«Он веру выбрал сам»: образ мученика-христианина в трагедии Пьера Корнеля «Полиевкт»


«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Этого святого считают первым мучеником, который предстал перед Господом в армянском городе Мелитине. К каждому представителю высших сил мы обязательно обращаемся с какой-то просьбой. В данном случае к мч. Полиевкту Мелитинскому возносят молитвы для возвращения денежных средств. Те, кто испробовали этот способ, говорят, что это очень действенное средство. Кроме того, должник самостоятельно отдает то, что брал без давления на него.

Житие святого Полиевкта

День памяти: 22 января

Полиевкт жил в первой половине III века в городе Мелитина, входившем в состав Малой Армении. За свою военную карьеру он служил двум императорам – Декию (249-251 гг. н. э.) и Велериану (253-259 гг. н. э.). Почти всю жизнь Полиевкт был язычником, но добродетельным, и дружил с воином-христианином Неархом.

В те годы начались гонения на христиан, которые не обошли и Мелитину. Неарх тогда сказал святому: «Друг, мы скоро разлучимся с тобой, меня возьмут на мучения, а ты, пожалуй, отречешься от дружбы со мной». На что тот ответил, что во сне ему явился Иисус Христос, который сменил его одежды на светлые. «С этой минуты, – сказал он, – я готов служить Господу Иисусу Хри­сту».

Вера и любовь к Христу разгорелась в Полиевкте ярким пламенем. Он пришел на центральную площадь, где сорвал указ императора, которым все обязывались поклоняться языческим идолам. Когда мимо проходили жрецы, он выбил идолов из их рук.

Весть о таком поведении Полиевкта дошла до правителя Фелокса, который приходился святому тестем. Он, вместе с женой воина, пытался переубедить его и отказаться от христианской веры, но святой был непреклонен и добровольно лег на плаху. Так, в 259 году Полиевкт стал первым мучеником Мелитины.

При Константине Великом в том городе воздвигли храм во имя святого мученика Полиевкта. День памяти святого отмечают 22 января.

Святой мученик Полиевкт

Память 9 / 22 января

(MP3 файл. Продолжительность 4:58 мин. Размер 3.6 Mb) иеромонах Зосима (Мельник)

Полиевкт и Неарх жили во времена гонений при Деции (249–251). Они были греками по происхождению, офицерами 12-го римского легиона, размещенного тогда в городе Мелитине в Армении. Их связывала глубокая и искренняя дружба. Неарх обратился в христианство, а Полиевкт все еще поклонялся идолам, несмотря на свои многочисленные добродетели.

Первый указ о начале преследований обязывал всех военнослужащих публично принести жертвы, чтобы продемонстрировать верность официальному культу императора. Неарх c грустью сказал Полиевкту, что этот указ вскоре навсегда разделит их. Полиевкт, уже отчасти наставленный в христианской вере благодаря беседам с другом, ответил, сияя от радости: «Нет, мы не расстанемся, ибо прошлой ночью Христос, Которому ты поклоняешься, явился мне в видении, снял с меня воинский плащ, облачил в сияющую одежду и подарил крылатого коня». Полиевкт понял, что в этом видении содержалось предсказание о его скором переселении на небо, к славной когорте победоносных мучеников. Уже давно он был христианином по образу действий и расположению духа.

Ему не хватало только названия христианина и божественной печати святого крещения. Тогда Полиевкт и Неарх стали призывать друг друга презреть блага и преходящие радости этого мира ради того, чтобы получить небесное блаженство.

Неарх сказал Полиевкту, что мученичество может заменить крещение, делая христианина одним из воинов Христовых, ибо Сам Господь обитает в душе мученика. Полиевкт с этой минуты только и желал принять мученическую смерть. Он сказал Неарху: «Моя душа теперь чает только всего небесного, перед очами моей души – только Христос, и Его сияние освещает мое лицо. Так давай же условимся вместе принять мученичество. Пойдем и прочитаем императорский указ». Подойдя к табличке с указом, мужественный Полиевкт сорвал ее на глазах изумленной толпы, а затем, войдя в ряды процессии язычников, вырвал идолов из рук жрецов и разбил их на куски.

Его тут же схватили и привели на суд. Полиевкт был осужден за святотатство и подвергнут мучениям. Однако ничто не могло заставить его перестать исповедовать Христа. Палачи устали бить его, тщетно пытаясь разубедить. Тогда Полиевкта стал увещевать его тесть Феликс, правитель той области, и попытался сломить его мужество, напоминая о супруге и детях. «Какая супруга? Какие дети? – отвечал Полиевкт. – Моя мысль уже не здесь. Отныне она обращена только к небесным нетленным благам. Что же до твоей дочери, то, если она захочет идти за мной, будет блаженна. Если же нет, то погибнет с теми, кого вы называете богами».

