Статистика количества церквей в России по Росстату

Несмотря на то, что Россия является светским государством, роль религии сложно переоценить. Прежде всего – РПЦ, так как большая часть населения ассоциирует себя именно с православной церковью. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Росстат уделяет серьезное внимание таким показателям, как количество церквей в России, религиозный состав населения и т.д.

Вместе с тем, необходимо отметить, что работа отечественного статистического ведомства имеет свою ярко выраженную специфику. Первым и главным следствием светского характера государства выступает отсутствие у граждан обязанности отчитываться в какой-либо форме о собственном вероисповедании. Поэтому большая часть статистических данных по религиозным вопросам формируется посредством опросов.

Другой способ их получения – анализ официальной информации других ведомств. Например, число храмов и церквей рассчитывается посредством учета религиозных организаций, официально зарегистрированных и действующих на территории страны. Аналогичный подход используется и по отношению к другим религиям, например, армянской или католической церкви.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что данные РПЦ и Росстата часто отличаются, причем достаточно заметно.

Религиозный состав

По описанным выше причинам актуальных данных Росстата о религиозном составе населения на начало 2022 года попросту нет. Последний серьезный опрос на эту тему проходил в 2012 году. Он дал следующие результаты.

Православные41,00%
Нерелигиозные верующие25,00%
Атеисты13,00%
Мусульмане4,70%
Христиане4,10%
Мусульмане-сунниты1,70%
Православные вне определенной церкви1,50%
Язычники1,20%
Буддисты0,50%
Староверы0,50%
Мусульмане-шииты0,50%
Католики0,50%
Иудаисты0,50%
Индуисты0,50%
Пятидесятники0,50%
Прочие и не определились4,30%
ИТОГО100,00%

В более наглядном формате диаграммы данные выглядят следующим образом. Для удобства восприятия разные течения ислама объединены в одно, а религии с долей менее 1,5% собраны в одну группу.

Опросы, которые проводились позднее, не носили настолько масштабный характер. Но их данные позволяют утверждать, что серьезных изменений религиозный состав населения России за последующие 9 лет не претерпел. В целом, ситуация на стыке 2020-2021 года остается примерно такой же.

Динамика

Что касается динамики, то стоит рассматривать не только сколько храмов и других типов действует на территории страны, а также сколько православных, мусульман и других групп верующих в определенных общинах существует на сегодняшний день. Причем этот показатель интересно рассматривать с точки зрения временной шкалы.

Ведь если мусульмане даже во времена Советского Союза считались традиционно верующими, то христиане, в преобладающем большинстве случаев, были отлучены от церкви на промежуток времени, в течение которого существовал СССР.

Поэтому на 2022 год ситуация с динамикой выглядит следующим образом – если в 1987 году к религиозным себя перечисляли около 9% населения, то к 2007 это число превысило отметку в 60% граждан от общего состава населения страны.

Такой резкий рост обусловлен тем, что вера не преследовалась в Российской Федерации (в отличие от СССР) и здесь сформировались различные религиозные течения. Единственное, на что необходимо обратить внимание – это запрет на деятельность экстремистских организаций, которые зачастую себя отождествляют с той или иной верой.

Число церквей и храмов в России

Как было отмечено выше, данные Росстата и РПЦ в этом вопросе не совпадают. Ниже приводится информация из официального статистического ведомства, которая публикуется ежегодно в течение последних нескольких лет и базируется на количестве зарегистрированных религиозных организаций.

По годам

Сначала имеет смысл рассмотреть статистику по годам. В соответствии с данными Росстата она выглядит следующим образом.

ГодКол-во религиозных организаций
201012 941
201113 265
201213 943
201314 522
201415 196
201516 076
201616 687
201717 687
201818 191
201918 550

Даже беглый анализ показывает положительную динамику рассматриваемого параметра. Ежегодный рост варьируется от 2% до 6%, но присутствует в течение всего временного периода.

Имеет смысл привести и данные РПЦ, размещенные на официальном сайте Московского Патриархата. В соответствии с ними, количество храмов и помещений для богослужений составило в 2009 году 29,3 тысячи, а в 2022 году – 38,6 тысячи. Таким образом, рост за 10 лет составил более 31%, что несколько ниже, чем по данным Росстата (почти 44% за аналогичный период). При этом необходимо учитывать, что статистическое ведомство собирает сведений исключительно по России, а РПЦ – по всему миру, включая Украину и Беларусь, где число православных церквей и молитвенных помещений особенно велико.

