ФОМА
Зная все это наперед, не жестокостью ли с Его стороны было создавать этот мир?
Вопрос читателя:
Я верю в Бога, но не могу принять ту христианскую аксиому, что Бог есть Любовь. Ведь если Бог всеведущ, то, принимая решение о сотворении мира, Он изначально предвидел, сколько горя и страданий ожидает человечество в его истории, сколько будет пролито крови и слез. Но, самое главное, Он предвидел, что миллионы людей не спасутся, погубят свои души и по смерти пойдут в муку вечную. Зная все это наперед, не жестокостью ли с Его стороны было создавать этот мир? И, в частности, как Бог всеблагой может давать жизнь человеку, о будущей духовной гибели которого Он знает заранее? Пожалуйста, ответьте, для меня это очень важно.
С уважением, Яков
Отвечает Александр Ткаченко:
История человечества – история человеческих страданий. Мы стараемся об этом не думать, но если попытаться рассмотреть любую эпоху в жизни любого народа, то картина откроется просто удручающая. Бесконечные войны, притеснения слабых, насилие, торжествующая несправедливость, жестокие преступления и не менее жестокие наказания за них, изощренные казни, пытки… Везде и всегда, практически одно и то же – кровь, слезы, страдание. А в те короткие промежутки, когда люди не убивали и не мучили друг друга, на них обрушивались наводнения, пожары, землетрясения, их терзали болезни и моры; засухи и саранча уничтожали урожай на их полях, обрекая людей на голод и нищету. И если предположить, что этот безумный мир и этого несчастного человека сотворил Бог, неизбежно возникает вопрос: какими же моральными качествами должно обладать такое божество? Выводы напрашиваются сами: либо это божество невероятно жестокое и безжалостное, либо ему глубоко безразлично все, что происходит в сотворенном им мире.
Именно такими и видел своих богов языческий мир. И неважно, о какой именно культуре или историческом периоде идет речь. Отношение языческих богов к людям всегда и везде мыслилось вполне определенным: или – беспощадная справедливость, от которой не уйти никому из рожденных, или – безразличие на грани невменяемости.
И финикийский Ваал, в раскаленную статую которого ежедневно бросали десятки новорожденных младенцев; и греческие небожители, резвящиеся на Олимпе каждый на свой манер; и индуистский Брахман, который сотворил мир и благополучно уснул, оставив его без присмотра, – все они вполне соответствовали печальной картине мира, над которым стоят такие боги. Правда, человеку вряд ли становилось легче от этого соответствия. Но тут, по крайней мере, все было понятно: мир жесток, потому что жесток бог, который им управляет.
И вдруг появляется это странное христианство, которое возвещает, что Богу небезразлична судьба людей. Более того: христиане утверждают, что Бог любит нас, Бог есть — Любовь, и именно любовь, а не справедливость является мерилом отношения Бога к человечеству. Заявление совершенно небывалое и в корне противоречащее жизненному опыту любого человека. Нет, конечно же, мысль о любви Божией к людям сама по себе очень красива и утешительна. Но ведь, сколько ни говори «халва», во рту от этого слаще не станет. Предположим, что Бог действительно есть — любовь. И сразу же вместо безысходной, но вполне ясной и логичной языческой картины мира мы получаем очевидную бессмыслицу. Как Бог-Любовь допустил весь этот кошмар человеческой истории, с ее войнами, насилием, реками пролитой крови? Куда Он глядел, когда любимые Им люди так жестоко страдали и мучились? И самое главное: зачем любящий Бог сотворил человека, зная, какая печальная судьба его ожидает?
Эти вопросы вполне актуальны и сегодня, поскольку с евангельских времен боли и горя в мире, к сожалению, вряд ли стало меньше. Но для того, чтобы ответить на них, необходимо сначала разобраться: а что же это такое, собственно – страдание, и станет ли человечество счастливее, если утратит способность его испытывать?
В Библии приведено два рассказа о сотворении человека
В Священном Писании приводится два рассказа о сотворении человека (Быт 1, 26-31; 2, 7-25). При этом Святые Отцы указывают на то, что творя человека и ангелов, Бог действует по-разному.
