Почему православные и католики крестятся по-разному


Зачем христиане крестятся

Крестное знамение — особый молитвенный жест руки, которым христиане изображают на себе крест. Это не просто обрядовое действие или религиозное предписание. Крест является главным символом и духовным оружием для верующих и имеет глубокий смысл. Поэтому важно знать, как крестятся православные.


Православное крестное знамение

“Но чем же является Крест? В вещественном смысле это символ, которым мы обладаем. Но этот символ нельзя создать. Значение имеет сила, которая кроется в этом символе. С помощью этой силы Бог Слово объединил несогласных и <�…> вернул к равновесию нашу взбунтовавшуюся природу, подверженную тлению. Он упразднил смерть и дьявола, открыл людям вход в рай, чтобы они смогли вернуться туда, откуда ушли, смогли войти туда, <�…> где есть все Божественные обеты (схимонах Иосиф Ватопедский).

Почему православные крестятся троеперстием и всегда ли так было?

Поделиться

Фото из открытого источника

Крестное знамение — один из главных символов православной веры. Изображая на себе крестное знамение, мы тем самым не только укрепляем свою молитву к Богу, но и выражаем свою принадлежность к православному вероучению. Да-да, крестное знамение с самых древних времен служило именно символом истинной христианской веры. На современном этапе православные христиане крестятся так. Мы складываем вместе большой, указательный и средний пальцы, безымянный и мизинец прижимаем к ладони и таким образом поочередно осеняем лоб, живот, правое и левое плечо. Три пальца мы складываем вместе в знак веры в Святую Троицу, два пальца, прижатые к ладони, являются символом Божественной и человеческой природ Христа.

Для кого-то это может показаться удивительным, но крестное знамение не всегда имело привычный для нас сегодня вид. Древние христиане наносили крестное знамение не тремя, а всего лишь одним пальцем — большим. Причем, крестили они исключительно лоб. Нанесение крестного знамения одним пальцем служило символом, с одной стороны, того, что христиане почитают крест Спасителя, с другой стороны, что они верят в единого Бога — в противовес язычникам-многобожникам. Древняя традиция нанесения крестного знамения только одним пальцем частично сохранилась у римо-католиков, которые во время мессы перед чтением Евангелия большим пальцем правой руки крестят лоб, уста и сердце. В целом же католики изображают крестное знамение при помощи раскрытой ладони, всеми пятью пальцами в знак пяти ран, нанесенных Христу. Причем делают это не справа налево, а наоборот — слева направо.

В древней Церкви форма крестного знамения изменилась примерно в пятом веке. Вместо большого пальца для нанесения крестного знамения стали использоваться сложенные вместе указательный и средний. Причиной послужили вероучительные нестроения. Появились люди, которые стали утверждать, что Христос не был истинным человеком, что Он был только Богом, а плоть Его была подобна призраку. Церковь утвердила, что Спаситель был одновременно истинным Богом и истинным человеком. А измененная форма крестного знамения стала символом православного вероучения. Соединенные указательный и средний пальцы, которыми христиане изображали на себе крест, послужили символом союза природ во Христе. Такой вид крестного знамения стал называться «двоеперстием».

В 13 веке форма крестного знамения вновь изменилась. Греческая Церковь вместо двоеперстия стала использовать привычное нам троеперстие. Все по причине того, что западные христиане стали распространять учение о неравенстве внутри Святой Троицы — якобы Святой Дух уступает в величии Богу Отцу и Богу Сыну. Сложенные вместе три пальца стали символом единства и равенстве трех Лиц Святой Троицы. В Русской Церкви смена двоеперстия на троеперстие происходила крайне болезненно. В середине 17 века по инициативе Патриарха Никона наша Церковь приняла греческую традицию нанесения крестного знамения тремя пальцами. Эта традиция сохраняется до наших дней.

Символика крестного знамения

Христиане исповедуют искупительную жертву Иисуса Христа. Он из любви к грешному человеку принес ее за всех людей. Желая подарить людям вечную жизнь в Царстве Небесном, Сын Божий пришел на землю, воплотившись от Девы Марии. Он взял на себя грехи всего человечества. Христос добровольно принял мучительные страдания и смерть через распятие на кресте. Господь не только спас человека от яда греха. Христос воскрес из мертвых, тем самым победив саму смерть.

“Воскресение Христово запечатлевает победу над диаволом и возвещает освобождение человечества от последнего из последствий греха — телесной смерти” (Олег Давыденков, “Догматическое богословие”).

Согласно христианскому вероучению, каждый верующий в Иисуса Христа христианин воскреснет в последний день для вечной радостной жизни Богом. И именно крест стал знамением победы Христа над грехом и смертью.

“Благодаря Кресту мы уже не блуждаем в пустынях, потому что познали истинный путь, уже не обитаем вне Царства, потому что нашли дверь, не боимся огненных стрел диавола, потому что увидели источник. Благодаря Кресту мы уже не вдовствуем, потому что получили Жениха, не боимся волка, потому что имеем Доброго Пастыря…” (святитель Иоанн Златоуст).

Итак, крестное знамение выражает веру в Иисуса Христа, Его крестные страдания и воскресение из мертвых. Это также исповедание надежды верующих на собственное воскресение и вечную жизнь в Царствии Божием.

«Крест – символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, который невозможно отнять, основание святости» (святитель Иоанн Златоуст).

Крестное знамение – что означает

Крестное знамение – жест, представляющий собой изображение креста движением рук и совершаемый во время и после молитвы дома, в церкви, а также перед входом в храм или выходом из него, кроме того, во время проходящего богослужения.

Для всех верующих крестное знамение имеет огромное значение, по своей сути, перекрестившись, каждый христианин выражает веру в Иисуса Христа, любовь к Богу, благодарность Всевышнему, принесшего себя в жертву за грехи наши, пострадавшего на кресте и принявшего на себя распятие и смерть.

