Духовное чтение на 12 ноября 2022

Марк — один из семидесяти апостолов. Тех, которые проповедовали христианство в I веке. Биография евангелиста Марка насчитывает много путешествий, связанных с миссионерским трудом. О жизни святого известно из текстов Нового Завета и свидетельств древних писателей. Святой присутствовал при аресте Христа и воспоминания об этом перенесёт на страницы своего Евангелия.


Картина художника Валантен де Булонь «Апостол Марк», XVII век

Матфей, Лука, Марк, Иоанн — святые евангелисты, чьи книги вошли в Новый Завет. Проповедуя христианство, приняли мученическую смерть все, кроме Иоанна. Святой Матфей считается автором первого Евангелия.

Биография евангелиста Марка насчитывает много путешествий, связанных с миссионерским трудом. Апостол Лука был первым иконописцем. Святой Иоанн написал пять книг для Нового Завета.


Кто такие апостолы? 12 учеников Христа

Сын Павла и Марии, будущий апостол Марк, родился в Кирене (современная Ливия). Вскоре после его рождения семья перебралась в Иерусалим.При появлении на свет получил двойное имя Иоанн-Марк. Иоанн — еврейское имя, Марк – латинское.

Апостол происходил из рода священников, из колена Левина. Родился в состоятельной семье, что обеспечило святому хорошее образование. Он изучал иврит, греческий язык, латынь.

В Иерусалиме мама Марка, Мария, становится одной из первых последовательниц Иисуса Христа. В её доме собирались христиане, верующие в Него, поэтому Марк ещё юношей присоединился к общине Иисуса. Существует предание, что сама Тайная Вечеря происходила в доме у матери Марка.


«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. По преданию, она происходила в доме Марии, матери Марка

Позже, когда апостол напишет Евангелие, в рассказе об аресте Христа он упомянет одного молодого человека. По преданию, считается, что Марк описывает себя.

«Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них».

(Мк.14:51-52)


Павел Попов, «Взятие Христа под стражу». Убегающий от стражи обнажённый юноша — семнадцатилетний апостол Марк

После вознесения Иисуса на небо, во времена гонения христиан, дом матери святого служил пристанищем и для некоторых апостолов. Стал он временным жильём и для апостола Петра, который впоследствии испытывал к Марку тёплые отеческие чувства и называл его в посланиях своих «сын мой». А Святой Варнава, доводившийся Марку родным дядей, познакомил племянника с апостолом Павлом.


Апостол Варнава, дядя и ближайший друг Святого Марка. Проповедовали вместе христианство несколько лет

В начале 40-х гг. Варнава берёт племянника в миссионерское путешествие, которое возглавляет апостол Павел. Вместе с ними Святой Марк был в Селевкии, затем пустился в путь на остров Крит. Его апостол прошёл весь с востока на запад. Оттуда он отправился в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром посетил Рим.


Апостол Пётр являлся учителем Марка. Во время миссионерства в Риме, Марк был ему переводчиком и помощником в становлении христианской общины

В Риме Пётр и Марк нашли уже существующую христианскую общину. Апостол Пётр своим словом и чудесами умножил римскую церковь, а Марк стал его правой рукой. Марк был переводчиком между Петром, который плохо говорил по-гречески, и его слушателями.

Святой Марк выполнял свою миссионерскую работу среди еврейской диаспоры в Риме, которая насчитывала около 45 тысяч человек.


4 евангелиста

Именно в Риме, по мнению многих, Марк написал Евангелие для язычников и уверовавших в Него. Церковные писатели того времени свидетельствуют, что Евангелие от Марка является записью рассказов Петра. Сам Пётр подтвердит точность и правдивость составленной Марком книги и одобрит её для чтения в церквях.


Евангелие от Марка, первая страница в рукописном варианте

По велению своего старшего друга и товарища, Марк отправился в Египет.

В Александрии святой основал церковь и стал первым епископом Александрийским. В этом городе апостол составил чин Литургии для христиан и фактически создал церковную иерархию. В Александрии он основал училище, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы церкви, как Григорий чудотворец, Климент Александрийский, святитель Дионисий и др.


Климент Александрийский получил образование в христианском училище, основанным Святым Марком

Литургия Святого Марка – классический образец александрийского богослужения. Благодаря своей краткости и чёткости, она была популярна во многих местах христианского мира до XII века. Затем её вытеснила Литургия византийского происхождения.

После того, как евангелист Марк основал фундаменты церкви, многие египтяне отошли от язычества и приняли христианство, что вызвало обеспокоенность Рима.

Марк — первый епископ и первый мученик Александрийской церкви.

25 апреля 68 г. праздник Святой Пасхи совпал с торжеством в честь египетского бога Сераписа. В этот день язычники схватили Марка в храме во время богослужения, избили и бросили в темницу.

На следующий день на шее святого завязали верёвку, а другой конец привязали к быку. Целый день животное водили по улицам. Израненный Марк волочился за ним по земле. К вечеру все улицы города были в крови апостола. Потом его отвязали и посадили обратно в тюрьму.


Мученичество Святого Марка. Язычники связали Марка и таскали по улицам города в течение нескольких дней.

Ночью Марку явился Иисус и сказал, что тот завтра умрёт. С утра пытка повторилась. Бык тащил святого на верёвке, пока его голова не оторвалась от туловища. Потом христиане забрали тело Святого апостолаи его голову и похоронили.В IV веке н.э. над могилой Святого Марка построили церковь.

Евангелие Святого Марка

Марк, Лука, Матфей, Иоанн — святые евангелисты, чьи книги вошли в Новый Завет. Проповедуя христианство, приняли мученическую смерть все, кроме Иоанна.


Евангелисты. Слева направо сверху вниз: Матфей, Иоанн, Лука, Марк

Евангелие от Марка — вторая книга Нового Завета. Но некоторые современники считают, что Евангелие от Марка было создано первым из канонических Евангелий и стало основой для написания благой вести Луки и Матфея.

Евангелие было написано примерно в 60-70-е гг.

Святое Евангелие Марка является самым коротким из четырёх. Оно делится на 2 части и состоит из 16 глав. Было написано на греческом языке и в разговорном стиле. В первых восьми главах показаны истории чудес Христа, в доказательство, что он сын Божий.

По этой причине лев был выбран в качестве символа Святого Марка. Лев возвышается над другими животными, так же, как Иисус Христос представлен в Евангелии от Марка всемогущим и царственным.


Апостол Марк и его символ — царственный лев. Именно таким Марк описал Иисуса в своём Евангелии: всемогущим и всесильным.

Существует две версии места написания — Рим и Александрия.

Ещё в 200 г. Климент Александрийский заявил, что благая весть апостола написана в Риме. Имеется ряд факторов, которые подтверждают его слова:

  1. Марк — единственный евангелист, который использует несколько типичных римских слов по-гречески.
  2. Апостол использует латинские слова и выражения, которые употреблялись в Риме.
  3. В Евангелии от Марка нет подробностей иудейской жизни.
  4. Использует принятое в Риме времяисчисление.
  5. Евангелие написано по-гречески для обхвата наибольшей аудитории. В то время греческий язык считался международным.

