Игумен Пётр Мещеринов: «Прошли времена, когда христианство было господствующим мировоззрением»

Православие и мир

“У нас нет педагогики дальнейшего возрастания во Христе, человек, оставляя своё новоначалие, оставляет и Церковь”. Что с этим делать? Доклад игумена Петра (Мещеринова) на конференции памяти протоиерея Александра Меня.

Игумен Петр (Мещеринов)

образование

Окончил музыкальное училище при Московской консерватории, затем оркестровый факультет консерватории имени П. И. Чайковского[1].

В 1985—1987 годах служил по призыву в армии.

Затем работал в оркестре МХАТа им. Чехова у Олега Ефремова и в оркестре Большого зала консерватории.

В 1992 году поступил в Московскую духовную семинарию.

С 1992 года активно занимается преподавательской и просветительской деятельностью. Читает курс лекций, выступает на различных семинарах, конференциях, образовательных чтениях.

В 1996 году заочно окончил Московскую духовную семинарию.

В 2014 году поступил в магистратуру Санкт-Петербургской духовной академии, которую окончил в 2022 г.

Публичная деятельность

Петр Мещеринов известен своими выступлениями на радио и телевидении, а также статьями в прессе, как церковной, так и светской. Он часто выступает с лекциями в самых различных образовательных учреждениях. Участвует в семинарах, конференциях, помогает организовывать круглые столы по вопросам, касающимся церковных тематик.

Интересно! Много времени и сил игумен Петр посвящает работе с юным поколением. Основной целью своей деятельности в этой сфере считает формирование молодежной православной среды, где будет происходить общение молодых людей друг с другом.

До 2009 года игумен Петр занимал должность заместителя главы ЦДРМ (центр духовного развития детей и молодежи) при монастыре. Здесь он курировал просветительское отделение, школу молодежного служения.

иерархия

По его собственным словам, к христианству его привела музыка Баха, к принятию крещения в Православной Церкви подтолкнуло чтение философа Владимира Соловьева. К мысли о монашестве привела фраза Достоевского о том, что служить Богу — не значит только ходить к обедне[2]

В 1990—1991годах был алтарником в храме иконы Знамения Божией Матери у станции метро Рижская. Затем проходил разные послушания в Свято-Даниловом монастыре — в качестве регента, уставщика, звонаря, помощника благочинного.

В 1992 году принял монашеский постриг и был рукоположен в иеродиакона.

В 1993 году рукоположен в иеромонаха.

В 1995 году назначен настоятелем подворья Данилова монастыря в дер. Долматово (Московская обл.).

В 2003 году был возведен в сан игумена.

Церковная жизнь Данилова монастыря

Наместником Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря города Москвы является архимандрит Алексий (Поликарпов).


Архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря города Москвы.

По уставу Данилова монастыря, он является общежительным: общая молитва, работа и трапеза монахов. Богослужения происходят ежедневно. Братия обители занимается благотворительностью и милосердием в лечебных и детских учреждениях, в местах заключения, преподают в светских и духовных высших учебных заведениях. При монастыре работают воскресная школа, катехизические курсы для взрослых, издательство «Даниловский благовестник», экскурсионная служба, разные мастерские. Монастырь обладает подворьями: в Рязанской области, в Подмосковье и храм святителя Николая в Измайлово.

В обители 7 храмов с приделами. Главными и древними храмами являются Троицкий собор и храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.


Москва, Даниловский Монастырь.

Адрес Даниловского монастыря

115191, Россия, г. Москва, ул. Даниловский вал, дом 22. Телефон 8 (только по рабочим дням).

Добраться до Даниловского монастыря возможно на метро, трамвае

На станции метро «Тульская» выходить в сторону последнего вагона от центра. Выйдя из метро, повернув назад, и дойти до трамвайных путей. Потом, повернув направо, идти прямо до монастыря.

От станции метро «Павелецкая» до остановки Свято-Данилов монастырь возможно доехать на любом трамвае.

С 6 до 21 часа монастырь открыт для посетителей.

В монастыре отсутствует гостиница, поэтому нет возможности разместить паломников.