Так преподобный Исаак Сирин говорит о том, что:
…ангельским мир Господом сотворён в молчании. Весь вещественный мир также творится Им только по Его собственной воле, однако, перед созданием человека Бог как бы останавливается.
Библия нам говорит о том, что этому акту предшествовало какое-то совещание Божественных Лиц Святой Троицы:
Быт. 1, 26
Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему.
Акту творения человека предшествовал Предвечный совет.
Православные богословы называют такое совещание Божественных Лиц Троицы Предвечным советом. При этом действия Лиц Пресвятой Троицы едины. Такой Совет подчёркивает, что в Божественном замысле о мире человек занимает особое место.
Православное учение о человеке состоит из трёх составных частей:
- учения о составе человеческой природы;
- учения об образе и подобии Божием в человеке;
- учения о назначении человека.
Сотворение человека. Фреска. Лука Джордано. 1864-1686 год. Наиболее известный рассказ о сотворении человека содержится в Книге Бытия (Быт 1, 26-31)
Все они основываются на следующем рассказе из Священного Писания:
Быт 1, 26-31
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, которая на поверхности всей земли, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу.
И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма.
Правда ли, что Бог создал человека для греха?
Сотворение Богом человека смущает меня, а связано это с идеей любви. Я понимаю, что Бог родственен нам и Он создал нас такими. Однако я смущен тем, почему Он позволил нам терпеть столько боли. Похоже, что Бог сотворил нас несовершенными намеренно, чтобы у нас была свободная воля и мы решили выбрать что-то другое. Он дал нам «жало в нашу плоть» так, чтобы мы полагались на Него и в нас была какая-то пустота, наполненная Им.
Но Он также создал закон, в котором говорится, что такое грех. Кроме того, Он дал нам желание грешить. Закон, похоже, отрицает желания, которые Он нам дал, и тогда Он наказывает нас за то, что мы оступились. Я знаю, что Библия говорит, что все, что Он создал, было хорошим, но все, что Он создал, также имело потенциал быть плохим и почти хотело быть плохим.
Кажется странным, что, как христиане, мы хвалим Бога за наши благословения и благодарим Его, а Он сотворил человека несовершенным и заставил его хотеть то, что Он назвал грехом. Мы хвалим Его за спасение нас, когда другого выбора не было с тех пор, как Он нас создал. Он обязан спасти нас, потому что, если Он создал кого-то несовершенным и даже дал возможность выбрать Его, их «желания» станут «грехами» и потребуют спасения.
Итак, за что мы хвалим Бога? Мы хвалим Его за то, что Он был готов пожертвовать Тем, Кого Он любил, за тех, кого Он любил, и это потребовало жертвы, потому что Он создал их такими?
Ответ:
Спасибо, что хватило смелости про сотворение Богом человека. Я должен согласиться с тем, что истина, какой я ее вижу и какой Бог описывает ее в Библии, немного сложна для понимания и, похоже, в какой-то степени бросает вызов логике. Как апостол Павел говорит нам в Первом послании к Коринфянам 1:18-31, «учение о кресте — глупость для тех, кто потерян, для тех же, кто спасён, — это сила Божья». Греки ищут логику, но послание креста бросает вызов человеческой логике. 1 Коринфянам 1:25 «Глупость» Божья превосходит мудрость человеческую, а «слабость» Божья сильнее силы человеческой». Стих 20 «Где мудрец? Где учёный? Где мыслитель этого времени? Разве не сделал Господь мирскую мудрость глупостью?»
Человек — носитель образа Божия
Как Бог создал человека говориться только в Священном Писании, в нём же подчёркивается отличие человека от остального творения. Связанно данное обстоятельство с тем, что человеку дана честь стать носителем образа Божия.
В Библии об этом сказано так:
Быт 1, 26-31
…сотворим человека по образу Нашему и по подобию.
При этом, решая создан ли человек по «образу и подобию», богословы указывают на то, что первоначально человек творится «по образу» и богу не подобен.