По регионам

Региональное распределение храмов и церквей очень неравномерно. В это нет ничего удивительного, так как на территории определенных субъектов РФ, например, национальных республик – Татарстана, Башкирии, Чечни и других – преобладающей религией выступает ислам. Это наглядно показано на следующем изображении.

А сколько храмов строится с нуля?

Как я уже указал выше, 99% открытых с 1989 года храмов — это здания переданные государством обратно в юрисдикцию РПЦ, которые прошли процедуру ремонта и реставрации.

Строится новых храмов очень мало. Например, берем Москву из 507 храмов, где проводятся богослужения, новых, построенных за последние 8 лет храмов всего лишь 61. (12%).

То есть «гигантская» стройка храмов — это на Москву — 8 храмов в год? Как-то не клеиться с «3 храма в сутки», не правда ли?

https://tass.ru/moskva/6135859

«За последние восемь лет в городе возведено уже 85 храмовых комплексов, 61 из них введен в эксплуатацию, из которых 11 только в 2018 году, а еще 12 готовятся к вводу. Мы поставили перед собой цель — сдавать в год не менее 10 храмов и 10 начинать. Кроме того, установлены 140 временных деревянных часовен», — сказал он.

По словам Ресина, строительство осуществляется исключительно за счет пожертвований жителей города, не затрагивая при этом городской бюджет.

Как сокращалось число церквей?

В течение 20 века отношение государства к религии в целом и РПЦ в частности неоднократно менялось. Православие было одним из столпов Российской империи, поэтому на конец 2016 года на территории страны действовало 55 173 церкви и более 25 тысяч часовен.

В следующие несколько лет их количество быстро сокращалось. На начало 1941 года число православных церквей составило 4 225.

После начала Великой Отечественной войны количество храмов и молитвенных домов снова несколько возросло. По некоторым оценкам на конец 1945 года оно равнялось примерно 20 тысячам.

После завершения войны снова наметилась отрицательная динамика. К 1961 году число храмов и молитвенных домов РПЦ составило 11 572. К 1988 году количество приходов сократилось до 6893.

Распад Советского Союза снова в корне изменил политику государства по отношению к религии. Результатом стало резкое увеличение количества приходов. В конце 1994 года их число составило 15 985, в 2004 году – 26 590, в 2011 году – 30 675, на начало 2022 года – 38 649 храмов и других молитвенных помещений.

Необходимо понимать, что все приведенные выше цифры касаются не только России, но всех территорий, где действует РПЦ. Такой подход позволяет проводить корректные сравнения по динамике количества церквей. Тем более, что границы России и Советского Союза неоднократно менялись, а потому статистика по одному государству окажется попросту сильно искаженной. Ниже приводится график изменений количества храмов и молитвенных домов РПЦ.

Важно отметить, что даже сегодня число церквей РПЦ уступает дореволюционным цифрам. Даже при сохранении текущей положительной динамики, достичь показателей 1916 года в ближайшие несколько лет наверняка не получится.

Где учат на священников

Чтобы стать священником, нужно получить высшее специальное образование. Его дают православный университет, духовная семинария либо академия. Наиболее престижные из них — Российский православный университет, Духовная семинария в Москве, столичная Троице-Сергиевская академия, Духовная академия в Северной столице. Полный курс обучения — пять лет.

Поступая в семинарию, нужно успешно сдать экзамен по Закону Божьему. Основными предметами являются педагогика пастыря, история церкви, богословие, история русской церкви, Ветхий Завет, Новый Завет, библеистика, сектоведение. Чтобы приравнять полученный диплом к степени бакалавра, в программу добавлены иностранный и русский языки, литература. Основной упор, кроме профильных предметов, делается на изучение психологии.

Чтобы стать священнослужителем, необходимо отвечать следующим требованиям:

  • иметь документ об окончании духовного училища, а затем семинарии или академии;
  • заручиться рекомендацией действующего священника;
  • быть прихожанином;
  • достичь возраста 30 лет;
  • сочетаться браком только один раз.

Для построения успешной карьеры на религиозном поприще важно удачно распределиться из учебного заведения, быть гибким и коммуникабельным в отношениях с властями предержащими, пройти все ступени иерархической лестницы.