Тогда вышла его жена Павлина и в слезах стала говорить: «Какое безумие постигло тебя? Кто соблазнил тебя настолько, что ты сокрушил двенадцать наших богов?» Полиевкт отвечал: «Если я один победил двенадцать твоих богов, значит, ты не сможешь больше найти бога здесь на земле. Павлина, тебе остается только пойти со мной и поклониться истинному Богу. Поспеши же сменить эту преходящую жизнь на жизнь вечную, небесную».

Видя, что подвижник Христов победил даже чувства к родным и этим обратил многих язычников, судьи вынесли смертный приговор.

Полиевкт радостно, с сияющим лицом шел на место казни, словно его ждало освобождение, и словом ободрял всех сопровождавших его христиан. Увидев Неарха, он приветствовал его и напомнил об обещании, которое они дали друг другу. Затем, смело склонив голову под меч, принял мученическую смерть и крещение собственной кровью. Самые благочестивые из христиан взяли тело святого Полиевкта и похоронили в Мелитине, а Неарх отер его кровь полотнищем и через год перенес мощи друга в город Кананеоты.

В чем помогает святой Полиевкт?

Святому мученику Полиевкту Мелитинскому молятся бездетные супруги, как делали это родители Евфимия Великого. Молитва святому укрепляет веру в Господа и наставляет на правильный путь.

Молятся святому Полиевкту те, кто не сдержал обещание или нарушил клятву, или же те, кто не в силах соблюдать договор. Святой придаст душевных сил и поддержит в минуту отчаяния.

Чаще всего читают молитву Полиевкту на возврат долгов, особенно от друзей, с которыми не хочется портить отношения.

Канон святому мученику Полиевкту Мелитинскому

Пѣ́снь а҃.

І҆рмо́съ:

Посѣ́ченый несѣко́маго пресѣчѐ, и҆ ви́дѣ со́лнце зе́млю, ю҆́же не ви́дѣ: лю́таго врага̀ вода̀ потопѝ, и҆ непроходи́мое про́йде і҆и҃ль: пѣ́снь же воспѣва́шесѧ: гдⷭ҇еви пои́мъ, сла́внѡ бо просла́висѧ.

Многожела́нныѧ пи́щи насыща́емь, и҆ бл҃же́нныѧ зарѝ, сла́вне, и҆сполнѧ́емь, и҆ а҆́гг҃льскагѡ ли́ка ᲂу҆достоѧ́емь, тво́й благохва́лѧщыѧ пра́здникъ, полѷе́ѵкте, спаса́й, гдⷭ҇ꙋ пою́щыѧ: сла́внѡ бо просла́висѧ.

Свѣтоно́снаѧ и҆ благознамени́таѧ па́мѧть твоѧ̀, свѣ́та бжⷭ҇твеннѣйшагѡ полна̀ возсїѧ̀, просвѣща́ющаѧ свѣ́тлѡ вѣ́рою воспѣва́ющыѧ тѧ̀, до́блїй во́ине хрⷭ҇то́въ полѷе́ѵкте всебл҃же́нне, гдⷭ҇ꙋ пою́щыѧ: сла́внѡ бо просла́висѧ.

Вжилѧ́емь крѣ́постїю дх҃а, и҆ бжⷭ҇твенною си́лою, бл҃же́нне, ѡ҆дѣ́ѧвсѧ, и҆зше́лъ є҆сѝ тве́рдѡ къ боре́нїю го́рдагѡ, и҆ сего̀ крѣ́пкѡ низложи́въ, ᲂу҆се́рднѡ взыва́лъ є҆сѝ: гдⷭ҇ꙋ воспои́мъ, сла́внѡ бо просла́висѧ.

Бг҃оро́диченъ:

Воплоще́ннаго, пе́рвѣе безпло́тнаго, дв҃о бцⷣе, родила̀ є҆сѝ, всенепоро́чнаѧ и҆ всечⷭ҇таѧ, ꙗ҆́вѣ дв҃а пребы́вши, бога́тствомъ благоꙋтро́бїѧ на́съ ра́ди ѡ҆бнища́вшаго, и҆ спа́сшаго томꙋ̀ зовꙋ́щыѧ: сла́внѡ бо просла́висѧ.

Пѣ́снь г҃.

І҆рмо́съ:

Ты̀ є҆сѝ ᲂу҆твержде́нїе притека́ющихъ къ тебѣ̀, гдⷭ҇и, ты̀ є҆сѝ свѣ́тъ ѡ҆мраче́нныхъ, и҆ пое́тъ тѧ̀ дꙋ́хъ мо́й.

И҆змѣни́лъ є҆сѝ мꙋдрова́нїе къ бл҃гоче́стїю, свы́ше сподо́бивсѧ бжⷭ҇твеннагѡ зрѣ́нїѧ сп҃сова, полѷе́ѵкте.