Богослужения Даниловского монастыря проводят ежедневно

Богослужения проводятся:

  • в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов с понедельника по пятницу;
  • в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов и в Троицком соборе в субботу и воскресные дни.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

цитаты

К христианству меня привел Бах, музыка Баха. Она меня всегда притягивала своей глубиной, тем, что стоит за ней. Именно на немецком языке я впервые прочитал евангельские строки — в баховских «Страстях». К принятию крещения в Православной Церкви меня подтолкнуло чтение Владимира Соловьева. А потом у меня засела максималистская мысль Достоевского о том, что служить Богу — не значит только ходить к обедне. Поэтому я пошел в монастырь. Вот так в нем и живу уже почти двадцать лет.

Мы можем вспомнить -й год, когда в Церкви шла дискуссия об общине отца Георгия Кочеткова и о методах его катехизации. Тогда получилось так, что отрицались не собственно способы решения проблем, которые предлагал отец Георгий, а сами проблемы. Но от них мы никуда не делись, они остались до сего дня — это и недостаточная катехизация, и многое иное. Настоящий церковный ответ, на мой взгляд, должен был бы стать таким: «Отец Георгий предложил свой вариант решения проблем; мы его критикуем по таким-то и таким-то причинам, и предлагаем свой вариант (и практический опыт) решения этих же проблем», а не «закидывать шапками» отца Георгия и кричать, что у нас все в порядке и все нормально (я помню, на конференции «Единство Церкви» так и говорилось, что у нас все хорошо, но появился зловредный отец Георгий, который «мутит воду»).

события

  • XIV Международные Рождественские образовательные чтения (30 января 2006)
  • Вызовы времени и пути развития церковной жизни (круглый стол) (21 июня 2006)
  • Церковь и дети (круглый стол) (9 ноября 2006)
  • Подготовка ко Святому Причащению (круглый стол) (27 декабря 2006)
  • Семья в современной церкви (круглый стол) (26 апреля 2007)
  • 1-я международная конференция «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» (28 сентября 2007)
  • Богословие общения (конференция) (22 октября 2010)
  • Съезд РСХД, 2010 (5 ноября 2010)
  • Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи (конференция) (15 ноября 2010)
  • Богословие радости в свете наследия прот. Александра Шмемана (семинар) (26 ноября 2010)
  • Церковь – Богочеловеческое общество (конференция) (23 сентября 2011)
  • Наследие Реформации в контексте межхристианского диалога (конференция) (13 октября 2017)

Выйти из круга начальной внешней воцерковленности

Итак, отвечая на наш вопрос (коль скоро мы его ставим таким образом) — где найти нам духовное наследие, чтобы по его образцу творчески созидать нашу сегодняшнюю жизнь, — стоит, на мой взгляд, обратить внимание на XVIII век, и, не закрывая глаза на церковно-канонические недостатки этой эпохи и отдельные методы неправомерных церковно-государственных действий (вызванных цезарепапизмом), перенять много живого и полезного из этого периода бытования нашей же церковной традиции. Отметим здесь самое важное, на что следовало бы обратить внимание:

1) опора на Священное Писание;

2) уменьшение роли внешней обрядовости и начётничества, что позволяет выявлять подлинную Христову церковность в повседневной жизни христиан;

3) творческое перенимание отдельных черт западной духовности и западного устроения церковной жизни.

Здесь необходимо сделать существенное пояснение. Когда я говорю о таком перенимании, я имею в виду вовсе не современную духовно-церковную жизнь западного мира. Её оценка выходит за рамки моего доклада; достаточно сказать, что если мы ещё не подошли ко многим вещам, которые были продуманы и прожиты западными христианами, то большинство людей в западном мире эти вещи уже перешли, оставили позади; никто, даже самый пламенный западник, не будет отрицать, что в целом «первый мир» сегодня является пост-христианским. Творчески перенимать стоило бы, по моему представлению, опыт раннего протестантизма; временно́й границей тут я бы поставил Великую французскую революцию.