В третьем разделе поклонения жертва теперь жертвуется таинству. Чтение библейского крещения: в Евангелии от Матфея есть раздел, в котором Иисус учит своих учеников раздеться и крестить людей. Родителям и крестным родителям поручено воспитывать ребенка в смысле Иисуса Христа. Личное объяснение: На этом этапе церемонии родители получают возможность объяснить всей церкви, почему ребенок должен креститься. Крещение водой: до фактического крещения освящается крещальная вода. Священник обычно говорит несколько пояснительных слов. Кроме того, член фирмы может рассказать историю, чтобы еще более четко подчеркнуть символическое значение воды. Крещение: крещение состоит из капитуляции головы ребенка с ранее освященной водой. Родитель или крестная мать крестит крестильный шрифт. Священник формально спрашивает имя, на котором ребенок должен креститься. Затем он вытаскивает воду из бассейна и три раза нагревает голову крещения и говорит: «Я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа». Пояснительные обряды: Пять объяснительных обрядов являются символическими деяниями, которые призваны подчеркнуть смысл крещения.

  • Христианское крещение прямо относится к этому призыву Иисуса.
  • Ребенок крестится во имя триединого Бога, Отца, Сына и Святого Духа.

Помазание или благословение должно быть признаком того, что баптист будет действовать в соответствии с Божьей волей.

История возникновения крестного знамения

Наложение на себя креста началось еще в первые века христианства. Известно, что еще в апостольские времена последователи Христа делали на теле начертание креста. Правда, только одним перстом. К IV веку появляется известный нам так называемый «широкий крест». При нем крестом осеняли голову, живот и плечи, однако по-прежнему делали это одним пальцем. В этот период зарождается обычай крестить не только себя. С тех пор крестом благословляют предметы обихода при совершении повседневных дел.

В IX веке начала распространяться ересь монофизитства. Это учение, которое признавало в Иисусе Христе единственную, лишь Божественную природу. Его человеческое естество отрицалось. Для подтверждения своих взглядов они приводили единоперстное крестное знамение. Поэтому православные христиане стали использовать для наложения на себя креста два пальца. Это явилось знаком символического исповедания двух природ Господа Иисуса Христа.

В XII веке возникла необходимость введения отличий православных христиан от последователей еретического направления — несторианства. Это ересь, отрицавшая Божественную природу Христа и признававшая Его за человека, в Котором жил Бог. Греческими Православными Церквями именно тогда было определено, как крестятся православные. Было принято решение использовать привычное для нас трехперстное крестное знамение, означающее почитание Святой Троицы.

На Руси троеперстие укоренилось лишь в XVII веке после церковных реформ патриарха Никона. В этот же период появляется так называемое “именословное перстосложение”. Это особое сложение пальцев, которое используют только священнослужители для благословения молящихся. Пальцы при этом складываются таким образом, что образуется имя Иисус Христос. Два пальца складываются в виде креста, два — в виде буквы “Х”, вытянутый вверх мизинец означает букву “И”.

Сразу начнем с самого главного: сегодня в Европе все крестятся неправильно – как и неправильно объясняют символику этого акта. А вот правильно крестятся только православные эфиопы – это древнейшая церковь, которая прямо унаследовала традиции еще иудеохристиан из Израиля через Египет в третьем столетии (за 700 лет до крещения Руси). Православные эфиопы делают мальчикам обрезание после рождения, именуют библейских персонажей иудейскими именами, держат в каждом храме копию Ковчега Заветов, не признают Троицу, как и решения вселенских соборов, в которых отказались участвовать. И крестятся они архаично, как и крестились все первые христиане: двумя пальцами – указательный держат прямо и вертикально, а средний полусогнут, сама ладонь обращена к человеку перпендикулярно, что вместе символизирует крест. То есть, как бы в руке держишь крестик. Тут и весь смысл: они КРЕСТОМ ИЗ ПАЛЬЦЕВ себя осеняют – а не просто набором пальцев или жменькой, что креста никак не составляет.

Крестом из пальцев крестились все древние христиане с апостольских времен. Такие изображения мы находим на мозаиках римских храмов: образ Благовещения в Усыпальнице св. Прискилы (III век), изображение Чудесного лова в церкви св. Аполлинария (IV век) и т. д. Но с распространением христианства в Европе и Азии изначальный смысл был утрачен, а вместо него стали молиться просто двумя пальцами, что было закреплено после четвертого вселенского собора (V век), когда был выражен догмат о двух природах во Христе.

Смысл стали вкладывать совсем иной. Вот как об этом пишет энциклопедия:

«При двуперстном сложении большой, мизинец и безымянный складываются вместе, что символизирует Святую Троицу. Средний и указательный остаются выпрямленными и соединенными между собой, при этом указательный держится прямо, а средний слегка согнут, что символизирует две природы в Иисусе Христе – божественную и человеческую, причем согнутый средний палец указывает на умаление (кенозис) божественной природы во Христе. В отличие от троеперстия при крестном знамении старообрядцев акцентирована искупительная жертва Иисуса Христа, посему слова, с которыми совершается крестное знамение, повторяют Исусову молитву: Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго».

Однако напомним, что православные эфиопы отрицают Троицу и вкладывают совсем иной смысл, просто-напросто изображая пальцами крест. Но в мире распространилась традиция креститься уже прямыми двумя пальцами.

Ещё до крещения Руси, в 893 году, двуперстие упоминается как употребляемое у несториан. Это ответвление христианства считалось в Европе ересью и было широко распространено в восточных странах, где нравилось всем тиранам тем, что несторианство обожествляло власть, ставило правителя в ранг «богоцаря». Что по сей день находит свое отражение в Русской православной церкви, которая оставалась и остается по сути своей несторианской. Но по форме несколько поменялась – что и связано с реформами Никона.

