КРУГ БОГОСЛУЖЕНИИ СВЯТОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ И ИХ ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ
Великопостные часы совершаются: в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, в среду и пятницу сырной седмицы (если эти дни Сырной седмицы не совпадут с праздником Сретения Господня или с храмовым праздником).
1 час читается в конце утрени, сразу после молитвы святого Ефрема Сирина. Чтец: «Приидите, поклонимся» (3). Обычные псалмы: 5, 89,100. Затем чтец читает: «Слава, и ныне», «Аллилуиа «(3), «Господи, помилуй» (3). «Слава», затем читается рядовая кафизма. В середине кафизмы бывает обычное пение «Славы». По прочтении 3 «Славы» кафизмы чтец заканчивает: «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3), «Господи, помилуй» (3). Священник произносит тропарь (великопостного) часа: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». Хор повторяет тропарь. Священник – первый стих: «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое». Хор поет тропарь. Священник – второй стих: «Яко к Тебе помолюся, Господи». Хор поет тропарь.
На праздник Благовещения, храмовый праздник и праздник великого святого тропарь часа оставляется, чтец читает только тропарь праздника. В сыропустные среду и пятницу – тропарь часа читается, а не поется.
Священник: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Чтец: «И ныне. Что Тя наречем, о, Благодатная». Хор: «Стопы моя направи по словеси Твоему» и прочие тропари.
В праздник Благовещения, храмовый праздник и праздник великому святому (а также в сыропустные среду и пятницу) тропарь «Стопы моя» читается, а не поется.
На Крестопоклонной седмице в понедельник и среду после «Что Тя наречем» на середине храма перед Крестом совершается поклонение Кресту. Священник после крестообразного каждения аналоя с Крестом вместо «Стопы моя направи» поет «Кресту Твоему покланяемся, Владыко». Затем, даже если в эти дни случится Благовещение или храмовый праздник, поются стихиры на поклонение Кресту: «Приидите, вернии».
Чтец: Трисвятое по «Отче наш», Богородичен дневной (см. Часослов), «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время», «Честнейшую Херувим».
В понедельник, среду и пятницу Крестопоклонной седмицы на всех часах по Трисвятом и «Отче наш» читается кондак Кресту.
Священник: «Боже, ущедри ны» (чтец: «Аминь») и молитву святого Ефрема Сирина. Чтец: Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12). Священник: «Христе, Свете Истинный». Хор: «Взбранной Воеводе». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже» и прочее. Отпуст великий. 3, 6 и 9 часы.
Служба 3 часа имеет полное (обычное) начало, то есть после возгласа священника чтец читает: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» и прочее.
Часы 6 и 9 начинаются с «Приидите, поклонимся». Затем на каждом часе следует чтение 3 обычных псалмов:
на З часе – 16,24,50.
на 6 часе – 53, 54, 90.
на 9 часе – 83, 84, 85.
И бывает стихословие кафизмы (кафизма стихословится так же, как и на 1 часе). На девятом часе во все пятницы Святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы кафизмы не положены. После стихословия кафизмы поется тропарь часа (великопостный) со стихами:
Тропарь 3 часа: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящихся Ти ся». Стих 1: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Стих 2: «Не отвержи мене от Лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене».
Тропарь 6 часа: «Иже в шестый день же и час на Кресте пригвожден в рай дерзновенный адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас». Стих 1: «Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего». Стих 2: «Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя»
Тропарь 9 часа: «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас». Стих 1: «Да приближится молитва моя перед Тя, Господи, по словеси Твоему вразуми мя». Стих 2: «Да внидет прошение мое перед Тя, Господи, по словеси Твоему избави мя».
В среду и пяток сырные эти тропари не поются, а читаются. В праздники Благовещения, храмовый и великого святого читается тропарь праздника (великопостный тропарь часа оставляется). После произнесения священником: «Слава», чтец: «И ныне»: Богородичен часа.
В Великие Понедельник, Вторник и Среду после Богородична часа на часах – чтение Евангелия.
На 6 часе после Богородична: «Яко не имамы дерзновения» произносится тропарь пророчества, затем поется прокимен. Священник: «Вонмем». Чтец: «Глас 6: Спаси, Господи, люди Твоя» (или другой прокимен, указанный наряду в Триоди). Слово «прокимен» чтец не произносит. Хор поет прокимен. Священник: «Премудрость». И читается паремия из Книги пророка Исайи. Затем поется второй прокимен, после чего (на 6 часе) чтец читает: «Скоро да предварят ны». Трисвятое по «Отче наш», тропари дня по Часослову и далее, как на первом часе, только отпуста после 3 и 6 часов не бывает. Перед молитвой святого Ефрема Сирина возглас на всех часах: «Боже, ущедри ны».
На 9 часе молитва святого Ефрема Сирина читается только один раз с 3 великими поклонами, на других часах и изобразительных: поклонов великих – 4, малых – 12. В праздники на часах – только по 3 великих поклона.
На 3, 6 и 9 часах после молитвы святого Ефрема Сирина читается молитва часа.
Рождество Христово. Обрезание Господне и свт. Василий Великий. Богоявление
Богослужение «Рождества» и «Богоявления» совпадают почти полностью по структуре. Эти праздники являются центром месяцеслова (неподвижный круг) и в древности составляли единый праздник – Богоявление. Они имеют по 5 дней предпразднства, очень похожие сочельники, только попразднство Рождества короче, чем попразднство Богоявления из-за праздника Обрезания. И Рождество и Богоявление соединены святыми днями – святками.
Уставные указания для праздников Рождества и Богоявления:
Всенощное бдение в какой бы день ни случилось состоит из:
Великого повечерия
Литии
Утрени
Всенощное бдение совершается ночью (по Уставу)
а) Если праздник приходится на воскресенье или понедельник – Литургия Василия Великого
б) если со вторника по субботу – Литургия Иоанна Златоуста
в) если в воскресенье – отмена воскресной службы
г) если в ср. и пт. – отмена поста.