Стоимость строительства храма и источники финансирования

В подавляющем большинстве случаев возведение храмов финансируется за счет частных спонсоров. Многие из них непосредственно связаны с региональными или федеральными властями, но напрямую из бюджета денежные средства выделяются очень нечасто.

Примерная стоимость строительства церкви на полтысячи прихожан составляет сегодня около 250-300 млн. рублей. Если количество прихожан сократить вдвое, сумма необходимых расходов уменьшается примерно в три раза – до 80-90 млн. руб.

В 2022 году количество религиозных организаций выросло на 359. Если исходить из предпосылки, что треть вновь построенных храмов рассчитана на 500, а две трети на 250 прихожан, сумма инвестиций составляет 57,440 млрд. рублей в год. Если учесть, что речь идет именно о частных вложениях, следует признать цифры весьма внушительными.

Финансирование строительства церквей из бюджета осуществляется в заметно меньших масштабах. Так, в течение 2016-2019 годов через ФАДН в адрес РПЦ было направлено около 4,5 млрд. руб.

Не стоит забывать и о том, что РПЦ способна самостоятельно финансировать многие из своих проектов. Точных данных о том, сколько зарабатывает церковь, нет, но в любом случае речь идет о многих миллиардах рублей.

Что же было в самом выступлении Патриарха

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме Всех святых в Страсбурге

Обращаю внимание, что первый раз Кирилл говорит немного по другому: «Сегодня я хотел бы сказать, что мы открываем в среднем три храма в сутки — я не ошибаюсь, по три храма за 24 часа.» и только потом уже в «красиво построенной фразе» про строительство храмов. То есть речь идет не о полноценном строительстве с нуля, а об «открытии», что очень часто подразумевает всего лишь восстановление работы полуразрушенного от времени храма после ремонтных и реставрационных работ. Так ли это выясним подняв конкретные цифры.

Ни про какие 10 последних лет в выступлении ни слова.

Два года назад (21 июня 2022 года) я опубликовал статью: Одной из целей атаки Запада на Россию является Православная церковь. С тех пор ситуация только ухудшилась. Там я в том числе писал:

Но опять: заказ СМИ отрабатывают только на Православную церковь.

Динамика темпов роста в сравнении с другими сферами

Особенно заметную актуальность приведенные выше данные приобретают, если сравнить динамику изменения количества церквей с другими не менее социально значимыми объектами. Речь в данном случае идет об учреждениях двух ключевых сфер жизнедеятельность – здравоохранения и образования. Статистика по количеству церквей, детских садов, школ и больниц в разрезе 2010-2019 годов приводится в таблице.

Количество объектов в тысячах2010201120122013201420152016201720182019Динамика за 10 лет
Церкви РПЦ12,913,313,914,515,216,116,717,718,218,6144%
Детские сады45,144,944,343,25150,149,448,647,847,1104%
Школы50,847,746,244,744,843,442,64241,381%
Больницы6,36,26,25,95,65,45,45,35,35,283%

Особое внимание следует уделить на последний столбец. В нем показано, что количество церквей увеличилось за 10 лет на 44%. Позитивная динамика и у другого параметра – числа детских садов. Но в этом случае рост составил всего 4%, причем в последние 5 лет наблюдается падение. Два других рассматриваемых показателя – количество школ и больниц – показывают негативную динамику.

Причем падение за 10 лет составило почти 20% по каждому параметру.

Прогнозы на будущее

Актуальная политика российского государства ориентирована на поддержку православной религии. Это подтверждается данными Росстата. Поэтому большая часть экспертов считает, что количество церквей РПЦ будет увеличиваться, как минимум, в ближайшие несколько лет. В течение какого времени сохранится положительная динамика, будет зависеть от экономической ситуации в стране и мире. 2022 год и пандемия коронавирусной инфекции наглядно продемонстрировали, насколько велико значение факторов, которые попросту невозможно спрогнозировать заранее.

