Митрополит Димитрий: «В Сибири все сделано с любовью»


№10 (619) / 7 марта ‘11

Епархия

Немного истории

Учреждена на Московском Соборе патриархом Филаретом и его царственным сыном Михаилом Федоровичем в сентябре 1620 года. Первая православная епархия в Сибири. В 1667 году на Большом Московском соборе, в Тобольске была учреждена митрополия, так как епархия росла, став самой обширной в тогдашней Русской Церкви. До второй половины XVIII века Тобольская епархия, совпадавшая с административными границами Сибирской губернии, включала в себя территорию Урала, Сибири и Дальнего Востока.

В XIX веке сеть учебных заведений в епархии была значительно расширена, осуществлялось издание литературы на национальных языках народов Сибири.

После 1917 года епархия подверглась тяжелым гонениям, разделив долю всей Русской Православной Церкви под игом атеистической власти. С 1937 года началась кампания массового закрытия храмов, арестов и расстрелов духовенства. С 1937 года по 1942 на территории Сибири не осталось ни одного Правящего Архиерея, почему все сибирские епархии прекратили свое существование; но в эти годы в ссылке в Красноярском крае проживал святитель Лука (Войно-Ясенецкий), единственный архиерей в Сибири, который мог совершать таинства. Поэтому в диптихе архипастырей Тобольской и Омской епархий архиепископ Лука указан как Правящий епископ этого периода.

В конце Великой Отечественной войны в городах юга области открылось несколько храмов, а территория бывшей Тобольской епархии была включена в состав образованной в 1947 году Омско-Тюменской епархии. До конца 1980-х годов в огромной по своей площади Тюменской области функционировало только 8 церквей.

Названия епархии в разные годы:

Сибирская и Тобольская (1620 – 5 октября 1768). Тобольская и Сибирская (5 октября 1768 – 1937). Тобольская и Тюменская (с 1990). Адрес: 626152, Тюменская область, г. Тобольск, Красная площадь, кремль. Телефон: Факс: E-mail: Правящий Архиерей: архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий

Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий

Дата рождения: 11 марта 1952 г. Дата хиротонии: 4 ноября 1990 г. Дата пострига: 31 января 1986 г. День ангела: 24 февраля.

Биография. Родился в пос. Удельное Раменского р-на Московской обл. в семье рабочего.

В 1974 г. окончил Московский институт инженеров транспорта и работал конструктором.

В 1984 г. окончил Московскую Духовную семинарию, в 1987 г. – Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия.

31 января 1986 г. в Троице-Сергиевой Лавре принял монашеский постриг, 23 февраля рукоположен во иеродиакона, 7 апреля – во иеромонаха. В ноябре 1986 г. после пожара в Троице-Сергиевой Лавре назначен экономом Лавры и Московских Духовных школ на период восстановительных работ.

25 марта 1987 г. возведен в сан игумена, 13 июня – в сан архимандрита с назначением заместителем ректора МДАиС по административно-хозяйственной работе. С 20 апреля 1989 г. инспектор МДС.

4 ноября 1990 г. в Богоявленском соборе Москвы хиротонисан во епископа Тобольского и Тюменского. Назначен ректором Тобольской Духовной семинарии. Преподает в семинарии Ветхий Завет, нравственное и пастырское богословие, организацию приходской жизни.

С 26 февраля 1994 г. член Синодальной богословской комиссии.

В 1999 г. возведен в сан архиепископа.

Образование: 1974 г. – Московский институт инженеров транспорта. 1984 г. – Московская Духовная семинария. 1987 г. – Московская Духовная академия.

Церковные награды: орден Св. Равноап. Кн. Владимира III степени; орден Прп. Сергия Радонежского II степени; орден Свт. Иннокентия, Митр. Московского и Коломенского, II степени; медаль Прп. Сергия Радонежского II степени; крест Св. Ап. и Евангелиста Марка II степени, Александрийской Православной Церкви.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия с 25-летием служения в священном сане

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Димитрию, архиепископу Тобольскому и Тюменскому

Ваше Высокопреосвященство!

