Канонизированные Православной Церковью
Имена мужские
Даты даны по новому стилю.
- Алексий Ворошин, Елнатский, мч. (С. 25, Иван.; Новомуч.)
- Андрей Константинопольский (Окт. 15)
- Андрей Тотемский (Окт. 23, Волог.)
- Арсений Новгородский (Ил. 25, Новг.; Твер.)
- Афанасий Ростовский (Ростов.)
- Василий Спасо-Кубенский (Каменский), прп. (Авг. 15, Волог.)
- Василий Московский (Авг. 15, Моск.)
- Василий Рязанский (Ряз.)
- Василий Сольвычегодский (Волог.)
- Галактион Белозерский (Волог.; Новг.)
- Георгий Новгородский (Новг.)
- Георгий Шенкурский (Новг.)
- Илия Даниловский, Ярославский (Ростов.)
- Иоанн Верхотурский (Екат.; Сибир.)
- Иоанн Власатый, Милостивый, Ростовский (С. 16; Н. 25, Ростов.)
- Иоанн Можайский (Моск.)
- Иоанн Московский, Большой колпак (Ил. 16, Волог.; Моск.; Ростов.)
- Иоанн Палестинский, прп., спостник прп. Симеона юродивого (Авг. 3)
- Иоанн Сезеновский (Тамбовский), прп. (Лип.; Тамб.)
- Иоанн Соловецкий (Новг.; Солов.)
- Иоанн Соловецкий (другой) (Новг.; Солов.)
- Иоанн Сольвычегодский (Волог.)
- Иоанн Устюжский, прп. (Июн. 11, Волог.)
- Иосиф Заоникиевский (Вологодский), прп. (Ок. 4, Волог.)
- Иродион Сольвычегодский (Волог.)
- Исидор Твердислов, Ростовский (М. 27, Ростов.)
- Киприан Суздальский, Увотский, чудотворец (Влад.)
- Киприан (Иван.)
- Косма Верхотурский (Екат.; Сибир.)
- Лаврентий Калужский (Авг. 23)
- Леонтий Устюжский (Волог.)
- Максим Московский (Авг. 26; Н. 24, Моск.)
- Максим Тотемский, иерей (Ян. 29, Волог.)
- Михаил Клопский, Новгородский (Ян. 24, Новг.)
- Михаил Сольвычегодский (Волог.)
- Николай Кочанов, Новгородский (Авг. 9, Новг.)
- Николай Псковский, Салос (Блаженный) (Март 12⁄13, Псков.)
- Онисифор Романовский, Ярославский (Ростов.)
- Парфений Суздальский (Влад.)
- Прокопий Вятский (Ян. 3)
- Прокопий Устьянский, Важский, Вологодский (Ил. 21, Волог.)
- Прокопий Устюжский (Ил. 21, Волог.)
- Сергий Переяславский, схим. (Ростов.)
- Симеон Палестинский, Емесский, прп. (Авг. 3)
- Симон Юрьевецкий (М. 23; Н. 17, Иван.; Костр.)
- Стефан Ростовский (Ростов.)
- Тимофей Вороничский (Псковский), пастух (Псков.)
- Феодор Новгородский (Ф. 1, Новг.)
- Феофил Киевский, прп. (Н. 10)
- Фома Сирийский, прп. (М. 7)
- Фома Сольвычегодский (Волог.)
Имена женские
- Домна Томская, старица (Сибир.)
- Евдокия Суздальская (Влад.)
- Исидора Тавенская, прп. (М. 23)
- Ксения Петербургская (Ф. 6; Июн. 6, Петерб.)
- Любовь Рязанская (Сухановская) (Ряз.)
- Марфа Московская (Моск.)
- Матрона Анемнясевская (Белякова), исп. (Ил. 29, Новомуч.; Ряз.)
Неканонизированные юродивые
Оглавление
- Гриша
- Иван Яковлевич Корейша
- Иван Босый
- Странники Михаил и Николай
- Аннушка
- Стефан Трофимович Нечаев
Гриша
В 1920‑е прошлого века в одном из русских монастырей появился юродивый Гриша. Ко времени появления в обители ему было 78 лет. Любил спать на сундуке. Очень любил детей, живущих при монастыре и часто беседовал с ними. Иногда Гриша исчезал из монастыря на некоторое время, потом появлялся вновь. Куда он исчезал – никто не знал. В монастыре все знали, что юродивый Гриша прозорлив и монахини любили беседовать с ним. О прозорливости Гриши знали не только в монастыре, многие прихожане стремились поговорить с ним, получить ответ на свой вопрос. В 1932 году юродивого отправили в тюремный дом для сумасшедших, где, скорее всего, и закончилась его жизнь.
