Причастие — это церковное таинство, принятие Крови и Плоти Христа
Коротко о самом основном. Причастие — одно из церковных таинств. Оно воспроизводит события тайной вечери, когда Спаситель угощал апостолов вином и хлебом.
Читайте также: С чем носить высокие кеды
Цель Причастия — впустить человека в Церковь Христову, сделать его её частью через хлеб и вино.
Хлеб и чаши, нужные для Таинства Причастия
Но мы же не каждый день ходим на Причастие, верно? Нюансы этого обряда для многих остаются вопросом. Рассмотрим же, что можно, а чего нельзя делать и особенное внимание уделим следующим 5 мифам о том, что после Причастия:
- Нельзя иметь интимные связи.
- Нельзя чистить зубы.
- Нельзя мыться.
- Нельзя стричься.
- Нельзя передавать вещи другим людям.
Но сперва ещё немного поговорим о самой процедуре.
Когда появился ритуал?
В истории мало сведений о том, каким образом все происходило в те далекие времена. Но известно, что ритуал причастия был утвержден именно Иисусом Христом во время празднования еврейского праздника — Пасхи, перед скорым Его распятием.
На Тайной вечере Иисус объяснил своим ученикам новый смысл традиционных, всем привычных, блюд. Взяв приготовленный для празднования хлеб, Он благословил его и назвал Телом Своим, предложил им отведать вина, назвав ее Своей Кровью.
Здесь высказано желание Христа к регулярному проведению Таинства Причастия.
Кто допускается к причастию?
Христианские заповеди являются подарком церкви всем людям, а не тяжкой ношей. Благодаря им становятся смиренными и терпеливыми. В Церкви раздавать этот дар Божественной Литургии всем христианам, кто хотел бы приблизиться к этой благодати, обладающей сильным действием на душу и тело, призваны священники.
Но есть случаи, когда священнослужитель может, а иногда обязан, наложить епитимию, а в особых условиях и отлучить от причащения на длительное время, что делается ради духовного возрождения человека.
Главной причиной для отлучения является тяжкий грех (блуд, убийства, воровство, колдовство, отречение от Христа, явная ересь). Раньше люди жили в общинах и отлучение за особо тяжкие прегрешения могло длиться до двадцати лет. Но прегрешившие люди вместе со всеми приходили в церковь и молились все эти годы о прощении.
В современном мире, когда все разобщены, это будет означать совсем оставить человека без Бога. Сейчас раскаявшегося человека могут отлучить от причастия на несколько месяцев, вменив ему чтение молитв. Делается это для того, чтобы дьявол не смог увести раскаявшегося от веры. Ведь священник не карает, а помогает подготовиться к принятию тайного обряда. Прилагая неимоверные усилия для изменений в лучшую сторону, человек получает достойное причащение.
Лишаются причастия прихожане, нравственное состояние которых просто несовместимо с этим ритуалом, — это люди в гражданском браке, что считается блудом, а также затаившие обиду, которые не хотят простить раскаявшегося человека.
Могут не допустить человека, не присутствовавшего на вечерней службе, так как богослужебный день начинается вечером, или тех, кто плохо подготовился к причастию, или еще по каким причинам.
Как нужно вести себя после обряда
Обряд причащения совершается во время проведения священнослужителем Божественной литургии. Получив просфору, нужно остаться в храме до окончания церковной службы. Причащение — это момент единения со Спасителем, это вхождение Христа в душу и тело верующего.
Христианин, получивший причастие, допускается к общению с Богом. Верующий может попросить прощения у Господа за свои грехи и выразить Богу свою благодарность. После обряда нужно мысленно общаться со Спасителем, просить его о вразумлении и наставлении на путь истинный. По окончании литургии рекомендуется прочитать из молитвослова благодарственные молитвы после причастия.
Что можно и чего нельзя делать в день причащения?
Сколько же поразительно странных суеверий создано вокруг великого Таинства Причастия! По мнению многих православных после причастия нельзя:
- спать;
- есть всё, что содержит кости, косточки, скорлупу (рыбу, птицу, фрукты, семечки, орехи и так далее);
- целовать кого-либо (даже ребёнка);
- плевать;
- ругаться;
- петь.