Татаро-монголы, которые в 1240-х годах установили свою власть в финском Залесье (будущей Московии), были вовсе не язычниками, а православными несторианами. В том числе сын Батыя Сартак (был кровно побратим с Александром Невским) был несторианской веры, в которую охотно перешли и московские князья. Обожествление власти укрепляло их позиции и тешило тщеславие, ведь паства теперь молилась в храмах не только фрескам с изображениями царей Орды (которые выступали ровней Иисусу), но и фрескам с изображениями своих московских князьков.

Кстати, именно отсюда вязалась традиция РПЦ обожествлять своих правителей – Александра Невского, Дмитрия Донского и прочих, ведь во времена несторианской Орды они и были не просто «святыми», а считались «богоцарями», их фрескам молились в храмах как своим богам.

В ордынское время произошел принципиальный раскол между религией Московии-Орды и религией Руси. В Русской православной церкви Киева категорически отвергали ересь несторианства, принятую в Москве со времен Сартака («куратора» финского Залесья, Суздальской земли), и считали московитов схизматиками, которые молятся не Богу, а своим царям Орды и князькам.

Правителям Московии это крайне не нравилось (а их несторианская вера не считалась тогда ни русской, ни православной, даже вообще «не христианской» по запискам иностранных путешественников; только в 1589 году Борис Годунов смог уговорить греков признать в Москве патриархию и название «Русская православная церковь», которое с крещения Руси принадлежало только митрополии Киева – в ответ на что Киев, протестуя, пошел в 1596 на заключение Унии).

Напомним, что в 1461 году ордыно-московское несторианство окончательно поругалось с греками и объявило о своей автокефалии, которая длилась рекордно долго для христианства – почти полтора века! В этот период в Московии и ее ордынском окружении была своя автокефальная несторианская вера – и совсем иная вера была на Руси, вера от крещения Руси, истинная. Поэтому неудивительно, что Иван Грозный, захватив Новгород, Псков, Тверь и Полоцк, первым делом уничтожил там все православное духовенство истинной русской веры (включая даже монахов), разграбил и разорил все православные храмы. А Новгородского епископа РПЦ Киева женил на кобыле, потом привязал его к этой кобыле лицом в круп, так с позором довез до Москвы, где его повесил под улюлюканья толпы московитов-несториан.

Все это сегодня табу для идеологов РПЦ и историков России – по понятным причинам, но как раз по понятным причинам ясна и ненависть Ивана Грозного к русскому православию. Как писал Лев Гумилев, только за один раз московский деспот ввел в ранг «святых» своей автокефальной несторианской религии около 40 татарских мурз – за то, что они перешли с татарскими народами на его службу, принимая московскую веру. Подобный произвол «наглым образом» отказывалась принимать РПЦ Киева – а посему войны объединенной Иваном Грозным Орды против русских княжеств тогда носили именно религиозный характер.

Но даже после «мира» с греками, которые в 1589 г. подарили Борису Годунову патриархию в Москве и само название «Русская православная церковь Москвы», и самих этих греков в Московии считали «гадкими иноверцами». Их делегацию пригласили на чествование избрания в цари первого Романова, но греки именовались в бумагах «нехристями», а после встречи с ними (как и с послами из ВКЛ) московит был обязан тщательно вымыть руки и помолиться – дабы они не нарушали своей «демократической скверной» несторианские устои обожествления московской власти.

А теперь самое время вернуться к вопросу о пальцах.

КАК КРЕСТИЛИСЬ В ВКЛ

Ученый Борис Успенский в очерке «Троеперстие: киевский след» пишет:

«Двуперстное крестное знамение было принято в Византии во время крещения Руси и естественным образом оттуда было заимствовано русскими. По всей видимости, двуперстие было заменено троеперстием у треков в XII-XIII вв. Таким образом, исторически речь идет о противопоставлении старого и нового греческого обряда; в актуальном сознании эпохи это противопоставление воспринималось, однако, как противопоставление русской и греческой традиции».

Эта трактовка вызывает большие сомнения, так как в этом «раскладе реалий» не учтена роль несторианской Орды. Не следует забывать и тот факт, что в 1273 году, еще задолго до венчания московского князя Ивана III с Софьей Палеолог, правитель Орды Ногай женился на дочери византийского императора Михаила Палеолога – Ефросинии Палеолог. И принял православие (как и двуглавого византийского орла в качестве официального герба Орды).

Но в любом случае неверен вывод историка. В период автокефалии Москвы это было вовсе не «противопоставление русской и греческой традиции», а противопоставление русской традиции РПЦ Киева (где стали креститься на греческий манер тремя пальцами – что вполне понятно, ведь РПЦ Киева была греческой митрополией) – и традиции несторианства Орды-Московии (где по несторианской традиции крестились двумя пальцами – ведь Москва объявила себя независимой от православного мира и от греческой церковной власти).

Есть четкие свидетельства о том, что русские православные ВКЛ крестились тремя пальцами. Отсюда понятна еще одна причина Ивана Грозного ненавидеть православие свободной Руси: на Руси крестились тремя пальцами, а на Московии-Орде – двумя пальцами по традиции несторианства.

Борис Успенский пишет:

«В нашем распоряжении находится источник, который позволяет сделать некоторые предположения на этот счет, – это записки Ульриха фон Рихенталя, жителя города Констанца, о Констанцском соборе 1414-1418 гг. Участником этого собора был митрополит Григорий Цамблак, поставленный 15 ноября 1415 г. епископами Литовской Руси по настоянию великого князя Витовта на митрополию Киевскую и всея Руси.