Задостойник: «Величай душе моя…» (Рождество и Богоявление)
Причастен: «Избавление посла Господь людем своим. Аллилуйя» (Рождество). «Явися благодать Божия, спасительная всем человекам» (Богоявление)
Входный стих: «из чрева… Ты иерей во век по чину Мельхиседекову»
Всенощное бдение. Великое повечерие: состоит из 3-х частей. Каждая часть его заключается молитвой; разделяются между собой части повечерия воззванием к молящимся: «Приидите, поклонимся…». Первая часть великого повечерия подобна той части утрени, которая начинается шестопсалмием, и на которой поется «Бог Господь» с тропарями и стихословится Псалтирь с седальнами. Это сходство свидетельствует о том, что великое повечерие возникло на основе шестопсалмия и расширилось впоследствии до трехчастного состава. К первой части примыкает краткая вторая часть повечерия, которая по своему содержанию является покаянной. Третья часть состоит из славословий и хвалы Богу и святым угодникам Божиим. Она подобна той части утрени, которая начинается пением канона.
Великое повечерие совершается следующим образом. Священник с диаконом, облачившись, творят начало, как во все Господские праздники. Открываются царские врата, и диакон, подав священнику кадило, со свечой в руке выходит на солею, слово «Востаните» не произносится, но сразу возглашает: «Благослови, владыко» и возвращается в алтарь. Священник: «Благословен Бог наш…» и совершает полное каждение храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата закрываются. Чтец читает великое повечерие: «Аминь, Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе; Царю Небесный» и прочее обычное начало.
Схема великого повечерия на Рождество Христово (и на Крещение). I-часть. После обычного начала читается шесть псалмов: 4-й, 6-й, 12-й. «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3), «Господи, помилуй» (3), «Слава, и ныне» и псалмы: 24-й, 30-й и 90-й. Затем: «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3). «Слава, и ныне». Хор: «С нами Бог…» (открываются царские врата). Чтец читает прочие стихи, кончая 20-м стихом: «Отец будущаго века». Хор: припевает к каждому стиху: «Яко с нами Бог» и после конечного стиха заключает пением: « С нами Бог». Чтец: «День прешед…», «Верую». Стихи: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных». «Вся небесныя силы святых Ангел и Архангел, молите…» и т.д. Затем – Трисвятое по «Отче наш». Хор: Тропарь праздника (Царские врата открываются). Чтец: «Господи, помилуй (40). «Честнейшую…» и читает за-ключительную молитву св. Василия Великого: «Господи, Господи…». 2-часть. Чтец: «Приидите, поклонимся», псалмы 50-й, 101-й, молитва Маноссии, Трисвятое по «Отче наш». Вместо тропарей: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» – поется кондак праздника (Царские врата открываются). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Честнейшую…» и читает заключительную молитву: «Владыко, Боже Отче Вседержителю». 3-я часть. Чтец: «Приидите, поклонимся», псалмы 69-й, 142-й и вседневное славословие. После этого бывает выход духовенства на литию при пении стихир праздника. Обычное окончание великого повечерия здесь опускается. После литии – утреня, как на обычной праздничной всенощной.
Схема Утрени на Рождество Христово (и на Крещение). После возгласа «Благословение Господне на вас» – шестопсалмие. По полиелее – величание: «Величаем Тя,
Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа: «От юности моея…» Прокимен гл. 4 «Из чрева прежде денницы родих Тя…» Евангелие (Мф., зач. 2). По 50-м псалме вместо «Молитвами» поется: «Слава: Всяческая днесь радости исполняются, Христос родися от Девы». «И ныне» – то же, но конец: «Христос родися в Вифлееме…» Стих: «Помилуй мя, Боже…». И стихира: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем Седящаго присно со Отцем…» Канонов два – св. Космы Маиумского и св. Иоанна Дамаскина: первый с ирмосами на 8 и другой на 8, ирмосы на дважды. По 3-й песни поется ипакои: «Начаток языков», по 6-й – кондак и икос. Вместо «Честнейшую…» – припев: «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу». И ирмос: «Таинство странное вижду и преславное…». К каждому тропарю первого канона поются свои припевы. Ко второму канону свой припев: «Днесь Дева раждает Владыку…» Катавасия на 9-й песни – ирмос второго канона: «Любите убо нам, яко безбедное страхом, удобее молчание, любовию же, Дево, песни ткати спротяженно сложенныя, неудобно есть: но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь». Этот ирмос «Любити убо нам» вместе с первым припевом 9-й песни является Задостойником на литургии. По 9-й песни поется светилен: «Посетил ны есть свыше…» (трижды). В конце утрени отпуст праздника (см. Служебник): «Иже в вертепе родивыйся, и в яслех возлегий, нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш…» и прочее до конца.
Литургия на Рождество Христово. Антифоны праздника: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем…» и прочее. Входный стих: «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову». Сразу поются тропарь и кондак праздника. Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся…». Прокимен: «Вся земля да поклонится Тебе…», стих: «Воскликните Господеви вся земля, дадите славу хвале Его». Апостол (Галатам, зач. 209). Евангелие (Мф., зач. 3). Задостойник служит ирмос 9-й песни канона: «Любити убо нам» с припевами. Причастен: «Избавление посла Господь людем Своим». Примечание: Антифоны, входное, «Елицы» поются только в день праздника.
Вечерня в день праздника (Служба с великим славословием). На следующий день после праздника Рождества Христова, 26 декабря празднуется Собор Пресвятой Богородицы. На вечерни вход с кадилом, прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог великий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса». На утрени каноны праздника оба, как на самый праздник. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы канонов праздника.
В отдание Рождества Христова, как и в дни отдания всех двунадесятых праздников (кроме Введения), совершается вся служба праздника (служба рядового святого переносится на предыдущий день), но без входа и паремий, на утрени не бывает полиелея и антифонов. В конце утрени поются стихиры на хвалитех и великое славословие.
Суббота и Неделя по Рождестве Христовом. В субботу по Рождестве Христовом на литургии положены: прокимен: «Помяну имя Твое во всяком…», стих: «Слыши дщи…», особые Апостол (Тим. Зач. 288) и Евангелие (Мф., зач. 46). Причастен: «Чашу спасения прииму…». Неделя по Рождестве Христовом называется еще неделей святых Богоотец. В эту Неделю совершается память родственников Христовых по плоти различных времен: праотцев Христовых пророка Давида, святого праведного Иосифа Обручника и Иакова, брата Господня по плоти.
