«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими»


Мы призваны быть милостивыми

Милость и милосердие — это слова, которые характеризуют новозаветные отношения Бога с миром. Напомню, что в Ветхом Завете эти отношения в большей степени строились на справедливости и воздаянии. Наверное, не только ветхозаветному человеку, но и нашему современнику было бы проще жить в категориях справедливости и правды, когда всё понятно и закономерно: есть проступок — придёт наказание, есть добродетель — будет и поощрение. То же и во взаимоотношениях людей между собой: есть хорошие — им можно помочь и посочувствовать, есть негодяи — их нужно осуждать и презирать. Словом, всё на своих полочках.

Приход Спасителя в мир переворачивает привычные устои и устанавливает милосердие как основу жизни. Христос проявляет милость и сочувствие к мытарям, блудникам, откровенным грешникам — которые, конечно, осознают свою неправоту. Основанием отношений становится прощение — неотъемлемая часть милосердия. Христос также напоминает, что Бог любит всех и повелевает солнцу восходить над злыми и добрыми, посылает дождь на праведных и неправедных. То же подчёркивает апостол Павел, когда говорит, что Бог спас нас не по нашим делам праведности, а по Своей милости. Вполне естественно, что, если Господь выстраивает такие отношения с миром, то того же ожидает и от нас. Он прямо говорит: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36).

Eвангельские проповеди



«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Матф.5:7.
«Милость – добровольное благодеяние. Своевременная плата добром за зло».

Блаженство жажды правды ещё не познано. Лишь предвкушение. Очевидно это процесс всей жизни земной. Искание правды Божьей – это результат Божьего прикосновения к заблудившемуся человеку. Жажда правды – это вхождение в мир святости, в мир света, в мир любви. Жажда правды — это жажда совершенства. Жажда правды – это жажда Бога. Вот отчего восторг. Вот откуда это блаженство! Вспомнились слова святого апостола Павла, когда он проповедовал греческой элите о Боге невидимом и неведомом. Говоря о Боге, он отметил одну важнейшую деталь, основополагающую деталь человеческого бытия: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, чтобы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас; ибо мы Им живем, и движемся, и существуем

. Деян.17:26-28. Это Бог вложил в нас эту страсть по правде. Бог вложил в нас тягу к совершенству. Бог вложил в нас влечение к Богу. Такое откровение обнаруживает, что пренебрегая этим исканием правды, исканием Бога, мы становимся виноватыми перед Богом. Мы отказываемся от Его правды! Мы делаем выбор в пользу лжи. Мы делаем выбор в пользу зла. Мы выбираем разруху ада, отказавшись от блаженства рая. Мы сами себя погружаем в жестокость безбожия. Каждый человек является участником конфликта добра и зла, лжи и правды, тьмы и света. И как ни горько это признать, каждый человек в этой борьбе терпит поражение. Поражение света, поражение добра, поражение правды. И такое поражение мы иногда принимаем как неизбежное, сдавая свою совесть, продавая свою правду за чечевичную похлёбку, оправдываем тайной мыслью, мол, никто не видит, никто не узнает, по-другому в этом мире нельзя. Все мы немножко Каины, творящие халтуру, лжём и попираем правду, ненавидим обличение, боимся света, ненавидим свет, и, по сути, как и Каин, убиваем своих братьев Авелей. Убиваем в борьбе за счастье, умножая зло и погружаясь в его пучину. Именно здесь кроется причина растущей активности зла, жестокости, лжи. Здесь коренится природа войны. Здесь питается безверие, религиозный фанатизм, нетерпимость к правде. В этой жестокой борьбе самого себя с собой, мы, подобно философам Афин, чаще всего предпочитаем остаться в привычном мире лжи. Мы успокаиваем совесть свою, как и афиняне, смехом, превращая в шутку, возникшую острую душевную боль. Мы утешаем себя ложной надеждой, мол, в другое время вернёмся к этой теме. Однако для того, кто, осознав свою духовную нищету, оплакав своё безнадёжное состояние, приступил к поиску правды, открываются красоты правды, любви и истины. Для алчущих и жаждущих правды Бог даёт способность победить ненависть. Для алчущих и жаждущих правды Бога даёт способность прощать врагов. Для алчущих и жаждущих правды Бог даёт силу миловать. Сказал и… поперхнулся. Здесь возникает пауза. Искать милость – да! Надеяться на милость – да! Миловать? И перед глазами возникает мир. Злобный. Жестокий. Поражённый развратом. Ненасытный в жадности своей. Вот как наш современник видит этот мир.

