Скурат К.Е., проф. История Поместных Православных Церквей

Большинство верующих христиан — прихожане того или иного храма. Они не всегда задумываются, почему существует та же самая Русская Православная Церковь и её храмы. А это вопрос весьма важный. В христианском мире есть примеры, когда работают Церкви, чья самостоятельность не признана.

Это мошенники и духовно окормлять свою паству они не могут. Чтобы не попасть к ним и остаться верным каноническому православию, верующему надо знать, что такое истинная Поместная Церковь.

Поместная церковь — это ветвь кафолической церкви

В богословии существует несколько определений понятия Поместная Церковь. Все они базируются на том положении, что христианская Церковь по своему существу признаётся единой или полной.

Иное определение этому понятию — кафоличность. Церковь едина по своему существу, но подразделяется на ряд поместных Православных Церквей.


Христос Лоза Истинная. Икона. Иисус Христос говорил о Себе как о единой Лозе на которой его ученики — ветви

Библия достаточно много сообщает о природном единстве Церкви и её множественности.

Сам Господь Иисус Христос говорит о Себе как о единой Лозе, на которой его ученики — ветви (Ин. 15.5); апостол Павел указывает на единство Тела Христова и множественность его членов (1 Кор. 12.27).

Эти свидетельства составляют свод богословского обоснования деления единой Христовой Церкви на поместные.


Поместный собор Православной Российской Церкви (1917 — 1918). Обычно в православии Поместной Церковью называют автокефальную Церковь, расположенную на территории провинции или государства

Если же брать православную экклезиологию (науку о природе и свойствах Церкви), то понятие поместной церкви обычно относят к частной (партикулярной) Церкви, расположенной на территории провинции или государства.

Кроме того, также называют автокефальную Церковь. Достаточно часто данное выражение встречается в богословской литературе для обозначения крупной церковной общины, сосредоточенной в том или ином месте.

Поместные Церкви как части Единой Церкви Христовой

С момента своего появления христианская религия активно проповедовалась по многим странам и народам. Уже в первые века образовалось пять Поместных Церквей — Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Римская, Константинопольская. Римская Церковь со временем подчинила себе весь христианский Запад и вышла из семьи Православных Церквей. Сейчас это Римско-Католическая Церковь, исповедующая католическую версию христианства.

Остальные Поместные Церкви, равные между собой, продолжали следовать догматам Православия. Со временем число этих Церквей возросло. Зачастую их границы совпадают с государственными и административными границами тех стран, на территории которых они исторически сложились. Их обряды и обычаи отражают сохранившиеся национальные особенности.

В настоящее время существует 15 Поместных Православных Церквей. Все они признаются равноправными и автокефальными, то есть независимыми друг от друга.

В Православном мире существует утвержденный список Церквей, который называется диптихом. В нем Поместные Церкви стоят по «рангу чести» — с учетом происхождения, провозглашения автокефалии и значения городов-центров.

Константинопольская Церковь считается старшей по чести и первой среди равных Поместных Церквей. РПЦ — пятая по диптиху Поместная Церковь. Согласно указанному в диптихе порядку предстоятели Поместных Церквей стоят у престола в алтаре во время совместных богослужений.

Все поместные церкви представляют собой единую Церковь Христову

Святая Соборная и Апостольская Церковь — это Церковь Единая. Она являет через себя целостный мистический организм — Тело Христово. Иисус Христос обновив природу человека, и приблизив её к Богу, положил начало созданию Единой Церкви.

Тело Христово неделимо по своей природе. Именно поэтому христианская Церковь признаётся в качестве Вселенской Церкви.


Святой Апостол Павел. Андрей Рублёв. Икона около 1410 года. Свято апостол Павел говорил о том, что Церковь — это утверждение истины

О единстве христианской церкви свидетельствует святой апостол Павел. Он говорит о том, что Церковь — это «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). Как истина одна, так и Церковь Христова одна.

Единую Соборную и Апостольскую Церковь создал Сам Господь Иисус Христос. Единство христиан — это главное условие выполнения Церковью своего назначения: благовествовать Слово Божие и вести людей ко Христу.

Все Поместные Церкви составляют Единое Тело Христово через Евхаристию.

Вселенские Соборы, устанавливающие совместную деятельность всех священнослужителей и решающие основные вопросы христианской веры и догматики также свидетельство того, что христианская Церковь едина.

Кроме того, она имеет право носить название кафолической церкви потому, что в основе её Тайн лежит «Троическое общение». Это евхаристическое единство, потому что Евхаристия непосредственно включает всех верных в Единое Тело Христово.


Святейший Патриарх Московский и вся Руси. Каждая Поместная Православная Церковь имеет своего предстателя

Единство церкви по своей природе не мешает подразделяться ей на 15 поместных или автокефальных Православных Церквей. Эти церкви не считаются противоположностью друг другу, наоборот, они тождественны и разделены лишь территориально.

Расположенная на той или иной административной территории каждая Поместная Православная Церковь имеет своего предстоятеля. При этом она заключает в себе всю полноту Единой Вселенской Православной Церкви.

Существует три группы оснований деления на Поместные Церкви

В богословии существует три основные группы оснований деления Единой Вселенской Православной Церкви на Поместные. Это:

  1. Основания в Священном Писании. Основав Церковь, Иисус Христос указал святым апостолам научить вере все народы и призвать их в неё. Исполняя его приказ, апостолы отправились в разные земли проповедовать Слово Божие. Здесь они основывали региональные или поместные Церкви, которые вошли в Единую вселенскую Церковь. Там где, жил один народ, Поместная Церковь вела службу на его языке. Там же, где жило несколько народов, основывалась многонациональная Церковь. Во главе таких Поместных Церквей апостолы ставили пастырей, давая им права управлять этими Церквями.
  2. Административное деление Римской империи. Первоначально основой деления христианских Церквей служило административное деление Римской империи. Поэтому первые крупные церковные области стали называться по имени округов империи, а небольшие по имени провинции. Управляли ими из крупных городов епископы.
  3. Канонические основания деления. Они закреплены в правилах апостольских и правилах Вселенских и Поместных Соборов. Так 34-е апостольское правило однозначно позволяет говорить о том, что Поместные Церкви имеют административную самостоятельность. Ту же мысль можно найти в 9-м правиле Антиохийского собора.

Согласно ему, дела Поместной Церкви решаются её епископатом во главе с первым епископом. Также самостоятельность Поместных Церквей подтверждается 2-м и 6-м правилом Второго Вселенского Собора.

При этом правила Вселенской Церкви защищают неприкосновенность Поместных Церквей, не допускают вмешательства одной Поместной Церкви во внутренние дела другой.


Второй Вселенский собор. Дионисий. Икона. Ферапонтов монастырь, собор Рождества Богородицы. Второй Вселенский Собор подтвердил самостоятельность Поместных Церквей

Таким образом, Поместные Церкви имеют свою иерархию и не зависят друг от друга в плане своего внутреннего устройства и управления. По прошествии некоторого времени такие полностью самоуправляемые Церкви получили название автокефальных.

Под автокефальной Церковью понимается та Церковь, которая имеет своего главу и органы управления, независимые от другой церковной власти. Это полностью самостоятельная и независимая Церковь.

Выход

ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ

Что значит поместная церковь?

1Кор. 1, 1 — 3

Апостол Павел пишет церкви, находящейся в определенном месте земли. Он пишет церкви Божией, находящейся в Коринфе. Это значит, что каждая церковь, находящаяся в определенной местности, может быть названа поместной церковью . И сколько на земном шаре местностей, где имеются Церкви Христовы, — столько на земле и поместных церквей.