Побѣ́ды жела́ѧй, всѧ̑ ѡ҆плева́лъ є҆сѝ, сла́вне, ꙗ҆̀же на землѝ, и҆ нбⷭ҇нагѡ наслѣ́дїѧ сподо́билсѧ є҆сѝ.

Сла́вы жела́ѧ, ꙗ҆́же па́че ᲂу҆ма̀, ᲂу҆стреми́лсѧ є҆сѝ терпѣли́внѡ, и҆ і҆́дѡльское безсла́вїе низложи́лъ є҆сѝ.

Бг҃оро́диченъ:

Напра́ви моѧ̑, влⷣчце, стѡпы̀, да къ твоемꙋ̀ сн҃ꙋ похва́льнымъ жи́тельствомъ пойдꙋ̀.

Сѣда́ленъ, гла́съ є҃.

Ꙗ҆́кѡ до́бръ во́инъ хрⷭ҇та̀, всѣ́хъ бг҃а, бл҃года́тїю сегѡ̀ ᲂу҆крѣплѧ́емь, всего̀ преложи́лъ є҆сѝ себѐ, въ любо́вь є҆гѡ̀, неа́рхомъ вѣ́рнымъ во́иномъ, и҆́же съ тобо́ю, мꙋ́дре. Тѣ́мже зако́ннѡ пострада́въ, досто́йнѡ вѣнча́лсѧ є҆сѝ ѿ гдⷭ҇а, мꙋ́чениче полѷе́ѵкте.

Сла́ва, и҆ ны́нѣ:

І҆ѻрда́нскими стрꙋѧ́ми ѡ҆бло́жсѧ, и҆́же свѣ́томъ пресла́внѡ ѡ҆дѣва́ѧйсѧ, въ ни́хже а҆да́мово є҆стество̀ ѡ҆бнови́лъ є҆сѝ, сокрꙋ́шшеесѧ ѕлы́мъ преслꙋша́нїемъ, сло́ве бж҃їй. Тѣ́мже тѧ̀ восхвалѧ́емъ, и҆ ст҃о́е твоѐ всѝ славосло́вимъ ꙗ҆вле́нїе.

Пѣ́снь д҃.

І҆рмо́съ:

Ты̀ моѧ̀ крѣ́пость, гдⷭ҇и, ты̀ моѧ̀ и҆ си́ла, ты̀ мо́й бг҃ъ, ты̀ моѐ ра́дованїе, не ѡ҆ста́вль нѣ́дра ѻ҆́ч҃а, и҆ на́шꙋ нищетꙋ̀ посѣти́въ. Тѣ́мъ съ прⷪ҇ро́комъ а҆ввакꙋ́момъ зовꙋ́ ти: си́лѣ твое́й сла́ва, чл҃вѣколю́бче.

Благочести́вымъ и҆сповѣ́данїемъ, всеизрѧ́дне, влⷣцѣ са́мъ себѐ приве́лъ є҆сѝ, є҆́же за того̀, сла́вне, заколе́нїе любо́вїю прїе́мъ, и҆ поро́ка всѧ́кагѡ свобо́денъ бы́въ. ѿсю́дꙋ сп҃сꙋ взыва́еши: си́лѣ твое́й сла́ва, чл҃вѣколю́бче.

Сла́дость бл҃гоче́стїѧ ᲂу҆слади́сѧ тебѣ̀, впери́лсѧ є҆сѝ бжⷭ҇твенною любо́вїю: чи́стымъ и҆ свѣ́тлымъ жела́нїемъ ᲂу҆ѧ́звенъ, и҆ любо́вїю распалѧ́емь вы́шнѧгѡ црⷭ҇твїѧ, пѣснопое́ши влⷣцѣ: си́лѣ твое́й сла́ва, чл҃вѣколю́бче.

Преесте́ственнымъ є҆диномꙋ́дрїемъ свѧза́всѧ неа́рхꙋ, сегѡ́ же глаго́лы ѡ҆гласи́всѧ ко бл҃гочести́вѣй вѣ́рѣ трⷪ҇честѣй, бг҃омꙋ́дре мꙋ́чениче полѷе́ѵкте: вои́стиннꙋ многожела́нныѧ и҆ любе́зныѧ сподо́билсѧ є҆сѝ мꙋ́ченикѡвъ свѣ́тлости.

Мꙋ́ченичєскимъ сочи́сливсѧ во́инствѡмъ, црⷭ҇тво прїѧ́лъ є҆сѝ недви́жимое, новозакла́всѧ въ сїѐ вше́лъ є҆сѝ, є҆щѐ кро́вемъ ка́плющымъ: взѧ́лсѧ же є҆сѝ, премꙋ́дре, въ ра́дость непремѣ́ннꙋю, и҆ свѣ́тъ невече́рнїй, и҆ вели̑кїѧ сла̑вы полꙋчи́въ.