Святитель Василий Великий. Икона XVIII века. Святитель Василий Великий указывал на приобретение подобия Божье человеком во время его бытия, а также на получение Его образа во время творения или рождения
Существует несколько точек зрения на вопрос: как Бог сотворил человека? Так некоторые православные богословы говорят о том, что образ и подобие — это слова-синонимы. Другие утверждают, что это разные вещи и образ относится к внутренней сущности человека, а подобие к внешней.
Например, святитель Василий Великий говорил о том, что человек имеет образ Божий в результате творения или рождения, а подобие приобретает в результате своего бытия.
Православная икона «Адам». Иконописец Ждан Дементьев (Вологда), 1630 год. Для того, чтобы Адам приблизился к Богу, Он дал ему в Раю заповеди, которые первочеловек нарушил
Таким образом, богоуподобление человека, то есть приближение к Богу, — это основная его задача на земле. Ради этого Адаму в Раю даны заповеди, одну из которых он нарушил, совершив первое грехопадение.
Именно поэтому в Библии имеется второй рассказ о сотворении мира и человека. Он тесно связан с повествованием о первородном грехе, которое следует сразу за ним в третьей главе. Он приведён в Быт 2,46-25 и заметное место в нём Эдемский сад, древо жизни, древо познания добра и зла, исходящий от Бога запрет вкушать от этого дерева, наказание смертью за это.
Сотворение человека и его предрасположенность ко греху
О законе и грехе, здесь я немного смущен. Позвольте мне поделиться своим мнением. Вы подразумеваете, что желания, которые Бог дал нам, являются злыми, но я не согласен с этим. Я верю, что все желания, которые Он нам дал, хороши, но наш выбор превращает добро во зло. Мы желаем любви, но любовь развращенная — это ревность. Любовь хороша, но ревность греховна. Мы желаем близости, и Бог дает нам прекрасный способ выразить близость между мужем и женой.
Тем не менее мы испортили это добро и превратили его в зло. Бог дает нам наши удивительные чувства как источник удовольствия, которое Он хочет, чтобы мы получали, и они хороши, но мы предпочитаем их сластолюбию. Пища на вкус хорошая, и благодарность Богу за это, но мы прибегаем к обжорству и превращаем то, что хорошо, в то, что вредно для нас и греховно. Все эти желания, которые Бог дал нам, хороши. Они дают нам какое-то удовольствие, которое Бог хочет, чтобы мы получали, или в некоторых случаях они удерживают нас в живых. Грех не является злым желанием, данным нам Богом, но это хорошее желание, обращенное к злу по нашему выбору, желание восставать против Бога.
Бог создал человека из праха земного
Некоторые верующие, да и неверующие, спрашивают: из чего Бог создал человека? Об этом во второй главе Книге Бытия говорится так:
…сначала Бог взял персть земли и образовал из неё тело, таким образом, человек создан из праха земного.
При этом из земли Господь создал тело, то есть некую бездушную «статую». Далее, уже в это первоначальное создание Он вдул «дыхание жизни», в результате чего человек стал душою живою.
Сотворение Адама и Евы; Англия; XIV в.; памятник: Библия (Bible (‘Holkham Bible Picture Book’). 1327-1335 гг. Бог сотворил человека из праха и первоначально это была некая «статуя» или тело человека
Такое положение рождает вопрос: каким образом сотворены человеческое тело и душа? Православие придерживается того мнения, что душа и тело человека творятся одновременно, при этом творение души и тела первого человека — это архетип по которому соединяются душа и тело всех последующих людей.
Последовательность творения, о котором говорится в Быт.2:7, необходимо при этом понимать логически, но не хронологически. Такое положение в Предании Церкви закрепилось в VII столетии во время полемики с монофизитами и монофелитами.
Бюст Аристотеля, римская копия оригинала Лисиппа. 384 г. до н.э. Православие отрицает учение Аристотеля о том, что человеческий эмбрион одухотворяется только лишь на 40-й день
Последние утверждали, что человеческий эмбрион одухотворяется лишь на 40-й день. Основывались они на восходящем к Аристотелю антропологическому представлению об этом.