В Сборнике “Блаженные Санкт-Петербурга: От святой блаженной Ксении Петербургской до Любушки Сусанинской” о Грише даются такие сведения:
“Ему часто задавали вопрос:
– А сколько тебе лет, Гриша?
– Десять, – отвечал он.
Никто не знал, конечно, что через десять лет Гришу заберут отсюда навсегда, что ещё десять лет он проживет здесь.
Гришу хорошо знали и любили в городе. Это настолько раздражало власти, что в прессе даже появились издевательские заметки некоего рабочего И. Станковского с названием, которое по сути дела и отражало действительное положение вещей – “Кандидат в святые”.
Со всех концов города приходили люди, чтобы поговорить с Гришей. Когда он исчез, все поняли, что Гришу арестовали. Случилось это 29 Марта 1932 года”. (Из ст.: Трикстер. Алесь Красавин)
Прокопий Вятский
Блаженный путь этого человека начался после того, как он получил удар молнией. В отличие от Василия Блаженного и прочих юродивых, Прокопий странных речей не произносил, потому как наложил на себя обет молчания. Предсказания свои доносил до людей знаками. Так, когда Прокопий видел больного, которому, как ему казалось, долго не жить, тут же принимался плакать и символически складывать на себе руки.
Иван Босый
Киевский юродивый Иван Босый (1807–1855). Начало его жизни было вполне благополучным: мальчик рос, опекаемый родителями, успешно учился в гимназии. Но когда ему было 14 лет, он остался круглым сиротою. Гимназию пришлось бросить. К тому же, Ивану предстояло позаботиться о своей маленькой сестре. Поиски заработка привели его на рутинную чиновничью службу. Претерпев многие обиды и унижения, Иван Григорьевич в 1834 году был вынужден выйти в отставку, и оказался совершенно без средств существования. Пристроив сестру, несколько лет он странствовал по святым местам, питаясь одним подаянием, а в 40‑х годах, наконец, смог поселиться в Киево-Печерской лавре, возложив на себя подвиг юродства.
Существует мнение, что личность Ивана Григорьевича Ковалевского послужила художественным материалом для Николая Гоголя, создавшего известный литературный образ Акакия Акакиевича в повести “Шинель”.
Одевался Иван Ковалевский довольно странно: летом ходил в сапогах, а зимой, наоборот, босым, за что и был прозван Иваном Босым. Бывало, собирая цветные стеклышки, камешки, щепки, он дарил их людям с разными притчами и поговорками, в которых те находили для себя особый смысл.
Скончался Иван Григорьевич 7 июня 1855 года и был погребен в Киево-Печерской лавре, но могила его не сохранилась до наших дней. (Из ст.: Трикстер. Алесь Красавин)
Юродивый — это человек, который, по воле Божией, ведёт себя как сумасшедший
Выражаясь современным языком, юродство — это эпатажное поведение, с внешними признаками безумия, несущее духовные цели. Юродничать — значит притворяться сумасшедшим.
Кто такой юродивый? Обычно тот, кто выполняет волю Божию, задание Всевышнего. Очень редко на этот путь становятся по личному решению. Как ни крути, христианство имеет достаточный инструментарий для того, чтобы двигаться по духовному пути без подобных крайностей.
«Юродивый», картина Павла Сведомского. Видно, что это человек без дома и хорошей одежды. Он сознательно идёт на такой путь ради духовных целей. Фото: upload.wikimedia.org
Юродство можно считать своеобразным проявлением аскетики. Аскетизм — это самоограничение: в пище, в общении, в прочих удовольствиях. Человек, который встал на путь юродства, отказывает себе в нормальном человеческом общении. Отыне он для всех — сумасшедший.
Некий манифест юродства можно найти в Новом Завете:
«Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим…»
(1Кор. 4:10)
И таких цитат немало. Можно поразмыслить ещё вот над этой:
«Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?»
(1Кор. 1:20)
Странники Михаил и Николай
В сентябре 1980 года мы с женой приехали в Псково-Печерский монастырь и после литургии оказались в храме, где отец Адриан отчитывал бесноватых. Когда отчитка закончилась, мне захотелось поскорее выбраться из монастыря, добраться до какой-нибудь столовой, поесть и отправиться в обратный путь. Но случилось иначе. К нам подошел Николка. Я заприметил его еще на службе. Был он одет в тяжеленное драповое пальто до пят, хотя было не менее 15 градусов тепла.