Святки.Двенадцать дней после праздника Рождества Христова (с 25 декабря по 6 января) обыкновенно называются святками, т.е. святыми днями, потому что эти дни освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления, празднование которых было в древности короче, поскольку праздники Рождества Христова и Богоявления были соединены в один день. После же их разделения празднование распространилось на все дни в промежутке от 25 декабря по 6 января, и потому они составляют как бы один день праздника. Эти дни называются святыми вечерами, потому что христиане по древнему обычаю свои дневные занятия прекращали вечером, может быть, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время. В дни святок вплоть до 4 января включительно, поста не бывает ни в среду, ни в пятницу.
Начало празднования Богоявления относится ко временам апостольским. О нем упоминается и в «Постановлениях Апостольских», где говорится: «Богоявения праздник да празднуется, понеже в тот день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Его Отцу в Крещении, и Утешителю Святому Духу, в виде голубине, показавшу предстоящим свидетельствованнаго» Святые отцы: Анатолий, апхиеп. Константинопольский (Vвек), Андрей и Софроний Иерусалимские (VIIвек), Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII век), составили каноны, а Герман, патриарх Константинопольский, Иосиф Студит, Феофан и Византий (IX век) составили многие песнопения на праздник Крещения Христова, до сих пор поющиеся в день праздника.
На утрени, по полиелее, поется величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских».
Обрезание Господне и свт. Василий Великий:
1 (14) января. Это не двунадесятый, но великий праздник. Единственный в своем роде, т. к. в этот день Господский праздник соединяется с праздником святого – свт. В. Великого. Служится Литургия Василия Великого, на полиелее (на утрени) – предпочтение отдается святому (небывалая вещь). Содержание текстов прежде всего говорит о том, что «закона Творец законная исполняет», т. е. Кто дал закон, является его исполнителем («Не нарушить Я пришел, но исполнить»)
Богоявление:
6 (19) января
14 (27) января – отдание.
Особенность:
Великое освящение воды
На следующий день после праздника Богоявления празднуется Собор святого Иоанна Предтечи («Собор» на уставном языке означает собрание верующих в храме на «торжественное бдение» в память святого). На вечерни в день праздника (под 7-е января) вход с кадилом и великий прокимен: «Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори». Суббота и воскресенье, следующие за праздником Богоявления, называются субботой и неделей по Просвещении. В эти дни читаются особые Апостол и Евангелие, имеющие отношение к празднику.
Билет 10 вопрос 2. Повечерие, его идейный смысл. Виды повечерия и дни их совершения
Повечерие — богослужение суточного круга, которое совершается по Уставу после вечерней трапезы (потому и называется повечерием, так как совершается «по вечери»). В православном богослужении различаются два вида повечерия: 1) великое и 2) малое.
Основной смысл повечерия, который так или иначе оражен почти во всех псалмах, молитвах и песнопениях, заключается в благодарении Бога за прошедший день, раскаянии в совершенных грехах и молении на сон грядущий. Также в некоторых местах повечерия имеет место молитвенное обращение к Божией Матери о Ее ходатайстве за нас перед Господом (тропари, которые поются на великом повечерии после «Господи Сил…», а также молитва «Нескверная, Неблазная…»).
ДНИ СОВЕРШЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ: * 1.Накануне среды и пятницы сырной седмицы (однако если в один из этих дней случится Сретение Господне, то повечерие не совершается). * 2. Все седмичные дни (понедельник — пятница) Святой Четыредесятницы вечером (кроме среды и пятка 5-й седмицы, также за исключением 25 марта вечером, накануне отдания праздника Благовещения). * 3. Великий Понедельник и Великий Вторник вечером. * 4. На Рождество Христово и Богоявление в составе бдения. ДНИ СОВЕРШЕНИЯ МАЛОГО ПОВЕЧЕРИЯ: * 1. В период от Антипасхи до Недели мясопустной совершается каждый день, кроме случаев, когда положено совершать всенощное бдение (накануне воскресных дней, великих и бденных праздников). * 2. В понедельник, среду и пятницу сырной седмицы (вечером). * 3. В некоторые дни Великого поста: все недели вечером, в среду и пяток 5-й седмицы (совершается келейно), Великую Среду, Великий Четверг, Великую Пятницу вечером. Также малое повечерие совершается вечером в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, накануне 26 марта, если само Благовещение случится в седмичный день Великого поста (см. Типикон, 26 марта, 3-е «зри»). * 4.Малое повечерие не совершается в Великую Субботу вечером (заменяется чтением книги Деяний святых апостолов) и в течение Светлой седмицы (заменяется пасхальным часом).
Билет 11 вопрос 1. Богослужебный Апостол. Чтение Апостола на службах суточного круга. Содержание и приложения.
Богослужебный Апостол содержит в себе 22 канонические книги Нового Завета: книгу Деяний святых апостолов, 7 соборных посланий, 14 посланий св.ап.Павла. В течение года прочитывается весь Апостол. В богослужебный Апостол не вошла
книга Откровения Иоанна Богослова.
Апостол всегда читается перед чтением
Евангелия, так что никогда не бывает чтен. Апостола без последующего чтен. Евангелия (однако, чтен. одного Евангелия без Апостола, бывает нередко).
Когда Устав полагает чтение Апостола:
-На великой вечерне(если она не соедин. с Литургией) Апостол читается в двух случаях: НА ВЕЧЕРНЕ ВЕЛИКОЙ ПЯТНИЦЫ, НАКАНУНЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА или БОГОЯВЛЕНИЯ, если праздник случится в воскресенье или понедельник, то великая вечерня совершается после полудня).
-На повечерии или полунощнице Апостол НИКОГДА не читается
-На утрене Апостол читается один раз в году – в ВЕЛИКУЮ СУББОТУ в конце утрени после крестного хода с Плащаницей.
-На часах Апостол положен только в те дни, когда совершаются Великие часы (3 раза в году: В НАВЕЧЕРИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, НАВЕЧЕРИЕ БОГОЯВЛЕНИЯ, ВЕЛИКУЮ ПЯТНИЦУ).
-На полной литургии (св. Иоан. Злат., Вас.Велик.) Апостол – неотъемлемая часть чинопоследования, полагается всегда, возможно даже чтение 2-3 апостольских зачал.
-На литургии Преждеосвященных Даров Апостол читается ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ ПОЛИЕЛЕЙНОГО (24 февраля, 9 марта) или ХРАМОВОГО ПРАЗДНИКА.