Цамблак прибыл в Констанц 19 февраля 1418 г. и вскоре по прибытии – по всей видимости, в воскресенье 20 февраля – отслужил здесь литургию. Ульриху фон Рихенталю довелось присутствовать на этой службе, и он оставил подробное ее описание; ему, как иностранцу, были интересны все детали увиденного – и он отмечает то, что не отметил бы русский наблюдатель, хорошо знакомый с церковной службой; в частности, он описывает то, как крестились Цамблак и окружающие его священнослужители.

Вот что сообщает Рихенталь: «Затем в субботу 19 февраля <�в Констанц> въехал высокочтимый господин, господин Георгий, архиепископ Киевский из земли белых русских, что около Смоленска. Под ним <�в его управлении> находятся 11 епископов, и он исповедует греческую веру… Как только архиепископ Киевский обосновался на месте, он повелел устроить в своем доме престол, где он и его попы могли бы отслужить литургию. Эту литургию, так же, как и престол, видел я сам, Ульрих Рихенталь, и один доктор теологии, которому архиепископ разрешил присутствовать. Я попросил его <�доктора>, чтобы он взял меня с собой, что тот и сделал».

Затем следует описание богослужения, ценное для историка русской церкви. Здесь, между прочим, читаем: «…и каждый трижды осенил себя крестом, и это было так. Каждый прикоснулся ко лбу тремя пальцами правой руки и поднес пальцы вниз на грудь и оттуда на правое и левое плечо. И так они крестились <�делали крест> много раз во время литургии».

Итак, насколько можно понять из данного описания, Григорий Цамблак и его окружение крестились тремя перстами. Это одно из наиболее ранних свидетельств о троеперстии на Руси. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что свидетельство это относится к представителям Литовской (Юго-Западной) Руси. Соблазнительно было бы сделать отсюда вывод о том, что троеперстие приходит в Великую Россию не из Константинополя, а из Киева. Мы знаем, что никоновские реформы, субъективно ориентированные на греческую церковь, объективно испытывали влияние церковной традиции Юго-Западной Руси.

…В данном случае Никон, по-видимому, непосредственно ориентировался на греческую церковную традицию».

Увы, Борис Успенский не до конца смог разобраться в этом вопросе, так как упустил главное – исторический и политический контекст реформ Никона.

КАК ЭТО БЫЛО

В Московской церкви двуперстие отменено в 1653 году патриархом Никоном, это решение было утверждено в 1654 году собором епископов (кроме Павла Коломенского).

С этой же датой связаны два важнейших события: союз Восточной Украины с Ордой-Московией и начало войны Москвы против ВКЛ-Беларуси 1654-1667 годов, в которой царь поставил своим войскам целью «Унии не быть, Латинству не быть, Жидам не быть» и уничтожил у нас половину населения.

Главная задача татаро-московитов состояла в том, чтобы обратить русинов-украинцев и литвинов-беларусов в свою несторианскую московскую веру, которая автоматически означала и присягу «богоцарю» Москвы (и закабаляла крестьян уже не просто в феодальное рабство, но уже в крепостное ментальное, ведь крестьянин становился рабом не феодала, а «БОГА»).

Вера и присяга царю для московитов были неразделимы, потому они за измену присяге карали чисто религиозными казнями – например, вырезали всех до младенца жителей города Бреста, насадив тела убитых на колья в оврагах – чтобы их съели дикие звери, не дав Иисусу воскресить этих погибших. Населению Бреста вменялось в вину, что они не просто «присягу царю предали», а якобы предали несторианскую веру московитов, где царь – это бог.

Но вот проблема: на Руси в ВКЛ все молятся тремя пальцами и считают татаро-московитов схизматиками за их несторианское двуперстие. И вряд ли станут подчиняться задаче «объединения в московскую веру», так как все на Руси ясно знают, что троеперстие – это и от старых традиций дедов Руси, и от Византии, от греков, от вообще русской Митрополии РПЦ Киева.

Так что же делать? Этот вопрос стал главным для царя Алексея Романова, когда он в 1653 г. обсуждал со своими московскими «стратегами» (в том числе церковными) планы оккупации Украины (Руси), Беларуси (Литвы) и Польши.

Долго думали, головы ломали москвичи. В итоге надумали: а давайте для ассимиляции «белорусцев» (такое название придумали для обращенных в московскую веру жителей оккупированных территорий) – пойдем им навстречу и чуть-чуть изменим на манер русской и греческой традиции наши обряды и иное. Давайте, чтобы не отличаться от «белорусцев», тоже станем креститься тремя пальцами.

– Мы от этого не рассыплемся, – сказал Алексей Романов. – Зато завоюем таким обманом огромные пространства и заставим другие народы мне присягнуть.

– Отличная идея! – поддержал Никон. – Но как быть, если у нас кто-то не захочет такой реформы?

– Казнить таких, – последовал ответ.

Так или не так шло это обсуждение плана вторжения в ВКЛ, но по сути именно в таком ключе. И именно большие военные планы по захвату огромных западных земель стали причиной этой реформы Никона, которая без рассмотрения этого главного аспекта кажется со стороны просто нелепой.

В принципе, не имеет никакого значения, креститься двумя пальцами или тремя. Ведь на Поместном Соборе РПЦ 1971 года все дониконовские обряды Москово-Орды, включая двуперстное крестное знамение, были признаны легитимными. А у католиков вообще не важен этот нюанс – можно хоть ладонью креститься (а безруким хоть ногой). Но вот именно тогда, при начале войны 1654-1667 годов, это имело политическое значение для захвата новых земель. Для мимикрии под захватываемое население исторической Руси и исторической РПЦ Киева.