Бг҃оро́диченъ:

Оу҆подо́бивсѧ сꙋ́щымъ на землѝ нбⷭ҇ный, нбⷭ҇ныѧ сїѧ̑ содѣ́ла, и҆ пострада́въ є҆стество́мъ стра́стнымъ, бж҃е́ственнагѡ безстра́стїѧ прича́стїе дарова̀: сего̀ ᲂу҆́бѡ ро́ждшꙋю неискꙋсобра́чнꙋю ѻ҆трокови́цꙋ бцⷣꙋ вѣ́дꙋще сла́вимъ.

Пѣ́снь є҃.

І҆рмо́съ:

Вскꙋ́ю мѧ̀ ѿри́нꙋлъ є҆сѝ ѿ лица̀ твоегѡ̀, свѣ́те незаходи́мый, и҆ покры́ла мѧ̀ є҆́сть чꙋжда́ѧ тма̀ ѻ҆каѧ́ннаго, но ѡ҆брати́ мѧ, и҆ къ свѣ́тꙋ за́повѣдей твои́хъ пꙋти̑ моѧ̑ напра́ви, молю́сѧ.

Да присносꙋ́щное полꙋчи́ши наслажде́нїе, бл҃же́ннѣйше, кра̑снаѧ житїѧ̀, и҆ є҆стества̀ сво́йство, и҆ сла́дость, и҆ сла́вꙋ, и҆ жи́знь са́мꙋю презрѣ́лъ є҆сѝ, и҆ наде́жды твоеѧ̀ не погрѣши́лъ є҆сѝ.

Тайнонаꙋче́нъ бы́въ бжⷭ҇твеннагѡ ѻ҆́браза бжⷭ҇твєннымъ та́йнамъ, тве́рдымъ ᲂу҆мо́мъ къ совершє́ннымъ подвигѡ́мъ ѿлꙋчи́лсѧ є҆сѝ: и҆ побѣдоно́сецъ ꙗ҆́вльсѧ, нетлѣ́нныхъ сподо́билсѧ є҆сѝ вѣнцє́въ, полѷе́ѵкте.

Безбо́жнѣйшꙋю че́сть, є҆стество́мъ ненавистоѕло́бное и҆мѣ́ѧ мꙋдрова́нїе, благоче́стнѡ ѿри́нꙋлъ є҆сѝ, и҆ бо́ги сꙋ́єтныѧ низве́рглъ є҆сѝ, благоче́стїѧ ре́вностїю разже́гсѧ, и҆ ᲂу҆се́рдїѧ бг҃одохнове́ннагѡ и҆спо́лнивсѧ, пресла́вне.

Бг҃оро́диченъ:

Рече́нїю твои́хъ ᲂу҆сте́нъ, пречⷭ҇таѧ, послѣ́дꙋюще, тѧ̀ ᲂу҆бл҃жа́емъ: съ тобо́ю бо вои́стиннꙋ вели̑чїѧ сотвори́въ гдⷭ҇ь, возвели́чи тѧ̀, и҆́стиннꙋю бж҃їю мт҃рь, ро́ждсѧ и҆зъ ᲂу҆тро́бы твоеѧ̀, показа̀.

Пѣ́снь ѕ҃.

І҆рмо́съ:

Бе́здна грѣхѡ́въ, и҆ прегрѣше́нїй бꙋ́рѧ мѧ̀ смꙋща́етъ, и҆ во глꙋбинꙋ̀ нꙋ́жднагѡ рѣ́етъ мѧ̀ ѿча́ѧнїѧ: но твою̀ крѣ́пкꙋю рꙋ́кꙋ мнѣ̀ прострѝ, ꙗ҆́кѡ петро́ви, ѽ ᲂу҆пра́вителю! и҆ спасѝ.

Чи́на а҆́гг҃льскагѡ ᲂу҆досто́илсѧ є҆сѝ, досточꙋ́дне мꙋ́чениче, а҆́гг҃льскꙋю ре́вность ꙗ҆́вѣ показа́въ: съ ни́ми ᲂу҆́бѡ прилѣ́жнѡ, бл҃же́нне, молѝ, и҆зба́витисѧ ѿ напа́стей воспѣва́ющымъ тѧ̀.

Оу҆снꙋ́лъ є҆сѝ любе́знѣ, страда́льче, до́лжнымъ сно́мъ, ѿсѣ́кшейсѧ главѣ̀ мече́мъ, многострада́льне: и҆ ны́нѣ на нб҃сѣ́хъ жре́бїй нетлѣ́ненъ наслѣ́довалъ є҆сѝ, съ мꙋ́чєники водворѧ́ѧсѧ.

