Благодарственные молитвы после Святого Причащения — как благодарить святых


Благодарственные молитвы после Причастия

Таинство проводится после вечерней литургии. Перед его посещением приходят на исповедь, чтобы получить у батюшки разрешение на Причащение. После таинства в храме необходимо выразить свое почтение Богу, прочитав молитвенный текст.

Вернувшись домой, человек продолжает чтение благодарений Господу. Обычно этому посвящается весь оставшийся вечер. Произносят слова в спокойной обстановке перед образами святых. Люди заучивают тексты наизусть, это позволяет лучше на них сосредоточиться.

Значение Таинства

Причастие в христианстве представляет собой Таинство освящения пресного хлеба и вина для применения их при проведении церковной службы. В храмах оно занимает основную часть богослужения. Таинство дает возможность приблизиться к Богу, присоединиться к Нему.

Нельзя понимать слова Христа про кровь и плоть, потребляемые в пищу, в прямом смысле этих слов — поедать. Ведь говорил Он это будучи живым. Понимать надо так: Иисус Христос соединился с продуктами, став с ними единым целым, и съедать их надо осознанно, понимая, что это частица Бога, которая будет в нас, при этом души наши словно присоединяются к жизни вечной в Царствии Небесном.

При причастии создаются условия для единения природы Творца с Его творением. Это единство было до вкушения запретного плода. Евхаристия — попытка снова оказаться в когда-то утраченном раю. Желательно каждому христианину чаще причащаться, чтобы присоединиться к Божеству, принять жизнь вечную и спастись — это есть высшая цель таинства.

Сколько благодарственных молитв после Причастия

Первая благодарственная молитва Богу после Причастия произносится в храме после завершения таинства. Дальнейшее чтение верующие продолжают самостоятельно. Ритуал состоит из 5 текстов:

  • Пресвятой Богородице;
  • Симеону Метафрасту;
  • Святому Василию Блаженному;
  • Благодарственная;
  • Короткая четвертая.

Первой принято читать Благодарственную. Она направлена на выражение признательности Господу за душевное исцеление. Далее идет обращение к Святому Василию Блаженному.

Затем следуют обращение к Симеону Метафрасту, короткая четвертая, имеющие особый смысл. Они выражают прошение о вечной жизни, милости на Страшном Суде.

В завершении читается обращение к Пресвятой Богородице. По окончании цикла не забывают про обязательные кондаки, тропари. Стоит вспомнить своего Ангела-хранителя, произнести ему канон.

Войти на сайт

Ника Кравчук

Содержание:

  • Таинство, соединяющее человека с Богом
  • Как вести себя утром перед Таинством Евхаристии?
  • Чистить ли зубы?
  • Причастие и принятие лекарств
  • Что можно и что нельзя после Святого Причащения?
  • Кланяться или не кланяться?
  • Соблюдать ли пост далее?
  • Можно ли плеваться и есть ягоды с косточками?
  • Можно ли чистить зубы, целовать иконы и родных?

Как вести себя перед Святым Причастием? Можно ли утром чистить зубы и пить лекарства? Чего нельзя делать после Евхаристии? Нужно ли продолжать поститься? Почему не стоит класть земные поклоны? Разрешается ли целовать иконы? Существует ли запрет на продукты с косточками? Ответы на вопросы читайте в статье.

Таинство, соединяющее человека с Богом

Причастие (Евхаристия) — центральное Таинство Церкви. Благодаря ему человек уже на земле может соединиться со Христом. Ведь подходя к чаше, мы вкушаем не хлеб и вино, а Тело и Кровь Христа, таким образом принимая Спасителя в свое сердце.

И это не какое-то символическое действие, а реальность. Чтобы люди в буквальном смысле не испугались, увидев в чаше Плоть и Кровь, Господь сподобляет нас вкушать Святые Дары под видом хлеба и вина. Но в истории христианства можно найти множество случаев, когда подходившие к чаше с сомнениями в какой-то момент ужасались. Они видели собственными глазами кровавую жидкость и даже чувствовали вкус плоти во рту. Каждый желающий может ознакомиться с такими примерами в христианской литературе, много случаев описано в книге протоиерея Вячеслава Тулупова «Чудо Святого Причащения».