Однако многие в Московском государстве не пожелали подчиняться этим «непонятным» для них реформам – ведь никто им сути не объяснял («важной, государственной, экспансионистской»). Появились как реалия «староверы», каковых властям Московии и затем России уже при Петре приходилось не просто преследовать, но и сжигать их поселения, а то и заниматься религиозным геноцидом. Сотни тысяч староверов сбежали в ВКЛ и другие страны, а в восемнадцатом столетии из лишь Московской губернии в ВКЛ-Беларусь сбежало около 10% населения, из которых многие – староверы.

Ко времени разделов Речи Посполитой эти беглецы из России (изгнанные оттуда за свое православие) составляли в Беларуси порядка 6,5% населения, жили компактно в своих селениях староверов, главным образом в Восточной Беларуси (и живут сегодня). Вопреки лжи российского официоза, у нас их никто не преследовал – это как раз мы в ВКЛ приютили тех православных, которых гнобили в России. Оттуда православные к нам бежали в огромнейшем количестве – именно из-за преследований православия в России.

А причина проста: в ВКЛ никому не было дела до того, как кто крестится и вообще кто во что верит. Потому что у нас никогда не обожествляли власть. А вот в России если кто-то крестится иным набором пальцев, кроме «данного властями народу», то это какой-то «заговорщик против царя и властей».

Итак, сделаем выводы. Троеперстие религия московитов переняла у ВКЛ – в рамках ожидаемого захвата наших земель в агрессии 1654 года против нас. Но война была проиграна, пришлось подождать до 1839 года, когда указом царя была ликвидирована наша униатская вера беларусов.

А что касается того, как правильно складывать пальцы при крещении, то имеет смысл только исконное, от эфиопского православия, где согнутый средний палец создает подобие креста. Причем – это, наверно, было важно в каком-то 3-4 столетии, а то и при Нероне в Риме, когда или христианам запрещали носить крестики (в рамках гонений на христиан), или по бедности своей не всякий мог иметь нательный крест из металла.

А тут сложил в крест пальцы – вот тебе и нательный крест. Как говорил Филиас Фог в романе Жюль Верна, «используй то, что под рукою, и не ищи себе иное». Просто и практично…ли по бедности своей не всякий мог иметь нательный крест из металла. о православия, гд

Как крестятся другие христиане

Стоит отметить, что не все современные христиане крестятся троеперстием — так, как крестятся православные. Так, например, католики накладывают крестное знамение всеми пятью пальцами. Это означает пять язв, нанесенных Иисусу Христу при распятии на Кресте.

Протестанты же вообще считают недопустимым почитание Креста, поскольку воспринимают его как орудие смерти и поругания Господа. Однако будем помнить слова апостола Павла:

“Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего…” (Гал.6:14).

Любопытен факт, что современные египетские христиане — копты — не носят нательный крестик. Они запечатлевают на себе крест в виде татуировки на запястье. По одной из версий, эта традиция берет свое начало в VII веке, когда властями Египта было запрещено ношение нательного креста. Тогда христиане стали рисовать знак креста на своем теле как символ своего вероисповедания. Сегодня такой знак наносится в том числе и на случай внезапной смерти. Чтобы, например, после автомобильной катастрофы, египтянину-христианину не быть похороненым по мусульманскому обряду.

Как правильно креститься

Как крестятся православные, как правильно складывать пальцы при крещении?

Прежде всего — правой рукой. Необходимо сложить вместе, как бы в пучок, большой, указательный и средний пальцы. Оставшиеся два пальца – безымянный и мизинец – плотно прижимаются к ладони. Такое сложение пальцев не случайно и имеет глубокий смысл.

Сжатые вместе три пальца выражают веру в Единого Бога, троичного в лицах – в Бога Отца, Сына и Святого Духа. Прижатые к ладони пальцы говорят о том, что Иисус Христос был равно как Богом, так и Человеком, то есть имел две природы. Сам жест прижатия пальцев олицетворяет смирение Господа Нашего Иисуса Христа, Который принял на Себя образ раба и пострадал за грехи всего человечества.

Сложенными таким образом пальцами с большим благоговением и вниманием сначала касаемся лба, освящая тем самым разум и мысли. Затем переводим руку на живот, благословляя эмоции и чувствования. Потом дотрагиваемся сначала к правому, а затем к левому плечу. Таким образом мы освящаем свои физические силы и здоровье. Только после полного крестного знамения, опустив правую руку, совершаем небольшой поклон.

Важно следить, чтобы небрежным или несвоевременным поклоном как бы не поломать наложенный крест. Крестное знамение – важнейший символ христианства и потому нельзя креститься как бы впопыхах, нерадиво и пренебрежительно. Этим выказывается неуважение Богу, демонстрируется дерзость и своеволие. А следовательно, совершается грех кощунства.

О таком крещении Иоанн Златоуст сказал: «Такому неистовому маханию бесы радуются».

Существует множество свидетельств того, как с верою и благоговением наложение крестного знамения творило чудеса и защищало от напастей.

Так, в сборнике жизнеописания монахов Египта “Лавсаик” (419-420 гг.) упоминается случай, как авва Дорофей безбоязненно выпил воды, набранной из колодца, в котором была ядовитая змея, осенив прежде кадку с водой крестным знамением.

Старец Паисий Святогорец рассказывал историю, как один православный священник с помощью крестика смог победить магические фокусы колдуна с Тибета, после чего тот стал христианским проповедником (“Духовная борьба. Слова. Том III”).

Почему христиане крестятся по-разному

У многих людей в мире часто возникает вопрос, почему православные и христиане крестятся по-разному, что в действительности означает знак крещения и как правильно креститься? Почему крестятся сверху вниз, а не иначе, почему по-разному сгибают пальцы? На некоторые из этих вопросов мы постараемся ответить в данной статье.