«Чёрный ветер кружит над мостами.

Чёрной гарью покрыта земля.

Незнакомые смотрят волками.

И один из них может быть я….».

Быть милостивым к этому миру? Признаюсь, что эта мрачная картина вызывает оторопь, буквально стынет кровь. Признание своей причастности этой стае волков не даётся легко. Но возразить нечего. Все согрешили. Все лишены славы Божьей. Всё погружено в черноту греха и покрыто чернотой отчаяния. И в эту черноту звучат слова Спасителя: «Блаженны милостивые».

Из апокалипсической черноты, из окружения волчьего оскала, из царства смерти, Христос приглашает в царство света и милости. Ищущий правды неизбежно придёт к Христу. Над миром возвышается Он! «Я есть путь! Истина! И Жизнь». Только Он Истина.

Над миром, охваченным злом, поражённым злом миром, возвышается Его любовь. Любовь Его Отца! «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную

». Иоан.3:16.

Понятно мне, когда я прихожу за помилованием. К отцу. К учителю. К полицейскому. К судье. К Богу. Кому не знакомы слова «Боже! Будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицом Твоим

» Пс.66:2. Простая молитва. И очень понятная. Взывающий к Богу явно переживает сознание своего трагического заблуждения. Он осознал, что находится во тьме. Он осознал, что выхода у него нет. Он ищет правды. Он надеется на милость! Боже! Будь милостив к нам. На память приходит картина из Евангелия, когда Иисус Христос указал на молящегося мытаря. «
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: „Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!“
Лук.18:13. Мытарь в сокрушении. Он не поднимает глаз к небу. Он остался у порога, постыдившись пройти внутрь храма. Он страдает. Он ничего не требует. Он никого не осуждает. Он взывает к Богу и умоляет:
„Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!“
Такое состояние понятно мне. В молитвах моих такое прошение буквально постоянно. Ведь приближаясь к правде, ища правды, желая правды, я обнаруживаю свою порочность, лживость, я вижу, что каждая клеточка хранит не только генетическую информацию тела, но и поражена ложью. Потому-то и больна, потому-то и смертна, потому-то и страдает каждая клеточка, что поражена грехом, пребывает в плену греха. «
Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего
». Рим.8:22,23. И Господь проявляет ко мне свою милость. Прощение грехов – это невероятная милость. Это каждодневная милость. Слушать мои молитвы – величайшая милость. Слушать мои исповеди, когда испрашивая Божью милость, я в себе самом слышу этот упрёк «так сколько раз», «ты ведь уже обещал не делать это», «все твои молитвы лживы», «ты обещал и не исполнил»…. И, тем не менее, милостивый Господь слушает, и, слушая, прощает, и, прощая, даёт мир моему сердцу. Вспомнил историю, которую рассказал Иисус Христос своим ученикам.

«Поэтому Царство Небесное подобно царю, который захотел произвести расчет с рабами своими. Когда начал он производить расчет, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: „Государь! Потерпи на мне, и всё тебе заплачу“. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: „Отдай мне, что должен“. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: „Потерпи на мне, и всё отдам тебе“. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видя происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: „Злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?“ И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его

». Матф.18:23-35.

Невероятная история. В этой истории я узнаю себя, преступника великого. Я узнаю Господа, который помиловал меня. Это я великий должник перед Богом, преступник, злодей, вор и убийца. Это я пришёл к Нему, Господину жизни, оплакивая свою порочность, умолял Господа простить меня, сознавая, однако, что прощения я вовсе недостоин. Он мне всё простил. Он уничтожил все мои долговые расписки. Он не только простил, но и оправдал меня. Читая историю, рассказанную Иисусом, я почувствовал приступ гнева к герою рассказа. Как он мог, получив прощение такого долга, не простить какой-то пустяк? И вдруг правда, которую я ищу, как свет во тьму ворвалась в мою душу. Слова Христа проникли в сердце. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Матф.5:7