Количество организаций

Количество официально зарегистрированных в Российской Федерации религиозных организаций разных конфессий на конец 2022, начало 2020 года выглядит следующим образом:

  • Русская православная церковь – всего 18550.
  • Старообрядческих – 387.
  • Римско-католических – 237.
  • Грекокатолических – 8.
  • Армянских апостольских церквей – 106.
  • Исламских – 5954.
  • Организаций, которые исповедуют буддизм – 269.
  • Исповедующих иудаизм – 268.
  • Христиан баптистов – 889.
  • Евангелистов – 878.
  • Лютеран – 222.
  • Новоапостольская церковь – 46 организаций.
  • Пресвитерианской церкви – 194.
  • Незначительное количество индуистических, организаций сикхов, ассирийской церкви шаманизма, караимов, молокан, церкви Последнего Завета, церкви Христа и других организаций, которых насчитывается от нескольких единиц до нескольких десятков, но не более сотни.

По годам

Если оценивать количество церквей, храмов и других религиозных организаций, объединений в стране и то, как они изменялись по своему численному составу, следует указать такие данные:

  • Русская православная церковь в 2010 году имела 12.941 зарегистрированную организацию. А на конец 2022 года их количество уже насчитывало 18.550 единиц.
  • По количеству мечетей можно отметить, что в 1980 годах в СССР насчитывалось меньше 100 таких религиозных заведений. А уже в 2015 их число уже превысило 7000 единиц. Таким образом, стоит отметить, что за последние 30 лет их количество увеличилось более чем в 70 раз (данное заявление было сделано советом муфтиев России).

По регионам

Естественно, что по России ситуация выглядит неоднородно, так как есть регионы (в преобладающем большинстве Кавказские республики), которые традиционно исповедуют ислам, тогда как центральные и другие регионы России преимущественно являются христианского вероисповедания.

Ответы на вопросы читателей

Почему данные Росстата и РПЦ отличаются?

Это объясняется разным подходом к организации учета. Росстат подсчитывает количество религиозных организаций, зарегистрированных и официально работающих на территории страны. РПЦ ориентируется на количество объектов, входящих в структуру православной церкви – приходов, церквей, монастырей и т.д.

Каждый из подходов имеет свои особенности и, как следствие, достоинства и недостатки. Поэтому наиболее правильно рассматривать полученные с их помощью данные в комплексе.

Сколько церквей действует в России в 2022 и 2022 году?

Точных данных по прошедшему и наступившему году пока нет. Но можно однозначно утверждать, что при сохранении текущей положительной динамики (рост на 2-3% в год) количество религиозных организаций достигнет и превысит цифру в 19 тысяч, причем вполне возможно, что это уже произошло.

Почему количество храмов и молитвенных домов растет, а школ, садиков и больниц уменьшается?

Причина такого развития ситуации кроется в политике государства. С одной стороны, РПЦ занимает такого положение в обществе, что способна диктовать условия по многим вопросам. В их числе – получение финансирования от частных бизнес-структур самого высокого уровня.

С другой стороны, в последние года явно наметилась тенденция к оптимизации социальных систем государства и, прежде всего, образования и медицины. Логичным следствием этого стало постепенное сокращение количества школ, детских садов и больниц.

Какие православные церкви есть сейчас в России?

ИПЦ в России:

Революция 1917 года расколола Российскую Православную церковь на несколько частей, из которых самыми значительными оказались три:

Официальная церковь, решившая сотрудничать с советской властью (с 1943 года – Московская Патриархия);

Катакомбная церковь в СССР;

Зарубежная церковь (РПЦЗ), которая возникла за пределами России и объединила бОльшую часть эмиграции.

В советские времена Катакомбная церковь и РПЦЗ были физически отделены друг от друга железным занавесом. С конца 1980-х, когда железный занавес постепенно стал исчезать, Зарубежная церковь смогла вновь «вернуться» в Россию. Катакомбная церковь к этому моменту была уже очень немногочисленна.

В результате в России получилось не одно православие, а несколько:

Официальная церковь — Московская патриархия (РПЦ МП);

Церковные группы, имеющие преемство от РПЦЗ, Катакомбной Церкви или греков-старостильников. Их общее название – истинно-православные церкви (ИПЦ).

Все остальные православные церковные группы, в разной степени примкнувшие к РПЦ МП или к ИПЦ.

Этот обзор посвящен современным ИПЦ в России. Их немало, и они административно разделены. С точки зрения канонов православной церкви такие разделения допустимы — при отсутствии Поместной Церкви епископы равны и не обязаны сохранять административное единство. Об этом говорит, например, известный указ номер 362 Патриарха Тихона, который разрешает епископам существовать автономно и на основании которого была организована также сама РПЦЗ. Большинство ИПЦ в России имеют епископов от РПЦЗ.