Список может быть дополнен, но в этом нет необходимости, потому что мы обратились за консультацией к священнику и попросили его разъяснить, что же допустимо в день причастия, а что — категорически нет. Ясность в вопрос внёс протоиерей Николай Николенко, настоятель Пантелеимоновского храма г. Железное (Артёмово).
После причастия можно делать всё, что полезно для спасения души. Желательно провести этот день с осознанием того, что вы в себя приняли Самого Христа, и постараться не ссориться, не осуждать, не сквернословить. Можно помочь ближнему, делать повседневную домашнюю работу.
Нельзя проводить день в праздности — возле телевизора или компьютера, в ненужных увеселениях. В целом, Господь нам ничего не запрещает, но нужно помнить, что «всё мне позволительно, но не всё полезно» (1 Кор. 6:12).
Теперь по поводу мифов. Порой некоторые из них искажают православие, превращают его в некое язычество.
Например, миф о том, что в день причастия нельзя плевать на землю, уходит корнями в культ обожествления земли как творческой энергии.
По поводу косточек: скажите, они что, освятились, побывав у вас во рту? Благодать перешла на них? Это всё, конечно же, не имеет под собой никакого канонического или даже назидательного основания.
Традиция не спать в день причастия действительно есть в некоторых монастырях. Почему она возникла? У монахов жизнь расписана по послушаниям, им, как правило, просто некогда, однако в афонском уставе, например, имеет место дневной промежуток для отдыха. Традиция не спать объясняется так: чтобы во сне не искусил сатана.
Если человек этого боится — пусть не спит. Если же шахтёр, причастившись, не будет спать перед сменой, он рухнет. То же касается многодетных и кормящих мам, которые рады хоть ненадолго голову приклонить, пока грудничок заснул. Думаю, в таком дневном отдыхе никакого греха не будет, потому что причина этого сна — не лень, а усталость.
К этому вопросу нужно подходить, исходя из своего самочувствия.
Слышал, что нельзя целовать после причастия иконы и руку священника. Почему? Ваши губы стали более святыми, нежели иконы? Или вы боитесь растратить полученную при причастии благодать? То же касается любых поцелуев, когда некоторые излишне благочестивые прихожанки не целуют после причастия даже детей.
Кстати, недавно услышал ещё одну «новость»: нельзя целоваться в пост, причём даже при встрече с близким человеком. Оказалось, только на Пасху можно начинать христосоваться, а до того — ни в коем случае. Между тем, замечу, что в таинстве венчания есть момент, когда супруги целуются. У нас это не культивируется, но в требнике — есть.
Это целование происходит уже после того, как мужчина и женщина причастились.
Нельзя проводить день причастия в праздности, но это не значит, что нужно работать до изнеможения. Можно и отдохнуть, и подремать.
Если же причастник почитает Псалтырь, жития святых или одну из миллиона замечательных книг духовного содержания — будет замечательно.
Сейчас, если человек оторвался от телевизора и взял в руки книгу — пусть не православную, а обычную художественную классику — это уже большое дело. Достоевский, Чехов — почему бы не перечитать этих писателей?
Если же вы отправитесь одинокую бабушку проведать, просто побеседовать с ней — как это будет прекрасно! Помощь ближнему не только в том, чтобы нарубить ему дров или машину угля выгрузить. Наши старики страдают от одиночества.
Они забыты родными, государством, коллегами. Если к ним придёт кто-то с баночкой варенья или каким-нибудь бубликом, они поговорят и попьют вместе чая, это будет замечательно проведённый день для всех.
Такое времяпровождение, конечно же, не будет считаться праздным.
Если у человека дети, и он будет за ними ухаживать, проверять уроки, читать с ними книги, писать — это тоже не праздность. А вот если своих бросил и пошёл кого-то проведывать — здесь нужно быть внимательным.
Действительно ли этот визит важнее всего того, что вы оставляете дома? Мой отец, священник, рассказывал, как одна женщина жаловалась ему: «Батюшка, меня муж бьёт!» — «А за что бьёт? — «Да я пока кафизму прочитаю, потом три акафиста, потом положу сто поклонов… А он приходит с работы, есть хочет и меня отвлекает от молитвы!»
