Донецкий старец Зосима Сокур: жизнь и пророчества

Столпами веры, подвижниками благочестия называют старцев, достигших в своих духовных подвигах незримых высот. Это к ним, прозорливым праведникам, едут люди со всех концов земли за помощью, наставлением, покаянием.

Зосима Сокур — яркий пример старчества в Русской Православной Церкви. Его знают и почитают не только на Украине, но и далеко за ее пределами.

Детство Зосимы

Отец Зосима прожил недолгую жизнь. Но он оставил глубокий след в душах многочисленных духовных чад. Жизненный путь старца складывался сложно и противоречиво.

О. Зосима родился в тюремных лагерях, но был воспитан в истинно православном духе. Несокрушимую веру он пронес через всю свою непродолжительную жизнь, чтобы стать для нас примером и молитвенником перед престолом Божиим.

Происхождение и рождение

Иван Сокур родился за год до окончания Великой Отечественной войны в тюремной больнице в далекой глухой деревне Свердловской области. Здесь отбывала срок за религиозную пропаганду его мама. Родившись среди подвига исповедничества, старец нес его потом на протяжении всей своей жизни.

Мария Сокур в один год родила сына и потеряла на фронтах мужа. Как крест Господень приняла она свое вдовство. И несла его до конца дней своих без ропота с терпением и благодарением Богу, в молитве и труде.

Семья

Сначала мальчика хотели назвать Фаддеем в честь апостола, в день памяти которого он родился. Но преподобный Кукша, находившийся тогда в ссылке, передал через знакомых: «…пусть нарекут Иоанном, благодать Божия будет».

Из-за того, что Иван родился в тяжелых условиях, с малых лет болел. Его мать в ссылке работала на лесоповале в Верхотурье. Затем, после освобождения, было не легче. У них не было нормального жилья, все время испытывали нужду.

Детские годы Ивана Сокура прошли в небольшой шахтерской Авдеевке. Здесь после долгих скитаний и тюрем нашли пристанище сестры Иоанновского монастыря, и многие являлись чадами великого Иоанна Кронштадтского. Среди них была и сестра матери Вани — Антонина.

На всю жизнь великий Иоанн Кронштадтский стал любимым святым старца Зосимы. В духовное наследство достались ему личные вещи святого, а главное — мужественный дух истинного христианства.

Учеба в школе и техникуме

В школе мальчонка претерпевал издевательства учителей и одноклассников. Но он знал уже тогда, что Бог поможет и направит. Имел очень решительный характер, ничего не боялся, если речь шла о вере.

Среднюю школу Ваня Сокур окончил с золотой медалью. И казалось, что все дороги открыты перед юношей. А он уже давно выбрал единственный путь — духовный.

В то время власти сознательно препятствовали поступлению в духовные школы образованных юношей, каким был Иоанн. В семинарию документы не приняли. На то не было разрешения компетентных органов, которые ясно видели в способном молодом человеке опасность для атеистического будущего.

Окончил Иван Сокур ветеринарный техникум (1961-64 гг.). Но всего год проработал по специальности.

Основание монастырей

Женская обитель в Никольском создана не за один день. Верные Богу матушки, женщины-мироносицы на протяжении многих лет сопровождали батюшку, живя около тех приходов, где он служил.

В 1997 году была устроена богадельня, в которой помимо матушек находили приют и помощь немощные и престарелые люди. С 1 февраля 1998 года схиархимандрит Зосима Сокур, проповеди которого становятся настоящим праздником для прихожан, назначается духовником в Донецкую епархию, через год он получает награду — орден Нестора летописца, а 20 апреля 2000 года получает право носить второй крест.


Отец Зосима является основателем Николо-Васильевского монастыря

Всех желающих жить духовной общиной объединили официально открытые обители. 2000 г. стал временем основания женского Свято-Никольского монастыря, в 2001 году было освящено открытие мужской Свято-Васильевской обители.

О других храмах и монастырях:

  • Знаменский собор в Курске
  • Владимирский собор в Лисках
  • Высоцкий монастырь в Серпухове

Юношеские годы и молодость

Еще в юношеские годы преподобный Кукша предсказал Ивану всю его жизнь: «Будешь священником, монахом, схимником…».