Сердечно поздравляю Вас с 25-летним юбилеем служения в священном сане.

Четверть века назад в Свято-Троицкой Сергиевой лавре возложением рук архиерейских Вы были призваны к служению, совершающемуся на земле, но по чиноположению небесному (свт. Иоанн Златоуст).

Отрадно, что особое внимание Вы уделяете духовному образованию, продолжая традиции первых просветителей Сибири. Вашими попечениями в Тобольских семинарии и училище воспитывается молодое поколение священнослужителей, в гимназиях епархии дети обучаются основам православной веры. Сегодня Вам удается решать непростую, но важную задачу пастырского окормления населения крайнего Севера.

Молитвами святителя Иоанна Тобольского, всех Сибирских святых и Вашего небесного покровителя, преподобного Димитрия Прилуцкого, да изольет Господь Вседержитель на Вас изобильные Свои милости и да укрепит в дальнейших архипастырских трудах на многая и благая лета.

С любовью во Христе,

КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Тобольская духовная семинария

В 1703 году в Тобольске, древней столице Сибири, по указу царя Петра I митрополитом Филофеем (Лещинским) было открыто первое за Уралом учебное заведение – славяно-русская школа. В 1743 году школа была преобразована в Тобольскую Духовную семинарию, которая является старейшим учебным заведением Сибири.

Семинария – высшее духовное учебное заведение Русской Православной Церкви, осуществляющее подготовку священнослужителей, а также церковнослужителей и церковных специалистов (государственная лицензия № 16-579). В семинарии реализуется «Церковный образовательный стандарт высшего духовного образования специалиста в области православного богословия» (принят Священным Синодом Русской Православной Церкви, журнал № 71 от 21.08.2007)

На четырех кафедрах семинарии (богословия, библеистики, церковной истории, церковно-практической) изучают Библейскую историю, Священное Писание Ветхого и Нового Завета, историю России и Русской Православной Церкви, богословские науки, литургику (наука о православном богослужении), патрологию (наука о жизни и творениях святых отцов), гомилетику (искусство церковной проповеди), церковное пение, древние и новые иностранные языки и другие гуманитарные предметы. Срок обучения – 5 лет. Помимо учебных занятий студенты семинарии ведут большую миссионерскую и просветительскую работу, участвуют в паломнических поездках по России и за рубежом. В духовной школе силами учащихся издается студенческий журнал «Семинария».

Ежегодно на базе Тобольской Духовной семинарии проводятся молодежные съезды, региональные и областные научно-практические конференции, семинары, «круглые столы», фестивали, конкурсы и другие мероприятия.

В период школьных весенних каникул в духовной школе проводится День открытых дверей, когда каждый желающий может познакомиться с историей семинарии, учебным и воспитательным процессом в духовной школе.

ТЕЛЕФОНЫ Ректор Тобольской православной Духовной семинарии – (3456) 22-09-13. Проректор по учебной работе –. Проректор по воспитательной работе –.

РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА Регентская школа, открытая при семинарии в 1991 году, готовит регентов (дирижеров) церковных хоров, псаломщиков (чтецов) и певцов, катехизаторов воскресных школ. В регентской школе изучают богословские и исторические предметы, церковное пение, церковный Устав, а также музыкальные предметы: сольфеджио, гармонию, хоровую аранжировку, дирижирование. Срок обучения – 3 года.

Телефон:

ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА Иконописная школа открыта при семинарии в 1996 году. Школа готовит иконописцев, реставраторов, специалистов в области церковного искусства. В иконописной школе изучают библейскую историю, историю Русской Православной Церкви, историю искусств, иконоведение, иконописание и другие предметы. Срок обучения – 5 лет.

Обучение, проживание и питание в Тобольских Духовных школах бесплатное. Учащиеся семинарии получают стипендию.

Телефон:

НЕБЕСНЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ cвятитель Иоанн, святитель Филофей, священномученник Гермоген.

