Причины отречения от мирской жизни
Подвижники древности отрекались от мирской жизни, поскольку она их не привлекала. А избранные пустыни и пещеры были для них не темными сырыми могилами, а цветущей страной духа.
По словам архимандрита Рафаила (Карелина), монашество – это феномен, который сложно понять, не имея внутреннего опыта, который выразить словом практически невозможно. Современные люди не понимают красоты монашеской жизни и порой задаются вопросами о том, почему некоторые отрекаются об мирского существования. Монашество покрывает всю духовную жизнь. Его невозможно понять, не пережив и не прочувствовав на себе, подобно тому как сложно понять любовь нелюбящему сердцу.
Инок Никодим об отречении от мирской жизни
Преподобный Варсонофий Оптинский сравнивал иночество с безбрежным морем, которое невозможно переплыть. Его не может понять человек, который еще не ступил на этот путь. Целью монашеской жизни отец Варсонофий называл поиск Бога. Но можно жить в монастыре и ничего не достичь. Поэтому важно не то, как попасть в монастырь, а для чего.
Люди принимают постриг в поиске непрерывного богообщения, искания Фаворского света. Монахи – это свет мира. Одно только внешнее выполнение устава и ношение монашеской одежды еще не делает человека монахом или монахиней. Как лампе нужен огонь, чтобы светить, так и человеку. Преподобный Амвросий Оптинский писал, что монашество произошло от желания человека жить по учению и заповедям Евангелия. Это очень сложно осуществить среди мирских забот и суеты. Монашество – совершенное христианство.
В поучениях Аввы Дорофея есть рассказ о праведном Досифее. Юноша удостоился явления Божией Матери, которая назвала ему необходимые для спасения условия. Выполнение их стало смущать окружающих юноши, и ему посоветовали уйти в монастырь. Он пришел в обитель и твердил отцам: «Хочу спастись».
Среди мужчин
Прежде чем собираться в монастырь, мужчине нужно обязательно открыть свои помыслы духовному отцу. Разумеется, стать монахом – не быстрый процесс, которому предшествует послушнический искус. Но после пострига изменить уже ничего нельзя. Человек навсегда дает ряд обетов Богу и не может их нарушать.
Причин, по которым мужчина хочет стать монахом, может быть несколько. Часто желание принять постриг путают с желанием избавиться от проблем, ведь порой в монастырь бегут по таким причинам:
- сложности в личной, семейной жизни;
- трудности в работе, нужда;
- горе, потеря близкого человека, сильный стресс;
- несчастная любовь (более свойственно юношам).
Перечень причин может дополняться, ведь это дело сугубо личное. Но уход в мужской монастырь с целью спасения от жизненных трудностей не является верным путем.
Монашество – совершенное христианство
Среди женщин
Отличий в причинах желания пострига между мужчинами и женщинами практически нет. Но женщины по своей природе более эмоциональны и им сложнее переносить потрясения мирской жизни. Проживание в обители – это тяжелый труд, поэтому ошибочно искать в женском монастыре покоя от сложностей.
В книге «Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима Саровского» сказано, что батюшка Серафим благословлял на монашескую жизнь не каждого, кто просил его. Некоторым батюшка советовал повременить с постригом, некоторым вообще не рекомендовал уходить из мира, другим женщинам вместо того, чтобы стать монашкой, предлагал прежде создать семью.
Глава 1. “Я приехал, стригите меня в монахи!” – от очарования к раз-очарованию
Для тех, кто о монашеском пути сегодня только задумывается, хотим напомнить о важности этого шага путем предостережений. Если после всех испытаний и “но” зов к принятию “ангельского чина” сохранится, стоит отдаться на волю Божию и отправиться в монастырь…
Желающим вступить на иноческую стезю важно знать: несмотря на открытость Церкви сегодня и физическую доступность многих обителей, путь в монастырь непрост.
ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ В БРАТИЮ
Тем, кто по наивности думает, что достаточно явиться в монастырь, широко улыбнуться и вдохновенно произнести “Я приехал, стригите меня в монахи!”, стоит знать, что решение о постриге принимается спустя несколько лет проживания в монастыре, где каждый из вновь прибывших обязан пройти, говоря канцелярским языком, испытательный срок.
В монастыре это время называется искусом. Такое меткое слово выбрано неслучайно. Оно не означает, что приехавшему будут намеренно устраивать ловушки, вводить в неловкие ситуации: в самой монастырской жизни, где, по слову одного из духовников Валаамской обители, “все друг у друга на виду”, каждый неминуемо раскрывается со разных сторон, демонстрируя как добрые качества, так и недостатки. В подобной “наготе” находиться порой нестерпимо больно, поскольку за привычными мирскими оправданиями вроде: “мне семью кормить надо”, “я строю карьеру” или “все так делают и я делаю” – в монастыре не спрячешься.
Здесь на определённом этапе груз осознания собственных грехов может раздавить. Игумен Валаамского монастыря епископ Панкратий как-то сказал об этом: “Твои пятнышки на боках будут очищать очень жесткими щетками металлическими, как кастрюлю грязную прокопченную. Будет больно!” Потому те, кто привык в нестроениях обвинять других, а не себя, однажды уедут. Равно как и другие, кто утопает во мраке самокопания, позабыв о благодати Божией, которая способна отмыть любой грех.
Другим поводом к раз-очарованию в монастырской жизни уже в первые месяцы является… очарование. То восторженное, часто выдуманное мнение о монахах и их жизни в обители. Как замечает владыка Панкратий в одной из бесед: “Не только монастырь испытывает человека, но и человек сам смотрит на ту обстановку и монашескую семью, в которую попал”. И когда оказывается, что рядом подвизаются не ангелы, не те, кого хочется водрузить на пьедестал в качестве образца беспорочной жизни, но такие же грешники, былой энтузиазм исчезает.
Наконец, разочарование уже в начале ждет рьяных неофитов, которые, едва придя в Церковь, гордо подняли над головой лозунг борьбы за “чистоту” Православия и отправились “покорять” выбранный ими монастырь. Тех, кто изучил несколько книг от поучений Святых Отцов до “несвятой” беллетристики, твёрдо знают, как окружающим нужно жить, но ещё не приучились к себе прикладывать ту же мерку.
Разницу между “теоретической” верой и той, что исповедуется самой жизнью, в том числе жизнью в монастыре, описывает святитель Тихон Воронежский (Задонский):
“Отрекшиеся от мира хотя и азбуки не знают, но мудрейшими бывают, Божиим просвещаемы светом, паче тех, которые всё Писание знают, но ищут в мире сем прославиться. Святое Писание дано нам от Бога ради нашего спасения и прославления имени Божия: ради того должны его читать, и поучатися и внимать. А когда ради православия нашего читаем и тщимся его знать, то оно не токмо не в пользу, но во вред будет нам. Всякое дарование Божие обращается нам во вред, когда от него не Божией, но нашей славы ищем.”
Другой также неполновесной причиной для ухода в монастырь являются внешние обстоятельства: сократили на работе, жена ушла, подросшие дети из дома выгнали, запутался в кредитах – когда человек сбегает в обитель не из-за любви к Богу, но вследствие разочарования.
В Приёмной службы благочиния, первом месте, куда попадают приезжающие в Валаамский монастырь и надеющиеся задержаться здесь, их встречают грозные слова святителя Игнатия Брянчанинова: “От печали не должно идти в монастырь, в который можно вступить только по призванию. Все, сколько их знаю, поступившие в монастырь по каким-либо обстоятельствам внешним, а не по призванию, бывают очень непрочны и непременно оставляют монастырь с большими неприятностями для монастыря и для себя”.