Но что мы должны понимать под Церковью Христа? Церковь Христа — это общество детей Божиих. А что (Представляют из себя дети Божий? Ответ на этот вопрос мы найдем в Ев. Иоан. ,1, 12: Тем, которые приняли Его (Христа), верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими . Следовательно, детьми Божиими являются все те, кто принял Христа и кто верует в Него как в Бога и Спасителя. Соединяясь вместе в какой-либо местности, они и представляют из себя поместную церковь .

Но все мы знаем, что, кроме поместной церкви, существует еще вселенская Церковь Христа, именуемая в Новом Завете телом Христа. Вселенская Церковь, главой которой является Христос, состоит из тех же детей Божиих, как и поместная церковь, с той только разницей, что во вселенской Церкви Христа нет места лжехристианам, нет места плевелам, которыми часто бывают засорены поместные церкви. Волей Создателя Церкви Иисуса Христа является существование на земле поместных церквей, задача которых состоит в том, чтобы быть светильниками , ярко сияющими в мире (Откр. 1, 20). Каждый член поместной церкви должен любить свою церковь и ценить ее, как великий подарок от Бога, дарованный нам для нашего духовного благоденствия.

Поместная церковь является духовным домом , строящимся из живых камней (1 Петр. 2, 5). Живыми камнями являются возрожденные души, души, рожденные от воды и Духа, то есть от Слова Божия и Духа Святого (Ев. Иоан. 3, 5). Возрождение, рождение свыше является первым условием для членства в поместной церкви. Ни один мертвый камень не должен находиться в Церкви Господа нашего Иисуса Христа. Только живая церковь способна прославлять Христа на земле и выполнять Его святые заветы.

Есть верующие, которые думают, что не обязательно состоять в поместных церквах, а достаточно быть, по их мнению, членом вселенской Церкви Христа. Но мы должны знать, что Церковь Христа создана для блага Его искупленных детей. Многие верующие живут только критикой недостатков церкви, членами которой они являются. Этот дух критики лишает их радости, и они ходят угрюмыми и недовольными. Эти критики перестали видеть себя, они забыли о своих собственных бесчисленных недостатках.

Церкви надо помогать не бесплодной критикой, а руками любви. Церкви надо помогать, являя в себе самом образец и пример для всех, как говорит ап. Павел Тимофею: Будь образцом для верных в слове, в жизни, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12). Все поместные церкви страдают недостатками, и совершенных церквей на земле нет. Полна недостатков была и Коринфская церковь, и все же апостол Павел называет ее Церковью Божией .

Поместные церкви могут отличаться друг от друга своими особенностями. Свои особенности можно встретить в каждой поместной церкви. С этой точки зрения нам будет очень полезно побывать в некоторых поместных церквах апостольского времени.

Самой первой поместной церковью была церковь в Иерусалиме. Она родилась в день Пятидесятницы. Ее характеристика нам дана в Деян. Ап. 2, 41 — 47: Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч; и они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх а всякой душе… все же верующие были вместе и имели все общее… и каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви . Об этой же Иерусалимской церкви мы читаем в Деян. Ап. 4, 32 — 33: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа… и великая благодать была на всех их .

Разве нам не хотелось бы, чтобы все поместные церкви были похожи на такую благословенную церковь, как церковь в Иерусалиме? Но и в той благословенной церкви не все обстояло благополучно. Состав членов этой церкви не был однородным, что приводило к трениям между верующими. В Иерусалимской церкви было два рода христиан: уверовавшие во Христа из палестинских иудеев придерживались строго иудейского Закона; уверовавшие из эллинов считали себя более свободными от Моисеева закона.

Вот эти два разных взгляда на ветхозаветный закон породили впоследствии большие разногласия в церквах апостольского времени и лишали сна великого служителя Христа апостола Павла. Чем больше обращалось ко Христу язычников, тем все более жгучим становился вопрос: надо ли уверовавшим из язычников соблюдать Моисеев закон или они свободны от него? Иерусалимская церковь была церковью глубоко преданной Христу, но вместе с тем у нее не было полного разрыва с иудейством, и это было ее особенностью.

Но вот перед нами другая поместная церковь — церковь в городе Антиохии. Как же возникла эта церковь? О ее возникновении мы читаем в Деян. Ап. 11, 19 — 26: Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слова, кроме иудеев. Были же некоторые из них кипряне и киринейцы, которые пришедши в Антиохию, говорили эллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию; он прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался, и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем… Потом Варнава пошел в Таре искать Савла и, нашед его, привел в Антиохию: целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами .

Антиохийская церковь — это вторая по возникновению поместная церковь после Иерусалимской церкви, и у нее тоже свои особенности, а именно: она состоит из уверовавших во Христа иудеев и язычников, чего мы не видим в церкви Иерусалимской. В Антиохийской церкви царит мир, хотя она и смешанная церковь. Но ее члены — иудеи изеллинистов и бывшие язычники, и поэтому вопрос об обрезании их тревожит мало. Но вот из Иерусалима в эту церковь приходят люди, которые говорят ее членам: Если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись (Деян. Ап. 15, 1). И миру в Антиохийской церкви этими братьями положен конец: произошло великое разногласие.

Наконец, перед нами поместные церкви Галатии. Здесь случилось еще нечто худшее, чем в Антиохийской церкви: проповедники Моисеева закона не только внесли в церкви Галатии распри и разногласия, но они отвлекли их от благодати и тем самым вовлекли их в лжеучение (Гал. 4, 9). Послание апостола Павла галатам вразумило церкви Галатии и вернуло их на правильный путь спасения. Доверие этих церквей к апостолу Павлу, поколебленное лжебратьями, было восстановлено, что видно из слов апостола в 1 Кор. 16, 1: При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах галатийских .

Такова жизнь в поместных церквах. Приходят братья, а то и лжебратья со своими взглядами и понятиями и кладут конец миру в церкви. Так было в дни апостолов, так оно есть и сегодня. И только в Церкви, находящейся у Господа, нет этих бурый волнений, как мы поем: До небесной страны, светлой той стороны, голос бури земной не дойдет …

Как рождается поместная церковь ?

Римл. 8, 29 — 30

С чего мы должны начинать историю каждой поместной церкви? Поместные церкви отмечают свои юбилейные дни, то есть годы своего существования. Но не все поместные церкви знают, что начало их уходит в весьма далекое прошлое, то есть к тому времени, когда видимый мир еще не был создав Богом. Об этом мы читаем в Ефес. 1, 4: Он избрал нас в Нем прежде создания мира .

В очах Божиих Церковь Христа уже существовала, хотя не было еще ни одного верующего во Христа человека. Значит, Церковь Христа, прежде чем она появилась на земле, была уже в планах божественного предузнания и предопределения. Бог еще прежде создания мира предузнал всех людей, которые верою примут жертву Христа, которую Он принесет на Голгофе. Если Бог предузнал всех Своих искупленных, то Он предузнал и количество их.

Кого Он предопределил, тех и призвал … Предузнание совершилось в вечности у Бога в Его небесной славе. Призвание совершается на земле, причем изо дня в день (Деян. Ап. 2, 47). Грешник призывается к принятию спасения через Слово Божие, через слово о кресте , которое является силой Божией для всех спасаемых (1 Кор. 1, 18).

