Борьба с помыслами — средство победы над страстями


Часть 3. Борьба с помыслами

Отсечение дурных помыслов есть необходимое условие борьбы со страстями.

Страсть рождается в душе человека не сразу. Святые отцы говорят, что начинается она с прилога, или приражения

. По-славянски
приразиться
– значит столкнуться с чем-то.

Прилог возникает в сознании человека от впечатлений увиденного, по какой-либо другой причине или как образ, навязанный врагом – диаволом. Но прилог приходит помимо воли человека, без его соизволения и участия. Человек сам волен принять прилог в сердце или отринуть его. Если прилог принят, он уже обдумывается, делается своим. Отцы называют это также сочетанием

или собеседованием с помыслом.

Третья стадия – это склонение к помыслу

, или
сосложение
, когда воля настолько подпала под влияние греховной мысли, настолько сроднилась с ней, что человек уже готов перейти к действиям. Грех уже наполовину совершен в мыслях. Как говорит Господь в Евангелии: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15: 19), таким образом показывая, с чего начинается грех – «со злого помысла» о нем. И апостол Иаков пишет: «Похоть же, зачав, рождает грех, а содеянный грех рождает смерть» (Иак. 1: 15).

Греховный помысел, который поселился в душе и сердце, обязательно когда-нибудь перейдет в действие. Человек, позволяющий себе нескромные взгляды, не хранящий свое зрение и слух от соблазнительных картин, имеющий в уме нечистые, блудные помыслы, не может оставаться целомудренным.

«Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?» – вопрошает премудрый Соломон (Притч. 6: 27–28).

Поэтому тем, кто хочет вести духовную жизнь, следует помнить, что дурные помыслы нужно умерщвлять в зародыше, «разбивать младенцев их о камень» (см.: Пс. 136: 9). А зародыш помысла есть (как уже было сказано выше) прилог

– нечто нам совсем не принадлежащее, но, как какое-нибудь зловредное насекомое, стремящееся залететь в приоткрытое окно нашего сознания.

Как-то в одной книге по психологии прочел о том, что наши мысли вовсе не являются «нашей собственностью» и порождением нашего ума. То, что мы думаем, – результат множества причин и обстоятельств: воспитания, условий жизни, времени, в котором мы живем, страны, в которой мы родились, и т.д. Например, если бы мы родились в другой стране, в другое время или получили другое воспитание, мы и думали бы иначе. Таким образом, то, что мы думаем, – это не совсем наши мысли, они могут возникнуть у нас по очень многим независящим от нас причинам. (Следует еще добавить, что люди православные хорошо знают, что нехорошие, греховные мысли могут приходить еще из одного источника, и источник этот хорошо известен.) Конечно, эти замечания о мыслях касаются только не укоренившихся в сознании помыслов; если человек принял мысль и начал ее обдумывать, он уже сродняется с ней, она становится его собственной.

Психологи советуют отделять плохие мысли от хороших и оформлять с плохими «развод», то есть не пускать их в свое сознание, не считать своими, а к хорошим мыслям, наоборот, «свататься» и всячески дружить с ними, заменяя плохие, мрачные, агрессивные мысли светлыми, добрыми, позитивными. Мне эта мысль весьма понравилась, но как же я был удивлен, когда у святителя Феофана Затворника прочел очень похожий совет: «Великая ошибка, и ошибка всеобщая, – почитать все возникающее в нас кровною собственностью, за которую должно стоять, как за себя. Все греховное есть пришлое к нам, потому его всегда должно отделять от себя, иначе мы будем иметь изменника в себе самих. Кто хочет вести брань с собою, тот должен разделить себя на себя и на врага, кроющегося в нем. Отделив от себя известное порочное движение и сознав его врагом, передай потом это сознание и чувству, возроди в сердце неприязнь к нему. Это – самое спасительное средство к прогнанию греха. Всякое греховное движение держится в душе через ощущение некой приятности

от него; потому, когда возбуждена неприязнь к нему, оно, лишаясь всякой опоры, само собою исчезает».