В Православной Церкви есть два типа складывания пальцев: двух и трёх поточные. Православные верующие складывают вместе три пальца. Это они символ Пресвятой Троицы. Знак креста является видимым свидетельством веры, он является сакральным. Складывание пальцев у них происходит особым образом.

Берутся 1-й, 2-й и 3-й пальцы правой руки и соединяются вместе. Они нежно касаются подушечками. В это же время 4-й и 5-й прижимаются к ладошке. Пальцы, собранные друг с другом, демонстрируют их триединую веру в неразлучную Троицу. Те пальцы, что касаются ладошки, показывают, что Иисус, являясь сам Богом, воплотился в человека. Это его две сущности. При крещении православные сначала соединёнными перстами касаются лба, просветляя таким образом разум.

Следующим движением они касаются живота там, где находится солнечное сплетение. Этим движением верующие освящают внутренние ощущения. Затем идёт правое плечо, а за ним левое. Таким образом освящаются телесные силы человека.

Правая сторона у православных означает добро, Небесные Врата, а левая является злом, Адом. Когда верующие крестятся не во время моления, они внутренне вспоминают Отца, и Сына, и Святого Духа. Так они выражают желание служить Богу и жить по его законам. Перекрестившись, православные совершают поклон. Этим они сознают свою греховность перед Богом, совершая знак смирения перед Ним. В этом заключается смысл молитвенного поклона.

Креститься люди начали ещё в апостольские времена. Великое знамение коснулось и христиан, живущих в наше время. Православные христиане, проходя мимо храма, останавливаются и осеняют себя крестным знамением и поклоняются ему. Они вознаграждают славу Божию Иисусу Христу. Знак крещения даёт православным силу совершать праведные поступки и побеждать дурные. Крещение тремя сложенными в щепоть пальцами и двумя, касающимися ладошки, стало принято у православных после Никоновского реформирования.

Направление жеста справой стороны на левую говорит о главенстве Божественного над дьявольским. Когда христианство ещё только стало зарождаться, его приверженцы использовали для крещения только правый указательный палец. Им они касались сначала лба, затем груди и рта.

Позднее крещение стало проводиться двумя перстами. Потом этот ритуал стал совершаться и всей дланью. Спустя какое-то время, верующие стали при крещении сначала прикасаться к левому плечу, следом к правому и животу. Лишь в XVI веке живот был заменён грудью. Спустя сто лет, те, кто не придерживался этого правила были объявлены еретиками. Двумя перстами крестят мирян только священнослужители во время религиозных мероприятий.

В католицизме нет принятого единого жеста, используемого при крещении. Всё, что применяют католики, считается правильным. Однако некоторые правила всё же имеются. Подобно православным, католические христиане используют при крещении правую руку. Но в католицизме при крещении направление руки другое. На самых ранних этапах становления христианства и западные, и восточные приверженцы католицизма крестились почти одинаково.

Они выполняли переход от правой стороны на левую и совершали это тремя пальцами. Позднее западные католики стали совершать этот ритуал в обратном порядке. При этом они стали использовать всю ладонь. В католицизме есть несколько способов соединения перстов. В одном их них верующие соединяют вместе правые 1-й и 4-й персты. В это же время 3-й и 2-й тоже касаются друг друга боками. Это показывает двойственную природу Иисуса. Это касается в основном западных католиков.

При другом варианте складываются вместе 2-й и 1-й персты. Такой обряд больше принят у греко-католиков. Ещё в католицизме можно креститься и целой пятернёй. Ладошка в этот момент полностью расправлена, четыре перста выпрямлены, а большой лежит на ладошке.

Данный жест католики связывают с пятью ранами Иисуса Христа. Как и в православии, в католицизме правая сторона связана с добром, а левая со злом. Однако католики первым касаются плеч слева направо. Это движение символизирует исход от человеческого к божественному. А осенение креста в обратном направлении – от Бога к человеку. Есть ещё одно различие в совершении ритуальных движений у католиков и православных. Католикам присуще при крещении себя или другого человека совершают движения только с левой стороны на правую.

Совершая крещение, верующие обоих церквей вкладывают в этот жест несколько разные значения. Католическим движением руки слева направо верующие показывают путь от тьмы к свету, от злого к доброму. У православных жест справа налево означает победу над всеми грешными и дьяволом.

Все исповедующие христианство считают, что левая сторона – это место дьявола. Раньше у католиков было единого правила крещения. Они осеняли себя справа налево и слева направо. Однако к концу ХVI века было установлено единое направление крещения слева направо. Остальные варианты стали под запретом.

Кроме западных есть ещё и восточные греко-католики. Они тоже признают себя частью Римско-католической церкви. Однако их обычаи больше похожи на принятые в православии, это касается и форма крещения. Верующие крестятся той же рукой, складывая три перста вместе.

И точно также, как и православные совершают движение сверху вниз и справа налево. Особенно много таких католиков на Украине. Иногда они вместо живота касаются ребра, символизируя этим проколотое ребро Иисуса. Все варианты нанесения крестного знамения, принятые у христиан разных церквей, являются только положительным сигналом, несмотря на разную их интерпретацию.

Похожие записи:

Как крестятся православные

Разберемся, почему православные крестятся справа налево.

Если взглянуть на то, как священнослужители крестят окружающих, то мы увидим, что и католический, и православный священники делают это слева направо (глядя от себя). Мы, молящиеся, принимая благословение, видим этот жест справа налево.

По этой аналогии, крестясь справа налево, православные верующие считают, что не они сами осеняют себя крестным знамением, а получают благословение извне, от самого Бога. Кроме того, перемещение руки справа налево символизирует победу Господа над грехом и дьяволом.