Святыня епархии Абалакская икона Божией матери «Знамение»

В царствование Михаила Федоровича, в 1636 году, при третьем сибирском архиепископе Нектарии, жила на абалакском погосте бедная, одинокая и бездетная вдова по имени Мария. Она вела жизнь благочестивую и целомудренную. В легком сне она увидела на воздухе три иконы. Посреди – икона Божией Матери, справа от нее – святителя Николая, а слева – преподобной Марии Египетской. От иконы Богородицы был глас: «Мария! Объяви об этом видении народу и скажи, чтобы на Абалакском погосте построили по праву сторону ветхой Преображенской церкви новую, деревянную, в честь иконы «Знамение» Пречистой Богородицы, что в дальнем Новгороде, с приделами: по одну сторону – святителя Николая, а по другую – преподобной Марии Египетской».

Вразумленная этим видением вдовица отправилась к архиепископу Нектарию и поведала ему при всем соборе о видениях, после чего рассказала о своих откровениях всему народу. Когда Марии показали никогда не виденный ею образ «Знамение» Богородицы, то она, взглянув на икону, узнала в ней явившуюся к ней Богоматерь и объявила всем, что именно этот образ она видела во всех четырех видениях. Все граждане поверили рассказу Марии. Преосвященный же архипастырь дал абалакским прихожанам благословение строить церковь во имя Богородицы. В этом богоугодном деле согласились принять участие и многие граждане Тобольска.

В это время лежал в расслаблении один крестьянин, Евфимий. К нему пришел нищий по имени Павел и сказал: «Евфимий! В Абалаке по повелению Божию строится церковь в честь «Знамения» Богородицы, святителя Николая и преподобной Марии Египетской. Дай обещание написать храмовый образ в эту церковь. Может быть, Господь по вере твоей и усердию простит тебя и освободит от болезни».

Как ангела Божия, выслушал Евфимий Павла и тогда же дал обет написать икону. Господь внял трудам страждущего. После полудня в тот же день Евфимий начал владеть правою стороною своего тела. Испросив благословения у Преосвященного Нектария, Евфимий заказал указанный ему образ протодиакону Софийского тобольского собора Матфею, который славился тогда по всей Сибири как искуснейший живописец.

По мере того как писалась икона, Евфимию день ото дня становилось легче. Наконец здоровье его совсем поправилось. Он пришел к живописцу и сам понес от него написанный образ в собор для освящения.

Удивленный и обрадованный Архипастырь возблагодарил Господа за Его чудесную помощь недужному. Окропив образ святою водою, он отслужил в соборе молебен, после чего с великой честью препроводил икону в Абалак для поставления ее в новом храме.

Когда совершалось перенесение иконы и шествие церковное достигло деревни Шанталык, Богоматерь прославила Свой образ новым чудом. У крестьянина этой деревни Василия была дочь, которая долгое время страдала глазною болезнью и вот уже два года ничего не видела. Услышав, что несут образ в Абалак, Василий вышел со своей несчастной дочерью навстречу шествию. Припав к образу с верою и слезами, скорбящий отец умолял Пречистую Деву помиловать его несчастную дочь, и, к радости и удивлению его и всех присутствовавших, девица прозрела.

С того времени утвердилась вера в народе в Абалакский образ Божией Матери, как поистине чудотворный и подающий многоразличные исцеления болезней всем притекающим к нему с верою. Особенное значение в то время Тобольска, чествовавшего святую икону, передало благоговение к ней всей Сибири.

В 1918 году, опасаясь за чудотворную икону Божией Матери, епископ Мефодий с адмиралом А.В. Колчаком увозят на теплоходе икону из монастыря. До недавнего времени местонахождение ее было неизвестно. Имелось множество преданий о существовании ее за рубежом. Лишь спустя почти 80 лет стало известно местонахождение иконы – австралийский город Сидней, храм Покрова Божией Матери. Сюда она была привезена генералом белой армии Михаилом Константиновичем Дитерихсом (1874-1937).

В настоящее время в Знаменской церкви Абалакского монастыря вместо подлинной иконы находится чудотворный список Абалакской иконы Божией Матери, написанный в начале XX века монахиней Иоанно-Введенского монастыря Августой.