В 7 лет мальчик уже свободно читал в храме на службе. Как он сам говорил, вся его сознательная жизнь принадлежала церкви. Но при всей любви к ней на путь священства он стал не сразу.

Духовное образование

После непродолжительного периода работы ветеринаром Иван Сокур по воле Божьей отправился в Киево-Печерскую лавру. После ее закрытия определился в Свято-Духовский скит Почаевской лавры послушником. Когда и скит закрыли, решил Иван поступить в семинарию. Однако священника, который дал ему рекомендацию, убрали за штат. А ему, сдавшему экзамены на отлично, по указанию КГБ в приеме в семинарию в Загорске отказали.

Из Загорска отправили Ивана Сокура в Питер, но в прописке ему отказали. Тогда епископ Новосибирский Павел предложил юноше ехать в далекий Новосибирск, чтобы поступать в семинарию из глубокой таежной Сибири, а не из пролетарского Донбасса. Через год с Божьей помощью сбылась заветная мечта Ивана.

Он поступил в Ленинградскую Духовную семинарию (1965 г.) сразу на 2-й курс. А по ее окончании был зачислен в духовную академию. Обучаясь, он написал кандидатскую о Валаамском монастыре и ее основателях Сергии и Германе.

По окончании (1975 г.) Иван Сокур стал монахом с именем Савватий. Чуть позже принял сан диакона, а затем и иеромонаха. Был направлен на служение в Донецкий край.

Церковная служба

Где бы ни появлялся отец Савватий, он сразу начинал строительство. И это было удивительно. Ему удавалось возводить храмы в то время, когда их повсеместно закрывали. Власти очень быстро обратили внимание на энергичного батюшку. Его начали перебрасывать с прихода на приход, угрожали и даже избивали. И без того слабое здоровье батюшки резко ухудшилось.

Когда-то Никольское ничем не выделялось среди прочих сел. Но именно сюда в 1986 году был сослан священник, который уже несколько лет был гоним. За два предшествующих года он сменил 5 приходов. Нигде его не оставляли больше, чем на несколько месяцев. Пытались оторвать от паствы, задвинуть подальше, на задворки человеческой памяти. Наконец его назначили настоятелем полуразрушенного Свято-Васильевского храма в с. Никольское Волновахского района. Тогда казалось, что это самое подходящее место для забвения.

Пастырская служба

25 декабря 1975 года отец Савватий назначается настоятелем церкви Александра Невского в поселке Александровка Марьинского района. Простой сельский священник за короткое время нашел средства для обновления иконостаса, храмовых крестов и приобретения новых святых образов.

Некогда блестящий выпускник Духовной академии стал настоящим пастырем, несущим духовное окормление народу Божьему. Отец Савватий окунулся в свое призвание, его живые проповеди, готовность выслушать и дать совет, оказать поддержку стали привлекать в Александровку жителей окрестных мест, к нему стали приезжать жители Донецка.


Отец Зосима на празднике Крестовоздвижения, 2000 год

Активная деятельность священника была не по нраву советским властям, неоднократно останавливающим строительство, проводящим беседы со строптивым батюшкой. Открытие в 1980 году нового престола в храме стало сенсацией края, из записок митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона (Шукало), мы узнаем, что у батюшки Савватия был дар храмостроительства.

Прихожане отмечали, что очень любил настоятель полиелейные службы, вдохновенно и величественно сопровождая их:

  • торжественным каждением;
  • громогласным величаем;
  • обязательной проповедью.

Этот благодатный источник Божьего света и любви привлекал все новых и новых прихожан, жаждущих изменений в жизни. Трепетное отношение священника к старенькой матери, у которой было свое любимое молитвенное место в церкви, для многих также было ярким примером исполнения пятой заповеди.

Благодарная поклонница была наполнена особой гордостью, когда принимала постриг в великую схиму от благословения сына. Прихожане вспоминают матушку Мариамну, как настоящего ангела, несущего в мир любовь, тепло и покой.

Только матушка Мариамна могла сказать батюшке, часто повышающему голос, о необходимости быть кротким. Священник Александровской церкви был порой горячим, нетерпимым к греху, но при этом поругает, и тут же утешит грешника.