В Евангелии от Марка больше внимания уделяется поступкам Христа, а не его речам.С особым чувством написано о воскрешении Христа и встрече с учениками в Галилее.


«Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.» (Мк.16:14-15)

Цели Евангелия от Марка:

  1. Доказательства, что Иисус Христос — сын Божий.
  2. Укрепление в вере новообращённых христиан и наставление их.
  3. Привлечение новых последователей к христианской вере.

Но также для первых поколений христиан важно было не только показать божественный уровень Христа, но и настоять на том, что это был человек, иначе его страдания смешны. Во второй части Евангелия Марк описывает слова Иисуса, объясняющие необходимость искупления грехов человеческих смертью на кресте.

Апостол от 70-ти Марк Евангелист, Александрийский, епископ

Жизнь и тру­ды апо­сто­лов – Свя­той апо­стол и еван­ге­лист Марк

Краткое житие апостола и евангелиста Марка

Ро­дил­ся в Иеру­са­ли­ме, пле­мян­ник апо­сто­ла Вар­на­вы. В ночь крест­ных стра­да­ний Хри­ста он сле­до­вал за Ним (Мр.14:51-52). Уче­ник апо­сто­ла Пет­ра. Ос­но­вал Цер­ковь в Егип­те, был пер­вым епи­ско­пом в Алек­сан­дрии. Здесь по­ло­жил на­ча­ло хри­сти­ан­ско­му учи­ли­щу. С про­по­ве­дью Еван­ге­лия пу­те­ше­ство­вал в Ли­вии, Нек­то­по­ле, по­се­тил внут­рен­ние об­ла­сти Аф­ри­ки. По­се­тил апо­сто­ла Пав­ла в Ри­ме, где он на­хо­дил­ся в узах. По пре­да­нию, здесь апо­стол Марк на­пи­сал Еван­ге­лие для уве­ро­вав­ших языч­ни­ков.

Древ­ние цер­ков­ные пи­са­те­ли сви­де­тель­ству­ют, что Еван­ге­лие от Мар­ка яв­ля­ет­ся крат­кой за­пи­сью про­по­ве­ди и рас­ска­зов апо­сто­ла Пет­ра. Вер­нув­шись в Алек­сан­дрию, апо­стол укреп­лял ве­ру­ю­щих, про­ти­во­дей­ствуя языч­ни­кам, что воз­бу­ди­ло их нена­висть. Свя­той Марк, пред­ви­дя свой ко­нец, по­спе­шил оста­вить по­сле се­бя пре­ем­ни­ков – епи­ско­па Ана­нию и трех пре­сви­те­ров. Вско­ре языч­ни­ки на­па­ли на апо­сто­ла во вре­мя бо­го­слу­же­ния, из­би­ли его, про­во­лок­ли по ули­цам го­ро­да и бро­си­ли в тем­ни­цу. Но­чью ему явил­ся Спа­си­тель и во­оду­ше­вил его.

На­ут­ро тол­па языч­ни­ков сно­ва вар­вар­ски по­влек­ла апо­сто­ла Мар­ка в су­ди­ли­ще, но по до­ро­ге св. Еван­ге­лист скон­чал­ся со сло­ва­ми: «В ру­ки Твои, Гос­по­ди, пре­даю дух мой».

Полное житие апостола и евангелиста Марка

Свя­той апо­стол и Еван­ге­лист Марк, на­зы­ва­е­мый так­же Иоанн-Марк (Деян.12:12), апо­стол от 70-ти, пле­мян­ник апо­сто­ла Вар­на­вы (па­мять 11 июня), ро­дил­ся в Иеру­са­ли­ме. Дом его ма­те­ри Ма­рии при­мы­кал к Геф­си­ман­ско­му са­ду. Как го­во­рит цер­ков­ное пре­да­ние, в ночь Крест­ных стра­да­ний Хри­ста он сле­до­вал за Ним, за­вер­нув­шись в плащ, и убе­жал от схва­тив­ших его во­и­нов (Мк.14:51-52). По­сле Воз­не­се­ния Гос­под­ня дом ма­те­ри свя­то­го Мар­ка стал ме­стом мо­лит­вен­ных со­бра­ний хри­сти­ан и при­ста­ни­щем для неко­то­рых из апо­сто­лов (Деян.12:12).

Свя­той Марк был бли­жай­шим спо­движ­ни­ком апо­сто­лов Пет­ра, Пав­ла (об­щая па­мять 29 июня) и Вар­на­вы. Вме­сте с апо­сто­ла­ми Пав­лом и Вар­на­вой свя­той Марк был в Селев­кии, от­ту­да от­пра­вил­ся на ост­ров Кипр и про­шел его весь с во­сто­ка на за­пад. В го­ро­де Па­фе свя­той Марк был сви­де­те­лем то­го, как апо­стол Па­вел по­ра­зил сле­по­той волх­ва Ели­ма (Деян.13,6-12).

По­сле тру­дов с апо­сто­лом Пав­лом свя­той Марк вер­нул­ся в Иеру­са­лим, а за­тем вме­сте с апо­сто­лом Пет­ром по­бы­вал в Ри­ме, от­ку­да по его по­ве­ле­нию от­пра­вил­ся в Еги­пет, где ос­но­вал Цер­ковь.

Во вре­мя вто­ро­го бла­го­вест­ни­че­ско­го пу­те­ше­ствия апо­сто­ла Пав­ла свя­той Марк встре­тил­ся с ним в Ан­тио­хии. От­ту­да он от­пра­вил­ся на про­по­ведь с апо­сто­лом Вар­на­вой на Кипр, а за­тем опять ушел в Еги­пет, где вме­сте с апо­сто­лом Пет­ром ос­но­вал мно­го Церк­вей, в том чис­ле в Ва­ви­лоне. Из это­го го­ро­да апо­стол Петр на­пра­вил по­сла­ние ма­ло­азий­ским хри­сти­а­нам, в ко­то­ром с лю­бо­вью от­зы­вал­ся о свя­том Мар­ке, сво­ем ду­хов­ном сыне (1Пет.5,13).

Ко­гда апо­стол Па­вел на­хо­дил­ся в узах в Ри­ме, апо­стол Марк был в Ефе­се, где ка­фед­ру за­ни­мал свя­ти­тель Ти­мо­фей (па­мять 4 ян­ва­ря). Вме­сте с ним апо­стол Марк при­был в Рим. Там он и на­пи­сал свя­тое Еван­ге­лие (ок. 62–63).

Из Ри­ма свя­той Марк сно­ва уда­лил­ся в Еги­пет и в Алек­сан­дрии по­ло­жил на­ча­ло хри­сти­ан­ско­му учи­ли­щу, из ко­то­ро­го впо­след­ствии вы­шли та­кие зна­ме­ни­тые от­цы и учи­те­ли Церк­ви, как Кли­мент Алек­сан­дрий­ский, свя­ти­тель Ди­о­ни­сий (5 ок­тяб­ря), свя­ти­тель Гри­го­рий Чу­до­тво­рец (па­мять 5 но­яб­ря) и дру­гие. Рев­нуя о устро­е­нии цер­ков­но­го бо­го­слу­же­ния, свя­той апо­стол Марк со­ста­вил чин ли­тур­гии для алек­сан­дрий­ских хри­сти­ан.