Проповедь Евангелия необходима для рождения каждой поместной церкви. Об этом очень ясно говорит ап. Павел в Римл. 10, 14 — 17: Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое . Но не все послушались благовествования… Итак вера от слышания, а слышание от Слова Божия . Вот почему звучит благая весть Евангелия во всех краях земли. Таков план Божий для создания Своих церквей на земле. И кого Он предопределил, тех и призовет, обязательно призовет, ибо верен Бог во всех Своих обетованиях!

Но благая весть Евангелия требует веры от слушающих, как говорит Христос: Кто будет веровать… спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Ев. Марк. 16, 16). Весть о Христе действует подобно магниту, который извлекает железные частицы из массы древесных опилок. Поймем правильно: Христос — это божественный магнит , Который с неотразимой силой влечет к Себе жаждущих опасения грешников. И всех пришедших к Нему, всех уверовавших в Него Он прилагает к Церкви Своей. Так рождается и умножается Его Церковь на земле.

Эту тайну рождения Церкви нельзя понять без Слова Божия и откровения свыше. Как часто мы думаем, что участь Церкви зависит от человеческих усилий, от способностей проповедников, от методов духовной работы. Конечно, поскольку соработниками у Бога являются люди, а не только безгрешные ангелы, качество соработников Господних имеет свое значение, и мы не можем этого отрицать. Но вместе с тем мы никогда не должны забывать этих важнейших слов Писания: Кого Он предузнал, кого Он предопределил, тех и призвал… При этом мы должны всегда подчеркивать слово Он, Он, Он ! И в деле призвания грешника ко спасению первенствующее значение принадлежит Христу, и только Христу. Вот что должно быть всем нам ясно.

Если мы хотим понять, как рождается Церковь, мы должны понять, как духовно рождается каждый ее член в отдельности. Порядок рождения свыше указывается в Слове Божьем очень ясно и определенно. Этот порядок следующий: покаяние, вера, оправдание, получение Святого Духа. Остановим наше внимание на каждом из этих великих проявлений нашего внутреннего человека.

Покаяние — это решительный поворот от тьмы к свету, от (греха Богу, от жизни вдали от Христа к жизни со Христом и во Христе. Только такое покаяние, как решительный поворот в нашей жизни, соответствует учению Слова Божия о покаянии. Всякое другое покаяние не будет истинным покаянием. Примером истинного покаяния должно быть покаяние блудного сына т притче Христа. Блудный сы говорит: Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче, я согрешил против неба и пред тобою… встал и пошел к отцу своему . (Ев. Лук. 15, 18 — 20). Покаяние должно быть именно таким поворотом от греха к Богу. За покаянием следует вера. Но здесь мы должны оговориться: мы будем говорить лишь о вере, необходимой для рождения свыше и для нашего вечного спасения. Такая вера есть не что иное, как взирание на Христа и Его великую жертву на Голгофе как на единственный путь для нашего спасения. Такая вера дает нам новое сердце и новую жизнь, дает нам желание жить чисто и свято. Именно такая вера приводит нас к тому, что мы отдаем наше сердце Христу и начинаем жить в этом мире для Его славы.

Вера в Иисуса Христа как в нашего единственного Спасителя, искупившего нас Своей драгоценной Кровью, дает нам полное оправдание перед Богом. Вопрос об оправдании перед Богом вызывал в дни апостолов большие разногласия. Он вызывает разногласия и сегодня. Сущность вопроса заключается в следующем: оправдывается ли человек перед Богом верою или делами, или верою и делами?

Для нас важно знать, что говорит Слово Божие по этому вопросу. В Послании к Римлянам 5, 1 мы читаем: Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа . Искание оправдания делами никогда не даст нашему сердцу мира, поскольку наши дела, даже самые лучшие, полны несовершенства.

Наше оправдание — только в деле Христа, совершенном Им на Голгофе, то есть в страданиях и смерти Христа за нас, грешников. Только оправдание во имя жертвы Христа, во имя пролитой Им Крови, несет нашим сердцам глубочайший мир, который превыше всякого ума. Будем твердо держаться принципа оправдания верою в жертву Христа на Голгофе.

А дела? Мы их ценим высоко и призываем всех детей Божиих иметь их как можно больше — но не для оправдания перед Богом, а для прославления Христа, нашего Спасителя, в этом мире (Ев. Матф. 5, 16).

Мы подошли к вопросу о получении Духа Святого. И по этому вопросу существует много разногласий. Но что говорит Слово Божие? Оно говорит очень ясно и просто в Галат. 4, 6: А как вы сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче! Значит, в сердце каждого сына, каждой дочери Небесного Отца послан Дух Святой. А сынами и дочерями Небесного Отца мы стали через покаяние и веру в Иисуса Христа как нашего Искупителя (Ев. Иоан. 1, 12). Не будем сомневаться, что Святой Дух живет в сердце каждого верующего человека.

Задача Церкви на земле — служение всем

Ев. Марк. 10, 42 — 45

Как ясно говорит Христос об одной из задач Церкви на земле — о ее задаче служить всем: Кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом . В то время, когда были сказаны Христом эти слова, в мире так называемой классической древности, то есть в Греции, в Риме, царило страшное презрение к какому бы то ни было труду.

Христос, говоря о слугах и рабах, то есть о тружениках того времени, говорит и о князьях и вельможах , исполненных жажды господствовать и властвовать. И Он не хочет, чтобы Церковь Его на земле состояла из таких князей и вельмож белоручек .

Нет, Христос хочет, чтобы Его последователи на земле были слугами и рабами всем людям, и чтобы Церковь Его была полна духа служения. Не будем думать, что Христос, призывая Своих учеников и учениц быть слугами и рабами, как бы защищает рабовладельческий строй, который царил на земле в дни Его жизни. Нет, говоря о верующих в Него как о рабах и слугах человечества, Он говорит об их великой и почетной задаче служения любовью всем людям на земле. Такое служение любовью всему человечеству и каждому человеку в отдельности придает словам слуга или раб самое почетное значение.

И Христос, как пример слуги и раба всем, ставит Себя Самого. Он говорит: Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих . Мы знаем, ,как пришел Сын Человеческий — Христос на нашу землю. Он оставил всю Свою небесную славу я пришел в виде младенца бедной матери на землю. Он прошел все ступени нашего человеческого развития и испытал даже смерть на кресте Голгофы. Так Он слился с человеческим родом и стал настоящим членом человеческой семьи. Вот почему Он с такой любовью относился к каждому человеку, ища в нем образ и подобие Творца — Бога. Он был готов послужить всем и каждому, — будь это мальчик или девочка, которые приходили к Нему; будь это книжник или фарисей; будь это римский офицер или несчастный, отверженный всеми прокаженный.

После созерцания нами такой любви во Христе, такого Его желания помочь каждому человеку, — с какой печалью, но и стыдом должны мы смотреть на самих себя, на наше холодное и безучастное отношение к людям, на наше безжалостное осуждение ближних наших, на наше сходство со священником и левитом, которые так равнодушно прошли мимо израненного человека. Ведь задача всей Церкви Христа на земле и каждого ее члена в отдельности — подражать Христу в Его отношении к людям, в Его любви к ним и в Его служении им.

Может быть, мы иногда удивлялись, почему Христос избрал жизнь бедного человека: почему Од стал плотником в Назарете и имел мозолистые руки; почему Он ничего не имел, даже собственного угла для ночлега, в то время как Он тысячам нес Свою любовь и утешение; и почему Он не с царственным венцом, а с терновым венком закончил Свою земную жизнь? Мы должны знать, что Он обнищал так для того, чтобы быть ближе к людям и чтобы иметь больше возможностей послужить им.