В 1977 году отец Савватий, получил награду — наперсный крест, в 1980 году был рукоположен в чин игумена.

В 1981 году, в ночь перед праздником Петра и Павла, батюшка служил всенощную, его мать плохо себя чувствовала и осталась дома читать псалтирь, во время молитв и умерла. Ее похоронили на Александровском кладбище.

В 1983 году сельский простой священник получает орден Преподобного Сергия Радонежского, что еще больше раздражает КГБ, по приказу которого отца Савватия не раз избивали, постоянно угрожали, переводили из прихода в приход:

  • 1985 год — храм Рождества Богородицы в селе Андреевка;
  • 1986 год — церковь Святой Троицы города Макеевка;
  • в том же году переведен в Свято-Покровскую церковь с. Никольское.

Зрелый возраст

О. Савватию не раз предлагали занять почетное епископское место. Патриарх Пимен, когда подыскивал кандидатуру на должность предстоятеля РПЦ в Японии, также не обошел своим вниманием скромного сельского батюшку.

Но о. Савватий, помня наставления духовного отца, каждый раз отвечал отказом. Ему давно было предсказано, что его духовный путь заключается в служении Богу в качестве обычного сельского попа.

Принятие сана архимандрита

В 1990 году о. Савватий становится архимандритом, а через два года принимает великую схиму и становится Зосимой.

Наступила переломная эпоха, когда с шумом обрушился идол коммунизма. Люди в растерянности, не зная как им жить, искали духовной поддержки. И схиархимандрит Зосима стал ярким светильником православной веры во тьме всеобщего неведения.

Основание богадельни и обители

На каждом новом месте служения первой постройкой, которая закладывалась по благословению отца Зосимы рядом с храмом, всегда была трапезная для паломников. Накормить, обогреть пришедшего человека — он ставил первой своей задачей. «Чтобы на нас Господь не разгневался, всегда помогайте нуждающимся», — повторял батюшка.

Никольское не стало исключением. Но здесь по благословению старца еще был организован дом милосердия, в котором содержится около 100 человек преклонного возраста.

Потом к этим постройкам присоединились жилые корпуса, мастерские, несколько храмов. Но про учреждение монастыря о. Зосима долго еще не помышлял.

Все изменилось в 1998 году, после того как батюшка пережил клиническую смерть. Старец воочию увидел Небесные обители, уготованные праведникам. И после того как он побывал за гранью жизни, начал предпринимать шаги по учреждению монастыря. Суждено было появиться двум обителям.

Монастырь, в котором действуют две общины, зрелище непривычное:

  • два клироса, мужской и женский;
  • отдельные столы в трапезной;
  • разные жилые корпуса, сестринский и братский.

Подобные общины появлялись разве что на заре монашества под влиянием авторитета великих подвижников церкви. Итак, о. Зосима стал основателем двух обителей — Свято-Васильевского мужского и Свято-Николаевского женского монастырей.

Дар пророчества

Старец искренно любил молитву. Богослужения, которые совершал о. Зосима, затягивались непривычно долго. Но они не были формальным исполнением обряда. Старец не читал молитвы, а всегда молился, заражая всех своим горением. Общение старца с народом в храме трудно было назвать классической проповедью.

Рассказ о церковном празднике он мог неожиданно прервать примером из жизни или задать вопрос, требуя ответа у кого-либо из прихожан. Иногда он мог остановить службу в самом неожиданном месте для поучения, если чувствовал в этом необходимость. И среди множества людей всегда находились те, кто был уверен, что это слово о. Зосима обращает именно к ним.

Святой батюшка очень проницательно видел каждого человека. Предполагал даже будущую деятельность, когда тот еще даже не задумывался об этом. Он видел личность, ее дарования. Сразу угадывал в приходящем в обитель человеке, на какое послушание его послать, и где он ярче всего сможет раскрыть себя.

Известны многие сбывшиеся пророчества старца. Например, он предсказал с точностью свою кончину, которую связал с появлением в его жизни иконы Иоанна Кронштадтского. Так все и сбылось. Перед самой кончиной старцу преподнесли в дар икону этого святого, что предвозвестило его скорый уход в мир иной. Есть у него и ряд пророчеств об Украине.