За­тем свя­той Марк с про­по­ве­дью Еван­ге­лия по­се­тил внут­рен­ние об­ла­сти Аф­ри­ки, был в Ли­вии, Нек­то­по­ле.

Во вре­мя этих пу­те­ше­ствий свя­той Марк по­лу­чил по­ве­ле­ние от Ду­ха Свя­то­го вновь ид­ти в Алек­сан­дрию для про­по­ве­ди и про­ти­во­дей­ствия языч­ни­кам. Там он по­се­лил­ся в до­ме са­пож­ни­ка Ана­нии, ко­то­ро­му ис­це­лил боль­ную ру­ку. Са­пож­ник с ра­до­стью при­нял свя­то­го апо­сто­ла, с ве­рой вни­мал его по­вест­во­ва­ни­ям о Хри­сте и при­нял Кре­ще­ние. Вслед за Ана­ни­ей кре­сти­лись мно­гие жи­те­ли той ча­сти го­ро­да, где он жил. Это воз­бу­ди­ло нена­висть языч­ни­ков, и они со­би­ра­лись убить свя­то­го Мар­ка. Узнав об этом, свя­той апо­стол по­ста­вил Ана­нию епи­ско­пом, а трех хри­сти­ан: Мал­ка, Са­ви­на и Кер­ди­на – пре­сви­те­ра­ми.

Языч­ни­ки на­па­ли на свя­то­го Мар­ка, ко­гда апо­стол со­вер­шал бо­го­слу­же­ние. Его из­би­ли, во­лок­ли по ули­цам го­ро­да и бро­си­ли в тем­ни­цу. Там свя­той Марк удо­сто­ил­ся ви­де­ния Гос­по­да Иису­са Хри­ста, Ко­то­рый укре­пил его пе­ред стра­да­ни­я­ми. На сле­ду­ю­щий день разъ­ярен­ная тол­па сно­ва по­влек­ла свя­то­го апо­сто­ла по ули­цам го­ро­да на су­ди­ли­ще, но по до­ро­ге свя­той Марк скон­чал­ся со сло­ва­ми: «В ру­ки Твои, Гос­по­ди, пре­даю дух мой».

Языч­ни­ки хо­те­ли сжечь те­ло свя­то­го апо­сто­ла. Но ко­гда раз­ве­ли ко­стер, все по­мерк­ло, раз­дал­ся гром и про­изо­шло зем­ле­тря­се­ние. Языч­ни­ки в стра­хе раз­бе­жа­лись, а хри­сти­ане взя­ли те­ло свя­то­го апо­сто­ла и по­греб­ли его в ка­мен­ной гроб­ни­це. Это бы­ло 4 ап­ре­ля 63 го­да. Па­мять его Цер­ковь празд­ну­ет 25 ап­ре­ля.

В 310 го­ду над мо­ща­ми свя­то­го апо­сто­ла Мар­ка бы­ла по­стро­е­на цер­ковь. В 820 го­ду, ко­гда в Егип­те уста­но­ви­лась власть ара­бов-ма­го­ме­тан и Хри­сти­ан­скую Цер­ковь тес­ни­ли ино­вер­ные, мо­щи свя­то­го пе­ре­нес­ли в Ве­не­цию и по­ста­ви­ли в хра­ме его име­ни.

В древ­ней ико­но­гра­фи­че­ской тра­ди­ции, усво­ив­шей свя­тым еван­ге­ли­стам сим­во­лы, за­им­ство­ван­ные из ви­де­ния свя­то­го Иоан­на Бо­го­сло­ва (Откр.4,7), свя­той еван­ге­лист Марк изо­бра­жа­ет­ся со львом – в озна­ме­но­ва­ние мо­гу­ще­ства и цар­ствен­но­го до­сто­ин­ства Хри­ста (Откр.5,5). Свя­той Марк пи­сал свое Еван­ге­лие для хри­сти­ан из языч­ни­ков, по­это­му он оста­нав­ли­ва­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но на ре­чах и де­лах Спа­си­те­ля, в ко­то­рых осо­бен­но про­яв­ля­ет­ся Его Бо­же­ствен­ное все­мо­гу­ще­ство. Мно­гие осо­бен­но­сти его по­вест­во­ва­ния мож­но объ­яс­нить бли­зо­стью его к апо­сто­лу Пет­ру. Все древ­ние пи­са­те­ли сви­де­тель­ству­ют, что Еван­ге­лие от Мар­ка яв­ля­ет­ся крат­кой за­пи­сью про­по­ве­ди и рас­ска­зов пер­во­вер­хов­но­го апо­сто­ла. Од­ной из цен­траль­ных бо­го­слов­ских тем в Еван­ге­лии свя­то­го Мар­ка яв­ля­ет­ся те­ма си­лы Бо­жи­ей, со­вер­ша­ю­щей­ся в немо­щи че­ло­ве­че­ской, ибо Гос­подь де­ла­ет воз­мож­ным то, что у лю­дей невоз­мож­но. При дей­ствии Хри­ста (Мк.16,20) и Ду­ха Свя­то­го (Мк.13,11) уче­ни­ки его идут по все­му ми­ру и про­по­ве­ду­ют Еван­ге­лие всей тва­ри (Мк.13,10, 16,15).

См. так­же: «Жи­тие и стра­да­ние свя­то­го Апо­сто­ла и Еван­ге­ли­ста Мар­ка» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Собор Святого Марка в Венеции

В 828 году в Египте правят арабы-мусульмане, которые разрушают христианские храмы для возведения мечетей. Венецианские купцы взяли на себя миссию спасти святые мощи от осквернения и перевезти их себе на родину. В Аквилее Марка особо почитали, как основателя христианской общины.

По преданию, купцы взяли священную реликвию, перенесли к себе на корабль и обложили свиными тушами. Мусульмане, проверявшие товар, побрезговали к ним притрагиваться. Так мощи святого были доставлены на Адриатику, в Собор Святого Марка. Раньше мощи святого хранились в нижней части храма, теперь покоятся в каменном саркофаге в алтаре собора.


Собор Святого Марка в Венеции на главной и единственной площади города

С того времени апостол Марк и Венеция неразлучны. Лев Марка стал государственным символом Венеции, он украшает городской флаг.С того времени апостол Марк и Венеция неразлучны. Лев Марка стал государственным символом Венеции, он украшает городской флаг.


Флаг Венеции с символом Святого Марка — львом

День памяти святого православная и католическая церкви отмечают 25 апреля по восточному календарю.

Икона Евангелиста Марка

В православном мире есть множество икон, которые являются особо почитаемыми. Исключением не стала икона Евангелиста Марка, ближайшего сподвижника апостолов Божьих Павла и Петра.