Однажды Христа хотели сделать царем (Ев. Иоан. 6, 15), то есть князем и вельможей, но Он предпочел остаться слугой всем. Лозунгом всей Его жизни на земле было: послужить , и Он служил с любовью

всем — иудеям и язычникам, друзьям и врагам, большим и малым, богатым и бедным, ученым и простым, праведным фарисеям и презренным грешникам — мытарям. Он служил во время и не во время, повсюду, где только бывал, в городах и деревнях. Где только была нужда, туда протягивалась Его рука, рука любви и помощи. И смерть Его на Голгофском кресте была делом Его величайшего служения, ибо она примирила человечество с Богом.

Задача Церкви — идти по благословенным следам Христа в служении человечеству. Он хочет из всех Своих последователей сделать слуг человечества. Прежде чем научиться служить всем людям, члены Церкви должны научиться служить друг другу. После того как Христос умыл ноги Своим ученикам, Он сказал им: Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу (Ев. Иоан. 13, 12 — 14).

Умывать ноги друг другу — это значит служить любовью друг другу. Это значит, по примеру Христа, протягивать всем руку любви и помощи. Это значит — видеть всех израненных, чем бы они ни были изранены, и не только видеть их раны, но и перевязывать их. Умывать ноги друг другу — это значит: отирать слезы плачущих и нести мир туда, где вражда, ссоры и разделения.

Именно для такого служения всем и каждому даются нам дары Святого Духа. И именно в таком служении всем и каждому заключается отдача нашей жизни за братьев наших, как призывает нас к этому Слово Божие в 1 Иоан. 3, 16: И мы должны полагать души свои за братьев . Такое христианство требует постоянного исполнения духом Христа, духом Его любви, ибо мы по природе эгоисты и любители жить для себя, а не для других.

Та церковь, где живет этот дух Христа, дух служения людям, и будет самой лучшей, самой благословенной церковью. Церковь, плачущая с плачущими и радующаяся с радующимися, будет всегда образцом и примером для всех других церквей на земле. Церковь, ищущая всегда приносить утешение, радость и счастье окружающему миру, сама будет церковью, исполненной радостью и ликованием, и, конечно, такая церковь будет богатой благословениями свыше.

Велика задача Церкви Христа на земле. Но, увы, она часто забывает о своих задачах и занимается спорами о второстепенных вопросах. Или же она живет только своими традициями и обрядами и довольна своим правоверием . Нет, Церковь Христа должна быть поистине Телом Христа , то есть жить Его жизнью, Его любовью и шагать вместе с Ним, как шагает наше тело вместе с нашей головой. А мы видим в жизни Церкви Христа на земле другое, а именно: церковь отстает от своей Главы — Христа. Глава, Христос, — прекрасен, а Тело Его, Церковь, так некрасива, так убога, так полна недостатков, бесславящих Его имя в нашем мире!

Будем уподобляться нашему Господу Иисусу Христу во всем, — также и в служении всем людям!

Задача Церкви — служение милосердного самарянина

Ев. Лук. 10, 25 — 37

Некоторый человек… попался разбойникам… В Палестине во времена Христа было много разбойников, и причиной этого было то, что царь Ирод Великий лишил, как говорит история, сорок тысяч человек права на работу, из которых многие сделались разбойниками. В результате почти все дороги в Палестине стали опасными, и особенно опасной стала дорога, которая соединяла Иерусалим с Иерихоном. Может быть, причиной этого было то, что в Иерихоне, с одной стороны, жило значительное количество священников и левитов, а с другой стороны, там находился начальник мытарей, то есть сборщиков податей, и на пути Иерусалим — Иерихон всегда мог оказаться мытарь с деньгами.

Христос говорит: Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам… Это был один из многих трагических случаев в Палестине, и особенно тяжелых. Христос говорит в Своей притче: Разбойники сняли с человека одежду, изранили его и… оставили едва живым .

Послушаем, что говорит Христос дальше: По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо . Священник шел в Иерусалим — и вдруг перед ним человек, покрытый ранами. Но священник спешит в храм… его ожидает торжественное богослужение. Там, в храме, будут сотни людей, а здесь, при дороге, один — правда, нуждающийся в помощи, но он только в ранах тела, а там, в храме, могут быть раны души, поэтому важнее быть на богослужении, чем заняться этим несчастным человеком. И Христос говорит: Священник… прошел мимо .

После священника этой же дорогой идет левит; левиты были певцами в храме, — значит, это был хорист. Его мысли заняты тоже предстоящим богослужением в храме: ведь благодаря участию левитского хора богослужения в Иерусалимском храме были особенно торжественными. И ему некогда — он спешит на важное дело. Христос говорит: Левит… подошел, посмотрел (на израненного) и прошел мимо . Пение для него было важнее помощи раненому умирающему человеку, и он оставляет страдальца истекать кровью.

Вникнем в то, что говорит нам сегодня Христос. Он ставит перед нами храм, то есть дом молитвы; Он ставит перед нами богослужение в этом храме; священника, то есть проповедника; левита, то есть хор, пение. Это — с одной стороны, а с другой стороны, Христос показывает нам дорогу, как бы дорогу жизни, и на ней человек в ранах. Но что особенно хочет подчеркнуть Христос и на что Он особенно хочет обратить наше внимание, так это равнодушие служителей Божиих в лице священника и левита к человеческим ранам.

В своей притче об израненном человеке Христос хочет нам сказать об одной из очень больших и важных задач Церкви на земле, об одном очень ценном, но часто забываемом служении, а именно: служении милосердного самарянина. Чтобы нам понять сущность этого служения, надо понять, на какие раны хочет нам указать Христос. Все мы знаем, что на нашей земле есть раны двоякого рода: раны телесные и раны душевные. Для ран телесных в наше время имеется первоклассная медицинская помощь, с лучшим искусством десмургии, то есть искусством перевязывать раны. Но прекрасная медицинская помощь не исключает необходимости для каждого человека знать правила оказания первой помощи, и ни один врач не будет порицать за правильное оказание первой помощи до его прибытия.

Но Церковь Христову должны особенно занимать другие раны — раны душевные, раны сердечные, а их бесконечно много кругом. Дорога жизни переполнена ранеными сердцами. Раны наносятся различными обстоятельствами жизни; но горе нам, если мы только умеем говорить о ранах человеческих сердец. Я видел в одном журнале такую иллюстрацию: лежит человек, неизвестно кем и чем раненный. Над ним склонилась группа людей. Один из них философ, рассуждающий о строении человеческой души и как она воспринимает страдания.

Другой в группе — юрист; он рассуждает о тяжести преступления, совершенного над несчастным, и о статье закона, по которой он должен; бы быть наказан.

Третий — психолог; он занялся вопросом — не психически ли больной этот человек, и не сам ли себе он нанес эти раны. Но большинство в толпе, окружившей этого человека в беде, просто любопытные, которых всегда много при таких случаях. Некоторые из них вздыхают, другие высказывают свое сострадание… Но вот через толпу пробирается девушка с санитарной сумкой, на которой был изображен красный реет. Она опешит оказать несчастному помощь. А этой замечательной иллюстрацией я прочитал не менее замечательную надпись: Дайте дорогу Скорой помощи!