Игумен Валаамского монастыря владыка Панкратий говорит мягче: “многие люди рассматривают уход в религию или, совсем радикально, в монастырь, как попытку уйти от проблем реальной жизни. Это не веяние последнего времени – всегда так было. Ещё преподобный Иоанн Лествичник говорил, что по призванию в монастырь приходят единицы, но более тех, кто приходит по обстоятельствам. Попав в монастырскую среду по обстоятельствам, человек может как проникнуться такой жизнью, принять её, так и разочароваться, отторгнуть, не поняв её глубины.”
Если вспомнить, что монастыри издавна называли “врачебницами душ”, то ничего предосудительного нет в том, чтобы приехать сюда в качестве волонтёра или трудника на время. Залечить душевные раны, окрепнуть в вере, заново обрести смысл существования. Предостережение от поступления в монашескую братию “по обстоятельствам” обращено к тем, кто в пылу обиды на мир, в некотором помрачении спешно заявляет: “Всё! Ухожу в монастырь!” Только проведя в обители несколько месяцев, а ещё вернее – несколько лет, когда боль, причинённая “обстоятельствами” исчезнет, когда изнутри станет видна монастырская жизнь, и, возможно, придёт понимание, что сами “обстоятельства” и есть проявление воли Божией, можно говорить об избрании монашеского пути.
Подготовка к уходу
Уход в обитель без представления о жизни в монастыре невозможен. Воцерковленные люди совершают паломнические поездки, посещают святые места, монастыри. Со временем люди приближаются к свету обители. Чтобы поближе познакомиться с жизнью в стенах монастыря и поработать во славу Божию, можно попроситься в монастырь трудником. В таком случае человек не дает никаких обетов, но живет по уставу обители, работает, посещает богослужения, молится, приступает к таинствам.
Монашеская жизнь дает большую пользу душам тех, кто приступает к постригу и монашеству с искренним расположением, и проходит этот путь смиренно, без злобы.
Желая принять постриг, нужно обязательно посоветоваться со своим духовным отцом и получить его благословение. Препятствием к поступлению в обитель, кроме духовных причин, могут быть и житейские, например:
- несогласие на это супруга/супруги;
- наличие несовершеннолетних детей;
- наличие других людей, зависящих от человека, который желает уйти в монастырь;
- желание спрятаться от житейских проблем.
Люди принимают постриг в поиске непрерывного богообщения
Чем отличается мирская и монастырская жизнь
Современное монашество сильно отличается от древних времен. Уходя из мирской жизни, монахи служат Господу, ежедневно молятся и тяжело трудятся, ведут свое хозяйство, занимаются рукоделием, продают готовые изделия и разную продукцию, выращенную или сделанную своими руками, а на вырученные деньги строят новые храмы.
В монастырях люди находят покой и умиротворение, отказываясь от грехопадения и соблазнов. В остальном жизнь в монастыре такая же: служащие могут иметь книги, не только святые писания, но и художественную литературу, они могут слушать музыку и смотреть фильмы, заниматься различными социальными проектами, медициной, строительством, образованием.
Этапы монашеской жизни
Подготовительные этапы, к которым в разных источниках причисляют трудничество и послушничество, еще не являются истинно монашеством. Преподобный Макарий Оптинский так определял его степени:
- рясофор – степень новоначальных;
- мантия – степень средних;
- схима – степень совершенных.
Святые отцы учат не стремиться к получению мантии или схимы как внешнего образа из желания одеться в почетные одежды, ведь это все от честолюбия. А для монаха главное – смирение. Принимать ангельский образ нужно в разуме. Само принятие малого ангельского образа – это обручение Небесному Жениху Иисусу Христу. После того как при постриге облачают человека в монашеские одежды, он должен всегда иметь на устах Имя Иисусово.
Этапы монашеской жизни
Преподобный Амвросий Оптинский учил соблюдать внутреннее и не бояться внешнего. Не нужно желать получения рясофора или мантии как духовного роста.
Совет автора
Преподобный Никон учил, что монах должен быть весь в Боге. Нельзя идти в монастырь лишь из желания спрятаться от надоевших проблем. Все свои мысли нужно обязательно открывать духовному отцу.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Как уйти в монастырь, что для этого нужно?