И здесь нужно обозначить контекст такого перенимания. Определяется он главной, на мой взгляд, проблемой нашей сегодняшней церковной жизни, о которой я уже много говорил и писал — проблемой «расцерковления». Это неудачный термин, но за неимением лучшего будем пользоваться им. Что здесь имеется в виду?

Под «расцерковлением» я понимаю следующее явление: существующая на настоящий момент церковная дидактика предлагает входящим в Церковь людям определённую педагогику внешнего воцерковления. Со временем она исчерпывается — из Евангелия очевидно, что христианская жизнь есть процесс непрестанного внутреннего возрастания (Мф. 13, 31; 33), — и «повзрослевших» христиан уже перестаёт питать внешняя обрядовость и усвоенная ими внешнецерковная субкультура.

А педагогики дальнейшего, так сказать, «пост-новоначального» возрастания в христианстве у нас нет, она (не в древних монашеских книгах, а в общей пастырской методологии) не выработана.

Норма воцерковления становится у нас нормой всей христианской жизни, что очевидно не соответствует подлинному смыслу Церкви как институции, назначением которой является всё дальше и полнее вести человека в жизнь со Христом и во Христе. Не получая такой жизни и год за годом ходя по кругу начальной внешней воцерковлённости, люди в конце концов убеждаются в бесплодности этого и выходят из этого круга.

Трагедией здесь является то, что, поскольку у нас нет педагогики дальнейшего возрастания во Христе, человек, оставляя своё новоначалие, оставляет и Церковь, а порой и Самого Христа — потому что в своей новоначальной церковности он на самом деле не получил подлинного опыта жизни во Христе.

Фото: VK/Симбирская митрополия

патологическая речь

переоценка ценностей

  • (Исцеление от «неофитства» происходит) «через некий обязательный внутренний (а иногда внешний) кризис, через непременную, болезненную переоценку
    , скажем так,
    внешних ценностей
    »[3].

идеология осажденной крепости

Верностью идеологии осажденной крепости

, исключительно охранительством не удастся решить миссионерские задачи Церкви и поднять ее авторитет[4].

мыслеформы У Святых отцов нет

  • Не решены многие проблемы богослужения, пастырского окормления и духовничества, молодёжной работы, социального служения[5].
  • Церковь не вынесла соборного осуждения ни католикам, ни протестантам, вопрос границ Церкви и прочие экклезиологические проблемы вовсе не решены Церковью[6].

приемы патологической речи

аппроксимация

Секуляризация… на мой взгляд, является провиденциальным действием божьим (Так! — Ред.) в силу того, что Церковь с чем-то не справилась, с каким-то заданием, вот бог (Так! — Ред.) передал это чему-то внешнему по отношению к церкви, а именно, скажем, действию Просвещения и секуляризации[7].

строчная буква вместо прописной
Слова «Бог», «Божий» со строчной буквы[7].

Библейская аллюзия

  • Суббота для человека, а не человек для субботы.

патологический словарный запас

Абсолютизировать, Абсолютизирующий, Абстракция, Автоматический, Актуально, Антиамериканизм, Антиномичный, Антихристианский, Аполитичность, Аполитичный, Атомизированность, Атомизированный, Атомизировать, Атомизироваться, Бюрократический, Вариативность, Взаимообщение, Византиец, Византизм, Византийский, Влияние, Влиять, Внешнее, Внешний, Внутренняя жизнь, Воспроизведение, Восточные церкви, Вселенскость, Всесторонний, Всецелый, Гарантия, Глубиннейший, Гуманизм, Детальнейший, Дисциплинарно-идеологический, Дисциплинарный, Догматизм, Доктринальный, Духовность, Духовные основы, Евхаристичность, Жизнерадостный, Запрограмированный, Заставить задуматься, Застывший, Изощреннейший, Имперский, Импульс, Инерционный, Инерция, Интенция, Интимнейший, Крайность, Лжесмиренный, Лично, Личность, Магизм, Максимально, Метафизический, Механический, Монашеский идеал, Мракобесие, Направленность, Националистический, Неадекватность, Неинтересно, Неинтересный, Несводимый, Обновление, Обрядовость, Обскурантизм, Община, Общинный, Обязаловка, Однобокий, От лица Церкви, Оцерковить, Очеловечить, Парадигмальный, Парадоксальный, Патернализм, Покаянный, Политический, Полнейший, Правило, Привычный, Призыв, Псевдоаскетический, Рабский, Радость, Радость бытия, Разобщенность, Расцвет, Реализуя, Регламентация, Редукция, Редуцируя, Ритуал, Ритуализм, Ритуальность, Ритуальный, Рутина, Рутинный, Сакральный, Сам по себе, Самоценность, Свободная личность, Свободный, Своеобразный, Советский, Солидарность, Сотворчество, Средство, Субкультура, Субкультурность, Схематически, Трагический, Традиционные ценности, Унывать, Унылый, Уныние, Ура-патриот, Ура-патриотический, Усиление, Усилия, Формальный, Ханжески-нравоучительный, Храмовый, Христианство, Цель, Церковность, Цивилизационный, Шовинистический, Экклезиология, Энтропия, Язык