Святой Марк, рожденный в Иерусалиме, был последователем Спасителя и сопровождал его на казнь. Он смог вырваться из рук преследовавших его солдат, а после Божественного Вознесения превратил свой дом в место для молитв и убежище для апостолов, гонимых язычниками.

История иконы

Марк, будучи последователем христианской веры, спустя некоторое время после Воскресения Господня отправился в странствие с апостолами Павлом и Варнавой, в течение которого неоднократно становился свидетелем проявлений Божественной силы. В один из моментов путешествия Святой Дух повелел Марку возвращаться в Александрию, чтобы бороться с засильем язычества и проповедовать Слово Божие. Святой Марк является автором Евангелия, написанного со слов апостола Павла.

Марк был наделен даром исцеления и помог множеству паломников и последователей православия. Во время очередного богослужения в чине епископа Марк был атакован озлобленными язычниками. В тюрьме к нему явился Господь, укрепив его веру, и Марк с честью вынес мучения, уготованные ему. После смерти тело христианина хотели предать огню, однако внезапное землетрясение и небесный гром испугали язычников, и тело Марка погребли с почестями его последователи и послушники. Годами позже на месте мощей апостола воздвигли православную церковь.

Где находится икона Евангелиста Марка

Списки с иконы, а также фрески и настенную живопись, изображающую святого Евангелиста Марка, можно найти во многих городах России. Наиболее известны следующие:

  • Калужская область, Лукьяново — церковь Феодоровской Богоматери;
  • Новгородская область, Перетно — Троицкая церковь;
  • Костромская область, Бартеневщина — Воскресенская церковь;
  • Костромская область, Нерехт — церковь Варвары Великомученицы;
  • Владимирская область, Суздаль — собор Рождества Пресвятой Богородицы;
  • Московская область, Сергиев Посад — церковь Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры.

Описание иконы Евангелиста Марка

Образы на иконах разнятся, но на всех апостол Марк держит в руках Евангелие, им написанное. Склоненная голова символизирует смирение пред волей Божьей, а часто встречающееся изображение льва обозначает силу духа и воли, стремление следовать Заповедям Господа. На некоторых иконах Марк изображен в полный рост, в классических одеяниях своей эпохи. Икона написана в каноническом стиле и не изобилует множеством деталей.

В чем помогает образ святого Марка

Образ апостола помогает многим. Одни находят утешение, моля Марка о заживлении душевных ран. Другие просят у апостола налаживания личных отношений, сохранения брака и былых чувств между супругами. Молитвы перед иконой помогут каждому, кто нуждается в твердой опоре. Молитвы возносят и те, кому необходимо исцеление от физических недугов.

Молитвы перед иконой святого апостола Марка

Молитва о любви, счастье и взаимопонимании в семье:

«Великий и почитаемый святой апостол Марк! Внемли словам раба Божьего (имя). Не оставь моих просьб без ответа. Молю, испроси у Господа нашего триединого о благословении брака моего. Подари мир и взаимопонимание чадам Божьим да позволь прожить праведно годы, отведенные нам на земле грешной. Защити, святитель, от негатива и происков недоброжелателей, не дай согрешить вольно и невольно да укажи путь истинный, верою православной освещенный. Избави нас от гордыни и заносчивости, наши священные узы разрушающих. Аминь».

Те, кому необходимы защита и покровительство, произносят следующие слова:

«Преславный апостол Марк, деяния твои священны и незыблемы. Ты, глас Божий услышавший да последовавший за Ним, даруй нам покровительство свое. Сохрани жизни наши от хворей и скорбей, злых врагов и происков дьявольских. Настави на путь истинный да даруй прощение прегрешений вольных и невольных. Да будет прославлять имя твое в веках. Аминь».

Дата празднования

Ежегодно православная церковь отмечает дату празднования 8 мая (25 апреля по старому стилю), в день Собора апостолов от семидесяти. Второй датой является 10 октября (27 сентября).

Священнослужители рекомендуют каждому дополнить домашний иконостас иконой святого Евангелиста Марка. Она станет хранительницей семейных отношений и убережет домашний очаг от любого зла и негатива. Благодать, исходящая от иконы, способна защитить каждого верующего, исцелить его от болезней душевных и телесных.

Интересные факты из жизни апостола

  • Святой Марк присутствовал на празднике в Кане Галилейской, когда Иисус Христос превратил воду в вино;


Иисус превращает воду в вино

  • Иоанн-Марк младше Иисуса Христа на 15 лет;
  • По преданию, после того как апостол принял мученическую смерть, язычники хотели сжечь его тело. Когда развели костёр для этого, произошло землетрясение и всё померкло; Язычники в страхе разбежались, после чего христиане смогли похоронить Марка в каменной гробнице;
  • Икона Святого Марка защищает семью от разлада, укрепляет отношения в браке.


Икона Святого Марка, Россия, XIX век.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Православные иконы и молитвы

Конда́к 1.

Пресла́вних апо́стол Петра́ и Па́вла сора́тниче, струя́ми бла́года́ти Госпо́дней напои́вши оби́льне концы́ ми́ра, свя́ты́й апо́столе Ма́рко, при́зри ны́не на ны́, чту́щия усе́рдно па́мять твою́! Укрепи́ сердца́ на́ша Тро́ическою ве́рою, испо́лни на́с ду́ха прему́дрости, научи́ ра́зуму, обрати́ во ученико́в свои́х, да непреста́нно пое́м бла́года́рственная тебе́, во умиле́нии зову́ще:

Ра́дуйся, свя́ты́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

И́кос 1.

Ми́ра созда́телю, Христо́с Бо́г, па́дшее во тьму́ челове́чество, све́том нетле́нным просвеща́ти жела́я, тя́, блаже́нне апо́столе Ма́рко, из до́ма ма́тери твоея́ Мари́и во гра́де Иерусали́ме на служе́ние Себе́ призва́, на де́лание спасе́ния на́шего во мно́ги зе́мли иуде́ом и е́ллином Христа́ распя́таго, Бо́жию си́лу и Бо́жию прему́дрость пропове́дати посла́в. Те́мже и мы́, све́том уче́ния твоего́ озаря́еми, се́рдцем и усты́ к тебе́ си́це вопие́м:

Ра́дуйся, из евре́йска коле́на Леви́ина роди́выйся:

ра́дуйся, от пле́мени свя́ще́нническаго Бо́гом избра́нный.

Ра́дуйся, в до́ме ма́тери своея́ Мари́и, апо́стольском прибе́жище, Све́т узре́вый:

ра́дуйся, евре́йски Иоа́нном нарече́нный, лати́нское и́мя Ма́рк во сла́ву Бо́га просвети́вый.

Ра́дуйся, обы́чаи роди́тельския почита́вый:

ра́дуйся, измла́да и́стинную простоту́ возлюби́вый.

Ра́дуйся, от ю́ности украше́нный доброде́тельми:

ра́дуйся, к ве́ре и упова́нию на Бо́га на́с призва́вый.

Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 2.