Традиция проведения Крестного хода началась с события, происшедшего в 1665 году, когда почти все лето беспрерывно шел дождь; хлеб, овощи и трава погибли – все топило водой, и народ приходил в отчаяние от ожидания голодной смерти. В этом несчастии обратились к Божией Матери. Находившийся в то время на Тобольской кафедре архиепископ Корнилий послал собор духовенства в село Абалакское за чудотворной иконой Божией Матери. С подобающей честью святыню вынесли 7 июля, а на другой день утром принесли в Тобольск.

Архиепископ с городским духовенством, в сопровождении градоначальников и множества народа вышел на встречу Царице Небесной. И когда несшие икону приблизились, Архипастырь пал на землю и сказал: «О Владычице мира! Умилосердись над градом сим и людьми, согрешившими Тебе, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да избавит нас ныне от гнева Своего праведного», – облобызал икону. Совершив молебен, пошли с иконой в собор, где стали совершать Божественную литургию. Служба еще не закончилась, как, к удивлению и радости всех, мгла рассеялась, дождь прекратился, облака исчезли, и показалось солнце. В память этого события для вечного благодарения Господа Бога и Его Пречистой Матери, Преосвященный Корнилий установил приносить чудотворную икону Божией Матери из Абалака в Тобольск ежегодно. С тех пор установилась традиция каждый год переносить икону в Тобольск ко дню великомученика Прокопия, т.е. к 8 июля по старому стилю. Святыня стояла в соборе до 20 июля, т.е. до праздника пророка Божия Илии. Так продолжалось более 250 лет.

В 1999 году было решено возродить и древнюю традицию Крестного хода на сибирской земле. 20 июля, в воскресенье, был совершен первый после долгого промежутка Крестный ход.

Празднование иконе совершается 2 августа (20 июля по старому стилю) и 10 декабря (27 ноября по старому стилю). В честь иконы в 1783 году святителем Варлаамом был основан Абалакский монастырь.

Святые епархии

  • Cвятитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский
  • Святитель Филофей (Лещинский), митрополит Тобольский
  • Священномученик Гермоген (Долганов), епископ Тобольский
  • Святой мученик Феодор Тобольский
  • Преподобный Мисаил Абалакский
  • Святитель Павел, митрополит Тобольский и всея Сибири
  • Святитель Варлаам (Петров), архиепископ Тобольский

Учебные заведения

  • Тобольская православная Духовная семинария.
  • Тюменское православное Духовное училище.

На сентябрь 2009 г. в епархии действовали 14 православных общеобразовательных гимназий в Тюмени, Тобольске, Ишиме, Ханты-Мансийске, Сургуте, Нефтеюганске, Нижневартовске, Мегионе, Лангепасе, Югорске, Ноябрьске, Новом Уренгое, Ялуторовске, Салехарде. На стадии открытия православные гимназии в городах Радужный, Надым.

Монастыри епархии

  • Свято-Знаменский мужской. 626125, Тюменская область, Тобольский р-н, с. Абалак.
  • Свято-Троицкий мужской. 625001, г.Тюмень, ул. Коммунистическая, 10. Наместник – архимандрит Тихон (Бобов).
  • Иоанно-Введенский женский. 626123, Тюменская область, Тобольский р-н, пос. Прииртышский, ул. Редикульцева, 5. Тел..
  • Богородично-Рождественский Илиинский женский. 625002, г. Тюмень, ул. 25 лет Октября, д.29; тел., 46-16-60, 46-75-45; факс. Настоятельница – монахиня Нина (Схулухия).

Православные объединения и организации

  • Межрегиональное общественное движение «Сибирь молодая православная»;
  • «Сибирь православная»;
  • Миссионерское братство Св. Вмч. Димитрия Солунского при Миссионерском отделе.