Каталог осколков РПЦЗ

Во времена Советского Союза РПЦЗ была настроена резко против Московской патриархии, которую в эмиграции называли «красной церковью». Однако после распада СССР началось сближение РПЦЗ и РПЦ МП. Зарубежники быстро двигались к воссоединению с официальной церковью, но по пути от РПЦЗ начали откалываться разные группы. Это и есть осколки РПЦЗ. В то же время к этим осколкам присоединялись остатки Катакомбной церкви, «люди с улицы» и те, кто решил покинуть РПЦ МП в поисках настоящего православия.

Представляем список осколков РПЦЗ в России в порядке их возникновения.

1995 год. От РПЦЗ отделилась РПАЦ (Российская Православная Автономная Церковь, ранее называлась РПСЦ — Российская Православная Свободная Церковь). Ее административный центр находится в Суздале. Глава — митрополит Феодор (Гинеевский). После кончины в 2012 году ее основателя митрополита Валентина (Русанцова) эта церковь постепенно угасает.

2001 год. Официальный разворот РПЦЗ в сторону РПЦ МП. В результате — распад РПЦЗ на РПЦЗ(Л) и РПЦЗ(В). Во главе первой стал митрополит Лавр (Шкурла), который позже увел этот осколок в Московскую патриархию. Во главе второй остался митрополит Виталий (Устинов). От РПЦЗ(В) впоследствии образовалось много новых осколков, о которых речь пойдет ниже.

2002 год. От РПЦЗ(В) отделилась РИПЦ (Русская Истинно-Православная Церковь). Сейчас ее номинально возглавляет архиепископ Омский Тихон (Пасечник), но фактически все решения принимает протопресвитер Виктор Мелехов. После смены не одной юрисдикции, ему удалось возглавить церковное руководство в РИПЦ. Центр РИПЦ расположен в подмосковном Димитрове; постановления Синодов этой церкви невозможно найти в открытом доступе. Взаимодействие с этим осколком затруднительно.

июль 2006 года. РПЦЗ(В) разделилась на РПЦЗ(В-В) и РосПЦ (Российская Православная Церковь). Во главе РПЦЗ(В-В) (которую по традиции часто продолжают называть РПЦЗ(В)) сейчас стоит епископ Владимир (Целищев). Центр ее сместился из США, где живет епископ Владимир, в Киев — к коммерчески успешному и активному епископу Алексию (Пергаменцеву). Что касается РосПЦ, то она разделилась на несколько частей, о которых речь пойдет ниже.

ноябрь 2006 года. От РПЦЗ(В-В) отделился протоиерей Вениамин (Жуков) и увел с собой епископа Антония (Рудея). C этим епископом он самостоятельно рукоположил себе еще епископов, образовав совсем маленькую РПЦЗ(В-Ж). Ее центр — в Париже, где живет о.Вениамин (Жуков), но из-за единоличной хиротонии каноничность этого осколка вызывает большие сомнения.

май 2007 года. РПЦЗ(Л) вошла в РПЦ МП, превратившись в РПЦЗ МП. При этом от нее отделился епископ Агафангел (Пашковский). С помощью греческих киприанитов он рукоположил других епископов и образовал РПЦЗ(А). Киприаниты занимают промежуточную позицию между ИПЦ и МП, а в самой РПЦЗ(А) неофициально разрешается причащение в РПЦ МП, так что эту церковь с трудом можно отнести к истинно-православным. Ее центр находится в Одессе, где живет митрополит Агафангел.

июнь 2007 года. РосПЦ разделилась на две части. Первую из них — РосПЦ(А) — возглавляет живущий в США митрополит Антоний (Орлов). В этой группе считается нормальным симпатизировать Гитлеру; некоторые клирики всерьез разделяют его учение. Вторая часть называется РосПЦ(Д); ее возглавляет митрополит Дамаскин (Балабанов), он придерживается строго монархических взглядов и открыто выступает в защиту имяславия.

ноябрь 2008 года. На базе РПАЦ образовалось Архиерейское совещание (АС РПАЦ), не признанное в Суздальской РПАЦ. Его председатель — епископ Григорий (Лурье), центр распределен между Санкт-Петербургом и Мятлево Калужской области. АС РПАЦ признает таинства всех других осколков РПЦЗ, исповедующих правую веру. В июне 2016 года АС РПАЦ и РосПЦ(Д) официально установили взаимное общение.