В собо́рныя труды́ созыва́юще иерусали́млян ве́рующих и апо́стол Бо́жиих, до́м ма́тери твоея́, свя́ты́й апо́столе, тебе́ ковче́гом духоно́сным и назида́тельным ста́л, оба́че и мы́ собо́рность Це́ркви Госпо́дней почита́ем, усе́рдно поя́: Аллилу́иа.

И́кос 2.

Ра́зум боже́ственный и́мам, при жи́зни земно́й в це́ркви гра́да Госпо́дня сугу́бо чти́мый, тво́й дя́дя Варна́ва, апо́столе Ма́рко, му́ж до́брый и испо́лненный Ду́ха Свята́го и ве́ры, Тро́ическим про́мыслом к апо́столу Па́влу в до́ме ма́тернем тебя́ прибли́зивый, за таково́е и мы́ с благогове́нием умиле́нно вопие́м сицева́я:

Ра́дуйся, апо́столу Варна́ве по пло́ти и о Бо́зе сро́дниче:

ра́дуйся, в до́ме ма́тернем первоверхо́вных апо́стол Петра́ и Па́вла сре́тивый.

Ра́дуйся, первоверхо́вных апо́стол Петра́ и Па́вла учениче́ ста́в усе́рдный:

ра́дуйся, Ду́ха Свята́го обогати́выйся от апо́стол первоверхо́вных.

Ра́дуйся, я́ко са́м ста́л еси́ обита́лищем Пресвята́го Ду́ха:

ра́дуйся, украше́ние целому́дрия.

Ра́дуйся, от Го́спода жре́бий апо́стольства улучи́вый:

ра́дуйся, благове́стия трубо́, основа́ния ве́тхаго ми́ра сокруши́вый.

Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 3.

Си́лою свы́ше укрепле́ннии, в пе́рвый пу́ть из Антиохи́и к иуде́ом и волхво́м с апо́столы Па́влом и Варна́вою по́слани Го́сподем бы́сте, тебе́, святы́й апо́столе и евангели́сте, с собо́ю взя́вше, на́м же укажи́ стезю́ ко Го́споду, вопию́щих: Аллилу́иа.

И́кос 3.

Иму́ще прему́дрость ше́ствовати за ста́ршими апо́столы, ты́ святи́телю Ма́рко, о́стров Ки́пр с восто́ка на за́пад проше́д пропове́да, те́м у́бо и на́ша ду́ши, омраче́нныя мра́ком страсте́й ко све́ту Госпо́дню просвети́, да восхва́лим ти́ та́ко:

Ра́дуйся, свиде́телем ста́в пораже́ния слепото́ю волхва́ Вариису́са по сло́ву апо́стола Па́вла:

ра́дуйся, в ма́лую А́зию из Ки́пра со апо́столы Па́влом и Варна́вою проше́ствовавый.

Ра́дуйся, дерза́ющий Про́мысл Бо́жий исполня́ти, из Перги́и во Иерусали́м возврати́выйся:

ра́дуйся, во свято́м гра́де ко апо́столу Петру́ присоедини́выйся.

Ра́дуйся, со апо́столом Петро́м в Ри́м от до́ма ма́терняго ше́ствовати вознаме́ривыйся:

ра́дуйся, Це́рковь Правосла́вную во гра́де Ри́ме апо́столу Петру́ соде́йствующе, утверди́вый.

Ра́дуйся, напои́вый зе́млю ри́мскую струя́ми боже́ственных веща́ний:

ра́дуйся, мно́жество язы́чников ри́мских во́инами христо́выми утверди́вый.

Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 4.

Сладча́йшаго Учи́теля ты́ па́че все́х бла́г земны́х возлю́бил еси́, что́ устреми́лся возвести́ти его́ о ше́ствии Иу́ды со стра́жники, наготу́ пло́ти своея́ успе́в покры́ти то́лько покрыва́лом, научи́ и на́с чрез все́ житие́ ко Спаси́телю свои́ стопы́ устремля́ти, вопия́ше Ему́: Аллилу́иа.

И́кос 4.

Слы́шаша, богому́дре Ма́рко, бли́жнии и да́льнии ри́мляне из у́ст твои́х о Го́споде, ре́вностно возжела́ли в письмена́х обрести́ сло́во Бо́жие, мы́ же к и́х мольба́м благода́рственно вопие́м ти́:

Ра́дуйся, в дни́ разли́чны от апо́стола Петра́ слы́шанное во Ева́нгелие изложи́вый:

ра́дуйся, Ева́нгелие тобо́ю пи́санное, второ́й кни́гой Заве́та Госпо́днего яви́ся.

Ра́дуйся, чудеса́ми Боже́ственными во Ева́нгелие си́лу Тро́ицы Свято́й показа́вый:

ра́дуйся, явле́нием Иоа́нна Крести́теля благовествова́ние о Го́споде нача́вый.

Ра́дуйся, про́поведь из пусты́ни иуде́йской в пусты́ню все́й земли́ принесы́й:

ра́дуйся, я́ко рыка́ющему льву́ гла́с вопию́щаго в пусты́ни уподо́бивый.

Ра́дуйся, са́м со льво́м в Це́ркви Христо́вой показу́емый:

ра́дуйся, непоколеби́мый сто́лпе, тве́рдо содержа́вый су́щих в ве́ре.

Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 5.

Сверши́вше труды́ апо́стольские в Ри́ме, исполня́я смире́нно чрез апо́стола Петра́ во́лю Госпо́дню дарова́ти ины́м зе́млем сло́во Бо́жие, апо́столе Христо́в Ма́рко, научи́ смире́нию и послуша́нию на́с гре́шных, пою́щих: Аллилу́иа.

И́кос 5.

Не и́щуще сла́вы себе́, но ре́вностно благовеству́яй во сла́ву Христо́ву, святы́й апо́столе Ма́рко, дерзну́вый во гра́д импера́торов войти́. Тебе́ мы́, многогре́шнии, хвалу́ воспева́ем:

Ра́дуйся, из Ри́ма в Аквиле́ю для про́поведи сло́ва Бо́жия прише́дый:

ра́дуйся, во гра́де, возлю́бленнем импера́торами, о Христе́ распя́том бла́говествова́вый.

Ра́дуйся, Аквиле́ю, зла́том с Ри́мом ра́вной, нетле́нным зла́том сло́ва Бо́жия озари́вый:

ра́дуйся, во́ды мо́ря Адриати́ческаго вода́ми Иорда́нскими утверди́вый.

Ра́дуйся, сокро́вищами духо́вными бога́тства Аквиле́и посрами́вый:

ра́дуйся, в гра́де се́м Це́рковь Христо́ву основа́вый.

Ра́дуйся, все́м се́рдцем Иису́са, Сы́на Бо́жия возлюби́вый:

ра́дуйся, с усе́рдием Свято́й Тро́ице зе́мно послужи́вый.

Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 6.

Боготе́чной звезде́ подо́бен бы́л еси́, апо́столе Ма́рко, с ра́достию во иуде́йский и язы́ческий Еги́пет Ева́нгелие Христо́во поне́сший, научи́л еси́ неве́рных ве́ровати в Тро́ицу Единосу́щную и ку́пно с тобо́ю воспева́ти: Аллилу́иа.