Но мы бы хотели обратить внимание читателя на несколько иную тему — как вести себя в день Причастия — и поговорить о некоторых мифах.

О подготовке к Евхаристии мы уже писали в статье «Причастие в первый раз — как подготовиться?». Здесь вы можете подробно узнать, как поститься, какие молитвенные правила читать и вообще как себя вести накануне.

Как вести себя утром перед Таинством Евхаристии?

В день Причащения следует не просто «вычитать» утреннее правило и «дочитать» последование. Стоит в первую очередь внимательно помолиться, чтобы Господь сподобил нас причаститься. Мы все недостойны Тела и Крови Спасителя, поэтому надо с благодарностью принять этот животворящий дар.

Чистить ли зубы?

Часто задают вопрос: можно ли утром чистить зубы? Некоторые «ортодоксы» считают, что нельзя. Но многие священники отвечают: можно. Почему?

Если человеку неприятно идти на работу, общаться с людьми из-за дискомфортного запаха изо рта, то разве может он в таком виде и с таким чувством подходить к Чаше? Ко Христу мы должны приходить с чистым сердцем и чистыми устами. Во всех смыслах.

Причастие и принятие лекарств

Еще один проблемный вопрос: как причаститься, если тебе обязательно с утра пить таблетки?

Епископ Марк Головков говорит, что таблетки — это не еда, а лекарство. Если у вас серьезные проблемы со здоровьем и вам опасно прерывать курс какого-то препарата, то не стоит отказываться и от таблеток, и от Святого Причастия.

Если же вы принимаете какие-то витамины или пищевые добавки, и ничего серьезного не случится, когда вы выпьете их не утром, а в обед, то зачем паниковать? Можно спокойно причаститься, а уже придя домой, принять витамины или лекарства.

Если с поведением до Причастия все более-менее понятно, то с тем, что можно и нельзя после принятия Святых Даров, остается много вопросов.

Что можно и что нельзя после Святого Причащения?

Бить ли земные поклоны? Можно ли плеваться? Можно ли в этот день целоваться? Чистить ли вечером зубы? Многим эти вопросы покажутся смешными, но тем не менее, они часто волнуют причастников.

Нельзя грешить

Если вы спросите у священника, что нельзя делать после Причащения, то он наверняка ответит одним словом: «Грешить». Почему? Потому что вы приняли в свое сердце Христа. А Бог безгрешен. Он не может сочетаться с грехом. Поэтому если мы начинаем преступать заповеди, то в прямом смысле прогоняем Спасителя из нашего сердца.

Вот почему после Таинства Евхаристии советуют быть особо осторожными, чтобы не растерять принятую благодать. Считается, что следует мало говорить, больше молиться, благодарить Бога, по возможности избегать пустых разговоров и компаний. Ведь если бес не может искусить нас напрямую, то попытается это сделать через родных и друзей или даже случайных людей.

Всегда благодарите

Если человек делает нам что-то доброе или приятное, так и хочется его отблагодарить. Но как отблагодарить Господа, Который ради нашего спасения принял крестную смерть и дал нам возможность соединиться с ним в Таинстве Евхаристии? Никаких земных слов не хватит. Но это совсем не значит, что не нужно и пытаться.

После Причастия стоит внимательно прочитать благодарственные молитвы, а также своими словами изъявить благодарность. Главное — искренность и вера.

Кланяться или не кланяться?

Считается, что в день Святого Причащения не следует класть земные поклоны. Почему?

Стояние на коленях — это знак раскаяния, плача о грехах. А причастившийся человек радуется, а не плачет и скорбит. Он принял в свое сердце Христа.

Соблюдать ли пост далее?

Некоторые духовники благословляют своих духовных чад на протяжении дня воздерживаться от скоромной пищи и вина. Стоит сказать, что подобных предписаний нет. Откуда же тогда появился такой обычай?

