как в храме. Это был юный Афанасий. Епископ взял над ним скрытую опеку, назначил чтецом, а затем возвел в чин диакона.

Афанасий посетил I Вселенский Собор. Епископ Александрийский взял с собой прилежного отрока в Никею и доверил выступить на собрании с изобличающей речью против арийской ереси. Юный диакон встретил одобрение православных христиан. Присутствующие ариане затаили ненависть. Когда Афанасия избрали новым епископом, еретики пытались обесчестить его любыми способами.

Ариане назвали святителя колдуном и убийцей епископа Милетского Арсения. Противники Афанасия предоставили доказательство — отсеченную кисть, якобы принадлежащую убитому. Тогда епископ предоставил живого Арсения, который скрывался в Фивиаде. Но на Тирском Соборе Афанасий не смог помешать тотальному давлению антиникейцев на христианских епископов. Его лишили высокого сана и отправили в ссылку.

Два года святитель провел в городе Августе Треверов. По возвращении в Александрию его вновь обвинили в расхищении церковной казны. После противоправного назначения епископом арианского священника Григория, Афанасий обратился за помощью к римскому архиепископу. Святителя оправдали, но в Александрию он вернулся только после смерти Григория.

В следующие 10 лет Афанасий пять раз отправлялся в изгнание. Его ревностная пастырская деятельность вызвала гнев трех императоров — Констанция, Юлиана Отступника и Валента. Но даже из Египетской пустыни святитель оказывал большое влияние на верующих устными и письменными проповедями. Епископ окончательно вернул доверие церковных служителей и правительства в 366 году. Он покинул свой пост только после кончины в 373-ем.

Детство. Юность

Афанасий Александрийский почитается Церковью как выдающийся церковный писатель, великий святитель, борец за чистоту Православного вероучения.

Нам с достоверностью неизвестно ни о родителях Афанасия, ни о дате его рождения, ни о детских годах.

Если следовать некоторым данным, он ещё в малолетство крестил своих сверстников, как бы играя. Однако местный епископ, узнав о случившемся и рассудив, счёл эти Крещения имеющими силу. Насколько данное предание соответствует действительности, сказать сложно. Во всяком случае оснований однозначно принимать его за истину нет.

Известно, что детство святителя затронуло эпоху кровавых гонений на христиан. Может быть он или его родители (если они были христианами) ощутили последствия Диоклетианова гонения на себе.

Обширный кругозор общих знаний и знаний относительно предметов христианской веры и нравственности дают основания считать, что в юности Афанасий получил превосходное светское образование, и был наставлен в истинах Священного Писания и Предания.

Он достаточно рано приобщился к клиру Александрийской Церкви. В течении шести лет исполнял обязанности чтеца, а затем был возведен в диаконское достоинство. Этот период его жизни совпал с распространением одной из самых опасных и разрушительных ересей — арианством.

Афанасий был близок духовно Александрийскому епископу Александру, и когда тот отправился на Первый Вселенский Собор, он взял Афанасия с собой.

Почитание святого в православии

Память святителя Афанасия приходится на две даты:

  • 18 января — вместе с памятью святителя Кирилла Александрийского;
  • 2 мая — день успения.

Управление епархией в Александрии передавалось от дяди к племяннику. Основателем родственной преемственности был святой Афанасий, а Кирилл — одним из его потомков. Он также отстаивал православные догматы, противостоял несторианской ереси.

Мощи святого Афанасия — почитаемая реликвия со времен процветания Константинополя. Их перенесли в столицу Римской империи из Александрии. В начале XIII века крестоносцы привезли часть мощей в итальянский монастырь Монте-Кассино. В середине XV века святые останки Афанасия перевезли в Венецию. В 1973 году перст святого был доставлен в Каир в качестве подарка от Папы Римского.

Епископа Александрийского почитали московские князья. Впервые он упоминается в русском месяцеслове, датированном серединой XI века. Дмитрий Донской женился на дочери князя Суздальского Евдокии в день памяти Афанасия и Кирилла. Частица мощей святителя Александрийского находилась в иконе-мощевике князя Константина, сына Дмитрия Донского.

В российских городах освящали церкви и престолы в честь святого Афанасия, но древние постройки утрачены. Особенно святителя почитали в Новгородском княжестве после чудесного избавления от монгольского войска и прекращения мора.

Осуждение и преследования

Несмотря на очевидность лживости обвинений, тень на Александрийского святителя была брошена. Вскоре враги добились у императора вызова Афанасия на Собор в Тире, от которого, учитывая настрой большинства предполагавшихся участников, нельзя было ожидать ничего хорошего. Так и произошло. Афанасий Александрийский был низложен с кафедры и осужден на изгнание.

Между тем, в ноябре 335 года он был торжественно встречен в Тире. Из изгнания он писал к своей пастве, а верующие, в свою очередь, не оставляли попыток добиться возвращения любимого святителя.

В 336 году при загадочных обстоятельствах умер Арий, что расценивалось верующими как суд Божьей Правды, а в 337 году последовала смерть императора Константина.