И́кос 6.

Подо́бно Моисе́ю, не́когда возвести́вшему сыно́м Изра́илевым избавле́ние от и́га Фарао́нова, ты́ из апо́стол пе́рвым, евангели́сте Ма́рко, во Еги́пте возвести́л свобо́ду от ра́бства диа́вола, мы́ же, чту́щи па́мять твою́, умиле́нно пое́м:

Ра́дуйся, вели́кое мно́жество же́н и муже́й иуде́йских во Еги́пте ко Христу́ приведы́й:

ра́дуйся, зе́рна Ева́нгелия в угото́ванную зако́ном Моисе́овым зе́млю всади́вый.

Ра́дуйся, утвержде́ние ве́ры Христо́вой:

ра́дуйся, сто́лпе Це́ркви Бо́жия.

Ра́дуйся, в Александри́и еги́петской Це́рковь Христо́ву возведы́й:

ра́дуйся, насади́телю и́стиннаго богопочита́ния.

Ра́дуйся, свети́ло ве́ры Правосла́вныя:

ра́дуйся, всего́ ро́да Христиа́нскаго украше́ние.

Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 7.

Узре́л еси́, апо́столе Ма́рко, во о́бразе Челове́честем Влады́ку ми́ра и Сы́на Бо́жия, от первоверхо́вных апо́стол открове́ние о Го́споде возлюби́в. Сего́ ра́ди и мы́, испове́данию твоему́ вня́вше, пое́м та́ко: Аллилу́иа.

И́кос 7.

Ра́зум неуразуме́нный вразумля́я о Святе́й Тро́ице, побо́рниче испове́дания Правосла́вныя ве́ры, святы́й апо́столе Ма́рко, из Антиохи́и со святы́ми Па́влом и Варна́вою ше́ствовати во вторы́й пу́ть с про́поведию Христо́вой вознаме́ривыйся. Сего́ ра́ди ве́рнии научи́шася воспева́ти тебе́:

Ра́дуйся, про́мыслу Бо́жию на тебе́ по исхо́де из Антиохи́и сверши́вшемуся:

ра́дуйся, ше́ствовати да́лее ку́пно, отка́з апо́стола Па́вла получи́вый.

Ра́дуйся, с дя́дею свои́м апо́столом Варна́вою в Ки́пр возврати́выйся:

ра́дуйся, в се́ни до́ма роди́тельскаго от стра́нствий до вре́мени почива́вый.

Ра́дуйся, богоозаре́нный испове́дниче неизрече́нныя Боже́ственныя сла́вы:

ра́дуйся, ми́р веща́нием воплоти́вшагося Бо́жия сло́ва озари́вый.

Ра́дуйся, мре́жею бла́года́ти на́с из суе́т ми́ра любо́вию возводя́щий:

ра́дуйся, уче́ний небе́сных бла́говеща́нный сказа́телю.

Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 8.

Та́йнам Ца́рствия Бо́жия науче́нный, па́ки во Еги́пте благовеству́я, апо́столе Ма́рко, апо́стола Петра́ сре́тивый, омраче́нныя грехми́ ду́ши на́ша просвети́, да воспря́нем е́же пе́ти Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 8.

Ве́сь огне́м Боже́ственныя любве́ испо́лненный, в терпе́нии стяжа́в Ду́х Святы́й, Бо́гом води́мый десни́цею свое́ю Ева́нгелие Госпо́дне напису́я, апо́столе Ма́рко, апо́стола Петра́ в Вавило́не для трудо́в но́вых сре́тивый, мы́ же, любо́вию твое́ю побежда́еми, дерза́ем зва́ти тебе́ такова́я:

Ра́дуйся, апо́столу Петру́ усе́рдно подража́вый:

ра́дуйся, со апо́столом Петро́м Це́рковь Христо́ву в Вавило́не еги́петстем созда́вый.

Ра́дуйся, апо́столе Пе́тре, в хра́ме то́м пе́рвое посла́ние к малази́йцем сотвори́вый:

ра́дуйся, апо́столе Ма́рко, дру́же врата́ря ра́йскаго, отве́тшаго Спа́су, ты́ еси́ Христо́с, Сы́н Бо́га Жива́го.

Ра́дуйся, собра́том ста́в апо́столу, ключи́ Ца́рствия Небе́снаго стяжа́вшаго:

ра́дуйся, Христо́во Ева́нгелие в себе́ воплоти́вый.

Ра́дуйся, ко све́ту та́йн Бо́жиих приница́ющий:

ра́дуйся, сло́ва Бо́жия усе́рдный изъясни́телю.

Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 9.

Си́лою свы́ше осене́нный, апо́столе Ма́рко, гони́телей свято́й ве́ры не устраши́выйся, благове́стническия труды́ заточе́ннаго во у́зы в Ри́ме апо́стола Па́вла раздели́вый, ве́ру Христо́ву велегла́сно прославля́я, те́мже поя́ху Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 9.

Вити́я многовеща́нныя не довле́ют изглаго́лати чистоту́ духо́вную, ю́же име́л ты́, апо́столе Ма́рко, и на́с научи́ ве́ре кре́пцей, с любо́вию зову́щих ти́:

Ра́дуйся, Па́влом, во дни́ заточе́ния, колосса́ем о тебе́ писа́вшим, я́ко о свое́м уте́шителе:

ра́дуйся, и́мже сотру́дником свои́м для Ца́рствия Бо́жия нарече́нный.

Ра́дуйся, указа́ние ше́ствовати из Ри́ма в Ма́лую А́зию испо́лнивый:

ра́дуйся, во фриги́йский гра́д Коло́ссы прише́дый.

Ра́дуйся, лжеучи́телем, прельща́вшим колосси́йских христиа́н, противоде́йственниче:

ра́дуйся, иуде́ев и е́ллинов просвети́телю.

Ра́дуйся, тридне́внаго сме́рти и воскре́сния Божества́ бла́говести́телю:

ра́дуйся, кро́тости и воздержа́ния учите́лю.

Ра́дуйся, свя́ты́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 10.

Спасти́ хотя́ ро́д челове́ческий, са́м благове́стником на стезя́х Бо́жиих ста́вый, в приле́жнем послуша́нии апо́столу Па́влу ве́рен до конца́ бы́вый, поя́ Тро́ице Пресвяте́й: Аллилу́иа.

И́кос 10.

Царя́ Небе́снаго, Его́же славосло́вят херуви́мы и серафи́мы, житие́м, ве́рою и любо́вию всеусе́рднейший служи́тель бы́л еси́, апо́столе Ма́рко, первоверхо́вным апо́столом Па́влом пред кончи́ною его́ во у́зах бы́л призва́нный, Того́ ра́ди ра́достно зове́м ти́:

Ра́дуйся, посла́ние апо́стола Па́вла к Тимофе́ю испо́лнивый:

ра́дуйся, со апо́столом Тимофе́ем из Ма́лой А́зии в Ри́м на по́мощь Па́влу поспеши́вый.