Когда нужно креститься

Полно и образно на вопрос «когда нужно креститься» отвечает преподобный Ефрем Сирин (306-373 гг.):

«Вместо щита ограждай себя честным Крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. И не рукою только полагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай им всякое свое занятие, и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и восстание, и постель свою, и любое служение… Ибо весьма крепко это оружие, и никто не может никогда сделать тебе вреда, если ты им защищен” (Собрание творений, том 2).

Крестное знамение сопровождает православного христианина в каждом деле. В начале молитвы и в конце, при благословении пищи и благодарении после трапезы, прежде чем выйти из дома, перед сном…

Как писал Тертуллиан (раннехристианский писатель и теолог) еще в начале III века: «Мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие» («О венце воина»).

Но важно не только уделят внешнее внимание, как крестятся православные. Главное совершать крестное знамение со страхом и благоговением, осознавая святость и величие данного жеста.

«Когда ты запечатлеваешь себя крестным знамением, представляй в мыслях все значение креста, и ты угасишь гнев и все остальные страсти» (святитель Иоанн Златоуст).

Когда нужно креститься во время молитвы в храме

Особое место в жизни христианина занимает церковное богослужение. Во время службы есть определенный порядок совершения молитвенного жеста. Это касается поклонов, которым должно заканчиваться крестное знамение.

Поклон свидетельствует о нашем смирении перед Богом, готовности служить Его славе и следовать Его воле. Существует два вида поклонов: поясные и земные. Из их названия нетрудно догадаться, как правильно их совершать. При поясном поклоне мы сгибаем спину в пояснице таким образом, чтобы рука коснулась пола. При земном поклоне наша голова склоняется пред Господом до самой земли, для чего мы становимся на колени.

Когда нужно креститься с поясными поклонами

1) Чтя и уважая храм как дом Господень, нужно перед входом и выходом из него три раза перекреститься с поясным поклоном.

2) Одно из самых частых песнопений во время богослужения — возглас «Господи, помилуй», то есть «Подай, Господи».

3) Перед началом чтения Символа Веры, Апостола, Евангелия, молитвы Отче наш. После завершения чтения Евангелия также необходимо поклониться.

4) Во время молитвы «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

5) Подсказками для совершения поясного поклона служат такие возгласы, как «поклонимся», «припадем», «Аллилуиа», «Придите, поклонимся», «Слава Тебе, Христе Боже».

6) При благословении священником молящихся Крестом, Чашей со Святыми Дарами, Евангелием.

LiveInternetLiveInternet

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ

Крестное знамение – крестообразное осенение себя или кого-либо. Для этого православные складывают вместе большой, указательный и средний пальцы (персты) правой руки, а безымянный и мизинец пригибают к ладони. Три первых пальца выражают нашу веру в Пресвятую Троицу, два отогнутых обозначают два естества во Христе – человеческое и Божеское. Сложенные так персты сперва кладут на лоб, потом на живот, затем на правое и левое плечи.

(Из православного катехизиса)

Крестное знамение, накладываемое человеком на себя, имеет великую силу. Наверное, поэтому на протяжении всей истории Церкви сам образ и способ перстосложения непрерывно вызывали споры и расколы в среде христиан. Самый болезненный для нас раскол произошел в XVII веке при патриархе Никоне, когда веками укрепившееся на Руси двуперстие было объявлено ложным и заменено на нынешнее троеперстие. Старообрядцы, несмотря на все гонения, и по сей день остаются верны двуперстию (складывают указательный и средний пальцы, а большой присоединяют к двум малым). Спустя более чем три века Церковь признала равночестность обоих видов перстосложения – и то, за что при Петре I можно было жестоко поплатиться, теперь нередко можно увидеть в православных храмах.

Признание равночестности обоих видов перстосложения в 1971 г. не следует считать лишь данью «икономии», своеобразным компромиссом, жестом Церкви в сторону подвергшихся гонениям старообрядцев. Большую роль тут сыграли археологические и архивные изыскания, проведенные в XIX веке.

27 ноября в своем выступлении на конференции, посвященной 200-летию единоверчества в России, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл заявил, что Патриарх Никон, «изменяя русские богослужебные чины и обряды по современным ему греческим образцам, исходил из ошибочного взгляда, что существующие у нас с греками разности в чинах и обрядах растлевают нашу веру». По мнению митрополита Кирилла, приведенные Собором 1656 года основания для замены двуперстия на троеперстие «более чем сомнительны», а следовательно, и клятва, наложенная на «двуперстников» как на еретиков, «более чем неосновательна».

Именно для понимания того, что образ перстосложения не может служить нашему разделению, важно знать историю его установления.

Действительно ли, как верит Церковь, крестное знамение употреблялось в первые века христианства? Об этом имеются несомненные свидетельства. Так, св.Иоанн Златоуст говорит: «Когда знаменуешься крестом, то представляй всю знаменательность креста… Не просто перстом должно изображать его, но должны сему предшествовать сердечное расположение и полная вера».

Св.Епифаний говорит о некоем знакомом ему православном муже Иосифе, что он, «взяв сосуд с водою собственным своим перстом напечатлел на нем крестное знамение». Заметим, в обоих случаях говорится об одном персте

, коим следовало креститься. Об употреблении одного перста в крестном знамении говорят затем блаженный Иероним, блаженный Феодорит, церковный историк Созомен и другие.

Знаменовали себя крестом в первые века христианства также иначе, чем теперь: указательным перстом изображали тогда крест обычно на челе или же на отдельных частях тела (на груди, например).

