Любовь к Богу: понятие и примеры. Что значит любить Бога


Раскрытие понятия любви

Любовь – это самое возвышенное и драгоценное слово, которое может быть в человеческом языке. Оно передает наши отношения к таким понятиям, как вещи, лица и идеи. «Люблю» мы можем говорить о картинах и квартирах, котах и вкусной еде, музыке и автомобилях.

Сейчас одним словом «любовь» передается целый букет значений. Но это принято не во всех языках. Например, у греков одним из вариантов этого слова является «эрос» — передача понятия плотской любви.

Словом «филия» характеризуется проявления душевного влечения, отличающегося искренностью, чистотой и преданностью.

Третьим значением является «агапи» — как выражение высшей степени привязанности, духовного проявления этого чувства, святой любви к Создателю.

Как указано в Слове Божьем, человек имеет тройную сущность – тело, душа и дух. Проявлениями любви являются чувства плотские, душевные и духовные. Следовательно, древние греки оптимально точно разделили понятие между тремя словами.

Для раскрытия понятия любви к Богу важно знать слова из Библии, которые принадлежат Иоанну.

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем помышлением твоим. Это первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя.

Этим замечательным изречением можно кратко охарактеризовать, какой должна быть сила любви к Богу – не менее, чем к самому себе. Именно этим двум заповедям суждено быть основополагающими.

Особенная любовь

Причем важно помнить об особенности отношений к Господу. Она не должна превращаться в поклонение идолам. Любовь к Богу позволяет нам облагораживать, направлять и согревать свою душу. Несмотря на простоту заповеди о Любви к Всевышнему, это чувство должно быть многогранным. Для постижения этой науки надо многое понять, чтобы достичь совершенства.

Тогда этим чувством будет наполнена душа, что приведет к преобразованию существа, озарению мыслей, согреванию сердца, направлению воли. Всевышний должен стать настолько родным, чтобы превратиться в смысл человеческой жизни.

Примеры любви

Что значит любить Бога, можно узнать на примере изречения Аввы Дорофея. Он сравнивает это чувство с большим кругом, центром которого является Создатель. Люди же будут точками по радиусу этого круга. Тогда можно проследить взаимосвязь любви к Творцу и ближним. Когда точки радиуса приближаются к центру, то они становятся ближе и друг к другу. Приближение к Богу одновременно означает и приближение к людям. Несмотря на недоступность места обитания Бога для простых людей, его присутствие должен ощущать каждый из нас. Для нас важно, чтобы был Бог в душе.

Еще одним конкретным примером может быть чувство, когда мы скучаем по любимым людям, если вынуждены быть от них далеко. Поэтому каждый раз, находя возможность поговорить со Всевышним, надо радостно ее использовать. Для общения человека, любящего Бога, со своим создателем не обязательно формировать специальные условия или идти в храм. Это можно делать во время работы или отдыха, дома или в дороге. При посещении церкви сила такого обращения увеличивается. Так как в Библии указано, что если два и больше человека собрались, чтобы помолиться, там будет и Всевышний. При постоянном обращении к Богу человек превращается в живой храм и получает особое отношения Создателя.

Ночь в Гефсимании

Однако это не означает, что мы не имеем права или не можем обращаться к Отцу, и просить Его о других возможных вариантах. Наши взаимоотношения с Небесным Отцом являются настоящими ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ. Господь желает, чтобы связь с Его детьми-служителями всегда была доступной. События Гефсиманской ночи, когда Иисус был предан на распятие, являются тому подтверждением. Иисус находился в саду вместе со Своими учениками, ожидая предателя Иуду, который должен был прийти в сопровождении слуг израильских первосвященников и старейшин, чтобы арестовать Христа и распять Его. Иисус был в агонии. Он бы предпочел, чтобы эта чаша миновала Его. Он просил об этом Своего Отца:

Луки 22:41-44: «И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю».

Нет ничего неправильного в том, чтобы просить Отца о выходе из создавшейся ситуации. Нет ничего неправильного в том, чтобы спросить у Него: «Могу ли я сегодня остаться дома и не идти в виноградник?» Неправильным будет остаться дома, не спросив Его об этом! Это неповиновение. Однако нет ничего неправильно в том, чтобы обратиться к Нему с просьбой о другом варианте. Если другого варианта нет, тогда ваш Отец может по-особому ободрить и поддержать вас, чтобы вы с готовностью исполнили Его волю. Иисус, пребывая в Гефсиманском саду, также получил ободрение и поддержку: «Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его».

Иисус бы хотел, чтобы чаша страданий миновала Его, НО, только если бы на это была воля Божья. Однако в этом не было воли Божьей. Иисус принял это. Когда Иуда прибыл в окружении воинов, Иисус обратился к Петру, сказав:

Иоанна 18:11: «Вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?»

Иисус всегда делал то, что было угодно Отцу, даже если Ему не хотелось этого делать. И делая так, Он угождал Отцу, и Отец всегда был рядом с Иисусом, никогда не покидая Его. Христос сказал:

Иоанна 8:29: «Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно».

Он является примером для нас. В Послании к Филиппийцам апостол Павел говорит нам:

Филиппийцам 2:5-11: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи, образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».

Иисус смирил Себя. Он сказал: «Не Моя воля, но Твоя да будет». Иисус ПОДЧИНИЛСЯ! Мы должны следовать Его примеру. В нас должен быть ум Христов, ум смирения и повиновения, ум, который говорит: «Не моя воля, но Твоя да будет!» Павел, продолжая, говорит:

Филиппийцам 2:12-13: «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению».

Апостол, обращаясь: «Итак, возлюбленные мои», говорит, что, имея пример великого послушания, явленный в нашем Господе Иисусе Христе, мы также должны повиноваться Богу, «со страхом и трепетом совершая свое спасение, потому что Бог производит в нас и хотение, и действие по Своему благоволению». Иаков продолжает эту мысль, говоря:

Иакова 4:6-10: «Посему и сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас».

Добрые дела

Примерами любви к Богу может быть и ситуация, когда мы не хотим огорчать людей, которых любим. Поэтому стараемся делать все, чтобы угождать им. Так и с Господом – надо испытывать боязнь к нему, благоговение и любовь. Греховные поступки и мысли, несоблюдение заповедей – это те дела, которые могут обидеть Творца.

Также счастье любимых нами людей мы можем ставить выше собственных благ. Так и для славы Божьей важно совершать поступки и думать таким образом, чтобы не огорчать Создателя. Тогда люди смогут насладиться Царством Добра.

Особенности отношений с ближними

Проповедь о любви к Богу и ближнему содержит советы, которые помогут быть ближе к Создателю. Для того чтобы проявлять любовь к Господу, необходимо:

  • Быть скромным и доброжелательным, тихим и миролюбивым. Этот совет был дан преподобным Серафимом Саровским.
  • В отношениях между людьми должно быть доверие и желание совершать для них добро.
  • Не приветствуется демонстрация своего превосходства перед окружающими.
  • Уступчивое отношение к людям делает человека ближе к Создателю.
  • Недостатки ближнего не должны критиковаться и подчеркиваться.
  • Важна чистота помыслов относительно других людей.
  • Терпеливое перенесение обид без демонстрации своих настоящих чувств поможет проявить любовь к Создателю.
  • Как и молитва о других людях, и поддержка скорбящих с помощью ласковых слов.
  • Открытое и спокойное высказывание людям претензий без желания оскорбить их.
  • Деликатное оказание помощи, чтобы она не выглядела одолжением.

Если проанализировать перечисленные пункты, можно прийти к выводу, что в их выполнении нет никаких сложностей. Достаточно запастись добрым настроением и желанием.