Дар исцеления

Схиархимандрит Зосима (Сокур) обращался к Богу. И Господь слышал его, отвечал на молитвы, даровал исцеления по слову батюшки.

Отступали самые сложные неизлечимые болезни по прошению отца Зосимы:

  • рак;
  • врожденные патологии у младенцев;
  • грыжа;
  • заболевания почек;
  • гематомы в области мозга;
  • вирусное поражение иммунной системы;
  • навязчивые мысли;
  • душевные заболевания;
  • духовная одержимость;
  • многое другое.

Обладая даром рассуждения, старец благодатным словом врачевал человеческие души. Находил нужные слова, говорил на одном языке с ребенком, профессором, домохозяйкой или крестьянином.

Последние годы жизни

С 2000 года и без того слабое здоровье батюшки сильно пошатнулось. Он много лет страдал рожистым воспалением на ноге. Это в свою очередь дало серьезные осложнения на почки и весь организм в целом. Он ослаб настолько, что не мог говорить, стоять на ногах. Весь следующий год старец провел на больничной койке.

А в 2002 году сразу после окончания Успенского поста отошел в мир иной.

В день похорон батюшки многотысячная погребальная процессия чудом из похоронной превратилась в пасхальную. Постепенно людей, собравшихся проводить батюшку в последний путь, охватывал духовный подъем.

В скорби не виделось ничего страшного. Все ощущали, что старец достиг цели своей жизни. И что он уже с Богом, молится за всех нас. О мягкой и теплой руке батюшки говорили все, кто в тот день последний раз прикладывался к ней.

Наставления батюшки

Проповеди о. Зосимы были просты и понятны. К нему всегда шел очень большой поток людей. Он принимал до 12-ти или до часу ночи.

Помощь старца была безмерной:

  1. Он успокаивал души, давал советы, учил жить по православному.
  2. Помогал найти путь к Богу людям, содержащимся в тюрьмах.
  3. Никогда не гнушался бедных, неразумных или, наоборот, очень умных. Всегда находил общий язык, со всеми умел приходить к общему знаменателю.
  4. Каждому вопрошающему мог сформулировать исчерпывающий ответ.

Завещание Зосимы

Многим известно духовное завещание старца, данное им своим чадам и всем нам, знающим его лишь по книгам и фильмам. В нем батюшка призывает держаться Русской Православной Церкви, не отступать от ее канонов, хранить священные традиции.

ЗАВЕЩАНИЕ

Аз, грешный схиархимандрит Зосима, оставляю последнюю свою волю: и по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания, храните все завещания, те священные традиции, ту особенность служб, записанных братьями и сестрами в Монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей и не допуская никаких отступлений.

Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, беззаконная или «законная», автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским. Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия — служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные.

Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви — правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление под омофор Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность.

В монастырях создать действенную Воскресную школу для подрастающих детей, нашего будущего. Телевизоров и прочей сатанинской видеотехники в монастыре никогда не должно быть. В обители основными языками должны быть церковно-славянский и русский, остальные — по мере необходимости.

Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, дорогие братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви: в ней спасение.

Всем даю из гроба прощение, Бог вас да простит и помилует по Его Велицей и богатой милости. Кто приходил ко мне за духовным руководством: держитесь святой обители — братья и сестры помогут вам и наставят на путь спасения.

Преклоняя колени, прошу за все прощения у Высокопреосвященнейшего Митрополита Иллариона и Преосвященнейшего Епископа Алипия. Прощальную и разрешительную молитву прошу прочесть Преосвященнейшего епископа Алипия, совершавшего мой постриг в Великий Ангельский образ — святую схиму.

Все, что принадлежало мне при моей жизни, принимают братья и сестры обители по моей смерти.

Умоляю вас, братья и сестры, храните святой Устав монашеский, единство между собой, любовь, братолюбие; свято исполняйте священные традиции обители, пребывайте в послушании к Отцу Наместнику и к Матушке Игумении. Господь вас не оставит и по моей кончине, и всегда пребудет с нами, охраняя обители от всякого зла.