Ра́дуйся, свиде́телем му́ченической кончи́ны обои́х учи́телей свои́х яви́выйся:

ра́дуйся, вели́каго апо́стола Па́вла, ри́мскаго граждани́на, усекнове́нным узре́вый.

Ра́дуйся, первоверхо́внаго апо́стола Петра́, ра́спята на кресте́ созерца́вый:

ра́дуйся, пло́ть свою́ ко страда́нием за Христа́ угото́вавый.

Ра́дуйся, сле́зы за грехи́ на́ша пред Го́сподем пролия́вый:

ра́дуйся, учи́телей свои́х в Ца́рствии Бо́жием сре́тивый.

Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 11.

Пе́ние Пресвяте́й Тро́ице с первоверхо́вными апо́столы возда́л еси́, апо́столе Ма́рко, сло́вом, умо́м и живы́м всего́ себе́ в же́ртву принесе́нием: подража́я бо распя́тому за ны́ непоро́чному А́гнцу Христу́, положи́л еси́ ду́шу свою́ за дру́ги своя́ во́лею. Те́мже благода́рни су́ще, пое́м ди́вному во святы́х: Аллилу́иа.

И́кос 11.

До после́дняго часа́ своего́ науча́ти любви́ Госпо́дней и сло́ва Бо́жия устремле́нный, апо́столе Ма́рко, па́ки во Еги́пет по́сле убие́ния учи́телей свои́х стопы́ напра́вивый, просвеща́еши бо сердца́ ве́рных и к ра́зуму Боже́ственному вся́ наставля́еши, поуча́я и на́с ве́село взыва́ти:

Ра́дуйся, во Еги́пет воздви́гнутый тобо́ю хра́м благоустра́ивать напра́вивыйся:

ра́дуйся, в Александри́и средото́чие гре́ческаго уче́ния в зна́тнем книгохрани́лище во сла́ву Христо́ву употреби́вый.

Ра́дуйся, иуде́ев, увле́кшихся гре́честей уче́ностию, к зна́нием христиа́нским приведы́й:

ра́дуйся, христиа́нское учи́лище в Александри́и основа́вый.

Ра́дуйся, учи́лище сие́, знамени́тыми учи́тельми и отца́ми Це́ркви просла́вивший:

ра́дуйся, в забо́те о слу́жбе церко́вней чи́н Боже́ственныя Литурги́и соста́вивый.

Ра́дуйся, из Александри́и пропове́дать Христа́ в А́фрику, Ли́вию и ины́м язы́ком пу́ть предприя́вый:

ра́дуйся, во Еги́пте про́поведи твои́ вро́вень с мле́ком ма́тери христиа́не употреби́ша.

Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 12.

Благода́ть Бо́жия соблюда́ше тя́, апо́столе Ма́рко, а́ки Пе́тр и Па́вел Ева́нгелие возвеща́л еси́, сло́вом Христо́вым ве́рныя утеша́я. И та́ко упа́сл еси́ Це́рковь да́же до дне́, егда́ язы́чники злы́я в хра́м ворва́вшеся с наме́рением погуби́ти тя́, неуста́нно взыва́л ко Го́споду: Аллилу́иа.

И́кос 12.

Пою́ще многотру́дныя по́двиги за Христа́, всехва́льный апо́столе Ма́рко, хва́лим ева́нгельския труды́ твоя́, ублажа́ем му́ченическую кончи́ну, почита́ем свяще́нную па́мять твою́ и в похвалу́ сицева́я тебе́ зове́м:

Ра́дуйся, пе́рвый епи́скопе це́ркви Александри́йстей:

ра́дуйся, Александри́и первому́чеником явле́нный.

Ра́дуйся, е́ллинское божество́ се́раписа Свято́ю Па́схою разруши́вый:

ра́дуйся, в Пра́здник Христо́вой Па́схи е́ллинами уму́ченный.

Ра́дуйся, а́нгелом Госпо́дним в темни́це на по́двиг укрепле́нный:

ра́дуйся, исте́рзанный, всле́д за а́нгелом от Самого́ Го́спода утеше́ние прия́вый.

Ра́дуйся, во вторы́й де́нь лю́тою толпо́ю доро́гами гра́да влаче́нный, ду́х от му́к испусти́вый:

ра́дуйся, я́ко те́ло твое́ не да́л еси́ Госпо́дь огне́м сожещи́, громо́м с мо́лнией злора́дных е́ллинов вразумля́я, и христиа́ном пречи́стую пло́ть погреба́ти бла́гослови́вый.

Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 13.

О всехва́льный благове́стниче апо́столе и евангели́сте Ма́рко! Внемли́ у́бо воздыха́нию серде́ц на́ших, моля́щихся тебе́, учите́лю и архипа́стырю, мно́го бо мо́жет моли́тва святы́х апо́стол пред Бо́гом: научи́ на́с потщи́теся и па́мятовати о небе́снем зва́нии и христиа́нстей кончи́не жи́зни на́шея, привлецы́ ны́ ко сла́дости ева́нгельския и́стины, свяжи́ у́зами любве́ Христо́вы, да мы́ вси́, отве́ргшеся нече́стия и мирски́х похоте́й, вни́дем в ра́дость Го́спода на́шего, пою́ще Ему́ с тобо́ю и со все́ми апо́столы: Аллилу́иа.

Духовное чтение на 12 ноября 2022

Духовное чтение на 12 ноября 2017

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с праздником Воскресного дня!

В сегодняшнее воскресенье предлагаем Вам к духовному и молитвенному прочтению:

• Жития святых – Апостол и евангелист Марк; • Чтение Апостола – Послание к Ефесянам, (глава 2-я, стихи: 4-10); • Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 8-я, стихи: 26-39); • Толкование Евангелия – Блаженным Феофилактом Болгарским; • Проповедь пастыре – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова; • Молитва дня – Тропарь, кондак и молитва апостолу и Евангелисту Марку.

АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ МАРК

Братья и сестры, сегодня мы вспоминаем апостола и евангелиста Марка, автора второго Евангелия в списке наших традиционных четырех Евангелий. Он был апостолом от семидесяти, племянником апостола Варнавы. Его мать Мария была одной из последовательниц Господа Иисуса Христа, и в доме ее семьи собирались верующие в Него. Согласно одной из версий, апостол первоначально носил имя Иоанн, затем Иоанн-Марк, впоследствии за ним утвердилась последняя часть имени. По преданию, в ночь взятия Иисуса Христа в Гефсиманском саду это апостол Марк следовал за Ним, завернувшись в плащ на голое тело, и убежал от схвативших его воинов нагим, оставив одежду в их руках.

Святой Марк был учеником апостола Петра. В Первом послании Петра он упомянут как «Марк, сын мой». Также Марк был сподвижником апостолов Павла и Варнавы. Вместе с ними он был в Селевки́и, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Па́фе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Ели́ма. После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.

Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей. Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие.

Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли многие знаменитые отцы и учители Церкви. Там же он принял мученическую кончину.