Книги Нового Завета в Апостоле распол. так же, как в славянской и русс. Библии: книга Деяний, 7 соборных посланий (Иакова, 1 и 2 Петра, 1,2,3 Иоанна и Иуды), 14 посланий ап.Павла (к Римлянам, 1,2 Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, 1,2 Фессалоникийцам, 1,2 Тимофею, к Титу,к Филимону, к Евреям). Перед книгой Деяний и каждым посланием помещаются: краткое содержание книги, сведения о месте, поводе и цели написания послания. Деление на главы и стихи в Апостоле имеет второстепенное значение. Как и в Евангелии, основным является деление на богослужебные отрывки – зачала. НОМЕРА ЗАЧАЛ ОБОЗНАЧЕНЫ КРАСНЫМИ ЦИФРАМИ НА ВНЕШНЕМ ПОЛЕ ТЕКСТА. В отличии от Евангелия, нумерация зачал в Апостоле сквозная, т.е. единая для всех книг. Последнее зачало — 335 к Евреям. Главное – ЗНАТЬ номер зачала, уже только это почти всегда позволяет найти необходимое чтение. Однако есть 4 пары зачал, которые имеют одинаковые номера (Деян. зач. 50 и зач. 51 — Иак. зач. 50 и зач. 51; 2Пет. зач. 68 — 1Ин. Зач. 68; Тит. Зач. 302 — Флм. зач.302). Некоторые зачала, как и в Евангелии, не имеют отдельного номера, но располагаются посреди других зачал. Такое чтение называется «ЗАЧАЛО ОТ ПОЛУ»; в тексте такое зачало отмечено знаком зачала без цифры. В частности на литургии в Неделю 1-ю Великого поста читается послание к Евреям, зачало 329 «от полу», которое начинается с Евр. 11, 24,тогда как само зачало 329 начинается с Евр. 11, 17.
Для определения и нахождения апостольского зачала на заданный день надлежит использовать приложения Апостола, где содержатся все необходимые указания.
8 приложений: 1. «Сказание о антифонах, и о прокименах, и еже како на всяк день должно есть чести Апостол в седмицах всего лета» — рядовые чтения подвижного круга богослужения. Здесь приводятся сначала прокимены, рядовые апостольские чтения, аллилуарии и причастны периода Цветной Триоди, а на подвижные Господские двунадесятые праздники
приводится также текст антифонов.
2. «Последование Святыя Четыредесятницы, субботам и неделям святаго Великаго поста». Здесь указаны прокимены, рядов.апостольские чтения, аллилуарии и причастны для субботних и воскрестных дней Великого поста, а для Недели ваий привод. текст антифонов. 3. «Сборник двунадесяти месяцей» — чтения неподвижного круга богослужения (месяцеслов). Здесь полагаются прокимены, апостольские чтения, аллилуарии и причастны праздников и святых на каждый день года. На Господские двунад. праздн. приводится текст антифонов. Так как церковн.год начинается 1 сентября, а заканчив.31 августа, так и в месяцеслове. В дни памяти некоторых малых святых в месяцеслове не указано ничего, то тогда поются дневные прокимен, аллилуарий и причастен и читается только рядовое чтение. 4. «Прокимени и аллилуиаре воскресни, литургийнии, осмии гласов». Здесь даются прокимены и аллилуарии воскресные 8 гласов, которые поются в течение года на воскресных литургиях в соответствии с гласом Октоиха. 5. «Прокимени, аллилуиаре и причастни дневнии». Прокимены, аллилуарии и причастны на каждый день седмицы, с понедельника по субботу, которые поются в дни памяти святых полиелейных, со славословием, шестеричных и малых, кроме периодов попразднства двунадесятых праздников и Цветной Триоди. 6. «Прокимени, Апостоли и аллилуиаре, и причастни общи святым, имже егда творим службу». Используется,когда употр. Общая Минея: при совершении бденной или полиелейной службы святому, не имеющему знака или новопрославленным святым. Здесь даются полностью стихи многих прокименов и аллилуариев, которые в месяцеслове обозначены только начальными словами. 7. «Прокимени, Апостоли и аллилуиаре, на всяку потребу различнии». Используются здесь при совершении Таинств, молебнов и других частных богослужений. Однако это приложен.почти не использ., т.к. в последовании каждого частного богослужения уже имеются тексты прокимена, Апостола и аллилуария. 8. «Антифоны по вся дни». Здесь приводится текст вседневных антифонов, которые поются в седмичные дни (кроме субботы) в тех случаях,когда совершается служба святому без знака, которому не указано петь «Блаженны». Но всеже удобнее петь вседн.антифоны по Ирмологию.
Богослужение будних дней Великого Поста. 49 глава Типикона. Вечерня и повечерие
Особенности богослужений будних дней В.П.:
— отсутствие полной литургии (полное если Благовещание)
— Литургия Преждеосвященных Даров (среда и пятница)
— Изменяется чинопоследование служб суточного круга (изобразительные при отсутствии ЛПД, совенршаются не после 6-го, а после 9- часа)
— Черное облачение (римо-католич. Традиция, заимствована в 18 веке)
— В конце каждой службы суточного круга читается молитва прп. Ефрема Сирина, поклоны
— Обилие земных поклонов (и без молитвы Еф.Сир.) например Стояние Марии Египетской – во время чтения канона 738 поклонов.
— Особый устав чтения Псалтири – за неделю прочитывается 2 раза (см.№51)
— Пассия (посвящено воспоминанию страданий Христа) представляет собой пн. Вечерню с входом и великим прокимном, с молебном по отпустительных тропарях, с каноном и чтением евангелия. Совершается в 2,3,4,5 воскресенье В.П.
В дни Четыредесятницы совершаются следующиее основные виды служб:
1. Великое повечерие.
3. Утреня.
3. Часы с чином изобразительных.
4. Вечерня.
5. Литургия Преждеосвященных Даров, а также литургия св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого.
Великое повечерие (обычно отдельно от утрени) совершается вечером в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу во все седмицы Великой Четыредесятницы, за исключением четверга и пятницы 5-й седмицы (суббота Акафиста).
Великопостные часы совершаются:
1. в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу во все седмицы Великого поста;
2. в понедельник, вторник, среду Страстной седмицы. (В субботы же и воскресенья совершаются часы не великопостные, а вседневные).
Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в седмичные дни Великого поста (кроме субботы), а именно:
1) в среду и пятницу всех седмиц (с 1-й по 6-ю Недели включительно) Великого поста;
2) в четверг 5-й седмицы (чтение великого канона), за исключением случая, когда на этот день приходится Благовещение (тогда литургия Преждеосвященных Даров переносится на вторник – день чтения великого канона);
3) в понедельник, вторник и среду Страстной седмиц (кроме совпадения их с Благовещением);
4) в дни памяти святых с полиелеем (24 февраля – Обретение главы св. Иоанна Крестителя, 9 марта – 40 мучеников и в храмовой день, случившиеся в период со 2-й по 6-ю седмицы Великого поста (если эти праздники случатся на 1-й седмице, то служба переносится на Дмитриевскую субботу).
Литургия св. Иоанна Златоуста совершается в субботу 1-й и последующих пяти седмиц Великого поста, а также в Неделю ваий и в праздник Благовещения, в какой бы день он ни случился, кроме воскресных дней, Великого Четверга и Великой Субботы, так как в эти дни совершается литургия св. Василия Великого. Литургия св. Василия Великого бывает пять раз в св. Четыредесятницу – в первые пять воскресений Великого поста и два раза в Страстную седмицу: в Великий Четверг и Великую Субботу (даже если в эти дни случится Благовещение).
Литургика. Великопостное богослужение (период пения Постной Триоди, до недели Ваий)
Шиманский Г. И.
Введние. Пост Святой Четыредесятницы. Его древность, установление и значение.
Пост Святой Четыредесятницы называется Великим ввиду особой важности его установления.
Древнейшие христианские писатели единогласно свидетельствовали о том, что пост Святой Четыредесятницы установлен апостолами в подражание сорокадневному посту пророка Моисея (Исх., гл. 34), пророка Илии (3 Цар., гл. 19), а главным образом — по примеру Господа Иисуса Христа (Мф. 4, 2), постившегося сорок дней.
О том, что установление это является апостольским, свидетельствует 69-е правило Апостолов, повелевающее поститься в Святую Четыредесятницу перед Пасхой. Кроме того, об апостольском установлении поста Святой Че¬тыредесятницы и соблюдении его всей Первенствующей Апостольской Церковью указывают Отцы Церкви I–ΙV веков: святой Игнатий Богоносец (I в.), Виктор, епископ Римский (II в.), святой Дионисий Александрийский, Ориген (III в.), блаженный Иероним, святой Кирилл Александрийский (IV в.) и многие другие.
О том, что пост продолжался именно 40 дней с самого начала его установления, также сущестуют свидетельства самой глубокой древности. И само название «Четыредесятница» встречается весьма часто в древних письменных памятниках. Святые Василий Великий и Григорий Нисский утверждают, что пост Четыредесятницы в их время существовал повсюду. Но особое свидетельство о древности этого поста представляет пасхальный круг святого Ипполита Римского (III в.), начертанный на его седалище и содержащий указание на древность обычая прекращать пост Четыредесятницы по воскресным дням.
Итак, пост Святой Четыредесятницы всегда составлял 40 дней. Начиная с IV века в восточных Церквах установился существующий и доныне порядок соблюдения Великого поста: с понедельника после сырной седмицы — до Великой Субботы включительно. Таким образом, Великий пост состоит из собственно из сорокадневного поста (Четыредесятницы) и поста Страстной седмицы «ради спасительных страстей» Христовых (святой Симеон Солунский). В Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 1) о Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (т. е. Четыредесятница) прежде поста Пасхи (т. е. Страстной седмицы), начиная со второго дня (т. е. с понедельника) и оканчивая в пятницу; потом начинается Святая седмица Пасхи (т. е. седмица страданий Христовых). Постясь во время ее все со страхом и трепетом, приносят ежедневно моление согрешающих». В этих постановлениях Великий пост представляется состоящим из сорокадневного поста и поста Страстной седмицы. Святой Епифаний Кипрский пишет: «Четыредесятницу до семи дней Святой Пасхи (до Страстной Недели) Церковь обыкновенно проводит в посте. Сверх того, и шесть дней Па¬схи (Страстную седмицу) весь народ проводит в сухоядении (Изложение Кафолической веры, ХХII).
С глубокой древности был определен и самый образ хранения поста Святой Четыредесятницы. Древние христиане соблюдали этот пост с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого часа дня (по нынешнему счету до третьего часа пополудни). Пищу вкушали после девятого часа, употребляя хлеб и овощи, воздерживаясь от мяса и вина, а также сыра и яиц, даже в субботние и воскресные дни. Древняя практика соблюдения Великого поста отражена и в нашем церковном уставе (см. Типикон, гл. 32 «От правил святых апостол и святых отец о Святей Велицей Четыредесятнице, яко должен всякий христианин опасно (строго) хранити»). Особенно строгий пост Православная Церковь предписывает в своем уставе хранить в дни первой и Страстной седмиц. В Чистый понедельник и вторник первой седмицы внушается соблюдать высшую степень поста: «Отнюдь вовсе ясти не подобает». В прочие седмицы поста (кроме суббот и воскресений) принятие пищи один раз в день — вечером (сухоядение). В субботние и воскресные дни разрешается вкушение вареной пищи с елеем, и только два раза в день. И только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, если он приходится не на Страстную седмицу и не на Вербное воскресенье, разрешается вкушение рыбы. Употребление в пищу мяса, молока, сыра и яиц в Святую Четыредесятницу запрещено VI Вселенским Собором (правило 56-е) на основании Апостольского предания.
Нарушающих пост Святой Четыредесятницы Церковь строго осуждает. Лаодикийский Собор (50-е правило) определил: «Аще епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец в четыредесят дней не постится, да извержется (из сана). Аще мирской человек не постится, да отлучится». В книге церковных правил Номоканоне говорится: «Ядяй мясо или сыр в Великую Четыредесятницу или в среду и в пяток, лета два да не причастится» (Малый Требник, правило 85).
Но действуя в духе любви и милосердия Господа Иисуса Христа, Православная Церковь не возлагает правил пощения во всей полноте на немощных и не отчуждает не постящихся по немощи от участия в радости причащения и празднования Пасхи. К таковым относятся дети, больные, немощные и престарелые. Но немощные телом, как и здоровые, особенно обязаны хранить в Четыредесятницу, равно как и в другие посты, духовный пост от грехов и творить дела любви и милосердия.