Также важно помнить, что совершение малых поступков добродетели гораздо полезнее, чем масштабные дела, которые могут только испортить ситуацию. Этот совет указан и в Библии.

Так как же правильно любить Бога?

Верующим часто бросают упрек, что в Церкви совсем не видно любви — одни строгости, правила да ограничения. И это при том, что сами верующие постоянно твердят о любви — начиная со священников в православных храмах и заканчивая ребятами, под гитару поющими псалмы и песни о любви к Богу. Нечто подобное описывал еще ветхозаветный пророк Иеремия (середина VII — начало VI века до Р. Х.): От пророка до священника — все действуют лживо… говоря: «мир, мир!», а мира нет (Иер 8:10–11). Так же и у нас: кругом на все лады твердят о любви — и при этом полное ощущение, что уже исполнилось горькое пророчество Христа: по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф 24:12).

Да, увы, любовь слишком часто подменяют разговорами о любви. Так же как, например, молитву, то есть разговор с Богом, — разговорами о Боге. Но огонек любви к Богу в Церкви все-таки теплится — мы привели всего несколько примеров, а их, конечно, намного больше. Другое дело, что любовь эта не так бросается в глаза, как грех и страсти. Во-первых, из-за того, что неправильно настроена наша «зрительная оптика»: мы легче замечаем то, что есть в нас самих (грех), чем то, чего в нас нет или совсем мало. А во-вторых, еще и потому, что, действительно, все люди грешные (и в Церкви тоже) и не все ставят себе такую высокую цель — полюбить Бога. А многие самоуверенно полагают, что раз они церковные люди, то, значит, отношения с Богом у них уже «налажены». И вот этот самообман едва ли не хуже всего. Стяжать любовь с помощью «заклинаний» и бесконечных разговоров о любви никак не выйдет. Здесь нужен долгий самоотверженный труд. С чего же начать?

Святые отцы говорят: поступай так, будто в тебе уже есть любовь к Богу, — и Он дарует тебе ее истинно. Иными словами — начни жить по заповедям. Настоятель храма святителя Николая в Кленниках (где много лет служил святой праведный Алексий Мечёв) священник Николай Важнов говорит об этом так: «Да, нам надо стремиться к тому, чтобы… всех любить от всего сердца, быть готовыми всех обнять и доброе слово сказать. Но мне кажется, это дар Божий. Главное нам начать, протянуть руку, хотя это бывает очень трудно, но протянуть руку человеку, который нуждается в нас, который оказывается рядом с нами в жизни, захотеть принять его от всего сердца, а уж дальше Господь в нас действовать будет».

Но и заповеди исполнять можно опять-таки по-разному. Можно подчиняться им как рабы (из страха, что иначе Бог накажет) или как наемные работники (ожидая награды — блаженства в Царстве Божием). А можно знать умом и чувствовать сердцем, как говорится, «нутром ощущать», что жить по заповедям — это просто единственный способ быть человеком на сто процентов; что в одном этом и заключена вся полнота счастья. Как замечательно сказал священник Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Российской детской клинической больнице: «Когда человек являет любовь, он и становится человеком, а не животным… Сам этот момент, когда ты отдаешь свою любовь, — это и есть веяние Царства Божия. Ради этого и стоит жить. А все остальное — это существование, получеловеческое или полуживотное».

Любить Бога — значит довериться Ему, вручить Ему свою жизнь. Это предполагает, что во имя собственного спасения мы отказываемся от своеволия. И это предполагает нашу готовность любить ближних: принять их в свое сердце безоговорочно и потерпеть, если придется (ну конечно, придется, иначе никак). Самое сложное тут начать. А радость и мир, которые пошлет Господь, непременно дадут понять, что ты на верном пути.

Отношения между Господом и человеком

Любовь Божия нисходит с неба на землю. Любовь человеческая устремляется с земли на небо.

Так указано в Священном Писании. Бог именуется любовью, Христос – воплощает эту любовь, миссия Святого Духа – проявлять силу любви, у Церкви предназначение – быть колыбелью, храмом, сокровищницей и хранительницей любви.

О Божией Любви сказано в Евангелие. Человек должен свято верить, что Бог есть любовь. И что Творец любит каждого из нас. Он создал Человека точной своей копией, при этом проявляя любовь к своему творению. Следовательно, Бог рассчитывал на то, чтобы ему было с кем общаться. Он так и делал, проводя общение с Адамом в Райском саду. Так было до момента грехопадения, когда Адам вкусил запретный плод. С тех пор Бог больше не общается напрямую с людьми.

“Возлюби Бога всем сердцем”

28.10.07г. Ильченко Ю.Н.

План: I. Вступление. Мы – храм Божий. Наш дух – Святое святых, душа – святилище, а тело – внешний двор. На внешнем дворе скинии производились различные работы, служения; в Святом святых находился ковчег откровения. Чем ближе мы приближаемся к Святому святых, тем меньше суеты. В святом святых Бог изливает Свою любовь, говорит в твою жизнь, там можно получить слово «рема», которое приносит силу и вдохновение, от «рема» приходит вера. Святое святых – место покоя, где Бог открывается тебе. Если любишь Бога, то тебе нравится проводить время с Ним, Матф.6:25 «не заботьтесь» – не беспокойтесь, не волнуйтесь, не бойтесь, не попадайте в стресс. Войдите в покой веры. II. Евреям 3:7-13; Евреям 4:1-3,11,12. 8 ст. – «ожесточить» – быть упрямыми (имеет один корень со словом «костный мозоль»). Ожесточение приходит шаг за шагом, когда мы отдаляемся от Бога. Приходит больше недовольства, ропота, самосожаления, самоправедности. Природа Бога – Целитель. Когда мы приходим к Нему, Он нас полностью восстанавливает. Исход 33:7-11; Евр.11:6. Каждый может приходить в Святое святых, чтобы пребывать с Господом, чтобы искать Его и проводить с Ним время. Бог не определил нам жить и служить своей силой. Евреям 3:9,10 «не познали» – не соединились с Господом. Когда любим Бога и соединяемся с Ним, то процветаем. Ин. 15:4-6 – «лоза и ветви» – единство Бога и верующих; сила через лозу приходит в ветви, и появляются плоды. Когда Бог делает что-то через тебя, тогда есть плоды и это тебе нравится. Религия говорит о делах, а Бог – об общении. Мы увядаем, если не связаны с Ним. Евреям 3:12 из «лукавого и неверного сердца» нет источников жизни. Чтобы не отступить от Бога, тебе надо быть «горячим», а без молитвы ты не можешь «гореть». Через молитву Бог наливает масло в твой светильник (притча о десяти девах). Евреям 3:13 когда грех обольщает, то сердце ожесточается. Евреям 3:14-19 Израиль не вошел в обетованную землю из-за неверия. Неверие связано с беспокойством и постоянным страхом. Мы верою входим в Божий покой. Евреям 4:1-3,11,12 3 ст. «уверовавшие» – «»абсолютное доверие личности Бога и уверенность в Его силе, власти, мудрости и благости». «так как Он сказал: “Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой”» – для тех, кто не был в единстве веры с Иисусом Навиным и Халевом. 11 ст. «постараемся войти» – ревностно, с усердием. 12 ст. – слово покажет, с чем тебе надо разобраться в твоем сердце и покаяться. В Святом святых Бог дает тебе «рема» – конкретное слово, вытекающее из общего для всех «логоса».

Проповедь:

Сегодня я хочу поделиться с вами тем, что Бог вложил в меня во время недавней поездки в Корею, на конференции Роста Церквей, а также на молитвенной горе, где мы проводили семинар с Сергеем Шидловским – основателем «Движения искателей Бога». Я верю, что это слово благословит всех нас.