Соѻбра́зенъ и҆ ѻ҆́бщникъ страда́нїй сп҃са бы́лъ є҆сѝ, на́съ ра́ди стрⷭ҇ть кре́стнꙋю под̾е́мшагѡ: и҆ ны́нѣ, бл҃же́нне, съ ни́мъ, ꙗ҆́коже ѡ҆бѣща̀, црⷭ҇твꙋеши во вѣ́къ безконе́чный.

Бг҃оро́диченъ:

И҆мꙋ́щи милосе́рдїе, ꙗ҆́кѡ ро́ждши чл҃вѣколю́бное сло́во, спаси́ ны нꙋ́жднагѡ и҆ лю́тагѡ ѡ҆бстоѧ́нїѧ: тѧ́ бо є҆ди́нꙋ, вѣ́рнїи, всечⷭ҇таѧ влⷣчце, предста́тельницꙋ непобѣди́мꙋ стѧжа́хомъ.

Пѣ́снь з҃.

І҆рмо́съ:

Бж҃їѧ снизхожде́нїѧ ѻ҆́гнь ᲂу҆стыдѣ́сѧ въ вавѷлѡ́нѣ и҆ногда̀, сегѡ̀ ра́ди ѻ҆́троцы въ пещѝ ра́дованною ного́ю, ꙗ҆́кѡ во цвѣ́тницѣ ликꙋ́юще, поѧ́хꙋ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Показа́лъ є҆сѝ, влⷣко, твоемꙋ̀ рабꙋ̀ си́лꙋ твою̀: сегѡ̀ ра́ди преꙋсе́рднѡ къ подвигѡ́мъ прїи́де самозва́ненъ, и҆ побѣдоно́сецъ бы́въ, поѧ́ше, бл҃гослове́нъ бг҃ъ ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Сла́вный, и҆ всезнамени́тый пра́здникъ тво́й, мч҃ниче, возсїѧ̀: ꙗ҆вле́нїѧ бо твоегѡ̀ влⷣки свѣ́тъ прино́ситъ, и҆ ѡ҆зарѧ́етъ вѣ́рою зовꙋ́щыѧ: ѻ҆тє́цъ на́шихъ бж҃е, бл҃гослове́нъ є҆сѝ.

Бога́тство некра́домо, пребыва́ющее ѡ҆брѣ́лъ є҆сѝ досто́инство и҆ неѿпа́дающее, но во вѣ́ки пребыва́ющꙋю прїѧ́лъ є҆сѝ сла́вꙋ, поѧ̀, чꙋ́дне: бл҃гослове́нъ бг҃ъ ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Бг҃оро́диченъ:

Безнача́льномꙋ роди́телю спребыва́ющаго при́снѡ разꙋмѣва́емаго, заче́нши, дв҃о, воплоще́нна сн҃а родила̀ є҆сѝ, за є҆́же спастѝ вѣ́рою зовꙋ́щыѧ: бл҃гослове́нъ бг҃ъ ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Пѣ́снь и҃.

І҆рмо́съ:

Седмери́цею пе́щь халде́йскїй мꙋчи́тель бг҃очести̑вымъ неи́стовнѡ разжжѐ, си́лою же лꙋ́чшею спасє́ны сїѧ̑ ви́дѣвъ, творцꙋ̀ и҆ и҆зба́вителю вопїѧ́ше: ѻ҆́троцы, благослови́те, свѧще́нницы, воспо́йте, лю́дїе, превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.

Свѧщеннодѣ́йствꙋетсѧ дне́сь многомоле́бнаѧ па́мѧть твоѧ̀, мꙋ́чениче стрⷭ҇тоте́рпче хрⷭ҇то́въ полѷе́ѵкте: хрⷭ҇тꙋ́ бо бл҃гоꙋго́дна и҆ прїѧ́тна же́ртва бы́лъ є҆сѝ, закла́вшемꙋсѧ тебє̀ ра́ди и҆ поже́ршꙋсѧ. Є҆го́же ѻ҆́троцы бл҃гословѧ́тъ, свѧще́нницы воспѣва́ютъ, лю́дїе превозно́сѧтъ во всѧ̑ вѣ́ки.

Страда́льческое сопротивле́нїе, стрⷭ҇тоте́рпче, да́же до кро́ве показа́въ на землѝ, полѷе́ѵкте, въ черто́гъ многосвѣ́тлый на нб҃сѣ́хъ всели́лсѧ є҆сѝ, твои́хъ крове́й кре́щсѧ ба́нею, и҆ поѧ̀ влⷣцѣ: свѧще́нницы, воспо́йте, лю́дїе, превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.