Действительно, грех и скверна не могут быть частью души, они не свойственны, не сродни человеку; мы сотворены чистыми, светлыми, очищены водами святого крещения. Вот лежит ребенок, только что крещенный; он чист, он как ангел Божий, и «все греховное есть пришлое к нам», оно приходит уже потом. И только приняв его в себя, согласившись с ним, мы сами поселяем грех в своей душе. И тогда уже выгнать его ох как непросто.

Щит веры

Мы должны установить в своем сознании как бы некий фильтр, решить, какие мысли для нас желательны, а какие нельзя подпускать и на пушечный выстрел. Поступить как родители, которые могут заблокировать доступ детям на некоторые сайты или телевизионные каналы. Можно привести еще аналогию. Когда раздается звонок в дверь, мы же не сразу распахиваем ее, не спросив: «Кто там?»? Нет, мы сначала смотрим в глазок и только убедившись, что это звонит знакомый нам человек, впускаем его в квартиру.

Помыслов не нужно бояться, но и не нужно беседовать с ними.

Как-то я исповедовался одному опытному священнику в том, что замучили греховные помыслы, и он дал мне такой совет: «Воспринимай помыслы как что-то внешнее, не имеющее к тебе отношения. Мысль может контролировать приходящие к нам помыслы, но в нашей воле – принять или нет». Допустим, сидит человек в доме; окна и двери закрыты; за окнами буря, метель, непогода, но они не вредят ему, пока он не открыл окно. Но стоит открыть – непогода ворвется внутрь, и станет неуютно и холодно. Так же и мысли: они неизбежны, но не должны входить в душу и осквернять ее.

Очень важно не только избавляться от греховных помыслов и не допускать их в свою душу, но и заполнять ее мыслями другими – духовными, светлыми, добрыми. Ведь есть закон: природа не терпит пустоты. И духовная природа тоже. Вспомните притчу, как нечистый дух выходит из человека и, изгнанный, ходит по пустынным местам, потом возвращается и, найдя свое место незанятым, приводит семь злейших себя бесов. Свято место, как говорится, пусто не бывает.

Святитель Феофан советует поставить после изгнания злых помыслов у самого входа в душу как бы щит и не пускать их обратно: «А для сего спеши восставить в душе убеждения, противоположные тем, на котором держится смущающий помысел».

Мы уже говорили, что каждой страсти есть противоположная добродетель. Так и каждой греховной мысли можно противопоставить противолежащую, добродетельную. Например, блудной – целомудренную, чистую; гневливой – доброжелательную; помыслу осуждения – помысел оправдания, жалости к ближнему и т.д.

В заключении приведу еще один совет святителя Феофана: начинать борьбу с помыслами с молитвы к Господу, святым и ангелу-хранителю. Чтобы мы приписывали успехи духовной брани не нашим собственным стараниям, но только помощи Божией.

Нужно найти главную свою страсть и бороться с ней как деятельно, так и в мыслях. Брань эта никогда не прекратится. «Но все легче и легче… или все удобнее и удобнее будет преодолевать ее. И опытности прибавится; так что и заметить, и отразить не трудно будет».

(Продолжение следует.)

Психиатры называют хульные мысли обсессиями и лечат антидепрессантами

Изучение высшей нервной деятельности человека И.П. Павловым позволило раскрыть механизм появления навязчивых мыслей у человека Психиатрия о хульных мыслях сложила свое собственное представление и дала свой ответ на вопрос, как бороться с плохими мыслями. С развитием психиатрии как науки все большее и большее число состояний души человека получило объяснения. Появились такие понятия, как неврозы, неврастения, депрессия. Навязчивые мысли, которые сопровождают подобные состояния, получили названия обсессий (лат. obsession – осада)
В начале XX в.в психиатрии выделилось отдельное обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР).

В книге «Обсессивно-компульсивное расстройство: причины, развитие и лечение» под редакцией Калеба Лэка (Caleb W. Lack) дается определение ОКР:

Для психиатров нет разницы, какие именно навязчивые мысли лезут человеку в голову: агрессия, богохульство, страх – с точки зрения медицины все это одинаково.

Для избавления от навязчивых мыслей больным назначают психотерапию. Она позволяет человеку избавиться от психологических проблем. Если дело зашло слишком далеко, выписывают антидепрессанты.