Главное, что нужно понять: молитва и таинства не должны быть причиной раздора в семье. Причастие должно освящать и оживотворять человека. Будем помнить об этом.
Записала Екатерина Щербакова
https:///chto-mozhno-i-chego-nelzya-delat-v-den-pr…
Желание идти в храм связано с поиском ответов на вопросы
Часто у людей самых разных качеств, профессий, возрастов, уровней жизни и благосостояния возникает непреодолимое желание оказаться в церкви.
Хотя, до сих пор они могли не посещать храмы или бывать там крайне резко. Для многих такие ощущения в новинку. Тогда они задаются вопросом почему тянет в церковь.
Точного ответа на этот вопрос нет. Хотя бы потому, что каждый человек индивидуален и желание возникает у каждого по своей причине.
Но если объединить все истории, которыми сопровождается вопрос о том, почему же тянет в церковь, то можно заметить одно сходство. Каждый из этих людей находится в поиске чего-то важного и фундаментального.
Кого-то на этот поиск подвигло потрясение в жизни, трагедия, потеря близкого человека. Кто-то всю жизнь размышлял о главном, но не обращался к церкви. Кто-то чувствует одиночество и считает, что в православной церкви найдет единение.
Кто-то вдруг понял, что до сих пор он все делал не так, а как по-другому не знает. Для кого-то церковь единственное место, где он чувствует себя в безопасности и в гармонии с собой.
Церковь – место, где можно почувствовать единение с самим собой
Однозначного ответа нет. Но есть объяснение и доказательство того, что церковь объединяет тех, кто в поиске, кто движется по пути духовного просветления и хочет найти ответы на вопросы.
Как вести себя утром перед Таинством Евхаристии?
В день Причащения следует не просто «вычитать» утреннее правило и «дочитать» последование. Стоит в первую очередь внимательно помолиться, чтобы Господь сподобил нас причаститься. Мы все недостойны Тела и Крови Спасителя, поэтому надо с благодарностью принять этот животворящий дар.
Чистить ли зубы?
Часто задают вопрос: можно ли утром чистить зубы? Некоторые «ортодоксы» считают, что нельзя. Но многие священники отвечают: можно. Почему?
Если человеку неприятно идти на работу, общаться с людьми из-за дискомфортного запаха изо рта, то разве может он в таком виде и с таким чувством подходить к Чаше? Ко Христу мы должны приходить с чистым сердцем и чистыми устами. Во всех смыслах.
Причастие и принятие лекарств
Еще один проблемный вопрос: как причаститься, если тебе обязательно с утра пить таблетки?
Епископ Марк Головков говорит, что таблетки — это не еда, а лекарство. Если у вас серьезные проблемы со здоровьем и вам опасно прерывать курс какого-то препарата, то не стоит отказываться и от таблеток, и от Святого Причастия.
Если же вы принимаете какие-то витамины или пищевые добавки, и ничего серьезного не случится, когда вы выпьете их не утром, а в обед, то зачем паниковать? Можно спокойно причаститься, а уже придя домой, принять витамины или лекарства.
Если с поведением до Причастия все более-менее понятно, то с тем, что можно и нельзя после принятия Святых Даров, остается много вопросов.
Что нельзя делать после причастия
Получивший прощение и святое причастие христианин не должен совершать злые дела. Запрещается даже сквернословить и думать о плохом по отношению к ближним. После причащения нельзя употреблять жирную пищу, пить алкоголь, курить. День единения с Христом должен стать новым этапом в жизни христианина, избавлением от пагубных привычек и греховных помыслов.
Запрещено сразу после обряда вступать в интимную близость, а спать днем — можно (если человек сильно устал). После причастия нужно мысленно разговаривать с Богом, молиться и совершать ради Спасителя добрые дела.
Запрещено проводить день в праздности, сидеть около телевизора или компьютера, веселиться в ресторане или ночном клубе.
От чего надо воздержаться?
Что нельзя делать после причастия, чтобы не навредить своей душе, не навлечь на себя беды? Православная церковь советует сохранять чистоту телесную и занять мысли молитвами.