Какое ни случится искушение, кайтесь и исправляйтесь. Желающих уйти из обители отпускайте как мирян, сняв все иноческие и монашеские одежды. Отступивших назад не принимайте, они — как иуды, и находятся под вечным проклятием Божиим. Бродячих старцев-иеромонахов, если не будут соответствовать монашескому уставу, принимать не в число братии, а в богадельню.

Еще раз умоляю братьев и сестер хранить единство, не разделяйте обители! В случае искусственного разделения не подчиняться и быть вместе.

Из гроба посылаю Божие благословение и даю всем целование, прошу ваших святых молитв, и Божия благодать не отступит от вас.

Нижайше прошу владыку Илариона освободить икону Иверской Божией Матери из духовного плена на Иверском кладбище и торжественно перенести в Преображенский Кафедральный собор.

Прошу писать историческую правду о Святых обителях и иконах, ничего не искажая, дабы была восстановлена историческая правда моей прошедшей жизни.

Оставайтесь Богом хранимы, братья и сестры нашей обители. Божие благословение да пребудет на всех вас, на обители, на ваших семьях, на наших благодетелях.

Спасайтесь о Господе!

Основатель Успенской Свято-Васильевской и Успенской Свято-Николаевской обителей убогий схиархимандрит Зосима.

Сие завещание прошу прочесть у моего гроба перед последним целованием и раздать всем.

Подаю из гроба, бездыханный и безгласный, Мир, Любовь и Благословение Божие.

Схиархимандрит Зосима

Священник села Никольского

Васильевский храм впервые услышал проповеди нового настоятеля 4 декабря 1986 года, в праздник Введения Пречистой Богородицы.

Хотя назвать храмом полуразваленную церковь, в которой лед можно было сбивать со стен во время холодной зимы, а чаши примерзали к рукам, с туалетом и свалкой при входе, довольно трудно, но Бог знал, кому доверить реставрацию духовной святыни.

Ужасное зрелище представлял храм изнутри. Некогда величественное помещение стало убежищем для мышей и крыс, вместо знаменитого майоликового иконостаса была выставлена фанерная доска. Настоящим испытанием для нового настоятеля стала зима с многоградусными морозами, метелями, когда в доме священника не было отопления, выбитое окно заложили матрасом, но священник не сдался.

Интересно! Обладающий даром храмостроительства, Савватий приложил все усилия для реставрации православной святыни, к 1988 году построив крестильную, в которой находились не только настоятельские покои, но и трапезная с паломнической.

В 1989 году к Васильевскому храму приписали и Никольскую церковь, находившуюся в степени крайнего разрушения и запустения.

В 1990 году отец Савватий рукополагается в сан архимандрита, а через два года епископ Донецкий и Славянский Алипий совершает его постриг в схиму под именем Зосим.

Память о Зосиме Сокуре

Уйдя из жизни, великий донецкий старец и поныне духовно окормляет православных христиан благодаря многочисленным видео- , аудио- , печатным материалам.

Фильмы

В 2012 году в Киеве проходил 10-й кинофестиваль «Покров». На нем был представлен фильм «Отец Зосима», режиссера Ольги Мирончук. Лента повествует о жизненном и духовном пути знаменитого донецкого старца, она стала незабываемым событием в жизни многих людей не только из Украины, но и России, других стран.

В фильме можно увидеть людей, близко и хорошо знавших о. Зосиму, послушать их воспоминания. Благодаря им вырисовывается правдивый и величественный облик донецкого старца, с огромной любовью относящегося ко всем людям. В конце фильма представлен текст духовного завещания батюшки, — единственно правдивая версия, оставшаяся на сегодняшний день.

Про о. Зосиму снято и много других видеофильмов, например, в 2003 году – «Поминальная молитва», «Дорога длиною в жизнь». Все они ближе знакомят нас со старцем, его поучениями, пророчествами.

Книги

Неоднократно выпускались книги с жизнеописанием и наставлениями о. Зосимы. Они раскрывают облик и сущность жизненного подвига великого старца.

Вот некоторые из них:

  • Слово о святой Руси (изд. Сретенского монастыря);
  • О чем скорбит душа (аналогично);
  • Любовь превыше всего (изд. «Православный благовестник»).