Церковь в многочисленных стихирах и тропарях служб Святой Четыредесятницы разъясняет сущность истинного поста как времени духовного подвига самоотвержения, умерщвления пожеланий плоти, как средства духовного возрастания. «Постимся (братие) постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания (обвинения), лжи и клятвопреступления. Сих оскудение (избежание) — пост истинный есть, благоприятный» . «Пост, — говорится в одной древней книге, — делает человека умеренным, трезвым, стыдливым, молчаливым, целомудренным. Пост укрощает похоти, умеряет страсти, умножает святые желания, уничтожает порочные; все внутри нас в порядок приводит; развращенные помыслы отдаляет, знание насаждает, огонь похоти погашает, мысль тихим спокойствием исполняет и всегда от бури пороков защищает» («Нетленная пища»).
«Прииде пост — мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство Ангелов и спасение человеков» . «От страстей вредных, от зависти и ненависти, от всякия злобы воздержися, душе» .
В других стихирах говорится: «постясь телесно, будем поститься и духовно» , ибо пост состоит не только в воздержании от пищи и порабощении «мучительствующей плоти», но он есть и «всякия вещественныя страсти отчуждение», «на высоту вземшеся добродетелей» . «Пост чистый — удаление греха, отчуждение страстей, любовь к Богу, молитвы прилежание, слезы со умилением и о убогих попечение» . «Покаяния время, и жизни вечныя ходатай нам есть постный подвиг, аще (если) прострем руки во благотворение: ничесоже бо тако спасает душу, якоже подаяние требующим (нуждающимся). Милостыня растворенная постом, от смерти избавляет человека: сию целуим (приветствуем), ейже ничтоже равно, довольно бо есть спасти души наша» .
Глубоким покаянным чувством исполнены многие песнопения великопостных служб, дабы пробудить в нас чувства покаяния, умиления и сокрушения о своих грехах. «Вскую унывающи, душе моя, греху работаеши? И вскую немощна сущи, ко Врачу не притекаеши? Се время благоприятное, се спасения ныне день истинный: возстани, омый твое лице покаяния слезами, и елеем благотворения свещу просвети (зажги): яко да обрящеши очищение от Христа Бога и велию милость» .
И в то же время Церковь в песнопениях Святой Четыредесятницы время поста называет не печальным, а «веселия временем». Потому что «чистоты световидныя и любви чистыя, молитвы светозарныя, и всякия иныя добродетели насытившеся богатно» (через истинный пост), мы приобщаемся к свету Богообщения, к «сладости жизни» во Христе, Господе и Спасителе нашем .
ПОНЯТИЕ О ТРИОДИ ПОСТНОЙ
Службы Великого Поста, а также подготовительных к нему недель, начиная с первой подготовительной недели о Мытаре и фарисее и до Великой Субботы, составляющие период в 70 дней, заключены в книге, называемой «Триодью Постной».
Богослужебная книга «Триодь» (греч. «Триодион», т. е. трипеснец) получила свое название «от большого числа заключенных в ней трипеснцев», как объясняет составитель синаксарей Постной Триоди, церковный писатель ХIV века патриарх Константинопольский Никифор Каллист (см. Синаксарь в неделю о Мытаре и фарисее).
Распространение и употребление Триоди, как указывает Синаксарь в неделю о Мытаре и фарисее, обязано святому Косме Майумскому (VIII в.), современнику святого Иоанна Дамаскина. Впрочем, многие трипеснцы принадлежат более ранним песнотворцам, например, святому Андрею Критскому, которому принадлежат трипеснцы на повечериях Недели Ваий, Великого Понедельника, Великого Вторника, Великой Среды и Великого Пятка, а также Великий канон, читаемый на первой и пятой неделях Великого Поста.
В IX веке преподобные Иосиф и Феодор Студиты собрали вместе все, что до них было написано, привели в надлежащий порядок, присоединили много стихир и канонов собственного произведения и, таким образом, образовалась Триодь — богослужебная книга, заключающая в себе около ста шестидесяти служб больших и малых, начинающихся от недели о Мытаре и фарисее и оканчивающихся Великой Субботой. В ХIV веке Триодь Постная была дополнена синаксариями, составленными святителем Никифором Каллистом.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА
Приготовление к Святой Четыредесятнице начинается вскоре после праздника Богоявления Господня, в соответствии с тем, что Господь Иисус Христос вскоре после Своего Крещения удалился в пустыню для поста, в воспоминание о котором и установлена Четыредесятница. Собственно Четыредесятницу предваряют четыре подготовительных недели: Неделя (без седмицы) Мытаря и фарисея; седмицы и Недели: о блудном сыне, мясопустная и сыропустная («сырная»).
В продолжение подготовительных недель Церковь приучает христиан к подвигу поста постепенным усилением воздержания. После Сплошной седмицы восстанавливаются посты в среду и пятницу, затем запрещается вкушать мясную пищу, но дозволяется употреблять молочную пищу в среду и пятницу.
Такое особое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Святители IV века Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие отцы Церкви оставили беседы и слова, сказанные ими в преддверии поста еще не наступившего, а только ожидаемого.
Каноны и многие другие песнопения, в которых раскрывается значение приготовительных недель, составлены в VIII веке. Преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную, а в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский написал канон на Неделю о Мытаре и фарисее.
СОДЕРЖАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ НЕДЕЛЬ СВЯТОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ
Приготовляя верующих к Святой Четыредесятнице, Церковь в своих службах поступает, как военачальник, ободряющий мудрым и благовременным словом воинов на брань. Поэтому в приготовительных службах Церковь говорит то, что может расположить верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В своих священных воспоминаниях она восходит и к первым дням бытия мира и человека, к блаженному состоянию прародителей и их падению, чтобы показать начало греха и обратить нас к Богу. Для пробуждения чувства покаяния и сокрушения о грехах в дни приготовительных недель поются на утрене перед каноном умилительные покаянные стихиры: «Покаяния отверзи ми двери… На спасения стези настави мя, Богородице… Множество содеянных мною лютых…» С этой же целью, сближая семидесятидневный период великопостной Триоди с семидесятилетним пребыванием Израиля в плену Вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением 136 псалма «На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом».
НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ
Свое наименование эта подготовительная Неделя получила потому, что за Литургией в этот день читается евангельская притча о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10–14).