– Пойдем, помолимся, – тихо проговорил он, глядя куда-то вбок.
– Так уж помолились, – пробормотал я, не совсем уверенный в том, что он обращался ко мне.
– Надо еще тебе помолиться. И жене твоей. Тут часовенка рядом. Пойдем.
Он говорил так жалобно, будто от моего согласия или несогласия зависела его жизнь. Я посмотрел на жену. Она тоже устала и еле держалась на ногах. Николка посмотрел ей в глаза и снова тихо промолвил:
– Пойдем, помолимся.
Шли довольно долго. Обогнули справа монастырские стены, спустились в овраг, миновали целую улицу небольших домиков с палисадниками и огородами, зашли в сосновую рощу, где и оказалась часовенка. Николка достал из кармана несколько свечей, молитвослов и акафистник. Затеплив свечи, он стал втыкать их в небольшой выступ в стене. Тихим жалобным голосом запел «Царю Небесный». Мы стояли молча, поскольку, кроме «Отче наш», «Богородицы» и «Верую», никаких молитв не знали. Николка же постоянно оглядывался и кивками головы приглашал нас подпевать. Поняв, что от нас песенного толку не добьешься, он продолжил свое жалобное пение, тихонько покачиваясь всем телом из стороны в сторону. Голова его, казалось, при этом качалась автономно от тела. Он склонял ее к правому плечу, замысловато поводя подбородком влево и вверх. Замерев на несколько секунд, он отправлял голову в обратном направлении. Волосы на этой голове были не просто нечесаными. Вместо них был огромный колтун, свалявшийся до состояния рыжего валенка. (Впоследствии я узнал о том, что у милиционеров, постоянно задерживавших Николку за бродяжничество, всегда были большие проблемы с его прической. Его колтун даже кровельные ножницы не брали. Приходилось его отрубать с помощью топора, а потом кое-как соскребать оставшееся и брить наголо.) Разглядывая Николкину фигуру, я никак не мог сосредоточиться на словах молитвы. Хотелось спать, есть. Ноги затекли. Я злился на себя за то, что согласился пойти с ним. Но уж очень не хотелось обижать блаженного. И потом, мне казалось, что встреча эта не случайна. Я вспоминал житийные истории о том, как Сам Господь являлся под видом убогого страдальца, чтобы испытать веру человека и его готовность послужить ближнему. Жена моя переминалась с ноги на ногу, но, насколько я мог понять, старалась молиться вместе с нашим новым знакомцем. Начал он с Покаянного канона. Когда стал молиться о своих близких, назвал наши имена и спросил, как зовут нашего сына, родителей и всех, кто нам дорог и о ком мы обычно молимся. Потом он попросил мою жену написать все эти имена для его синодика. Она написала их на вырванном из моего блокнота листе. Я облегченно вздохнул, полагая, что моление закончилось. Но не тут-то было. Николка взял листок с именами наших близких и тихо, протяжно затянул: «Господу помолимся!» Потом последовал акафист Иисусу Сладчайшему, затем Богородице, потом Николаю Угоднику. После этого он достал из нагрудного кармана пальто толстенную книгу с именами тех, о ком постоянно молился. Листок с нашими именами он вложил в этот фолиант, прочитав его в первую очередь. Закончив моление, он сделал три земных поклона, медленно и торжественно осеняя себя крестным знамением. Несколько минут стоял неподвижно, перестав раскачиваться, что-то тихонько шепча, потом повернулся к нам и, глядя поверх наших голов на собиравшиеся мрачные тучи, стал говорить. Говорил он медленно и как бы стесняясь своего недостоинства, дерзнувшего говорить о Боге. Но речь его была правильной и вполне разумной. Суть его проповеди сводилась к тому, чтобы мы поскорее расстались с привычными радостями и заблуждениями, полюбили бы Церковь и поняли, что Церковь – это место, где происходит настоящая жизнь, где присутствует живой Бог, с Которым любой советский недотепа может общаться непосредственно и постоянно. А еще, чтобы мы перестали думать о деньгах и проблемах. Господь дает все необходимое для жизни бесплатно. Нужно только просить с верой и быть за все благодарными. А чтобы получить исцеление для болящих близких, нужно изрядно потрудиться и никогда не оставлять молитвы.
Закончив, он посмотрел нам прямо в глаза: сначала моей жене, а потом мне. Это был удивительный взгляд, пронизывающий насквозь. Я понял, что он все видит. В своей короткой проповеди он помянул все наши проблемы и в рассуждении на так называемые «общие темы» дал нам совершенно конкретные советы – именно те, которые были нам нужны. Взгляд его говорил: «Ну что, вразумил я вас? Все поняли? Похоже, не все».