После Святого Причастия очень легко рассеять благодать. И обильная трапеза может этому поспособствовать. Вы хорошенько пообедали, затем вам захотелось поспать. Мысли о молитве и смысле Таинства отошли на второй план. Вот из-за этого некоторые священники и не благословляют вкушать тяжелую жирную пищу и пить вино.

Но умеренная трапеза, даже если на ней присутствуют мясо, молочные продукты и вино, не навредит. Так что главный акцент в этом вопросе — это умеренность.

Можно ли плеваться и есть ягоды с косточками?

Наверняка вам приходилось слышать от верующих людей или даже священников, что после Таинства Евхаристии нельзя ничего выплевывать. Как это понимать и стоит ли придерживаться этого правила?

Этот запрет связан с благочестивым побаиванием, дабы случайно не выплюнуть частичку Святых Даров. Но чтобы минимизировать такой риск, после Причастия мы обязательно принимаем запивку — святую воду или разбавленное вино и кусочки просфоры.

Более того: во время Святого Причащения советуют глотать частичку полностью, не разжевывая ее. Тогда у вас не возникнет страха — а вдруг я случайно выплюну частичку вместе с едой, во время чистки зубов вечером.

Некоторые священники все же для страховки советуют не употреблять определенные продукты, из-за которых нам придется «плеваться»: рыбу с костями, ягоды с косточками и так далее. Если же пришлось употреблять их, то часто советуют аккуратно собрать косточки и сжечь их.

В общем, по этому вопросу мнения священников расходятся: одни говорят, что есть смысл в таких действиях, другие же призывают не отцеживать комара.

Как поступать вам? Либо посоветуйтесь со священником, у которого исповедуетесь, либо действуйте по совести или вообще избегайте возможных ситуаций. Не обязательно же в день Святого Причастия вкушать именно продукты с косточками.

Можно ли чистить зубы, целовать иконы и родных?

Если вы приняли Причастие, проглотив частичку без разжевывания, то вряд ли стоит беспокоиться, что вы нечаянно вычистите частичку Святых Даров. Если же остаются какие-то побаивания, то, возможно, стоит воздержаться от вечернего ухода за зубами.

И последний вопрос из этой категории: можно ли прикладываться к иконам и целовать родных?

Запрет целовать крест и иконы выглядит как проявление чрезмерного благочестия. После Таинства Евхаристии можно и нужно прикладываться к святыням.

На целование родных, супружеские поцелуи конкретных запретов нет. Но причастившийся должен по возможности воздерживаться от чувственных переживаний и больше времени уделять молитве. В общем, это сугубо индивидуально.

Длительность поста зависит от частоты причащения


Картина Крамского «Христос в пустыне» иллюстрирует свидетельство Евангелия о 40-дневном посте Иисуса Христа прежде Его выхода на общественную проповедь. Во времена Христа под постом понимали полное воздержание в пище и воде. Фото: radiovera.ru
Три дня поста перед принятием Святых Таин уместны, если христианин не так часто приобщается Плоти и Крови Сына Божьего, не соблюдает всех постов. Количество дней воздержания сокращается в зависимости от частоты причащения.

Так, если христианин искренне желает причащаться каждую воскресную литургию (а это справедливое желание), духовники благословляют однодневное говение в канун литургии. Это правило справедливо, если христианин соблюдает все церковные посты.

Вообще вопрос, что можно есть перед Причастием конкретному христианину, особенно в сложных случаях, просто необходимо разрешать в ходе очной беседы со священником.

Пост — не голодание, а один из способов благотворного воздействия на душу.

Без молитвы и покаяния говение — в лучшем случае, диета. Разумное воздержание, установленное с совета духовника, укрепит здоровье тела и души.

Опыт святых отцов о воздержании в пище подтверждают современные врачи. Например, вкушать еду мелкими порциями почаще, не есть много мясной и жирной пищи, употреблять больше овощей и злаков.

Помня о том, что Плоть и Кровь Христовы — самое бесценное и высшее сокровище на Земле, несложно выдержать любой пост.