Оу҆мерщвле́ннꙋю паде́ньми дꙋ́шꙋ мою̀ возста́ви, мꙋ́ченическимъ твои́мъ дерзнове́нїемъ ѡ҆б̾е́мъ, бж҃е́ствєннымъ повелѣ́нїємъ причита́ѧ, сла́вне, достолѣ́пнѡ къ добродѣ́тели ѡ҆браща́ѧ вопїю́щꙋю влⷣцѣ: свѧще́нницы, воспо́йте, лю́дїе, превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.

Бг҃оро́диченъ:

Ра́дꙋйсѧ, є҆ѧ́же ра́ди ѡ҆брѣто́хомъ ра́дость вѣ́чнꙋю. Ра́дꙋйсѧ, є҆́ѵинꙋ печа́ль разрѣши́вшаѧ, а҆да́мово сѣ́тованїе въ свѣ́тлость ѡ҆брати́вши. Ра́дꙋйсѧ, бг҃а воплоще́нна ро́ждшаѧ, дв҃о бцⷣе, вѣ́рныхъ предста́тельнице, тѧ̀ превозносѧ́щихъ во всѧ̑ вѣ́ки.

Пѣ́снь ѳ҃.

І҆рмо́съ:

Оу҆страши́сѧ всѧ́къ слꙋ́хъ неизрече́нна бж҃їѧ снизхожде́нїѧ, ꙗ҆́кѡ вы́шнїй во́лею сни́де да́же и҆ до пло́ти, ѿ дв҃и́ческагѡ чре́ва бы́въ чл҃вѣ́къ. Тѣ́мже пречⷭ҇тꙋю бцⷣꙋ, вѣ́рнїи, велича́емъ.

Прїиди́те ᲂу҆́бѡ бг҃овѣнча́ннаго, мꙋчениколю́бцы, воспои́мъ мч҃ника, є҆го́же спросла́ви свѣтоиме́ннымъ свои́мъ вы́шнїй ꙗ҆вле́нїемъ, и҆ честны́мъ дне́мъ почествова̀, и҆ вѣнча̀, и҆ бжⷭ҇твенными добродѣ́тельми ᲂу҆красѝ.

Стрꙋѧ́ми мꙋ́ченическихъ и҆злїѧ́вшихсѧ твои́хъ крове́й ᲂу҆дави́лъ є҆сѝ вражде́бнѣйшаго ѕло́бꙋ содѣ́лавшаго, це́рковь же хрⷭ҇то́вꙋ напаѧ́ѧ ᲂу҆ѧсни́лъ є҆сѝ, бг҃облаже́нне, вѣ́рою тѧ̀ при́снѡ блажа́щꙋю.

Бꙋ́ди мѝ, мꙋ́чениче, помо́щникъ, ѿ напа́стей мѧ̀ разли́чныхъ и҆збавлѧ́ѧ и҆ ѡ҆бстоѧ́нїй, ᲂу҆́зъ же рѣша̀ є҆́реси, и҆ лю́тыѧ свобожда́ѧ темни́цы моли́твами твои́ми, воспѣва́ющаго тѧ̀ мы́слїю чи́стою, пресла́вне.

Бг҃оро́диченъ:

Зако́на же и҆ прⷪ҇ро́кѡвъ главꙋ̀ хрⷭ҇та̀, и҆ полнотꙋ̀, всечи́стаѧ, родила̀ є҆сѝ, за благоꙋтро́бїе безмѣ́рныѧ пꙋчи́ны вочеловѣ́читисѧ на́съ ра́ди и҆зъ тебє̀ бл҃гоизво́лившаго, и҆ спа́сшаго вѣ́рою тѧ̀ при́снѡ велича́ющыѧ.

Свѣти́ленъ.

Многожела́нное стѧжа́въ, и҆ ѿ дꙋшѝ многожела́нныѧ бога́тство небе́сное, ѽ полѷе́ѵкте блаже́нне! и҆ сла́вꙋ и҆ свѣ́тлость: въ бз҃ѣ бы́въ, и҆ вѣне́цъ бжⷭ҇твенный прїѧ́лъ є҆сѝ ѿ рꙋкѝ вы́шнѧгѡ, съ мꙋ́ченическими ли̑ки ꙗ҆́кѡ мꙋ́ченикъ и҆́стиненъ.

Сла́ва, и҆ ны́нѣ:

Въ ра́бїи ѻ҆́бразѣ прише́лъ є҆сѝ, сло́ве, и҆ креще́нїѧ безлѣ́тный ꙗ҆́кѡ человѣ́къ про́сиши, ᲂу҆жасе́сѧ землѧ̀ и҆ нб҃о, и҆ а҆́гг҃льстїи чи́ни, и҆ водно́е є҆стество̀. Предте́ча же ᲂу҆боѧ́всѧ, стра́хомъ и҆ ра́достїю слꙋже́нїе соверша́ше.