Больше я никогда не встречал его прямого взгляда. А встречал я Николку потом часто: и в Троице-Сергиевой лавре, и в Тбилиси, и в Киеве, и в Москве, и на Новом Афоне, и в питерских храмах на престольных праздниках. Я всегда подходил к нему, здоровался и давал денежку. Он брал, кивал без слов и никогда не смотрел в глаза. Я не был уверен, что он помнит меня. Но это не так. Михаил, с которым он постоянно странствовал, узнавал меня и, завидев издалека, кричал, махал головой и руками, приглашая подойти. Он знал, что я работаю в документальном кино, но общался со мной как со своим братом-странником. Он всегда радостно спрашивал, куда я направляюсь, рассказывал о своих перемещениях по православному пространству, сообщал о престольных праздниках в окрестных храмах, на которых побывал и на которые еще только собирался. Если мы встречались в Сочи или на Новом Афоне, то рассказывал о маршруте обратного пути на север. Пока мы обменивались впечатлениями и рассказывали о том, что произошло со дня нашей последней встречи, Николка стоял, склонив голову набок, глядя куда-то вдаль или, запрокинув голову, устремляя взор в небо. Он, в отличие от Михаила, никогда меня ни о чем не спрашивал и в наших беседах не принимал участия. На мои вопросы отвечал односложно и, как правило, непонятно. Мне казалось, что он обижен на меня за то, что я плохо исполняю его заветы, данные им в день нашего знакомства. Он столько времени уделил нам, выбрал нас из толпы, сделал соучастниками его молитвенного подвига, понял, что нам необходимо вразумление, надеялся, что мы вразумимся и начнем жить праведной жизнью, оставив светскую суету. А тут такая теплохладность. И о чем говорить с тем, кто не оправдал его надежд?! Когда я однажды спросил его, молится ли он о нас и вписал ли нас в свой синодик, он промяукал что-то в ответ и, запрокинув голову, уставился в небо.
Он никогда не выказывал нетерпения. К Михаилу всегда после службы подбегала целая толпа богомолок и подолгу атаковала просьбами помолиться о них и дать духовный совет. Его называли отцом Михаилом, просили благословения, и он благословлял, осеняя просивших крестным знамением, яко подобает священнику. Поговаривали, что он тайный архимандрит, но поверить в это было сложно. Ходил он, опираясь на толстую суковатую палку, которая расщеплялась пополам и превращалась в складной стульчик. На этом стульчике он сидел во время службы и принимая народ Божий в ограде храмов. Я заметил, что священники, глядя на толпу, окружавшую его и Николку, досадовали. Иногда их выпроваживали за ограду, но иногда приглашали на трапезу.
Во время бесед отца Михаила с народом Николке подавали милостыню. Принимая бумажную денежку, он медленно кивал головой и равнодушно раскачивался; получая же копеечку, истово крестился, запрокинув голову вверх, а потом падал лицом на землю и что-то долго шептал, выпрашивая у Господа сугубой милости для одарившей его «вдовицы за ее две лепты».
В Петербурге их забирала к себе на ночлег одна экзальтированная женщина. Она ходила в черном одеянии, но монахиней не была. Говорят, что она сейчас постриглась и живет за границей. Мне очень хотелось как-нибудь попасть к ней в гости и пообщаться с отцом Михаилом и Николкой поосновательнее. Все наши беседы были недолгими, и ни о чем, кроме паломнических маршрутов и каких-то малозначимых событий, мы не говорили. Но напроситься к даме, приватизировавшей Михаила и Николку, я так и не решился. Она очень бурно отбивала их от почитательниц, громко объявляла, что «ждет машина, и отец Михаил устал». Услыхав про машину, отец Михаил бодро устремлялся, переваливаясь с боку на бок, за своей спасительницей, энергично помогая себе своим складным стульчиком. Вдогонку ему неслось со всех сторон: «Отец Михаил, помолитесь обо мне!» «Ладно, помолюсь. О всех молюсь. Будьте здоровы и мое почтение», – отвечал он, нахлобучивая на голову высокий цилиндр. Не знаю, где он раздобыл это картонное изделие: либо у какого-нибудь театрального бутафора или же сделал сам.