Братья и сестры, вернемся к Евангелию, написанному святым апостолом Марком. Вообще говоря, наша традиция называть Евангелия «от Марка», «от Матфея» является неверной. Первый стих Евангелия от Марка гласит: Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия. Евангелие у нас от Господа, от Иисуса Христа. Евангелисты же только передают его нам, каждый несколько по-своему. В греческом оригинале используется слово «ката́». «Ката́ Ма́ркон» переводится «по Марку». В таком варианте все становится куда правильнее.

Большинство современных исследователей полагают, что Евангелие от Марка создано первым. Наиболее вероятное время создания книги — 60 – 70-е годы I века. Существует гипотеза о двух первых источниках. Это Евангелие от Марка и некий “источник Q”, который до нашего времени не сохранился. Именно они послужили основой для написания Евангелий от Матфея и Луки. На приведенной схеме мы можем увидеть взаимное влияние трех первых Евангелий, называемых в науке синоптическими, т.е. теми, что говорят больше о человеческой стороне жизни Спасителя. Пневматическое, т.е. «духовное» Евангелие от Иоанна Богослова стоит особняком, и о нем мы говорить не будем. Итак, мы видим на схеме, что почти всё Евангелие от Марка входит в состав Евангелий и от Матфея и от Луки. Но есть у апостолов Луки и Матфея нечто общее, чего нет у Марка – именно это и назвали ученые “источником Q”.

Нетрудно заметить, что Евангелие написанное Марком является самым коротким, к тому же оно не перегружено ссылками на Ветхий Завет, поэтому его часто рекомендуют новоначальным. Хочется вспомнить здесь митрополита Антония Сурожского (Блюма). Он является автором книги «Беседы на Евангелие от Марка», и вот что он пишет во введении: «Можно поставить вопрос, почему я выбрал именно это Евангелие. Выбрал я его по очень личной причине. Я стал верующим, встретившись именно с этим Евангелием; и это не случайно. Если бы я взялся читать Евангелие от Матфея, которое было обращено к иудеям, верующим евреям того времени, или Евангелие от Иоанна, которое очень глубоко погружено и в философскую, и в богословскую мысль, я, вероятно, не понял бы их, когда мне было четырнадцать лет. Евангелие от Марка было написано учеником апостола Петра именно для таких молодых людей, молодых дикарей, каким я был в то время, написано для того, чтобы дать представление об учении Христа и о Его личности тем молодым людям, которым больше всего это было нужно. И поэтому я выбрал сейчас это Евангелие. Оно написано коротко, сильно и, надеюсь, дойдет до души других людей, так же как оно перевернуло мою душу и преобразило мою жизнь».

А выбрал это Евангелие 14-летний Андрей, будущий митрополит Антоний, именно по размеру. Он хотел разобраться с религией раз и навсегда, решил прочитать и узнать, что же там написано, в этом Евангелии. Хотел он разобраться побыстрее, потому-то и выбрал самую короткую из четырех книг. И вот при чтении он почувствовал, что напротив него сидит Сам Христос, невидимо, но совершенно ощутимо. Так произошла Встреча митрополита Антония, перевернувшая его жизнь.

Апостоле и евангелисте Марко, моли Бога о нас.

Послание к Ефесянам, (глава 2-я, стихи: 4-10)

<Братия!> Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

Святое Евангелие от Луки (глава 8-я, стихи: 26-39)

И <�приплыл Иисус> в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

ТОЛКОВАНИЕ БЛАЖЕННОГО ФЕОФИЛАКТА БОЛГАРСКОГО

Смотри: бес одержим двумя страстями злобы: дерзостью и страхом. Ибо слова: «что Тебе до меня» свойственны дерзкому и бесстыдному рабу, а «умоляю Тебя» – боязливому. Живет он в гробах, с намерением вложить людям лукавую мысль, что души умерших становятся бесами.

– Бесы просят о том, чтоб им не повелено было идти в бездну, но позволено еще пожить на земле. Господь позволяет им быть на земле, чтобы они, нападая на людей, делали их более славными. Ибо если бы не было противоборствующих, не было бы и подвигов, а если бы не было подвигов, не было бы и венцов.

– Знай и более переносный смысл. Кто имеет в себе бесов, то есть бесовские дела, тот не надевает на себя одежды, то есть не имеет одежды крещения и не живет в дому, то есть в церкви, ибо недостоин входить в церковь, но живет в гробах, то есть в местах мертвых дел, например, в домах непотребных, в мытницах (таможнях). Ибо такие дома суть вместилища злобы.

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Православие — это есть ве­личайшая трезвость. Да, надо прощать; когда ударят по правой щеке, подставить левую. А когда пришел Мамай, надо бла­гословить Пересвета и Ослябю, что­бы они ему голову оторвали. Иной скажет: «Как же, ты монах, ты пре­подобный и благословляешь других монахов идти и кровь проливать? Это же люди, у них же дети». Мож­но и так рассуждать, но все ведь яс­но: он напал, он хочет мусульман­ство здесь насадить, и с ним вое­вать и эту всю орду остановить — это есть благо. А когда он в плен по­пал, то его безоружного убивать, из­деваться над ним — это уже плохо, хотя пять минут назад он был твой враг, ты его готов был убить, а вот сейчас он в плену, и, значит, ты ему перевяжи руки, ноги, если они из­ранены, покорми из своего котелка. Это же все очень просто. А всякая хо­тениям, по желаниям, все время выбираешь, как тебе вы­годно и как тебе удобно: отстань, отвяжись, мне некогда. мечта, нетрезвость, всякие ложные представления, глу­пости, предрассудки мешают понять эту жизнь. Постоян­но приходят люди, спрашивают: «Что мне делать?» Ну ты сам подумай: вот такая ситуация, вот он то-то, она то-то. Что в данном случае будет благо, а что будет зло? Зло — когда поступаешь по собственным страстям, по своим. А добро — это когда ты себя откладываешь, а включаешь­ся в труд, который есть благо, не жалея себя. Устал — ляг, поспи. Проснулся — и опять за работу.

МОЛИТВЫ АПОСТОЛУ И ЕВАНГЕЛИСТУ МАРКУ

Д

орогие братья и сестры, давайте совершим с Вами краткое молитвословие апостолу и Евангелисту Марку, чтобы он излил на наши сердца свою сугубую апостольскую благодать!

Тропарь апостолу Марку

У верховнаго Петра научився, апостол Христов был еси и, яко солнце, странам возсиял еси, Александриом удобрение быв, блаженне: тобою Египет от прелести свободися, евангельским твоим учением просвещ вся, яко свет, столп церковный. Сего ради твою память чтуще, светло празднуем, Марко Богогласе, моли тобою благовестимаго Бога да согрешений оставление подаст душам нашим.

Кондак апостолу Марку

С высоты приим благодать Духа, риторская плетения разрушил еси, апостоле, и, языки вся уловив, Марко всеславне, твоему Владыце привел еси, Божественное проповедав Евангелие.

Молитва святому апостолу и евангелисту Марку

Апостол и евангелист Марк

О, преславный апостоле Марко, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Семейный календарь на 12 ноября 2017

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]