Придя из церкви, не стоит спать, ведь нам надо сохранить полученную благодать. Надо бодрствовать, читать Священные книги, занять свои мысли думами о Боге, ведь это самое благодатное время для восприятия нашим умом тайн Господних. Так чувство душевного праздника останется в нас на больший срок.
Нельзя в этот день устраивать шумных развлечений, вступать в интимные супружеские отношения. Надо воздержаться от гнева, злости, ссор, а время и силы направить на изучение Евангелия.
Почему после причащения начинается полоса неудач?
Что, это примета плохая или что?
Здравствуйте Юля! При всём уважении к Вам, мы должны констатировать, что Вы далеки от христианства. Церковь христианская это Пречистые Тело и Кровь Бога нашего Иисуса Христа! Нет выше и страшнее святыни во всей вселенной, чем Тело и Кровь Христа! Чтобы причаститься Святых Христовых Тайн, мы, христиане очищаем своё тело многодневным строгим постом, затем очищаем свою душу покаянием в таинстве исповеди, обязательно посещаем накануне вечернее богослужение, читаем специальные каноны и акафисты, и только затем, придя натощак, причащаемся за Божественной литургией! Если мы не будем так тщательно готовиться, то недостойное причащение будет нам в осуждение, некоторым в болезнь, а некоторым даже в смерть, по словам апостола Павла. Вы, по незнанию так не приготовились, и не приготовили своего ребёнка, и таким образом подвергли его смертельной опасности, отправив на причастие без благоговения. Возможно ребёнок даже и не знал, что должен принять внутрь Тело и Кровь Самого Бога. Поэтому Господь, по Своему милосердию исправил Вашу оплошность, и не дал ребёнку причаститься себе в осуждение, и причастие вышло из него. Самая страшная Святыня во вселенной осквернилась тем, что изблевалась вместе с пищей на землю. На ребёнке греха за это нет. А вот Вы должны срочно идти на исповедь, и со слезами просить у Бога, что допустили такое кощунственно безответственное отношение к Таинству причастия. Грех извержения причастия из ребёнка лежит и на священнике, из рук которого ребёнок причастился. Ему может грозить запрет на дальнейшее служение. То место, куда упало не успевшее перевариться причастие, должно выжигаться углём, затем тщательно замываться, и всё, что прикасалось к причастию, сжигается в специальной церковной печи. Понимаете, насколько серьёзное кощунство над святыней произошло? Мы надеемся, что вопрос про примету — это шутка? У православных нет примет. Мы верим Богу и Царю нашему, Спасителю Иисусу Христу. Желаем и Вам осознать, что с Богом нельзя шутить таким образом, и со всей ответственностью готовить и ребёнка и самой готовиться ко причастию. Спаси Вас Господь!
[ad01]
Во время Причастия можно не пить вино, а употребить виноградный сок, но это не приветствуется
Одна из самых болезненных тем для Церкви — это нежелание многих людей пить вино, которое символизирует Кровь Христа. Происходит это по двум причинам:
- Сомнение в том, что нужно именно вино. В пасхальную ночь в Иерусалиме не должно было быть на столе ничего квасного, так что вряд ли Христос использовал напиток с дрожжами и алкоголем. Он и сам говорит: «Буду пить от плода сего виноградного», а не «Буду пить вино». Многие убеждены, что Спаситель пил виноградный сок. В Библии 15 разных слов переведены как просто «вино».
- Отказ от употребления алкоголя. Тут могут быть и идеологические, и медицинские причины. Скажем, у человека болезнь, язва. Неужели ему так обязательно пить алкоголь. Не уж-то Бог не причастит чем-то иным?
Часто одна причина наслаивается на другую. На самом деле Богу всё равно, каков уровень брожения в напитке. Библия не даёт никаких рекомендаций. В годы гонений священники причащались водой в тюрьмах, и ничего страшного.
Другое дело, что не просто подыскать приход, где батюшка согласиться отказаться от традиции и пойти навстречу. Но богословских препятствий для этого нет.
Мозаика, на которой Иисус совершает первое Причастие — даёт апостолам свою Кровь