Бог – источник, необходимый всем нам и слово, которое Он посылает, является светильником, указателем. Когда мы видел цель, видим, куда Бог нас направляет, тогда мы движемся к этой цели. И если мы не сбиваемся с этого курса, тогда живем здоровой, полноценной, благословенной жизнью. Я не могу сказать, что эта жизнь легкая и в ней нет никаких трудностей. Но Господь позаботился о том, чтобы во время любой трудности у нас было место, где мы можем найти покой, ободрение, вдохновение и силы.

Библия говорит, что Бог дал Моисею откровение и конкретный образец того, как должна быть устроена скиния. Мы – храм Божий, скиния, храм Духа Святого. Бог сейчас живет в нас. Человек, как и скиния, состоит из трех главных частей. Подобно тому, как в скинии был внешний двор, святилище и святое святых, у нас так же есть: дух, душа и тело. Наш дух – это святое святых – здесь живет Господь. Наша душа – это святилище, а внешний двор – наше тело.

На внешнем дворе всегда происходили работы, там служили священники, они приготовляли жертвы, чтобы приносить Богу. На внешний двор приходило много людей.

Иногда наша жизнь похожа на внешний двор: мы служим Богу, что-то делаем для Него, о чем-то заботимся. И это здорово, потому что Бог в скинии помазал каждую вещь, Он сказал Моисею: « Иди и помажь все, что есть в скинии». Поэтому все, что мы делаем для Господа – помазано, на этом есть помазание.

Однако, существует одно «Но». Нам нужно понять, что, когда мы только что-то делаем, служим, то находимся на внешнем дворе, и не проходим в святое святых, не проводим время с Богом. Именно в святом святых Бог говорил священнику, там находился Ковчег откровения. Откровения Божьи необходимы в нашей жизни, нам нужно слово -«рэма» Божья. У нас много знаний, «логоса». Логос – написанное слово, «рэма» – то, что, Бог говорит в нашу в жизнь, это – откровение, которое несет нам победу. «Рэма» вдохновляет наш дух, это – говорящее, вдохновляющее, изменяющее слово.

Бог хочет посылать тебе Свое Слово, хочет посылать «рэма», оно приносит силу в твой дух. С этой силой ты можешь идти и исполнять слово. Когда ты имеешь только одни знания, но не имеешь силы, у тебя ничего не получиться.

Поэтому Бог определил, чтобы мы проводили время в святом святых. В Ветхом Завете Бог говорил священникам во святом святых. Библия говорит, что сейчас, в Новом Завете, мы все несем служения священников.

1Петра 2:9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет.

Чем ближе священник приближался к святому святых, тем меньше было суеты. Во святом святых не было ничего: внешнего света, внешних звуков. Святое святых для этого отделялось завесой. Священник заходил туда, чтобы получить Слово от Господа, Бог руководил всей скинией именно из святого святых, это – наш дух, где живет Господь.

Поэтому Бог так сильно хочет, чтобы мы отделяли это время и приходили в святое святых. Там, где находится Ковчег Откровения, будет приходить откровение или «рэма» Божья, а от «рэма» приходит вера.

Мы говорим, что вера приходит от слышания слова Божьего, однако люди говорят, что вера у них почему-то не рождается. Мы иногда слышим слово, как информацию, но Бог хочет, чтобы эта информация превратилась в силу. Как однажды Иисус превратил воду в вино.

У нас у всех одинаковые Библии, но кто-то видит в этом слове, что-то удивительное, кто-то получает из него силу, а кто-то, наоборот, открывает Писание и засыпает. Почему одна и та же Книга для одного является вдохновением, а для другого -снотворным? Потому что Бог определил говорить нам в святом святых, и мы должны там быть.

Мы говорим, что Бог – есть любовь и ожидаем Его любви больше и больше. Бог хочет любить нас, но как Он может, когда мы не приходим в святое святых. Я, например, люблю свою жену и своих детей, хочу проводить время с ними. Когда мы любим кого-то, для нас не проблема проводить время с объектом нашей любви. Бог любит нас больше всего и всегда ждет, Он обращается к нам: «Когда вы придете ко Мне? Придите ко мне все усталые и обремененные. Я жду вас, Я разгружу вас». Он не разгрузит тебя на внешнем дворе, там ты служишь, работаешь, трудишься. Свою любовь Бог хочет дать тебе в Святом Святых, наедине. Бог зовет нас в место покоя, где никто и ничто не отвлекает тебя. Здесь только ты и Бог, здесь Бог будет говорить тебе, любить тебя, давать тебе откровение.

Многие люди молятся: «Бог, что мне делать? Какая воля Твоя совершенная?» А Господь отвечает: «Придите ко Мне, и Я открою для вас Ковчег Откровения». Бог там откроется тебе, Он явит Себя тебе с разных сторон. Он хочет показать нам Себя.

Когда Иисус говорит: «Возлюби Господа Бога всем сердцем, всем разумением, всем крепостью, всей душою», Он это говорит нам не просто так. Он говорит:«Возлюбите Меня», а Его никто не любит, Он ждет в Святом святых, а никто не приходит туда. «Господи, нам некогда прийти к Тебе, Господи, Ты же видишь, чем я занят».

Вспомните Марфу, она все делала, работала и даже обвинила Иисуса: «Ты, что не видишь, сестра моя не помогает?» На что Иисус ответил ей: «Ты, о многом заботишься, Марфа, а есть что-то самое главное, ценное».

Что такое ценности в нашей жизни? Ценности – это каркас нашей жизни. Ценности определяют, что важно и, что не важно, они определяют, кто мы есть. Наша жизнь говорит, важен нам Бог или нет, любим ли мы Его? Наша жизнь свидетельствует Богу о том, как мы к Нему относимся.

Как Господь сможет тебя утешить, успокоить и вдохновить, если ты мимо Него бегаешь? Иногда, может быть, ты и забегаешь к Нему: «О Господь, мне уже пора, пора снова бежать, времени, видишь, нет, я побежал дальше». А Он только открыл Свои уста, только захотел тебе сказать что-то… Поэтому мы не можем получить «рэма» в свой дух, не можем получить это живое слово, вдохновение, покой. Иисус обращается ко всем:

«Придите ко мне все усталые и обремененные, и Я успокою вас».

В этом мире у людей столько проблем, стрессов, страхов, беспокойств, от которых возникают различные болезни. Вы знаете, что есть соревнования-гонки «Формула 1». Так вот, двигатель машины на этих гонках рассчитан на пробег 150 километров. То есть, автомобиль проехала 150 километров и двигатель с него выбрасывают. Почему? Потому что там огромные перегрузки и мотор работает на большом пределе. Но есть машины дизельного типа, они рассчитаны, в среднем, на 600 тысяч километров. Такая огромная разница между 150 километрами и 600 тысячами километров?

Мы можем «сгореть» в этой жизни, если мы не научимся находить покой в Господе. Бог хочет, чтобы у тебя сердце работало нормально. А, когда ты испытываешь страхи, стрессы, беспокойство, то твое сердце начинает биться учащенно, ты даже дышишь не правильно. Когда ты спокоен, ты дышишь спокойно, при появлении волнения и стресса, дыхание идет из грудной клетки и сердце начинает биться быстрее.

Бог приготовил нам другой путь: «Придите ко Мне, Я жду вас, чтоб дать силы, успокоить вас, дать вдохновение, Свои видения, Свои откровения». К сожалению, многие люди, как гоночные машинки носятся, а потом смотришь: «двигатель задымил, сгорел».