Вот картина Церкви Христовой на земле: много в ней философствующих, много в ней рассуждающих о причинах страданий того или другого человека, много охающих и ахающих над раненым и плачущим сердцем. Но мало в Церкви Милосердных самарян. Слов, и очень красивых слов так много, а дел любви так мало! Христос властно призывает Свою Церковь на земле к служению милосердного самарянина.

В чем же заключается это славное служение? Христос говорит: Самарянин же… подошел (к израненному), перевязал ему раны, возливая масло и вино … И затем привозит его в гостиницу , то есть в надежное убежище. Он в своем милосердии не останавливается на полпути, как это бывает у нас, но доводит дело любви до конца.

Мы все встречаем израненных сердцем людей. Но мы так похожи на священника и левита в притче Христа. Мы видим задачу Церкви в богослужениях молитвенного дома, в проповедях и песнопениях. Но заниматься ранами человеческих душ — это служение влечет нас мало.

Мы часто хотим любить Христа, не любя своих ближних; мы хотим любоваться красотой Христа, и при этом так невнимательны к ранам сердец наших ближних. Но Христос хочет исправить нас. Он хочет сделать всех Своих учеников и учениц на земле милосердными самарянами .

Он Сам нес это чудное служение. Вся земная жизнь нашего Господа Иисуса Христа — это врачевание человеческих ран. Вот почему к этому служению Он призывает и всех Своих последователей.

О, если бы Его Церковь на земле состояла из внимательных к ранам человеческих сердец, добрых и милосердных самарян! О, если бы Церковь Христа поняла, что ее обязанностью является не только проповедовать Евангелие, но и перевязывать раны человеческих душ!

Чтобы врачевать раны человеческих сердец, надо знать Слово Божие! Доброе человеческое слово может сделать многое; но истинным лекарством является Слово Божие. Слово Божие — это универсальное божественное средство, имеющее силу врачевать все бесчисленные раны человеческой души. Библия — это поистине панацея , всеисцеляющее средство, но ее мы должны знать, ее слава должны быть в нашем сердце, — только тогда мы сможем нести служение милосердного самарянина.

Задача поместной церкви — являть миру Христа

Ев. Марк. 5, 18 — 20

В мире существуют люди, жаждущие Христа, и люди, равнодушные ко Христу. Как образец жаждущих Христа людей можно взять эллинов, пришедших в Иерусалим на праздник Пасхи. Прочтем об этих эллинах в Ев. Иоан. 12, 20 — 21: Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые эллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса . В Иерусалиме величайшее торжество: народ празднует свой самый большой праздник — Пасху. В храме идут торжественные богослужения.

Но среди этих торжеств пришедшие на праздник эллины ищут что-то другое. Они обращаются к людям с вопросом: Вы не знаете Иисуса? Вы не можете нам сказать, где Он сейчас? Где мы могли бы Его найти? Наконец кто-то указал им на Филиппа как на одного из учеников Христа. И вот эти жаждавшие Хряста души обратились к Филиппу со словами: Господин! нам хочется видеть Иисуса .

Мы никогда не должны забывать о людях, жаждущих Христа. Они были, есть и будут на нашей земле. Эта жажда Христа может оказаться в сердцах людей, одетых в греческие плащи, то есть там, где трудно себе представить возможность такой жажды, как это мы видим у эллинов, искавших тихого Христа в шумном Иерусалиме. Скорее можно было бы предположить такую жажду Христа в сердцах священников, совершавших торжественные богослужения в храме. Но, увы, священники, наоборот, могли быть образцом равнодушия ко Христу.

Кстати, мы часто жалуемся на равнодушие людей ко Христу. Но мне кажется, что равнодушия ко Христу было бы меньше на земле, если бы христиане были на высоте своего христианства. То, что мы называем равнодушием ко Христу, скорее является равнодушием людей к нашему жалкому христианству, к нашим сухим формальным словам о Христе, к нашим духовно пустым и мертвым богослужениям. А ко Христу во всей Его красоте разве может быть равнодушие? Разве можно остаться равнодушным, очутившись среди чудесных роз с их чарующим запахом? Наш Христос — нарцисс Саровский (Песн. Песн. 2,1), и трудно остаться равнодушным, взирая на Его красоту.

Теперь мы поймем задачу поместной церкви: являть миру Христа и являть Его во всей Его невыразимой красоте! Именно для выполнения этой высшей задачи Церковь и послана в мир Христом! Христос говорит Отцу: Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир (Ев. Иоан. 17, 18). Христос был послан в мир, чтобы явить миру Бога Отца в Его бесконечной любви, силе и премудрости, как сказано в Ев. Иоан. 1, 18: Бога не видел никто никогда: единородный Сын… явил (Его). А теперь мы, любящие Христа, посланы в мир, чтобы явить людям Христа. Какая великая задача и кто способен ее выполнять?!

Где же люди могут видеть Христа? Прежде всего, конечно, в страницах святой Библии. В повествованиях о Христе Ветхого и Нового Завета! В Библии много имен — список их был бы очень длинный, но как на горе Преображения было шесть человек, но пять из них как бы исчезли, чтобы был виден только Христос, — так и для жаждущих видеть Христа все личности Библии как бы исчезают и остается один только Христос. Да, Библия являет миру Христа, но кто имеет возможность ее читать и кто читает ее так, чтобы действительно видеть в ней Христа? Задача каждой поместной церкви — являть миру Христа в своих проповедях и песнопениях.

Мы подошли к очень важному вопросу, а именно: какое место занимает Христос в проповедях и песнопениях наших поместных церквей? Другими словами: не количество собраний имеет значение, а их качество. Если проповедь в наших церквах должна являть Христа слушателям, то как же важно, чтобы каждая проповедь была живой вестью о Христе. О, если бы наши проповеди были похожи на проповеди апостола Павла, в которых изображался Христос, как живой и действующий. Такие проповеди о Христе слышали из уст ап. Павла галатийские церкви, и в этих проповедях галатам действительно начертывался чудный образ Христа, так что можно удивляться, как после таких проповедей палаты могли отступать от истины (Гал. 3, 1).

Был проповедник, проповеди которого были так полны Христа, что слушатели, покидая молитвенный дом, ничего и никого не видели, кроме Христа. Послушаем впечатление одного слушателя этого проповедника после того, как он услышал одну из его проповедей: Я вышел из молитвенного дома, и Христос стоял передо мною; мне нужно было обернуться назад, и там я увидел Христа; я посмотрел направо — и там Христос; я посмотрел налево — и там Христос . Теперь нам станет ясно, что означает проповедь, являющая людям Христа.

Но и песнопения наши должны являть людям Христа. Наши духовные гимны должны быть тоже полны Христа! И тогда каждая наша евангельская песнь будет являть миру Христа. Но не будем только от проповеди ожидать прославления Христа и благой вести о Нем. Не забудем, что поместная церковь состоит не из одних только проповедников. Большинство членов церкви не являются проповедниками, но все дети Божий являются посланниками Христа в этом мире.

Мы читаем о гад арийском бесновавшемся: Когда Он (Христос) вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя . Какое прекрасное желание было у исцеленного бесноватого: не разлучаться со Христом! А Христос не позволил ему оставить свой край. И почему? Христос уходил из Гадаринской земли по просьбе ее жителей. Но вместо Него должен был остаться исцеленный бесноватый; и задача бывшего бесноватого была большой и ответственной: жить в Гадаринской земле и являть ее жителям ушедшего Христа. Какой же должна была быть жизнь этого бесноватого среди окружавших его людей, чтобы им был явлен Христос!