. Если я помилован Господом, могу ли я не быть милостивым? Если я не проявляю милость, помилует ли меня Господь? Правда Божья, открылась мне в этом рассказе Иисуса, так, как не открывалась раньше. И я узнал себя. Это ведь я, так часто предъявляю требования к ближним своим, справедливые требования. «Вот ведь расписка. Ты ведь обещал». Требования были справедливые, однако они разрушали мир моего сердца. И возвращалось зло. И вскипало чувство гнева. И уходил блаженный покой. О! Если бы только за долги и проступки я взыскивал с ближних своих. Увидел я свою жестокость, суд без милости в вещах простейших. Я с неправедными чувствами, с неправедным взглядом видел в ближних моих их ошибки, их просчёты. Я с удовольствием вступал в суждения- рассуждения о тех или иных действиях братьев моих. Я обнаружил, что даже в кругу самых родных людей, братьев и сестёр по вере мои суждения были в основном направлены на обнаружение ошибок, на критику взглядов, на осуждение инакомыслия. Блаженны милостивые. Размышляя над этой историей, мне пришла мысль, что требуя справедливости, осуждая, надменно возвышаясь над провинившимся, я пытаюсь утвердить своё плотское «Я». Гордыню свою пытаюсь удовлетворить. Так не обманываюсь ли я, убеждая себя в том, что Господь помиловал меня? Помиловал безоговорочно? Помиловал, безусловно?
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
Встрепенулось сердце моё. Страх сковал душу мою. Правда Божья просвещает мой разум, и я начинаю понимать, что я заблуждался. Правда Божья обнаруживает мою жестокость, гнев, осуждение ближних. Правда Божья даёт мне способность видеть тех, кто страдает от моего непрощения. Тех, кто пленён моим словом осуждения. Правда Божья помогает мне замечать братьев моих, которых я сужу без милости. Блаженны милостивые, и если нет милости к ближним, нет права рассчитывать на милость ко мне. Ни от ближних, ни от Бога. Если я без милости – я не помилован, я раздавлен всеми своими грехами без милости, без снисхождения, без шансов на избавление. Это ужасно! Плоть ещё пытается возвыситься, оправдать свой суд высокой целью. Плоть пытается доказать мне, что обличить пленников греха, было необходимо именно так резко ради их же блага. Плоть изворачивается, пытаясь утешить меня мыслью, что в этом мире иначе нельзя, ибо только жестокость и резкость суждений может остановить разврат и падение ближних. Но слово Святого Писания набатом звучит, проникая в сердце моё. «
Ибо суд без милости не оказавшему милости
;
милость торжествует над судом»
. Иак.2:13. И я приступаю к раскаянию. И дух правды властно покоряет душевные порывы и душу заполняет сострадание. Сердце плачет. Я вижу ближних моих, которых осудил. Я вижу ближних моих, которых не простил. Не принял, не понял, отверг своим равнодушием. Я вижу ближних моих, страдающих, оболганных, ограбленных, избитых, которых я оставил лежать при дороге. Я вижу самарянина, который перевязывает раны им, мимо которых я прошел, высоко задрав свою «святую» голову. Я вижу Господа, воплощённую правду, Кто склонился над братьями моими, омывая их ноги. Он любит их. Он милостив к ним. Он милостив к Петру. Он милостив к Фоме. Он необычайно милостив к тем, кто Его распинает. Он милостив к тем, кто глумится над Ним. «Прости им Отче!». Милосердный Христос предписывает мне. «
Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерден
». Лук.6:36. Как Отец! Я, нищий, ничтожный, грешный от подошвы ноги до темени головы – милосердный как Отец? Бить себя в грудь, у порога храма, вымаливая милость – это понятно. Но быть милостивым, как Отец миловать – осознание величия этого духовного акта смиряет и сокрушает, так что остаётся только плакать, стыдясь своих поступков. Правда Божья открывается как источник свободы, как власть любви, как сокровище милосердия. Великодушие. Великодушен. Слово, определяющее человека великой души. Человека способного творить добро всем. Прощать обидчикам. Любить врагов. Милосердствовать. Быть милостивым. Уметь сострадать. Удивительно действие Божьей благодати. Христос ведь просто сказал: «Блаженны нищие духом». И увлёк меня за Собой. Я начал с осознания блаженства нищеты. Для этого пришлось спуститься с горы тщеславия, снять маску преуспевания, и по-честному расписаться в своей несостоятельности. Мне казалось, что это унизительно. Это позор. Это катастрофа. Однако произошло невероятное. Осознав свою нищету, и оплакав пустоту и бессмысленность своей жизни, я стал искать правду. И о чудо! Правда привела меня к способности быть милостивым. Миловать обидчиков. Миловать страдающих. Миловать заблудших. Быть милосердным, как Отец! Такое сравнение сразило меня наповал. Вот это да! Это действительно блаженство. Это ведь означает, что в сердце моём Господь произвёл такую операцию, что меня, нищего духа, Он наполнил богатством благодати. Он сделал меня способным любить мир, как любит Он. Он сделал меня способным миловать врагов, как помиловал Он. Он сделал меня способным умывать ноги даже предателям, как Он умывал ноги Иуде. И это действительно блаженство. Миловать – это блаженство. Это невероятный акт сердца, наполненного Божьей любовью.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут!