Бог приготовил нам место покоя, Иисус говорил: «Не заботьтесь, не беспокойтесь». В расширенном переводе Библии написано: «Не заботьтесь, не беспокойтесь, не волнуйтесь, не бойтесь, не попадайте в стресс». Нам нужно войти в Божий покой веры.

Когда Бог вывел народ Израиля из Египта, то планом Божьим было ввести их в обетованную землю, но они не вошли в нее. Потому что в них было неверие. А неверие часто связано с беспокойством, со стрессами и страхом. Когда соглядатаи, которых Моисей послал высмотреть землю, вернулись, что они стали говорить? «Мы там умрем, погибнем, эта земля поядающая». Они стали беспокоиться, бояться, стали представлять перед собой плохие картины, вместо хороших, и они не согласились пойти туда.

Евреям 3:7 «Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне».

Слово «не ожесточите» так же обозначает: «не будьте упрямыми». Ваши сердца не должны быть жесткими. Слово «ожесточить» исходит из медицинского термина, образовано от слова «костный мозоль». Костный мозоль образуется в результате перелома кости, и в результате этого, мозоль становиться жестче, чем сама кость. Потому Бог говорит им: «Не ожесточите своих сердец». Жесткость, упрямство идет от неверия, ропота, от страхов, от всего, что не нравится Богу.

Они не сразу стали такими: когда они только вышли из Египта, они пели песни, прославляли Бога. Но, когда они долгое время ходили по пустыне, ожесточение захватывало их сердце, и оно становилось все жестче, жестче и жестче. Ожесточение приходит постепенно, не за одну ночь – шаг за шагом. Апостол Павел проводит параллель здесь между тем народом и состоянием людей в церкви.

Мы говорим, что дьявол не имеет над нами власти: он не может заставить тебя грешить – ты это выбираешь добровольно. И так как он не может тебя заставить делать грех напрямую, он тебя провоцирует, приводит тебя в такое место, что ты начинаешь постепенно отдаляться от Бога. А когда ты отдаляешься от Бога, тем дальше и Он от тебя становиться, тем больше приходит ропота, неверия, самосожаления, самоправедности. Все эти вещи делают тебя таким человеком, который не может получить Божьи обетования. Почему? Потому что мы сами себя блокируем от них, не пребываем в Боге.

Моисей вывел из рабства около пяти миллионов человек! Откуда у было терпение и вера? Только из того, что он общался с Богом, приходил в Святое Святых! У нас никогда не будет ни веры, ни терпения, если мы не общаемся с Богом. Мы не можем вести людей, если не проводим время с Богом.

В книге Исход 33:7 написано, что Моисей не только ходил на гору: «Моисей же взял и поставил себе шатер вне стана, вдали от стана, и назвал его скиниею собрания; и каждый, ищущий Господа, приходил в скинию собрания, находившуюся вне стана».

Моисей сделал себе эту скинию «вне стана», куда он мог уйти и проводить время с Господом, это было его святое святых. Но не только это: каждый, ищущий Господа мог приходить туда. Каждый ищущий Господа мог приходить в святое святых.

Я вспоминаю параллельное место Евреям 11:6: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает».

Я здесь вижу прямую связь между верой и поиском Бога: если ты не веришь в Бога, если Он тебе не нужен, ты не будешь Его искать, не будешь к Нему приходить, и Он не будет тебе воздавать.

Поэтому многие люди обижены, жалуются на Бога: «Бог мне не воздал, Бог мне не ответил». И они начинают судить Бога. Но написано, что «всякий верующий ищет Бога, приходит к Нему, и ищущим Его Он воздает». Здесь четко написано, кому Бог воздает, кому отвечает, помогает – тем, кто проводит с Ним время. «Ищущим Его воздает».

Здесь также написано, что, ищущие Бога могут приходить и проводить с Ним время. Евреям. 11:9, 11. Мы все хотим, чтобы Бог говорил в нашу жизнь, все хотим слышать Господа, хотим быть водимы Им. Но если мы все время проводим «в стане, на внешнем дворе», то как это произойдет?

Бог говорил Моисею на горе и в скинии. Если мы действительно хотим, чтобы Бог изливал Свою любовь в нас, мы должны полюбить Его. И если ты любишь Его не на словах, а на деле, ты будешь прибегать к нему. Ты будешь искать каждую свободную минуту, чтобы провести время с Богом. И когда ты будешь проводить с Ним время, Бог будет тебя изменять, исцелять, преобразовывать.

Бог по своей природе – Целитель. Поэтому, когда ты приходишь к Нему, Он тебя исцеляет, восстанавливает, наполняет, преобразует. И может быть, ты приползаешь в святое святых, еле живой, но выходишь оттуда совершенно другим.

Притчи говорят нам, что из сердца человека исходят источники жизни. А чем наполнено твое сердце? Какие источники из него исходят? Горькие или сладкие? Не проводя время, и не соединяясь с Богом, мы никогда не наполнимся Им, не наполнимся Духом Святым. Что тогда будет исходить из нашего сердца? Откуда у нас появится вера, сострадание, жертвенность?

Проводить время с Богом – главная ценность. Иисус сказал, что реки живой воды должны потечь из нас. Но кто наполнит твое сердце реками живой воды? Откуда возьмутся эти реки, если ты не приходишь в Святое Святых, где Бог хочет наполнить твой резервуар, твое сердце.

Если для нас проблема идти искать Бога, значит, наше сердце не наполнено любовью к Нему. Значит, мы живет религиозной жизнью, религиозно приходим на собрания, также служим Богу. Ты тогда держишься за служение, а не за Бога. Но в твоем служении нет силы Божьей, помазания, нет развития, потому что ты топчешься «на внешнем дворе». Но там происходит только подготовка к чудесам, а сами чудеса происходят во Святом Святых, откровения они происходят оттуда.

Доктор Йонги Чо пишет в своей книге, что «корейская нация пропитана молитвой». Когда мы были в Корее, мы сами видели, что так оно и есть. Никто не гонит верующих молиться – они идут сами.

Бог не определил нам жить и служить своей силой. Если ты делаешь все своей силой, то очень быстро у тебя не останется не сил, ни желаний. Если ты не проводишь время с Богом, ты начинаешь роптать на Него, начнешь жаловаться, ты будешь недовольным.

Евреям 3:7-10 «Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих».

Я рассуждал над этим стихом. Эти люди видели дела Божьи 40 лет. Они ходили в церковь 40 лет, видели чудеса и знамения. В 10 стихе Бог говорит: «Поэтому Я вознегодовал на них… не познали они путей Моих». «Познать» в Библии означает – соединится. Если мы ходим только на внешнем дворе, мы не соединяемся с Богом, и мы никогда Его не познаем. А Бог хочет близких отношений с Ним. Иисус сказал: «Пребудьте во Мне и Я пребуду в вас». Пример «лоза и ветвь» – это пример великого единства между Богом и верующими. Когда есть это единство, тогда сила, сок, жизнь лозы передается в ветвь. Но если ветка не пребывает на лозе, она засыхает.

Наше процветание зависит от того, пребываем мы с Богом или нет. Иисус сказал четко и ясно: «Если пребудете во Мне и Я пребуду в вас». Мы должны не просто прибегать к Иисусу в гости, а – жить в Нем. Если мы находимся в Нем – это и есть наша жизнь, наше процветание.

Ветка сама по себе сок не вырабатывает, она не самодостаточна, поэтому верующие привиты к Иисусу, как к лозе. Дело лозы – вырабатывать сок, пускать корни, искать воду, и затем, получая воду, преобразовывать ее в сок. Потом сок поступает в ветви и тогда, ветви получают силу. А, когда ветка получает эту силу, то на ней появляются плоды.