Христос ушел с нашей земли, но оставил нас, Своих учеников, вместо Себя. И задача каждого из нас, верующих, очень большая: являть людям Христа, и не только в словах свидетельства о Нем, но и в нашем поведении и характере. Мы любим песнь Чудное озеро Геннисаретское с чистой кристальной водой, ты отражало Христа Назаретского, весь Его образ живой … Но в этой песне есть слова, которые хорошо показывают наше истинное духовное состояние: Что же не ясно Он в нас отражается… плохо в нас видно Христа?

В наших молитвенных домах могут звучать чудесные проповеди и песнопения, в которых так явственно виден Христос; и в то же самое время в жизни отдельных членов церкви вне молитвенного дома может быть очень мало видно Христа. Как же тогда церквам Христовым на земле выполнять свою самую священную задачу — являть людям Христа?

Независимость Поместных православных Церквей имеет свои рамки

Необходимо помнить о том, что автокефалия или же независимость Поместных Православных Церквей как частей Единой Вселенской Христовой Церкви имеет свои рамки. Она напрямую зависит от той сферы деятельности, которая характерна для них.

Существует 2 положения общих для всех Поместных Православных Церквей.

Что же касается общих положений, то для Поместных Церквей это:

  1. Догматическое учение. Иисус Христос принёс на землю истину православного вероучения. Именно поэтому Его Церковь наделена правом хранить, выражать и толковать Богооткровенную истину, которая не должна изменять суть веры и истины.
  2. Каноническое учение. Оно вытекает из вероучительных основ. В его состав входят: апостольские правила, правила Вселенских Соборов, правила десяти Поместных Соборов, правила святых отцов. При этом необходимо знать, что канонами догматами не признаются. Именно поэтому каждая Поместная Православная Церковь, сохраняя единство догматического учения, издаёт свои законы. Они направлены на определение её устройства и управления.

Видеоролик: 2 мая 2013 года, в четверг Страстной седмицы, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию свт. Василия Великого в Храме Христа Спасителя.

За богослужением Предстоятель Русской Церкви совершил чин освящения мира. Патриарх Кирилл в нём показан как предстоятель Поместной Православной Церкви, освящающий Мира.

Таким образом, можно отметить, что каноны направлены на сохранения единства Поместных Церквей в вопросах верах и догматики. В административной сфере они предоставляют им полную свободу действий.

Это выражается в том, что Поместные Православные Церкви свободны в опросах богослужения. Такая свобода выражается в канонизации святых, освящении для себя святого Мира и т.д.


Полознев Д.Ф. Церковный суд в России XVII века. Каждая Поместная Церковь имеет привилегию на собственный церковный суд

Кроме того, суд каждой Поместной Церкви самостоятелен. Поместные Церкви могут созывать свои Поместные Соборы. Привилегией каждой Поместной Церкви является возможность инициировать созыв Вселенского Собора.

Русская Православная Церковь: история от Крещения Руси до Петра I

Киевская митрополия была образована Константинопольской Церковью сразу после Крещения Руси в 988 году. После разорения Киева монголами в 13 веке кафедра митрополита Киевского была перенесена в Москву. Новый виток в истории Русской Церкви начался в 1448 году после созыва первого Московского Собора. На нем русские иерархи самостоятельно (без вмешательства Константинопольской Церкви) решили избрать предстоятелем Русской Церкви рязанского епископа Иону. Поводом стало то, что Константинопольский Патриархат заключил с Римом Ферраро-Флорентийскую унию (1438-1445). Данный шаг означал гибель Византийской империи как оплота Православия.

В 1589-1593 годах московские митрополиты получили право именоваться патриархами. Русская Церковь стала независимой в управлении от других Поместных Православных Церквей.

В середине 17 века в РПЦ произошел раскол, связанный с проводимыми патриархом Никоном (1605-1681) церковными реформами. Верующие, не признавшие этих реформ, были объявлены еретиками. Так возникли разнообразные старообрядческие (раскольнические) течения.

Синодальный период

В 1700 году царь Петр I запретил избирать патриарха. Общецерковное управление осуществляла Духовная Коллегия, переименованная впоследствии в Святейший Правительствующий Синод. Фактическое управление Церковью принадлежало императору. Церковные учреждения получали содержание из государственной казны.

В 1764 году императрица Екатерина II закрыла множество монастырей, в основном опустевших. Государство изъяло в свою пользу часть церковных владений.

Во время Первой мировой войны (1914-1918) РПЦ активно оказывала помощь армии и флота. Во многих монастырях открывались госпитали для раненных, приюты для детей-сирот погибших солдат.

К этому времени во внутрицерковной жизни накопилось много проблем. Требовалось изменить существующую Синодальную систему управления. Встал вопрос о возрождении патриаршества.

Возрождение Патриаршества и Советский период

В августе 1917 года в Москве прошел Всероссийский Поместный Собор, принявший решение возродить русское патриаршество. Предстоятелем РПЦ был избран митрополит Московский Тихон (Беллавин). Однако после его смерти в 1925 году советские власти всячески препятствовали избранию нового предстоятеля Церкви. Так в РПЦ появился местоблюститель (то есть временно исполняющий обязанности) патриаршего престола

Суровые испытания Русское Православие перенесло в 20-30-х годах прошлого века. Политика государства заключалась в уничтожении Православия как религии. Большое количество духовенства и верующих были расстреляны или сосланы в лагеря. Только в 1937-1938 годах было арестовано 46820 «служителей религиозных культов». Любое религиозное образование было запрещено.

Ситуация несколько изменилась во время Великой Отечественной войны. С разрешения Сталина в 1943 году был проведен Собор, избравший предстоятеля Церкви — Сергия Страгородского. В 1944-1947 годах с ведома властей были открыты 1270 православных церквей по всей стране.

В 1965 году в СССР действовало 16 (в 1914 году их было 1025). С началом эпохи Перестройки (середина 1980-х) отношение государства к РПЦ начало меняться. В пользование епархий стали возвращать многие бывшие церковные здания. Так, что в 1988 году в 76 епархиях по всей территории СССР насчитывалось 8500 действующих приходов.

Русская Православная Церковь в наше время

Сегодня каноническая территория Московского Патриархата распространяется за пределы государственных границ России. Приходы и епархии РПЦ зарегистрированы во многих странах по всему миру. Самыми крупными по численности верующих конфессии находятся в пяти государствах: России, Белоруссии, Украине, Молдове и Латвии.

В составе РПЦ находится Белорусский экзархат (Белорусская Православная Церковь). Экзархатом (от греческого «ἔξαρχος» — «внешняя власть») называется крупная церковная область, лежащая за пределами страны. Ее наместничество находится за пределами митрополии. Избрание главы экзархата осуществляется Священным Синодом РПЦ и назначается Патриархом Московским и всея Руси.

В Церквях Латвии, Эстонии и Молдовы имеются собственные органы власти и предстоятели, кандидатуры которых утверждает Патриарх Московский и всея Руси. Принятие решений по учреждению епархий, определению их границ и избранию епископов в самоуправляемых Церквях также осуществляется патриархом и Священным Синодом РПЦ.

Правом широкой автономии в РПЦ обладает Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (сокращенно УПЦ МП). Она имеет своего предстоятеля и Устав, подлежащий одобрению Патриархом Московским и всея Руси.

К Русской Православной Церкви относятся Японская и Китайская Автономные Церкви.