Иконография

Иконописные памятники о святом Афанасии сохранились до наших дней. В византийской и русской православной школе служителя церкви изображали на поясных иконах по следующим правилам:

  • седые волосы;
  • высокий лоб;
  • широкая борода с вьющимися прядями;
  • одет в ризу белого цвета с черными крестами;
  • епископский атрибут на поясе — платок «палица» в форме ромба с вышитым в центре крестом;
  • в руках свиток или Евангелие.

Иногда встречаются иконы с деталями облачения святого, подчеркивающими сан епископа — омофором или митрой.

Афанасия изображали в полный рост на совместных иконах со святым Кириллом. На новгородском образе XV века к святителям присоединился епископ Леонтий Ростовский. Фигура епископа Александрийского вписана в образ Святого Николая с деисусом в числе избранных святых. Икона датирована IV веком и тоже написана новгородскими мастерами.

Изображение святого Афанасия помещали на фресках в старинных церквях Рима, Каппадокии (центральная область Турции), Македонии, Сицилии и Греции. Образ епископа встречается на иллюстрациях страниц манускриптов. На одном из древних рисунков епископ увековечен сидящим за работой над сочинением. Рядом стоит столик с раскрытой книгой.

В соборе Святого Марка в Каире над ракой с мощами в нише написан образ святого Афанасия в красном облачении. Ниша украшена цветами и позолоченной рамкой.

Библиография[ | ]

Переводы[ | ]

Русские переводы:

  • Краткое обозрение Священного Писания Ветхаго и Новаго завета. — СПб., 1841. — Т. 1. — 109 с.; Т. 2. — 83 с.
  • Афанасий Александрийский
    . Творения. / Пер. Моск. дух. акад со вступ. ст. А. В. Горского . — М., 1851 — 1854. (Серия «Творения св. отцев…») Ч. 1. (Т. 17.) 1851. — 436 с.
  • Ч. 2. (Т. 19.) 1852. — 523 с.
  • Ч. 3. (Т. 21.) 1853. — 427 с.
  • Ч. 4. (Т. 23.) 1854. — 532 с.
  • 2-е изд., испр. и доп.: В 4 т. Сергиева Лавра, 1902 — 1903.
      Ч. 1. 1902. — 471 с.
  • Ч. 2. 1902. — 494 с.
  • Ч. 3. 1903. — 524 с.
  • Ч. 4. 1903. — 479 с.
  • репринт 2-го изд.: В 4 т. М., 1994. — 10000 экз.
  • Новые переводы:

    • Отрывки из «Жизни Антония». / Пер. Т. В. Поповой. // Памятники византийской литературы IV — IX веков / Отв. ред. Л. А. Фрейберг. — М.: Наука, 1968. — С. 38—44.

    О чем молятся святителю Афанасию

    В современном православии сохранилась традиция обращаться к святому с молитвой о здравии. Как показывает история Новгорода, Афанасий Александрийский помогает в борьбе с эпидемиями. Святителю можно молиться о благополучии родных и близких, просить защитить их от поветрия. В церковной практике сохранился обычай проведения крестных ходов. Шествие и молебен в честь святого Афанасия воодушевляли предков-русичей.

    Епископ Александрийский всю жизнь боролся с клеветниками. Его призывают в помощь при несправедливых обвинениях. Также святому молятся о разрешении любых вопросов, связанных с верой:

    • при угрозе церковного раскола;
    • о вразумлении неверующих, богохульствующих родственников;
    • о спасении людей, попавших под влияние сектантов.

    Епископ Александрийский покровительствует мужчинам с именем Афанасий.

    Епископская деятельность

    По смерти епископа Александра, наступившей, по разным оценкам, в 326 или 328 году, осиротевшую Александрийскую кафедру занял Афанасий. К тому времени он был известен как человек твердой веры.

    Его идейные противники, ариане, впоследствии утверждали, будто он был избран с нарушением канонических правил, меньшинством голосов, но это было не так. Ложь и клевета в отношении Афанасия служили одними из самых распространенных приемов, используемых против него еретиками. В дальнейшем они выдвигали обвинения, одно нелепее другого.

    Помимо трудностей, связанных с борьбой с арианством, святителю приходилось сталкиваться и со следствиями мелитианского раскола.

    Спустя некоторое время после I Вселенского Собора арианстующие иерархи, прибегнув к лицемерному смирению и формально выраженному согласию с учением Вселенской Церкви, нашли подход к императору Константину и добились у него разрешения возвратиться из ссылок.

    Евсевий Никомидийский, воспользовавшись ситуацией, призвал Афанасия Александрийского принять в общение родоначальника ереси — нечестивого богохульника и еретика, Ария. Святитель, как и следовало ожидать, ответил отказом, хорошо понимая, что слова ариан о согласии с Церковью — только слова.

    Тогда евсевиане вступили против него в открытую борьбу. Для этой борьбы они объединились с мелитианами. Сознавая, что бороться с ортодоксальным святителем на почве богословия бессмысленно, так как это вскрыло бы подлинное отношение ариан к Никейскому Символу Веры, они сосредоточили усилия на дискредитации его личности.