Посмертное почитание батюшки только умножается в Русском Православии. Выходят новые книги, появляются видео с воспоминаниями о почившем старце. Все больше христиан обращаются к его поучениям, ища в них духовную помощь и совет.

Молитословия

[5]

Тропарь, глас 8

Оте́ческаго уче́ния ревни́телю,/ Сиби́рския пусты́ни всекра́сное прозябе́ние,/ дея́ния и созерца́ния бо́дренный подви́жниче,/ безмо́лвия рачи́телю и оби́тели неве́ст Христо́вых устрои́телю,/ сосу́де Ду́ха,/ Зоси́мо преподо́бне,/ моли́ Христа́ Бо́га,// да просвети́т ду́ши на́ша.

Кондак, глас 4

Пе́рвее в Сиби́рстей стране́/ и́нокиням пусты́нную оби́тель возгради́л еси́,/ отту́ду же непра́ведне изгоня́емь,/ на Про́мысл Бо́жий упова́ние возложи́л еси́,/ и́мже па́че ума́ огражде́н,/ я́ко неврежде́н, путьше́ствие творя́,/ Богома́терию Одиги́триею управля́емь,/ Моско́вских преде́лов дости́гл еси́,/ и зде́ па́ки руково́дство оби́телию восприи́м,/ Богособра́нную па́ству твою́ до́бре упа́сл еси́,/ на́м же о́браз жития́ твоего́/ и медото́чная уче́ния оста́вил еси, преподо́бне Зоси́мо,/ моли́ Христа́ Бо́га// сохрани́тися от вся́кия скве́рны душа́м на́шим.

Память 1 марта, 21 мая / 3 июня (Собор Уфимских святых)

Святая преподобная Зосима Еннатская Святая преподобная Зосима Эннатская, Уфимская
(в миру
Евдокия Яковлевна Суханова
; 1 марта 1820 — 1 марта 1935, село Сенцовка, Шарлыкский район, Оренбургская область) — русская православная святая, преподобная.

Имя Зосима в переводе с греческого обозначает «живой».

Отзывы о благодатной помощи святых мощей преподобной матушки Зосимы

Родилась Евдокия Яковлевна Суханова

в крестьянской семье села Сенцовка Оренбургской губернии. Воспитана была своими родителями в страхе Божием и вере православной. Кроткая и молчаливая, молитвенно настроенная, она отличалась от сверстников младенческим незлобием, отрешенностью от мирской суеты, трудолюбием.

Благодатные мощи

Святые мощи преподобной старицы обретены в 14 декабря 2003 года и перевезены в Казанско-Богородский храм г. Мелеуза Уфимской епархии, затем в Иоанно-Предтеченском храме г. Кумертау.

Обретение мощей святой преподобной Зосимы Эннатской

Была обретена только часть ее мощей — череп и ряд костей. Это связано и с тем, что открытие проходило в зимнее время, и с тем, что к ее могиле было подхоронено еще пять человек (к ней положено трое младенцев, ее свояк, неизвестный человек, прямо над гробом матушки стоял еще гроб ее духовной дочери монахини Маргариты), и, видимо, главное, с ее собственным пророчеством. Так местные жители говорили, что она при жизни им обещала: «Навсегда останусь с вами, никогда от вас не уйду!». Определить мощи, принадлежащие 115-летней старице, помог присутствовавший при обретении иеромонах Лука Выштыкалюк, врач по образованию.

Ныне святые мощи находятся в Покрово-Еннатском мужском монастыре рядом с селом Дедово Федоровского района Башкирии, откуда и начинался ее иноческий путь.

«Навсегда останусь с вами, никогда от вас не уйду!»

Святая старица советовала людям, чтобы они приходили к ней, когда им будет плохо. И люди сразу потянулись к ее могиле. Несли свое горе, просили благословения, спешили сюда со своими духовными и телесными недугами. Привезенный матушкой из Иерусалима огромный кипарисовый крест разобрали на щепочки. Паломники постоянно уносили с собой землю с могилы, так что постоянно приходилось ее подсыпать. По ее небесным молитвам люди получали и получают исцеление и помощь. Сейчас на ее могиле стоит крест с надписью благодарения от святогорца схиархимандрита Серафима Томина за исцеление его во младенчестве и предсказание ему будущего монашества.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]