Автокефалия и автономия — это не одно и то же

Часто изучая материалы о Поместных Церквях, можно встретить такие термины, как автокефалия и автономия. Право основания новой автокефальной Церкви имеется только у церковной организации, обладающей высшей церковной властью.

На сегодняшний день такая власть принадлежит епископату всей Церкви или же епископату отдельной уже существующей автокефальной Церкви.


Грамота Константинопольского собора о даровании автокефалии Русской Церкви. Даровать автокефалю может только епископат всей Церкви или же епископат отдельной уже существующей автокефальной Церкви

Таким образом, новой Церкви автокефалию предоставляют:

  1. Вселенский Собор. Это очень редкое явление в истории Церкви.
  2. Воля епископата или Поместный собор уже существующий Церкви, имеющей автокефалию.

Это наиболее распространённый в истории способ получения автокефалии. При этом необходимо помнить о том, что Поместный собор может, как предоставить её для части своей церкви, так и упразднить её.

Существуют исключительные случаи предоставления временной автокефалии отдельными епископами.

Существуют исключительные случаи, когда отдельные епископы могут предоставить временную автокефалию уже имеющей её Церкви без разрешения такой Церкви. Обычно это касается случаев уклонения центральной власти такой Церкви в ересь или тогда, когда она отрывается от Матери Церкви.

Автокефалия не предоставляется, если часть Церкви, претендующая на неё, находится в юрисдикции другой Автокефальной Церкви. Для получения автокефалии необходимо наличие не менее чем трёх епископов.


Собор японского духовенства 1882 год. Автономная православная церковь Японии входит в состав Московской патриархии и полностью от неё зависит

Термин же «автономия» заимствован из гражданского права и не признан церковным. Автономия — это самоуправление в рамках уже имеющейся Автокефальной Церкви.

Автономная Церковь избирает на своём Поместном Соборе главу Церкви, но его должен будет утвердить Патриарх Автокефальной Церкви.

И в остальном такая Церковь полностью зависит от Церкви-Матери, но своей внутренней жизнью она распоряжается самостоятельно. Апостольской преемственности она не имеет.

РАЗДЕЛ I. ФЕНОМЕН ПОМЕСТНЫХ ЦЕРКВЕЙ В ПРАВОСЛАВИИ. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОМЕСТНЫХ ЦЕРКВЕЙ

Таким образом, правила Вселенской Церкви защищают неприкосновенность поместных Церквей, не допускают вмешательства одной поместной Церкви во внутренние дела другой.

В первохристианские времена поместные Церкви, имея свою иерархию, не зависели друг от друга в плане своего внутреннего устройства и управления. Со временем такие независимые Церкви стали называться автокефальными.

Автокефальная Церковь –это Церковь, имеющая своего предстоятеля, свои органы управления, независимые от другой власти. Иначе говоря, это независимая, самоуправляющаяся Церковь [1].

Автокефалия (независимость) поместных Православных Церквей как частей Единой Вселенской Христовой Церкви не абсолютна, а зависит от характера сфер их деятельности. Поэтому рассмотрим, что является общим, единым, связующим для всех поместных Церквей, и в чем поместные Церкви могут быть самостоятельны.

Единым (общим) для всех поместных Церквей является:

1. Догматическое учение. Христос Спаситель принес на землю истину православного вероучения. Отсюда именно Церкви принадлежит право свято хранить, выражать и толковать Богооткровенную истину, никаким образом не изменяя сущность веры и истины;

2. Каноническое учение, вытекающее из основ вероучительных. К области канонического учения относятся: правила апостольские, правила Вселенских Соборов, правила десяти Поместных Соборов и правила святых отцов.

Вместе с тем каноны не являются догматами. Следовательно, каждая поместная Православная Церковь, не нарушая единого догматического учения, может издавать свои законы в определении своего устройства и управления (например, таковыми являются Уставы (Положения) поместных Православных Церквей).

Требуя полного единства в вопросах веры и догматики, каноны предоставляют поместным Церквам полную свободу в административной сфере. Самостоятельность поместных Церквей выражается в следующем:

1. Церкви свободны в сфере богослужения (в освящении для себя св. Мира, в канонизации своих святых, составлении и введении в употребление новых песнопений и др.);

2. Поместные Церкви обладают полной самостоятельностью в области суда;

3. Поместные Церкви вправе созывать свои Соборы (Поместные Соборы);

4. Каждая поместная Церковь может явиться инициатором созвания Вселенского Собора.

Предоставление автокефалии

Основать новую автокефальную Церковь имеет право только такая церковная организация, которая обладает высшей властью. В настоящее время такой властью обладает епископат всей Православной Церкви или епископат отдельной существующей автокефальной Церкви.

По церковно-каноническим нормам автокефалию какой-либо новой Церкви могут предоставить три высшие церковно-административные инстанции:

— Вселенский Собор (но Вселенский Собор – явление чрезвычайно редкое в истории Церкви);

— исторически сложилось так, что традиционным фактором провозглашения автокефалии стала воля епископата (Поместного Собора) уже существующей автокефальной Церкви. Причем Поместный Собор какой-либо существующей автокефальной Церкви может не только предоставить автокефалию части своей Церкви, но и упразднить ее;

— в исключительных случаях отдельные епископы вправе предоставить временнуюавтокефалию части какой-либо существующей автокефальной Церкви без решения этой автокефальной Церкви. Таких случая два: 1) если центральная власть кириархальной Церкви (т.е. Церкви, от которой отделилась часть епископов) уклонилась в ересь (15-е правило Двукратного Собора); 2) если эта часть Церкви по каким-либо причинам окажется совершенно оторванной от Церкви-матери, или же когда центральная власть кириархальной Церкви бездействует (37-е правило Шестого Вселенского Собора). Вместе с тем, для того, чтобы временная автокефалия стала постоянной, необходимо согласие на это со стороны кириархальной Церкви.

Никакая Церковь не имеет права предоставить автокефалию какой-либо части Церкви (например, церковной области), находящейся в юрисдикции другой автокефальной Церкви. В противном случае это будет являться антиканоническим вмешательством во внутренние дела той автокефальной Церкви, в ведении которой находится данная часть Церкви (церковная область).

Согласно 12-му правилу Четвертого Вселенского Собора, государство (светская власть вообще) не имеет права провозгласить церковную автокефалию.

Необходимо отметить, что автокефалия дается лишь той Церкви, которая доросла до самостоятельной жизни, имеет внутренние возможности существовать независимо от иной церковной власти.

Исторически сложилось, что сущность автокефалии Церкви заклю-чается в том, что как первый ее епископ, так и прочие должны избираться и рукополагаться собором своих епископов, а не епископами других Церквей. Для того, чтобы рукоположить епископа требуется не менее двух епископов (1-е правило апостольское). Следовательно, для автокефалии Церкви необходимо наличие не менее трех епископов.

Что касается критериев автокефальности (т. е. правомерности адми-нистративно-территориального отделения одной Церкви от другой), то, учитывая исторический опыт развития Церквей, можно выделить два таких критерия. Во-первых, стремление к созданию независимой Церкви всегда прослеживается в самостоятельном независимом государстве, т. е. политическая независимость государства обуславливает церковную независимость в его рамках. Ярким примером такого процесса могут служить события церковной жизни на Украине в начале 1990-х гг. в связи с образованием суверенной Республики Украина. Во-вторых, каждый народ, имеющий национальное самосознание и свою культуру, стремится иметь и свою независимую Церковь. Именно на этой основе возникли автокефальные Православные Церкви в ряде балканских государств (Греции, Сербии, Румынии).