Метки: Бог, Господь, жизнь, Иисус, слово, Христос

Смотреть не только внутрь себя, но и вокруг

Итак, что же такое милость и милосердие? Если мы слышим эти слова, то прежде всего представляем дела милосердия: накормить голодных, напоить жаждущих, приютить тех, кто в том нуждается, и так далее. Однако милосердие — это не только дела, вернее, не в первую очередь они. Дела — лишь проявления, плоды того, что царит в нашем сердце и движет им. У христианина такой движущей силой должны стать любовь и сострадание. Преподобный Исаак Сирин называет это состояние «сердце милующее»: «Сердце милующее — это горение сердца о всем творении: о людях, птицах, животных, [даже] о демонах и всяком создании Божием. При воспоминании о них или при воззрении на них, глаза человека проливают слезы. От сильной жалости умиляется его сердце, и не может он слышать или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемой тварью».

Святой говорит о состоянии, которое Бог даёт как венец, как награду за духовную работу человека. Наша же задача — думать не о венце, а о том, каким трудом достигается эта награда, как нам научиться любить. Обучение милосердию, как правило, происходит в самых обыденных и повседневных моментах, на которые мы, возможно, и внимания не обращаем в рутине жизни. Я думаю, они происходят чуть ли не каждый день.

Например, в вашем доме может жить одинокая соседка, которая несколько дней из квартиры не выходит и никто не знает, как она себя чувствует. Или вы видели в магазине пенсионера, смущённо пересчитывающего мелочь, потому что не хватает денег на продукты. Или кому-то плохо стало на улице. Всё это так привычно, так обыденно, что мы порой даже не обращаем на этих людей внимания, а ведь именно в такие моменты в человеке и воспитывается милосердие. Поэтому я часто напоминаю прихожанам, что христианин смотрит не только внутрь себя, но и вокруг, на ближних — чтобы не упустить возможности послужить им.

Остаться человеком

С сожалением приходится констатировать, что дела милосердия для нас неестественны. Я думаю, каждый чувствовал, как тяжело, с надрывом оно порой прорывается. Чтобы научиться любить и быть милостивым, нужно понуждать себя делать такие дела. Это правило относится к любой добродетели: например, не хочется молиться, но ты понимаешь, что без молитвы твоя жизнь превратится в ад, поэтому через не хочу понуждаешь себя и становишься на молитву. Так и с делами милосердия: не хочется открываться, вылезать из своего мирка, потому что с чужой болью и нуждой соприкасаться тяжело, — но делать это нужно. Есть замечательный афоризм — жаль, не знаю точно, кому он принадлежит: «Пока человек чувствует боль — он жив. Пока человек чувствует чужую боль — он человек».

В современном мире так мало милосердия потому, что чаще всего мы просто не замечаем тех, кто нуждается в помощи. Мы настолько заняты собой, своими проблемами и переживаниями, что нам просто некогда оглянуться вокруг. А ведь за исполнение этой заповеди Господь обещает нам спасение: говорит, что мы помилованы будем!

Насколько это важно для христианина, можно понять из богослужений и тех молитв, которые мы произносим. Самое частое прошение и самая короткая молитва — это просьба о милости: «Господи, помилуй!» О том же и молитва мытаря «Боже, милостив буди мне, грешному», и Иисусова молитва «Господи, помилуй мя грешного». Нужно отметить, что обещание Бога даровать помилование работает и в обратной перспективе: если мы не будем милосердными, то не в состоянии будем и принять милость Божию. Поэтому заповедь о милосердии может быть благословением, но может стать и приговором. Не случайно Господь нас предостерегает: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:15).