ключевые слова

  • жизнь
  • Церковь
  • человек
  • Бог
  • Я
  • Церковный
  • Христос
  • любовь
  • Господь
  • сердце
  • душа
  • духовный
  • сегодня
  • Дух
  • Писание
  • благодать
  • Божий
  • вещь
  • слово
  • время

сочинения

  • Петр (Мещеринов), о.
    Беседы о вере и церкви. — М.: Даниловский благовестник (ГУП ИПК Ульян. Дом печати), 2004. — 278 с.
  • Петр (Мещеринов), о.
    О некоторых наших ошибках: [ежедневное миссионерство, учить или учиться?, боимся ли мы свободы, уважать своих детей]. — Москва: Данилов мужской монастырь, «Даниловский благовестник», 2007. — 44 с. — (Приглашение к диалогу). — ISBN 978-5-89101-222-6.
  • Петр (Мещеринов), о.
    Церковь и современность : вопросы и ответы. — Москва ; Киев: Центр православной книги, 2008. — 271 с. — ISBN 978-966-96814-6-1.
  • Петр (Мещеринов), о.
    Таинство покаяния: подготовка и исповедь. — М.: Изд. Совет РПЦ (Ульяновск : Ульяновский Дом печати), 2006. — 44 с. — ISBN 5-94625-145-7.
    Петр (Мещеринов), о.
    Таинство покаяния: подготовка и исповедь. — М.: Изд. Совет РПЦ, 2008. — 45 с. — ISBN 5-94625-145-7.
  • Петр (Мещеринов), о.
    Таинство покаяния: подготовка и исповедь. — М.: Изд. Московской Патриархии, 2009. — 42 с. — ISBN 5-94625-145-7.
  • Петр (Мещеринов), о., Боженов А. В.
    Чашу жизни вкусите… О необходимости для истинного христианина постоянного причащения Святых Христовых Таин. — Москва ; Киев: Центр православной книги, 2008. — ISBN 978-966-96814-4-7.
      Петр (Мещеринов), игумен, Боженов А. В.
      Чашу жизни вкусите… О необходимости для истинного христианина постоянного причащения Святых Христовых Таин. — М.: QUO VADIS, 2010. — 96 с. — ISBN 458717787877.
  • Петр (Мещеринов), о.
    О таланте и смысле жизни. В чем тайна одаренности?. — Даниловский Благовестник, 2009.
  • Петр (Мещеринов), о.
    Проблемы воцерковления. — Quo Vadis, 2010. — 160 с. — ISBN 978-966-96814-3-0.
  • Петр (Мещеринов), о.
    Жизнь в церкви: опыт катехизического изложения. — М.: Лепта Книга, 2011. — 364 с. — (Основы православного мировоззрения, Духовные беседы : практика православного благочестия). — ISBN 978-5-91173-262-2.
  • Петр (Мещеринов), о.
    Жизнь в церкви: про нашу веру. — М., 2022. — 346 с. — (Православная библиотека). — 3 000 экз. — ISBN 978-5-699-94926-7.
  • Петр (Мещеринов), о.
    Начало и становление европейской музыки: [12+]. — М.: Рипол классик : Панглосс, 2022. — 299 с. — (Лекции PRO. История музыки). — ISBN 978-5-386-12297-3.
  • переводы