Если вы всё же решили сделать это, вам обязательно нужно набраться терпения и сил, так как одного лишь желания для этого очень мало.
Часто, когда терзают страшные мысли и кажется, что выхода нет, мы кричим в пустоту “Куда уйти?” Монастырь – первый ответ, который приходит на ум практически каждому, потому что именно его принято считать местом, где можно обрести покой и благодать.
Лучшая статья для Вас, переходите: Чем отличаются баптисты от православных
Но ведь уходят не все – уходят избранные, а таких немного. Для них жизнь – это вера. Она наполняет ум, сердце, душу… Это становится не просто важной частью бытия, это и есть смысл существования человека в этом мире.
Служение монаха – это вечная молитва Богу. А “Рай на Земле” – это монастырь, куда можно уйти и жить там. Одни таким образом ищут спасение, другие хотят обрести долгожданное успокоение.
Но почему в делах, в мыслях ли многие так часто приходят к этому? Неужели жизнь так сложна, что люди просто не выдерживают? А может, рано или поздно все мы придём к Господу здесь, в мирской жизни, как приходим, когда наступает наш “судный час” в жизни небесной. Множество вопросов – и так мало ответов.
Пусть хранит Вас Господь!
Какой монастырь выбрать
Монастырь можно выбрать, для этого можно спросить совета у своего наставника или пройтись по нескольким обителям. Многие монахи посещают несколько монастырей, остаются в них на несколько дней, в надежде, что Бог или сердце подскажет, где остаться.
Временно останавливаясь в обители, человек становится трудником, вместе с монахами он молится за благо монастыря, постигает азы и работает вместе со служителями. Но также и служители присматриваются к новому человеку, оценивают его отношение к монастырю и его жителям и принимают решение, оставить его и готовить к постригу или отправить восвояси.
Зов сердца
Монастырь – это не темница, где постоянно скорбят и плачут. В монашеской среде много молодых, активных, жизнерадостных, успешных людей, желающих оставаться чистыми, не замаранными социумом, деньгами, плотскими удовольствиями и др. страстями. Их душа требует большего. Она не может смириться с неудовлетворённостью духовных поисков, её не прельщают земные идеалы. В ней сокрыта жгучая потребность служить Богу, людям, добру, высоким идеалам.
Монахи – это войско Христово, непрестанно воюющее со своими страстями во имя Царства Небесного.
В старину, православные христиане отдавали своих отпрысков в монахи, служивших молитвенниками для всего их Рода. Таких детей готовили к монашеству с раннего детства, воспитывая в них возвышенное чувство долга и беззаветную любовь к Богу.
Жизнь в монастыре для таких подвижников, сродни духовному призыву Бога к уединённому пути послушника, отрёкшегося от мира (Промысел Божий). Словами не передать ту громадную радость, счастье человека, обретшего веру в сокровищнице души своей, огонь которой воспламеняет сердце и разум совершенно измениться, посвятить себя высокому служению отрекшись от себя.
Монах даёт 3 обета
- Первый. Обет целомудрия – отречение от семейной жизни и любых плотских отношений.
- Второй. Обет послушания – отречение от собственной воли, подчинение духовному отцу, ведущего инока по духовному пути.
- Третий. Обет не стяжания – полное отречение от личной собственности, забота о потребностях монашеского братства, обители, близких.
Служение Всеблагому Творцу избавит от суеты, мирских забот, смятения, но этот крест нести намного тяжелее. Смирение, кротость, снисхождение, предпочтение молитве другим развлечениям помогут обрести духовную свободу, ведут к преображению души и счастью.
Человек раскрывает сердце перед Богом, преисполненное величайшей благодарностью, блаженством, духовным восторгом за дарованную жизнь. Отречение от себя освобождает дух монаха, который сияет в его взгляде светом, не здешнего Солнца, горит огнём духовным.