Священник Олег Черниченко

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими»

Творящие добродетель мира по отношению к Богу, своему ближнему и самому себе зовутся миротворцами и благословляются Богом. Первый миротворец – Иисус Христос, Сын Божий и Слово. Через Него происходит примирение и единение человека с Богом. Первым и главным делом Христа на земле было установление мира между Богом и враждебными Ему из-за греха людьми. Примирение произошло через распятие Господа на Кресте.

И если Иисус Христос – первый миротворец, то, напротив, первым разобщителем-скандалистом был диавол – отступник перед Богом и лжец-соблазнитель перед ангелами и людьми. Он отделил сонм ангелов и вывел их из подчинения Богу. Праотцев же наших, Адама и Еву, прельстив обманом, лишил рая. До сих пор между людьми продолжают существовать конфликты и разногласия. Диаволу хорошо известно, что если человек близок к Богу, то он благословлен. И он старается ложью и другими бесовскими хитростями ввести человека в грех, тем самым отдаляя его от Творца. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Где раздоры и ссоры, там беспорядок и всякое зло, там диавол».

Рассказывают, что один молодой монах поселился около келии, где подвизался старец со своим послушником. Другие монахи, живущие неподалеку, решили позаботиться о нем и немного помочь ему с пропитанием. Старец, увидев такое отношение, позавидовал, ведь о нем самом никто никогда не проявлял такую заботу. И он послал своего послушника сказать молодому отшельнику, чтобы тот уходил с того места (келья, в которой поселился молодой монах, была собственностью старца), якобы эта келья старцу самому вскоре понадобится. Но послушник не передал сих грубых слов, а сказал, что он послан, чтобы поинтересоваться о здоровье молодого монаха (в то время он немного приболел). Возвратившись, послушник доложил, что выполнил приказание. Старец, через несколько дней был проинформирован, что монах все еще там. Он снова послал своего послушника с приказом в более строгом тоне напомнить молодому монаху, что он давно должен был покинуть келью. И снова послушник, сжалившись, проявил любовь и заботу, сказав, что старец опять интересуется о его здоровье. На воскресной службе старцу вновь сообщили, что монах все еще не ушел, и старец захотел лично пойти и вынудить его покинуть келью. Послушник, узнав о решении старца, поторопился опередить его и первым прибежал к молодому монаху. «Мой старец не видел тебя сегодня на Литургии, забеспокоился о твоем здоровье и решил сам прийти и навестить тебя!» Молодой монах, взволнованный, поднялся с кровати, чтобы встретить доброго старца и, упав ему в ноги, произнес: «Геронда, я не достоин, чтобы вы пришли ко мне. Это я должен был прийти к вам и поблагодарить вас за доброту, которую вы проявили ко мне!» Старец удивился, задумался и, успокоившись, вернулся к себе в келью. Он спросил послушника, недоумевая, как за такое короткое время молодой отшельник достиг такого совершенства, и в точности ли он передавал ему приказания покинуть келью. Послушник, смутившись и, оказывая старцу должное уважение, исповедовал ему всю правду. Старец, выслушав его, расплакался и произнес: «Дитя мое, с этого момента ты мой старец, а я твой послушник!»

«Иисус Христос – Бог мира, – говорит Иоанн Златоуст. – И если Его ученики воюют друг с другом, они не могут называться учениками мирного Бога. Ибо как ссора разделяет, так согласие соединяет».

«Если Его ученики воюют друг с другом, они не могут называться учениками мирного Бога»

Давайте же любить добродетель мира, сражаясь в первую очередь с самими собой. Чтобы, примирившись с нашим внутренним миром, поддержать мир внутри нашего ближнего и с чистой совестью устремиться с любовью к Господу через покаяние, прощение и смирение. Мир – великая добродетель и радость для тех, кто его ищет.

Мир и раздоры зависят от нас

Мир и раздоры зависят от нас. Мудрый Сирах говорит: «Если подуешь на искру, она разгорится, а если плюнешь на нее, угаснет: то и другое выходит из уст твоих» (Сир. 28: 14). И сколько раз вместо того, чтобы говорить добрые слова, мы произносили пламенные и зажигательные речи! Так пусть же дар слова будет дан разжигателям любви и мира! Благословение миротворцам!

Перевел с греческого Константин Митин Издательство Ορθοδοξος Κυψελη

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]