Тексты молитв святому мученику Полиевкту

Тропарь, глас 4

Мученик Твой, Господи, Полиевкт, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего, имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.

Кондак, глас 4

Спасу приклоншу во Иордане главу, сокрушишася змиев главы, Полиевктова же главы отсекшаяся льстиваго посрами.

Канон молитва

Святый мучениче Полиевкте! Призри с небеснаго чертога на требующих твоея помощи и не отвергни прошений наших, но, яко присный благодетель и ходатай наш, моли Христа Бога, да, человеколюбив и многомилостив сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани. Да не осудит нас грешных по беззаконием нашим, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления. Да молитвами твоими даст нам Господь мир помыслов, воздержание от пагубных страстей и от всякия скверны и да укрепит во всем мире Свою Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть честною Своею Кровию. Молися прилежно, святий мучениче, да благословит Христос Бог державу, да утвердит во святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей, да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце и достигнем блаженныя вечныя жизни на небеси, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва иная святому мученику Полиевкту

О святый мучениче Полиевкте! Услыши ныне нас, к тебе усердно молящихся. Молися о нас, рабех Божиих (имена), да избавимся от всяких скорбей, болезней, бед и обстояний и благочестно поживем в настоящем житии, ходяще в заповедех и оправданиих Господних безпорочно. Испроси нам грехов прощение, телесем здравие, жития исправление и вечное спасение, яко да твоим теплым предстательством спасаеми, славу возсылати сподобимся в Троице славимому Богу нашему, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

(2 оценок, среднее: 4,50 из 5)

В чем помогает молитва святому?

Произносить слова перед иконой можно с разной причины. В большинстве случаев советуют это делать в день поминовения 22 января. Его считают хранителем договоров и клятв. Но кроме всего этого к нему обращают свои просьбы:

  • бездетные супруги для дарования детей;
  • для укрепления веры и становления на путь истинный;
  • для не нарушения данного слова, обещания;
  • для поддержки и придания сил в минуты отчаяния.

Но чаще всего направлена молитва Полиевкту на возврат долгов, особенно если это касается людей, с которыми Вы не хотите портить отношения. Ведь порой мы даем в долг и даже не можем себе представить, что это может стать причиной серьезного раздора. Часто деньги выступают основой для разрыва отношений даже между самыми родными людьми.

«Святый мучениче Полиевкте! Призри с небеснаго чертога на требующих твоея помощи и не отвергни прошений наших, но, яко присный благодетель и ходатай наш, моли Христа Бога, да, человеколюбив и многомилостив сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани. Да не осудит нас грешных по беззаконием нашим, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления. Да молитвами твоими даст нам Господь мир помыслов, воздержание от пагубных страстей и от всякия скверны и да укрепит во всем мире Свою Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть честною Своею Кровию. Молися прилежно, святий мучениче, да благословит Христос Бог державу, да утвердит во святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей, да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце и достигнем блаженныя вечныя жизни на небеси, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Не стоит забывать о том, что если при прошении Вы думаете о своем обогащении ценой чьих-то потерь, то святой Вас обязательно накажет за это. Помыслы Ваши должны быть чисты, а сердце открыто. Если Вы просто произнесете слова, то никакого результата не получите, так как молитва святому мученику Полиевкту будет идти не от души. Важна в таком случае вера в Господа, ведь святой – только проводник между нами и Господом.

Лучшая статья для Вас, переходите: Сильные молитвы на хорошую торговлю и успех в продаже товара

Не стоит постоянно что-то просить и тем более требовать от Всевышнего. Порой нужно просто поблагодарить Его за то, что Вы уже имеете. Такие поступки будут располагать к Вам святых еще больше.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом мученике:

«Он веру выбрал сам»: образ мученика-христианина в трагедии Пьера Корнеля «Полиевкт»

Интерес к истории Армении пробудился в театре Западной Европы с начала XVII века, когда в период гонений шаха Аббаса армяне, вытесняемые из Араратской долины, стали переселяться не только вглубь Персии, но и в западноевропейские страны, в частности — во Францию, о чем сохранилось специальное письмо к Людовику XIII. Первой пьесой, где среди действующих лиц был выведен не исторически конкретный, но носящий имя нескольких армянских царей правитель Армении по имени Тигран, была трагикомедия английских драматургов Ф. Бомонта и Д. Флетчера «Король и не король» (1611).