Приготовляя людей к посту и покаянию, Церковь примером мытаря и фарисея указывает на истинное начало и основание покаяния и всякой добродетели — смирение, и на главный источник греха и препятствие к покаянию и добродетели — гордость. «Фарисей тщеславием побеждаемь, и мытарь покаянием преклоняемь, приступиста к Тебе, Единому Владыце: но ов убо (но один) похвалився, лишися благих, ов же (другой же) ничтоже вещав, — сподобися дарований» .
Гордость разрывает общение человека с Богом, общение любви и тем самым изолирует его и от людей, ибо не может быть без любви к Богу и любви к ближнему. Человек становится богоотступником, замкнутым в своей греховной, эгоистической воле. Об этом говорится в песнопениях службы: «От возношения испражняется (опустошается) всякое благое, от смирения же потребляется всякое злое» . «Тщеславие отщетевает (наносит убыток) богатство правды, смирение же расточает (рассеивает) страстей множество» . «От гноища убо страстей смиренный возвышается, от высоты же добродетелей низпадает люто всяк высокосердый» .
Бог Слово, Сам смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы (до «зрака раба»), показал смирение — превосходный путь к прославлению («возношению»), и всякий, кто Ему подражает, смиряясь, прославляется . Поэтому «смиренномудрым быти Своим учеником хотя всех Царь, наказуя учаше (поучая, учил) ревновати мытареву воздыханию и смирению» .
В песнопениях этой Недели Церковь призывает отвергнуть («отринуть») высокохвальную гордыню, возношение же лютое (пагубное), «великохвальное кичение» и «дмение (надмение) мерзкое», и злейшее фарисеево Богу нелепое свирепство (велеречие) и (призывает) приобретать, стяжевать «высокотворное смирение», «кроткое, смирению соживущее» покаянное чувство сердца и умиление .
ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ НЕДЕЛИ МЫТАРЯ И ФАРИСЕЯ
Начиная с Недели о Мытаре и фарисее и во все следующие подготовительные Недели Великого Поста к песнопениям Октоиха присоединяются стихиры и канон из Триоди Постной.на утрене, начиная с Недели о Мытаре и фарисее и заканчивая 5 Неделей Великого Поста, после Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и чтения 50 псалма поются покаянные тропари, в которых покаянное чувство выражается с особой силой и глубиной. На «Слава»: «Покаяния отверзи ми двери» (вместо: «Молитвами апостолов»). «И ныне»: «На спасения стези» (вместо «Молитвами Богородицы»). Затем — «Помилуй мя, Боже» и «Множество содеянных мною лютых».
В основу первой песни «Покаяния отверзи ми двери» положена притча о мытаре и фарисее, из которой заимствованы все сравнения для изображения покаянного чувства. В основу второй песни «На спасения стези» положена притча о блудном сыне, а в основу третьей — «Множество содеянных мною лютых» — предсказание Спасителя о Страшном Суде. Эти покаянные тропари тесно связаны с Евангелиями, которые читаются в подготовительные воскресенья к Великому посту: О мытаре и фарисее, О блудном сыне и О Страшном суде.
Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых, евангельская стихира поется перед 1 часом (на «Слава и ныне»), так как на хвалитех на «Слава» поется стихира Триоди вместо евангельской стихиры. На Литургии — Евангелие о мытаре и фарисее.
Таким образом, в Неделю о Мытаре и фарисее можно отметить четыре основных особенности богослужения: 1. Пение на утрене после полиелея и Евангелия особых покаянных тропарей. 2. Присоединение к песнопениям Октоиха песнопений (в том числе, и канона) Постной Триоди. 3. Чтение на Литургии евангельской притчи о мытаре и фарисее. 4. Разрешение поста в среду и пятницу после Недели о Мытаре и фарисее — седмица «сплошная», или «всеядная», во обличение этим горделивого поста фарисея. 5. От Недели о Мытаре и фарисее до Недели Всех святых включительно, воскресные кондаки не читаются, а заменяются на часах, на повечерии, на полунощнице и на Литургии (после входа) «кондаками Триоди, а иногда кондаками Минеи, если в воскресенье случится предпразднство или попразднство, или память великого святого, или храмового святого (за исключением 5 и 6 Недель). В 4-ю и 5-ю Недели Четыредесятницы, когда бывает кондак Триоди святому (преподобному Иоанну Лествичнику и преподобной Марии Египетской), он не поется на «И ныне»: на Литургии после входа его надо петь на «Славу», а на «И ныне» петь кондак храму (если храм Спасов или Богородицы) или кондак «Предстательство христиан непостыдное» (если храм святого) . По субботам, начиная с субботы, следующей после Недели о Мытаре и фарисее, и до Недели Всех святых (после Пятидесятницы), положено читать Евангелие на Литургии в таком порядке: рядовое субботы, затем — святого (Ти¬пикон, последование Недели о Мытаре и фарисее).
От Недели о Мытаре и фарисее до Недели Ваий, по существующей практике, к тропарям канона Постной Триоди по воскресеньям прилагают припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», и только в Неделю Православия и Неделю Крестопоклонную — припев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Определенного указания в уставе и Триоди на этот счет нет.
СЕДМИЦА И НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ
В эту Неделю евангельской притчей (Лк. 15, 11–32), от которой получила свое название и сама Неделя, Церковь показывает нам пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу, и указывает на то, что никакой грех не может победить человеколюбия Божия. Сама благодать исходит в сретение души, раскаявшейся и обратившейся от греха, проникшейся надеждой на Бога; она лобызает душу, торжествует примирение с ней, как бы душа ни была греховна. «Познаим братие, таинства силу, от греха бо ко отеческому дому востекшаго (опять пришедшего) блуднаго сына Преблагий Отец предустрет лобзает, и паки Своея славы познание (отличия) дарует: и тáинственное вышним (силам) совершает веселие, закалая тельца упитаннаго, да мы достойно сожительствуем (будем обитать вместе), заклавшему же человеколюбному Отцу, и славному Заколению, Спасу душ наших» .
Церковь внушает, что истинная полнота и радость жизни человека заключается в его благодатном союзе с Богом и в постоянном общении с Ним («да достойно сожительствуем»). Удаление от этого общения служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений. «О, коликих благ, окаянный, себе лиших! О, какова царствия отпадох страстный аз! Богатство изнурив (расточив), еже приях, заповедь преступих. Увы мне, страстная душе! Огню вечному прочее (потом) осудишися. Тем же прежде конца возопий Христу Богу: яко блуднаго сына, приими мя, Боже, и помилуй мя» .