Древнехристианское единоперстие с течением времени, начиная с IX века, стало заменяться в Православной Греческой Церкви двуперстием

, которое, вытеснив собою единоперстие, сделалось у греков господствующим. Это подтверждается несомненными свидетельствами. Наиболее раннее и очень важное свидетельство об употреблении греками двуперстия принадлежит несторианскому митрополиту Илии Гевери, жившему в конце IX – начале Х века. «Яковиты, – пишет он, – осеняя себя одним перстом слева направо, означают этим, что веруют во единого Христа – приведшего искупленных от греха (слева) к благодати (направо). Несториане и мелхиты (т.е. православные, как их тогда называли), изображая крест в знамении двумя перстами – справа налево, исповедывают тем свое верование, что на кресте человечество и Божество были вместе соединены, что это было причиной нашего спасения и что вера началась с правой стороны, а неверие, заблуждение, прогнаны с левой».

Кроме Илии Гевери, уже давно были известны еще два свидетельства из XII века, что православные употребляли тогда в крестном знамении двуперстие. Так, один грек XII века обличает латинских архипастырей в том, что они благословляют пятью перстами, а знаменуют себя, подобно монофелитам, одним перстом, «между тем как персты в знаменованиях должны быть располагаемы так, чтобы ими обозначались два естества (во Христе) и три лица (в Божестве)», т.е. правильным перстосложением считает именно двуперстное.

Использовали двуперстие не только в Сирии, но и в Константинополе. Так, император Мануил Комнин в 1170 году послал к армянам одного из константинопольских ученых Феориана для богословских собеседований с ними.

Описывая эти собеседования, Феориан сообщает об упреке константинопольским грекам, представителем которых был Феориан: «Для чего вы изображаете крестное знамение двумя перстами? Не разделены ли персты, как особые один от другого? Cледовательно, по-вашему и два естества Христовы разделены между собой?» И тут Феориан подтвердил, что константинопольские греки действительно крестятся двумя перстами по таким-то основаниям. Значит, в 1170 году в Константинопольской Церкви в крестном знамении, несомненно, употреблялось двуперстие, которое служило и признавалось тогда внешним наглядным признаком, отличающим православных от монофизитов.

Почему греки древнее первохристианское единоперстие в крестном знамении заменили потом у себя (не позже начала IX века) двуперстием – понятно. Когда появилась ересь монофизитов, то она воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения – единоперстием – для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали употреблять в крестном знамении двуперстие, как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе.

Борьбою и постоянным соседским жительством с монофизитами объясняется то, почему двуперстие так долго держалось в Константинопольской Церкви и потом между сирийскими православными христианами, и почему троеперстие

– эта, по-видимому, самая естественная для христианина форма перстосложения – могло сделаться в Греческой Церкви господствующим обычаем только в позднейшее время, когда уже окончательно прекратилась борьба с монофизитством. Здесь же причина и того, почему в Западной Церкви, не соприкасавшейся непосредственно с монофизитами, троеперстие встречается ранее, чем у греков.

Греки, в свое время изменившие древнехристианское единоперстие на двуперстие, которое продолжалось у них более четырехсот лет, переменили, наконец, у себя двуперстие на троеперстие. Причина состояла вовсе не в том, чтобы двуперстие или единоперстие было признано неправильным или неправославным. Просто одноперстием воспользовались еретики-монофизиты, связавшие с ним, к соблазну православных, свое еретическое учение, так что единоперстие стало символом монофизитства, а двуперстие – православия.

А потом и от двуперстия греки отказались не потому, что оно сделалось само по себе неправославным. Дело в том, что на смену монофизитства пришло другое еретическое учение – несторианство. Несториане всегда строго держались двуперстия, так как они соединили с ним свое еретическое учение о соединении во Христе двух природ. В двуперстии они видели символическое выражение и подтверждение своего еретического учения. Это и стало толчком к тому, что Константинопольская Церковь заменила у себя двуперстие на троеперстие, выражающее главный, основной догмат христианства – учение о Святой Троице. Эта перемена в крестном знамении у греков – из двуперстия в троеперстие – произошла в конце XII века и продолжалась до конца XIII, когда оно у них сделалось, наконец, господствующим.

Русские, а ранее и другие православные славяне, приняли от греков христианство в то время, когда, как мы видели, в Константинопольской Церкви двуперстие в крестном знамении признавалось единственно правильным. Церковные иерархи, присланные из Константинополя, передали русским весь греческий церковный обряд и чин. Понятно, что греки прежде всего научили их творить на себе крестное знамение таким же образом, как сами творили его в то время. А так как обязательным для православных греки считали тогда двуперстное перстосложение, то, конечно, и русских они научили знаменовать себя двумя перстами. Вот откуда и когда появилось на Руси двуперстие в крестном знамении. Спустя столетия, при Никоне, греки вновь пришли на Русь, принеся «справу» древних книг и церковных установлений, в том числе образа перстосложения.

«Некто иеромонах Дамаскин, – пишет церковный историк Тальберг, – явился на Афон со славянскою книгою, содержавшей учение о двуперсном крестном знамении. Отцы афонские, лишь только узнали о таком пришельце, снеслись с Константинопольским Патриархом Парфением и, по его благословению собрав в 1650 г. Собор, призвали Дамаскина, сожгли книгу его, запретили ему учить знаменоваться двумя перстами, а каждого, кто стал бы упорно учить тому, предали анафеме. Это решение они прислали царю Алексею в 1652 г.» Подходящая почва для нововведений к тому времени в России уже была, и вот спустя четыре года собравшиеся в Москве два патриарха – Антиохийский и Сербский, а также митрополит Никейский – в день Торжества Православия впервые изрекли анафему последователям двуперстия.

Довод, приведенный Патриархом Макарием против двуперстия, был таков: «Издревле прияхом творити знамение Честнаго креста тремя персты десныя руки». Быть может, если б Макарий знал то, что теперь знаем мы, он не произнес бы так уверенно своих слов, и многое в нашей истории сложилось бы иначе… Но история, в том числе история Церкви, не знает сослагательного наклонения.

По книге Н.Ф.КАПТЕРЕВА «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович»

назад вперед
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]