С 1620-х годов разнообразные исторические сюжеты армянской истории стали появляться в Италии, затем — в Испании, но наиболее значительное количество драматических сочинений об Армении создали французские писатели XVII века. Клод Делидель и Никола Мари Дефонтен, Жорж де Скюдери и Жилле де ла Тессоннери, Тома Корнель и Пуссе де Монтобан — все это, конечно, имена, ныне мало или совсем неизвестные даже большим любителям театра. Однако есть среди авторов, отдавших дань армянской теме, и знаменитый классик французской драматургии Пьер Корнель. Он дважды обращается к этой теме — вначале в трагедии «Полиевкт» (1641), а через 10 лет — в трагедии «Никомед» (1651), где главный герой влюблен в царицу Армении Лаодику.

К моменту создания «Полиевкта» Корнель уже прославился трагедиями «Сид» (1636) и «Гораций» (1640). О нем заговорили как о «древнем римлянине среди французов», создающем образы цельных, рыцарственно смелых, исключительных героев-максималистов. Следуя уже сложившимся в его творчестве приемам классической героико-политической трагедии, на этот раз драматург рисует «римский» характер в образе знатного армянского вельможи царского рода, принесшего себя в жертву во имя христианского Бога.

Отвага, твердость, постоянство, героический максимализм персонажа — все то, что заставляло восхищаться современников Корнеля «чувствами, на которые более не считают себя способными» — получили неожиданное переосмысление в современной постановке «Полиевкта», осуществленной знаменитым французским режиссером Брижит Жак-Важман в Театре Аббатис в Париже осенью 2016 года. На актуализацию классической трагедии ее натолкнули действия ИГИЛ в Ираке и Сирии (разрушение античных статуй в Мосуле, храмов Пальмиры), а также жестокий теракт, произошедший осенью 2015 года в концертном зале Батаклан в Париже. Жак-Важман представила корнелевскую пьесу как спектакль о современном религиозном фанатизме, убрав некоторые монологи, добавив вместо них слова Ницше об опасной заразительности фанатизма и мученичества. Между тем при всей злободневности подобной трактовки, она не ухватывает глубинный смысл пьесы Корнеля и даже искажает его, а потому хотелось бы обратить на авторский замысел пьесы и тот контекст, в котором она создавалась, особое внимание.

Христианин Неарх и язычник Полиевкт в миру были воинами и верными друзьями. Неарх часто изливал перед другом-язычником заветные верования своей души, и, без сомнения, они не были чужды чистому и возвышенному по природе сердцу Полиевкта.

«Наша душа — сама по себе христианка», — говорил Тертуллиан. Вероятно, и душа Полиевкта была готова для восприятия божественной истины и ждала только случая. Случай этот представился. В 259 году римский император Валериан начал гонения на христиан.

Великая скорбь овладела душой Неарха, когда был объявлен на царский запрет на веру христианскую. Не за свою участь встревожился святой мученик — его терзала мысль, что Полиевкт отречется от него, когда его предадут мучениям и смерти за веру, чуждую душе язычника. Мысль о вечной разлуке с другом стала для Неарха началом мученических испытаний…

От любящего, чуткого сердца Полиевкта не укрылась печаль друга. Узнав о ее причине, он сам был поражен мыслью о предстоящей им разлуке. Ему впервые стало ясно, до какой степени он давно уже разделяет убеждения друга.

— Неарх! — воскликнул он, к величайшему удивлению друга. — Чего ты опасаешься? Разве я не знаю Христа твоего? Не горело ли сердце во мне, когда ты рассказывал о Нем, когда ты читал мне Евангелие! Только именем христианина я еще не назывался до сих пор, но я гнушаюсь идолов и всегда чувствовал веру в Христа, Сына единого истинного Бога…

— Слава милосердию Божию! — молился Неарх, слыша эти слова. — Но любишь ли ты Бога так сильно, чтобы оставить ради него и жену, и детей, и богатство?

— Не нужно мне ничего, кроме истинного Бога, — отвечал язычник. — С этого часа я отрекаюсь от мира и буду служить Ему одному…

И в порыве неизъяснимого и неудержимого чувства он бросился на городскую площадь, где, прочитав царский указ, разорвал его при народе. А увидев, что в капище несут идолов, бросился к ним и сокрушил…

За содеянное Полиевкт немедленно был схвачен и предан истязаниям. Напрасно жена и тесть умоляли не губить себя, не делать их несчастными. Мученик отвечал им только просьбами, чтобы познали они истинного Бога, чтобы убедились, как ничтожны те божества, которых он сейчас так легко мог сокрушить в прах.

Многие из стоявших вокруг уверовали и последовали словам мученика. Видя его твердость в исповедании веры Христовой, мучители осудили его на смерть.

С торжеством и любовью смотрел Полиевкт на толпу, обступившую его, и, увидев Неарха, обратил к нему свои последние слова:

— Мужайся, друг! Помни завет любви, который утвержден между нами!.. — И преклонил голову под меч и предал душу Богу.

Он был первым мучеником в Армянской Мелитине, близ правого берега Ефрата. Вслед за ним принял мученическую смерть и Неарх.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]