Святые Отцы отмечают, что в строгом смысле наименование «человек» нельзя применить ни к телу, ни к душе в отдельности. Так может называться только то сложное существо, которое составлено из них.
«Дыхание жизни» — это божественная частица, которую Бог вдул в лицо человека
Создание человека Богом сопровождалось тем, что Он вдул в него «дыхание» жизни. Святой Афанасий Александрийский указывал на то, что в акте сотворения человека можно различить собственно творение самой человеческой природы, а с другой — запечатление этой природы Богом, усыновление его Им. Таким образом, по благодати Бог становится Отцом тех, кого Он сотворил.
Святитель Афанасий Великий говорил о том, что по благодати Бог становится Отцом тех, кого Он сотворил. Таким образом Он Отец первочеловека Адама
Современное понимание в православии понятия «дуновение жизни» таково:
«Своим творческим действием Бог творит из ничего человеческую душу, отличную от Него по сущности, и одновременно сообщает ей Свою благодать.
При этом необходимо понимать, что Божественная благодать — это не Божественная сущность, которую человек не может иметь в принципе.
Сотворение Адама. Мозаика. XII век. При сотворении человека Бог передал ему свою Благодать, но не Божественную сущность
Православие, в отличие от католицизма, утверждает, что естественно для человека находиться в состоянии облагодатствованном, а состояние безблагодатное — противоестественно. Человек по отношению к Богу в принципе не может находиться в нравственно нейтральном состоянии. Он или с Ним и нет.
Таким образом, человека Бог сотворил в результате единого акта творения, при этом Им одновременно сотворено тело и душа человека. Кроме того, единый акт творения подразумевает запечатление человека благодатью Духа святого и усыновление его Богом.
Свободу Буратино!
«Если Бог всемогущ, может ли Он создать такой тяжелый камень, что и сам его не подымет?» — до революции этой каверзной загадкой ставили в тупик неотесанных новичков шкодливые семинаристы. Если не может сотворить, значит — не всемогущ; если сотворит, но не подымет, все равно — не всемогущ. При всем своем кажущемся легкомыслии эта головоломка содержит в себе очень серьезную философскую проблему: может ли в принципе творение быть неподвластным Творцу? Возможно ли, чтобы всемогущий Бог создал нечто, над чем не будет обладать абсолютной властью? Способен ли Он ограничить собственное всемогущество?
Вопросы очень серьезные, но в православном вероучении на них имеется совершенно ясный ответ. Святитель Филарет Московский про загадку о камне сказал: «Бог не только может создать такой камень, но — уже создал его. Камень этот — человек». Церковь учит, что Бог сотворил человека для его участия в блаженстве бытия. Весь мир был устроен так, что существование людей в этом мире наполняло их жизнь радостью и весельем, а главной радостью бытия для человека была любовь к нему Бога. Но ответить на любовь может лишь тот, кто свободен в своем выборе.
И Бог дал человеку эту удивительную возможность – любить или не любить своего Создателя. Так, в огромном сотворенном Им мире, который полностью подчинялся своему Творцу, вдруг появилась территория, над которой Он не имел власти. Это было сердце человека, которое только он сам мог наполнить любовью к Богу. Но так же свободно мог и отказаться от этой любви.
Вот на этой-то, неподвластной Богу территории и рождается зло как результат свободы, неверно употребленной человеком. Зло не имеет сущности, потому что оно не сотворено Богом. Тьма — это всего лишь отсутствие света, а холод — отсутствие тепла. Так и зло — не отдельная категория бытия, противостоящая добру, а просто — отсутствие добра там, куда человек не позволил войти Богу. Поэтому силой уничтожить зло невозможно, как невозможно стереть с земли тень. Зло — это мрак, который живет в сердцах людей, не желающих впустить в себя свет Божией любви. Но если бы Бог насильно изгнал этот мрак из человеческой души, то люди перестали бы быть людьми и превратились бы в зомби, в автоматы, жестко запрограммированные на добро и послушание Богу. И ни о какой любви тогда уже не могло бы быть речи, потому что роботы не могут любить. Святитель Григорий Богослов говорит: «Спасение для желающих, а не для насилуемых». А вот слова Симеона Нового Богослова по тому же поводу: «Никто никогда не стал добрым по принуждению».