Средства массовой информации

Печатные издания:

  • «Сибирская православная газета» (ежемесячное издание);
  • журнал «Православный просветитель» (выходит шесть раз в год);
  • детский журнал «Православный сибирячок» (выходит три раза в год);
  • студенческий православный журнал «Семинария» (выходит два раза в год).

Сайты:

  • Тобольско-Тюменской епархии – https://www.tobolsk-eparhia.ru;
  • храма Св. Прав. Симеона Верхотурского (Югорское благочиние) – https://simeon.prihod.ru;
  • храма Свт. Николая (г. Тюмень) – https://hram.mt72.ru;
  • храма Архангела Михаила (с. Червишево) – https://www.chervishevo-hram.ru;
  • храма Всех Святых, в Земле Российской Просиявших (г. Тюмень) – https://vsehsvyatyh.orthodox.ru;
  • «Православные храмы Ханты-Мансийского автономного округа» – https://www.hramhmao.orthodoxy.ru.

Web-сайт Тобольской и Тюменской епархии: www.tobolsk-eparhia.ru

В других номерах:

Награды

  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени[4]
  • Орден преподобного Сергия Радонежского II степени
  • Орден святого преподобного Серафима Саровского II степени
  • Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени
  • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира III степени
  • медаль преподобного Сергия Радонежского II степени
  • крест святого Апостола и Евангелиста Марка II степени (Александрийская Православная Церковь)
  • крест святого Апостола Павла (Элладская Православная Церковь)
  • орден святителя Кирилла Туровского II степени (Белорусский экзархат Русской Православной Церкви)

Примечания

  1. [mospat.ru/archive/1999/03/nr903021/ Патриаршие награды : Русская Православная Церковь]
  2. Капалин, Алексей Михайлович. [www.tmnlib.ru/DbFileHandler.axd?2077 Социальные функции института Русской православной церкви] : автореферат дис. … кандидата социологических наук : 22.00.04 / Капалин Алексей Михайлович; [Место защиты: Тюмен. гос. ун-т]. — Тюмень, 2009. — 26 с.
  3. [www.patriarchia.ru/db/text/3289826.html В день преставления преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл возглавил престольные торжества в Троице-Сергиевой лавре]
  4. [www.patriarchia.ru/db/text/2351737.html Святейший Патриарх Кирилл удостоил ряд архиереев, отмечающих юбилейные даты, высоких церковных наград]

Отрывок, характеризующий Димитрий (Капалин)