Если мы не будем пребывать в Боге, то Его сила никогда не попадет в нас. Вот почему Моисей сделал скинию собрания, вот почему он приходил туда, и всякий ищущий Господа мог также прийти, там Бог говорил людям.

Господь хочет, чтобы мы были Его друзьями. Религия никогда не сделает тебя другом Божьим, она всегда будет тебе говорить делать что-то. А Бог призвал нас, прежде всего, к общению. Если ты что-то делаешь без силы Божьей, ты будешь постоянно плакать, роптать, постоянно жаловаться. Но когда ты делаешь что-то вместе с Богом, тогда Бог это делает через тебя. Тогда сила Божья льется через тебя, есть плоды и тебе это нравиться. Ветке нравиться быть на лозе, потому что без лозы она засыхает. Без Бога мы засыхаем.

Вот почему верующие в Корее бегут к Богу. В 4 утра они уже идут молиться, они приходят в церковь семьями, берут с собой своих детей. Перед школой дети уже молятся. Люди в Корее вкусили, «как благ Господь», они вкусили, что такое молитва.

Если мы не вкусим, что такое молитва, то в нашей жизни не будет никакого пробуждения. Конечно, мы можем находить себе оправдания: «мне некогда», «я не могу» и так далее, но, так мы не пребудем на лозе, откуда поступает жизненно необходимый сок. И поэтому приходит просто форма, религия и вместе с религией – ропот. Затем приходит бунт, смерть, потому что эти люди так и не вошли в обетованную землю. Они видели ее, она была где-то рядом, но они не вошли туда, потому что неверие заблокировало благословения.

Послание к Евреям 3:12 «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого».

Сердце «лукавое и неверное», из него точно не выходят источники жизни. Что такое лукавство? Когда мы лукавим перед Богом и хотим обмануть Его и самих себя. Когда мы были не верны Богу, мы обещали ему, что сделаем что-то, но проходит время, а никто ничего не делает. Бог говорит: «Смотрите, чтобы не было у вас сердца лукавого и неверного, чтобы вам отступить от Бога живого». Оказывается, что можно отступить от Бога живого, уйти в сторону.

Мне кажется, что это будет горем великим, когда тот, кто был в церкви, служил Богу, попадет в ад. В книге Откровения написано, чтобы мы были горячими, а не теплыми, потому что Бог говорит: «Если вы теплые, Я извергну вас». Это написано о верующих! И я хочу сказать, что температура остывания очень быстрая. Очень быстро все остывает: налил чай, походил немного – он холодный; вроде бы, только что был кипяток, невозможно было пить. Также и люди «остывают» очень быстро.

Поэтому Иисус говорит: «О, если вы бы были горячими, если бы вы горели…». Ты не можешь гореть без молитвы. Потому что, молитва это – масло, которое Бог наливает в тебя.

Помните притчу о десяти девах? Пять из них были девы мудрые, а пять – не очень. Они ждали жениха, и он пришел. Бог обязательно придет и за мудрыми, и за глупыми. Тогда глупые девы переполошились: «Масла нет!». Они не молились, не были с Богом, не проводили время с Ним – не запасались маслом. И эти девы говорят мудрым: «Дайте нам масло». А они отвечают: «Мы вам его не можем дать». Также я не могу тебе отдать свое спасение. Ты сам старайся быть горячим, чтобы «не отступить от Бога живого».

Бог говорит нам: «Посмотрите, что произойдет с вами, что произойдет с вашей страной, если народ смириться, будет молиться, если вы будете горячими?». Нам же самим хорошо, когда мы горячие! Притчи говорят, что «немного поспишь, немного полежишь», не будешь молиться, не будешь общаться с Богом и придет разбойник. И ты удивишься, почему разбойник пришел за тобой. Ты охладел, вот он и пришел и Господь тебя сплюнул.

Евреям 3 глава стих 13 «Наставляйте друг друга каждый день…».

Когда грех начинает обольщать человека, он становиться все жестче и жестче. Жизнь, спасение, которое дал нам Бог, нужно еще сохранить до конца. Нам нужно сохранить огонь! Этот огонь – Господь, это – отношения с Богом. Если ты хранишь их, ты будешь жить, будешь радоваться жизни. Мы – наследники Божьи, Бог хочет дать нам Свое наследство во Христе.

Стих 18,19 «Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они не могли войти за неверие».

Либо мы войдем в Божий покой, как написано Евреям 11:6, что, если мы верим, то ищем Бога, пребываем с ним, либо опоздаем. «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим».

«Войти в покой» – значит, абсолютно доверять личности Бога, быть уверенными в Его силе, власти, мудрости и благости. Мы должны соединиться верой вместе с Иисусом Навином и Халевом, которые слышали слово и поверили.

В 12 стихе 4 главы послания к Евреям говорится о «рема», живом и действенном слове Божьем. Здорово, когда слово Божье отсекает что-то в твоей жизни, показывает, что нужно убрать, где надо покаяться. Если мы не будем видеть свои проблемы, тогда и не узнаем, что нужно оставить, отчего нужно отказаться, потому что наше покаяние помогает Духу Святому прийти и отсечь то злое, которое мешает тебе. Это злое живет в твоей ветхой, старой природе, которая говорит: «Ну пожалей меня, не губи, не заставляй меня молиться, искать Бога, дай мне покоя». Но это тот покой, который нам не нужен. У Бога есть этот покой, у Него есть шалом – мир Божий. Поэтому Иисус зовет нас: «Придите ко Мне, пребудьте во Мне и Я успокою вас». Бог хочет наполнить нас верою, Своим помазаньем, огнем, Божьей страстью. Нам лучше быть с Господом, войти в Его покой. И мы входим в этот покой, как написано, уверовавши! Давайте помолимся и поблагодарим Бога за Его любовь и долготерпение к нам.

Молитва:

«Отец, я благодарю Тебя за Твою любовь, за то, что Ты любишь и ждешь нас. Ты приготовил место в Святом святых, где Ты хочешь разговаривать с нами. Если, Ты, Господь, даже с Моисеем разговаривал лицом к лицу, как с другом, то, сколько больше Ты хочешь разговаривать с нами во Христе. Потому что у нас лучший Завет – Новый Завет, заключенный с нами через кровь Сына твоего. Господь, прости нас, что не ценим Тебя, что не выбираем Тебя, как должны выбирать. Прости нас за всякую теплость, равнодушие и неверие. О, Господь, помоги, чтобы мы бежали к Тебе, как лань бежит к воде! Мы живем Тобой, Тобой движемся и существуем. Мы молимся, чтобы мы были настоящими христианами, не мирскими, но теми, которые показывают своей жизнью, что любят Тебя. Показывают, что, Господь, Ты – первая и главная ценность в моей жизни! Ты – первая и главная любовь моей жизни! Господь, благодарим Тебя за Дух Святой, который всегда помогает нам, дает силы, поддержку, чтобы приближаться к Тебе. Потому что мы не можем это делать своей силой, но силой Твоего духа, силой Возлюбившего нас. Благодарим, Тебя, Господь, во имя Иисуса Христа, аминь!»

Избранные

Но в каждом поколении находились избранные люди, которые могли видеть и слышать Творца. Их называют праведниками. Через них другие верующие люди могут узнавать истины Божьи.

Наивысшей степенью проявления любви Бога к человеку была жертва, когда Господь отдал за нас своего сына. Примером гибели Иисуса он показал, что у всех христиан есть шанс на воскресенье. Как же человек может проявлять свою любовь к Творцу? Для понимания этого чувства есть древние молитвы.

О любящий Отец мой небесный! Научи меня любить Тебя всем сердцем моим, дабы любовь к Тебе и ни к чему временному наполняла мое сердце.

Научи меня, Боже, любить Тебя всею волею моею. Умертви во мне всякое своеволие. Помоги мне всегда делать только то, что Тебе угодно и что Ты желаешь.

Научи меня любить Тебя всею душою, бороться и умерщвлять в себе недобрые чувства, собственные аппетиты, дурные привычки и привязанности.

Научи меня любить Тебя всем разумом моим, отвергая всякий иной разум, иные суждения и понимания, не имеющие ничего общего с Твоим Божественным разумом и откровением.

Научи меня любить Тебя всею силою моею, помоги напрячь и сосредоточить всю мою энергию только для того, чтобы любить так, как Ты желал бы, чтобы я Тебя любил.

О, Бог Любви! Зажги во мне Твою неугасимую, вечно любящую любовь Христову, чтобы я был тем, чем Ты хотел бы меня видеть и делал то, что Ты желал бы, чтобы я делал.

О вечный, неиссякаемый Источник Любви! Если бы только люди познали Тебя и уразумели Твою любовь! Если бы они постигли, насколько Ты достоин нашей абсолютной любви! Как чудесен Ты для всякого, кто уже любит Тебя, как силен Ты для всякого уповающего на Тебя, как невыразимо сладок Ты для всех тех, кто наслаждается непрерывным общением с Тобою; ибо Ты — бездна всех сокровищ и океан всех благ!

Верь в великую силу Любви! Свято верь в Ее крест побеждающий, В Ее свет лучезарно сияющий. Мир, погрязший в грязи и крови! — Верь в великую Силу Любви!

Любить Бога — значит отвергнуться себя, то есть пожертвовать своеволием.

Дать определение любви очень сложно — так же, как и целому ряду других основополагающих понятий, на которые опирается человек. Попробуйте, например, объяснить, что такое жизнь, не используя самого этого слова. А дружба? А добро?.. В этом смысле любовь подобна истине, о которой знаменитый богослов XX века священник Павел Флоренский сказал, что она «не доказуется, а показуется».

И, тем не менее, Христос дает замечательное определение любви! Он говорит: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15:13). Есть и другие созвучные с этими слова: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф 16:24).

Любить — значит отвергаться себя, жертвовать собой, своими интересами и выгодами вплоть до того, чтобы положить душу свою за друзей своих. Сам Бог потому и есть любовь, что Он жертвует Собой ради нас (которых как раз и называет друзьями; см. Ин 15:14). Значит, и для нас любить Бога тоже значит чем-то жертвовать ради Него. Чем же мы можем пожертвовать? В первую очередь — нашим своеволием.

Если мы испытываем по отношению к Богу ту самую «агáпэ» — любовь-доверие, любовь-преданность, то, конечно, постараемся учитывать в первую очередь Его волю и действовать согласно с ней. Тем более что воля Божия вовсе не какая-то тайна за семью печатями, она открыта в Его заповедях.

Христос говорит: Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя (Ин 14:21); в Синодальном переводе, с несколько сглаженным смысловым акцентом: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любитКстати, и в данном случае Господь вновь использует глагол, образованный от слова агáпэ. Меня. Почему исполнение заповедей — это свидетельство любви к Богу? Именно потому, что, живя согласно Его воле о нас, мы выражаем Ему свое доверие и верность.

И это не просто какой-то формальный акт «выражения доверия». На самом деле, не доверяя Богу, заповеди просто не исполнишь.

Большинство из нас склонно связывать цель, ради которой мы что-то делаем, с понятием «качества жизни», говоря по-простому — с комфортом, физическим и душевным. Полезным и эффективным обычно считается то, что повышает «качество жизни», делает ее более удобной и приятной, доставляет радостные переживания. И наоборот: все, что жизнь усложняет, делает ее более трудной, считается вредным.

И в такую картину мира заповеди абсолютно не вписываются. Их исполнение почти никогда не приводит к повышению «качества жизни». Жизнь не становится благодаря исполнению заповедей более «удобной» или «приятной» в общепринятом смысле, скорее наоборот. Заповеди — вообще не про удобство, а про блаженство, которое, по слову святителя Тихона Задонского (1724–1783), есть не что иное, как Сам Иисус Христос, или, точнее — наше единение с Ним.

Евангельские заповеди блаженства — квинтэссенция того, чему учил Христос. И что же из них следует? Что среди блаженных находятся плачущие, гонимые, неправедно злословимые, оклеветанные. Вот, оказывается, чье Царство Небесное, вот кто соль земли (ср. Мф 5:3–13). Люди, живущие в логике повышения «качества жизни», руководствоваться такими заповедями никогда не согласятся. Ориентироваться на такие заповеди, очевидно, может только тот, кто искренне полюбил Бога и доверился Ему, а свои желания согласен отставить на второй план: да будет воля Твоя! (Мф 6:10).

Есть у разговора про жертвование своей волей и еще одно, богословское, измерение. Дело в том, что почти все, что мы привыкли включать в понятие человеческой личности: достоинства и недостатки, эмоции и желания, таланты и знания, привычки, воспоминания и т. д. — у человека с точки зрения христианства не свое собственное. Что-то вложено в него Богом (способности, таланты), что-то сформировалось под влиянием людей и событий (знания, привычки, воспоминания), что-то досталось в наследство от предыдущих поколений (черты внешности, характера, предрасположенности к разным недугам). Воля — едва ли не единственное, что невозможно приписать «внешним факторам»: она принадлежит только самому человеку. После грехопадения собственная воля, зараженная грехом, стала для человека главной ценностью: перестав доверять своему Творцу, человек сделался рабом собственных желаний и влечений, часто греховных. И отказ от самоволия оказывается в итоге единственной жертвой, которую человек может реально принести Богу.

Когда я говорю, что отныне живу по заповедям Божиим, а не так, как мне вздумается, я действительно отвергаюсь себя, потому что отвергаюсь своей воли. Это не значит, что я становлюсь безвольным существом. Это значит, что я свободно подчиняю свою волю воле Божией, ставлю заповеди, данные мне Богом, на их законное место — приоритетное. И это — мощное свидетельство любви человека к Богу.

Именно такую любовь к Богу Отцу проявил Господь Иисус Христос. Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца, — говорил Он иудеям (Ин 5:30). И подтвердил истинность этих слов в Гефсиманском саду, когда, несмотря на естественный страх и нежелание умирать, выбрал исполнить волю Отца, ведущую Его на Голгофу. Не как Я хочу, но как Ты (Мф 26:39)…

Тезис 3.

Способы проявления любви к Богу

Их множество. В Библии сказано: «Возлюби Бога всем сердцем». Каким же способом можно показать Создателю свои чувства? Для проявления и доказательства своего отношения к Творцу человеку хотелось бы видеть объект любви. Довольно трудно передавать свои чувства тому, кто скрыт он наших глаз. Также сложно определить, насколько настоящими являются наши чувства к Богу.

Считается, что для того, чтобы передать любовь к Создателю, достаточно соблюдения Заповедей. Этого довольно, но насколько сложно следовать таким требованиям. В Библии указано, что именно знание заповедей влияет на проявление отношения к Господу. Соответственно, если кто-то из людей не старается соблюдать заповеди, тот далек от возможности любить Творца. Это говорит и Иисус.

Раб, наем­ник, сын

Раз­де­ляют три сте­пени под­чи­не­ния Богу: раб, под­чи­ня­ю­щийся Ему из-за страха нака­за­ния; наем­ник, рабо­та­ю­щий за плату; и сын, кото­рым руко­во­дит любовь к Отцу. Состо­я­ние раба – состо­я­ние страха перед нака­за­нием, испол­не­ния запо­ве­дей только лишь из боязни вечных мук. Апо­стол Иоанн Бого­слов пишет: «В любви нет страха, но совер­шен­ная любовь изго­няет страх, потому что в страхе есть муче­ние. Боя­щийся несо­вер­шен в любви» (1Ин.4:18). Если у раба несо­вер­шен­ная любовь, то наем­ник – тот, кто желает за всякое доброе дело непре­менно полу­чить награду. Наем­ник обла­дает боль­шей сте­пе­нью сво­боды, но руко­во­дит им чистый расчет, кото­рый вытес­няет любовь. Сын – несо­мненно, совер­шен­ная и самая благая для чело­века сте­пень, поскольку в этой сте­пени есть сво­бода любви. Свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов пишет: «Мне известны три сте­пени в спа­са­е­мых: раб­ство, наем­ни­че­ство и сынов­ство. Если ты раб, то бойся побоев. Если наем­ник, одно имей в виду — полу­чить. Если стоишь выше раба и наем­ника, даже сын, сты­дись Бога как отца, делай добро, потому что хорошо пови­но­ваться отцу. Хотя бы ничего не наде­ялся ты полу­чить, уго­дить отцу само по себе награда. Да не ока­жемся пре­не­бре­га­ю­щими этим!»

Каждый чело­век, загля­нув в глу­бину своей души, может без­оши­бочно опре­де­лить сте­пень, в кото­рой при­бы­вает. Сделав это, поймет, как посту­пать, чтобы испол­нить завет Христа: «Запо­ведь новую даю вам, да любите друг друга; как Я воз­лю­бил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои уче­ники, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:34-35). И через испол­не­ние этой запо­веди полю­бит Бога.

Не слово, а дело

Как известно, о любви можно судить только по поступкам, но не по словам. Если не подкрепить это чувство деяниями, то оно не будет оценено и принято. Любовь без поступков подобна следующему: голодному человеку предлагается не пища, а ее изображение на бумаге. Или человеку без одежды дается не облачение, а обещания этих облачений.

Необходимость доказывать свою любовь ко Всевышнему поступками кроется и в словах Иоанна Богослова. Он призывает христиан любить ближних не с помощью слов и языка, а с помощью дел и истины. Для доказательства этой любви надо жертвовать. По-настоящему любящему человеку под силу лишиться даже своей жизни, если вдруг возникнет такая необходимость. Примером такой жертвы является поведение святых мучеников. Они были способны не пожалеть собственной жизни, лишь бы показать верность Господу. Такие чувства праведники выражали путем подвигов и деяний, показывая, что надеются только на Творца и верят только ему.

Для ежедневного подтверждения своих чувств к Создателю достаточно стараться не совершать грехи, следовать заповедям Господа, стремиться к усмирению плоти и защиты ее от страстей и похоти. Это будет лучшим доказательством преданности Всевышнему. Если же человек не желает следовать заповедям, он каждым своим неугодным Богу поступком доказывает, что готов распять Христа, как это сделали не верящие люди.

Итак, с помощью пожертвования и послушания, соблюдения заповедей можно подтвердить, что человек любит Бога и Сына Божьего. Так сказано и в изречении Василия Великого.

Некоторым людям может быть трудно соблюдать заповеди Господа. Но важно помнить, что, если человек совершает богоугодное дело, оно становится для него простым. Словами святого апостола Иоана Богослова говорится, что именно соблюдение заповедей является удачным способом показать Творцу свои чувства. Причем эти законы просты, и выполнять их несложно, если человек по-настоящему верит и любит.

Любить — значит принимать, не ставя условий. Поэтому часто любовь проявляется как терпение

Мы уже сказали, что любить другого — значит жертвовать собой ради него. Но и жертвовать можно по-разному. Как часто, уступая в чем-то другому, мы раздражаемся, доходим до ссор, начинаем предъявлять друг другу упреки и претензии: «Да я ради тебя вон от чего отказался, все для тебя, а ты, такая-сякая!..» Или пусть даже молчим — а слова эти написаны у нас на лице. И понятно, это не слова любви. Потому что про любовь мы знаем совсем другое: она долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не мыслит своего, не раздражается… (1 Кор 13:4,5).

Как часто, жертвуя чем-то ради другого, мы втайне рассчитываем, что он как-то оценит наши старания. Но «того, у кого настоящая любовь, не волнует, оценят его любовь или нет, — говорил афонский старец Паисий Святогорец (1924–1994, прославлен в лике святых в 2015 году). — Жертву, которую он совершает ради ближнего по чистой любви, он даже не помнит». А преподобный Исаак Сирин писал: «Где любовь, там нет возмездия (платы, воздаяния. — Прим. ред.); а где возмездие — там нет любви».

Идеальный пример любви, не ищущей своего, мы находим в евангельской притче о блудном сыне. Сын требует у отца «причитающуюся ему» часть отцовского имения (ту, которая досталась бы ему после смерти отца), получает ее — и отбывает невесть куда, «на страну далече», где живет распутно и расточительно. Наконец, все растратив и опомнившись, он решает вернуться к отцу и заранее складывает в уме покаянную речь: Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Но на деле он едва успевает вымолвить и половину этих слов: отец, завидев сына, выбегает ему навстречу, обнимает, дает лучшую одежду, надевает на руку перстень (знак хозяйской власти в доме) и устраивает пир. И — ни словом не укоряет его (см.: Лк 15:11–32). Ясно, что эта притча о наших отношениях с Богом. И она показывает, кáк любит нас Бог — безусловной принимающей любовью.

Примеры такой любви встречаются и в нашей земной жизни, хотя, к сожалению, чаще всего в самых отчаянных ситуациях. Вот что рассказывала в беседе на радио «Вера» Лариса Пыжьянова, психолог детского хосписа «Дом с маяком», где неизлечимо больные дети проводят свои последние месяцы и дни:

«Для меня хоспис — это про ту самую безусловную любовь, к которой нас всех призывает Господь. Когда говорят, что там страшно, что там умирают дети, я отвечаю: дети видят там такую любовь, которой, к сожалению, не знают их здоровые сверстники. От здоровых детей родители ожидают социализации, реализации, успехов: “ну-ка, давай, вперед!” А здесь понятно, что ребенок не вырастет, не будет ни отличником, ни спортсменом, ни героем, не прославит своих родителей, даже стакан воды им в старости не подаст. И его любят самой безоценочной, самой безусловной любовью. И дети так же любят в ответ. Это пример самой светлой, святой любви».

Но такие примеры в нашей жизни все-таки большая редкость. Гораздо чаще наша любовь к Богу и к ближнему «выглядит» как терпение. Это может быть терпение недостатков человека, которого мы любим, или жизненных скорбей, которые попускает нам Господь. И когда мы терпим — это тоже жертва, это тоже любовь.

«Идти на смерть за своего близкого — это еще не наша мера. Наша мера — это хотя бы не раздражаться на него по пустякам, — сказал однажды протоиерей Валериан Кречетов, один из самых опытных духовников Русской Православной Церкви. — Любовь долготерпит — апостол Павел с этого начинает… Любовь заключается в том, чтобы терпеть».

В одном из псалмов царя Давида есть строки: Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа (Пс 26:14). И действительно, бывают ситуации, когда любовь к Богу приходится доказывать терпением попускаемых Им скорбей — и надеждойПри переводе с церковнославянского потерпи обычно заменяют на слово надейся на Него.

Одна моя знакомая не так давно потеряла сына. Совсем еще молодой человек погиб при трагических обстоятельствах, совершенно внезапно. Девять человек из десяти на ее месте пришли бы в отчаяние и слышать не захотели бы больше о Боге, Который «не уберег» или «так жестоко наказал, непонятно за что». Но у матери этого юноши (который и в храм ходил, и духовной жизнью интересовался) к Богу нет претензий. Есть горе, есть тоска, есть боль, но каким-то непостижимым образом они соединяются в ее сердце с доверием к Тому, без Кого все было бы совсем безысходно, потому что — бессмысленно. В таких ситуациях, самых предельных, катастрофических, проявляется любовь человека к Богу.

Тезис 5.

Наивысшее проявление любви

Каким образом, помимо соблюдения заповедей, можно сказать: «Я люблю тебя, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий?» Есть более сложный путь, но он под силу далеко не каждому. Мученичество — высшая степень любви к Богу. Известны люди, которые принесли себя в жертву во имя этой любви. Они причислены к лику святых, и считаются избранными.

Если человеку под силу по-настоящему любить Господа, он способен познать радости Рая на Земле.

Истинная любовь

Одной из святых мучениц была преподобная Макрона. Эта девушка всей душой верила в Создателя. Когда ею хотел насильно завладеть царь, она не побоялась отказать ему, доверив себя Господу. Она сказала: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, пусть лучше я пойду на дно морское, но не нарушу твоих заповедей!» Услышавший это правитель отсек девушке голову и утопил ее в море. Но жертва Макроны не прошла бесследно. Девушку причислили к лику святых мучениц. Теперь ее подвиг является примером истинной веры в Господа.

Подведем итоги

«Бог есть любовь». Так сказано в Библии. Это великое чувство способно совершать настоящий чудеса. Если человек стремится проявить свою любовь, он готов пожертвовать всем, что у него есть.

Как люди должны любить своего Создателя? Ответом на этот вопрос также будет текст Библии. В нем сказано, что люди должны любить Создателя в такой же степени, как самих себя. Подобно тому, как любящему несложно совершать поступки во имя объекта обожания, так и людям будет просто следовать соблюдению заповедей, указанных в Библии. Те же, кто будет нарушать законы Святого писания, подобны людям, которые распяли Иисуса. Чтобы не распинать в себе Божьего Сына, надо стараться быть верным его заповедям. Тогда человеку откроется блаженство Земного Рая.

Наивысшей степенью проявления любви к создателю считается способность пожертвовать ради него жизнью. Таких людей причисляют к Лику Святых, называя их мучениками.

Все истины об отношениях человека и Создателя вмещает в себе Книга Книг — Библия. Изучение ее тайн — занятие, которое принесет ценные плоды разума и мудрости. Люди должны общаться с Создателем, так как он сотворил их подобными себе. Господь открыт к разговору с человеком. Показав пример наивысшей любви, когда он отдал за людей своего сына, Создатель ожидает от нас соблюдения простых библейских заповедей, которые не всем удается выполнять. Таким образом, верующие люди демонстрируют свою любовь к Богу, ежедневно подтверждая ее добрыми делами.

«Но я не чувствую воли Божьей»: пример двух братьев

Говоря об исполнении воли Божьей, люди также могут заблуждаться. Некоторые христиане полагают, что мы можем исполнять волю Бога только в том случае, если мы ее ощущаем. Если мы ее не чувствуем, тогда мы свободны, ведь Бог не желает, чтобы люди что-либо совершали, если они этого не чувствуют. Но скажите, разве вы постоянно идете на работу, руководствуясь только своими ощущениями и чувствами? Пытаетесь ли вы, просыпаясь утром, понять свои ощущения относительно вашей работы, и затем, основываясь на своих чувствах, вы принимаете решение: наконец встать с кровати или еще больше «зарыться» под теплыми одеялами? Поступаете ли вы так? Не думаю. Вы ДЕЛАЕТЕ свою работу независимо от ваших ощущений! Но всякий раз, когда речь идет об исполнении воли Божьей, мы отводим слишком много места нашим чувствам. Бог, конечно, хочет, чтобы мы исполняли Его волю И чувствовали ее. Однако даже если мы не ощущаем этого, то все равно лучше исполнять Его волю, нежели совсем не соблюдать ее! Посмотрим на приведенный Господом пример, где Он сказал: «И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя…» (Мф. 18:9). Он не сказал: «Если глаз твой соблазняет тебя, и ты как-то по-особому чувствуешь, что необходимо вырвать его, тогда сделай это. Но если же у тебя нет такого ощущения, тогда ты свободен от этого. Ты можешь оставить его нетронутым, чтобы он продолжал тебя соблазнять». Испорченный глаз должен быть удален независимо от того, чувствуем ли мы эту необходимость или нет! То же самое происходит с волей Божьей. Наилучший вариант – исполнять и ощущать ее. Если же вы не чувствуете ее – все равно исполняйте, вместо того, чтобы проявлять свое непослушание Богу!

Давайте посмотрим на другой пример из Евангелия от Матфея. В 21 главе повествуется о том, как первосвященники и старейшины народа опять пытались уловить Христа своими вопросами. Следующая притча была ответом на один из их вопросов.

Матфея 21:28-31: «А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: «сын! пойди сегодня работай в винограднике моем». Но он сказал в ответ: «не хочу»; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: «иду, государь», и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый».

Их ответ был верным. Первому сыну не хотелось исполнять волю своего отца. Поэтому, он просто сказал ему: «Я не пойду сегодня работать в винограднике». Но затем, поразмышляв над этим, он передумал. Кто знает, что повлияло на его решение. Возможно, это была забота о его отце. Он услышал призыв отца поработать в винограднике, но у него не было особого эмоционального подъема для этой работы. Ему, быть может, хотелось подольше поспать или не торопясь попить свой кофе, или пойти погулять со своими друзьями. Поэтому, он, возможно еще лежа в кровати, отреагировал на просьбу отца своим протестом: «Я не пойду». Но, окончательно пробудившись ото сна, сын подумал о своем отце, о том, как он любит его, и, передумав, заставил себя встать с кровати и пойти, и сделать то, о чем просил его отец!

Второй сын, возможно также еще лежа в постели, сказал своему отцу: «Да, папа, я пойду». Но не сделал то, что пообещал! Он, вероятно, снова уснул, а потом позвал своего друга и исчез, делая всё, что ему хотелось. Возможно он на миг «почувствовал» необходимость исполнить волю своего отца, но эти чувства как пришли, так и ушли. Это «чувство» необходимости исполнять волю Божью сменилось другим «чувством», побуждающим делать что-то другое. Поэтому, сын не пошел в виноградник.

Какой из этих двух сыновей исполнил волю своего отца? Тот, которому сначала не хотелось идти работать, но он все-таки пошел, или тот, который почувствовал необходимость пойти, но передумав, не пошел? Ответ очевиден. Мы читали, что любовь к Отцу выражается в исполнении Его воли. Следовательно, вопрос может быть задан по-другому: «Кто из двух сыновей любил Отца?» или «Кем из своих сыновей Отец был доволен? Тем, который пообещал Ему исполнить Его волю, но, в итоге, не исполнил, или тем, который все-таки исполнил ее?» Ответ тот же: «Тем, который исполнил Его волю!» Вывод: исполняйте волю Божью независимо от ваших чувств! Пусть вашей первой реакцией было: «Я не буду это делать!» или «Я этого не чувствую!» Измените свое решение, и делайте то, чего ожидает от вас Бог. Да, конечно, гораздо легче исполнять волю Божью, имея к этому большое желание. Однако, выбирая между не исполнением воли Отца и исполнением ее без особого желания, мы должны сказать: «Я буду исполнять волю моего Отца, потому что я люблю своего Отца и хочу Ему угодить».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]