Но на самом деле Церковь может и не считать для себя обязательными ни государственные, ни национальные принципы, а руководствоваться часто лишь одним мотивом – благом Церкви. Поэтому для получения автокефалии Церковь должна не только иметь достаточное количество пастырей и паствы, но и иметь единое мнение всей своей полноты (как клира, так и мирян), что провозглашение автокефалии требуется для пользы самой Церкви и явится условием для более успешного ее развития.

Понятие церковной автономии

Термин «автономия» вошел в церковный лексикон из гражданского права. В светском законе этим термином обозначалась местная организация, имеющая право на самоуправление в границах основного положения (конституции) государства.

Автономная Церковь – это Церковь, самостоятельно избирающая предстоятеля на своем Поместном Соборе с последующим утверждением его Патриархом автокефальной Церкви, в рамках которой автономная Церковь существует. Протоиерей В. Цыпин определяет автономную Церковь как поместную, «обладающую весьма широкой, но не полной самостоятельностью» [2].

Зависимость автономной Церкви от автокефальной проявляется в том, что Церковь-дочь (т.е. Церковь автономная) должна брать у своей Церкви-матери св. миро, подчиняться ее суду, обращаться к ней за разрешением важнейших вопросов церковной жизни. Автономная Церковь получает от Церкви-матери Устав, определяющий границы ее компетенции. В Уставе указывается на обязанность первого епископа автономной Церкви или всех ее епископов поминать имя предстоятеля Церкви-матери, что является выражением зависимости автономной Церкви. В рамках своих границ автономная Церковь сама распоряжается своей внутренней жизнью.

В отличие от автокефальной автономная Церковь не имеет своей самостоятельной цепи апостольского преемства, т. к. первый ее епископ или все епископы получают хиротонию от Церкви-матери. Поэтому автономной Церкви не обязательно иметь определенное минимальное число епископов. Автономной Церковью может быть и митрополичий округ, и отдельная епархия, и приходская община, и даже монастырь.

В настоящее время автономными Церквами являются Финляндская, Критская (находятся в зависимости от Константинопольской Право-славной Церкви), Японская (подчиняется Русской Православной Церкви). Автономной Церковью, представленной одним монастырем, в настоящее время является Синайский монастырь св. великомученицы Екатерины, находящийся в зависимости от Иерусалимского Патриархата.

Каноническую автономию Церковь получает только от Церкви-матери, частью которой она и продолжает оставаться.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключаются основания деления на Поместные Церкви в Православии?

2. Дайте определение понятия «автокефальная церковь».

3. Что является общим для всех поместных Православных Церквей?

4. В чем заключается самостоятельность автокефальных церквей?

5. Чем отличается автономная церковь от автокефальной? Каковы признаки автономной церкви?

Список используемой литературы

Бессонов М. Н.

Православие в наши дни. М., 1990.

Поместные Православные Церкви: Сб. М., 2004.

Скурат К. Е.

История Поместных Православных Церквей: Учебное пособие. В 2 т. М., 1994.

Цыпин В., прот.

Автокефалия церковная // Православная Энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 199 – 202.

Цыпин В., прот.

Автономная Церковь // Православная Энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 203 – 204.

⇐ Предыдущая2Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Иерархия поместных церквей порождена апостольской преемственностью

После того как Иисус Христос учредил Церковь, он отправил святых апостолов проповедовать свою веру разным народам. Со временем число христиан умножилось и поэтому апостолы не могли уже сами участвовать в жизни общин.

Для того чтобы поместная жизнь их продолжалась, они стали из числа новообращённых ставить духовных руководителей христианских общин — пресвитеров. А над теми, кто решил посвятить себя служению Богу, они творили особую молитву (хиротонию), призывая на них благодать Святого Духа.

Видеоролик: 9 июня 2013 года Божественную литургию в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова возглавил ректор духовной академии епископ Петергофский Амвросий.

После Великого входа епископ Амвросий рукоположил в сан пресвитера студента 4 курса бакалавриата диакона Константина Аристова, а по окончании евхаристического канона совершил диаконскую хиротонию над магистрантом II курса ЦПО иподиаконом Кириллом Дашевским.

На 14 секунде комментатор говорит о том, что хиротония возможна только на основе получения Благодатных Даров.

В результате сложилось трехстепенная иерархия священнослужителей. Она состоит из диаконов (служителей вспоможения, помощников пресвитеров), пресвитеров и епископов, которые занимают главенствующее положение, представляя собой носителей высшей духовной власти.

Епископам поручено наставлять народ в вере, совершать богослужение и управлять Церковью.

Для рукоположения в архиерейский сан необходимо минимум 2 епископа.

Для производства хиротонии в архиепископский сан необходимо трёх или двух епископов. Под властью одного епископа находилась одна епископия. Крупные христианские общины, созданы в административных центрах Римской империи стали называться митрополии.

Их епископы получили название митрополитов. Священники и верующие одной епсикопии образовывали Малые Поместные Церкви.


Иерархическая лестница РПЦ. Многие Поместные Православные Церкви имеют аналогическую структуру

Из Малых Поместных Церквей выросли Поместные Православные Церкви. Наиболее крупные церковные области возглавили Патриархи. Произошло это в V веке. Канонические территории Патриархатов стали делится на диоцензы.

При этом епископы стали подчиняться митрополитам, а митрополиты Патриархам. Во многих Поместных Церквях такая иерархия сохранилась до сих пор.

Титул вселенских Патриархов присвоили себе Константинопольские первоиерархи

В VI веке (при св. патриархе Мине, 536 — 552) Константинопольские Первоиерархи усваивают себе титул Вселенских Патриархов. В 691-692 годах состоялся Трулльчский Собор. Он принял 36-е правило, которое установило «порядок чести» первых пяти Патриархатов: Римского, Константинопольского, Александрийского, Антиохийского.

После того как Западная Церковь отпала, их число уменьшилось до четырёх. Позже к ним присоединились предстоятели других Поместных Православных Церквей.


Состав Поместных Православных Церквей по состоянию на 2016 год

Положение каждой Поместной Православной Церкви определяется на основе диптиха — перечня, в котором Первоиерархи Церквей указываются по значимости своих кафедр. В порядке иерархии не могут произойти изменения, так как она зависит от времени получения автокефалии Поместной Православной церковью.

В настоящее время Вселенская Православная Церковь включает девять Патриархатов, шесть Автокефальных и три Автономные Церкви Пятое место в диптихе с XVI века занимает Первоиерарх Русской Православной Церкви — Патриарх Московский и всея Руси.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Что такое РПЦ?

Крупнейшей по численности верующих среди Поместных Православных Церквей является Русская Православная Церковь (сокращенно РПЦ, другое название — Московский Патриархат). До 20 века ее именовали также «Российская Православная Церковь», «Греко-восточная Российская Церковь», «Греко-Российская Церковь» и так далее. Для каждого православного важно знать, что представляет собой РПЦ.


Собор Василия Блаженного — самый известный храм Русского Православия

«Изучение истории Русской Церкви помогает нам, во-первых, оставаться в Церкви, быть верными ее Преданию; во-вторых, жить в Церкви, то есть духовно возрастать самим, а также учить народ Божий.

К предмету любви всегда есть ин­терес, о нем хочется знать больше и подробнее. Если мы любим нашу Церковь, то мы будем изучать ее ис­торию не по долгу, а по любви» (иеромонах Тихон Васильев).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]