В этом смысле проблему человеческой свободы очень хорошо освещает всем известная сказка о деревянном человеке Буратино. Он не послушал папу Карло, проигнорировал наставления мудрого сверчка, прокутил в театре куртку и азбуку, купленные ему отцом на последние деньги, связался с мелкими уголовниками. В результате — получил кучу неприятностей, много страдал, и не погиб в болоте лишь потому, что был абсолютно деревянным. Почему страдал Буратино? Потому что «ушел в тень», пренебрежительно отвергнув любовь всех, кому он был дорог. Но был ли папа Карло виноват в его страданиях? Давайте разберемся.
Предположим, что папа Карло, выстругав из полена Буратино, решил лишить своего любимца самой возможности развлекаться предосудительным образом. И гвоздями приколотил Буратино к полу. Он очень любил его, купил ему самую лучшую азбуку и самую красивую бумажную курточку, кормил его самыми вкусными луковицами и… Нет, пожалуй, хватит. Что-то очень уж мрачная сказочка получается. Такое благополучие пострашнее любого Карабаса-Барабаса. Да и папа Карло здесь выглядит как-то сомнительно.
Лучше уж оставить традиционную версию сказки, которая совершенно очевидно напоминает евангельскую притчу о блудном сыне. Обе эти истории помогают понять важнейший смысл страданий человека, соприкоснувшегося со злом: страдая, люди приходят в себя.
«Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою…» (Лк. 15, 17-18).
Бог создал Еву как помощника первого человека Адама
Зачем Бог создал человека невозможно понять, изучив только историю сотворения первого человека Адама. Дело в том, что в мире, кроме мужчин, существуют и женщины. Все они потомки Евы, которую Господь создал в качестве помощницы первому человеку Адаму.
В Библии об этом говориться, что не находится Адаму:
Быт. 2:18
…помощника, подобного ему, среди всей твари, и Бог говорит, что «нехорошо человеку быть одному».
Сотворение Евы. Фреска Микеланджело Буонарроти, 1508-1512. Сикстинская капелла, Ватикан. Еву Бог создал как помощницу Адамы, поэтому и взял для этого ребро первочеловека когда он спал
Священное Писание, говоря о Еве, использует слово «создал», а не «сотворил». «Создал Господь Бог из ребра» — это выражение говорит о том, что она не новее существо, а одно из порождений человеческой природы.
Создавая её из ребра Адама, Господь сделал в ознаменовании одинакового естества женщины и мужчины. Стоит также отметить, что появлению первой женщины предшествовал такой же Совет Ликов Святой Троицы, как и при сотворении Адама.
ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК
Согласно Докинзу, каждый из нас представляет гигантскую коммуналку, в которой живут гены. Как ты, может быть, знаешь, каждая клетка нашего организма (а их примерно 10 в 15-й степени) содержит двойной комплект всех генов (кроме половых клеток, в которых этот комплект один). Так что ты — это очень большая коммуналка. Как гены, такие маленькие, ухитрились создать такую громадину? Они добились этого благодаря ценному качеству, приобретенному репликатором ДНК в процессе эволюции, — способностью влиять на синтез белка. О подробностях этого титанического труда ты можешь узнать, почитав, к примеру, учебник по органической химии. В этой же статье мы рассматриваем более философские материи.
Бог создал человека для того, чтобы он управлял природой
Поняв, как осуществлялся акт творения, можно ответить на вопрос: для чего Бог создал человека? Библия об этом говорит так:
Быт.1:26-28
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
Таким образом, Бог создал человека для того, чтобы он владычествовал над природой.
Видеоролик: Протоиерей Димитрий Смирнов. Беседы с батюшкой (ТК «Союз», 6 декабря 2015 г.). На 29 минуте отец Дмитрий отвечает на вопрос верующей: почему Бог создал человека?