    • Иоганн Себастьян Бах.
      Тексты духовных произведений / Пер. Петр (Мещеринов), о.. — М.: Центр кн. Рудомино, 2012. — 590 с. — ISBN 978-5-905626-37-1.
    • Тексты духовных произведений: все творения великого мастера / Пер. Петр (Мещеринов), о.. — 2-е, испр.. — М.: Эксмо, 2014. — 590 с. : ил., портр с. — ISBN 978-5-699-73475-7.
    • Иоганн Арндт — Об истинном христианстве: [16+] / Пер. Петр (Мещеринов), о.. — М.: Э, 2016. — 1001, [1] с. : ил с. — (Сокровищница мирового христианства).
    • Валентин Вайгель
      Избранные произведения (перевод) / Пер. Петр (Мещеринов), о.. — М.: Центр книги Рудомино, 2016.
    • Герхард Терстеген — Путь истины: [16+] / перевод с немецкого игумена Петра (Мещеринова). — М.: Эксмо, 2022. — 488, [1] с. — (Сокровищница мирового христианства). — 2000 экз. — ISBN 978-5-699-95132-1.

    Четыре духовных академии, расцвет монашества и рост влияния Церкви

    Иоганн Арндт

    «Избавление от предвзятых мнений» вовсе не означало отказа от святоотеческого Предания; а значило упразднение поверхностного начётничества, характерного для церковности Московской Руси. Эта линия выражалась и на практике – в известной борьбе Петра I со всяким «кликушеством». Это явное влияние Реформации приводило, конечно, к некоторому отходу на второй план, «проседанию» (если можно так выразиться) экклезиологии. Но, по моему представлению, тогда это было положительное явление: после гипертрофированно разросшейся внешней церковности, приведшей к расколу и побудившей Петра I к реформе Церкви, такое «качание маятника» в другую сторону было даже, может быть, и необходимо.

    Второе важнейшее влияние Реформации, после системы духовного образования — это духовная назидательная литература. Я не буду говорить об этом подробно, это тема отдельного доклада. Всем известно влияние предпиетисткой книги Иоганна Арндта на св. Тихона Задонского — и не только на него. По Арндту познавали начала духовной жизни все слои населения России — от императора Павла I до простых крестьян (мы находим их в числе подписчиков на одно из переизданий книги Арндта).

    Менее известно, но отнюдь не менее значимо влияние на свт. Филарета Московского квиетиста Франсуа Фенелона (квиетизм — явление в основном католическое, но очень близкое по духу Реформации, отчего квиетизм и был в конце концов осуждён Римо-Католической Церковью). Образованные слои русского общества читали и пиетистскую, и квиетистскую литературу; первую — в оригиналах, а вторая в конце XVIII – первой четверти XIX века достаточно массово переводилась, и даже по указаниям обер-прокурора Святейшего Синода кн. Голицына рассылалась по монастырям (сочинения мадам Гюйон).

    Как оценивать эту вестернизацию, это реформационное и около-реформационное (в лице квиетизма) влияние на Русскую Церковь? Сегодня, под воздействием всё больше «раскручивающегося» антизападничества, обще-поверхностная оценка этого явления, разумеется, будет крайне отрицательной. Но Евангелие учит нас смотреть на плоды. По плодам их узнаете их (Мф. 7, 20).

    Плоды этой вестернизации — святители Тихон Задонский и Филарет Московский (Арндт и Фенелон нисколько не повредили им), выученик Киевских духовных школ святитель Феофан Затворник (переводивший квиетиста Франциска Сальского) и целый сонм образованного, просвещённого и вместе с тем вполне православного духовенства.

    Это (к началу XX века) четыре духовных академии. Это, как я уже сказал, расцвет русского монашества; это, в конце концов, влияние Русской Церкви — ставшей самой образованной и творчески активной из всех православных церквей — как на мировое православие (Балканы), так и на миссию среди нехристианских народов (Японская и Китайская Церкви).

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]