На сколько часто можно причащаться


Участие в Божественной Литургии и Причастие Святых Таин — апогей и торжество в духовной жизни христианина. Фото: old.donskoi.org
Современные пастыри приветствуют стремление прихожан приобщаться Плоти и Крови Христовых как можно чаще.

Сегодняшний мир стремительно сатанеет, что не вызывает удивления у христиан, а не-христианами остается совершенно неприметным. В этих условиях еженедельное причащение представляется более, чем уместным.

Христианину, лично познавшему бесценность этого святого Дара Бога человеку, не нужно доказывать пользу такой практики. Остальным остаётся разве что напомнить слова Христа:

«Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день».

(Ин. 6, 48-54)

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Кто допускается к причастию?

Христианские заповеди являются подарком церкви всем людям, а не тяжкой ношей. Благодаря им становятся смиренными и терпеливыми. В Церкви раздавать этот дар Божественной Литургии всем христианам, кто хотел бы приблизиться к этой благодати, обладающей сильным действием на душу и тело, призваны священники.

Но есть случаи, когда священнослужитель может, а иногда обязан, наложить епитимию, а в особых условиях и отлучить от причащения на длительное время, что делается ради духовного возрождения человека.

Главной причиной для отлучения является тяжкий грех (блуд, убийства, воровство, колдовство, отречение от Христа, явная ересь). Раньше люди жили в общинах и отлучение за особо тяжкие прегрешения могло длиться до двадцати лет. Но прегрешившие люди вместе со всеми приходили в церковь и молились все эти годы о прощении.

В современном мире, когда все разобщены, это будет означать совсем оставить человека без Бога. Сейчас раскаявшегося человека могут отлучить от причастия на несколько месяцев, вменив ему чтение молитв. Делается это для того, чтобы дьявол не смог увести раскаявшегося от веры. Ведь священник не карает, а помогает подготовиться к принятию тайного обряда. Прилагая неимоверные усилия для изменений в лучшую сторону, человек получает достойное причащение.

Лишаются причастия прихожане, нравственное состояние которых просто несовместимо с этим ритуалом, — это люди в гражданском браке, что считается блудом, а также затаившие обиду, которые не хотят простить раскаявшегося человека.

Могут не допустить человека, не присутствовавшего на вечерней службе, так как богослужебный день начинается вечером, или тех, кто плохо подготовился к причастию, или еще по каким причинам.

Самостоятельно принимать решение здесь нельзя, надо исповедаться. Ведь только по покаянию священник может понять тяжесть грехов, моральное состояние человека, его жизненные ситуации. И только батюшка, по своему усмотрению, может допустить к исповеди или запретить на какое-то время, или наложить епитимию на некоторый срок. И решение будет разным в каждом конкретном случае.

Как правильно причащаться?

Право на причастие в Церкви имеет крещенный священником православный христианин, обязательно принимающий Священное Писание.

Для правильного причастия человек должен заранее хорошо подготовиться. Он обязан несколько дней поститься, читать молитвы ко Святому Причастию и исповедаться.

Поститься — значит не принимать в пищу мясо животных, молочные продукты, яйца, а иногда и рыбу. Надо отказаться от всех видов развлечений, также и от супружеской близости, воздерживаться от злости, ругани. Посвятить свое время изучению церковной литературы, Евангелия, хождению в Церковь и домашнему чтению молитв.

Обязательным считается чтение молитв утром и вечером, включая специальные тексты перед проведением причастия. Прочитать каноны можно за несколько дней, а Последование читается перед причастием.

Без покаяния причастие недопустимо. Грехом является все, что направлено против решений Бога. Господь дал заповеди с выражением воли Его. Готовясь к исповеди, желательно вспомнить притчу о Страшном Суде и Нагорную Проповедь Иисуса. Надо вспомнить все тяжелые и мелкие грехи, не отпущенные ранее, а идущим впервые — начиная с семи лет. Прося прощения себе, самим простить всех обидевших вас.

Церковь рекомендует мирянам исповедаться каждый месяц. Это позволяет осознанно относиться к окружающему миру, находиться в христианской вере.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]