Платон Каратаев был для всех остальных пленных самым обыкновенным солдатом; его звали соколик или Платоша, добродушно трунили над ним, посылали его за посылками. Но для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда. Платон Каратаев ничего не знал наизусть, кроме своей молитвы. Когда он говорил свои речи, он, начиная их, казалось, не знал, чем он их кончит. Когда Пьер, иногда пораженный смыслом его речи, просил повторить сказанное, Платон не мог вспомнить того, что он сказал минуту тому назад, – так же, как он никак не мог словами сказать Пьеру свою любимую песню. Там было: «родимая, березанька и тошненько мне», но на словах не выходило никакого смысла. Он не понимал и не мог понять значения слов, отдельно взятых из речи. Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал. Его слова и действия выливались из него так же равномерно, необходимо и непосредственно, как запах отделяется от цветка. Он не мог понять ни цены, ни значения отдельно взятого действия или слова. Получив от Николая известие о том, что брат ее находится с Ростовыми, в Ярославле, княжна Марья, несмотря на отговариванья тетки, тотчас же собралась ехать, и не только одна, но с племянником. Трудно ли, нетрудно, возможно или невозможно это было, она не спрашивала и не хотела знать: ее обязанность была не только самой быть подле, может быть, умирающего брата, но и сделать все возможное для того, чтобы привезти ему сына, и она поднялась ехать. Если князь Андрей сам не уведомлял ее, то княжна Марья объясняла ото или тем, что он был слишком слаб, чтобы писать, или тем, что он считал для нее и для своего сына этот длинный переезд слишком трудным и опасным. В несколько дней княжна Марья собралась в дорогу. Экипажи ее состояли из огромной княжеской кареты, в которой она приехала в Воронеж, брички и повозки. С ней ехали m lle Bourienne, Николушка с гувернером, старая няня, три девушки, Тихон, молодой лакей и гайдук, которого тетка отпустила с нею. Ехать обыкновенным путем на Москву нельзя было и думать, и потому окольный путь, который должна была сделать княжна Марья: на Липецк, Рязань, Владимир, Шую, был очень длинен, по неимению везде почтовых лошадей, очень труден и около Рязани, где, как говорили, показывались французы, даже опасен. Во время этого трудного путешествия m lle Bourienne, Десаль и прислуга княжны Марьи были удивлены ее твердостью духа и деятельностью. Она позже всех ложилась, раньше всех вставала, и никакие затруднения не могли остановить ее. Благодаря ее деятельности и энергии, возбуждавшим ее спутников, к концу второй недели они подъезжали к Ярославлю. В последнее время своего пребывания в Воронеже княжна Марья испытала лучшее счастье в своей жизни. Любовь ее к Ростову уже не мучила, не волновала ее. Любовь эта наполняла всю ее душу, сделалась нераздельною частью ее самой, и она не боролась более против нее. В последнее время княжна Марья убедилась, – хотя она никогда ясно словами определенно не говорила себе этого, – убедилась, что она была любима и любила. В этом она убедилась в последнее свое свидание с Николаем, когда он приехал ей объявить о том, что ее брат был с Ростовыми. Николай ни одним словом не намекнул на то, что теперь (в случае выздоровления князя Андрея) прежние отношения между ним и Наташей могли возобновиться, но княжна Марья видела по его лицу, что он знал и думал это. И, несмотря на то, его отношения к ней – осторожные, нежные и любовные – не только не изменились, но он, казалось, радовался тому, что теперь родство между ним и княжной Марьей позволяло ему свободнее выражать ей свою дружбу любовь, как иногда думала княжна Марья. Княжна Марья знала, что она любила в первый и последний раз в жизни, и чувствовала, что она любима, и была счастлива, спокойна в этом отношении. Но это счастье одной стороны душевной не только не мешало ей во всей силе чувствовать горе о брате, но, напротив, это душевное спокойствие в одном отношении давало ей большую возможность отдаваться вполне своему чувству к брату. Чувство это было так сильно в первую минуту выезда из Воронежа, что провожавшие ее были уверены, глядя на ее измученное, отчаянное лицо, что она непременно заболеет дорогой; но именно трудности и заботы путешествия, за которые с такою деятельностью взялась княжна Марья, спасли ее на время от ее горя и придали ей силы. Как и всегда это бывает во время путешествия, княжна Марья думала только об одном путешествии, забывая о том, что было его целью. Но, подъезжая к Ярославлю, когда открылось опять то, что могло предстоять ей, и уже не через много дней, а нынче вечером, волнение княжны Марьи дошло до крайних пределов. Когда посланный вперед гайдук, чтобы узнать в Ярославле, где стоят Ростовы и в каком положении находится князь Андрей, встретил у заставы большую въезжавшую карету, он ужаснулся, увидав страшно бледное лицо княжны, которое высунулось ему из окна. – Все узнал, ваше сиятельство: ростовские стоят на площади, в доме купца Бронникова. Недалече, над самой над Волгой, – сказал гайдук. Княжна Марья испуганно вопросительно смотрела на его лицо, не понимая того, что он говорил ей, не понимая, почему он не отвечал на главный вопрос: что брат? M lle Bourienne сделала этот вопрос за княжну Марью. – Что князь? – спросила она. – Их сиятельство с ними в том же доме стоят. «Стало быть, он жив», – подумала княжна и тихо спросила: что он? – Люди сказывали, все в том же положении. Что значило «все в том же положении», княжна не стала спрашивать и мельком только, незаметно взглянув на семилетнего Николушку, сидевшего перед нею и радовавшегося на город, опустила голову и не поднимала ее до тех пор, пока тяжелая карета, гремя, трясясь и колыхаясь, не остановилась где то. Загремели откидываемые подножки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]