Таким образом, Церковь являет в Неделю о Мытаре и фарисее истинное начало покаяния, а теперь раскрывает всю силу его: при условии истинного смирения и раскаяния, по милосердию Божию возможно прощение самых тяжких грехов, и потому ни один грешник в виду приближения времени покаяния не должен отчаиваться в благодатной помощи и помиловании Отца Небесного. «Отеческия славы Твоея удалихся безумно, в злых расточив, еже ми пре¬дал еси богатство. Темже Ти блуднаго (сына) глас приношу: согреших перед Тобою, Отче щедрый, приими мя кающася и сотвори мя, яко единаго от наемник Твоих» . «Богатство, еже ми дал еси, благодати, окаянный отшед, непотребно зле иждих. Спасе, блудно пожив, демоном льстивно (обманув Отца) расточих», «и повинухся (им) окаянный», «и обнищав, студа исполнихся <…>: Темже <…> обращься вопию Ти щедрому Отцу: согреших на небо и перед Тобою» .
БОГОСЛУЖЕНИЕ НЕДЕЛИ О БЛУДНОМ СЫНЕ
На утрене в Неделю о блудном сыне и затем в Недели мясопустную и сырную, после пения полиелейных псалмов (134-й и 135-й) «Хвалите Имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви» поется также псалом 136-й «На реках Вавилонских», с «аллилуиею красною». После этого поются воскресные тропари «Ангельский собор».
Этим псалмом грешный человек побуждается к осознанию своего несчастного состояния в плену греха и диавола, подобно иудеям, осознававшим свое горькое положение в плену Вавилонском и раскаявшимся.
На утрене (после 50-го псалма) поются покаянные тропари «Покаяния отверзи ми двери». На Литургии читается евангельская притча о блудном сыне.
Неделя (воскресенье) о блудном сыне заключает собой седмицу (под тем же названием), которая, как указывалось уже нами, является сплошной седмицей (разрешение поста в среду и пятницу).
СЕДМИЦА И НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНЫЕ
Седмица после Недели о блудном сыне и заключающая ее Неделя называются мясопустными по той причине, что ими завершается период вкушения мяса. Само воскресенье называют также «мясопуст» (греч.: отпуст мяса, лишение, прекращение вкушения мяса). Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном Суде, ибо на Литургии читается соответствующее Евангелие (Мф. 25, 31–46). В субботу мясопустную перед воспоминанием Страшного Суда Христова, на котором предстанут все живые и умершие, Церковь совершает поминовение всех от Адама и до днесь усопших во благочестии и правой вере.
Церковь поминает «от века мертвых, всех верою поживших благочестно, и усопших благочестно или в пустынях, или во градéх, или в мори, или на земли, или на всяком месте от Адама даже и до днесь, послужившия Богу чисто, отцы и братию нашу, други вкупе и сродники, всякаго человека, в житии послужившаго верно, и к Богу преставльшагося многовидно и многообразно». Церковь просит прилежно «сим (им) в час суда ответ благий дати Богу и деснáго Его предстояния получити в радости, в части праведных, и во святых жребии светлем, и достойным быти Царствия Его» .
По неисповедимому Своему промыслу, Бог предопределил разную кончину людям. «Подобает же ведати, — говорится в Синаксаре, — яко не вси в пропасти впáдающии и в огнь, и в море, и глаголемыя пагубы, и студени (холод) и глад, по прямому повелению Божию сие страждут: сия бо (ибо таковы) суть Божия судьбы, их же ова (когда одним смерти) бывают по благоволению (Божию), ова (другим) же по попущению, другая же (смерти) вéдения ради и прещения (грозного предупреждения), и уцеломудрéния иных бывают». «Глубиною судéб Твоих, Христе, всепремудре Ты предопределил еси коегождо кончину жизни, предел и образ» .
В эту субботу Церковь по своему человеколюбию особенно молится о тех умерших, которые по тем или иным причинам не были отпеты — «узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша» . Церковь молится «в части праведных (их) учинити», «яже покры вода, брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша, и огонь яже попали»; возносятся моления о тех, кто «в неведении и (не в своем) разуме» окончил свою жизнь , о тех, которым Господь, «вся полезная ведый», попустил умереть внезапной кончиной , «от печали и радости прешедшия ненадежно (неожиданно)» , и о тех, которые погибли в море или на земле, на реках, источниках, озерах, которые стали добычей зверей и птиц, убиты мечом, поражены молнией, замерзли на морозе и в снегу, погребены под земляным обвалом («удави плинфа или персть посыпа»), отравлены, удавлены, повешены или погибли от всякого другого вида неожиданной и насильственной смерти .
Мысль о конце нашей жизни при воспоминании об уже отошедших в вечность отрезвляюще действует на каждого, кто забыл о вечности и прилепился всей душой только к тленному и мимотекущему. «Приидите прежде конца вси, бра¬тие, персть нашу видяще, и естества нашего немощное, и худость нашу и конец узрим, и оргáны сосуда плотна (плотского), и яко прах человек, снедь червием и тление, яко сухия кости наша всяко (вовсе) не имущия дыхания. Во гробы вникнем: где слава, где добрóта (красота) зрака? Где благоглаголивый (красноречивый) язык? Где брови, или где око? — вся прах и сень. Темже пощади, Спасе, всех нас» . «Что прельщается человек хваляся? Что всуе смущается? — брение и сам (станет) вмале (вскоре). Что не помышляет персть, яко прах, смешение, и гноя и тления отложение (вид)? Аще убо брение есмы человецы, что прилепихомся земли? И аще Христу есмы срóдни, что не притецем к Нему? И вси отвергше привременную и текущую жизнь, жизни нетленней последующе, яже есть Христос — Просвещение душ наших» .
По своему последованию служба в мясопустную субботу совершается такая же, как и в субботу перед праздником Пятидесятницы, с тем различием, что в субботу мясопустную вместе с песнопениями Триоди Постной поются песнопения Октоиха рядового гласа, а в субботу перед Пятидесятницей песнопения Триоди Цветной соединяются с песнопениями субботы Октоиха непременно 6 гласа.
Страница 1 — 1 из 5 Начало | Пред. |
1 | След. | Конец | Все © Все права защищены