    Для этого они прибегли к надуманным и весьма экзотическим обвинениям: в незаконном обременении Афанасием египтян льняным налогом; поставках золота заговорщику и мятежнику Феломену; безнравственном, аморальном поведении; бесчинстве (будто бы по приказанию Афанасия был избит пресвитер Исхира, опрокинут престол в храме, разбита Чаша, сожжены книги).

    В результате нападок Афанасий был вынужден лично встретиться с императором, что он и сделал. Вопреки желанию еретиков, ему удалось оправдаться и вскрыть всю нелепость этих огульных обвинений.

    Однако враги Афанасия не торопились отказываться от ненависти и борьбы. На сей раз они прибегли к более изощренному обвинению: распространили слух, довольно странный, будто Афанасий злодейски убил епископа Арсения. В качестве доказательства они демонстрировали руку «убитого» архиерея. И это не взирая на то, что в действительности епископ Арсений был жив и скрывался в одном отдаленном монастыре.

    Православные тексты

    В дни памяти святого Афанасия прославляют традиционными гимнами.

    Тропарь

    • Столп был еси православия, Божественными догматы подтверждая Церковь, священноначальниче Афанасие: Отцу бо Сына Единосущна проповедав, посрамил еси Ария. Отче преподобне, Христа Бога моли даровати нам велию милость.

    Кондак

    • Православия насадив учения, злославия терния изсекл еси, умножив семя веры одождением Духа, преподобне, темже тя поем, Афанасие.

    Литература[ | ]

    • Горский А. В.
      Жизнь святого Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. — М.; Сергиев Посад, 1851; 1902.
    • Никанор (Каменский Н. Т.).
      Св. Афанасий великий архиеп. Александрийский и его избранные творения. — СПб., 1893.
    • Владимир (Горьковский).
      Святой Афанасий Великий, архиепископ Александрийский // Православная богословская энциклопедия. — Издательство Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1901. — Т. 2. — Стб. 163
    • Асмус В. В., Чичуров И. С., Никифоров М. В., Фокин А. Р., Э. П. С., Лосева О. В., Венцель О. В., Герасименко Н. В.
      Афанасий Великий // Православная энциклопедия. — М., 2002. — Т. IV : «Афанасий — Бессмертие». — С. 22—49. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-009-9.
    • Житие святого отца нашего Афанасия, архиепископа Александрийского // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. V: Январь, День 18.
    • Пономарёв А. И.
      Афанасий Великий, архиепископ Александрийский в Месяцеслове // Православная богословская энциклопедия. — Издательство Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1901. — Т. 2. — Стб. 163
    • Попов И. В.
      Религиозный идеал св. Афанасия Александрийского. — Сергиев Посад, 1904.
    • Сократ Схоластик.
      Гл. 15. О том, что после Собора, когда Александр скончался, епископом поставлен был Афанасий // Церковная история. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1996. — 368 с.
    • Флоровский Г. В.
      II. Афанасий Александрийский // Восточные отцы IV века. Из чтений в Православном богословском институте в Париже. — Париж: YMCA-Press, 1931. — С. 26—38. — (Богословие Отцев Церкви).
    • Шинджиашвили М. И.
      Грузинские переводы и редакции «Жития Антония» Афанасия Александрийского. Автореф. дисс. … к. филол. н. — Тбилиси, 1979.
    • Hanson R. P. C.
      The Search for the Christian Doctrine of God: The Arian Controversy, 318-381 A.D.. — New York: Continuum International Publishing Group, 2005. — 960 p. — ISBN 0-5670-3092-X.

    Творческое наследие

    Наиболее значимые произведения святителя:

    • четыре проповеднические речи — опровержения арианской ереси;
    • письмо епископу Коринфскому Епиктету — о соединении Божественной природы и человеческого происхождения Иисуса Христа;
    • «История ариан для монахов» — наставническое произведение, демонстрирующее борьбу религиозных течений в IV веке;
    • «Описания праздников» — христианский календарный цикл, показывающий способ летоисчисления в старину;
    • подробное житие Антония Великого — нравоучительная книга, рекомендованная к прочтению Иоанном Златоустом.

    Святитель Афанасий оставил много апологетических сочинений, посланий с разоблачениями арианской ереси, толкований Святого Писания и рассуждений о морали. Епископ Александрийский отстаивал единосущность Святой Троицы и утверждал, что опора только на знания губительна для веры.

    Примечания[ | ]

    1. История Патриархов Коптской церкви Александрии. — Ч. VIII (англ.)
    2. 1 2
      Александрийская Православная Церковь (Александрийский Патриархат). Православная энциклопедия.
    3. Edward Siecienski
      The Filioque: History of a Doctrinal Controversy. — P. 37.
    4. Мильков В. В.
      Осмысление истории в Древней Руси. — СПб.: Алетейя, 2000. — 385 с. — ISBN 5-89329-227-8.
    5. 123
      Православная энциклопедия, 2002.
    6. ПСРЛ. — Т. 15. — Стб. 83.
    7. ПСРЛ. — Т. 18. — С. 154—155.
    8. Фильтры — Престол Афанасия Александрийского (неопр.)
      .
      Соборы.Ру
      . Народный каталог православной архитектуры. Дата обращения: 31 марта 2022.
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]