Владычествовать — значит управлять. Господь, сотворив мир, предназначил человека управлять им. Для этого Он дал ему своё образ и подобие.
Кроме того, также для этого сотворена Ева, как помощница первочеловеку Адаму. Руководство же в этом оставалось за Господом. Именно поэтому человек участвовал в наречении животных и птиц и именно поэтому Бог поместил его с женою в Рай.
Свобода воли — это также дар Господа для того, чтобы человек мог исполнить своё предназначение. Адам же использовал этот дар, чтобы отступить от Бога, вкусив запретный плод с Древа познания Добра и Зла. За этого его Господь изгнал из Рая, властителем природы человек остался, при этом добывать пропитанием пришлось в трудах.
Бог сотворил человека потому, что Он Творец по Своей Сути
Как бы полно ни наделил качествами своего образа и подобия человека Бог, человек никогда не сможет проникнуть в тайну божественного замысла. Поэтому мы не можем ответить на вопрос: зачем Бог создал мир и человека? При этом необходимо помнить, что Господь — Творец всего сущего.
Сотворение мира. Миниатюра средневековой рукописи, XIII век. Господь — Творец. Именно поэтому он создал для своего удовольствия мир и человека
Господь творит постоянно и делает это ради своего удовольствия. Именно поэтому и Он создал мир и человека. При этом необходимо отметить, что богословы говорят о том, что Священное Писание свидетельствует о том, что процесс творения человека ещё незакончен. Дело в том что, человек сотворён Богом по «по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1,26).
Однако первоначально Бог сотворил человека по образу Своему (Быт. 1,27). Этот образ — образ Христа. Он «образ Бога невидимого» (Кол. 1,15). На небе пребывают Отец, Сын и Дух Святой. Это лики Святой Троицы.
Знает добро и зло Бог-Отец, Иисус Христос — это Пастырь добрый, и в Нём зла нет и не может быть. Дух Святой — Утешитель и наказывать или мстить Он не может. Таким образом, человек создан по подобию Бога-Отца, могущим познать, что такое добро и зло.
Старейшая известная икона Спаса Вседержителя — Монастырь Святой Екатерины. Богослову утверждают, что процесс творения человека ещё не окончен и его нужно ещё уподобить Иисусу Христу и Духу Святому
Таким образом, процесс творения человека ещё не окончил и его нужно ещё уподобить Иисусу Христу и Духу Святому. Вот зачем Богу человек. Послав на землю Иисуса Христа, Господь запустил процесс создания особого народа, христиан, который уподобится Ему.
Уподобление же Духу Святому возможно только после Второго пришествия Христа и воскресения мёртвых. Тогда люди станут подобны ангелам бессмертными. Только тогда процесс творения по подобию Нашему, то есть Отцу, Сыну и святому Духу завершиться. Что же будет дальше, люди знать не могут, так как не посвящены в Божественный замысел.
Причина страданий человечества — грехопадение Адама
Вместе с вопросом «зачем Бог создал человека», часто задают вопрос: «почему Бог создал человека несовершенным и греховным»? Дело в том, что Бог не создавал Зла.
Зло появилось в результате искажения Диаволом Добра. В случае же с человеком Диавол в образе змеи соблазнил Еву и через неё первого человека Адама съесть запретный плод.
Грехопадение Адама и Евы. Миниатюра из Псалтири Хантера. Английская рукопись XII века. Бог не создавал человека несчастным и греховным. Человек сам преступил запрет Господа под влиянием Змея, которым прикинулся Диавол. Таким образом он потерял связь с Богом и ступил на путь зла
В результате Адам и Ева не только познали стыд, но и стали смертными. За отступление от Бога первых людей ангел изгнал из Рая по Божией воле. Человеку Господь дал свободу воли, которая отражает суть богоподобия. Адам же не смог правильно использовать этот дар и совершил первое грехопадение, последствия которого мы переживаем вплоть до нашей смерти.
Господь не создавал человека несовершенным, греховным и страдающим. Допустив ошибку и отступив от Воли Божией, человек ступил на путь зла. Зло же — это отсутствие связи с Богом, это немощь, страдания и смерть.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение