Фавор: радость восхождения к Богу


Облако на горе Фавор

С глубокой древности христиане называют гору Фавор в Палестине той самой вершиной, на которой случилось Преображение Господне. Господь Иисус Христос, взяв с Собой только трех самых близких учеников, восшел с ними на гору высокую и преобразился пред ними. Его лицо просияло, как солнце, а одежды сделались белыми, как свет. Также их осенило светлое облако, и из него ученики услышали голос Отца Небесного: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте (Мф 17, 1, 9). В Галилее, где совершилось это событие, другой, более высокой горы нет.

Каждый год 6 августа по старому стилю (19 августа по новому), когда Православная Церковь празднует Преображение Господне, над горой Фавор появляется облако. Оно осеняет православный храм, находящийся на горе Фавор, покрывает и сам храм, и людей, находящихся в нем. В этих местах в это время года, летом, вообще не бывает облаков. Чудо это происходит только в день православного празднования Преображения Господня (католики отмечают этот праздник в другой день).

Монахиня из Горненского женского монастыря в Палестине рассказала в 1998 году:

«Несколько лет назад на утренней литургии во время праздника Преображения Господня на горе Фавор пели поочередно два хора. Облако внезапно появилось над поющими. Когда запел другой хор, благодатное облако переместилось туда. Затем стал петь первый хор — облако вернулось к нему. И так продолжалось всю службу.

В греческом православном храме совместно служат греки, православные арабы и русское священство Московской Патриархии.

Как только вынесли чашу со Святыми Дарами, епископ Сергий благословил всех выходить на улицу и причащаться там. И сразу же в небе появились облака, они проносились над головами молящихся и паломников с огромной скоростью. Ветра не было, верхушки кипарисов во дворе едва колыхались, а облака все летели и летели!

Радости и ликованию собравшегося народа не было предела. Люди распевали молитвы, крестились, некоторые плакали. Греки пели “Христос Воскресе” на греческом языке. Начавшись после трех часов ночи, чудо продолжалось примерно час…

На рассвете над Фавором опять появились огромные облака. В греческом храме началась вторая, утренняя литургия.

И облака с невероятной скоростью устремились к православному храму. Но, пройдя над ним, они исчезли на подступе к католической базилике».

Летом 2010 года в Израиле побывала научная комиссия, чтобы изучить сверхъестественное явление, собирающее на библейской горе большое количество паломников, — тайну ежегодного схождения облака на Фаворе.

Сергей Миров, организатор исследования чуда, так описывает происходившее:

«Схождение Благодатного облака происходит только на территории православного монастыря! Во время богослужения над верующими проносится светящийся шар, затем над крестом храма Преображения возникает облачко, которое, увеличиваясь в размерах, опускается на толпу верующих, накрывает ее и обдает живительной влагой».

Изыскания проводились с привлечением российских и израильских метеорологов. В исследовании участвовала научный сотрудник российского Марина Макарова.

«С вечера расставив метеостанции, мы сели среди многотысячной толпы верующих во дворе монастыря, а Марина Макарова снимала метеоданные. Я включил телекамеру. Вокруг — греки, украинцы, грузины, молдаване, вездесущие японцы и россияне. Марина сказала: “Не знаю, чего ждут все эти люди, но в таком сухом воздухе при этой температуре образование тумана невозможно!” Я мало что понимал в происходящем, но все понял, когда молитвы патриарха стали завершаться и началось Таинство причастия.

Вдруг возникает всеобщее волнение: люди машут руками. Нас окутывает невесть откуда взявшийся туман! Все вокруг осеняют себя крестом, я тоже не отстаю и направляю в гущу событий объектив телекамеры. И… Не может быть! В окошке монитора отчетливо видны колыхания туманной массы.

Чудо было! По всем параметрам образование тумана в таких условиях невозможно! И объяснения этому факту метеорология дать не может».

На горе Фавор проводились так же научные исследования. Они тоже подтвердили чудо.

В августе 2010 представители группы посетили священную гору Фавор в Израиле и провели измерения периодически повторяющегося на ней явления: схождения на гору таинственного облака.

Итак, известно, что многочисленные паломники и туристы почти одинаково описывают феномен горы Фавор – 19 августа каждого года (на праздник Преображения) в юго-западной части этой возвышенности на православный греческий монастырь опускается облако. Возможно, чудо незамедлительно подверглось бы остракизму в привыкшей к капризам погоды Исландии, однако в это время в пустынном Израиле безоблачный сезон, что делает данное метеоявлние весьма маловероятным. Событие имеет четкую локализацию в пределах одного православного монастыря и расположенный в 400-500 м францисканский не затрагивает, словно обходя его стороной. В описаниях очевидцев значится, что облакоподобные образования неожиданно приобретают высокую скорость даже в безветренную погоду и исчезают, достигнув церкви. Иногда эти облака озаряются светом, светящимися всполохами, похожими на грозовые, но без грома — представляющими собой яркую дугу с искрами и блестящими звездочками…

В экспедиции по изучению этого явления в августе 2010 года принимали участие:

Сергей Миров, журналист и общественный деятель, координатор экспедиции;

Павел Флоренский, профессор Российского госуниверситета нефти и газа, академик РАЕН председатель Экспертной рабочей группы Русской Православной Церкви по описанию чудесных событий;

Татьяна Шутова, журналист, филолог;

Марина Макарова, метеоролог, научный сотрудник Гидрометеоцентра РФ и .

Без метеоролога подобное исследование проводить нельзя. Она указала, какие приборы необходимо приобрести, и мы купили портативные метеостанции для измерения давления, температуры и влажности, для определения точки росы. Вышли на контакт с метеослужбой Израиля. С вечера расставив метеостанции, мы сели среди многотысячной толпы верующих во дворе монастыря, а Марина Макарова снимала метеоданные. Я включил телекамеру, Павел Васильевич вооружился фотоаппаратом. Вокруг — греки, украинцы, грузины, молдаване, вездесущие японцы и россияне. Марина сказала: «Не знаю, чего ждут все эти люди, но в таком сухом воздухе при этой температуре образование тумана невозможно!»

Целью экспедиции стала фиксация и описание происходящего явления и попытка его объяснения с научной точки зрения. Научная группа поставил перед собой задачу измерить процесс «алгеброй» современной науки – провести замеры влажности, точки росы, давления, температуры воздуха, скорости ветра, и других метеорологических параметров в ночь праздника и накануне, чтобы сравнить параметры «дооблачные» и «облачные».

Как отмечает П. Флоренский, для начала были изучены спутниковые снимки горы в означенный день, 19 августа и выявлено, что ночью вокруг горы начинают собираются облака. Само явление по обобщенным данным информантов набирает полную силу ближе к утру. Дальнейшее изучение космоснимков показало, что уже на следующий день облачный слой смещается в сторону моря. Сергей Миров, непосредственный организатор экспедиции, считает, что указание на это можно найти в библейских текстах. Так, в 17-й главе Евангелия от Матфея говорится, что Иисус Христос вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном взошел на гору, где преобразился. «И просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие». Возможно, в этом отрывке мы имеем дело с иносказательным описанием последствий схождения облака. Однотипные ли это явления еще предстоит установить. Википедия сообщает, что «фаворский свет» — согласно христианскому преданию, нетварный Божественный свет, которым просияло лицо Иисуса Христа при Преображении. Именно этот нетварный свет видели апостолы на Фаворе в момент Преображения Иисуса Христа, когда проявилась его Божественная слава.

Так неужели все это происходит на Фаворе и сегодня? На верующих также снисходит благодать?- спросили мы Сергея Мирова. Сергей Миров: «Я мало что понимал в происходящем, но все понял, когда молитвы Патриарха стали завершаться и началось таинство причастия. Вдруг возникает всеобщее волнение: люди машут руками. Нас окутывает невесть откуда взявшийся туман! Все вокруг осеняют себя крестом, я тоже не отстаю и направляю в гущу событий объектив телекамеры. И… Не может быть! В окошке монитора отчетливо видны колыхания туманной массы! Счастливое лицо Флоренского, изумленное — Макаровой… Чудо было! Пускай не в той хрестоматийной форме, но по всем параметрам образование тумана в таких условиях невозможно! И объяснения этому факту метеорология дать не может.

Еще более удивительно, что схождение благодатного облака происходит только на территории православного монастыря! Во время богослужения над верующими проносится светящийся шар, затем над крестом храма Преображения возникает облачко, которое, увеличиваясь в размерах, опускается на толпу верующих, накрывает ее и обдает живительной влагой. Я подумал, этот феномен надо изучить с позиции светских людей, сомневающихся в чудесах. Нужно было подойти к вопросу с научной точки зрения. Чтобы люди знали: их не обманывают».

Спутниковые снимки горы Фавор и облака над Фавором.

18 августа, накануне появления неидентифицированного атмосферного явления, группа разметила портативные метеостанции не только в традиционном месте наплыва на гору облака, но и на территории соседнего монастыря. В 23:42 на высоте коло 200 м был зафиксирован огненный шар со светящимся шлейфом (хвостом), который перемещался с юго-востока на восток в направлении алтаря храма. Согласно описанию Татьяны Шунтовой, движение продолжалось около семи–десяти секунд, после чего шар скрывается за кронами деревьев. Его размер можно сопоставить с размером окна стандартного дома, увиденного с расстояния двухсот метров, при этом длина хвоста вдвое больше, нежели диаметр шара. Цвет очень яркий, ало-оранжево-огненный. Исследователи предположили, что вероятнее всего столкнулись с шаровой молнией, однако как свидетельствуют очевидцы, наблюдение огненных шаров здесь отнюдь не апериодическое явление и может систематически предшествовать появлению облака.

Около 4:00 часов утра в воздухе появились блестящие серебристые капельки или пылинки, которые передвигались против часовой стрелки на высоте приблизительно 3-4 м. Сергей Миронов вел фото и видеосъемку и отмечает появление в это же время колышущейся туманной массы. Поток частиц в течении пяти минут налетал залпами со стороны подиума на котором происходила служба и двигался по кругу. Пылинки были немного холодными, однако заметной конденсации влаги не наблюдалось. Показания метеостанций в этот момент фиксировала Марина Макарова.

Максимум, что удается запечатлеть на фотоаппарат при появлении облака – каплеподобные частички, ничем не отличающиеся от обыкновенного тумана.

Систематизировав полученные данные на специально созданной пресс-конференции участники исследования отмечают, что пока неясно, носит ли это явление синоптическую природу, однако можно заключить, что с точки зрения церкви оно относится к так называемым благодатным явлениям (сродни «намоленному дождю»). Традиционные представления о выпадении конденсата не соответствуют действительности, также как и предположения о галлюцинации, вызванном состоянием экзальтации паломников. В момент появления неизвестных частиц метеоусловия (температура, влажность воздуха и скорость ветра) никак не изменились. Пока также нельзя однозначно утверждать какова степень участия наблюдавшейся шаровой молнии в процессе генерации чуда на горе Фавор.

Представленная группой работа представляет собой попытку изучения одного из религиозных феноменов с научных позиций. Содержание имеющихся в свободном доступе опубликованных материалов по данной экспедиции по ряду моментов вызывает вопросы. К сожалению, спустя два года после нее нами не было обнаружено научных публикаций о проведенных исследованиях, в которых бы содержались сведения о схеме проведенного эксперимента с его подробным описанием, о полном списке использованного оборудования и данных по измеренным показаниям. Не представлены также фото- или видеосъемка полета огненного шара. К слову сказать, одной экспедиции для выяснения природы данного феномена с религиозным подтекстом явно не достаточно. Здесь необходимы длительные комплексные исследования.

Кадр из видеозаписи, сделанной в ходе работы экспедиции (слева) и кадр, снятый другим человеком в тот же день вечером (взято из блога сайта proboga.com).

Некоторые нарекания имеются также и за недостаточно изученные метеорологами вариации микроклимата горы Фавор и ее окрестностей. Так, согласно слов игумена греческого православного монастыря «лёгкие облака и туман на Фаворе летом – явления нередко встречающиеся». В книге «A Guide to the Study of the Bible» (ред. В. Дженкс, 1838, стр. 172) указывается, что на протяжении большей части лета Фавор утром покрывают густые облака, которые рассеиваются к полудню, а ночью выпадают обильные росы. Б. Мейстерманн в работе «Le Mont Thabor» (1899, стр. 130-131) пишет, что еще до начала сезона дождей, который приходится на конец октября «роса, обильно выпадающая ночью, немного восполняет отсутствие дождей и поддерживает жизнь растений вопреки солнечному зною. Обилие росы и охлаждение атмосферы к рассвету часто бывают причиной туманов, которые обволакивают Фавор, пока их не рассеет солнце. Иногда эти туманы тянутся лишь по низу Ездрелонской равнины. Над этими облаками сияющей белизны возвышаются, словно острова, Фавор, Малый Ермон, Гелвуйские горы и гора Свержения, освещаемые солнцем. Противостоя этому светилу, которое устремляет лучи, чтобы их рассеять, облака волнуются, сжимаются и порой поднимаются высоко вверх, чтобы вместе тотчас упасть; от силы этого движения они раскрываются и сквозь распахнутую бездну белых паров […]». Аналогичную информацию можно найти в книге «To Thavor, hetoi Perigraphe topographike kai historike tou Thavoriou orous» (1993, стр. 44-45): «Климат Фавора – умеренный и здоровый. В летние дни вечером и утром вершину горы окружает густое облако, которое рассеивается с восходом солнца. Каждый день животворный приятный ветерок, к полудню сменяющийся росистым ветром, делает пребывание на вершине горы приятным и желанным».

22 февраля 2009. Вид из храма Преображения на горе Фавор (Израиль). Кадр из фотоблога ale4kin (https://fotki.yandex.ru/users/ale4kin/view/61825/?page=0).

Многие из замечаний достаточно просто устранимы, другие требуют участия в обработке результатов специалистов смежных областей и более углубленного анализа литературы. Представляется интересным повторение экспериментов с одновременной фиксацией параметров загадочного тумана и гипотетического светящегося шара.

Павел ФЛОРЕНСКИЙ: — Павел Васильевич, а что для вас чудо? — Для человека верующего всё — благодать Божия. Но есть люди, кто хочет подменить веру в Бога жаждой чудес. Прозрение, предсказания и даже исцеления в принципе вне интересов нашей комиссии. Мы изучаем только сугубо физические явления: мироточение, дублирование изображения икон на стекле, самовозобновление икон и некоторые другие явления, которые можно изучать методами науки… Случаями чудесного исцеления, лечения, прозрения занимаются священники, а не мы, ученые, потому что тут нет конкретного вещества, которое можно было бы подвергнуть анализу. Мы наблюдали с помощью современных высокоточных приборов возгорание Святого огня в Иерусалиме. Заключение простое: возгорание сопровождается сильными пьезоэлектрическими явлениями по всему объему храма и прилегающего пространства, похожими на те, что бывают при сильной грозе — но грозы-то не было… Значит, это явление можно отнести к чудесным. — Как вы думаете, все ли необъяснимые явления, с которыми вы встречались, от Бога? — Сейчас, когда у многих раскрылись глаза и они стали замечать и видеть духовные явления, стало очевидным, что жизнь полна чудес. Самых невероятных и удивительных. Но от высших сил только те чудеса, что внутри Церкви. А в остальных местах могут быть не только проявления Божией благодати, но и любые фокусы. В конце концов мироточат и шаманские камни, шаманы действительно могут воспроизводить удивительные чудеса, но главное в другом: мы не знаем, какие силы им помогают. Ждать чудо — это хорошо. Но я бы посоветовал проявлять осторожность — сколько знаю случаев, когда люди в корыстных интересах искушали людей якобы чудом. Например, был случай, когда в нашу комиссию обратились люди с рассказами о чуде — в одном доме у женщины якобы плакали все иконы. И хозяйка уже начала принимать у себя людей, жаждущих исцеления. Мы выехали туда и выяснили, что все это было шарлатанством. Сейчас много развелось так называемых народных целителей, предлагающих чудесное исцеление. Хочу посоветовать людям: берегитесь простых сиюминутных исцелений без усилий, без труда. Это своего рода духовная халява. Ведите правильный и праведный образ жизни. Особо остерегайтесь экстрасенсов и всяких целителей — это отрывает больного от профессиональных врачей и уже поэтому смертельно опасно…

Четыре факта о празднике

1. Гора Фавор, или гора Преображения, расположена в восточной части Изреельской долины, в Нижней Галилее. Сегодня на ее вершине находятся два монастыря — католический и православный.

2. Традиция празднования Преображения Господня зародилась в IV веке. Именно тогда равноапостольная императрица Елена построила на горе Фавор первый храм, который был посвящен этому евангельскому событию.

3. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском — единственный из пяти первых белокаменных храмов Северо-Восточной Руси, который дошел до наших дней, почти полностью сохранившись. Храм был заложен князем Юрием Долгоруким, а достроен в 1157 году при Андрее Боголюбском. Храмовая икона Преображения, приписываемая кисти Феофана Грека, хранится в Третьяковской галерее.

4. Яблочный Спас — народное название праздника Преображения Господня. Связано оно с древним обычаем, когда иудеи приносили в храм все, что появилось первым на поле или в хлеву. Эту традицию переняли и христиане, так что когда в августе поспевал первый урожай винограда, то его приносили в церкви как раз на праздник Преображения. В наших же краях вместо него приносили яблоки.

Православная Жизнь

Слово епископа Сильвестра (Стойчева) ректора Киевской духовной академии.


Сегодня Православная Церковь отмечает великий двунадесятый праздник Преображения Господа нашего Иисуса Христа.

Преображение Спасителя на горе Фавор занимает одно из важнейших мест в священной истории. Евангелист Матфей повествует о Преображении «по прошествии дней шести» (Мф. 17.1). Эти слова не просто хронологическое уточнение, они указывают и одновременно связывают Преображение с другим евангельским событием: исповеданием апостола Петра при Кесарии Филипповой. Когда на вопрос Спасителя за кого Его почитают ученики, Петр возглашает «Ты — Христос, Сын Бога живого» (Мф.16.16). И тем самым апостол Петр свидетельствует свою веру и веру других апостолов в то, что Господь Иисус есть ожидаемый Мессия, а не просто пророк или праведник. И вот Господь как бы в ответ на это исповедание являет Себя в божественной славе на горе Фаворской.

Итак, Христос берет с Собой на гору трех учеников: Петра, Иакова и Иоанна. Почему именно их троих? Прп. Иоанн Дамаскин, говорит, что выбор Христа есть одновременно указание: «Он взял Петра дабы показать, что Петрово свидетельство подтверждается свидетельством Отца… Он взял Иакова, как имевшего прежде всех апостолов умереть за Христа… Он взял Иоанна, как девственника и чистейший орган богословия». То есть Господь взял Петра — первого, кто исповедовал Его Сыном Божьим; Иакова — первого из апостолов, кто примет мученическую кончину; и Иоанна — первого, кому надлежало получить великое наименование Богослова.

Взойдя на гору, Господь Иисус преображается пред своими учениками «и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17.1). Как понимать это событие и указание евангелиста на видение света, исходящего от Христа так, что даже одежды Его побелели? Как понимать само слово преображение?

Разумеется, могут быть ошибочные и даже еретические пояснения Преображения. В истории Церкви были подобные примеры, о которых подробно говорить сейчас не к месту.

Для правильного же понимания обратимся к другому тексту, который всем вам хорошо известен. Апостол Павел в одном из своих посланий пишет о Христе: «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Фил.2:7).

Не просто образ, но образ раба, который Господь Иисус принял в Воплощении. Очевидно, что образ раба – это лишение славы, бесславие.

Православная Церковь устами многочисленных святых отцов свидетельствуют свою веру в то, что Господь Иисус в момент воплощения сразу же обожествляет принятую им человеческую природу. Преподобный Максим Исповедник пишет: «Сын Божий при Боговоплощении соделал человеческую природу обоженной неизреченным могуществом Вочеловечения». Человеческая природа Богочеловека Иисуса Христа была обоженна в момент Его Воплощения! И всякая мысль о постепенном обоженни, о возрастании обожения человеческой природы Христа должны быть решительно отвергнута не просто как ошибочные, но как еретические!

Однако, Вторая Ипостась Святой Троицы Бог Сын сразу обожив свою человеческую природу в Воплощении, скрывает Свою Божественную Славу, и принимает уничиженный образ, или выряжаясь словами апостола Павла, «образ раба».

Итак, образ и преображение. Вернее, образ раба и преображение! Что же значит слово преображение? – Изменение образа! В момент преображения на горе Фавор Господь являет ученикам Свою славу, которая у Него была изначально. Происходит изменение образ бесславия на образ славы. Прп. Иоанн Дамаскин научает: «когда Христос преображается, то Он становится не тем, чем не был, но отверзая очи Своих учеников и из слепых делая их зрячими, является им тем самым, чем был».

Господь наш Иисус Христос явил, открыл, показал Себя на Фаворе таким, каким Он всегда был и есть, в Его Божественной славе и величии!

Апостолы в момент Преображения увидели Христа, беседующих с Моисеем и Ильей. Для чего это показано было апостолам? И почему именно Моисей и Илья? Для понимая этого обстоятельства давайте снова вспомним евангельский рассказ, который уже упоминался: исповедание Петра при Кесарии Филипповой.

Перед исповеданием Петровым, Господь спрашивает учеников: «за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» (Мф.16:13-14).

Значит одни почитали Христа за Илью, другие за Иеремию, или за одного из пророков. В ветхозаветные времена Моисей и Илья считались олицетворением пророческого служения, тех самых закона и пророков (Лк.16:16), о которых упоминает Писание.

И явление их перед Господом на Фаворе показывает апостолам, что Христос, как и было исповедно Петром, не Илья, не Иоанн, не Иеремия, ни Моисей, ни даже ангел, но Сам Бог! Как здесь не вспомнить всем нам хорошо известные слова из канона ко святому Причастию: «Прише́л еси́ от Де́вы, не хода́тай, ни А́нгел, но Сам, Го́споди, воплощься, и спасл еси́ всего́ мя челове́ка»!

Апостолы видят Господа Иисуса в преображенном образе. Как уже говорилось преображение — это изменение образа. Божественную славу, которую имеет, но скрывает Христос под зраком бесславия, Он открывает на миг своим ученикам дабы укрепить их в вере, что Он Сын Божий и Мессия.

Но что происходит в этом момент с самими апостолами? Являются ли они просто пассивными свидетелями преображения Христа? Нет, братья и сестры, апостолы тоже изменяются, тоже преображаются. Ведь Свет видимый ими на Фаворе – Божественный и нетварный. А значит не может быть виден глазами так, как обычный физический свет.

Мнение, что свет видимый апостолами всего лишь их внутреннее переживание, происходящие в их сознании, не может быть принято, и категорично оспаривается таким святым отцом как свт. Григорий Палама. Однако тот же святитель говорит, что нашим обычным зрением Божественный свет не может быть видим, потому что глаз воспринимает материальное, сотворенное, а Божественный свет несотворенный. Как же тогда пояснить видение апостолами Света?

Святоотеческий ответ, в том, что сами апостолы тоже претерпели преображение. Святитель Григорий пишет, что апостолы удостоились воспринять Свет телесными глазами, но иной, не чувственной силой, действием Святого Духа. Преображаясь, Христос в этот же момент преображает Своих учеников и дает им возможность видеть то, что нематериально, не сотворено.

Апостолы во время Преображения чувствуют такую радость, такою духовный покой, что хотят оставаться в этом состоянии постоянно и уже никуда не идти: «Господи! хорошо нам здесь быть» (Мф. 17.4).

Эти слова очень понятны, поскольку «Преображение живописует состояние будущего века», — объясняет прп. Федор Студит. И каждый кто удостоился уже в земной жизни прикоснуться к этому состоянию, уже никогда не захочет чего-то другого. Именно потому апостол Петр говорит, казалось бы, странные слова: сделаем здесь три кущи: «Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17.4). Какие вдруг кущи? Для чего это? Потому, что апостол Петр, прибывая в состоянии неизреченной духовной радости, хочет продлить это состояние, не хочет уходить. Куда идти и зачем? Когда вот тут, на горе Фаворской, уже есть радость Царства Божьего явленного в силе и славе. Святитель Иоанн Златоуст обращает внимание еще на один аспект. Снова вспомним исповедание Петра возле Кесарии Филипповой, после которого Христос говорит ученикам, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убитому, и в третий день воскреснуть» (Мф.16.21). И апостол Петр, как говорит евангелие, «начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф.16.22).

И вот на горе Преображения, находясь в духовном восторге, апостол Петр вдруг вспоминает, что Его любимый Учитель, тот Которого сейчас Он видит в неизреченном свете беседующего с великими пророками, будет страдать и будет убит! И слова Петра о кущах, по мысли Златоуста, не только, говорят о радости, но и о переживаниях, о страхе от мысли, что Христос будет унижен и казнен. И Петр этими своим предложением сделать три кущи, как бы говорит: зачем идти туда, в Иерусалим, где будет унижение и страдание, избиения и смерть? Останемся здесь, где так радостно и так хорошо.

Что ж сказать на эти переживания апостола Петра, понятные, естественные для каждого любящего человека? Скажем тоже, что уже сказал Христос при Кесарии Филипповой: «думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф.16.23). Потому и пришел Сын Божий на землю, чтобы искупить грехи людские смертью крестной: «на сей час Я и пришел» (Ин.12:27), — говорит Господь перед своими страданиями. Также и Апостол Павел говорит, что Христу надлежало вкусить смерти за всех людей (Евр.2:9).

Преображение и крестные страдание. Воплощение в образе раба и Воскресение из умерших в великой славе – все ради нас, нашего ради спасения, чтобы каждый из нас мог стать причастным Богу (2Пет.1:4).

Спаситель мира Иисус Христос открывает для человека возможность вернуться к Богу, в дом Отчий, получить обратно то, что было утрачено в грехопадения Адама: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор.15:22) и если «смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» (Рим.5:17).

Братья и сестры, праздник Преображение не просто воспоминание евангельской истории, бывшей две тысячи лет назад. Преображение – это если так можно выразиться, наша жизненная программа. Православие некоторыми богословами именуются религией преображения. Действительно, Бог каждого из нас, по слову апостола Петра, призвал «из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9).

Также апостол Павел говорит: «поступайте, как чада света» (Еф.5:8). Святой апостол Иоанн пишет, что «Бог есть свет» (1Ин. 1:5). А значит быть чадами света значит быть чадами Божьими, и жить мы должны как чада Божьи. Более того: Церковь верует, что каждый православный может стать причастником Божественного света и лицезреть Его также, как апостолы во время преображения. Сколько разных свидетельств в патериках и жития святых, повествующих о нахождении в свете подвижников. Имена их не перечислить!

Через деятельную веру, для каждого из нас открыта возможность находится в Боге как в Свете: «Бог, будучи Светом по естеству, проявляется в свете по подражанию, как Первообраз в образе», — утверждает прп. Максим Исповедник. То есть пребывая в Боге, делаясь причастными Ему (ср. 2Пет.1:4), мы сами становимся светом.

Потому то, Господь наш Иисус Христос, который «Свет истинный» (Ин.1:9), и «свет миру» (Ин.8:12) Сам же и апостолов своим говорит: «Вы — свет мира» (Мф.5:14) и повелевает всем ученикам Своим: «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16).

Можно задаться вопросом, а где же те христиане, где те подвижники, которые удостоились лицезрения Божественного Света и сами стали светом по подражанию? Почему они не светят как свеча, поставленная на подсвечник? (ср. Лук.8:16).

Апостол Павел, поучая христиан, пишет, что Бог просветил святых познанием «славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2Кор.4:6-8).

Итак, святые хотя уже в этой жизни стали причастными Богу, однако полученную великую благодать сохраняют в немощных сосудах человеческой природы, и чтобы лицезреть в этих «глиняных сосудах» славу Божью, нужно уже самим начать преображаться.

Так часто люди видят в Церкви, в церковной жизни, в праведниках только внешнее, только немощное, только «прах и пепел», потому что «не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем», ибо «огрубело сердце» (Мф.13:15).

Как уже говорилось, апостолы на горе Фавор смогли увидеть Христа Преображенного, потому что сами преобразились. И что бы увидеть святость, свет, благодать церковной жизни сквозь толщу внешнего, немощного, переходящего нужно самим начать преображаться и «ходить в обновленной жизни» (Рим.6:4)

Восходить постепенно к Богу, очищать ум и чувства, укреплять в благом делании волю – вот путь к нашу личному преображению. И пусть на этом пути Господь избавит нас «от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства» (2Тим.4:18), дабы и мы с сонмом апостолов и праведников воздали Ему славу, честь и поколение на веки вечные! Аминь.

Преображение Господне

На великой вечерне на «Господи воззвах» стихиры, глас 4:

Пр́ежде Крест́а Твоего, Господи‚/гора Небеси подобящися‚/и ́облак‚ яко сень, протязашеся‚/Тебе преобраз́ующуся‚/от Отца же свид́етельствуему: /тамо бе Петр со Иаковом и Иоанном,/яко хот́яху быти с Тобою и во время пред́ания Твоего‚/да‚ видевше чудеса Твоя‚/не устраш́атся страданий Твоих‚/имже поклонитися нам в мире спод́оби,/вел́икия ради Твоея милости.

Прежде Креста Твоего, Господи‚/гора уподоблялась небу/и облако как шатер распростиралось./Когда Ты преображался/и принимал свидетельство от Отца‚/был там Петр с Иаковом и Иоанном,/ибо им предстояло быть с Тобою/и в час предания Твоего на смерть,/чтобы увидев дивные дела Твои‚/не убоялись страданий Твоих‚/которым удостой нас поклониться в мире/по великой Твоей милости.

Прежде Креста Твоего, Господи,/поим ученики на гору высоку‚/преобразился еси пред ними,/лучею силы озаряя их‚/отсюду убо человеколюбием,/отонуду властию‚/показати хотя воскресения светлость‚/егоже и нас, Боже, в мире сподоби,/яко Милостив и Человеколюбец.

Прежде Креста Твоего, Господи,/взяв учеников на гору высокую,/Ты преобразился перед ними‚/лучами силы озаряя их,/желая показать, как человеколюбием, так и могуществом‚/светлость воскресения;/и нас, Боже, в мире того удостой‚/как Милостивый и Человеколюбец.

Гора, яже, иногда мрачна и дымна,/ныне же честна и свята есть,/на нейже нозе Твои стоясте, Господи‚/превечное бо сокровенное таинство/ напоследок явлено сотвори,/страшное Твое преображение,/Петру, и Иоанну, и Иакову./ Иже, такова сияния лица Твоего не терпяще/и светлости риз Твоих‚/ниц на лице земли покрывахуся,/иже и ужасом одержими, дивляхуся‚/видяще Моисея и Илию, глаголюща с Тобою‚/хотящая приключитися Тебе;/и глас от Отца свидетельствоваше, глаголя/Сей есть Сын Мой возлюбленный,/о Немже благоизволих,/Того послушайте‚/Иже и дарует мирови велию милость.

Гора, некогда мраком сокрытая и дымом‚/ныне почитаема и свята‚/на которой ноги Твои стояли, Господи;/ибо прежде веков сокровенное таинство/сделало напоследок явным /страшное Твое преображение/ Петру, Иоанну, и Иакову./Они, сияния лица Твоего не вынося/и блеска одежд Твоих,/лицами к земле склонялись‚/и‚ охваченные изумлением, удивлялись,/видя Моисея и Илию, с Тобою собеседующих/о том, что должно было случиться с Тобой./И голос от Отца свидетельствовал, говоря:/»Это Сын Мой возлюбленный‚/в Котором Мое благоволение, Его слушайте‚/Он и дарует миру великую милость!»

На горе высоце преображся, Спас‚/верховныя имея ученики,/преславно облистал есть‚/показуя, яко высотою добродетелей облиставше/и Божественней славе сподобится./Глаголющии со Христом Моисей и Илия показоваху,/яко живыми и мертвыми обладает/и иже древле законом и пророки глаголавый есть Бог,/Емуже и глас Отеч из облака светла послушествоваше, глаголющий:/Того послушайте,/Иже Крестом ада пленивша/и мертвым дарующа живот вечный.

На горе высокой преобразившись/в присутствии верховных учеников‚/Ты славно просиял, Спаситель‚/показывая‚ что высотою добродетелей блистающие/и Божественной славы удостоятся./Беседовавшие же со Христом Моисей и Илия/открывали, что Он – над живыми и мертвыми владычествует‚/и Богом, в древности через закон и пророков вещавшим является‚/о Ком из светлого облака и свидетельствовал/голос Отца, говорящий:/»Послушайте Того, Кто Крестом пленит ад/и мертвым дарует жизнь вечную!»

Слава, и ныне, глас 6:
Прообразуя воскресение Твое, Христе Боже,/тогда поят три Твоя ученики,/Петра, и Иакова, и Иоанна‚/на Фавор возшел еси./Тебе же, Спасе, преобразующуся,/Фаворская гора Светом покрывашеся,/ученицы Твои, Слове,/ повергоша себе долу на земли‚/не терпяще зрети невидимаго зрака,/Ангели служаху страхом и трепетом‚/небеса убояшася‚/земля вострепета‚/видяще на земли славы Господа.
Прообразуя воскресение Свое, Христе Боже‚/берешь тогда с Собою трех Твоих учеников/ Петра, и Иакова, и Иоанна‚/ на Фавор взойдя./И при Твоем, Спаситель, преображении/гора Фаворская светом озарялась./Ученики Твои, Слово‚/поверглись ниц, простершись на земле/не вынося созерцания недоступного взорам образа./Ангелы служили Тебе со страхом и трепетом‚/небеса содрогнулись, земля затрепетала‚/видя на земле Славы Господа.

На литии стихиры самогласны, глас 2.

Иже Светом Твоим всю вселенную освят́ив‚/на горе выс́оце преобразился еси, Блаже,/показав учеником Твоим силу Твою,/яко мир избавл́яеши от преступления./Темже вопием Ти:/Милос́ерде Господи, спаси души наша.

Светом Своим всю вселенную освятивший‚/на горе высокой преобразился Ты, Благой‚/ показав ученикам Своим могущество Свое‚/ ибо Ты мир избавляешь от преступления./Потому мы взываем Тебе:/»Милосердный Господи, спаси души наши!»

Иже на горе Фав́орстей преобр́ажся во славе, Христе Боже‚/и показ́ав учеником Твоим славу Твоего Божеств́а‚/озар́и и нас светом Твоего разумения/и настави на стезю з́аповедей Твоих‚/яко един благ и человеколюбец.

На горе Фавор преобразившийся во славе, Христе Боже‚/и показавший ученикам Твоим славу Твоего Божества‚/озари и нас светом Твоего познания/и направь на путь заповедей Твоих‚/как единый благой и человеколюбец!

Иже пр́ежде солнца Свет Христос/телесне на земли жительствуя/и пр́ежде Креста вся, яже стр́ашнаго смотрения, совершив боголепно,/днесь на Фав́орстей горе‚/тайно Тр́оицы образ показуя‚/из́ящныя три ученики,/Петра, и Иакова, и Иоанна, на ню возвел еси наедине/и, мало скрыв пл́оти восприятие,/преобразился еси пред ними‚/являя началообр́азныя добр́оты благолепие/и то не всесовершенно:/́ово извествуя т́ыя, вќупе и щад́я,/да не како со зраком и еже жити погу́бят,/но яко мож́аху вмещ́ати, тел́есными оч́има стерп́яще./И пророков верховныя, Моисея и Или́ю, привел еси‚/непрекосл́овне свидетельствующия Его Божество/и яко Той есть истинное Отеческаго Существа сияние,/госп́одствуяй живыми и мертвыми./Тем и ́облак якоже сень, объ́ят их,/и глас свыше От́еч/из облака шумно предсвид́етельствующ и глаголющ:/Сей есть, егоже нетленно из чрева прежде денницы род́их‚/Сын возлюбленный Мой‚/Егоже послах спаст́и/во Отца и Сына и Духа Святаго крещ́аемыя/и испов́едающия верно,/яко нераздельна есть едина держ́ава Божества‚/Того послушайте./Сам ́убо, Человекол́юбче Христе Боже,/и нас озари Светом неприступныя Твоея славы/и дост́ойны покажи наследники/безконечнаго Царствия Твоего, яко пребл́аг.

Свет, бывший прежде солнца, Христос‚/живя во плоти на земле/и прежде Креста все, относящееся к Своему повертающему в трепет замыслу,/совершив, как подобает Богу‚/в сей день на горе Фавор/таинственно показывает образ Троицы,/трех совершеннейших из учеников‚/Петра‚ и Иакова, и Иоанна‚/с Собою на нее возводя наедине./И‚ отчасти сокрыв принятую плоть‚/преобразился перед ними‚/являя совершенство первоначальной красоты,/хотя и не со всею полнотою,/одновременно удостоверяя их, но также и щадя‚/да не лишатся и зрения, и жизни,/и лишь насколько могли они вмещать/и телесные их очи выносили./И величайших из пророков, Моисея и Илию, привел,/согласно свидетельствующих о Его Божестве‚/и что Он – истинное Сияние сущности Отца,/владычествующий над живыми и над мертвыми./Потому и облако, как шатер, покрыло их,/и глас Отца раздался свыше/из облака громогласно свидетельствующий и говорящий:/«Это Тот, Кого Я родил не по земным законам/из чрева прежде утренней звезды,/Сын возлюбленный Мой,/Кого Я послал спасти/во имя Отца, и Сына, и Духа Святого принимающих крещение/и исповедующих с верою‚/что нераздельна единая власть Божества‚/Его послушайте!»/Ты же Сам, Человеколюбец Христе Боже,/и нас озари Светом неприступной Твоей славы/и достойными наследниками покажи/бесконечного Царства Твоего, как преблагой!

Слава, глас 5:
Приид́ите, вз́ыдем наго́ру Господню/и в дом Бога нашего/и узрим славу преображ́ения Его,/славу яко единор́однаго от Отца,/светом при́имем Свет/и, возв́ышени бывше духом‚/Троицу единос́ущную воспоим во веки.
Придите, взойдем на гору Господню/и в дом Бога нашего/и увидим славу преображения Его‚/славу как Единородного от Отца;/светом примем Свет/и, возвышенные духом,/Троицу Единосущную будем воспевать вовеки.

И ныне:
Закона и прор́оков/Тя, Христе, Творца и Исполнителя свидет́ельствоваша,/зряще во ́облаце‚/Моисей Богов́идец и Илия огнеколесн́ичник/и неопальный небош́ественник/в преображ́ении Твоем./С нимиже и нас Твоего просвещ́ения сподоби, Владыко‚/пети Тя во веки.
О Тебе, Христе,/как О Закона и пророков Творце и Исполнителе,/засвидетельствовали, видя Тебя во облаке при Твоем преображении‚/Моисей Боговидец и Илия,/на огненной колеснице неопалимым на небеса восшедший./С ними и нас Твоего просвещения удостой, Владыка‚/чтобы нам воспевать Тебя вовеки.

Стихиры на стиховне, глас 1:

Иже древле с Моис́еом
глаго́лавый на горе Синайстей ́образы,/Аз есмь, глаголя, Сый,/днесь на горе Фав́орстей преображся пред ученики‚/показа началообразную доброту зрака,/в Себе воспри́им человеческое существо‚/и таковыя благодати свидетели пост́авль – Моисея и Илию,/́общники творяше вес́елия‚/провозвещ́ающия славное Креста ради/и спасительное воскресение.
Тот, Кто в древности беседовал/с Моисеем на горе Синае посредством образов,/говоря: «Я – вечно Существующий»‚/в сей день на горе Фавор преобразившись пред учениками,/показал первоначальную красоту Божия образа/в воспринятой на Себя человеческой природе/и, поставив свидетелями такой благодати Моисея и Илию‚/сделал их участниками радости‚/предрекающими завершение Твоего служения через Крест/и спасительное Воскресение.

Твоего единор́однаго Сына пров́идев Духом/плотско́е
к человеком пришествие‚/богоот́ец Давид издалеча к веселию созывает тварь/и пророчески взывает:/Фав́ор и Ерм́он о имени Твоем возр́адуются/На сию бо возшедго́ру, Сп́асе, со ученики Твоими,/очерн́евшее Адамово естеств́о,/преобр́ажся, облист́ати паки сотворил еси‚/претвор́ив е в Твоего Божества славу же и светлость./Темже вопием Ти:/Содетелю вс́яческих, Господи, слава Тебе.
Твое, единородного Сына, пришествие/во плоти к людям предвидя Духом‚/Богоотец Давид издалека к веселью созывает все творение/и пророчески восклицает:/«Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются»./Ибо, взойдя на эту гору с учениками Твоими‚/Ты‚ Спаситель, потемневшее Адамово естество‚/ преобразившись, вновь блистающим соделал,/претворив его в славу и сияние Твоего Божества./Потому мы взываем Тебе:/»Создатель всего, Господи, слава Тебе!»

Неодерж́имое Твоего светол́ития,/и неприступное Божества,/зряще апостолов лучшии,/на горе Преображ́ения, безначальне Христе,/божественным измен́ишася ужасом/и, облаком оси́явшеся светлым,/глас сл́ышаху Отеч, извествующ т́аинство Твоего вочелов́ечения‚/яко един еси и по воплощ́ении‚/Сын Единородный/и Спас мира.

Нестерпимое излияние Твоего света/и неприступное Божество, безначальный Христе,/созерцая на горе преображения,/избранные из апостолов изменились божественным восторгом/и, облаком светлым озаренные‚/слышали отеческий глас‚/ подтверждающий таинство Твоего вочеловечения‚/что Ты – Един и по воплощении,/Сын Единородный и Спаситель мира.

Слава, и ныне, глас 6:
Петру, и Иакову, и Иоанну‚/л́учшим учениќом Твоим, Господи,/днесь показал еси на горе Фав́орстей/славу Бож́ественнаго Твоего зрака:/ в́идяху бо ризы Твоя, облист́авшия, яко свет,/и лице Твое паче солнца‚/не терпяще зрети нестерпимое Твоего си́яния,/на землю низп́адаху,/ниќакоже зрети могуще./Глас же слышаху, свид́етельствующ свыше:/Сей есть Сын Мой возлюбленный‚/пришедый в мир спаст́и человека.
Петру, и Иоанну, и Иакову,/избранным ученикам Твоим, Господи,/в сей день показал Ты на горе Фаворе/славу Божественного Твоего облика:/ибо видели они одежды Твои, засиявшие, как свет‚/и лицо Твое – ярче солнца;/и не вынося созерцания нестерпимого Твоего блеска,/на землю падали, совсем не в силах смотреть./Голос же слышали, свидетельствующий свыше:/»Это – Сын Мой возлюбленный,/пришедший в мир спасти человека!»

На утрене тропарь, глас 7:

Преобраз́ился еси на горе, Христе Боже,/показ́авый учеником Твоим славу Твою,/якоже мож́аху,/да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой приснос́ущный/ молитвами Богородицы‚/Светод́авче, слава Тебе.

Преобразился Ты на горе, Христе Боже‚/показав ученикам Твоим славу Твою‚/насколько это было для них возможно./Да воссияет и нам, грешным‚/свет Твой вечный,/по молитвам Богородицы;/Податель света, слава Тебе!

Седален, глас 4:

Челов́еческое изменение, еже со славою Твоею, Сп́асе‚/второе и страшное Твоего пришествия показуя‚/на горе Фав́орстей преобразился еси./Илия и Моисей глаголаху с Тобою,/и три́ех от ученик спризв́ав,/иже, видевше, Владыко, славу Твою, блистанию Твоему удив́ишася./Иже тогда сим Свет Твой возсиявый, просвет́и души наша.

Показывая смертных изменение/по образу славы Твоей/при втором и страшном Твоем пришествии‚/на горе Фавор преобразился Ты, Спаситель./Илия и Моисей беседовали там с Тобою;/трех из учеников Ты туда с Собою призвал‚/и они, увидев славу Твою, Владыка,/изумились огт сияния Твоего./Озаривший их тогда светом Твоим‚/просвети души наши!

Седален, глас 4:

На горе Фав́орстей преобраз́ился еси, Иисусе‚/и облак св́етел, протязающся, яко сень, апостолы славою покр́ы,/темже и на землю ниц п́адаху‚/не терпяще зрети светлости неприступныя славы лица Твоего,/безнач́альне Спасе, Христе Боже./Иже тогда сим Свет Твой возси́явый, просвети души наша.

На горе Фавор преобразился Ты, Иисусе,/и облако светлое, как шатер распростираемое, Апостолов Твоею славою покрыло, –/потому они и устремили взоры в землю‚/не в силах видеть блеска/неприступной славы лица Твоего‚/Безначальный Спаситель, Христе Боже./Озаривший их тогда Светом Твоим‚/ просвети души наши!

Величание:

Величаем Тя,/живод́авче Христе,/и почит́аем пречистыя плоти Твоея/преславное преображение.

Величаем Тебя‚/Податель жизни Христе‚/и почитаем пречистой плоти Твоей/преславное преображ́ение.

Кондак, глас 7:

На горе преобраз́ился еси,/и якоже вмещ́аху учениц́ы Твои,/славу Твою, Христе Боже, в́идеша‚/да егда Тя ́узрят распин́аема,/страдание ́убо уразум́еют вольное‚/м́ирови же проповедят,/яко Ты еси во́истинну Отчее си́яние.

На горе преобразился Ты,/и‚ насколько могли вместить ученики Твои,/они славу Твою, Христе Боже, созерцали‚/чтобы‚ когда Тебя увидят распинаемым,/уразумели, что Твоё страдание – добровольное/и миру возвестили‚/что Ты – воистину Отчее сияние.

На хвалитех стихии:, глас 4:

Прежде честн́аго Креста Твоего и страд́ания‚/поимь, ихже проразсуд́ил еси, от священных ученик,/на Фаворскую, Владыко, возш́ел еси гору‚/показати восхотев сим славу Твою:/иже и в́идевше Тя, преобраз́ившася/и паче солнца просиявша‚/н́ицы падше‚/силе Твоей удивишася, взывающе:/Ты безлетен Свет еси, Христе,/и сияние Отчее‚/аще и волею плоть яв́ился еси, Неизм́енне.

Прежде священного Креста Твоего и страдания‚/взяв тех, кого Ты выбрал из священных учеников,/на Фаворскую гору взошел Ты, Владыка‚/восхотев показать им славу Твою./И они, узрев Тебя, преображающимся/и ярче солнца просиявшим‚/упав ниц, поразились Твоему могуществу, взываяз/ «Ты – вневременный Свет, Христе‚/и сияние Отца‚/хотя и был по воле Своей/во плоти видим, неизменный!»

Иже пр́ежде век Сый Бог Слово,/Иже Светом, яко ризою, одев́аяйся/преобразующийся пред ученики Твоими‚/паче солнца, Слове, проси́ял еси,/ Моисей же и Илия Тебе предсташа,/м́ертвым и живым Тя, Господа, пов́едающе/и Твое славяще неизреченное смотрение, и милость‚/и многое милос́ердие,/имже спасл еси мир,/грехом погиб́ающий.

Прежде веков Существующий Бог-Слово‚/светом, как одеждою, одевающийся‚/преображаясь пред учениками Твоими‚/ярче Солнца, Слово, Ты просиял./Моисей же и Илия Тебе предстали‚/объявляя Тебя Господом мертвых и живых‚/и Твой славя неизреченный промысел и милость‚/и великое снисхождение‚/которым Ты спас мир‚/от грехов погибающий.

От Дев́ическаго облака Тя рожд́енна‚/и плоть бывша‚/и на горе Фав́орстей преобраз́ующася Господи‚/и облаком светлым Тя окруж́аема,/глас Род́ителев возлюбленнаго Тя Сына,/учеником предсто́ящим Тебе, яве сказоваше,/яко единосущна и единопр́естольна./Темже Петр удивлялся, –/добр́о есть зде быти, –
глаго́лаше‚/не в́едый, еже гл́аголаше, /Благодетелю многомилостиве.
Тебя, от Девического облака рожденного‚/и плотью ставшего‚/и на горе Фавор преображающегося, Господи‚/и облаком светлым окружаемото,/глас Родителя в присутствии Твоих учеников/Сыном возлюбленным являл открыто‚/единосущным и восседающим на одном престоле с Ним./Потому Петр, поражаясь‚/говорил не зная, что произносит:/«Хорошо здесь быть‚/Благодетель многомилостивый!»

Слава, и ныне, глас 8:

По́ят Христос Петра, Иакова и Иоанна,/на
го́рувысоку ед́ины/и преобраз́ися пред ними и просветися лице Его, яко солнце‚/р́изы же Его быша б́елы, яко свет;/и яв́ишася Моисей и Илия с Ним, глаго́люще‚/и ́облак светел осен́и их./И ее глас из ́облака,глаго́лющ:/Сей есть Сын Мой возлюбленный,/о Немже благоволих‚/ Того посл́ушайте.
Взял Христос Петра, и Иакова, и Иоанна/на гору высокую одних,/и преобразился перед ними,/и просияло лицо Его, как солнце‚/одежды же Его сделались белыми, как свет;/и явились Моисей и Илия, с Ним беседующие,/и облако светлое осенило их,/и вот, голос из облака, говорящий:/»Это Сын Мой возлюбленный‚/на Ком Мое блатоволение./Его слушайте!»

Фавор: радость восхождения к Богу

Как соотносится церковная традиция праздника и его библейское описание? Почему Преображение празднуется после Пасхи, если произошло перед распятием Христа? Почему считается, что чудо произошло на горе Фавор, если об этом не сказано в Евангелии? Почему именно Петр, Иаков и Иоанн стали свидетелями чуда? Делимся ответами из книги Петра Малкова «Преображение Господне»

.

Церковный праздник Преображения Господня

Преображение Господне. Антология святоотеческих проповедей

Петр Малков

327 р

Преображение Господне — одно из важнейших в годичном церковном круге православных торжеств. Оно относится к числу так называемых двунадесятых праздников церковного календаря. Праздник Преображения всегда отмечается в один и тот же день —19 августа (по новому стилю). Несмотря на то что Преображение приходится на довольно строгий Успенский пост, это всегда радостный и светлый летний праздник.

Первые по времени свидетельства о церковном праздновании Преображения — довольно древние, они относятся еще к V столетию. Однако сам праздник получил широкое распространение на Православном Востоке — прежде всего в Византии — все же позднее: в VII–VIII веках. На Западе, в отличие от Византии, праздник Преображения не имел в сознании верующих такого уж большого значения; здесь он оказался установлен как повсеместный лишь в середине XV столетия.

Как известно из новозаветной истории, Господь преобразился на Фаворе совсем незадолго до Своего Распятия. Так почему же тогда мы празднуем Преображение Господне в августе, а не в дни Великого поста — перед Страстной седмицей и Пасхой?

Дело в том, что древняя Церковь, руководствуясь «педагогическими» антиязыческими задачами, зачастую приурочивала календарные даты тех или иных своих праздников к дням языческих торжеств — тем самым как бы подменяя и вытесняя их из народного сознания. Так, в V–VI веках празднование Преображения Господня в Армении и в Каппадокии оказалось приурочено к 6 августа — дню, когда в Армении традиционно прославлялась языческая богиня Астхик (праздник Вардавар), а в Каппадокии — Афродита (праздник Вартувария); во время этого языческого торжества молодежь гадала о своей судьбе над ведром воды, в которое опускались зеленые колосья.

Впрочем, духовный смысл Преображения именно как события, предварившего собой Распятие Господа, все же оказался отражен и в церковном календаре: ведь Преображение празднуется нами ровно за сорок дней до другого двунадесятого праздника — Крестовоздвижения — торжества, прославляющего Крест Христов, Голгофскую Жертву Спасителя.

Возможно, праздник Преображения памятен многим в первую очередь из-за связанного с ним красивого и торжественного богослужебного обычая — храмового освящения яблок, винограда и иных плодов; именно благодаря ему праздник и получил свое второе, «народное», название — Яблочный Спас. Обычай освящения на Преображение Господне плодов нового урожая — очень древний. Однако главное духовное значение праздника Преображения заключается, конечно же, отнюдь не в этом священнодействии.

Новозаветное событие Преображения

Смысл события Преображения раскрывается перед нами в евангельском повествовании о том, как Господь Иисус Христос, взяв с Собой трех Своих учеников, трех апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — возвел их на гору и преобразился, изменился перед ними, просияв прекрасным и в то же самое время нестерпимым для их зрения Светом. Подробный рассказ о Преображении содержится у трех евангелистов — Матфея, Марка и Луки (см.: Мф. 17: 1–13; Мк. 9: 2–13; Лк. 9: 28–36).

Как повествует Евангелие, в те дни уже близилось время страданий и крестной смерти Христа: Сам Иисус все чаще и чаще говорил со Своими апостолами о предстоящих Ему мучениях и распятии. И вот однажды Он, взяв с Собой трех самых близких Ему учеников, взошел на вершину горы, дабы совершить здесь молитву. Когда Христос начал молиться, с Ним — как увидели Его спутники — вдруг произошла удивительная перемена: лицо Его преобразилось, просияв, как солнце; даже одеяние Его сделалось белоснежным и блистающим неземным Светом. По словам евангелиста Марка, одежды Спасителя стали весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить (Мк. 9: 3). А рядом с преобразившимся Иисусом предстали великие древние ветхозаветные пророки: Моисей и Илия. Они беседовали с Господом и вели речь о Его предстоящих крестных страданиях. Тогда апостол Петр, пораженный совершающимся чудом, обратился ко Христу с просьбой разрешить ученикам прямо здесь, на горе, устроить три палатки: одну для Иисуса и две для Моисея и Илии. Апостолу попросту не хотелось, чтобы все происходящее с ним когда-либо закончилось, прервалось: так хорошо ему было в те мгновения находиться возле Христа.

В тот же миг в небе появилось светлое облако, осенившее всех их своей тенью, и из этого облака раздался голос: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте

(Мф. 17: 5). Апостолы в страхе попадали на землю. И тут же видение пропало; апостолы более не видели рядом с собой никого, кроме Самого Спасителя. Он подошел к ним, стоявшим в благоговейном страхе на коленях, и, коснувшись их рукой, сказал: Встаньте и не бойтесь (Мф. 17: 7). Затем, когда они спускались с горы, Христос повелел апостолам держать увиденное в тайне и никому не рассказывать о чуде Преображения до момента Воскресения Его из мертвых. Таково вкратце содержание евангельского рассказа о Преображении.

Фавор: гора Преображения

По церковному преданию (в Евангелии об этом прямо нигде не говорится), Преображение Спасителя совершилось на горе Фавор — на одной из гор Галилейской области Палестины.

Фавор — невысокая зеленая вершина на северной границе обширной Израильской долины. Вся поросшая дубами, оливковыми деревьями, травами, она напоминает своей формой огромное, мягко очерченное полушарие, царящее над окрестными полями, виноградниками и селами. С вершины горы открывается вид на близлежащие земли Северной Палестины: далеко на западе поблескивают воды Средиземного моря, на северо-востоке виднеется край Галилейского озера, на западе высятся вершины Кармила, а вдали на север от Фавора четко вырисовывается белый пик горы Ермон…

Христианская традиция издревле — с III столетия — связывает событие Преображения именно с Фавором. При этом древнейший ветхозаветный пророческий намек, предуказывающий на грядущее евангельское Преображение Христа на Фаворе, Церковь видит в обращенном в Псалтири к Богу восклицании: Фавор и Ермон о имени Твоем радуются (Пс. 88: 13).

В том, что Преображение Спасителя совершилось на горе Фавор, были убеждены Ориген (III век, «Комментарий на 88-й псалом»), святитель Кирилл Иерусалимский (IV век, «Огласительные поучения»), святитель Прокл, архиепископ Константинопольский (V век, «Слово на Преображение»). Именно поэтому святые отцы согласно именуют явленный Господом во время Его Преображения Божественный Свет — Фаворским Светом.


Гора Фавор в Израиле

Путь к Преображению: что случилось до Фавора?

Прежде всего, многие святые отцы отмечают тесную связь события Преображения с двумя предшествовавшими ему евангельскими эпизодами. Во-первых, это обещание Христа, которое Он, истолковывая Своим ученикам образы известной притчи о плевелах (см. Мф. 13: 24–30, 36–43), дает всем христианам: тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их

(Мф. 13: 43). Правда, то евангельское обещание Спасителя касается блаженства праведников уже после Страшного суда — в жизни Будущего века. Однако с точки зрения блаженного Августина, а также святителя Григория Паламы, преобразившийся на Фаворе Христос как раз и приоткрывает перед апостолами ту самую реальность конца времен — как грядущую «солнечную» славу святых.

Тем самым сияние Господа Фаворским Светом в миг Его Преображения — это уподобляемый Самим Спасителем солнечному сиянию прообраз грядущего блистания праведников Божественной славой в Небесном Иерусалиме.

Во-вторых, другим важнейшим евангельским событием, предварившим собой Преображение Христа и, более того, даже ставшим неким его духовным фундаментом, было исповедание Петра. Вот как о нем повествует Евангелие от Матфея: Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16: 13–16). По убеждению преподобного Иоанна Дамаскина, именно исповедание веры Петра (Ты — Христос, Сын Бога Живаго) и оказалось подлинным духовным основанием для Преображения Господа на Фаворе.

Преображение явилось со стороны Христа как бы подтверждением истинности веры апостола: Петр провозгласил Божественное достоинство Спасителя, и именно поэтому — в ответ на его искреннее исповедание — Господь зримо явил ему на Фаворе Свою Божественность, в которую столь твердо и право верил Петр.

В этом — важнейшее подтверждение христианской истины: Господь всегда бывает готов открыть Себя человеку именно в ответ на его подлинную, свободную и живую веру.

Поэтому-то, сразу же вслед за исповеданием веры Петра, Христос и обещает апостолам вскоре показать им славу Своего Преображения: Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем

(Мф. 16: 28). Эти слова Спасителя понимаются святыми отцами как данное Христом обещание апостолам явить им еще здесь на земле, на горе Фавор — за долгие и долгие годы до их смерти, до времени их окончательного вхождения в Небесное Царство — Свою горнюю Божественную славу.

Петр, Иаков и Иоанн: почему они?

Итак, Евангелие повествует, что Господь взял с Собой на Фавор только трех апостолов из числа двенадцати: Петра, Иакова и Иоанна. Почему Христос выбрал именно этих троих? Почему преобразился перед ними, а не возвел на гору всех апостолов?

В соответствии с ветхозаветным законодательством, согласные показания трех свидетелей считались юридически достаточными для выяснения подлинных обстоятельств происшедшего (см. Втор. 17: 6). Тем самым три апостола делаются здесь — даже как бы в юридическом смысле — надежными и верными свидетелями явленных на Фаворе Божественного достоинства Христа и Его Небесной славы.

Кроме того, по мысли преподобного Григория Синаита, само число три является здесь значимым еще и в плане духовном, символическом

. Оно намекает на явленную на Фаворе апостолам Троичность Божества: Отца, Сына и Святого Духа.

Однако главные причины того, почему Господь возвел на гору именно Петра, Иакова и Иоанна, заключаются не в этом.


Христос поднимается на Фавор с учениками

Во-первых, святые отцы утверждают, что эти три апостола превосходили остальных учеников Христа высотой своих добродетелей и потому оказались наиболее готовы и достойны стать свидетелями Фаворского Преображения. Спаситель возвел на Фавор именно их, потому что Петр, Иаков и Иоанн, пусть даже еще и не осознавая этого, были и прежде — творчески и активно — устремлены к той горе, внутренне жаждали духовного опыта Богопричастности

.

Так, святитель Иоанн Златоуст полагает, что Господь взял с Собой на гору именно Петра, Иоанна и Иакова, потому что Петр превосходил прочих силой своей любви ко Христу, Иоанн — мерой любви к нему Самого Господа, а Иаков — готовностью пойти за Спасителя на жертву, вплоть до собственной смерти. Однажды Христос задал апостолам вопрос, готовы ли они жертвенно, добровольно и мучительно отдать свою жизнь за Истину, как отдаст Свою жизнь на Кресте Сам Господь: Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?

(Мф. 20: 22). И тогда Иаков, вместе со своим братом Иоанном, решительно выразил свою готовность пострадать за Христа, ответив:
Можем
(Мф. 20: 22).

Преподобный Иоанн Дамаскин также полагает, что Господь взял с Собой на Фавор именно Петра как бы в ответ на его исповедание веры: Ты — Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16: 16), и еще потому, что Петр получил от Христа достоинство первоверховного апостола. Иакова же Господь возвел на гору ради того, что по Вознесении Спасителя ему предстояло первым из апостолов мученически умереть за Христа — быть обезглавленным мечом по приказу царя Ирода (см. Деян. 12: 1–2). И, наконец, Иоанн стал свидетелем Преображения как тот, кому надлежало ясно проповедать в своем Евангелии Божественное достоинство Христа: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1: 1).

Преподобный Григорий Синаит поясняет: Господь взял на Фавор Петра, Иакова и Иоанна, потому что среди прочих учеников именно они были наиболее совершенны в вере, в подвиге, в боговедении, в любви; однако, и в других апостолах действовала та же благодать Святого Духа.

Во-вторых, некоторые святые отцы считают, что Господь не взял на Фавор прочих апостолов ради того, чтобы в их числе не оказался Иуда

, который замышлял предать Спасителя и потому не был достоин стать свидетелем явления Его Божественной славы. Так думают, например, святитель Прокл, архиепископ Константинопольский, и преподобный Иоанн Дамаскин. При этом Дамаскин подчеркивает: физическое отсутствие на горе других верных Господу апостолов, помимо Петра, Иакова и Иоанна, не было для остальных.

Вместе с тем святитель Григорий Палама считает, что остальные апостолы — в отличие от Петра, Иакова и Иоанна — еще не были вполне духовно готовы увидеть нетварный Божественный Свет Преображения и потому Господь взял с Собой наиболее совершенных.

Рассуждения святых отцов о Преображении читайте в книге Петра Малкова
«Преображение Господне. Антология святоотеческих проповедей».

История

Приближались последние дни земной жизни Христа. Накануне Господь впервые прямо спросил Своих учеников, за кого они Его считают. Тогда Петр твердо и без колебаний ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16:16), выразив мнение всех апостолов. Значимость его слов заключалась в том, что до этого Сам Иисус никак явно не открывал перед ними Свою Божественную природу, ради того чтобы апостолы уверовали в Него как в Бога не вынужденно, а свободно. Ведь Он мог открыться перед учениками во всем Своем величии и славе уже в самом начале проповеди, но тогда апостолы исповедовали бы Иисуса как Бога просто из страха, под впечатлением от открывшегося перед ними.
Тогда же Господь, начиная «настраивать» апостолов к предстоящим событиям, сказал, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21). Слова эти так опечалили апостолов, что Петр даже стал прекословить Учителю: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22).

По прошествии нескольких дней Господь, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору Фавор, чтобы помолиться. И когда они оказались на вершине, Христос преобразился перед ними. При этом явились два великих ветхозаветных пророка — Илия и Моисей, которые беседовали с Господом о будущем.

На гору опустилось светлое облако, из которого раздался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). Апостолы в ужасе упали на землю.

Когда же они встали и поднялись, то ветхозаветные пророки и облако уже скрылись, а перед ними стоял их Учитель — уже не сияющий ослепительным светом.

Так Спаситель приоткрыл апостолам Свою Божественную природу, укрепив их в вере перед Своими грядущими мучениями и смертью на Голгофе и показав каждому, кто последует за Ним, тот свет, которым он преобразится в Царствии Небесном.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]