Картина прохода Михаила с Николкой под предводительством энергичной дамы сквозь строй богомолок была довольно комичной. Представьте: Николка со своим колтуном в пальто до пят и карлик в жилетке с цилиндром на голове, окруженные морем «белых платочков». Бабульки семенят, обгоняя друг друга. Вся эта огромная масса, колыхаясь и разбиваясь на несколько потоков, движется на фоне Троицкого собора, церквей и высоких лаврских стен по мосту через Монастырку, оттесняя и расталкивая опешивших иностранных туристов.
Любовь русских людей к юродивым понятна. Ко многим сторонам нашей жизни нельзя относиться без юродства. Вот только юродство Христа ради теперь большая редкость. Таких, как Николка и отец Михаил, нынче не встретишь. (Александр Богатырев, Православие.ру. Публикуется с сокращениями.)
Ксения Петербургская
Ей было 26 лет, когда ее муж неожиданно скончался. Молодая вдова не пролила ни одной слезы. После похорон она переоделась в одежду мужа и начала направо и налево раздавать свое имущество. Ее, безусловно, посчитали сумасшедшей. Родственники Ксении донесли на нее в полицию, где, впрочем, после долгого допроса женщину сочли вменяемой.
Проверено поколениями: делаем эффективную подкормку для рассады
Ученые разработали съедобную пищевую пленку на основе морских водорослей
Возвращаем куст розы к жизни после зимы: как правильно реанимировать цветы
С тех пор бродила по петербургским улицам женщина, облаченная в полковничий мундир. Мальчишки бросали в нее камни, взрослые кричали ей вслед ругательства. Но со временем отношение горожан к блаженной изменилось — Ксения демонстрировала удивительную прозорливость и способность исцелять.
Однажды юродивая подошла к бездетной женщине и сказала: «Беги на кладбище, тебе Бог ребенка послал. Та отправилась в указанном направлении, а спустя несколько минут стала свидетелем страшного события: на ее глазах погибла молодая мать. Женщина взяла к себе ребенка погибшей и воспитала его как своего. Это одна из историй о Ксении Петербургской, дошедшая до нас в разных вариациях.
Аннушка
При Николае I в Петербурге большой популярностью пользовалась юродивая старушка «Аннушка». Маленькая женщина, лет шестидесяти, с тонкими красивыми чертами лица, бедно одетая и с неизменным ридикюлем в руках. Происходила старушка из знатной фамилии, бегло болтала по-французски и по-немецки. Говаривали, что в молодости она была влюблена в офицера, который женился на другой. Несчастная покинула Петербург и явилась обратно в город через несколько лет юродивой. Аннушка ходила по городу, собирала милостыню и тут же раздавала ее другим.
Большей частью проживала она то у того, то у иного добросердного человека на Сенной площади. Бродила по городу, предсказывала события, которые не преминули сбываться. Добрые люди определили ее в богадельню, но там милая старушка с ридикюлем проявила себя на редкость вздорной и отвратительной особой. Устраивала с богаделками частые ссоры, вместо платы за провоз могла отходить извозчика палкой. Зато на родной Сенной площади пользовалась невероятной популярностью и уважением. На ее похороны, которые она сама себе и устроила, на Смоленское кладбище пришли все обитатели этой известной площади: торговцы, мастеровые, чернорабочие, духовные лица.
Примеры Юродства есть в Ветхом Завете: Илия, Осия, Иезекииль
Больше всего юродивых было на Руси, а потому именно здесь и появился термин для их названия. Но само явление мы можем наблюдать на протяжении всей известной истории человечества. Здесь нельзя пройти мимо Ветхого Завета. Многие пророки вели себя как Юродивые. Вот лишь несколько примеров:
Краткое житие Блаженного Максима, Христа ради юродивого
- Исаия ходил без одежды три года.
- Осия жил с блудницей, к которой не питал чувств.
- Иезекииль питался лепёшками, которые готовил на коровьем навозе.
Пророка Илию условно можно назвать юродивым Ветхого Завета. Он ходил без одежды, чтобы предупредить о грядущем египетском плене. Фото: days.pravoslavie.ru
Мы не можем сказать, что здесь речь идёт однозначно о том же самом юродстве. Внешне похоже. Но что значит быть юродивым? Быть может, за каждой странностью в поведении стоят разные проявления духовной деятельности человека. Тут утверждать что-либо тяжело.
В случае пророков православие учит, что их поведение — преимущественно иллюстрация (если угодно, символ) грехов еврейского общества или предупреждение о беде. Так пророки привлекали внимание общества к актуальным для своего времени проблемам.
Юродство ли это? Не совсем, но, по крайней мере, напоминает.