Для верующего необходимо вовремя определить духовное и душевное расстройство.

Если расстройство духовное, то лучшее средство избавления от хульных мыслей – покаяние, исповедь и молитва.

Если душевное ‒ то лучше все же обратиться к врачу. Бог лишает разума в наказание, но Он и протягивает руку помощи в лице врачей. Избегать их помощи не стоит.

Молитесь, трудитесь, будьте покорны Господу и хульные мысли никогда вас не посетят!

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Советы психолога

Психологи советуют выписать тревоги на бумагу. Запишите в столбик всё плохое, что с вами случалось последнее время.

В списке могут быть события, произошедшие годы назад. Запишите, если они тревожат вас.

Напротив проблем сделайте пометки: оцените по десятибалльной шкале, насколько они вас волнуют.

Теперь начните с незначительных: обдумайте, найдите решение. Переходите к волнующим темам, анализируйте ситуацию, оцените возможные исходы.

Способ поможет разобраться в себе, понять, что беспокоит. Наведите порядок у себя в голове. Дурные мысли, как черви — заводятся там, где есть грязь.

Сделайте генеральную уборку в мыслях и страхам негде будет прятаться. Психологи занимаются тем же на своих сеансах — помогают клиентам навести порядок в мыслях.

Полезное видео

https://youtube.com/watch?v=Jc4AINyOBhI

Молитва в помощь

Нельзя забывать о защитной молитве

Чтобы успокоиться во время приступа паники, нужно прочесть такую молитву:

Также можно прочесть следующую защитную молитву:

Трижды осенить себя крестом. Рекомендуется читать эту молитву каждый день перед сном. Уже через несколько недель вы увидите первые результаты – разум станет чище, плохие мысли уйдут.

Чтобы преодолеть фобии

Ритуал от фобий проводится с первыми лучами солнца

Для того, чтобы избавиться от различных фобий, необходимо проснуться с первыми лучами солнца и трижды произнести молитву:

Можно читать защитные слова несколько дней подряд, пока не увидите результат.

Чтобы все ритуалы и молитвы принесли желаемый результат, необходимо верить в их силу. Но вместе с тем, если появляются различные психологические, нервные или психические расстройства, не стоит надеяться только на помощь магии. Обязательно нужно обращаться за помощью к квалифицированным специалистам, проходить назначенное медикаментозное лечение. При появлении навязчивых мыслей обязательной является консультация психолога или психотерапевта. Только после длительной работы над собой вы сможете направить свою жизнь в нужное русло, избавиться от тревог, страхов и прочих фобий.

Психиатры называют хульные мысли обсессиями и лечат антидепрессантами

Изучение высшей нервной деятельности человека И.П. Павловым позволило раскрыть механизм появления навязчивых мыслей у человека

Психиатрия о хульных мыслях сложила свое собственное представление и дала свой ответ на вопрос, как бороться с плохими мыслями. С развитием психиатрии как науки все большее и большее число состояний души человека получило объяснения. Появились такие понятия, как неврозы, неврастения, депрессия. Навязчивые мысли, которые сопровождают подобные состояния, получили названия обсессий (лат. obsession – осада)

В начале XX в.в психиатрии выделилось отдельное обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР).

В книге «Обсессивно-компульсивное расстройство: причины, развитие и лечение» под редакцией Калеба Лэка (Caleb W. Lack) дается определение ОКР:

Для психиатров нет разницы, какие именно навязчивые мысли лезут человеку в голову: агрессия, богохульство, страх – с точки зрения медицины все это одинаково.

Для избавления от навязчивых мыслей больным назначают психотерапию. Она позволяет человеку избавиться от психологических проблем. Если дело зашло слишком далеко, выписывают антидепрессанты.

Для верующего необходимо вовремя определить духовное и душевное расстройство.

Если расстройство духовное, то лучшее средство избавления от хульных мыслей – покаяние, исповедь и молитва.

Если душевное ‒ то лучше все же обратиться к врачу. Бог лишает разума в наказание, но Он и протягивает руку помощи в лице врачей. Избегать их помощи не стоит.

Молитесь, трудитесь, будьте покорны Господу и хульные мысли никогда вас не посетят!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]