декабрь 2009 года. От РосПЦ(А) отделился архиепископ Виктор (Пивоваров), образовав небольшую РосПЦ(В) с центром в Славянске-на-Кубани. Он так и остается единственным епископом своего осколка. Владыка Виктор пишет много статей на церковно-политические темы, интересуется инопланетянами и страдает из-за того, что враги регулярно облучают его из разных углов помещения.

декабрь 2014 года. От РПЦЗ(А) отделились группа под предводительством братьев Алферовых — епископа Дионисия и священника Тимофея. Так образовалась РПЦЗ(А-Д). Причины отделения связаны с политикой. В этой церкви распространены идеи киприанизма, то есть так называемого среднего пути между экуменизмом и православием.

октябрь 2015 года. РПЦЗ(В-В) раскололась сразу на три части. От ядра РПЦЗ(В-В) отделился епископ Анастасий (Суржик), оставшийся автономно (его можно обозначить как РПЦЗ(ВВА)), и группа епископа Мартина (Лапковского). Она выбрала своим первоиерархом австралийского митрополита Филарета (Семовских), образовав РПЦЗ(ВВФ). Это небольшая и очень политизированная группа, некоторые ее лидеры исповедуют имяборчество. Их центр находится в Истринском районе Московской области.

ноябрь 2015 года. Епископ Стефан (Сабельник), живущий в США, прервал административное подчинение Синоду РИПЦ и вместе со своей епархией перешёл на акефальное положение. В марте 2016 года под его омофор ушла примерно половина клириков РИПЦ. По аналогии с другими группами можно назвать их по первой букве имени епископа – РИПЦ(С).

июнь 2016 года. Начался раскол в РПЦЗ(А). От нее отделяется американский архиепископ Андроник (Котляров), которого поддерживает архиепископ Софроний (Мусиенко) из Новгородской области. Возможно, скоро мы услышим о появлении РПЦЗ(А-А).

Некоторые другие церковные группы в России

Помимо осколков РПЦЗ в России есть другие, еще более мелкие ИПЦ и церковные группы.

— HOCNA — Православная Церковь в Северной Америке с центром в Бостоне. В этой церкви официально исповедуется имяславие и исторически есть сильная связь с греческими старостильниками. В России у HOCNA есть два небольших прихода без священников.

— Несколько групп греков-старостильников, минимально представленные в России. Самые известные из них: хризостомовский синод (имяборцы), ламийский синод, две разных группы матфеевцев.

— ИПЦ(Р) – большая разношерстная группа под руководством митрополита Рафаила.

— Экуменические и обновленческие церковные группы: АПЦ (Апостольская православная церковь), УАПЦ(о) (Украинская Автокефальная Православная Церковь (обновленная)) и др. Из известных деятелей к ним принадлежат журналист «Радио Свобода» отец Яков Кротов и историк Лев Регельсон, а ранее принадлежали о. Глеб Якунин и Валерия Новодворская.

А дальше?

Будут ли осколки РПЦЗ крошиться и дальше? Если только чуть-чуть. Похоже, что процесс дробления достигает своего предела. Люди устали от ненужной войны и уже плохо помнят, из-за чего поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Сейчас началось сближение некоторых единых в вере осколков. В июле 2016 года установили общение РосПЦ(Д) и АС РПАЦ. Ведутся и другие переговоры о сближении. Можно просто признать таинства друг друга, без создания общего Синода. Если осколок РПЦЗ считает себя самым истинным, не признавая других, то вряд ли он сохранится через одно-два поколения.

Подготовила монахиня Ксения (Митренина) для Островов

ostrova.org

Вместо вывода

Количество объектов РПЦ в России постоянно растет. В первую очередь, речь идет о церквях и других молитвенных помещениях. Большая часть финансирования строительства осуществляется из частных средств. Но учитывая влияние государства в экономике, несложно сделать вывод, что по факту выделение денежных средств происходит при непосредственном влиянии органов власти федерального и регионального уровня.

Такая направленность государственной политики нередко вызывает раздражение части общества. Особенно на фоне урезания социальных расходов, которое выражается в сокращении численности объектов здравоохранения и образования.

Но нет никаких предпосылок к тому, что в политику государства будут вноситься какие-либо изменения. Тем более – большая часть населения страны считает себя православными, а потому поддерживает усиление РПЦ.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]